Главная страница

Курс лекции Каражан. 4.Курс лекций Каражан.На рус. яз. (1). Курс лекций для студентов неисторических факультетов подготовлен коллективом кафедры новой и новейшей истории Казахстана исторического факультета


Скачать 1.03 Mb.
НазваниеКурс лекций для студентов неисторических факультетов подготовлен коллективом кафедры новой и новейшей истории Казахстана исторического факультета
АнкорКурс лекции Каражан
Дата23.12.2021
Размер1.03 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла4.Курс лекций Каражан.На рус. яз. (1).pdf
ТипКурс лекций
#315290
страница16 из 29
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   29
3. Переселенческая политика царизма в Казахстане
После завоевания Россией казахских земель и подавления очагов сопротивления в Младшем жузе Россия приступает к планомерной колонизации Казахстана, превращая ее в экономический придаток, источник сырья, рынок сбыта товаров. Для осуществления этой цели Россия начинает активную переселенческую политику.
Переселение русских крестьян в казахские степи и проводимые российским правительством преобразования не могли не сказаться на социально-экономическом развитии края. Массовые изъятия земель отрицательно сказались на развитии земледелия у казахов, причем изымались казахские земли, удобные для хлебопашества, а лучшие участки предоставлялись русским переселенцам. В результате этого рост земледелия происходил не за счет роста посевов у казахского населения, аза счет увеличения посевов у переселенцев. Существовавшие факты хозяйственных контактов крестьян- переселенцев и казахов, естественно, не могли изменить всей структуры сельского хозяйства, но они являлись элементами социально- экономического процесса в Казахстане — колонии. Хлебопашество, твердо входившее в казахский быт, оставалось вторым после скотоводства занятием. Российское самодержавие, преследуя свои колонизационные цели, проявило заинтересованность в переходе казахов к оседлости. С переходом казахского населения к оседлости и земледелию, решался в какой-то степени вопрос землеустройства казахов, а это, в свою очередь, открывало широкий простор для дальнейшей экспроприации свободных казахских земель под переселенческие участки. Переселенческая политика царизма проводилась в несколько этапов Первый этап — 70—80 годы XIX вв.— до выхода указа 1889 года О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли. На первом этапе переселенческая политика царизма преимущественно охватывала регионы Акмолинская, Уральская, Семипалатинская, Тургай и Семиречье. Второй этапе годы

206 207
XIX в до 1905 года. Характеризуется активностью крестьянского переселения в Казахстан. На этом этапе государство регулирует процесс переселения. Третий этап — с 1906 — до 1916 года совпадает с реализацией столыпинской аграрной реформы, с Новым курсом правительства, составной частью которого являлась переселенческая политика. Отмена крепостного права в 1861 году в России не разрешает аграрного вопроса. Продолжаются крестьянские выступления в России, в центральных губерниях России в 1891—1892 гг. начинается голод. И для разрешения такого рода проблем царское правительство с середины х годов XIX века от военно-казачьей колонизации переходит к массовому переселению. Цель данной политики заключалась в следующем создание в их лице опоры на новом месте, образование источника пополнения колониальных войск, проведение русификаторской политики царизма.
Планомерное переселение русских и украинских крестьян почти вовсе области края началось вначале х годов XIX века и массовый характер приобрел в х годах. До начала XIX века переселение рассматривалось исключительно как способ колонизации постоянно присоединявшихся к государству окраин, причем иногда оно поощрялось, был принят ряд частных узаконений и распоряжений, регулировавших положение самовольных переселенцев, а затем более активное участие в направлении переселения.
По инициативе военного губернатора Семиреченской области
Колпаковского в 1868 году разрабатываются Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье”, действовавшие до 1883 года. По Временным правилам переселенцам определялся ряд льгот наделение землей до 30 десятин на мужскую душу, освобождение от налогов и повинностей налет, выдача ссуды до 100 ру- блей.
В 1889 году был принят закон О переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли, и этот закон распространялся на Тургайскую и Уральскую области. По нему переселенческое движение сосредоточивалось в руках правительства, и для переселения требовалось специальное разрешение.
Положение 1889 года фактически открыло Казахстан для переселенцев из России, но оно, как и все последующие законодательные акты, не смогло упорядочить переселенческое движение. В 1896 году при Министерстве внутренних дел было организовано переселенческое управление, которое сыграло зловещую роль в судьбе казахского народа. В казахскую степь были организованы две экспедиции под руководством Ф.Щербины и Н.Румянцева, которые выявили излишки земель у казахского народа. В результате этого с конца XIX века началось планомерное изъятие казахских земель и заселение их казачеством и переселенцами.
В х годах XIX века из Восточного Туркестана в Жетысу были переселены уйгуры и дунгане. Переселение шло в два этапа. На первом этапе в 1877 году в район Токмака прибыла группа дунган, на втором в 1881—1883 годах, согласно Санкт-Петербургскому договору, из Илийского края переселились уйгуры и дунгане. Из переселенцев образованы были пять волостей Жаркентская,
Кетменская, Аксу-Чарынская, Малыбаевская, Карасуйская. По переписи года число переселенцев составляло дунган — 14130, уйгуров человек Поскольку лучшие земли в Жетысу были изъяты в пользу казачества, уйгуры и дунгане получили участки, которые без искусственного орошения были малопригодны для земледелия. Проводить арыки и магистральные каналы было очень трудно.
Исходя из правил поземельного устройства сельского населения области, установленных Семиреченским областным правлением в
1882 году, дунгане и уйгуры должны были получить по 10 десятин земли на мужскую душу. Однако в 1885 году, когда приступили кот- воду наделов для переселенцев, на мужскую душу выделялось 4—5 десятин с обложением оброчной податью. Фактически переселенцы получали участки поболее заниженным нормам. На 10000 дунганского населения в Жетысу было выделено 27000 десятин земли.
Сельское и городское уйгурское и дунганское население разделилось на общины, со своей администрацией, мечетью и возглавляющим ее духовным лицом. Земля распределялась по отдельным хозяйствам, формально она считалась общиной. Царские власти мало интересовал вопрос о распределении земли внутри общины. Дунганская и уйгурская общины были удобным средством в руках колониальных властей для сбора налогов с населения по принципу круговой поруки.
Дунгане и уйгуры принесли с собой в Жетысу издавна сложившееся земледелие с искусственным орошением. Скотоводство и прочие промыслы имели второстепенное значение. Среди зерновых преобладала пшеница, ею засевалось более половины земель. Также засевались ячмень, просо, овес, рис. Рисоводством сравнительно широко дунгане начали заниматься с 1888 года, после освоения и орошения

208 арендованных земель по правому берегу реки Чу. У уйгуров рисоводство не стало доминирующей культурой, как у дунган. Они в основном, занимались садоводством, огородничеством и бахчеводством. Выращивались персики, новые для Жетысу сорта яблок, груш, слив, винограда.
Продукты сбывались в ближайших городах и на ярмарках как самими дунганскими и уйгурскими крестьянами, таки приезжавшими к ним перекупщиками.
Уйгуры занимались также хлопководством и частично шелководством. Они культивировали лени кунжут для приготовления масла. Таким образом, для хозяйства уйгур-дунганских переселенцев было типично многообразие культур.
Скотоводство у дунган и уйгур самостоятельного промыслового значения не имело и велось с целью обеспечения хозяйств рабочим скотом. Разводились главным образом лошади, коровы, и частично овцы и козы. Земледельческая техника у дунганского и уйгурского крестьянства находилась на низком уровне.
Переселяя уйгурских и дунганских крестьян в Казахстан, царское правительство преследовало две цели ослабить экономическую базу Китая в Кульдже и использовать переселенцев в качестве военной силы против Китая. В результате переселенческой политики царской администрации основные плодородные земли были переданы переселенцам, а казахский народ согнан в безводные, малопригодные земли. Изменилось демографическое положение Казахстана. Согласно данным всеобщей переписи 1897 года удельный вес казахского народа сократился в Казахстане до 87,1 процентов. Из проживавших 4 471,8 тысяч населения казахи составляли — 3 399,5, русские и украинцы —
532,7, татары — 55,4, узбеки — 73,5 тысячи, уйгуры — 56 тысяч. Переселенцы были заселены в основном на стратегических пунктах и вооружены огнестрельным оружием. Таким образом, они служили военно-агрессивной внешней и военно-феодальной внутренней политике Российской империи.
Переселенческая политика царизма нанесла огромный ущерб казахскому обществу. Основными чертами, характеризующими царскую переселенческую политику, являются, во-первых, изъятие лучших, наиболее ценных угодий вместе сводными источниками по произволу чинов переселенческого ведомства во-вторых, полное игнорирование нужд казахского населения, порождавшее земельную путаницу и нарушавшее естественный и привычный цикл кочевок; в-третьих, постоянное смещение казахских аулов с обжитой территории, со сносом строений, с занятием готовых ирригационных сооружений и древесных насаждений и, в-четвертых, допущение массового самовольного переселения, с последующим оформлением переселенцев. Изъятие лучших земельных угодий вначале колонизации производилось без всяких норм, выработанных экспедициями Щербины и Кузнецова, находя их преувеличенными. Особо тщательных обследований казахского землепользования не производилось, и землеустроительные партии сплошь и рядом основывались на устных сведениях об излишках земли и определяли изъятия на основе рекогносцировочной, глазомерной съемки. Мало того, в Северном Казахстане, где пресные водные источники были немногочисленны, изъятие их для нужд поселков лишало возможности казахов осваивать остающиеся в их пользовании земли. Царский чиновник Чиркин поэтому поводу писал После образования переселенческих участков киргизы бросали на произвол судьбы весьма обширные земельные площади и переставали ими пользоваться, так как у них изъяты были необходимые водные источники. При землеотводных работах не соблюдались хозяйственно- технические правила землеустройства. В результате казахи постепенно оттирались вглубь степи на худшие земли, подальше от культурных центров, железных дороги водных артерий. Культура Казахстана во второй половине XVIII—XIX вв.

Материальная культура казахского народа XVIII—XIX вв. опере- делялась уровнем экономического развития общества. На развитие материальной культуры казахского народа накладывало свой отпечаток кочевое скотоводство, также немаловажное значение в этом отношении имело развитие земледелия, торговли и влияние соседних народов. Одним из важных элементов материальной культуры казахов являются орудия труда, связанные со скотоводством и земледелием, домашними промыслами и ремеслом.
Господство кочевого натурального хозяйства казахского народа способствовало развитию различных видов домашнего ремесла ткачества, кошмоваляния, обработки дерева, металла, кожи и рогов Ткачеством и кошмовалянием занимались женщины, которые изготавливали мягкие предметы домашнего убранства ковры (кілем),

210 паласы (алаша), различные ленты для юрты (баскур, бау), войлочные ковры (текемет, түскиіз, сырмақ) и т.д.
С обработкой дерева, кости, рогов и кожи связана деятельность мужчин-мастеров по изготовлению деревянного остова юрты (үйші), седел (ерші), кузнецов и ювелиров (ста, зергер), сапожников (етікші) и т.д. Мастера-ремесленники создавали различные предметы быта и культуры, являющиеся шедеврами прикладного искусства у казахов.
Основным видом жилища казахского народа была войлочная переносная юрта (киіз й. В условиях кочевой жизни юрта была очень удобной формой жилища. Она легко и быстро ставится и разбирается, удобна для перевозки, летом в ней прохладно, а зимой тепло.
Типы казахских юрт определялись главным образом их величиной, то есть количеством боковых решеток (кереге), которые в собранной юрте именовались крыльями (анат. По внешней форме юрты были куполообразными и коническими. По долинам реки горным ущельям, где находились зимние стоянки, строился постоянный тип казахских жилищ. Это были юртоо- бразные наземные строения из камня (шошала), из камыша (доғара), прямоугольные землянки и полуземлянки (жер-кепе, жертөле). В лесных районах Казахстана появились деревянные шестигранные шошала и однокамерные избы русского типа.
Казахская национальная одежда сохранила свои самобытные этнографические черты. Основным материалом для одежды служила шерсть и кожа домашних животных. Значительную часть одежды шили из хлопчатобумажных, шелковых и других тканей Основной обувью казахского народа были кожаные сапоги, ичиги с калошами. Все взрослые мужчины носили на бритой голове шапочку-тюбетейку (тақия). Сверху тюбетейки надевали шапку
(бөрік) с плоским верхом и с меховым околышем. Соответственно с используемым мехом, подобные шапки таки назывались — из лисьих лапок (бөшпақ бөрік), из шкур куницы (сусар бөрік) и т.д. По всей территории Казахстана самой распространенной зимней шапкой у казахов был “тымақ”.
Женский костюм имел много общего с мужским. Верхней женской одеждой служили халаты наподобие мужских. Состоятельные женщины имели шелковые чапаны сложными рукавами. Женские головные уборы, в зависимости от возраста женщины и ее положения в семье, редко отличались один от другого. Самым дорогим женским головным убором считался свадебный головной убор невесты
“сəукеле”, который богато украшался драгоценными металлами, камнями и мехом. А головной убор замужней женщины — “кимешек” изготовлялся из белой бумажной ткани.
Казахские женщины из зажиточных семей носили множество украшений из серебра и золота, дорогих камней и перламутра. Это дорогостоящие кольца, перстни, браслеты, серьги, различные подвески к косами одежде, ожерелья и бусы, нагрудные украшения и т.д.
Скотоводческий быт казахского народа проявлялся в их пище и утвари. Основным питанием являлись мясомолочные продукты. Вначале зимы казахи заготавливали мясо на всю зиму (“соғым”) из конской реберной части готовили азы, “қарта”, из мелких кусков мяса и сала — “шұжық”. Излюбленный напиток казахского народа
— кумыс готовился из кобыльего молока путем заквашивания свежего молока в специальной кожаной посуде “саба”. Из верблюжьего молока готовили питательный заквашенный напиток “шұбат”. Из кипяченного молока готовили кислое молоко — “қатық”, айран для повседневного употребления. Также из молока готовили рт,
“ірімшік”. Развитие среди казахского народа земледельческого хозяйства привело к употреблению в пищу просяных круп и пшеницы. Из пшеничной муки жарили бауырсаки, пекли хлеб, готовили тесто мясных блюд. Также жарили пшеницу и просо, из них готовили “жент”. Посуду и утварь казахи делали из небьющихся материалов из дерева, кожи, шерсти, войлока. Таким образом, в материальной культуре казахского народа в конце XVIII—XIX вв. сохранились традиционные особенности, обусловленные кочевыми полукочевым образом жизни. У казахского народа традиции бытовой и обрядовой культуры проявились в повседневной жизни. Это было связано с различными домусульманскими верованиями, древними обычаями и обрядами. Древний культ огня в виде очищения огнем — “аластау” проявлялся в различных аспектах жизни народа. Особо божественное значение у казахского народа имело синее небо (көк тəңірі). Небо было свободно в своих поступках — оно награждало и карало. От его воли зависело благополучие людей и народов пишет Ч.Валиханов. Они издревле боялись грома и молнии, считая их гневом неба.
Среди казахов была широко распространена традиция дружбы- побратимства (тамыр болу). Одних сводили их родители, других — общность их интересов в борьбе с общим врагом, а третьих в результате различных житейских забот. Побратимство закреплялось торжественно, при свидетелях целуя саблю или кинжал, давали клятву о вечной верности.
Казахский народ издревле отмечал наступление Нового года
(Наурыз). В этот день женщины готовили традиционное блюдо —
“наурыз коже и угощали им всех гостей. “Наурыз коже по своему составу являлся сборным, то есть состоял обязательно из семи компонентов. В этот день, независимо от возраста, пола и социального положения, соблюдалось равенство людей, участвующих в гуляниях. Вдень праздника люди прощали друг другу самые тяжкие обиды. Среди казахского народа также практиковался древний обычай жертвоприношения “құрбандык шалу”. Жертвоприношения осуществлялись по случаю окончания войны, возвращения сына с поля битвы, рождения долгожданного ребенка, выздоровления от тяжелой болезни, по случаю засухи и т.д. В жертву приносили домашних животных
— баранов, быков, жеребцов и верблюдов, по возможности — белой масти. Обрядовая культура у казахского народа охватывала все стороны народной жизни, играла в ней важное значение. Культура казахского народа XVIII—XIX вв. была преемственно связана с культурой прошлого, с ее лучшими традициями. Имена казахских акынов, жырау, их творчество, время, в которое они жили, почти небыли известны, но упоминались в легендах, эпосе. Произведения многих из них не сохранились или дошли отрывочно, не полностью. Известны несколько произведений жырау Бухара
Калкаманулы. Темы сочинений Бухар жырау — любовь к Родине, патриотизм. Он воспевал освободительную борьбу казахского народа против джунгарских захватчиков, призывал народ к единству, к подвигам. Также жырау мечтало сильном централизованном государстве, объединяющем в себе все три казахских жуза. Песни других жырау — Таттыкара, Актамберды, Умбетей, Шал акына, Котеш сохранились отрывочно. Они в своих песнях показывали социальное неравенство, насилие, несправедливость.
В устном народном творчестве особое место занимает ораторское искусство казахских биев. Они призывали народ к единению, к согласованной вооруженной борьбе против внешнего врага, к любви, справедливости, честности, уважению. Знаменитые бии казахского народа Толе би, Казбек би, Айтеке би участвовали в политической жизни того времени. В XVIII веке большое развитие получила профессиональная деятельность певцов, инструменталистов, акынов. Было распространено традиционное исполнительство — сольное пение и сольная играна музыкальном инструменте. Песни и кюи начинали свадьбы, претворяли совещания аксакалов, отмечали откочевки на жайлау и возвращение в кыстау. Традиционной песней приходили утешать семью в постигшем ее горе, песней также поздравляли с радостным событием. Музыкальные произведения по содержанию и сложности исполнения были различные. Например песни, исполняемые вовремя трудовых процессов и бытовых ритуалов (свадьба, похороны, колыбельные и детские песни отличались лаконичностью. Одаренность профессиональных музыкальных деятелей выявлялась на специальных айтысах в присутствии многочисленных зрителей. Победителям вручали призы и присваивали уважительные приставки к именам
“сал”, “сери”.
Благодаря им в песенной музыкальной культуре сохранились произведения авторов древних времен кюи “Аксак кулан и “Жошыхан”,
“Кобыланды батыр”, “Камбар батыр”, песенные поэмы Козы Корпеш Баян сулу”, “Кыз Жибек” и другие.
С конца XVIII — начала XIX века традиция певцов-сказителей в казахской литературе постепенно начала вытесняться, уступая место индивидуальному поэтическому творчеству.
Многообразная жизнь народа, борьба егоза лучшую долю, стремление к свободе и счастью нашли отражение в музыке XIX века. Композиторы, введя новые художественные образы, новые средства выразительности, породили новаторский дух времени.
В музыке XIX века сконцентрированы весь творческий талант и духовные силы казахского народа, поистине этот период представляет собой замечательную веху в культурной истории — это своеобразный ренессанс.
В это время жили и творили выдающиеся композиторы певцы и кюйши, их высокохудожественные произведения составили музыкальную классику казахского народа.
Плодотворное влияние на развитие инструментальной музыки
XIX века оказало творчество Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета,
Ихласа, Казангапа, Сайтека, Байсерке, Тока, Сармалая. Свои заветные думы, свои горести и радости эти композиторы запечатлели на струнах домбры, кобыза и звуках сыбызгы.
Сохранилось более шестидесяти кюев Курмангазы — это красочные, стремительные по ритму, очень выразительные кюи. Они стали родоначальниками одной из главных музыкальных традиций Казахстана, отличающейся красочно-темпераментным характером,

214 экспансивностью. Правда, в этой музыке есть и философские размышления, но все они объединены единством стиля.
Выдающийся вклад в инструментальную музыку внес Таттимбет. Он прославился как зачинатель стиля «шертпе кюй». Большинство его кюев философского, лирико-эмоционального характера, по преимуществу он выступает как лирик. Известный поэт А.Танирбергенов писал, что у Таттимбета сочинены сорок кюев: «…Таттимбет — гордость рода аргын. Сорок кюев текли из его пальцев писал он.
Продолжателем эпических традиций в инструментальной музыке выступил выдающийся мастер кобыза Ихлас. Он же сохранил для нашего времени древние мелодии времен Коркыта, создал множество оригинальных произведений, значительно улучшил звучность кобыза.
Выдающимся исполнителем кюев на сыбызгы был Сармалай. Он сочинил ряд замечательных кюев на сюжеты из эпоса, легенд иска- зок. Наибольший интерес представляют его кюи, написанные на ани- малические темы «Коныр каз», Нар идірген», «Кеныр бука».
В XIX в. в высшей степени развивалась песенная культура казахского народа. Классические образцы народной песни значительно обогатились творчеством Биржан сала, Ахан серы, Мухита, Жаяу
Мусы, Жарылкапберды, Сегиз серы. Колоритные и красочные мелодии народных композиторов Казахстана XIX века вошли в сокровищницы национальной духовности. Песенная культура казахов, как и его инструментальные мотивы, имела своеобразные тенденции развития в различных регионах Казахстана.
Во второй половине XIX века в казахской литературе появился новый тип казахской письменной литературы, ярким представителем которого был великий просветитель, философ, поэт — классик Абай
(Ибрагим) Кунанбайулы (1845—1904).
Абай родился в семье образованного, известного в казахской степи волостного управителя Кунанбая в Чингисских горах Семипалатинской области. Получив домашнее образование в возрасте восьми лет, он поступает в Семипалатинское медресе, где изучает мусульманскую философию, литературу, религиозное вероучение. Продолжая обучение в медресе, Абай поступил в русскую школу. После учебы он выучился арабскому, русскому и персидскому языкам, освоил начала великих культур Востока и Запада, и потом всю жизнь занимался самообразованием. Под влиянием древних восточных легенд, Корана, Тысячи и одной ночи им были написаны поэмы «Искандер» и Сказание об Азиме», Он перевели распространил в степи поэмы «Шахнамэ», «Лейла и Меджнун», «Кер-Оглы». Читал в подлинниках А.Пушкина, М.Лермонтова, И.Крылова, полюбил Л.Толстого, А.Салтыкова-Щедрина. Абай осуществил переводы стихотворений Гете, Байрона, Шиллера, Мицкевича, по духу ему ближе всех был Гете. А.Кунанбаев помимо глубоко философичной поэзии оставил прозу — Слова назидания, содержащие глубокие философские раздумья, оригинальные философские идеи. Абай выдвигал гуманистические идеи на протяжении всей своей жизни. Он призывал уважать человека не по его происхождению, не по занимаемому им в обществе положению, не по знатности и богатству, а потому, что несет человек людям, каков его духовный мир. Известны его стихотворения Лето, Осень, Октябрь с ноябрем — эти два месяца, Зима, Светлая луна в безветренной ночи, Весна и др. А.Кунанбаев искал пути обновления человека, старался поднять его духовность и призывал каждого из нас Будь человеком (Адам бол!). Глубокий смысл его призыва сохранили свою актуальность и посей день.
Чокан Валиханов (1835—1865) начальное образование получил в частной казахской школе, где учился арабскому языку, поэзии, рисованию. Затем учился в Омском кадетском корпусе. Здесь сложился круг его общения ориенталист Костылецкий, историк Гонсевский, исследователь истории народов Сибири и Казахстана Ядринцев, выдающийся географ Потанин, статистик Анненский, известный путешественник Семенов-Тянь-Шанский, а также ссыльный писатель Достоевский. Из кадетского корпуса вышел человек широко образованный, передовых взглядов, свободно ориентирующийся в современной науке и культуре. Дальнейшая его судьба была определена семейной традицией и полученным образованием российский офицер, разведчик, дипломат, чиновник, выполняющий различные поручения царской администрации.
После окончания Омского кадетского корпуса (1853) Ч.Валиханов был назначен адъютантом Западно-Сибирского генерал-губернатора. Вовремя службы продолжал изучать историю, географию и этнографию Средней Азии и Казахстана, стран зарубежного Востока. В 1856 году участвовал в экспедиции по исследованию территории Киргизии, а также в составлении карт района Иссык-Куля, изучал флору и фауну региона. Поездка в Кашгарию (1858—1859), исследование этого края принесли Ч.Валиханову славу известного учёного. В его капитальном труде О состоянии Алтышара…», опубликованном в 1861 году, дан историко-географический очерк Кашгарии. Этот труд был воспринят в научных кругах как важное географическое открытие. Вовремя пребывания в Петербурге Чокан работал в Главном штабе над подготовкой к изданию карты Азии, участвовал в трудах Русского географического общества, членом которого он был избран в 1860 году. В работах, посвящённых истории и культуре Средней Азии и зарубежного Востока Киргизы (так раньше называли казахов, Следы шаманства у киргизов, Киргизское родословие и др был обобщён огромный материал по истории и этнографии казахов, их быте, обычаях, культуре.
Устному народному творчеству казахов посвящены статьи Предания и легенды большой Киргиз-кайсацкой орды и другие. Огромный интерес фольклористов вызывает его анализ особенностей импровизаторского искусства акынов, жанров казахских песен, ритмики казахского стиха. Он полностью записали перевёл на русский язык народную эпическую поэму «Козы-Корпеш и Баян-сулу», атак- же часть киргизского национального героического эпоса «Манас». Эстетический и духовный облик казахской литературы XIX века выглядит неполным без учета поэзии представителей течения «Зар заман», получившей название по одноименному произведению акына Шортанбая «Зар Заман». Эта литература, существовавшая на протяжении довольно-таки продолжительного времени, по всем своим параметрам выглядел идейно-содержательным эстетическим явлением. Первыми исследователями этого течения были Х.Досмухамедов,
А.Байтурсунов, М.Ауэзов.
Литература «Зар замана» своим содержанием была тесно связана с идеей казахской национальной государственности, с исламской духовной тенденцией, в советский период истории Казахстана она была подвергнута жесткой критике и запрещена. К поэтам «Зар заман» относятся Дулат Бабатайулы, Шортанбай
Канайулы, Мурат Монкеулы и другие. Поэзия представителей «Зар заман» по различным параметрам это идейный своеобразный синтез, генетически восходящий к эстетике и творческим традициям жырау эпохи казахского ханства. Идеологически поэзия жырау «Зар заман» самым тесным образом связана с исторической судьбой казахской национальной государственности — Казахского ханства.
Во второй половине XIX века на территории Казахстана были созданы научные учреждения и филиалы различных научных обществ
России.
В 1867 году был создан Оренбургский отдел ИРГО, который взял в свои руки инициативу научного изучения западной и северной части Казахстана. Цели и задачи отдела, по словам Оренбургского генерал- губернатора, заключалась в изучении производительных сил в крае с целью интенсивного использования его природных богатств винте- ресах русского капитализма и русификации местного населения…».
Освоение восточных районов страны, в первую очередь Сибири и Казахстана, повлекло за собой открытие Западно-Сибирского отдела ИРГО. Основной задачей отдела являлось изучение Западной Сибири и Казахстана в географическом, естественно-историческом и этнографическом отношениях.
С образованием в 1867 году Туркестанского генерал-губернаторства г. Ташкент в конце XIX века становится крупным научным центром страны. С целью более глубокого изучения Средней Азии и южной части Казахстана в феврале 1897 года был создан Туркестанский отдел Русского географического общества.
Одной из основных задач отдел считал географическое исследование новой территории России. В декабре 1887 года была создана Оренбургская ученая архивная комиссия. Цель комиссии — приведение в порядок и подготовка для научных изысканий архивных документов, находящихся в канцелярии генерал-губернаторов.
В декабре 1895 года было образовано единственное историко- научное учреждение в Средней Азии — Туркестанский кружок любителей археологии. Цели и задачи кружка выявление, учет, изучение и популяризация памятников истории и культуры Южного Казахстана и Средней Азии. Члены Туркестанского кружка любителей археологии проводили на юге Казахстана археологические раскопки и публиковали их результаты в научных изданиях. Деятельность членов кружка находилась под пристальным вниманием Восточного отделения Русского археологического общества. Находки и открытия членов кружка заинтересовали виднейших русских востоковедов и археологов, которые использовали их в своих трудах.
В конце XIX века в областных центрах Казахстана были созданы статистические комитеты, которые внесли определенный вклад в изучение экономики, географии и истории края.
Изучением Казахстана занимались научные учреждения центра страны. Казахская проблематика занимает видное место, особенно в конце XIX века, в деятельности Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете.
Большой вклад в изучение культуры, быта и происхождения казахов внесли русские востоковеды, объединившиеся еще все- редине XIX века в Восточное отделение Русского археологического общества. В конце XIX — начале XX вв. почтив каждом номере Записок и Трудов отделения помещались статьи, заметки, критико-биографические очерки по истории и этнографии казахского народа, фольклорные материалы.
Известную роль в изучении истории, культуры и быта казахского народа сыграли столичные этнографические музеи, которые вначале вв. стали собирать экспонаты казахской национальной культуры. Так, музей антропологии и этнографии Академии наук в х годах XIX века имел постоянную экспозицию казахских этнографических предметов. Казахские этнографические коллекции имелись в Петербургском Русском музее основанном в 1895 году по инициативе Русского географического общества, в музее археологического общества в
Дашковском этнографическом музеев Москве, в музеях Верного, Екатеринбурга, Казани, Омска, Оренбурга, Саратова, Семипалатинска, Ташкента. Они привлекли внимание общественности к культуре и быту казахского народа, способствовали распространению достоверных сведений о жизни казахов.
В научных учреждениях и обществах работали такие видные востоковеды России, как В.В. Григорьев, В.В. Вельяминов-Зернов,
Я.В. Ханыков, И.Н.Березин, В.В. Бартольд, НА. Аристов и другие, которые оставили после себя фундаментальные труды о Казахстане.
Созданные в конце XIX века в Казахстане научные учреждения и общества подготовили научную базу для более широкой колониальной эксплуатации казахской степи. Вместе стем они собрали и ввели в научный оборот огромное количество материала по истории и экономике Казахстана, которые стали источниковой базой для последующих исследователей.
Одним из следствий присоединения Казахстана к России было появление русско-казахских школ. До присоединения к России на территории Казахстана существовали только конфессиональные школы — мектебы и медресе, готовившие служителей религиозного культа. Обучение в них велось на арабском языке. Нов конце ХІХ века стали открываться светские казахские школы. Так в 1899 году
Калкабай Маманов и его сыновья Турусбек, Сейтбаттал, Есенкул открыли такую школу в Капале. В Семиречье школы «Мамания» функционировали с 1899 до 1920 года. В школе обучали математике, физике, географии, природоведению, истории, родному языку, арабскому и русскому языкам, изучали Коран. Лучшие выпускники школы «Мамания» направлялись на учебу в Уфу, Оренбург, Троицк, получали соответствующее образование и на средства Мамановых открывали свои школы. Значительным событием конца ХІХ начала ХХ вв. было открытие «новометодных» («джадидских») учебных заведений. Идейным вдохновителем джадидизма в просвещении был крымский просветитель Исмаил бей Гаспралы. Сторонники нового метода стояли за реформу мусульманской школы, широкое внедрение светских дици- плин (географии, истории, естествознания, русского языка, новую методику обучения, за необходимость европейского образования для мусульман. Джадидизм — (от арабского усул-и-джадид — новый метод) культурно-реформаторское и общественно — политическое движение мусульман Поволжья, Крыма и Средней Азии в конце XIX
— начале ХХ вв. В Казахстане движение за новый метод активизировалось вначале ХХ вв. Первым светским учебным заведением, открытым царизмом в Казахстане было Азиатское училище, открытое в 1789 году в Омске, который был центром управления северными областями Казахстана. В 1841 году в Ханской ставке ханом Джангиром основана первая русская школа — пансион для детей ближайших помощников хана
(султанов-родоуправителей, старшин, биев).
В 1825 году в Оренбурге на базе татарской школы было создано
Неплюевское военное училище, реорганизованное в 1844 году в кадетский корпус. В 1846 году был открыт кадетский корпус в Омске, созданный на базе Сибирского казачьего войскового училища.
В 1850 году при Оренбургской пограничной комиссии была открыта школа с семилетним сроком обучения. Преподавание в ней велось на русском языке, причем изучался и татарский язык.
Все эти учебные заведения были строго сословными. В них принимались только дети дворян, офицеров, чиновников и казахской знати, состоявшей на службе у царского правительства.
В 1857 году по типу Оренбургской, в Омске при областном правлении была открыта школа для казахских детей, готовившая, главным образом, переводчиков. Она просуществовала почти четверть века ив году была преобразована в пансион для десяти казахских детей и десяти русских воспитанников, учившихся в приходских школах Омской учительской семинарии ив уездном училище. Воспитанники пансиона должны были потом посвятить себя педагогической работе в школах, открываемых в казахской степи. В 1865 году в Омске открылась еще одна школа для казахских детей, а в 1869 году при Оренбургской гимназии было создано отделение для подготовки переводчиков восточных языков и писарей военных округов.
В х годах в Омске были мужские и женские интернаты для казахских детей, содержавшиеся за счет средств казахских общин. В
1885 году эти интернаты были преобразованы в сельскохозяйственные школы.
В 1864 году в Тургае была открыта первая русско-казахская начальная школа на средства, собранные Ибраем Алтынсариным — известным казахским просветителем, с населения. Вскоре такие же школы были организованы в Иргизе и Троицке.
В 1879 году Тургайская областная комиссия по просвещению, по настоянию Ибрая Алтынсарина, всегда отстаивавшего идею совместного обучения казахских и русских детей и неуклонно стремившегося проводить ее в жизнь, признала необходимым открыть в каждом уездном городе по одному двухклассному русско-казахскому училищу с интернатом на 50 детей казахов при каждом. В том же году Ибрай Алтынсарин был назаначен инспектором народных училищ Тургайской области.
Алтынсарин был также инициатором организации русско- казахских женских школ, ремесленно-технических училищ для казахской молодежи. В этих школах-интернатах могли обучаться и дети казахской бедноты. Он был не только основоположником русско-казахских школ в аулах, он был автором первого казахского алфавита, разработанного им на основе русской графики. Он составил первую учебную книгу на казахском языке Киргизская хрестоматия которая вышла в 1879 году, затем Руководство по обучению киргизов русскому языку. И.Алтынсарин был действительным членом Оренбургского отдела Русского географического общества. Он является автором не только учебных и методических работ, но и научных статей по этнографии казахов, рассказов о выдающихся ученых, государственных деятелях. Известен он как переводчик басен
И.Крылова, рассказов Л.Толстого и К.Ушинского. К концу XIX века на территории Казахстана существовало несколько типов русско-казахских школ аульная школа грамоты с двухлетним сроком обучения, волостное русско-казахское одноклассное училище с четырехлетним сроком обучения, двухклассное русско- казахское училище с шестилетним сроком обучения. Но их было очень мало.
Начало женскому образованию среди казахов было положено в
1883 году, когда в Ханской ставке, в Букеевской орде, открылась первая женская школа для казахских девочек. Это было одноклассное сельское училище с интернатом на 20 человек.
В 1888 году в Тургайской области Ибраем Алтынсариным был создан первый интернат для казахских девочек при Иргизском женском училище, основанном в 1887 году. В 1889 году в нем училось 15 казашек. Это в основном были дочери, сестры и родственницы представителей казахской знати.
Основным предметом занятий было рукоделие — ручное шитье, шитье на машинке, вышивание, вязание и т.п.
В 1890 году в Тургае было открыто русско-киргизское женское училище с интернатом на 20 казахских девушек. В 1893 году такое училище открылось в Кустанае, в 1895 году — в Карабутаке, а в 1896 году — в Актюбинске. Текучесть в этих школах была огромная, а женское образование развивалось крайне медленно.
Российская империя создавала благоприятные условия для русского образования и культуры, соответственно препятствовала развитию казахской.
Культура Казахстана XVIII—XIX вв., в связи с развитием товарно- денежных отношений и присоединением края к России, претерпевает изменения в своем развитии. Но казахский народ старался сохранить традиции и наследие своих предков

222 Тема КАЗАХСТАН ВНАЧАЛЕ ХХ ВЕКА ● Социально-экономическое положение края ● Казахстан в период российской революции 1905—1907 гг.
● Казахстан в годы первой мировой войны. Антиколониальное восстание казахов 1916 г ● Февральская буржуазно-демократическая революция в России и ее влияние на общественно-политическую жизнь Казахстана. Социально-экономическое положение края

В Казахстане, занимавшем вначале ХХ в. огромную территорию шести областей (Сыр-Дарьинской и Джетысуской в составе Туркестанского генерал-губернаторства; Акмолинской, Семипалатинской, Уральской, Тургайской в составе Степного края
Букеевской Орды, входившей в состав Астраханской губернии, и
Мангышлакской в составе Закаспийской области, начался новый этап разрушения традиционной национальной экономики и культуры казахского народа. Большое влияние на этот процесс оказала Россия, ставшая узловым пунктом всех противоречий империализма. Российский военно-феодальный империализм резко усилил национально-колониальный гнет. Развитие капитализма в сельском хозяйстве Казахстана пагубно повлияло на кочевое скотоводство казахов. Новый размах получило переселение крестьян из центральных губерний в национальные окраины. Столыпинская реформа, направленная на решение аграрного вопроса в России, была направлена на создание класса собственников-помещиков и кулаков. Свободные земли коренного населения отбирались без учета его нужд, что привело к массовому обезземеливанию, обнищанию казахов. По сведениям, за неполные семь лет (1906—1913 гг.) на плодородные земли Акмолинской, Тургайской, Уральской и Семипалатинской областей переселилось более 430 тысяч украинских и российских семей. Помещики и кулаки получали казахские земли в аренду налет по ничтожно малой цене (10—20 копеек за десятину, что также способствовало быстрому расцвету класса помещиков и кулаков, обострению классовых противоречий между переселенцами и коренным населением.
Негативные черты колонизаторской политики российского правительства наиболее ярко проявились в различных отраслях промышленности в сохранении ее низших форм были заинтересованы крупнейшие метрополии и само царское правительство. Широко распространенной отраслью в Казахстане являлось шерстомойное производство, но вывоз шерсти с территории Казахстана в центр России на крупные предприятия препятствовал развитию промышленности по изготовлению шерстяных товаров в самом крае. Из других отраслей промышленности по обработке продукции земледелия наибольшее развитие получило мукомольное производство. В регионах Казахстана появились первые предприятия по обработке табака, но спрос населения на табачные изделия был невелик. Проникновение русского и иностранного капитала в горное дело началось в Казахстане еще в XVIII веке и связано было с появлением русских купцов, создавших первые горнозаводские предприятия. Центральный Казахстан вовсе времена привлекал внимание предпринимателей, здесь отдельными рудоискателями последам древних разработок был найден целый ряд месторождений. В 1906 г. в Семипалатинской и Акмолинской областях было возрождено 609 месторождений медных, 71 — свинцовых руд и 177 — каменного угля. Организаторами производства выступили купцы С.И.Попов,
Н.Ушаков, А.Рязанов, разбогатевшие на торговле. Но разработка руд здесь велась хищническими методами. Не последнее место в дореволюционном Казахстане занимала добыча золота. Как правило, добыча шла на местах древних разработок. Золотоносные районы дореволюционного Казахстана находились в Усть-Каменогорском, Зайсанском, Семипалатинском и
Каркаралинском уездах Семипалатинской области, Кустанайском,
Иргизском, Актюбинском уездах Тургайской области, Кокчетавском уезде Акмолинской области и Джаркентском уезде Семиреченской области.
Развитие монополистического капитализма в России в силу ее экономической отсталости шло под сильнейшим воздействием иностранного капитала. Прилив иностранного капитала в промышленности России происходил главным образом в форме акционерного капитала. Иностранный капитал составлял в 1900 году уже почти половину всех акционерных капиталов.
В Казахстане иностранных капиталистов привлекала главным образом горная промышленность. Причем не будет преувеличением сказать, что вскоре иностранный капитал занял почти монопольное

224 положение в этой отрасли экономики. В конце ХIХ — начале ХХ вв. в руки иностранных капиталистов перешли почти все существовавшие к тому времени медные, полиметаллические рудники и угольные копи. Притом, и это необходимо отметить, иностранные капиталисты почти не тратили средств на геологические разведки и поиски месторождений, а, как правило, приходили уже на готовое при активном и небескорыстном содействии и посредничестве царского правительства, скупая буквально за гроши богатейшие месторождения, открытые местным населением и разрабатываемые русскими предпри- нимателями.
К акционерным обществам, действовавшим на территории Казахстана, относятся Акционерное общество Спасских медных руд и Акционерное общество Атбасарских медных копей. Фактически обе эти внешне самостоятельные компании находились в руках одних и тех же финансовых дельцов. Двумя ответвлениями другой иностранной финансовой группы, хозяйничавшей в крае, были Риддерское и Киргизское акционерные общества, действовавшие на основании русских уставов.
Среди иностранных предпринимателей Рудного Алтая можно назвать представителей британской финансовой олигархии Лесли
Уркварта, Рейнолдса, Вебстера, а также американских миллиардеров
— собственника горнопромышленных, железнодорожных, металлургических предприятий в Индии, Китае, Южной Америке Герберта
Гувера, ставшего впоследствии президентом США, и крупнейшего представителя финансовой олигархии США Джорджа Пирпонта
Моргана.
Деятельность акционерных обществ, созданных для эксплуатации нефтяных богатств Урало-Эмбинского района, носила преимущественно спекулятивный характер. В международных финансовых кругах, на многих биржах был поднят бум вокруг нефтяных богатств этого района. Однако когда дело дошло до разработки этих богатств, финансовый капитал стал весьма скуп, неохотно, вернее, очень осторожно шел на расходы. Действительно, жажда быстрого обогащения, ипритом обогащения почти без затрат, порождала крайне хищнические методы. В основном шла бешеная погоня за фонтанирующими скважинами. Примечательна история освоения знаменитого Доссора. Хотя в Урало-Эмбинском районе в годы, предшествовавшие революции, зарегистрировано было большое количество месторождений нефти, почти вся добыча сосредоточилась водном лишь Доссоре ив небольшом объеме — на промысле Макат. Остальные промыслы — Искине,
Новобогатинск, Каратон, Карачунгул и др вовсе небыли вовлечены в эксплуатацию.
В силу того что Казахстан постепенно становился важным источником сырья и сбыта, большое внимание уделялось транспортным средствам. Главной железнодорожной артерией дореволюционного Казахстана являлась Оренбургско-Ташкентская дорога, построенная в 1901—1905 гг. (этому предшествовало строительство в 1880—1899 гг. железной дороги от Красноводска через Самарканд до Ташкента. К 1917 году в Казахстане было 2793 версты железных дорог, из них только 236 верст местного значения, остальные связывали источники сырья в Казахстане с промышленными центрами России. Водный транспорт использовался преимущественно в Семипалатинской области. Пароходная компания «Западно-Сибирское товарищество пароходства и торговли и др. на 73 пароходах и более 200 непаро- вых баржах (данные наг) осуществляли перевозку грузов по Иртышу от Семипалатинска до Омска. Более распространенным транспортным видом был гужевой транспорт. Общеизвестными ив неплохом состоянии были тракты Семипалатинск-Верный-Ташкент, Оренбург, Петропавловск-Кокчетав-Акмолинск. Развитие промышленной инфраструктуры повлияло на быстрый рост рабочего класса. На 675 фабриках и заводах трудилось более 50 тысяч человек, на водном и железнодорожном транспорте — более
25 тысяч человек. По другим данным, в 1916—17 гг. число рабочих на промышленных предприятиях достигало 65 тысяч человек. Нона предприятиях, требующих высокой квалификации и технических знаний, процент рабочих коренной национальности был ничтожно мал. Большое количество казахов занималось поденной и сезонной работами, низкооплачиваемым трудом. Их положение из-за отсутствия профсоюзов, элементарных мер безопасности труда, незнания русского языка, открытой дискриминации было намного тяжелее, чем рабочих русской национальности. Например, на Семипалатинских кожевенных заводах рабочие питались остатками мяса и сала с кож. На Оренбургских предприятиях хозяева на рабочих смотрели как на скот.
Итак, вначале ХХ века Казахстан, являясь национальной окраиной России, вызывал интересу российского и западного капитала преимущественно как сырьевой источник. Политика царизма на присоединенных казахских землях носила ярко выраженный колониальный характер. Распоряжаясь казахскими землями, нарушая при этом вековые кочевые традиции казахского народа, российское правительство поставило тем самым кочевое население перед огромными экономическими трудностями. Проводя наряду с территориальной реформой и административную, царизм внес большие изменения в социальную структуру казахского общества. Основная часть родовой знати превратилась в послушных исполнителей воли царизма и содействовала усилению процесса колонизации на казахской земле. Другая часть родовой знати, поддерживаемая многочисленными народными массами, встала на путь борьбы за национальную независимость и способствовала быстрому росту политического самосознания казахского населения и готовности к борьбе за улучшение экономического и политического положения. Казахстан в период российской революции 1905—1907 гг.
Первая русская революция, порожденная глубокими противоречиями в социально-экономической и политической жизни России и ее национальных окраин, способствовала политической активизации простого народа против колониального и социального гнета. Непосредственным толчком к революции, продолжавшейся 2,5 года, послужили события кровавого воскресенья в Петербурге 9 января
1905 года, когда погибло и было ранено более 4600 человек. К концу г. восстание достигло своей кульминации, общее количество стачечников дошло до 5735 тыс, произошло более 5 тысяч крестьянских восстаний, около 200 солдатских волнений. В Москве, Сормове, Перми ив других городах вспыхнули вооруженные восстания рабо- чих.
Изданный 17 октября манифест объявило предоставлении народу свободы слова, совести, собраний, союзов, вероисповедания. Были проведены выборы в Государственную Думу, создан двухпалатный парламент. В нижнюю палату депутаты избирались по четырем кури- ям землевладельческой, крестьянской, рабочей, городской. И первая, и вторая Государственные Думы настаивали на отчуждении помещичьих земель. Депутаты от казахских областей не раз выступали за ограничение переселения русских и украинцев в Казахстан и возврат земель коренному населению. При выборах в третью Государственную Думу жители Средней Азии и Казахстана были лишены избирательных прав. Первая русская революция оказала большое влияние на Казахстан. Выдающийся лидер казахской национальной интеллигенции
А.Букейханов говорил, что в 1905 году Вся степь была вовлечена в сферу политики и захвачена потоком освободительного движения. М. Дулат писал С 1905 г. и наш народ, следуя действиям других и подражая их делам, стал приниматься за решение национальных нужд. Воздействие революции на Казахстан было неоднозначным. Если на жителей городов оно было значительным, тона переселенческую деревню и особенно на казахский аул слабыми неповсемест- ным. Бедная часть городских жителей, особенно рабочие промышленных предприятий, из-за трудностей жизни и бесправия были более склонны к революционной борьбе. Весть о расстреле петербургских рабочих 9 января толкнула людей к активным формам протеста. В середине января рабочие Омска устроили стачку. Весной и летом на стачку вышли железнодорожные рабочие на станциях Туркестан, Перовск, Казалинск, Шалкар и др. В октябре состоялись демонстрации наряде горнорудных предприятий. Особую активность проявили рабочие железнодорожных станций Петропавловска и Омска. Они создали стачечный комитет, составили график движения поездов и взяли его под свой контроль. Испугавшись нарастания рабочих выступлений, генерал-губернатор Степного края 19 октября с тревогой сообщал министру внутренних дел, что Всероссийская октябрьская стачка на степь оказывает потрясающее впечатление, возбуждает неспокойные элементы”.
Особый размах имела демонстрация в Каркарале 15 ноября 1905 года, когда вышедшие на улицы люди не расходились до глубокой ночи. Выступавшие перед демонстрантами ораторы остро критиковали антинародную политику царизма и его местных органов, провозглашали политические лозунги. Колониальные власти оказались в трудном положении. Уездный начальник Оссовский в рапорте генерал-губернатору Степного края писал имею честь доложить Вашему превосходительству, что политические беспорядки, бывшие в г. Каракаралинск 15 ноября, внесли в степь почти полную деморализацию. В данное время степь крайне возбуждена. 7—12 декабря
1905 года состоялась внушительная забастовка рабочих на Успенском руднике под руководством рабочего Топорнина. В декабре 1906 г. в г. Омске между стачечниками и полицией произошла кровавая стычка, вовремя которой были убиты военный губернатор Акмолинской области Литвинов, городовой Васильев и приказчик Обухов. 10 июня
1907 года в г. Кустанае состоялся многолюдный митинг. От имени

228 его участников было послано письмо царю, в котором они требовали созвать законноизбранную Думу и дать свободу всем пострадавшим в борьбе за народное дело. Но выступления казахстанских рабочих в годы первой русской революции были экономически слабыми, стихийными. Политическое сознание рабочих, особенно казахских, было низким. Действия их были нерешительными, непоследовательными. Малочисленность, недостаточный уровень организованности и сознательности, слабая связь с рабочими выступлениями в центре России и другие причины не дали возможность казахстанским рабочим возглавить освободительное движение народа против царизма.
В годы революции развертывалось переселенческое движение. Из созданных на зауральском востоке 17 переселенческих районов
Акмолинский переселенческий район в 1905 и 1906 гг. занял первое место по заселению крестьян, а Урало-Тургайский район — третье место после Томской губернии. На изъятые у казахов плодородные земли в 1905—1907 гг. только в Акмолинских степях было заселено тыс. крестьян. Огромный наплыв крестьян-переселенцев в Казахстан принес много горя и страдания казахам. Об этом вот что говорил выдающийся поэт Магжан Жумабаев: С каждым годом наши земли и воды уменьшаются. Их занимают русские крестьяне. Могилы наших отцов и дедов остаются между улицами и деревнями. Русские крестьяне, нуждающиеся в камнях и лесе, для строительства себе домов их ломают. Когда я думаю об этом, горе огнем сжигает сердце.
Крестьяне-переселенцы, считая недостаточным отводимые им 15 десятин земли на одну мужскую душу, требовали дополнительного надела земли и оказания новой помощи, освобождения от уплаты недоимок. Были случаи, когда они отказывались подчиняться местным властям, ругали императора. Например, в мае 1906 года в селе
Пресновка Петропавловского уезда Семен Михаилов и Дмитрий
Ватутин прилюдно ругали царя и настраивали людей к решительным действиям против властей. 16 июня 1907 года в Омском уезде крестьяне Вайдоло и Лавицкий пытались поднять односельчан на бунт.
Крестьяне-переселенцы, считая себя колонизаторами, хозяевами на казахской земле, добивались создания лучших условий, привилегий. Они являлись опорой царизма в проведении колониальной политики угнетения казахского народа. Поэтому их недовольство и волнения былине опасны царизму и легко улаживались. Местные колониальные власти стремились даже вооружать крестьян, чтобы использовать их вместе свойском для подавления восстания казахов. К началу ХХ века в результате усиления колониального господства России, лишения лучших земель, обложения непосильными налогами и поборами были разорены многие казахские хозяйства. Судьба их совершенно не интересовала колонизаторов. Например,
А.К. Гейнс говорил Мы полагаем, что туземцев в Средней Азии можно считать народом вымирающим, совершенно неспособным к цивилизации. А В.Д.Тронов заявлял Такие народы, как киргизы, в борьбе за жизнь должны уступить место соседу, стоящему по культуре выше его, и исчезнуть. Совершенно обнищавшие казахи вынуждены были жить на кабальных условиях. Журнал Восточное обозрение писал Киргизы, лишенные скота, жатаки нанимаются за самую ничтожную плату к русским казаками превращаются в их рабов или живут в навозных кучах около станиц, голодают и мрут под влиянием тифов в ужасной обстановке. Страшная нужда и бесправие вынуждали казахов подниматься на борьбу против колонизаторов и объединившихся сними своих богатых сородичей. Формы этой борьбы были разнообразны недовольство, жалобы, драки, нападения на казачьи крестьянские селения, поджог хозяйственных построений, угон скота, убийство отдельных колонизаторов и своих баев. Зная, что озлобленные казахи могут поднять восстание, колониальные власти постоянно контролировали их настроение. Так,
19 июля 1905 года Семипалатинский военный губернатор доносил Степному генерал-губернатору о том, что киргизы внимательно следят за всем происходящим в России. А командующий войсками Западносибирского военного округа Сухотин 29 ноября 1905 года военному министру сообщал В степи очень неспокойно Администрация совершенно беспомощна. После манифеста 17 октября много вероятности, что весной придется поднимать казаков Действительно положение в степи было напряженным. В 1906,
1907, 1908, 1909 гг., когда казахи, объединившись в отряды до 500—
1000 человек в каждом, подняли восстание, царские войска вместе с вооруженными крестьянами потопили их в крови. Многие аулы были разорены полностью. Несмотря на такие плачевные последствия, борьба казахов велась против колониального ига России за свободу и поэтому была справедливой. Чтобы освободительная борьба народа проходила успешно, надо было разъяснять массам сущность российского колониализма, его вреди опасность, возглавить народную борьбу, четко определив ее

230 цели и задачи. Такую благородную миссию своевременно поняли и стали осуществлять в меру своих возможностей молодые казахские интеллигенты. Так, например, М.Тынышбаев в 1905—1906 гг., будучи студентом в Петербурге, участвовал в студенческих волнениях, был свидетелем многих революционных событий в столице, интересовался работой партии кадетов и эсеров, выступал с публицистическими статьями на страницах периодической печати. 20 июня
1905 гон написал письмо на имя председателя Совета министров о бедственном положении казахского народа и требовал решить ряд вопросов, связанных сего насущными нуждами. 19 ноября 1905 года
М.Тынышбаев выступил с ярким докладом на съезде автономистов. Его призыв покончить с колониализмом и всем угнетенным народам дать свободу произвел на слушателей большое впечатление Выдающимся лидером национальной интеллигенции являлся А. Букейхан. Будучи в х годах студентом в Петербурге, он активно участвовал во многих столичных событиях, хорошо изучил общественно-политическое движение в России и европейских странах. Несмотря на то что водно время А.Букейхан увлекся марксистским учением, марксистом он не стал. А.Букейхан полагал, что из всех политических партий в России по-настоящему демократической партией является партия кадетов. Поэтому он вступил в ее ряды и даже был избран членом ЦК. В конце 1905 года в Уральске он создал ячейку партии кадетов, а в мае 1906 года в Семипалатинске провел региональный съезд кадетской партии, где ознакомил собравшихся с программой этой партии и внес в нее существенные дополнения по национальному вопросу, предложив:
принять закон, объявляющий все земли казахов их собственностью ввести ограничения переселенческому движению. принять законы, защищающие права рабочих. открыть для казахских детей школы, медресе, университеты и т.п.
4.
А.Букейхан вместе с местными лидерами кадетов, эсеров, большевиков и других партий являлся организатором многолюдной демонстрации в Омске 19 октября 1905 г. Когда по указанию колониальных властей два отряда казаков с обнаженными шашками и нагайками разогнали демонстрантов, он послал в Петербург по пяти адресам телеграммы с требованием наказать виновных в разгоне мирной демонстрации. Чтобы донести содержание царского манифеста 17 октября до широких масс казахов, А.Букейхан и его соратники перевели его на казахский языки распространяли в степи. Он писал об этом В конце октября 1905 г. интеллигенты киргизы, жившие в Омске, перевели манифест 17 октября на казахский языки напечатали в
Акмолинской областной типографии и послали в степь 10000 экземпляров. Благодаря подвижности киргизов в короткое время манифест сделался достоянием всей степи. Повсеместно киргизы съезжались на большие и малые съезды и читали манифест, комментировали его, обсуждали вопросы о будущих выборах в Государственную Думу. Киргизы самых отдаленных областей толпами поехали в города, где принимали участие в городских митингах, устраиваемых горожанами. Митинги по случаю объявления царского манифеста 17 октября состоялись в Павлодаре под руководством Ж.Акпая, в Каркарале под руководством А.Байтурсынова, в Уральске под руководством
Б.Каратаева ив других городах. В Кокшетауском уезде среди казахов манифест читали и призывали их к действиям против колониальных властей Мукаш Кадыров, Ескенбай Туленкин, Ауталип Бакзин, за что были высланы в отдаленные регионы.
В Акмолинской областной почтово-телеграфной конторе заместителем начальника работал Досмухамед Кеменгеров. Он сочиняли распространял среди казахов написанные им на казахском языке прокламации с призывом к восстанию против колонизаторов. Под руководством А.Букейханова, А.Байтурсынова, М.Дулатова, Ж.Акпаева,
М.Тынышбаева и других летом 1905 г. в Казахстане проводилась широкая петиционная кампания. В городах Каркаралы, Семипалатинск, Петропавловск, Уральск, Лепсинск и других от имени казахского народа принимались и направлялись в Петербург петиции с изложением в них тяжелого положения казахов и требованием решить его проблемы. Среди этих петиций по своей остроте и смелости особо отмечается Каркаралинская петиция на имя председателя Советами- нистров от 25 июня 1905 года, подписанная 12767 казахами. В петиции после обстоятельного изложения крайне тяжелого положения народа было выдвинуто одиннадцать требований.
6 июня 1907 года в приложении татарской газеты “Улфат” “Серке” была напечатана небольшая статья М. Дулатова Наша цель, в которой кратко изложена была цель освободительного движения казахского народа. Эта статья произвела большой переполох в руководящих кругах России. Казахские интеллигенты активно участвовали в работе мусульманских съездов. Ш.Кощекулов и С.Жантурин вместе с такими выдающими лидерами мусульманского движения, как И.Гаспралы,
Ю.Акчурин, А.Ибрагимов и др, были избраны в состав ЦК мусульманской партии “Иттифак эль муслимин”. Летом 1906 года от Казахстана в первую Государственную Думу были избраны 9 депутатов, из них 4 казаха, а вначале года во вторую Государственную Думу — 15 депутатов, в том числе 7 казахов. Из 7 членов мусульманской фракции Думы трое были казахи. С. Жантурин являлся секретарем фракции. Казахские депутаты Думы ставили очень актуальные вопросы и добивались их решения. Так, по инициативе А.Беримжанова, А.Калменова, С.Жантурина,
Ш.Сыртанова, 6 июля 1906 года за подписью 53 депутатов был подан запрос председателю Совета министров по поводу незаконности изъятия земли у казахов. После роспуска второй Государственной Думы и начала реакции в стране революционно-демократические силы Казахстана подверглись преследованиям, разгрому. Печатные органы Степной край, Степной голос, Семипалатинская жизнь, Трудовая жизнь и др, в которых печатались неугодные властям материалы, закрылись. В отчете Акмолинского военного губернатора за 1907 год записано, что люди, могущие разжигать страсти, удалены из области, а местные газеты, в коих обнаружены вредные направления, закрыты. Строго запрещалось открывать на территории Казахстана любые культурно- просветительские организации. Лидеры интеллигенции А.Букейхан,
А.Байтурсын, Ж.Акпай, Х.Досмухамедов, К.Кеменгеров и другие были высланы в отдаленные районы Казахстана и Сибирь. Царизм и местные колониальные органы усилили политику раскола казахского общества, создания групп, партии среди казахской правящей верхушки и разжигания между ними соперничества и вражды. От такой политики страдали казахи. Поощрялись и поддерживались обрусение и христианизация казахов. Результатом этого явились поселки из крещенных казахов Александровское, Михайловское,
Макарьевское на степных просторах Кустаная, Михайловское под Омском, Буконское возле Усть-Каменогорска. Численность казахского населения катастрофически падала. Если в 1897 году в крае она составила 81,7 % всего населения, то 1913 году — 58,5 %. Состав казахов уменьшился в Омском уезде до 15 %, в Кокшетауском уезде до 26 %, в Уральском уезде до 24 %. Все время усиливающийся колониальный гнет в Казахстане угрожал будущему казахского народа. Если не остановить и не ликвидировать его, он мог привести к исчезновению казахов как самостоятельной нации. Поэтому казахские интеллигенты, несмотря на все трудности и преграды, настойчиво продолжали борьбу против российского колониализма за свободу и независимость. Для широкой пропаганды своих идей и пробуждения народа к борьбе они приступили к созданию казахских печатных органов “Айкап”, Казах,
“Бирлик туы”, “Сарыарка” и т.д. Первый номер «Айкапа» под редакцией М. Сералина вышел в 1911 году в Троицке. Тираж составлял более 1000 экземпляров, за пять лет существования вышло 89 номеров. В «Айкапе» публиковались внутренние новости страны, официальные сообщения, письма читателей, проблемные статьи о земле, съездах, выборах, новости из-за границы, некрологи, рецензии и т.п. Другим общепопулярным изданием начала века стала общественно- политическая и литературная газета Казах. Придавая исключительное значение ее появлению в Оренбурге, первый редактор Казаха
А.Букейханов назвал 2 февраля 1913 года, день выхода ее первого номера, историческим днем для казахов.
В пробуждении казахского народа, в поднятии его национального сознания исключительную роль сыграли стихи Мыржакыпа Дулатова Проснись, казах, опубликованные в 1911 г. Острые, пламенные слова его Проснись, казах,
Открой глаза,
Подними голову,
Не проводя годы,
Зря, в темноте.
Земли не стало,
Религия ослабла,
Нравы испортились,
Дальше лежать,
Казах, нельзя,—
пробуждали казахов от сна, открыли им глаза на происходящее вокруг, зажгли огонь в сердце, поднимали на борьбу. Народное движение благодаря неустанной деятельности интеллигенции ширилось и развивалось. Всероссийская политическая стачка дала мощный импульс для подъема политического самосознания рабочих и ремесленников Казахстана. В революционную борьбу включились рабочие горной и обрабатывающей промышленности, солдаты, почтово-телеграфные

234 рабочие и служащие, полиграфисты, учащаяся молодежь, набирало силы революционно-освободительное аграрное движение национального крестьянства.
Постепенно стачечное движение охватило почти все промышленные предприятия Казахстана. Самая крупная забастовка произошла на Успенском руднике (Акмолинская область, на котором работало свыше 300 рабочих, в том числе 265 казахов. Борьба простого народа против колонизаторов и баев стала приобретать организованный политический характер и превратилась в мощное национальное движение, возглавляемое степной аристократической элитой и формирующейся казахской интеллигенцией. Пробуждение национального самосознания привело к консолидации тюркоязычных народов.
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   29


написать администратору сайта