Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Образование казахской народности

  • Курс лекции Каражан. 4.Курс лекций Каражан.На рус. яз. (1). Курс лекций для студентов неисторических факультетов подготовлен коллективом кафедры новой и новейшей истории Казахстана исторического факультета


    Скачать 1.03 Mb.
    НазваниеКурс лекций для студентов неисторических факультетов подготовлен коллективом кафедры новой и новейшей истории Казахстана исторического факультета
    АнкорКурс лекции Каражан
    Дата23.12.2021
    Размер1.03 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла4.Курс лекций Каражан.На рус. яз. (1).pdf
    ТипКурс лекций
    #315290
    страница7 из 29
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   29
    Тема ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА Создание и укрепление Казахского ханства Образование казахской народности. Создание и укрепление Казахского ханства
    По мнению исследователей, Казахское ханство основано было в х годах XV века. Процесс формирования казахской государственности был связан с основными жизненными потребностями родственных племен, так как вопросы сохранения этнической и территориальной целостности, обеспечение безопасности, создание условий для повседневной хозяйственно-бытовой деятельности небыли решены нив период существования Белой Орды, нив Ханстве Абулхаира, нив Ногайской Орде. Внутри этих государственных объединений не было политической стабильности. Историческую миссию, связанную с дальнейшей судьбой этнически близких племен, взяли на себя потомки Урус-хана — султаны Жанибек и Керей.
    Мухаммед Хайдар Дулати в своей работе «Тарихи-и Рашиди» описывает эти события так В это время Абулхаир хан властвовал над степями кыпчаков. Он доставлял много неприятностей потомкам
    Джошы — султанам. Жанибек хан и Керей-хан сбежали от него, и ушли в Могулистан. Есен-Буга хан встретил их радужно и подарил им Козыбасы на побережье Шу. Это западный край Могулистана. Они мирно жили в этом регионе. После смерти Абулхаира его потомки завели распри между собой, и было много непонимания. Некоторые из них собрались вокруг ханов Керея и Жанибека. Их число достигло
    200 тысяч. Они стали называться узбек-казахи. Правление казахских султанов началось с 870 г. Сведения у Аллаха более точные!»
    Таким образом, по Мухаммеду Хайдару Дулати, в 870 г. от хид- жры, или в 1465—1466 гг. нового летоисчисления, было создано Казахское ханство. В истории кочевого родоплеменного общества отделение части рода или племени, слияние ее с другими патриархальными сообществами было вполне обычным явлением. Но массовое перемещение значительной части родственных племен за пределы Ханства
    Абулхаира означало нечто большее, чем ставшее уже привычными

    90 территориальные споры и междоусобные столкновения среди потомков Чингис-хана.
    Однако надо отметить, что Казахское ханство создается нес момента откочевки. Факты говорят, что принявший будущих казахских ханов правитель Есен-Буга умер в 1462 году. Противник Есен-Буги
    Юнус хан был приглашен в Герат Тимуридом Абду Саидом в 1458—59 годы. Противостояние Есен-Буги и Юнус-хана длилось около двух лет. Следовательно, откочевка Жанибека и Керея с улусными людьми во владения могольского Хана Есен-Буги произошла в 1459—1460 гг. Чем был вызван этот раскол в ханстве Абулхаира? В е годы XV века Юго-Восточный Казахстан подвергается нападению ойратов (калмаков), объединенных очень сильным правителем Есен тайши. Вначале он направляется в поход против империи Мини, пленив императора Чжу Цичжэня, облагает данью китайцев, затем внимание направляет на Могулистан и Семиречье.
    В 1452 году ойраты совершают военный поход против Могулистана и доходят до берега реки Чу. Хан Есен-Буга, обеспокоенный междоусобицами в Кашгаре, не смог оказать сопротивление. Полководец ойратов Уз-Тимур тайшы воспользовался тем, что Есен-Буга хан находится в Кашгарии, и без каких-либо сопротивлений, через восточную часть Могулистана, прошел в Семиречье, далее устремился в Туркестан. Его войско разорило население, проживавшее на берегах Сырдарьи, разграбило города Ташкент, Туркестан. Ойраты направляются в столицу Абулхаир-хана Сыгнак. Выступило и войско
    Абулхаир-хана. Битва войск Абулхаир-хана и ойратов во главе Уз-
    Тимур тайшы произошла в 1457 году около Кок-Кесене, в окрестностях Сыгнака. Абулхаир-хан терпит крупное поражение от ойратов и бежит с поля боя. В результате Абулхаир-хан вынужден был заключить с Уз-Тимур тайшы унизительный мир. Уз-Тимур тайшы забрал с собой внука Абулхаир-хана Махмут-султана в аманат.
    Таким образом, можно предполагать, что раскол в Узбекском ханстве совпадает с годами, когда Абулхаир-хан приводит в порядок сильно пострадавшие от погрома ойратов владения. Поэтому порядок, который Абулхаир-хан начинает устанавливать в своих владениях, был жесткими очень суровым. О внутренней политике Абулхаир-хана в рассматриваемый период автор работы «Абу-л-Хайр-хан» Абулгази говорит так, что он был суров, даже к своим сородичам. При таких условиях легко можно представить положение тех султанов, которые относились к другой ветви чингизидов ив силу этого выражали династические интересы разных группировок. Об этом автор «Бахр-ал-асрар» Махмуд б. Вали говорит так Когда Абулхаир хан перебил принцев из потомков Джучи в стране Дешт-и Кыпчак и рассеял то общество в разных краях, это рассеяние и расстройство стало причиной их объединения и сплочения. Во главе такого рассеянного общества, состоящего из недовольных политикой хана племени родов Узбекского улуса, и стали
    Жанибек и Керей. Не имея возможности успешно бороться с ханом, они предпочли покинуть родные просторы и встать на путь изгнания с группой племен, которые их признавали, направившись в
    Могулистан. Чем было вызвано столь дружественное отношение хана моголов к беглецам Появление мощного Калмакского государства поставило правителя Могулистана того периода Есен-Бугу в тяжелое положение. Хан Есен-Буга не имел в ту пору возможности отразить набеги северных кочевников, те. противостоять откочевавшим племенам во главе с Жанибеком и Кереем. Поэтому он стремился опереться на
    Жанибека и Керея и тем самым обеспечить безопасность своих границ. Во-вторых, в лице Жанибека и Керея и их воинов он видел оплот для защиты западных границ своих владений от притязаний своего брата Юнус хана, поддерживаемого тимуридом Абу Саидом.
    После смерти Есен-Буги власть в Могулистане переходит его брату Юнус-хану и устанавливаются дружественные и родственные отношения с Жанибеком и Кереем. Юнус-хан выдает свою дочь Нигар ханым замуж за сына Жанибек-хана Адик-султана. Таким образом, обе стороны соединяют и скрепляют нить дружбы и союза».
    Естественно, к обосновавшимся в Могулистане Жанибеку и Керею присоединяются все недовольные ханом Абулхаиром. Это внушает опасения Абулхаиру. Поэтому глава Узбекского Ханства Абулхаир предпринял в Могулистан тщательно подготовленный поход. Однако в период этого похода он заболели скончался. Уход с исторической сцены хана Абулхаира, распад Могулистана в нескольких феодальных владениях позволили Жанибеку и Керею вновь вернуться к среднему течению Сырдарьи, Туркестану с целью закрепиться на новом месте и вступить в политическую борьбу за власть в степи с потомками хана Абулхаира. Конкретной их задачей было сделать данный регион центром нового государства. С 1470 года на берегах Сырдарьи начали появляться казахские отряды. С этого времени стремление казахских ханов подчинить себе кыпчакские степи легло в основу их политической и военной деятельности. В 70—80 годы XV века Жанибек и Керей,

    92 а затем и их наследники потомок Бурундук хан все свои усилия направляли именно на расширение территории Казахского ханства. Цель первых казахских правителей подчинить города вокруг Туркестана имела ряд причин. Во-первых, районы Присырдарьи и Каратау были ближайшими к Семиреченским владениям казахских ханов и являлись для них наследными. Во-вторых, города на побережье Сырдарьи издавна были политическими, торгово-экономическими и культурными центрами. А во времена Белой Орды и Ханства Абулхаира эти обширные степные пространства и развитые земледельческие оазисы приобрели еще большее политическое и стратегическое значение. Города Отрар,
    Сыганак, Сауран, Сайрам, Сузак и другие были административно- политическими центрами ранее существовавших государств, и их завоевание могло стать залогом будущего укрепления и расширения молодого Казахского ханства. Поэтому борьба казахских ханов и правителя кочевых узбеков — внука Абулхаир хана — Мухаммеда
    Шайбани за присырдарьинские города привела к затяжным войнам, особенно в х гг. XV века. В их противостояния вмешались и наследники Тимура (тимуриды) и могульские ханы, также имевшие свою заинтересованность в этом регионе.
    Одним из видных предводителей казахских войск в период х годов XV века был Бурундук-хан — сын хана Керея. Но и при нем борьба за присырдарьинские города и их оазисы шла с переменным успехом. Победы и поражения сопутствовали всем участникам этого противостояния. В этот период, входе непрекращающихся столкновений, шейбаниды оттеснили войска наследников эмира Тимура и захватили Отрар, Яссы (Туркестан, Узкент. А Ташкентом и Сайрамом в это время завладел могульский хан Султан Махмут. Казахские ханы подчинили себе Сузак, Сыгнак, Северное Приаралье и значительную часть Центрального Казахстана. К концу XV века борьба между казахскими ханами и шайбанидами приобрела характер соперничества за обладание степными территориями Центрального и Южного Казахстана. У Мухаммеда Шайбани не оказалось значительных сил для сопротивления против растущей мощи Казахского ханства. Притесненный казахскими правителями Мухаммед Шайбани вынужден был удалиться в Мавераннахр. На пути в Самарканд малочисленный отряд Мухаммеда Шайбани был наголову разбит Иренжи султаном — сыном Жанибек хана. Оставшиеся в живых спутники царевича почти рассеялись. Он сам с братом Махмутом едва спасся бегством и вместо Самарканда поспешно направился в Бухару. Эмиры и бахадуры — все, кто был свидетелем того события говорится в источнике об этом поражении
    Мухаммеда Шайбани хана разбежались в разные стороны, так что у них не было возможности соединиться друг с другом. Несу- мев вернуть себе земли, которыми владел дед Абулхаир, Мухаммед
    Шайбани отвоевывает у тимуридов Мавераннахр. Захватившие власть в Мавераннахре шайбаниды, стремились не допустить усиления Казахского ханства, и с этой целью они препятствовали утверждению казахских правителей в Присырдарье. Для начала Мухаммед Шайбани хан попытался прекратить торговые сношения казахов с земледельческими районами средней Азии. Однако политика экономической блокады — запрет на торговлю — не имела желаемого успеха. В это время могульские правители, владевшие Восточным Туркестаном, предприняли попытку завоевать Семиречье. Однако
    Бурундук-хан сумел сплотить для борьбы с ним кочевые народы
    Семиречья, Центрального и Западного Казахстана. После пребывания около двух лет в Бухаре Мухаммед Шайбани, собрав необходимые военные снаряжения, решается из чужой страны наступать на казахские земли. Однако слишком незначительны были его силы, чтобы можно было предпринять сними что-либо серьезное и добиться успеха в борьбе с казахскими правителями. По словам Мухаммеда Хайдара Дулати, крупных сражений было два, ив обоих победа осталась на стороне казахских султанов. Переход же некоторых пограничных крепостей в руки Мухаммеда
    Шайбани объясняется его умением выгодно использовать враждебные интересы своих соперников, коалиция которых была, как правило, непрочной. Когда казахский хан Бурундук в союзе с тимури- дом Мухаммад-Мазид тарханом подошел к Отрару, то Мухаммед
    Шайбани посоветовал запереться и не вступать в открытое сражение с преобладающей силой противника. Поскольку их два-три соперничающих войска говорил он своим приближенным то они могут воспылать подозрением друг к другу. Когда же они заподозрят друг друга, тогда дело пойдет к расстройству. И действительно таки случилось. Однако походы нового правителя Мавераннахра на казахские земли в 1503—1504 гг., 1505—1506 гг., 1509—1510 гг. не принесли ему успеха. В 1510 году Мухаммед Шайбани погиб в битве с Иранским шахом. Таким образом, конец XV и начало XVI веков, с одной стороны, стали для Казахского ханства периодом становления и укрепления, ас другой — периодом защиты территории Казахского ханства от претензий Мухаммеда Шайбани. Укрепление и дальнейшее развитие казахского ханства вначале века связаны с именем Касым-хана. Касым — сын Жанибек хана. Он родился примерно в 1445 году. Когда, на исходе лета 1513 года на берегу реки Чу, Касым-хан встретился с шагатаидом Саид ханом, по рассказу их современника Мухаммеда Хайдара Дулати, возраст
    Касым-хана превышал шестьдесят лети был близок к семидесяти. В период правления Бурундук-хана он был военным полководцем.
    Касым-султан, по отзывам современников, отличался военным талантом, личной отвагой и способностью вести за собой других. Хотя он видел, что фактически власть в ханстве и инициатива находится в его руках, он не хотел нарушать традицию подчинения старшему. По словам Мирзы Хайдара, Касым еще и не принимал титул хана, хотя власть его уже была настолько велика, что никто и не думало
    Бурундук-хане. Но он не хотел находиться поблизости от Бурундук- хана, потому что, если быть вблизи и не соблюдать должного уважения, означало бы возражать хану, а повиноваться же ему душа не лежала, поэтому они старался держаться подальше от Бурундук- хана.
    Касым, как дальновидный политик, был осторожен, умел терпеливо выжидать там, где, казалось бы, положение позволяет ускорить решение вопроса. Это случилось в 1510 году, когда Шайбани- хан совершил набег на улус Касыма, располагавшийся в предгорьях
    Улытау. Касым-султан, не имея возможности в этот момент отразить нападение противника, отступил к отрогам Улытау и там укрепился.
    Шайбаниды захватили покинутую ставку Касым султана ив течение нескольких дней праздновали победу. Тем временем Касым проведал об их беспечности и внезапно напал. Это вызвало в лагере противника панику и суматоху, в результате чего погибло множество узбекских воинов и военачальников. Вооружение всего войска Шайбани-хана попало в руки казахов. Остатки разбитого войска присоединились к Шайбани-хану, располагавшемуся в Кок-Кесене (в окрестности
    Сыгнака). Мухаммед Шайбани-хан тотчас же снялся и спешно отступил. Следом прибыло войско Касым султана и убило еще множество узбекских воинов. После этого события соперничество двух влиятельнейших людей ханства Бурундук-хана и Касым-султана кончилось в конце концов победой всесильного и энергичного султана Касыма. Не ранее осени 1511 года Бурундук-хан с кучкой приближенных удаляется в
    Мавераннахр. Касым султан сел натрон Казахского ханства. После смерти Мухаммеда Шайбани, от руки шаха Ирана Исмаила, последовал полный разгром его войск. Это позволило осуществить переход власти в Бухаре, Самарканде и ряде туркестанских городов в руки тимурида Бабура. Касым-хан воспользовался этими благоприятными обстоятельствами для укрепления своей власти в Южном Казахстане. Вскоре под власть казахского хана Касыма переходит самый южный из городов Присырдарьи Сайрам. Однако взаимоотношения казахского правителя Касыма с шай- банидами в последние годы правления оставались напряженными и далеко немирными. Основная борьба происходила вокруг Ташкента.
    Касым пытается овладеть Ташкентом. Это произошло в 1513 году.
    По рассказу Мухаммеда Хайдара Дулати, хан моголов Султан
    Саид, узнав о выступлении Касым хана на Ташкент, поспешил к городу, чтобы действовать с ним вместе. Но, получив у горного прохода Кендерлик — между вилайетом Фергана и Ташкент — весть о том, что Касым отступил, Саид хан не решился идти один на Ташкент и повернул обратно. Осенью 1513 года на реке Чу он встречается с
    Касым ханом, чтобы убедить хана казахов в необходимости нового похода на Шейбанидов. Но Касым вежливо отказал. Во втором десятилетии XVI века Касым-хан окончательно утвердил свое господство над обширными степными пространствами казахской территории. В это время границы ханства на юге выходили на побережье Сырдарьи и включали часть городов Туркестана, на юго-востоке они охватывали предгорья и долины значительной части
    Семиречья, на северо-западе достигали бассейна реки Яик. Казахское ханство в это время постепенно втягивается в международные отношения того времени. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с казахским ханством, было Московское государство в период правления Великого князя Василия
    III (1505—1533 гг.). Именно в это время казахи как самостоятельная этническая общность стали известны в Западной Европе. О казахах оставил свои записи австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший несколько раз Москву (в 1517 и 1526 гг.).
    Касым-хан, по отзывам современников Рузбихана, Бабура и других, любил хороших лошадей, был их большим знатоком, отличался военным талантом, личной отвагой и способностью вести за собой других. Ханская власть была так прочна при нем, что он объединил под своей властью такое число людей, среди подданных которого современники называли более миллиона человек.

    96 97
    Касым-хан знали твердо придерживался старых традиций, обычаев. Он эти традиции и обычаи кодифицировал в свод законов. В народе эти законы получили поддержку и название «Қасым ханның аса жолы» (Столбовая дорога хана Касыма»). Именно на основе этих традиций и обычаев Касым устанавливал отношения внутри общества, и они были направлены на усиление государства. В этот свод законов вошли такие положения
    1. Имущественные законы (положения решения имущественных, земельных споров. Уголовные законы (Наказания за такие преступления убийство, разгром, барымта, воровство. Военные законы
    4. Положения дипломатии
    5. Положения общественной жизни;
    Несмотря на значительное упрочение при хане Касыме, казахское ханство не стало, однако, централизованным государством. Это проявилось сразу после смерти Касым хана. Усиливается сепаратизм султанов и других феодалов, начинается междоусобица. Отрицательным последствием междоусобиц является раздробленность казахского ханства.
    Таким образом, как характеризуют источники и факты, образование Казахского ханства произошло в середине х годов XV века в Западном Семиречье. Основоположниками нового государственного объединения — Казахского ханства — явились потомки правителей
    Ак Орды. Они восстановили свое господство в Восточном Дешт-и
    Кыпчаке в долгой и изнурительной борьбе с шейбанидами. Как показывают факты, здесь происходит объединение усилий не только первых казахских ханов и улусных султанов, но и потомков из династии
    Джучи и представителей местной кочевой аристократии.
    2. Образование казахской народности
    Формирование народа — проблема очень сложная. Для формирования народности необходимы следующие условия. определенный уровень развития культуры. территория с обозначенными границами. сформированное общественно-этническое сознание. сформировавшийся язык. определенный характерный внешний облик, присущий большинству этнических представителей. название государства, отражающее главные этнополитические или историко-географические признаки этноса.
    При изучении проблемы возникновения казахского народа надо обратить внимание на историю жизни древних племен, населявших земли Казахстана. Хотя однозначно нельзя сказать, что прямыми предками казахского народа являются племена, которые кочевали по территории современного Казахстана 3—2 тысячелетия назад. Тем не менее, если возникновение народа напрямую связано с развитием хозяйственной деятельности, появлением самобытной культуры, формированием языкато эти племена имели непосредственное отношение к формированию казахской народности.
    Изучение жизни племен, населявших Казахстан в древние времена, традиционно начинается с бронзового века. Племена, которые проживали на территории Казахстана ив приграничных регионах между 2—1 тысячелетиями до нашей эры, соответственно их культуре называют андроновцами. Об андроновских племенах точных сведений нет. Однако ученые считают, что расово-генетическое развитие казахского этноса берет свое начало с бронзового века. Это подтверждается некоторыми сходствами казахской национальной и древней андроновской культур. На территории Казахстана сохранились многочисленные памятники андроновской культуры в виде различных построек — захоронений. Узоры андроновцев на гончарных изделиях сочетаются с современными узорами казахских ковров, украшений, в убранстве юрт.
    Поклонение огню, духам предков, выращивание большого количества овец, лошадей и использование их продукта в пищу свидетельствуют о родственной близости жизненного уклада андроновцев и казахов. Существует этногенетическая связь казахов с более поздними племенами саками, гуннами, уйсунями, кангюями, сарматами и т.д. По мнению некоторых ученых, существует прямая связь между племенами уйсуней и позже сформировавшимся казахским этносом, о чем свидетельствуют общие черты жизненного уклада. Это определяющая роль скотоводства в сочетании с кочевым образом жизни, использование юрты в качестве жилища, комплексное хозяйство (скотоводческо-земледельческое), молочно-мясное питание, выпекание хлеба из зерна и т.д. Кроме того, наблюдается сходство ив общественно-социальном устройстве. Поданным источников, уй- сунское общество делилось натри части левое крыло, центральное крыло и правое крыло, что можно провести параллель стремя казахскими жузами. Это подтверждает этногенетическую преемственность. Ученые считают, что непосредственное сложение казахской народности относится к началу тюркского этногенеза. Образцы хозяйственно-культурной жизнедеятельности тюркского периода позже стали общими для многих тюркских народов (казахов, киргизов, каракалпаков, башкир, ногайцев, алтайцев, тувинцев, туркменов).
    Тюркские племена, населявшие территорию Казахстана перед монгольским завоеванием, были готовы к образованию единого народа. Примером является союз кимако-кипчакской конфедерации. Территорию от Алтая до Волги, занимаемую кипчаками, персидский поэт, путешественники государственный деятель Насир Хосроу называет Дешт-и Кыпчак (Степь кипчаков). Однако нашествие монгольских войск замедлило этот процесс, фактически отодвинув его на несколько веков назад. Были разрушены сложившиеся хозяйственно-экономические и культурно-этнические связи. Многие тюркские племена были разобщены, лишены были прежней сплоченности. Под влиянием монголов произошли изменения ив системе руководства племен, в хозяйственной деятельности, обычаях, традициях. Вместе стем захватнические действия монголов внесли значительные изменения в этнический состав населения Казахстана. С монголами на территорию Казахстана прибыли с востока и обосновались такие племена, как киаты, мангиты, барласы, коныраты, татары и др.
    Территория Казахстана постоянно подвергалась миграции различных этнических групп. Интенсивное этническое смешение, особенно в эпоху великого переселения гуннов, затем тюркских племени в эпоху монгольского нашествия, наложило отпечаток на внешний вид казахов. Кроме того, в период бурных этномиграционных процессов предки казахов смешивались с представителями других этнических групп, зачастую ассимилируя их в свой этнос. Это касается также и монголов. Они постепенно переняли традиции и обычаи, язык, религию тюрков. Об этом в XIV веке писал арабский географ Эль-Омари: Раньше это государство (Алтын Орда) было страной кыпчаков, но когда их завоевали татары, кыпчаки оказались их подданными. После этого победители смешались сними, стали родственниками, а природные и наследственные качества местных оказались более высокими, и прибывшие стали сами похожими на настоящих кыпчаков». Поэтому надо считать, что предками казахов являются выходцы из племен, для которых территория Казахстана была своей родной землей. В XIV—XV вв. на землях Казахстана и приграничной территории существовало несколько государств Белая Орда, Могулистан, Ханство Абулхаира, Ногайская орда. Жителей этих государств называли узбеками, узбек-казахами, моголами (могулами) и ногаями. У этих названий было свое этническое и политическое значение. Если понятие народ рассматривалось в качестве этнического образования, то его обозначают термином «этноним» (узбеки, казахи, киргизы. Народ же, именовавшийся соответственно названию своего государства (территории проживания, определялся термином полито- ним (моголы — народы государства Могулистан, ногаи — народы, принадлежащие к Ногайской орде, те. это понятие этнополитическое. В историко-этнологической литературе население государства, созданного в историко-этнографическом регионе, называют этнополитическим сообществом.
    Для того чтобы народ стал единым в этническом и политическом отношении, он, прежде всего, должен иметь собственную независимую государственность. Племена, стремящиеся к единению, были раздроблены в политическом отношении на различные государства, такие, как Белая Орда, ханство Абулхаира, Ногайская орда и
    Могулистан. Однако эти государства стали основой формирования казахской государственности, становления собственного этнического пространства. Хотя все казахские племена ироды ушли в различные государства, говорили они на одном языке. Формирование казахского народа закончилось между второй половиной в. и началом XVI века, когда было создано самостоятельное независимое Казахское ханство. Таким образом, было достигнуто еще одно условие формирования народности — название собственного государства. В Казахском ханстве стало постепенно ослабевать родоплеменное сознание, усиливая общее для казахов этническое сознание. Так появились понятия Казахская земля, казахское государство, казахская страна. Различают три вида этнических историко- хронологических формирований родоплемена, народ, нация. В каждом из этих объединений существует свое этническое сознание. Этническое сознание — это осознание человеком себя как члена определенного этнического объединения. Традиции разделения народы и племена сохранялись вовсе времена. У казахов и после того, как они сформировались в народ, проявлялись все виды этнического сознания. Особенно на начальном этапе формирования казахов как народа, по сравнению с народным этническим сознанием, родоплеменное сознание было подавляющим. Например, на вопрос Из какого ты рода отвечающий должен сначала сказать о своем роде, затем о племени, потом о жузе. Обычно казахами они называли себя только тогда, когда выезжали за пределы страны. Существует много мнений о возникновении названия (этнонима) казах. До сих пор исследователи дебатируют по этой проблеме. В науке нет точного утверждения, когда в письменной литературе появилось название казах. В тюркском памятнике VIII века, найденном на Енисее, есть словосочетание «казгак углым» — казахский сынок. В IX—X вв. у трех карлукских племен, живших на землях
    Семиречья и Южного Казахстана, было общее название — «хасаки». Известно, что карлуки имели непосредственное отношение к казахскому этногенезу. В арабских документах, относящихся к X—XI вв., а также в русских летописях имеются записи огороде Касаг на северо-востоке Черного моря, о стране касагов. По мнению некоторых ученых, здесь имеется ввиду большое поселение казахов, которые объединились и остались в XI веке на берегах Дона и Днепра. Правивший в Х веке император Византии Константин Багрянородный сообщал, что на северо-западе Кавказа имеется страна казахов. На западе Азербайджана посей день существует большой район — Казахский. Одним из ранних упоминаний слова казах в мусульманских письменных источниках встречается в анонимном тюрко-арабском словаре. Он, вероятно, создан в мамлюкском Египте кыпчаками. Словарь известен по рукописи 1245 года и издан в Лейдене в 1894 году. Здесь слово казах имеет значение бездомный, бесприютный, скиталец, изгнанник, свободный. Данному термину поэтому словарю было придано социальное значение. Так называли группы людей, которые отделялись от своего рода, племени и стали жить по своим законам. Исходя изданного значения слова казах, можно сделать вывод о том, что все вышеуказанные источники сообщают о тех свободных, бездомных — скитальцах, обосновавшихся в указанных регионах. Во второй половине XV века термин казах закрепляется за группой племен, откочевавших от узбекского хана Абулхаира в междуречье Чуи Талас. Откочевка Жанибека и Керея из Узбекского улуса в Семиречье сыграла решающую роль в этногенезе казахского народа. Но эта роль заключалась не в образовании самого народа, а в его современном названии. Из Узбекского ханства выделилась и прикочевала в Семиречье непросто группа разрозненных племен, недовольных политикой хана Абулхаира, а объединение родов и племен, составлявших там, в
    Дешт-и Кыпчаке, население улуса потомков Урус-хана. Поэтому откочевка не определила возникновение казахской народности, а лишь ускорила уже шедший процесс ее сложения. Переходный характер этого процесса хорошо подтверждается термином «узбек-казах». Завершающий этап формирования казахской народности — это процесс выделения, обособления определенной группы племен из конгломерата родов, племени формирующихся народностей, находившихся на различных стадиях своего развития, каким было население Восточного Дешт-и Кыпчака к началу второй половины XV века. Этот процесс выделения произошел под влиянием целого комплекса факторов, в особенности политических. Таким образом, как видно из вышеизложенных фактов, формирование народности является очень длительным процессом. Его окончательное формирование охарактеризовать определенным временным периодом невозможно. Однако исторические, этнографические, антропологические и лингвистические источники позволяют ученым
    — историкам Казахстана сделать вывод о том, что в XIV—XV вв. процесс формирования казахской народности завершился.

    102 Тема 6

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   29


    написать администратору сайта