Главная страница

Курс лекции Каражан. 4.Курс лекций Каражан.На рус. яз. (1). Курс лекций для студентов неисторических факультетов подготовлен коллективом кафедры новой и новейшей истории Казахстана исторического факультета


Скачать 1.03 Mb.
НазваниеКурс лекций для студентов неисторических факультетов подготовлен коллективом кафедры новой и новейшей истории Казахстана исторического факультета
АнкорКурс лекции Каражан
Дата23.12.2021
Размер1.03 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла4.Курс лекций Каражан.На рус. яз. (1).pdf
ТипКурс лекций
#315290
страница2 из 29
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
Усуни. Племена усуней, которые наследовали земли саков- тиграхауда в Семиречье, пришли из глубины Центральной Азии. Во

26 27
ΙΙ в. до н.э., около 160 г, часть усуней переселилась в Семиречье, подчинила сакские племена и основала владения во главе с предводителем, носившим титул «гуньмо» (кунь баг — князь над князьями. Основная территория усуней располагалась в Илийской долине, а западная граница проходила по Чуи Таласу, где усуни граничили с
Кангюем. На востоке они имели общую границу с хунну, а на юге их владения соприкасались с Ферганой (Даванью).
Столица усуней Чигучен (Город Красной Долины) находилась на берегу Иссык-куля. Это был укрепленный город с предместьями.
Посол китайского императора Уди князь Чжань Цянь, в 138 г. отправленный на запад, писало том, что владения усуней насчитывали
630000 чел. и могли выставить 188000 воинов. Письменные источники сообщают также о тысячной коннице отборной дружины усуньских правителей и 10 тыс. подчинившихся им лучниках.
Политическая история усуней, которая в источниках прослеживается до ΙΙΙ в.н.э., повествует об их связях с Китаем, заключении дипломатических отношений, женитьбе усуньских гуньмо на китайских принцессах.
Этническая принадлежность усуней еще до конца не выяснена. Одни исследователи считают, что усуни принадлежали к восточно- иранским племенам, другие, что усуни были предками тюрок и говорили по-тюркски. Название «уйсунь» носит одно из крупных казахских племен.
На территории Семиречья раскопаны десятки курганов усуней, исследованы их поселения. Могильники усуней располагались в предгорьях, горных долинах, на берегах рек. Как правило, они представляют собой цепочки курганов, вытянутых по течению рек.
Социальные различия в усуньском обществе хорошо прослеживаются по археологическим материалам. Курганы усуней по размеру делятся натри группы большие, диаметром дои высотой дом средние, диаметром дои высотой дом и наиболее многочисленные маленькие курганы, диаметром дои высотой дом. В кургане Тенлик в захоронении были обнаружены золотые бляшки, нашитые на одежду, золотые серьги, железная булава, обтянутая золотом, бронзовое зеркало. В маленьких курганах в могиле стоят один-два глиняных сосуда, рядом со скелетом лежат железные ножи. Похороненные здесь люди когда-то носили бронзовые серьги, бусы. Таким образом, и письменные источники, и археологический материал свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности.
Первое поселение усуней было обнаружено в Чуйской долине, вблизи села Луговое в предгорьях Киргизского Алатау. До раскопок это был холм-тобе, скрывавший остатки жилищ с глинобитными стенами и обмазанными глиной полами. На полах находились открытые очаги, на которых готовилась пища. Большое количество обломков крупных глиняных сосудов, каменные зернотерки и мотыги свидетельствуют о том, что жители поселения занимались земледелием, сочетая его с придомным скотоводством.
В горных районах Тянь-Шаня поселения усуней встречены во многих горных ущельях. Одно из них Актас находится на берегу речки Курайлы, неподалеку отсела Кегень. Здесь были открыты остатки пяти жилых и хозяйственных построек, стены которых сложены из камня. Рядом с поселком обнаружены древние поля, которые орошались выведенными из реки арыками.
Китайские источники характеризуют усуней как кочевников. В них пишется, что усуни не занимаются ни земледелием, ни садоводством, а со скотом перекочевывают с места на место, судя по приволью веде и воде».
Действительно, скотоводство сыграло в жизни усуней определяющую роль. Природные условия в Семиречье позволяли кочевать в меридиональном направлении от зимовок, расположенных в
Моюнкумах и Прибалхашье, к альпийским лугам, расположенным высоко в горах, где летом нагорных травах скот жирели набирал сил на зиму. Расстояние между зимовками и летовками было небольшое
— от 30 до 100 км. Поэтому усуни могли долгое время оставаться на местах зимовок и летовок, а также в предгорьях на весенне-осенних пастбищах. Там они строили стационарные жилища, заводили рядом поля и огороды. Доказательством оседлости и занятия земледелием служат усуньские поселения сих стационарными жилищами, большим количеством тяжелой глиняной посуды, зернотерками, каменными мотыгами, остатками злаков.
Весь комплекс археологических данных распределение памятников (могильников и поселений, находки зернотерок, изменение форм керамических сосудов и др позволяет утверждать, что саки и усуни небыли постоянными, круглогодичными номадами, с хозяйством, основанным на кочевом скотоводстве, а являлись сезонными кочевниками, занимавшимися яйлажным скотоводством. Открытие поселений свидетельствует о том, что местные племена имели постоянные места зимовок и холодное время года проводили в теплых жилищах-землянках.

28 Хозяйство усуней было комплексным — скотоводческо- земледельческим. Усуни разводили лошадей, овец, коз, коров, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде преобладали овцы и лошади. Питались усуни мясной и молочной пищей, из зерна выпекали хлеб, на огородах ив садах выращивали овощи и фрукты.
Одежда знатных была из шелка и тонких шерстяных тканей, рядовые люди одевались в одежду из грубошерстяной ткани, кожи, овчин. Шелк завозили из Китая, меняя его на коней, или получая в качестве подарков и дани.
Усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова, золота, умели плавить железо, из которого изготавливали ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и благородных металлов делали бусы, серьги, украшения на одежду.
Ювелирное искусство древних усуней наиболее ярко характеризуют золотые изделия, обнаруженные в Каргалинском ущелье близ
Алматы. Среди находок два перстня со скульптурами двугорбых верблюдов, десять фигурок горных козлов, многочисленные бляшки. Все изделия выполнены из чистого золота и инкрустированы бирюзой. Особый интерес представляет каргалинская диадема. Захоронение датируется II в. до н.э.
Усуньское общество не было однородным, в нем были богатые — племенная и родовая знать, дружинники, жрецы — и рядовая масса скотоводов и земледельцев. О развитии частной собственности у усу- ней свидетельствуют находки печатей из глины, камня, найденные при раскопках усуньских курганов. О том, что некоторые усуньские военачальники и крупные чиновники имели золотые и медные печати, говорят письменные источники. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Источники свидетельствуют о развитой системе должностей у верхушки общества. Наряду со свободными общинниками в обществе усуней были рабы, в основном из военнопленных.
Усуньский племенной союз, как видно из распространения памятников материальной культуры в Семиречье и Северной Киргизии, занимал огромную территорию и представлял собой мощное объединение этнически родственных племен. Он сыграл важную роль в экономической, военной, политической жизни соседних племен — уге (Восточный Казахстан, гуннов (Северный Китай и Внутренняя Монголия, кангюев (Хорезм) и Кушань (Памир и Северная Индия. Имя «усунь» исчезает со страниц китайских хроник в V—VI вв. Однако исчезновение имени не означает исчезновения самогона- рода. По-видимому, усуни играли значительную роль в сложении
Тюргешского и Западно-тюркского каганатов. Сам народ в продолжение всей истории назвал себя этим именем, несмотря на потерю господствующей политической роли. Свидетельством многовекового сохранения древнего имени является то, что позднейшие потомки древних усуней, входившие в состав казахских племен Старшего жуза, называют себя так же.
Эпоха саков и усуней является важным этапом в древней истории Казахстана. В этот период произошли большие изменения в социально-экономической и политической жизни общества, положившие начало новой, более высокой степени развития экономики и культуры древнего Семиречья. Важным событием в жизни этих племен был переход к новой форме хозяйства, от пастушеского к полукочевому яйлажному скотоводству.
Сравнительный анализ сакских и усуньских археологических материалов показывает, что культура саков и усуней — это лишь разные этапы одной и той же культуры этнически родственных племен.
Государство Кангюй. Непосредственными продолжателями сакских традиций были впервые века до н.э. усуни в Семиречье и царство Канг (Кангюй) в присырдарьинских оазисах и западной части
Семиречья. Появление во II в. до н.э. на территории древней авестийской
«Кангхи, (высокой и священной) царства Канг скорее всего, связано с переселением сюда части юэчжийских (тохарских) племени сакара- укских племен, поделивших с усунями прежние земли заяксартских и семиреченских саков».
Впервые Кангюй, в китайском произношении Канцзюй, упоминается в письменных источниках ΙΙ в. до н.э. В 138 г. китайский император Уди отправил торговое посольство во главе с князем Чжан Цянем в страны Запада. Через 13 лет, претерпев много трудностей, Чжань
Цянь вернулся. В оставленной им записке впервые были охарактеризованы неведомые ранее в Китае государства. Среди них был назван
Кангюй, вставке правителя, которого Чжань Цяну удалось побывать лично.
Согласно сведениям китайского посла, «Кангюй лежит почтив ли от Давани (Ферганы) на северо-запад. Это кочевое владение в обыкновениях совершенно сходствует с юечжисцами; имеет до
90 тыс. войска и по малосилию своему признает над собой на юге власть юечжисцев, на востоке власть хунну. Яньцай лежит в 2000 ли от Кангюя на северо-запад. И это кочевое владение, в обыкновении

30 совершенно сходствует с Кангюем. Войско более 100000 лежит при большом озере, которое не имеет высоких берегов. Это есть северное море. В Повествовании о Западном краев Истории старшего дома Хань» о Кангюе говорится подробнее. Так, сообщается о том, что
«кангюйский владетель пребывание имеет в стране Люени в городе
Битянь. От Люени семь дней пути до летнего владетелева местопребывания. Народонаселение состоит из 120 000 семейств, 600000 душ строевого войска 120 000 человек. Из этих же источников известны эпизоды внешней политики Кангюя, когда он в 46—36 гг. до н.э. поддержал северных гуннов во главе с Чжичи, а затем выступил против них, объединившись с усунями и китайцами. В 85 г. Кангюй поддержал ферганцев, восставших против китайского наместника Кашгара Бань Чао. Сообщается также, что «Кангюй… горд и дерзок и никак не соглашается делать поклонение перед старшими. Чиновников, посылаемых к нему от наместников, сажает ниже усуньских послов. Князьями старшинам подают кушание прежде, а потом уже посланным от наместника».
Общей тенденцией политики Кангюя на протяжении всего периода его существования было стремление сохранить под своим контролем участок Шелкового пути от Ферганы до Приаралья, шедшего по Сырдарье. И это им удавалось. В пользу активного функционирования Шелкового пути по Сырдарье вверх на северо-запад на Кавказ ив Причерноморье, а также на юг в Иран, на Ближний Восток ив Индию свидетельствуют находки, сделанные при раскопках городищ и некрополей кангюйцев и жителей Яньцай-Аланья: китайские монеты и зеркала, коралловые бусы из Индии, бронзовые фибулы-застежки из Европы, резные камни-инталио из Ирана.
Сложным является вопрос об этническом характере населения
Кангюя. До сих пор нет единого мнения о томна каком языке говорили кангюйцы. По мнению А.М.Бернштама, кангюйцы были тюркоязычным народом. Другие исследователи полагают, что кангюй- цы принадлежали к кругу североиранских скотоводческих племен, которые лишь в середине Ι тыс. н.э. под влиянием переселения на Сырдарью тюркских племен стали менять свой этнический облик и язык. Б.А.Литвинский считает, что кангюйцы были потомками ира- ноязычных саков. Название «кангюй», по его мнению, можно истолковать как название одного из сакских племен — люди в кожаных одеждах (или доспехах).
В районах, где когда-то господствовали кангюйцы, археологи выявили большую группу памятников и отнесли их к археологическим культурам (культурой считается совокупность определенных памятников, предметов, учреждений, идей, образов поведения и т.д.)
— каучинской, отрарско-каратауской, жетыасарской. Первая была распространена в Ташкентском оазисе, вторая — в районах среднего течения Сырдарьи и предгорьях Каратау до Таласа, третья — в районе Кувандарьи.
Наиболее хорошо изученным памятником каучинской культуры является поселение Актобе неподалеку от Чардары, расположенное на правом берегу Сырдарьи. Одним из крупных центров концентрации памятников отрарско- каратауской культуры являлся Отрарский оазис. На левом берегу р. Арыси на сравнительно небольшой территории (около 100 кв.м) находятся остатки двух десятков бугров — тобе — различной величины Пшук-Мардан, Костобе, Чаштобе, Сейтман-Тобе, Ахайтобе,
Чольтобе и др.
Самый крупный носит название Кокмардан, по названию урочища, где сосредоточено основное число памятников. Развалины состоят из двух частей основного бугра и всхолмлений рядом с ним. Основной бугор — центральная часть городища — находится на острове, образованном на месте слияния двух древних протоков Арыси. Площадь бугра чуть более двух гектаров, а наибольшая высотам. Севернее в полукилометре обнаружен городской некрополь, состоящий из нескольких десятков оплывших курганов высотой дои диаметром до 15 м.
Как обычно, основной материал, который находят археологи при раскопках древних городов и поселений керамика сосуды для приготовления пищи — котлы, горшки с крышками, сковороды, очажные подставки сосуды для переноски воды — широкогорлые кувшины с одной или двумя ручками, кувшины с горизонтальной ручкой, двуручные горшки. Продукты хранились в больших сосудах — хумах, которые вкапывали в землю.
Кангюйцы умели выплавлять железо, делать из него предметы обихода. Из кости изготавливались накладки для сложносоставных луков, ручки ножей, булавки, застежки, различного рода амулеты. Интересны амулеты из фаланг волка, орла, собаки. Оригинальны выточенные из кости булавки с фигурными головками.
Ювелирные изделия и украшения делались из золота, бронзы. Найдена, например, бляшка из золотой фольги с вставкой из красного камня, оконтуренного ложной зернью. Бусы делали из граната, сердолика, бирюзы, разноцветного стекла

32 Предметы вооружения представлены железными трехлопастными наконечниками стрел, сложными луками с костяными накладками, короткими железными мечами и однолезвийными кинжалами. Много пряжек из железа и бронзы, оставшихся от кожаных поясов. Среди украшений — каменные, металлические, стеклянные бусы, серьги и подвески со вставками из цветных камней, с гроздьями бронзовых или золотых шариков, гривны, сплетенные из проволочных дротов, шпильки.
На развитое земледелие указывают находки зерен злаковых, наличие зерновых ям, соломы в обмазке пола ив сырцовом кирпиче, множество зернотерок и хумов для хранения зерна. Обработка почвы производилась каменными мотыгами, находки которых обычны на поселениях. Использовались и костяные земледельческие орудия.
Ирригация впервые века н.э. имела ограниченные размеры. Как правило, она сводилась к использованию воды при помощи простейших приемов. Важной отраслью хозяйства являлось скотоводство. Большое количество костных останков домашних животных лошадей, овец, коз, крупнорогатого скота на древнеземледельческих поселениях — достаточно наглядно свидетельствует о значимости скотоводства. В жизни поселенцев большую роль играла охота, было развито рыболовство. Таким образом, на рубеже н.э. ив первой половине Ι тыс.н.э. на юге Казахстана существовало и развивалось крупное могущественное государственное объединение — Кангюй, которое играло важную роль в истории Востока. Кангюй был связан политическими, экономическими и культурными связями с Китаем, Парфией, Римом и Кушанской империей. Государство Хунну. В первом тысячелетии дон. э. обширные пространства Центральной Азии от Ордоса на юге современной Монголии до Прикаспия населяли различные по своему происхождению и этническому составу племена.
Прогресс хозяйства, относительная общность быта, этническая близость, факторы политического порядка привели к созданию в Центральной Азии государств и объединений. Наименование Хунну
(сюнну), появившееся в китайских источниках в конце III в. дон. э, относилось к политическому образованию, воспринявшему в свою среду племена различного происхождения, периодически распространявшему сферу своего влияния на территорию от берегов Тихого океана до Алтая и Семиречья, а позднее и дальше на запад.
Верховного правителя хуннов китайские авторы называют ша- ньюй. В 206 г. до н.э. во главе гуннских племен становится Модэ шаньюй. Впервые годы своего правления он нанес сокрушительные удары по границам Китая, заставив только что утвердившуюся династию Хань отказаться от своих претензий на кочевья хуннов в Ордосе.
Ханьский император Гаоцзу был вынужден склониться перед Модэ и подписать с ним договор о мире и родстве, согласно которому обязывался выдать за шаньюя княжну из своего дома и ежегодно платить дань в виде даров, ставшую затем постоянной. Далее хунну разгромили дунху, часть усуней, саяно-алтайские племена. В результате они владели огромной территорией от Забайкалья до Тибета, от Восточного Туркестана до среднего течения реки Хуанхэ.
Однако держава хунну оказалась непрочной. Под давлением извне и внутренних междоусобиц общество хунну уже в середине I в. до н.э. помимо утраты своих вассальных владений, раскололось на две группировки южную, под предводительством Хуханье шаньюя и северную, под руководством Чжичжи. Южные хунну остались обитать на территории Ордоса, а северные под давлением своих соплеменников передвинулись на Саяны ив Прибайкалье. Находясь под постоянным давлением Китая, они перешли Тянь-Шань. Это была первая волна переселения хунну на территорию Казахстана и Средней Азии.
Вторая волна началась в м в. н.э., когда северные хунну, теснимые Китаем, снова двинулись на запад. Под их давлением началось движение племен в Центральном Казахстане, на севере от Сырдарьи, а также в районе Аральского моря и Каспия. Этот процесс протекал лавинообразно и длился более 300 лет со 2 по 5 века. Это было Великое переселение народов, когда массы этнически разнообразных кочевников двигались из Центральной Азии через территорию Казахстана на запад.
Главную роль в жизни хунну играло скотоводство. Почти все поголовье круглогодично содержалось на подножном корму. Хунну знали оседлость и земледелие. Охота играла в жизни хунну важную роль. В погребениях встречена керамика — кувшины, горшки, кружки, лепленных от руки и изготовленных на гончарном круге, что свидетельствует о развитии гончарства. В III—V вв. у степных племен развивается искусство так называемого полихромного стиля с использованием таких технических приемов, как инкрустация, зернь, скань, прегородчатая эмаль.
Археологические памятники эпохи хунну на территории Казахстана немногочисленны. Хунну не оставили крупных могильников или курганов, которые можно было бы суверенностью отождествлять сними. Другая причина отсутствия памятников заключается в характере погребального обряда. Хунну не возводили курганов, а отмечали погребения оградкой из камней.
Материалы из захоронений ясно отражают имущественное неравенство в хуннском обществе. У хунну имелись рабы из военнопленных и населения подвластных областей. Они использовались в качестве домашней прислуги, пастухов, ремесленников, землепашцев.
Стоявший во главе страны шаньюй обладал неограниченной властью. Вслед шли князья, называвшиеся темниками. Они являлись сыновьями, братьями, близкими родственниками шаньюя. Всего темников было 24, каждый имел свой район для кочевания. В своих владениях темники могли ставить тысячников, сотников. Шаньюй мог отбирать у непокорных или провинившихся темников их земли, тем же правом обладали темники по отношению к нижестоящим. Должности и высшие чины передавались по наследству. Основу войска хунну составляла подвижная маневренная конница. На вооружении воинов-всадников были луки стрелы. Согласно источникам, хунну делились народа, во главе которых стояли «начальники-поколений» (старейшины. Сохранялись такие институты родового строя, как совет старейшин и народное собрание. Хунну были тюркоязычны и сих проникновением в Казахстан связано начало тюркизации восточно-иранских племен кангюев. С первой половины I тыс. до н.э. меняется антропологический тип племен Семиречья и южного Казахстана, появляются монголоидные черты.
Характерной чертой объединений типа общества хунну является формирование государственности со своей администрацией и аппаратом принуждения частично уже сменяющим органы родоплеменного устройства. О достижении уровня ранней государственности говорят следующие признаки 1) наличие определенных территориальных владений, 2) появление частной собственности на скотина землю, 3) существование примитивного бюрократического аппарата,
4) введение налога как формы эксплуатации, 5) наличие права. Наибольшего могущества союз гуннских племен достиг в годы правления Атиллы. Под его предводительством гунны нанесли сокрушительный удар Римской империи. После смерти Атиллы его держава распалась вследствие междоусобиц.
Подлинное изменение этнической, расовой и культурной обстановки связано с поистине эпохальным событием — Великим переселением с Востока в евразийских степях. Начатое гуннами Великое переселение народов стало началом новой эпохи средневековья и феодализма. С массовым проникновением гуннов на территорию Казахстана и дальнейшим продвижением вперед гуннских и кангар- ских племен на запад связано изменение антропологического типа коренного населения и распространение протокыпчакского диалекта тюркского языка. Гунны определили на некоторое время ход исторических событий на огромном континенте. Именно сними связано образование многих государств, новых этнических структур, ранняя тюркизация и расо-генетические процессы на территории Евразии. Таким образом, можно отметить в заключение, что племена саков, сарматов, усуней, хунну достигли высокого уровняв создании своеобразной кочевой цивилизации, характеризующейся государственным уровнем общественного устройства, своебразной материальной культурой и искусством. В это время на территории Казахстана появляется население, говорящее на прототюркском языке

36 Тема КАЗАХСТАН В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (VI—XII вв.)

● Раннефеодальные государства в VI—IX вв.
● Казахстан в X—XII вв.
● Экономика и культура народов Казахстана
Эпоха великого переселения народов (II—V вв.) в значительной мере изменила этническую и политическую карту Казахстана, Средней Азии и Восточной Европы. В V в. многочисленные группировки союза тюркоязычных племен теле (тирек) расселились в степной полосе от Северной Монголии до Восточной Европы, на юге их кочевья достигали верховьев Амударьи.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


написать администратору сайта