Главная страница

Курс лекции Каражан. 4.Курс лекций Каражан.На рус. яз. (1). Курс лекций для студентов неисторических факультетов подготовлен коллективом кафедры новой и новейшей истории Казахстана исторического факультета


Скачать 1.03 Mb.
НазваниеКурс лекций для студентов неисторических факультетов подготовлен коллективом кафедры новой и новейшей истории Казахстана исторического факультета
АнкорКурс лекции Каражан
Дата23.12.2021
Размер1.03 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла4.Курс лекций Каражан.На рус. яз. (1).pdf
ТипКурс лекций
#315290
страница5 из 29
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
3. Экономика и культура народов Казахстана в VI—XII вв.
В экономике племен, проживавших на территории Казахстана в средние века с VI по XII вв. можно отметить сочетание разных укладов скотоводческого и земледельческого хозяйства, строительство городов, в связи с чем отмечалось развитие ремесел, торговли. Культура этого периода отличалась большим разнообразием, о чем будет сказано ниже.
Скотоводство. Возникновение кочевого скотоводства в евразийских степях — результат адаптации обществ с производящей экономикой в определенных экологических нишах. Это явилось следствием синхронного действия различных факторов естественно- географического, социально-экономического и конкретно-истори- ческого порядка. К числу особенностей, определяющих специфику кочевого общества, относятся. Скотоводство как преобладающий род хозяйственной деятельности. Экстенсивный характер хозяйства. Периодически сезонная подвижность. Участие в перекочевках большей части населения. Преобладание натуральных форм хозяйства.

58 Следовательно, кочевничество можно определить как особый род производящего хозяйства, где преобладающим занятием является экстенсивное подвижное скотоводство, а большая часть населения вовлечена в периодические перекочевки.
В V—XII вв. на территории Казахстана оформляются несколько хозяйственных зон, отличающихся направлением кочевания, природно-климатическими условиями.
«Чисто кочевых народов никогда не было, и большинство т.н. кочевых обществ былина самом деле полукочевыми, те. на зимних кочевьях были стационарные жилища. Зачастую часть рода, не имеющая возможности кочевать, оставалась на зимних пастбищах ив поймах рек занималась поливным земледелием. Такие формы хозяйства были особо распространены в бассейне Сырдарьи, в Центральном Казахстане. Отдельные очаги земледелия были в Жетысу и Северном Казахстане. Постоянное, круглогодичное кочевание было редкостью, исключением из правили было связано с экстремальными условиями войнами, потерями основных пастбищ вследствие резких климатических перемени т.п. Так, некоторое время круглогодичным кочеванием занимались огузы-сельджуки, а вовремя переселения в
Хорасан — западные кангары,— после потери зимних пастбищ на северном берегу Каспия из-за затопления в IX—X вв. Маршруты кочевания и пастбищ были устойчивыми на протяжении долгого времени и формировались в процессе длительного освоения степных просторов. Земледельческая культура Южные районы Казахстана и Жетысу издавна были местом распространения оседло-земледельческой культуры. Развитое земледелие было у усуней и кангаров. Традиции оседлого хозяйства продолжали развиваться и у народов, населявших Казахстан в V—XIII вв.
В IX—X вв. часть тюркских племен переходит к оседлости и земледелию, приобщается к городской культуре. Оседание было вызвано главным образом сокращением поголовья скота участи населения, сосредоточением у кочевой знати огромного количества скота, лучших пастбищ и источников воды. Часть населения Западно-тюркского каганата занималась земледелием, главным образом в долинах Шуи Таласа, предгорьях Алатау. Здесь земледелие было поливным. В долинах для посева использовались речные поймы. Возделывались просо и пшеница, разводили виноград. Земледелие было распространено и по берегам Сырдарьи, главным образом в районе ее среднего течения. Получило развитие зерновое хозяйство. Земледельцы сеяли такие культуры, как просо, пшеницу и ячмень. В оседло-земледельческих районах развивались садоводство, виноградарство, огородничество, бахчеводство. Это подтверждается также археологическими находками. При раскопках Тараза обнаружены косточки фруктовых деревьев-абрикосов, слив, вишни, бахчевые дыни, арбузы, а также винограда и подсолнечника.
Климатические условия позволяли развивать только лишь поливное земледелие. В этих условиях главную роль в хозяйстве играли ирригационные, оросительные сети. При этом использовались каналы, прорытые в предшествующие времена. Кроме магистральных каналов и арыков строились водохранилища. Особо широкое распространение они получили в среднем течении Сырдарьи в VII—XII вв. В X—XII вв. были сооружены магистральные каналы, питавшие водой округи кыпчакских городов Сыгнак и Сауран. Зарегистрированы каналы длиной до 20—30 км. Очень сложная оросительная система была в Отрарском оазисе. В нее входили магистральные каналы, распределители воды, водохранилища, керамические трубопроводы, чигири — устройства для подъема воды с более низких уровней на верхние.
В долинах Таласа и Шу процесс развития земледелия был ускорен проникновением согдийцев и расселением их по трассе Великого Шелкового пути. Здесь появились согдийские колонии — Навакерт,
Хамукат и др. Одновременно шел процесс оседания тюркоязычных кочевников. Ирригационные системы плохо сохранились, однако о наличии их говорится в исторических источниках.
Древние каналы сохранились ив низовьях реки Или. Кроме магистральных каналов, обнаружены остатки плотины для поднятия воды в реке, мелкие каналы-оросители и устройства для направления воды по нужному руслу вв.— время расцвета земледельческой культуры Центрального Казахстана. Оазисы существовали в бассейнах Торгая,
Жыланчика, Кенгира, Нуры, Сарысу. Ирригационные системы обнаружены на реке Жезды, в долине реки Коктас.
В целом, оседло-земледельческая культура была тесно связана с кочевой. Земледельцы часто занимались отгонно-пастбищным скотоводством, кочевники — земледелием на зимних кочевьях. Естественный обмен продуктами хозяйственной деятельности еще более укреплял эту связь.
Города Казахстана. Южный Казахстан и Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Города здесь появились еще в кангарское и усуньское время, однако наибольший

60 расцвет их приходится на VII—XIII вв. В этот период можно выделить несколько основных центров развития городской культуры. Среднее течение Сырдарьи — один из наиболее древних центров развития городской культуры. В верховьях реки Арысь находился округ Испиджаб — столица Южного Казахстана в IX—XII вв. В среднем течении располагался округ Кенджид, а при слиянии Арыса и Сырдарьи — округ Фараб или Отрар. Ниже по течению находился округ Ясы-Туркестана.
2. Нижнее течение Сырдарьи — города Янгикент, Сыгнак, Дженд,
Барчынлыкент, имевшие большое экономическое и культурное значение для кочевников. Юго-западное Жетысу — регион междуречья Таласа и Шу. В верховьях Таласа раскинулся округ Шельджи, население которого занималось металлургией. В Таласской долине располагался округ
Тараза, а в долине Шу — Суяб и Баласагун.
4. Северо-восточное Жетысу. Сюда входили города Ики-Огуз,
Каялык, Алмалык и другие крупные торговые пункты на Великом Шелковом пути.
5. Долина Ертиса. Арабские и персидские источники локализуют здесь 16 кимекских городов, в том числе столицы каганата — Хакан и Хакан-Кимак.
6. Центральный Казахстан. К сожалению, собственные названия большинства городов этого района неизвестны, однако, археологические исследования позволяют судить о существовании здесь городской культуры в VIII—XII вв. В долине Нуры находился город
Аксикент, на берегах Сарысу — города Жубаныш и Улубагыр, в низовьях Торгая — Канглыкент, Каракорум, Аксакал-Барби, Барсук.
Испиджаб современное село Сайрам) был одним из главных городов и торговых центров на юге Казахстана, к его области причисляли и города Жетысу. Наиболее подробную характеристику Испиджаба дал арабский историк ал-Макдиси. «Испиджаб,— писал он большой, крупный город. Есть крытые рынки, рынок полотна и соборная мечеть. Говорят, что в нем 1700 рабатов. Это славная пограничная крепость. Город чистый, жизнь приятная».
Другим большим городом являлся
Отрар, развалины которого находятся в 15 км от станции Темир в Шымкентской области. Отрар или иначе — Фараб, Тарбан, Турар) был основан вначале вв. Он сформировался как типичный раннесредневековый город. Его правитель чеканил собственную монету. В округе города имелось несколько мелких поселений. На городище Отрара в 2001—2004 гг. осуществлялся международный проект ЮНЕСКО — Казахстан
— Япония по Консервации и сохранению древнего города Отрар». Консервируется мечеть, баня, комплекс гончарных мастерских, стен. С 2004 г. действует государственная программа Возрождение древнего Отрара». По замыслу археологов и специалистов-реставраторов
Отрар будет превращен в средневековый город-музей и должен стать своеобразными казахстанскими Помпеями.
Наиболее известен на Востоке
Тараз. Первое письменное упоминание города (в греческих источниках) относится кг. Один из пунктов северной ветви Великого Шелкового пути, который проходил из Алмалыка (район современного города Кульджа в Китае) в направлении города Яссы (современный город Туркестан) и далее вниз по течению Сыра (Сырдарья. Входил в состав Западно-Тюркского, затем Тюргешского и Карлукского каганатов. Наибольшего расцвета древний Тараз достиг в XI—XII веках при Караханидах, был столицей Караханидского государства. Тараз был центром густонаселенного района. Вокруг него по рекам Талас, Асса игорным речкам располагались многочисленные города и поселения — Барсхан, Хамукет,
Джикиль, Адахет, Дах-Наджикент и другие.
В Илийской долине (Жетысу) находился один из крупнейших городов Великого Шелкового пути —
Каялык. В XI—XII веках он был столицей Карлукского государства, ив году в нем побывал посланец французского короля Людовика IX, монахи путешественник
Гильом Рубрук. В Илийской долине Рубрук посетил несколько храмов, относящихся к разным религиям, в том числе и христианской, о чем он поведал в своей книге Путешествие в восточные страны
(1253 г.).
В X—XII вв. в Казахстане отмечался быстрый рост городов и людских поселений. Появился целый ряд новых городов — Крачук,
Карнак, Каялык, Ики-Огуз, Ашнас, Барчынлыкент. А. Зубовский указывал, что в эпоху Караханидов города Средней Азии и Казахстана превосходили по численности города Европы. Так, в Мерве и Самарканде в Х в. население превышало 200 000 человек. По подсчетам К. Байпакова, для городов Семиречья численность населения
Талгара составляла 3,5—4 тысячи, Челека — 4,5—5 тыс. человек,
Каялыка — 10—13 тыс, а Ики-Огуза — 5—6 тыс. человек. Общее количество оседлого населения Илийской долины н оценивает в
40—50 тыс. человек.
Религия. Основой религии древних тюрок было тенгрианство, поклонение Небу (Тенгри). Религия, как и всякая идеология, не имеет

62 самостоятельной истории, оторванной от истории человеческого общества. В конечном счете ее развитие определяется развитием общества. Являясь в своей основе монотеистической (поклонение единому богу — Тенгри), древнетюркская религия сохранила пережитки периода политеизма. Наряду с Тенгри тюрки поклонялись божествам
Иер-Суб (Земля-Вода) и Умай (покровительница домашнего очага).
Именно по воле Неба, считали тюрки, правили каганы, которые именовались «Небоподобными и на Небе рожденными. Военные успехи, победы на поле битвы также часто определяются волей Неба. Поклонение Небу — тенгрианство — существовало у огузов, кар- луков, кимаков, кипчаков, те. вплоть до XIV века. Тенгри являлся верховным божеством и монголов XII—XIII вв. Рашид ад-дин пишет, что при Чингиз-хане в сане верховного священнослужителя тенгри- анской религии состоял Кокэчу, прозванный Тэб-Тенгри. Чингиз-хан, по описанию Рашид ад-дина, прежде чем выступить в поход на запад, против Хорезма, совершает тенгрианский ритуал.
Несмотря на то что тенгрианство являлось развитой религиозной системой, у древних тюрок оставались еще тотемистические воззрения. Тотемистическое племя делится на кланы. Члены каждого клана связаны между собой именем какого-нибудь животного. Этим именем они себя называют и даже ведут свою мистическую родословную от этого животного. Китайские летописи отмечают, что древние тюрки ведут свое происхождение от волчицы. Десять сыновей этой волчицы, согласно легенде, стали основателями десяти поколений (родов) тюрков. Волчья голова была на знамени древних тюрок — сообщают китайские летописи.
Тенгрианская космология подразделяла Вселенную на 3 сферы подземный мир, наземный мири небесная сфера. Все три сферы пронизывало Мировое древо, через которое было возможно общение с духами предков на небе. Согласно тенгрианской религии люди рождались при покровительстве богини плодородия Умай, с именем которой связывалась подземная сфера. Настоящая жизнь протекала в средней сфере, те. на поверхности земли. После смерти человека душа его, согласно древнетюркской религии, отлетала на Небо. Итак, древнетюркская религия предстала перед нами как отработанное мировоззрение с онтологией, космологией (концепция трех миров, этикой и мифологией. В тоже время в средневековом Казахстане спокойно и мирно сосуществовали различные религиозные общины, о чем сообщает в своей книге Г. Рубрук. Так, например, казахстанскими археологами были открыты в Илийской долине средневековые храмы буддистов, мани- хеев, христиан (несториан) и мечети мусульман. Распространение ислама началось во второй половине IX века, государственной же религией он был признан в 960 г.
Ислам тесно связан с традициями казахской национальной культуры, имеет свою давнюю историю и особенности в жизни казахского народа. После битвы в Таласе (751 г) между арабами (на их стороне сражались и тюрки-карлуки) и китайцами, где мусульмане одержали победу, началось распространение ислама. Исламизация тюркских народов Казахстана и Средней Азии прошла длительный исторический путь. О причинах принятия казахами, кыргызами и другими кочевыми народами исламской религии исследователи выдвигают различные версии. Например, часто утверждают, что кыргызов и казахов силой оружия заставили принять ислам. Нов большинстве подобных исследований часто забывают, что кочевые племена Евразии были очень свободолюбивыми людьми, которые в случае притеснения могли откочевать до Тихого океана и обратно.
Говоря о начале исламизации тюрков, обычно ссылаются на Ибн аль-Асира, по свидетельству которого в 349—960 годах тюрки, занимавшие тысяч шатров, одновременно приняли ислам. Очевидно, что речь здесь шла о Караханидах, ставших первой тюркской династией, принявшей ислам. В 910 году Караханидский хан Сатук Бугра принимает ислам. А в 960 году Сулейман Тонга объявляет ислам официальной религией Караханидского государства. Начиная со второй половины X века, Караханиды способствовали его распространению в Трансоксании и Кашгаре. Впоследствии в 1312—1313 годах хан Мухаммед Узбек объявил ислам государственной религией. Золотая Орда превратилась в настоящее мусульманское государство. Таким образом, принятие ислама тюркскими племенами началось в VIII веке и завершилось в XIV
— XVI веках.
Письменность. В середине первого тысячелетия нашей эры тюркоязычные народы уже пользовались собственной системой письма, названного рунической письменностью. Дох годов XIX века исследователи-востоковеды считали, что у древних тюрков не было своей письменности. Соответственно и само древнетюркское общество европейские ученые считали находящимся на низкой стадии развития (в экономическом, культурном и т.д. отношениях. Появление письменности — огромный шаг в развитии культуры, свидетельство зрелости народа, показатель его усложнившегося социального состава и возросших потребностей в общественных связях

64 Первые сведения о рунических надписях появляются в России в конце XVIII в. Русские и зарубежные ученые скопировали и опубликовали некоторые образцы древнетюркских рунических надписей. В
1889 г. Н. Ядринцев на берегу реки Кокшин-Орхон (в 400 км западнее
Улан-Батора) обнаружил два больших рунических памятника в честь
Кюль-Тегина и Билге Кагана. Они были изучены финскими (1890 г) и русскими (1891 г) учеными, организовавшими специальную научную экспедицию. В результате этой большой работы были составлены два атласа, а в качестве дополнения к атласам изданы шесть сборников трудов экспедиции. Надписи на камнях Енисея и Орхона напоминали каменное письмо Скандинавии. Из скандинавских народов финны являлись выходцами из Азии, откуда они переселились в раннем средневековье, либо еще ранее. Финские ученые до открытия алфавита этих памятников были склонны приписывать памятники древних тюрков финскому народу. В 1889 году финские ученые издали первые атласы сибирского письма и тем самым привлекли к ним внимание всех палеографов Скандинавии. В 1896—1897 гг. в бассейне реки Талас, около города Аулие-Ата (нынешний г. Тараз), были найдены пять камней с рунами. Таким образом, ареал распространения древнетюркской рунической письменности был значительно расширен. Надписи с реки
Талас были датированы V—VI вв. Надписи с древнетюркскими рунами были найдены в последующие годы на огромной территории, вплоть до Венгрии.
После издания рунических надписей материала оказалось достаточно для того, чтобы приступить к дешифровке загадочных надписей декабря 1893 г. датский ученый, историк, лингвист, сканди- навист по своей основной специальности Вильгельм Томсен (1842—
1927 гг.) на заседании Датской королевской Академии науки словесности прочитал доклад о своем опыте по дешифровке рунической письменности. Одновременно с ним над чтением тюркской надписи работал В. Радлов. Традицию изучения рунических тюркских письмен, начатую В. Радловым, продолжили П. Мелиоранский, С. Малов, Н. Айдаров, С. Кляшторный и др.
Древние тюрки воздвигали рунические памятники погибшим или умершим правителям, военачальникам, известным политикам, мужественным воинам, знатным вельможам. В текстах памятника повествование ведется от имени усопшего и, что примечательно, говорится о реальных исторических событиях. В конце автор текста говорит о причинах, побудивших его создать данную надпись, и указывает свое имя. Рунические надписи свидетельствуют о высоком культурном уровне древних тюрков, которые имели развитый литературный язык, оригинальную письменность, прекрасную литературу. Проблема происхождения древнетюркской рунической письменности, привлекшая внимание исследователей еще в конце XIX века, до сих пор не может считаться решенной. Существует несколько гипотез о происхождении древнетюркской руники:

— из родовых тамг;
— пиктографическое или идеографическое происхождение финикийская алфавитная основа арамейская гипотеза (арамейская, парфянская, пехлевийская, согдийская наконец, гипотезы, объединяющие элементы различного про- исхождения.
Интерес к проблеме происхождения древнетюркской руники обострился в связи с открытием на серебряной чаше из Иссыкского кургана км к востоку от Алматы, раскопки КА. Акишева) надписи
VI—IV вв. до н.э. КА. Акишев рассматривает иссыкскую надпись как свидетельство существования письменности у саков в середине первого тысячелетия до н.э.
Письмо на серебряной чаше состоит из 26 знаков, из них разных
— не более 16. Направление письма — справа налево. Казахстанский ученый АС. Аманжолов предложил искать прототипы рунических знаков в иссыкском письме. Таким образом, тюркская руническая письменность восходит к VI—IV вв. до н.э., то есть к сакскому периоду. В III—V в. н.э. уже существовало два варианта рунического письма гуннское и восточное, бытовавшие на территории Жетысу и Монголии. В VI—VII вв. на базе последнего развивается древнетюркская письменность, названная орхоно-енисейской. Гуннское руническое письмо послужило основой для развития булгарского и хазарского письма, а также письменности кангаров и кыпчаков.
Наряду с использованием согдийского языка тюрки применяли согдийский алфавит для передачи собственной речи. Позднее этот алфавит после некоторых модификаций получил название уйгурского, так как древние уйгуры пользовались им особенно широко в
IX—XV вв.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


написать администратору сайта