Главная страница

Курс лекции Каражан. 4.Курс лекций Каражан.На рус. яз. (1). Курс лекций для студентов неисторических факультетов подготовлен коллективом кафедры новой и новейшей истории Казахстана исторического факультета


Скачать 1.03 Mb.
НазваниеКурс лекций для студентов неисторических факультетов подготовлен коллективом кафедры новой и новейшей истории Казахстана исторического факультета
АнкорКурс лекции Каражан
Дата23.12.2021
Размер1.03 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла4.Курс лекций Каражан.На рус. яз. (1).pdf
ТипКурс лекций
#315290
страница6 из 29
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
Устное творчество В VI—VIII вв. среди тюркоязычных племен Казахстана существовала устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней эпохе. Элементы древней поэтической традиции тюрков зафиксированы в китайской исторической литературе

66 Широко известны опоэтизация легендарных мест, исторические предания освященной земле «Отукен», неоднократно упоминаемой в орхонских памятниках и трудах Аль-Бируни, Марвази, Махмуда
Кашгари.
На основе древних исторических сказаний развивалось в VI—VIII вв. устное творчество, отражавшее чаяния народа, его стремление к свободе, ненависть к чужеземным завоевателям. Раннюю форму народного творчества представляют бытовые песни, связанные со свадебными и похоронными обрядами, народный календарь, атак- же исторические предания, легенды, сказки, пословицы, поговорки и загадки. Вместе стем в устном народном творчестве VI—VIII вв. уже зарождались древнейшие поэмы и традиции эпической поэзии, зафиксированные в орхонских памятниках. Элементы ее уже видны в текстах надгробных стелл Кюльтегина, Бильге-кагана, Тоньюкука, повествующих о событиях V—VII вв. Надпись Кюльтегина насыщена эпитетами, метафорами, которые впоследствии стали традиционными и переходили из поколения в поколение. Большой политической мудростью, прозорливостью веет от обращения, звучащего в Малой надписи в честь Кюльтегина. Здесь он обращается к современниками потомкам, к тюркскому народу с призывом хранить единство, избегать раздоров, оберегать собственную государственность. Непосредственно на территории Казахстана сложились наиболее известные древнейшие эпосы на тюркских языках — «Коркыт Ата» и «
Огуз-наме».
Эпос «Коркыт Ата» возник в кыпчако-огузской среде бассейна Сырдарьи в VIII—X вв. и распространялся изустно. Эпос состоит из
12 поэм и рассказов о героических похождениях огузских богатырей и героев. События происходят на Сырдарье, в Средней Азии, на Кавказе ив степях Сарыарки (в эпосе Сардала). В эпосе упоминаются племена усуней и канглы, говорится о разделении огузов на внутренних и внешних. Сам Коркут, от имени которого ведется повествование, был реальной личностью, беком огузо-кыпчакского племени
Кият. Казахи считают его основоположником музыкальных произведений для кобыза, эпического жанра и искусства врачевания.
Эпос «Огуз-наме» впервые был записан в XIII в. Рашид ад Дином, затем в XVIII в. Абулгазы, однако появился он задолго до этого времени. Некоторые ученые считают, что этот эпос был составлен в
Жетысу или Кашгарии племенами карлуков. Став правителем народа уйгур, Огуз-каган ведет войны с соседями, правителями Алтыном Китай) и Урумом (Рум-Византия). В эпосе рассказывается о происхождении славян (Урусбек-оглы Саклаб), карлуков (Кагарлык-бек), кангаров (Биллик Кангалук), кыпчаков (Улыг Орду-бек Кыпчак).
Литература исламского периода С принятием ислама (X в) начинается новая фаза в развитии тюркской культуры и литературы тюрки превращаются в ведущую силу в мусульманском мире. Поэтому неудивительно, что тюркский язык, наряду с арабскими персидским, становится одним из трех основных языков мусульманского мира.
Связанный с исламом культурный период отмечен становлением литературы, которая достигла весьма высокого художественного уровня. Этому во многом способствовали тот факт, что тюрки приняли и арабскую графику, ставшую единой для тюрков Центральной Азии, Поволжья, Кавказа и Малой Азии. Именно в это время были созданы такие уникальные памятники, как “Кутадгу билиг” Благодатное знание) Юсуфа Баласагуни (XI в) — первое крупное поэтическое произведение на тюркском языке, Диван лугат ат- тюрк” (Свод тюркских слов) Махмуда Кашгари (XI в, издательная поэма “ Хибат ул-Хакайк” Ахмеда Югнеки (XII в, “Дивани хикмет” Свод мудростей”) поэта-суфия Ахмета Яссави (XII в) и др. Все эти произведения составляют общетюркскую культурную традицию, ибо они написаны на языке, понятном каждому тюрку того времени. В XI—XII вв. появляются уже крупные литературные произведения. Стремясь приобрести славу просвещенных правителей, караха- ниды держали при дворе поэтов, ученых, архитекторов-строителей и астрологов, внесших огромный вклад в развитие культуры.
«Кутадгу Билик» Юсуфа Баласагуни (1018—1086). Крупнейшим произведением поэтического творчества этой эпохи является поэма
«Кутадгу билик» (Благодатное знание. Она написана Юсуфом Хас- хаджибом из Баласагуна в 1068—69 гг. для одного из правителей
Караханидского государства Сатук Богра хана. Юсуф побывал во всех крупных научных и литературных центрах государства Караханидов, выучился многим тюркским языкам, а также персидскому, арабскому и китайскому. Кроме того, он изучал историю, астрономию, геометрию и другие науки. Материал для своей поэмы автор собирал более
30 лет. Общий объем произведения — 13 тысяч двустиший. В основу поэмы легли эпизоды и предания, связанные с районами Жетысу, бассейном озера Иссык-Куль и Кашгарией, действующие лица — исторические деятели. Глубокое содержание и яркий поэтический язык сделали ее весьма популярной. Она стала настольной книгой всех, владевших грамотой. Основное идейное содержание поэмы заключается в том, что

68 знание — единственный источник для благополучия как правителей, таки народа. Религиозная литература Значительное место в культурной жизни городского населения занимали произведения дервишских поэтов, проповедников культа ислама. Среди этих писателей наиболее крупным был
Ходжа Ахмет Яссави, проповедник ислама XI—XII вв.
Яссави родился в Испиджабе (Сайрам) в конце XI вв., большую часть жизни провел в г. Яссы (Туркестан. Сего именем связана мечеть, построенная Тимуром в конце XIV — начале XV вв. в Туркестане. Он написал сборник стихов
«Дивани Хикмет» (Книга о премудрости).
«Дивани Хикмет» — сборник стихов религиозно-мистического содержания. Яссави прекрасным поэтическим языком выражает свое неприятие зла, жадности, жестокости. Он, следуя учению суфизма, выступает против священнослужителей, стремящихся к наживе, личному благополучию. Путь к истине, по Ахмету, путь к Богу. Книга проповедует аскетизм и смирение. Вместе стем в ней можно найти факты культурно-исторического, этнографического и социально- бытового характера. Сборник представляет интерес как древнейший литературный памятник, важный для изучения языка и этнографии племен того времени.
Младшим современником, учеником и единомышленником
Яссави был
Сулеймен Бакыргани (1104—1186 гг.), известный также как Хаким Ата. Книга Сулеймена Бакыргани, написанная под влиянием «Дивани Хикмет», называется
«Замму назир китабы» (Книга оконце света. Основная мысль произведения — все на Земле, и хорошее и плохое, создано по воле Бога. Когда наступит конец света, погибнут все, грешные и святые, ангелы и черти, вся Вселенная, останется лишь Бог, который вновь создаст мири все возвратится к жизни.
Оба сборника в течение столетий служили учебным пособием во всех медресе Средней Азии и Казахстана. Их использовало мусульманское духовенство в целях пропаганды идей ислама.
Развитие науки Кроме литературы и устного творчества, в городах Казахстана широкое распространение получают научные знания. Знания кочевников по астрономии, географии и другим естественным наукам в средние века получают новое оформление в виде научных трактатов, большая часть из которых, к сожалению, до нас не дошла. Нам известны имена многих ученых — уроженцев Казахстана, но особое место среди них занимает Абу Насыр аль-Фараби.
Аль-Фараби (870—950 гг.). Абу Насыр ибн Мухамед Тархан ибн
Узлаг аль-Фараби родился в 870 г. в г. Отраре в семье военачальника, выходца из кыпчакской среды. Аль-Фараби изучал персидский, греческий языки, читал научные трактаты на этих языках. Достигнув совершеннолетия, он отправляется в ведущие культурные центры, чтобы продолжить образование. Долгое время он провел в Багдаде
— столице Халифата, центре развития науки и культуры того времени. Здесь он основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и довольно быстро занимает среди них ведущее место. Однако это вызвало зависть ученых-богословов, личную неприязнь к нему и его научным взглядам, что заставило аль-Фараби покинуть Багдад и переехать в Хорасан. Последние годы жизни он провел в Аллепо и Дамаске.
Аль-Фараби был ученым-энциклопедистом, внесшим значительный вклад почти вовсе отрасли научных знаний. Творческое наследие аль-Фараби очень богато. Считается, что он является автором от 80 до 160 трудов. Все науки он подразделял на теоретические (логика, естествознание, математика) и практические (этика, политика. Его перу принадлежит множество трактатов по философии, логике, математике, медицине, астрономии, социологии, юриспруденции, физике, теории музыки. Продолжив и развив учение Аристотеля, аль-
Фараби при жизни удостоился почетного звания Второй учитель после самого Аристотеля. Именно на работах аль-Фараби формировалась арабская средневековая наука, под его влиянием складывалось мировоззрение Ибн Рушда, Ибн Сины, Омара Хайяма, Роджера
Бэкона, Леонардо да Винчи и других мыслителей.
Фараби был поистине человеком мирового уровня, он сблизили синтезировал в своем творчестве ценнейшие достижения арабской, персидской, греческой, индийской и своей собственной, тюркской культуры. Отзвуки последней особенно явственно просматриваются в его знаменитой
«Китаб аль-музык аль-кабир» (Большой книге музыки. Но он был непросто ученым-гуманитарием, сблизившим различные культурные традиции, в нем жил гений реформатора науки, стремившегося систематизировать знания своего времени, что нашло отражение в его трактате Слово о классификации наук. Фараби мыслил как реформатор педагогики, стремящийся внести знания в народную толщу, соединить просвещение с развитием в людях чело- вечности.
Его рассуждения о пути к счастью и достойной человека жизни, о природе человека, об интеллектуальном и этическом совершенстве,

70 об идеале правителя, развиваемые в Афоризмах государственного деятеля Гражданской политике, в сочинении О достижении счастья, еще требуют более глубокого изучения. Свобода духа в утверждении непреходящих человеческих ценностей, пронизывающая творчество Фараби, чрезвычайно поучительна и актуальна. Осознать, что такое счастье, сделать его целью и неуклонно идти к нему невозможно без совершенствования разумной теоретической части души — считал аль-Фараби. Способны к этому — мудрецы. Большинство же людей поддается в представлении счастья образам воображения.
Фараби противопоставляет добродетельный город невежественному и заблудшему городу, подлинно добродетельного человека тому, кто живет низкими ценностями и прозябает в лжи, клевете и высокомерии Трактат о взглядах жителей добродетельного города. Город станет тогда добродетельным, утверждал Фараби более тысячи лет тому назад, когда в нем почетное место займут науки и искусства, когда мыслящие люди не только сохранят свою честь и достоинство, но своим примером и воздействием надуши сограждан, как правителей, таки подданных, сделают всеобщей нормой стремление к совершенству.
По аль-Фараби, философия, опирающаяся на рациональное доказательство, на логику, ближе всего подходит к познанию истины, сущности бытия и открывает разумному, близкому к деятельному разуму человеку путь к счастью, делает его душу бессмертной. Это же обстоятельство говорит в пользу того, что управление обществом, государством должен осуществлять правитель-философ,— тогда это государство становится добродетельным городом, население которого живет по закону справедливости. Диван лугат ат-тюрк» (Сборник тюркских слов) Махмуда

Кашгари (1029—1101 гг). Махмуд Кашгари, будучи родом из высших кругов караханидской знати, а может быть, и прямым представителем самой династии, в силу ряда причини политических преследований посетил почти все области, населенные тюрками. Знаменитая книга Махмуда Кашгари Диван лугат ат-тюрк» представляет собой тюркскую энциклопедию в полном смысле этого слова. В ней собран и обобщен обширный историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. Диван Кашгари — памятник тюркской культуры, запечатлевший этические ценности и нормы поведения, специфическое мировосприятие тюркских народов в XI в, впитавшее в себя все предшествующее наследие предков. В книге наряду с древним зороастрийско-шаманистским миропредставлением запечатлены элементы новой идеологии — ислама и такой его ветви, как суфизм. Будучи младшим современником Юсуфа Баласагуни, испытавшим его влияние, в особенности во взглядах на роль и сущность языка, Кашгари ввел в изучение языков сравнительный метод и исторический подход, заложив основы того, что ныне мы называем тюркологией Великий ученый сгруппировал в книге 6800 тюркских слов (110 названий земель и рек, 40 народностей и племен, дал пояснение на арабском языке. В книге приведены 242 стихосложения, 262 пословицы и поговорки. Удивительно, что вошедшие в Диван 875 слови пословиц и поговорок без каких-либо изменений вошли в казахский язык. Диван — первое филологическое исследование и первый сравнительный словарь тюркских слов, дающий их этимологию. Нельзя рассматривать эту работу лишь как словарь. Она содержит много исторических сведений, образцов устной народной литературы народов Средней Азии и Казахстана XI века. Кроме этого уникального труда, Махмуд Кашгари оставил также Словарь тюркских наречий (1072—74 гг.)
— наиболее ранний памятник тюркской диалектологии, содержащий многочисленные литературные образцы. Здесь он представил основные жанры тюркоязычного фольклора — обрядовые и лирические песни, отрывки героического эпоса, исторические предания и легенды (о походе Александра Македонского в область тюрков-чигилей), более 400 пословиц, поговорок и устных изречений. Труды Махмуда Кашгари, написанные с применением научных методов арабской филологии, имеют и сегодня исключительную ценность для языковедов, фольклористов и литературоведов.
В заключение хотелось бы отметить, что научное использование, изучение, интерпретация произведений этих великих мыслителей, ученых и философов в историко-философском срезе восполняет наше представление об умственном содержании, интеллектуальной жизни и связях народов Казахстана и всего Востока в период средневековья. Литература и поэзия того периода вместе с философией выполняли определенные мировоззренческо-ценностные функции. Выражение философии через поэзию было древней и наиболее живучей традицией идеологического развития. Крупнейших поэтов средневекового Востока можно смело отнести к представителям философской мысли, а не рассматривать их только как чистых литераторов.

72 Тема КАЗАХСТАН В МОНГОЛЬСКУЮ ЭПОХУ НАЧАЛО XIII — ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XV вв.)

● Завоевание монголами территории Казахстана Казахстан в составе Золотой Орды. Завоевание монголами территории Казахстана

В начале XIII века на территории Монголии происходило сложение крупного монгольского феодального государства. Следует отметить, что этому процессу способствовал значительный рост производительных сил и укрепление внутреннего единства монгольского народа. Все это могло привести к образованию крупного централизованного государства с развитой экономикой и культурой. Однако захватническая политика, грабительские походы Чингис-хана, направленные на уничтожение соседних государств и мирного населения привели к экономическому и культурному упадку самой Монголии. Захватнические походы Чингис-хана носили реакционный характер и отрицательно повлияли навесь ход истории развития монгольского народа, надолго задержав развитие страны.
Походы его преемников представляют собой монгольское нашествие, захлестнувшее почти половину цивилизованного мира. Именно поэтому история образования монгольского государства, завоевательных походов Чингис-хана изучается историками многих стран мира в различных хронологических и территориальных рам- ках.
Что касается темы данной лекции, то надо отметить, что поход монгольских войск Чингис-хана на территорию Казахстана и Средней Азии, начатый в 1219 г. и продолженный в последующие годы, занимает одно из главных мест в целой серии завоевательных войн, порожденных образованием Монгольской империи Чингис-хана. Грабительские походы, начатые Чингис-ханом и продолженные его преемниками, как и всякого рода захватнические войны, привели к истреблению сотен тысяч людей и разрушению культурных ценностей покоренных стран, затормозив и отодвинув их развитие намного лет назад. Следует отметить, что монгольская империя, созданная огнем и мечом на крови порабощенных народов, раздираемая внутренними противоречиями, не имея единой экономической базы, в конце концов, сама пала под ударами народов завоеванных стран.
Исторические данные свидетельствуют о том, что территорию современной Монголии в Х в. населяли многочисленные племена монгол, кереитов, меркитов, ойратов, найманов, татар и других. В конце Х в. собственно монгольские племена в основном занимали территорию, которая находилась в бассейне рек Оркона и Керулена. Осенью 1203 г. Темучин разгромил войска своего главного противника хана племени кереитов Ван-хана. После этого у Темучина остался один мощный соперник — Таян-хан, глава найманского союза племен. В 1204 г. Темучин разбил войска Таян-хана. Часть най- манских племен во главе с ханом Кучлуком (сыном Таян-хана) ушла на территорию Семиречья.
Таким образом, после разгрома Таян-хана Темучин стал единственным могущественным предводителем во всех монгольских степях. В 1206 г. представителями монгольской феодальной знати
Темучин был провозглашен всемонгольским каганом под именем
Чингис-хан. Было создано единое монгольское государство, которое объединило родственные племена и ханства и представляло собой абсолютную монархию.
После объединения всех родственных племен Чингис-хан занимается военно-административным устройством своего государства, исходя из интересов своего класса. Показав себя незаурядным полководцем, Чингис-хан при закладывании первых камней монгольского государства проявил себя как талантливый организатор, крупный политический деятель эпохи феодализма.
По своему характеру государство Чингис-хана было военно- феодальным, которое было организовано по десятичной системе. Все монгольское население и территория делились натри больших округа правое, левое крыло и центр. Каждый округ делился на тьмы (10 тысяч человек) тысячи, сотни, десятки. Во главе всех этих военно-административных подразделений были поставлены нойонов-ты сячников, которые активно боролись на его стороне за утверждение ханской власти и создание государства. Так, одному из своих самых преданных нукеров — Хубилаю Чингис-хан поручил общее руководство военным делом. Боорчу, Мухали и Нала он назначил ной онами-темниками и поставил их соответственно во главе правого, левого крыла и центра. Тысячниками стали храбрые нукеры хана Дже6e и Субедей.

74 75
Чингис-хан превратил монгольское общество в монолитную военную организацию. Поза конам империи каждый начальник, безоговорочно подчиняясь воле вышестоящего предводителя, обязан был требовать тоже самое от своих подчиненных.
При организации государства Чингис-хан широко использовал давно существовавший институт нукерства для того, чтобы соор- ганизовать правильную систему вассалитета, обязанного военной службой. Так, сотники, тысячники и темники были нойонами — владетельными феодалами, имевшими определенное количество земли и крепостных. Следует особо отметить, что каждый нойон получал в наследственное владение сотню, тысячу, тьму и являлся вассалом царевича, владельцем одного из уделов-улусов, на которое распадалось Монгольское государство, а затем уже был вассалом монгольского императора, главы государства и войска.
Именно каждая военно-административная единица с самого низшего звена должна была не только выставлять положенное количество воинов с лошадьми, провизией и снаряжением, а также выполнять различные феодальные повинности. Такая подвижная система государственного устройства была вызвана к жизни своеобразными условиями монгольского кочевого общества и давала возможность
Чингис-хану в любое время мобилизовать большое количество во- йск.
Образование монгольского государства сопровождалось развитием культуры. В области просвещения в монгольском государстве в качестве официальной, государственной была принята уйгурская письменность. В конце Х в. Чингис-хан и фeoдальное окружение приняли меры к законодательному закреплению существовавших при нем государственных и общественных институтов. Свод законов и постановлений “Яса”, введенный на территории Монголии, а позже ив покоренных странах, отражали привилегии феодальной знати.
Как известно, Чингис-хан был незаурядным полководцем. Благодаря его гибкой политике в сочетании с таким важным фактором, как стратегическое и тактическое искусство, Чингис-ханом была создана достаточно сильная и многочисленная армия. В ней была железная дисциплина, которая поддерживалась под страхом смертной казни за малейшие нарушения. Важен тот факт, что каждой битве предшествовала длительная подготовка войск, предварительная разведка. Так, например, прежде чем начать военные действия против какого-либо государства, монголы обстоятельно занимались изучением как внутреннего, таки внешнего состояния государства. Нападение на неприятеля монгольскими воинами производилось внезапно, при этом главная роль отводилась коннице, которая отличалась большой маневренностью, быстротой и выносливостью. Многочисленные победы монгольского войска можно отнести также и за счет таких не менее важных факторов, как отсутствие политического единства в тех странах, которые подверглись монгольскому нашествию.
Монгольская экспансия против тангутов, которая длилась дог, закончилась полным уничтожением государства и населения. В результате опустошительных набегов монгольских полчищ были уничтожены богатые памятники культуры тангутского народа, разрушены города и села. В 1211 г. Чингис-хан во главе огромного войска совершает поход против чжурчженей, которые создали на территории Северного Китая феодальное государство Цзинь. На протяжении 16 лет монгольские захватчики уничтожали и грабили цветущие города и села
Цзинской империи. Так, в 1215 г. монголами была захвачена столица империи — Чжунду, все население города было вырезано, асам город был полностью уничтожен. Следует отметить, что уже первые походы Чингис-хана сопровождались варварскими жестокостями по отношению к мирному населению. Вначале в, после захвата Северного Китая, Чингис-хан начал готовиться к походу в Восточный Туркестан и Cемиречье, территория которых была захвачена найманским ханом Кучлуком — личным врагом Чингис-хана. Преследуя Кучлука, Чингис-хан в I207—1208 гг. покорил так называемые лесные народы, занимавшие территорию между реками Селенгой и Енисеем.
Наконец, в 1208 г. Чингис-хан на берегу Иртыша нанес поражение остаткам племен найманов и меркитов. Хан найманов Кучлук бежал под защиту Кара-китайского государства. В 1210 г. Кучлук, заключив военный союз с хорезмшахом Мухамме дом, захватил престол в Кара- китайском государстве. Хан Кучлук решил подчинить соседние области уйгур и карлуков. Однако, в 1211 г. уйгурский правитель Барчук, глава тюрков-карлуков Арслан-хан и правитель Алмалыка — Озар признали себя вассалами Чингис-хана, чтобы быть под его защитой.
Другие области Восточного Туркестана присоединились к Монгольскому государству без какого-либо сопротивления, в результате похода одного лишь отряда монгольских войск. Не оказав сопротивления монгольским отрядам, почти вся территория Восточного Туркестана и Семиречья избежала тех опустошений и разрушений,

76 каким, например, подверглась вся Средняя Азия. Этому, несомненно, способствовало то, что Кучлук устроил гонения на ислам — религию большинства населения, требовал от местного мусульманского населения ношения китайской одежды, а публичные мусульманские богослужения были запрещены. К этому следует добавить, что своим правлением хан Кучлук вызвал ненависть всего местного населения. Именно поэтому вовремя похода в Восточный Туркестан и
Семиречье Чингис-хан запретил своим воинам грабить и уничтожать местное население.
В начале 1218 г. Чингис-хан для уничтожения хана Кучлука и его войск послал тысячный монгольский отряд под командованием одного из опытных полководцев Джебе. Кучлук не сумел организовать сопротивление и бежал, не дав монголам ни одного сражения. После захвата Восточного Туркестана и Семиречья был открыт прямой путь в Мавераннахр, в пределы Хорезмского государства, который включал в себя почти всю Среднюю Азию и часть территории Казахстана. Походу Чингис-хана в 1219 г. на Мавераннахр предшествовала очень длительная и основательная разведка внутреннего положения Хорезмского государства через шпионов и враждебных
Мухаммеду местных феодалов и купцов. Государственное объединение хорезмшахов, которое подверглось нападению Чингис-хана, занимало большую часть Средней Азии и включало в себя также территорию нынешнего Афганистана и Ирана. Экономическое и политическое значение Хо резма сильно выросло благодаря тому, что столица его Ургенч стала узлом караванных путей, соединявших Иран и Среднюю Азию со странами Восточной Европы, со степными тюркскими племенами Казахстана, с Китаем. В период, предшествующий монгольскому нашествию, государство хорезмшахов ослабло вследствие феодальных усобиц. В государстве сложились две враждующие группировки одна из них поддерживала самого хорезмшаха Мухаммеда, опорой которого были туркменские племена, а другая — его мать Теркен-хатун, опиравшуюся на тюркские племена кипчаков и канглы. Государство хорезмшаха не представляло единого монолитного объединения, что и определило ту быстроту и легкость, с которой монголы сокрушили эту державу.
Поводом к вторжению монгольских полчищ в Мавераннахр послужила так называемая «отрарская катастрофа. В 1218 г, пытаясь установить тесные контакты с хорезмшахом Мухаммедом, Чингис - хан отправил в Мавераннахр посольство, во главе которого стояли перешедшие на службу к Чингис-хану среднеазиатские купцы, а также торговый караван из 450 человек. Однако правитель города Отрара, наместник хорезмшаха Инальчик из-за жадности ложно обвинил купцов в шпионаже, уничтожил их и разграбил караван. Чингис- хан отправил второе посольство с требованием выдачи Инальчика, обещал в этом случае сохранить мир. Хорезмшах отказался выдать
Инальчика, а главу посольства Кафраджа Бугра приказал убить, его спутникам обрезали бороду и усы и лишь после этого отпустили. Это вызывающее поведение Мухаммеда ускорило вторжение Чингис- хана в Среднюю Азию. Таким образом писал Бартольд,— поступок хорезмшаха, даже сточки зрения современного международного права, дал Чингис-хану более чем достаточный повод для войны. Необходимо отметить, что Чингис-хан придавал походу в Среднюю Азию очень большое значение и готовился к нему с особой тщательностью. Еще задолго до начала военных действий были изучены добытые среднеазиатскими купцами сведения о степени подготовленности и численности военных сил противника. Вот почему вторжение Чингис-хана в Среднюю Азию было глубоко продуманным наступлением по заранее намеченному плану. Хорезмшах к этой войне не был подготовлен, так как у него не было никаких сведений о численности войск монгола также никакого плана ведения войны. Несмотря на видимое могущество, хорезмшах в очень большой степени зависел от военно-феодаль ной знати.
Лето 1219 года Чингис-хан со своими войсками провел на Иртыше, а в сентябре этого года он вторгся в Среднюю Азию. Общая численность войск Чингис-хана неизвестна. По мнению В.В. Бартольда, эта цифра колебалась в пределах 150—200 тыс. В сентябре 1219 г. началась осада города Отрара, которая длилась в течение пяти месяцев. Правитель Отрара Гайир-хан, знавший, что ему нечего ждать пощады, отчаянно защищался со своими воинами. Монголы не могли взять город, хотя в распоряжении Чингис-хана была осадная техника, в том числе и метательные машины, выбрасывавшие сосуды с горящей нефтью. Предательство некоторых военачальников ускорило падение Oтрара. Так, посланный хорезмшахом на помощь Отрару Карача-Хаджиб ночью вышел из городских вороти сдался монголам. Через эти же ворота монголы ворвались в город. Захватив Отрар, монголы разграбили его, а жителей зверски истребили. Часть войска и жителей Отрара закрылись в цитадели и продолжали обороняться. Для взятия цитадели монголам понадобился еще один месяц. Когда цитадель была взята, а ее защитников уничтожили, Гайир-хан и два воина продолжали биться с монголами, пока небыли убиты. Отрар пал в феврале 1220 г

78 В это время отряд Джучи, который состоял из нескольких туменов, в течение зимы 1219—1220 гг. захватил все города по нижнему течению Сырдарьи. Первым на пути движения войск Джучи был город
Сыгнак — один из крупных торговых городов, хорошо укрепленный и с многочисленным населением. После семидневного непрерывного боя, в котором жители Сыгнака оказали захватчикам упорное сопротивление, город был захвачен монголами, а его население было целиком вырезано. Вскоре монголами были взяты один за другим города
Узгент и Барчылыгкент. Однако в этих городах местное население не оказало сопротивления монгольским войскам, вследствие этого его жители не подверглись массовому истреблению. Особенно упорное сопротивление туменам Джучи оказал гарнизон и жители небольшой крепости Аснаши. Большинство жителей этого города были истреблены апреля 1219 г. Джучи был уже около г. Дженда. Дженд был покинут войсками хорезмшаха во главе с Кутлух-ханом. Город был без сопротивления захвачен монголами и разграблен.
Преодолев сопротивление населения присырдарьинских городов, полчища Чингис-хана сумели прорваться вглубь территории Средней
Азии.
В начале 1220 г. Чингис-хан с основными силами начал наступление на Бухару. Начальник гарнизона города Кок-хан бежал к хорезм- шаху, а духовенство и знать сдали город Чингис-хану без боя. Лишь несколько сот жителей и воинов заперлись в цитадели стем, чтобы бороться с захватчиками до конца. Жителей Бухары монголы заставили штурмом взять цитадель. После этого часть населения была уничтожена, другая — уведена в рабство.
Вслед затем войска Чингис-хана направились к Самарканду, ведя за собой осадную толпу из бухарских пленных. Духовенство и знать Самарканда договорились с монголами о сдаче города, выговорив свободу и безопасность только для себя и близких к ним или зависимых от них людей, всего около 50 тысяч человек. Предатели открыли ворота, куда ворвались монгольские воины. Население и защитники города сдались в плен. Было уничтожено около 30 тысяч тюркских воинов, продано в рабство свыше 30 тысяч ремесленников. Такое же количество юношей и мужчин было взято в толпу, которая шла перед наступающими монголами.
В течение длительного времени монгольские войска осаждали
Ходжент. Осажденными руководил эмир Тимур Малик. После того, как стало ясно, что дальнейшее сопротивление безнадежно, защитники города переправились на остров, расположенный на Сыр-Дарье, укрепились там и продолжали борьбу против захватчиков. Для того чтобы захватить остров, было послано 20 тысяч монголов и 50 тысяч пленных, которых заставили таскать камни, чтобы построить дамбу. Но воины Тимур-Малика приготовили 12 барж, обтянутых войлоком и смазанных глиняным раствором, чтобы стрелы монгол не могли причинить вреда. Ночью воины разрушали ту часть плотины, которую монголы возводили накануне. Когда оборона острова была уже невозможна, Тимур-Малик приготовил 70 судов и ночью, при свете факелов, поплыл вниз по реке. По обеим сторонам их преследовали монголы. В районе г.Дженда монголы построили понтонный мост с баллистами. Отряд Тимур-Малика был вынужден высадиться на сушу и преследуемый по пятам монголами, ушел в пустыню Кызыл-
Кум. Лишь одному Тимур-Малику удалось добраться до Хорезма, где собрались остатки разгромленных войск хорезм шаха.
К концу 1220 г. единственный город, не захваченный монголами, был Ургенч — столица Хорезма. Войсками Хорезма командовал
Тимур-Малик, который вначале разбил отряды Джучи. В январе 1221 г. в Ургенч прибыл Джелал ад-дин (сын хорезмшаха), к которому перешел титул хорезмшаха. Это был единственный полководец, который мог бы успешно организовать сопротивление войскам Чингис- хана. Под Ургенчем монголы собрали стотысячное войско во главе с сыновьями Чингис-хана — Чагатаем, Угедеем и Джучи. Это было вызвано тем, что Ургенч был, потому времени, самым густонаселенным городом и, самое главное, хорошо укрепленным. Осада Ургенча длилась в течение шести месяцев. Это было связано, прежде всего, с мужественной обороной города ее жителями, а также из-за некоторых разногласий между монгольскими полководцами.
При осаде столицы Хорезма монголы в большом количестве применяли осадные устройства, а чтобы вызвать панику среди городского населения, в город забрасывались сосуды с зажженной нефтью. Объятый страхом руководитель обороны Хумартегин открыл ворота города и впустил туда монгол. Сражение за Ургенч было настолько ожесточенным, что захват монголами каждого квартала и каждой улицы стоил огромных жертв захватчикам. Овладев городом, монголы учинили в нем жестокую расправу. Все население города было уничтожено, за исключением ремесленников, детей и женщин, которых обратили в рабство. Монгольские захватчики разрушили дамбу на берегу реки Аму-Дарьи и затопили город водой. С завоеванием столицы Хорезмского государства в 1221 г. завершились активные военные действия монгольских захватчиков на территории Казахстана и Средней Азии.
Таким образом, в результате завоевательных походов Чингис -хана и его военачальников были полностью захвачены Казахстан и Средняя Азия. Главной причиной военных успехов монгол в рассматриваемый период явилось то, что они находились на стадии раннефеодальных отношений, когда еще не получили развития феодальные усобицы, в то время, как на территории Казахстана не было единого централизованного государства и не закончился процесс сложения казахской народности, а народы Средней Азии переживали период зрелого феодализма и связанной с ним политической раздробленности. Казахстан в составе Золотой Орды

Таким образом, в результате монгольского нашествия 1219—1220 гг. Казахстан и Средняя Азия были завоеваны монголами и полностью вошли в состав империи Чингис-хана. Вся огромная территория, завоеванная Чингис-ханом, была поделена им между сыновьями. Старшему сыну Джучи он отдал земли к западу от Иртыша до Уральских гори дальше на запад, к югу — до Каспийского и Аральского морей. Ко времени смерти Чингис-хана (1227 г) к этим владениям были присоединены также северная часть Семиречья, северная часть Хорезма и весь Восточный Дешт-и Кыпчак до Нижнего Поволжья включительно. Ставка владений Джучи находилась в долине Иртыша.
Владения второго сына Чингис-хана, Чагатая, находились в
Мавераннахре, Семиречье и Кашгаре. Его ставка располагалась в долине реки Или.
Орда — основные силы третьего сына Чингис-хана — Угедея — находилась в Западной Монголии и Тарбагатае. Ставка Угедея была расположена вблизи нынешнего Чугучака.
Младший сын Чингис-хана, Тули, по обычаю кочевников, владел основными землями своего отца. Тули унаследовал отцовский улус
— Монголию.
Таким образом, территория Казахстана вошла в состав трех монгольских улусов. Чингизиды стремились превратить свои улусы в независимые владения. После смерти Чингис хана, последовавшей в
1227 году, эта тенденция стала нарастать, и империя распалась на несколько независимых государств. После раздела огромной территории своей империи Чингис-хан распределил между своими сыновьями армию. Численность войск
Чингис-хана составила в этот период 129 тысяч человек. Наибольшая часть войск, 101 тысяча, была передана младшему сыну Тули.
Чагатай, Угедей и Джучи получили по 4 тысячи воинов. Остальные
16 тысяч были распределены между ближайшими родственниками
Чингис-хана. В покоренных странах монгольские захватчики существенно не изменили системы управления. Монгольские завоеватели на оккупированной территории, в основном, занимались лишь сбором дани и грабежом подвластного населения. Управление захваченной территорией монголы проводили с помощью местной феодальной знати и купцов, тогда как основная тяжесть различных повинностей легла на плечи трудящихся как в городах, таки в сельских местностях.
Преемником Джучи, умершего в 1227 году, стал его сын Бату
(1208—1255 гг.), Батый в русских летописях. Он предпринял завоевательные походы на территорию Западного Дешт-и Кыпчака, в земли волжских булгар и далее на запад. Им были разгромлены крупнейшие русские княжества, опустошены Польша, Венгрия, Чехия и другие страны. В итоге семилетнего похода (1236—1242 гг.) под властью
Батыя оказались земли к западу от Волги до низовьев Дуная, включая Крым, Северный Кавказ, западно-кыпчакские (половецкие) степи.
Батый основал в низовьях Волги новое монгольское государство — Золотая Орда. В него вошли территории Улуса Джучи — Восточный
Дешт-и Кыпчак, часть территории Хорезма и Западной Сибири, а также вновь завоеванные земли на западе. В вассальную зависимость от Золотой Орды попали разгромленные полчищами Батыя русские княжества, которые признавали зависимость от Золотой Орды и получали из рук ее ханов ярлыки на княжество, выплачивали дань, но сохраняли относительную самостоятельность. Основанное Батыем государство называлось в восточных источниках Улусом Джучи. В исследовательской литературе государство известно под именем Золотой Орды. Столицей был город Сарай-Бату вблизи Астрахани, позднее — город Сарай-Берке. Золотая Орда была многоэтническим государством. Она включала в себя множество племени народностей, различавшихся между собой по уровню общественно-экономического развития и обладавших своеобразной культурой и обычаями. Основную массу кочевников составляли тюркские племена, главным образом кыпчаки, атак- же канглы, карлуки, найманы и многие другие. В оседлых областях

82 жили булгары, мордва, русские, греки, черкесы, хорезмийцы и т.д. Монголы составляли в Орде меньшинство. В конце XIII в. ив в. монголы фактически тюркизовались, население Золотой Орды стало называться этнонимом татары. Государственное устройство Золотой Орды в целом следовало образцу, введенному Чингис-ханом. Государство считалось собственностью ханского рода Джучидов. Для решения важных государственных дел созывался курултай — общее собрание знати во главе с членами правящей династии. Армией и дипломатическими отношениями с другими государствами ведал беклербек. Во главе дивана — центрального органа исполнительной власти, ведавшего финансами, налогами, внутренней жизнью государства стоял визирь. В города и подчиненные улусы назначались даруги и баскаки, чьей обязанностью был сбор налогов, дани. Наиболее важные должности занимали члены ханской семьи. Крупные нойоны, беки, бахадуры являлись военачальниками — темниками, тысячниками, сотниками. В Золотой Орде сложилась улусная система управления и владения завоеванными землями и народами. Ко времени Батыя относится деление Улуса Джучи на две части — правое и левое крыло, фактически на две различных государственных единицы. Во главе правого крыла (улуса) стоял сам Батый и его преемники. Во главе левого крыла — старший сын Джучи Орда Еджен. В левое крыло входила большая часть территории Казахстана.
Улусы Батыя и Орды делились в свою очередь на уделы, где правителями были другие сыновья Джучи. Право на улусы (уделы) имели от рождения все члены правящей династии. Прочие представители монгольской аристократии получали уделы как пожалования за службу хану. Постепенно знать приобретала все больше прав, и земельное пожалование феодалам имело уже наследственный характер. С другой стороны, в Золотой Орде сохранялась родоплеменная организация кочевников. Первоначально Золотая Орда находилась в подчинении великим монгольским ханам. Но кг. Монгольская империя распалась на независимые улусы. Золотая Орда уже при Берке-хане (1256—1266 гг.), брате хана Батыя, стала самостоятельным государством. Его преемник Менгу-хан (1266—1280 гг.) впервые приказал чеканить на монетах свое имя вместо имени всемонгольского государя, что можно считать признаком самостоятельного существования Золотой Орды. Во главе западной части этого государства, куда входили и древнерусские земли, стоял хан из потомков Чингис-хана — Бату, на востоке правили зависевшие от него наследники Орду (брата Бату). Золотая Орда долгое время была самым сильным государством Центральной Азии и Восточной Европы. С золотоордынским двором пытались поддерживать дружеские связи европейские короли и папы римские, византийские императоры и падишахи Османской империи. Свидетельством этого являются жалованные грамоты золо- тоордынских ханов Тохтамыша — польскому королю Ягайле, Улуг-
Мухаммада — османскому султану Мураду II и другие. Периодически золотоордынские тьмы (войска, в составе которых были и русские князья со своими воинами, вторгались в Польшу, Литву, на Балканы. Огромная территория, многочисленное население, сильная центральная власть, большое боеспособное войско, умелое использование торговых караванных путей, выколачивание дани с покоренных народов — всё это создавало мощь ордынской империи. Она крепла и усиливалась ив первой половине Х века пережила пик своего могущества. Расцвет государственности и культуры Золотой Орды связан с именами ханов Узбека (1312—1342 годы правления) и его сына Джанибека (1342—1357 гг.). Важной мерой усиления Золотой Орды стало ее обращение в ислам. Еще Чингис-хан завещал терпимо относиться к представителям разных вероисповеданий. Его потомки старались выполнять этот завет. Так, в землях, подвластных Золотой Орде, духовенству всех религий был создан льготный режим. Русская православная церковь и армяно-грегорианская, например, были освобождены от выплаты дани и получали специальные ярлыки, которые защищали церковное имущество от произвола ордынцев. В столице Золотой Орды
— г. Сарае — открывались храмы разных конфессий. В 1261 году там возникла православная епархия. Носами ордынцы в большинстве своем оставались язычниками-шаманистами. Нов начале Х века ситуация в Золотой Орде изменилась. Наиболее дальновидные представители правящих кругов чувствовали, что слишком сложным становилось управление страной. Необходимо было привлечь грамотных и образованных людей, знатоков экономики и финансов. Самыми подходящими для этого были мусульманские чиновники, к тому же торговля Золотой Орды была в руках мусульманских купцов, а интенсивные отношения с Ираном и Египтом требовали привлечения людей, знающих фарси и арабский языки. Кроме того, общая для всех в империи религия помогла бы объединить подданных вокруг государя-единоверца. В 1313 году, воцарившись на золотоордынском троне, юный Узбек- хан с фанатизмом новообращенного мусульманина и с пылом молодости провозгласил ислам господствующей религией. Эпоха Узбек- хана отмечена культурным подъемом и широким городским строительством. Многие города были основаны ордынцами. К их числу относятся столицы Золотой Орды — Сарай и Новый Сарай в Нижнем Поволжье, Сарайчик в Западном Казахстане, где были захоронения ханов. При Узбеке и Джанибеке города Золотой Орды переживали расцвет. Возведенные трудами сотен тысяч невольников дворцы, мечети, караван-сараи, богатые кварталы знати и купечества, все более многолюдные поселения ремесленников превращали их в средоточие экономической и культурной жизни. Таким образом, Золотая Орда не оставалась неизменной, многое заимствуя у мусульманского Востока ремесла, архитектуру, баню, изразцы, орнаментальный декор, расписную посуду, персидские стихи, арабскую геометрию и астролябии, нравы и вкусы, более изощренные, чему простых кочевников. Имея широкие связи с Анатолией, Сирией и Египтом, Орда пополняла тюркскими и кавказскими рабами армию мамлюкских султанов Египта, ордынская культура приобрела определенный мусульманско-средниземноморский отпечаток. История Золотой Орды заполнена как внутренними усобицами, таки беспрерывными войнами с русскими князьями, Хулагуидами Ирана в Закавказье, правителями Ак Орды и Хорезма. Наибольшего могущества Золотая Орда достигла в I половине XIV в, особенно при Узбек-хане (1312—1342 гг.) и его преемнике хане Джанибеке
(1342—1357 гг.). Власть ханов усилилась, прекратился созыв курул- таев, централизовалась власть. Со второй половины XIV в, после смерти Джанибека, Золотую Орду начали ослаблять центробежные силы и междоусобицы удельных владетелей. Окраинные владения стали отпадать от державы. В
1380 г. фактический правитель Золотой Орды темник Мамай был разбит на Куликовом поле русскими войсками под предводительством Дмитрия Донского. Джучид Тохтамыш-хан, воспользовавшись поражением Мамая, захватил власть в Золотой Орде, которую удерживал в течение 15 лет. Пытаясь военными победами укрепить свою власть, он, через год после Куликовской битвы, в 1381 г. сжег Москву, совершил ряд походов в Мавераннахр и Закавказье. Эмир Тимур (годы правления 1370—1405 гг.), правитель Самарканда, предпринял 3 опустошительных похода (1389, 1391,
1394—95 гг.) в Золотую Орду и разграбил её столицу Сарай-Берке. Золотой Орде был нанесен сокрушительный удар, от которого она уже не смогла оправиться, ив первой половине Х века распалась на отдельные ханства. Самым крупным из этих улусов была Большая Орда, образовавшаяся в х годах XV в. между Волгой и Днепром. В х гг. XV в. образовались тюркские государства — Ногайская Орда, Казахское, Сибирское, Казанское, Хивинское, Крымское и Астраханское ханства. Постепенно русские княжества освободились от зависимости от Золотой Орды. О последствиях монгольского завоевания можно сказать, что оно нанесло огромный ущерб экономике и культуре народов Казахстана и Средней Азии. а территории Казахстана монголами были уничтожены такие крупные культурные центры, как Суяб, Баласагун, Отрар, Сауран,
Дженд, Сыгнак и др. В результате нашествия погибло очень много замечательных памятников искусства и культуры. В 1218 г. в городе От погибла знаменитая Отрарская библиотека, вторая в мире по количеству книги их ценности. Городское население почти поголовно истреблялось. Опустошению подверглись также земледельческие оазисы, окружавшие города. Имущество населения было разграблено монголами или уничтожено. Китайский путешественник Чанчунь, посетивший Семиречье впервые годы монгольского нашествия, описывает их как страны с цветущей земледельческой культурой. Однако несколько позднее картина резко изменилась.
В.В. Бартольд писал В части Семиречья к северу от Или, почти не пострадавшей от военных действий, уже кг, как видно из рассказа миссионера Рубрука, много городов исчезло и уступило место пастбищам большое число развалин видел также китайский путешественник Чандэ в 1259 г. в Чуйской долине».
Несомненно, главным негативным последствием монгольского нашествия на территорию Казахстана и Средней Азии был полный экономический упадок. Можно констатировать тот факт, что экономика Казахстана и Средней Азии впоследствии не смогла достигнуть того уровня, на каком она находилась в конце Х — начале Х вв.
Еще одним из экономических последствий, характерных для монгольского завоевания, явилось массовое уничтожение мирного населения и возрождение на всей подвластной им территории рабовладельческого уклада, что сопровождалось превращением в рабов сотен тысяч людей. Монголы оккупированными землями правили через своих наместников, занимаясь лишь сбором налогов и грабежом местного населения. Крестьяне и ремесленники, кроме выплаты ежегодного налога с обработанной земли —
хараджа, должны были еще нести множество повинностей снабжение одеждой и продовольствием расквартированных по городами селениям военных отрядов. Невыполнение установленных заданий в срок жестоко каралось монгольскими захватчиками. К гнету монгол прибавились злоупотребления местных правителей, которые самовольно увеличивали в несколько раз установленные налоги и подати, делали положение народа совершенно невыносимым.
К этому следует добавить, что такой крупный регион, как Казахстан и Средняя Азия, не смог оправиться от тяжелых последствий монгольского нашествия еще и потому, что здесь не было единой политической власти. Территория Мавераннахра неоднократно являлась свидетелем междоусобных войн потомков Джучи и Угедея. Обе группировки, которых усиленно поддерживали местные феодалы, продолжали борьбу за ханский престол вплоть до второй половины Х века, те. до захвата власти Тимуром. Все эти войны сопровождались уничтожением мирного населения, их грабежом, разорением городов и сел.
Одним из главных последствий монгольского нашествия в Казахстане и Средней Азии была большая масса кочевников, пришедшая вместе с монгольскими феодалами. Это вызывало сокращение площади земледелия и усиление кочевого скотоводства. Бывали случаи, когда в интересах кочевой знати под пастбища отводились окультуренные земли, ранее использовавшиеся под поля, огороды и сады. Именно поэтому в некоторых районах Восточного Туркестана например, в Лобе и Карашааре), а также в Илийской долине земледельческая культура совсем исчезла. В китайских источниках, относящихся кв, говорилось, что в Илийской долине уже не было ни городов, ни дворцов и все жители вели исключительно кочевой образ жизни. К началу Х в. земледелие в Семиречье полностью уступило место кочевому скотоводству.
Монгольское нашествие надолго задержало процесс завершения сложения казахской народности и образования единого централизованного государства.
Монгольские захватчики также надолго задержали экономическое и культурное развитие народов Казахстана и Средней Азии. Были подорваны как внутренние, таки внешние связи с соседними государствами. Установив на оккупированной территории жестокий террор, они вызывали уместного населения ненависть и вражду. Уже в х гг. XIII в. среди населения Казахстана и Средней Азии начинает усиливаться движение протеста против гнета иноземных захватчиков и местных угнетателей. Неоднократно на борьбу против своих поработителей поднимались крестьяне земледельческих оазисов
Семиречья и городские ремесленники Мавераннахра.
Наиболее крупными сильным движением завесь период монгольского правления было восстание в городе Бухаре в 1238 г. под предводительством Махмуда Тараби. Ожесточенное сражение между восставшими и монгольскими отрядами произошло около города Кермина. Повстанцы были хорошо организованы, они сражались мужественно и самоотверженно. Их победу ускорило присоединение к ним населения окрестных селений. Войска монголов и местных феодалов, потерпев поражение, бежали. Повстанцы преследовали их вплоть д Кермина и перебили большинство отступающих. Всего в этой битве было убито около 10 тысяч монгольских воинов. Однако и восставшие понесли большие потери. Под Кермином был убит вождь и организатор повстанцев Махмуд Тараби. Через несколько дней повстанцы, лишенные руководства и не имевшие достаточного количества оружия, были разгромлены. Восстание в Бухаре имело огромное значение для всего освободительного движения народов Средней Азии и Казахстана против монгольского ига. На борьбу с монгольскими захватчиками поднимаются половцы, кипчаки, башкиры и представители других национальностей. Но местная феодальная знать охотно шла на службу к монгольским ханами всеми силами старалась сохранить свои привилегии и, самое главное, власть над народом. Монгольская знать охотно роднилась с местными феодалами, что способствовало ассимиляции завоевателей с коренным населением. Именно поэтому в Казахстане и Средней Азии монголы оставили в силе прежнюю систему управления и осуществляли управление завоеванной территорией через местную феодальную знать. Однако контроль за ними осуществляли монгольские чиновники.
После монгольского завоевания земля считалась собственностью государства и верховного владетеля — хана. Весь народ считался принадлежащим ханскому дому и облагался огромными податями и повинностями. Все кочевники-скотоводы обязаны были платить налог со скота (Кончур) в размере одной головы со ста голов. В земледельческих районах собирался налог в форме доли с урожая (от одной трети до двух третей. Крестьяне отвечали массовым уходом с насиженных мест, с целью избавления от невыносимых налогов и гнета монгольских правителей. Отрицательные последствия монгольского нашествия на территорию Казахстана и Средней Азии сказались, прежде всего, в ослаблении товарного производства и товарного денежного обращения.
В начале Х в. в Казахстане и Средней Азии начинает постепенно восстанавливаться ремесло, что было связано с возвращением ремесленников из Монголии. Основной опорой монгольских ханов была военная знать кочевых племен, владевшая также селениями и землями с прикрепленными к ним крестьянами. Основную массу жестоко эксплуатируемых непосредственных производителей составляли в селениях — закрепощенное крестьянство, а в городах — ремесленники. Низшую ступень социальной лестницы как в городе, таки в деревне, занимали рабы. Монгольские ханы, постепенно принимая ислам, концентрировали вокруг себя представителей духовенства и купцов и проводили политику централизации ханской власти. Таким образом, можно сделать вывод о том, что XIII—XIV вв.— годы трагических событий в жизни народов Казахстана и Средней Азии, крайне тяжело отразившиеся в дальнейшем на их судьбе. Дона- чала монголо-татарского нашествия экономика и культура Казахстана и Средней Азии находились на высоком уровне. В результате нашествия Чингис-хана многие города были разрушены до основания, села разорены и выжжены, население уничтожено и уведено в плен.
Ослабив Казахстан и Среднюю Азию экономически, татаро- монгольское владычество было тем фактором, мешавшим политическому объединению отдельных земель, содействовавшим феодальной раздробленности.
Стремясь держать покоренные народы в повиновении, монгольские ханы пытались опереться на определенные социальные силы. И это им удавалось в большинстве случаев. Большая часть представителей господствующего класса перешла на службу к завоевателям, способствуя укреплению их владычества.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


написать администратору сайта