Главная страница
Навигация по странице:

  • АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

  • И 91 История Казахстана Курс лекций. Под ред. К. С. Каражана.— Алматы: Нур-пресс, 2009.— 432 c.ISBN 9965-813-71-Х

  • Тема КАЗАХСТАН В ДРЕВНОСТИ Казахстан в эпоху каменного века Эпоха бронзы на территории Казахстана. Казахстан в эпоху каменного века

  • Курс лекции Каражан. 4.Курс лекций Каражан.На рус. яз. (1). Курс лекций для студентов неисторических факультетов подготовлен коллективом кафедры новой и новейшей истории Казахстана исторического факультета


    Скачать 1.03 Mb.
    НазваниеКурс лекций для студентов неисторических факультетов подготовлен коллективом кафедры новой и новейшей истории Казахстана исторического факультета
    АнкорКурс лекции Каражан
    Дата23.12.2021
    Размер1.03 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла4.Курс лекций Каражан.На рус. яз. (1).pdf
    ТипКурс лекций
    #315290
    страница1 из 29
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

    1
    ИСТОРИЯ
    КАЗАХСТАНА
    Курс лекций Под ред. доктора исторических наук профессора К.С.Каражана
    Алматы
    2009

    2 3
    УДК 94(574)
    ББК 63.3(5Каз)
    И Рекомендовано к изданию
    Ученым советом исторического факультета
    и РИСО КазНУ им. аль-Фараби
    Р е цензе н т ы:
    доктор исторических наук, профессор М. Ж. Абдиров

    доктор исторических наук, профессор КМ. Атабаев

    АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
    доктор исторических наук, профессор К. С. Каражан доктор исторических наук, профессор М. Ж. Ташенев

    доктор исторических наук, доцент З. Т. Садвокасова кандидат историчеких наук, доцент Ж. А. Абсеметова кандидат исторических наук, ст. преподаватель Л. М. Хасанаева ст. преподаватель АТ. Ахметжанова
    ст. преподаватель С. К. Удербаева кандидат исторических наук, доцент А. А. Кульшанова
    И 91 История Казахстана Курс лекций.
    Под ред. К. С. Каражана.— Алматы: Нур-пресс, 2009.— 432 c.
    ISBN 9965-813-71-Х
    Курс лекций для студентов неисторических факультетов подготовлен коллективом кафедры новой и новейшей истории Казахстана исторического факультета
    КазНУ им. Аль-Фараби с привлечением новых источников в соответствии с требованиями кредитной технологии обучения, охватывает период с древнейших времен до наших дней. Авторский коллектив переосмысливает исторический опыт Казахстана с древнейших времен до сегодняшнего дня, насыщенные драматическими, трагическими и великими событиями. Материал изложен в проблемном ключе, ориентированна объективность явлений прошлого и настоящего Казахстана. Предназначен студентам высших учебных заведений, средних учебных заведений и для старшеклассников общеобразовательных школ. И © Коллектив авторов, 2009.
    ISBN Х © Нур-пресс, 2009.
    ВВЕДЕНИЕ
    Обучаясь в высших учебных заведениях, студенты получают знания по выбранной специальности. Однако ограничиваться рамками лишь профессиональной подготовки недостаточно для человека, имеющего высшее образование. После окончания вуза молодой человек вступает в самостоятельную жизнь, где уже не будет рядом педагогов, наставников, помогающих разобраться в некоторых непредвиденных ситуациях. И здесь ему придут на помощь умения и навыки, полученные в стенах вуза, которые он должен реализовать. Знать историю, изучающую социально-экономическую, общест- венно-политическую, культурную жизнь общества во всех его проявлениях и аспектах необходимо математику, географу, химику, филологу и другим специалистам. Предметом исследования историков всегда являются конкретные события и явления. Прошлое казахского народа и его предков, всех наций и народностей, населяющих Республику Казахстан это органическая связь с мировой историей. История Казахстана изучает процессы возникновения и развития человеческого общества, расцвети разложение государств, эволюцию социальной жизни и экономических отношений, взаимоотношений с соседними народами и странами, национально-освободительную борьбу, вклад в мировую цивилизацию племени народов казахской степи.
    Объективная история становится на современном этапе развития Республики Казахстан одним из факторов формирования общенационального единства, становления государственной идентичности, укрепления суверенитета, осознания гражданственности и патриотизма. Определяющей становится тенденция к рассмотрению истории Казахстана в контексте мирового исторического процесса.
    Преподавание курса История Казахстана студентам неисториче- ских факультетов должно носить познавательный и воспитательный характер, основываться на новейших теоретико-методологических подходах, современной источниковой базе.
    С введением кредитной технологии обучения возрастает объем самостоятельной работы студентов. Для качественной подготовки студентов к семинарским занятиям, итоговому экзамену, для усвоения учебного материала в полном объеме необходим качественный учебник

    4 Цель авторов данного курса лекций — способствовать более углубленному изучению отечественной истории, способствовать формированию у студентов научного подхода к истории Казахстана, показать реальное развитие исторического процесса во всей его противоречивости и целостности.
    Курс лекций по истории Казахстана для неисторических факультетов составлен с учетом кредитных часов, выделенных на изучение дисциплины История Казахстана и утвержденных Госстандартом Республики Казахстан. Из 135 часов на лекционные занятия отведено часов. При распределении часов для изучения той или иной темы учитывались степень изученности ее казахстанскими учеными, обеспеченность учебно-методической литературой и особенности преподавания курса на неисторических факультетах КазНУ им. аль-Фараби.
    Авторы курса лекций раскрывают только основные вопросы той или иной темы с целью дать возможность студентам самостоятельно изучить отдельные моменты курса, как того требует кредитная система обучения.
    Ранее коллективом историков, в числе которых и авторы данного курса лекций, были подготовлены и изданы два тома хрестоматий по новой и новейшей истории Казахстана. В них в соответствии с кредитной технологией обучения были собраны документы и материалы по истории Казахстана. Также в 2005 году коллективом кафедры новой и новейшей истории Казахстана исторического факультета
    КазНУ им. аль-Фараби был издан Курс лекций по новой и новейшей истории Казахстана».
    Опираясь на данный обновленный курс лекций и указанные учебные пособия, студенты неисторических факультетов получают возможность углубленной, самостоятельной подготовки к государственному экзамену по истории Казахстана.
    Тема КАЗАХСТАН В ДРЕВНОСТИ Казахстан в эпоху каменного века Эпоха бронзы на территории Казахстана. Казахстан в эпоху каменного века
    Происхождение и история развития человека, а также следы его трудовой деятельности во всех уголках нашей планеты имеют много общего и тесно взаимосвязаны. Однако многие страницы древнейшего прошлого человечества до сих пор нераскрыты, еще много неясных вопросов и спорных положений. Современные представления о жизни наших далеких предков основываются на изучении мест стоянок, пещер, гротов, где сохранились остатки труда человека — каменные орудия, отходы при их изготовлении, остатки пищи — кости животных. Этнографические данные из жизни так называемых отсталых народностей современности позволяют лучше объяснить некоторые стороны материальной и духовной культуры древнейшего человечества. Но главную информацию все же дает наиболее массовый материал первобытного общества — каменные орудия труда.
    Древнейший человек в своем развитии прошел несколько последовательных этапов. В основе их лежит совершенствование техники обработки камня и связанный с этим рост производительности труда, материальной и духовной культуры. Согласно принятой в археологии периодизации история человечества делится на эпохи камня, бронзы и железа. В свою очередь каждая из перечисленных эпох подразделяется на крупные хронологические периоды. Каменный век делится натри периода палеолит, мезолит, неолит. Особенностью палеолита является значительное сходство культур этой эпохи регионов Евразии и Африки. Пользующаяся широкой известностью периодизация палеолита претерпела за последние годы довольно существенные изменения. Первой, самой древней, культурой палеолита признается теперь так называемая олдувайская культура (дошельская по прежним периодизациям). В связи с этим иначе выглядит и периодизация палеолита Казахстана.
    Эпоха древнего каменного века — начальное время становления человечества и его хозяйства. Первобытный человек собирал дикорастущие злаки, плоды и ягоды, охотился на животных. Общественная

    6 организация людей в эпоху палеолита прошла сложный и длительный путь развития. Начальным ее этапом было первобытное стадо
    — объединение для совместной защиты и нападения, охоты и собирательства. Это социальное образование отличалось аморфностью, неразвитостью общественных отношений. В тоже время ему была присуща некоторая упорядоченность брачных связей.
    Первобытное стадо соответствует одному из ранних периодов нижнего палеолита — ашельскому. Первобытное человеческое стадо, или «праобщина», появилось вместе с выделением человека из животного мира. Праобщина была неустойчивой структурой и постепенно уступала место более прочной форме общественной организации, т.к. устойчивые иерархические объединения могли успешно бороться за существование. Этой формой стал материнский род. Реальной основой для упрочения социальных связей были стихийно возникшие узы кровного родства. Переход к родовому строю подтверждается и археологическими данными (коллективные жилища. В ашельское время постепенно вызревают предпосылки нового социального организма — первобытной общины. А в эпоху мустье уже существует естественное разделение труда по полу и возрасту, возникают начальные формы общины. Человеческий коллектив позднего палеолита в социальном отношении характеризуется новой гранью — сложением зрелых форм первобытной общины. Этот качественный скачок, как полагают многие исследователи, совпал с трансформацией неандертальца в человека современного физического типа.
    Следующую эпоху — эпоху мезолита, а далее неолита и энеолита, можно характеризовать как время становления и развития культур охотников и рыболовов, ведущих кочевнический и оседлый образ жизни.
    Территория современного Казахстана, начиная с нижнего палеолита, входила в зону формирования и становления древнейшего человека. В этот период климат здесь был теплыми влажным, растительность пышная, а фауна богатая и разнообразная, что создавало благоприятные условия для существования древнего человека.
    Планомерное изучение палеолитических памятников на территории Казахстана начинается с х годов XX века. В е годы в районах Бетпак-Далы работала Центрально-Казахстанская экспедиция ИИ АЭ АН КазССР под руководством А.Х.Маргулана, в Восточном Казахстане экспедиция под руководством С.С.Черникова. В районе хребта Каратау с 1957 погоды работал отряд под руководством Х.А.Алпысбаева, открывший многочисленные стоянки каменного века, в том числе и уникальную многослойную стоянку им. Ч.Валиханова. В х годах палеолит Казахстана исследовал Институт геологических наук им. К.И.Сатпаева АН КазССР под руководством А.Г.Медоева. С х годов по настоящее время исследования палеолита Казахстана ведутся Институтом археологии им. А.Х.Маргулана, а также КазНУ им. аль-Фараби под руководством Ж.К.Таймагамбетова. По инициативе и руководству
    Ж.К.Таймагамбетова, в КазНУ им. аль-Фараби в 2000 году открыт единственный в СНГ музей палеолита, где собрано 600 тысяч артефактов со всей территории Казахстана.
    Следы пребывания человека на территории Казахстана, каменные орудия труда — рубила, скребла, остроконечники — относятся к нижнему палеолиту (около 1 млн. лет назад. Это был человек, в своей эволюции находившийся на стадии homo erectus — человека выпрямленного. Он уже знали применял огонь, занимался охотой и собирательством. Наиболее древние орудия труда рубила, скребла, остроконечники, отбойники — найдены в Южном Казахстане на юго-западных склонах хребта Каратау, на пойменных террасах реки
    Арыстанды, у поселка Конырдек. Стоянки раннего палеолита, где были обнаружены тысячи артефактов, остроконечников, нуклеусов, отщепов, находятся северо-восточнее города Каратау Жамбылской области. Это стоянки Кызылтау
    , Борыказган, Танирказган. Памятники того времени имеются ив других частях Казахстана, в Центральном Казахстане это стоянки Семизбугы, Кудайколь, расположенные на восточной окраине Сары-Арки, стоянки Жаман-Айбат под
    Жезказганом, Обалысай, в Жездинском районе Карагандинской области. В Восточном Казахстане это стоянка Козыбай на берегу реки
    Колгутты, недалеко отсела Каратогай Курчумского района.
    Археологические находки нижнего палеолита из Южного Казахстана имеют большое сходство и тождество с аналогичными находками (по материалу, технике изготовления, обнаруженными на территории Азии и Африки. Это еще раз подтверждает, что территория Казахстана входила в зону формирования и становления человека со времен нижнего палеолита. Эпоха раннего палеолита. Ранний палеолит делится натри крупные эпохи олдувайскую (2,6 млн. лет — 700 тыс. лет назад, ашельскую (700 тыс 150—120 тыс. лет назад) и мустьерскую
    (150—120 тыс 30—25 тыс. лет назад. Наибольший интерес как ранние памятники представляют ашельские стоянки Кызылтау
    , Бо-

    8 9
    рыказган и Танирказган, находящиеся на плоской вершине и сложенные галечниками, доломитами, алевритами и другими породами. Местонахождения расположены на территории Таласского района
    Жамбылской области. Распространение орудий в этих стоянках четко ограничено и за пределами конкретной территории, обработанные кремниевые изделия встречаются довольно часто
    .
    Другой раннепалеолитический памятник выявлен в местности
    Токалы, что в 5 км от р. Коктал. Здесь было обнаружено большое количество кремниевых изделий, в том числе рубящие орудия, нуклеу- сы, и крупные отщепы. Находки располагались на мелкосопочниках, высота которых колеблется от 5—20 дом и выше, группами, недалеко друг от друга. Казахстанские археологи датируют материалы из Токалы ашельско-мустьерским этапом поздней поры нижнего палеолита.
    Комплекс палеолитических изделий, найденных в урочище Кемер, расположенном в 25 км к северо-востоку от г. Каратау, составляет одну из самых крупных коллекций орудий древнего человека, обитавшего в районе хребта Каратау, и включается учеными в число памятников ранне-ашельского периода.
    Эпоха позднего палеолита. Поздний палеолит охватывает время от 35—30 тысяч лет назад и до 12—10 тысяч лет.
    К верхнему палеолиту относятся устойчивые захоронения людей, что свидетельствует об укреплении религиозных представлений в ту эпоху. Природа и человек в ранних религиозных представлениях людей сливались, что нашло отражение в тотемизме, фетишизме, анимизме и магии. Развитие языка шло параллельно с развитием хозяйственной деятельности человека. К хорошо исследованным памятникам этого времени относятся стоянки Шульбинка в Восточном Казахстане, верхние слои многослойной палеолитической стоянки им.Ч.Валиханова и недавно открытой стоянки Майбулак в Южном Казахстане.
    Мезолит. Период мезолита на территории Казахстана малоизучен. Переход к мезолиту (от греч. «мезос» — средний) знаменателен изменениями в климате. В первую очередь это связано с отступлением ледников. Складывается близкий к современному состав флоры и фауны, возникает необходимость интенсивных поисков новых способов обеспечения средств существования. В одних регионах появляются элементы земледелия и скотоводства, в других — складывается рыболовческое и собирательско-охотничье хозяйство.
    Важнейшее изобретение эпохи мезолита — лук. Прототип лука был известен человеку еще в верхнем палеолите, но острая необходимость в его распространении появилась лишь с переходом к индивидуальным способам охоты. Изобретение лука и стрел было подлинной революцией в развитии производительных сил, они быстро распространились практически повсеместно. Это было самое скорострельное и современное оружие на протяжении 10 тыс. лет. В мезолите, благодаря распространению вкладышевой техники, произошло также дальнейшее принципиальное изменение в технике изготовления орудий труда их размер не зависел от размеров камня. С помощью дополнительной обработки заготовок и различных способов их крепления на основе или рукояти можно было изготовить практически любое орудие труда.
    Неолит. Начало неолита приходится приблизительно на вторую половину 7 тыс. и начало 6 тыс. до н.э. Это время расцвета техники в обработке камня, появляются новые технологические приемы обработки камня шлифование, сверление, пиление. Стали изготавливаться каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты.
    Важнейшей чертой эпохи неолита является зарождение скотоводства и земледелия, составляющих основу производящего хозяйства, пришедшего на смену присваивающего. Уровень развития производительных сил обусловил появление других культурно-бытовых новшеств. У древнего населения Казахстана возникают зачатки горного дела, развиваются гончарство и ткачество.
    В эпоху неолита первобытное общество, в котором главенствовал коллективный труд и общая собственность на средства производства, обретает новую структуру. Племена имели свое название, территорию, диалект и др. особенности. В социальном отношении эпоха неолита была временем родовых общин, где господствовали коллективный труд и общая собственность на средства производства. Вместе стем это было время более высокого развития форм организации общества образования племен или племенных объединений. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства.
    В неолите человечество научилось изготавливать первый искусственный материал — керамику. Неолитическая революция заключается в появлении производящих форм хозяйства. В эпоху неолита на территории Казахстана произошла доместикация (одомашнивание) лошади, что известно по археологическим находкам на территории Северного Казахстана. В энеолитических стоянках обнаружено большое количество костей лошадей.
    В настоящее время на территории Казахстана известно свыше 600 неолитических и энеолитических памятников. Памятники неолита

    10 делятся по характеру расположения на 4 типа родниковые, речные, озерные и пещерные. Как правило, на стоянках речного и озерного типа содержится значительное количество находок, что свидетельствует о постоянном или продолжительном пребывании здесь человека. Основной инвентарь таких стоянок — ножевидные пластины или изделия из них. Одна из особенностей неолитических памятников пустынно-степного Казахстана состоит в том, что большая их часть — стоянки открытого наземного типа. Неолитические памятники Казахстана образуют несколько территориальных групп, возможно, соответствующих районам обитания родственных племен, близких друг к другу по культуре.
    В Южно-Казахстанской области в 1959 г. в результате раскопок неолитической стоянки в пещере Караунгур Х.А.Алпысбаев получил довольно большую коллекцию каменных орудий обитателей пещеры. Объектом охоты были куланы, медведи, олени, джейраны, косули, кабаны, лошади, волки, быки, кеклики, фазаны, черепахи. Об этом свидетельствуют костные остатки в пещере. Раскопки в пещере были продолжены в 1992 году совместной Казахстано-Российской комплексной археологической экспедицией.
    В Западном Казахстане обнаружены в 1989—1990 гг. неолитические стоянки в Атырауской области Шатпакколь, Кульсары 1—5,
    Шандыаул, Кыз-Емшек, Кайнар, Жылан-Кабак, Койкара, Сарыка- мыс, Шаянды и др.
    На территории Казахстана обнаружено пока несколько неолитических погребений, в основном в Северном Казахстане. Ни одно из захоронений не имеет внешних признаков на поверхности. Во всех могилах вместе с костями лежали наконечники стрел, что указывает на то, что они вступали в частые военные конфликты. В погребениях мало керамики, а в некоторых нет вовсе.
    Тесные культурно-хозяйственные связи, существовавшие в пределах мира охотников и рыболовов, ярко отразились в археологических материалах. Наиболее четко они могут быть прослежены с племенами кельтеминарской культуры, обитавшей в северных областях Средней Азии. Рельефнее всего проступают у племен Южного и особенно Западного Казахстана. Цепочки древних контактов уходят далеко на север и северо-запад в Приуралье и Западную Сибирь, проявляясь в особенностях форм кремниевых орудий и типах орнаментированной глиняной посуды. Культура племен Северного и Восточного Казахстана, обнаруживая признаки сходства с культурой населения Средней Азии, в тоже время была более близка к алтайскими прибайкальским племенам новокаменного века. Сохраняя специфику и своеобразие культурных традиций, неолитические племена Казахстана развивались, таким образом, в тесном взаимодействии с племенами соседних регионов и областей. Эпоха бронзы на территории Казахстана

    Хозяйственные изменения, наметившиеся еще в неолитити- ческую эпоху, привели во ом тысячелетии до н.э. к сложению скотоводческо-земледельческой экономики и высокоразвитой металлургии. Переход к экономике производящего типа коренным образом изменил всю обстановку на территории Казахстана. По археологическим материалам хорошо известна культурная общность степных скотоводческо-земледельческих племен, оставивших памятники андроновского типа. При всех локальных отличиях эти племена, распространившиеся на обширной территории, демонстрируют яркое культурное единообразие.
    Одним из факторов, определяющим новую эпоху, было производственное освоение палеометаллов. В середине го тысячелетия до н.э. племена Казахстана овладели производством бронзовых изделий. Бронза представляет собой сплав меди и олова, иногда сурьмы, мышьяка, свинца в различных пропорциях, в зависимости от назначения изделия. Бронза становится основным сырьем для изготовления орудий труда и оружия. Богатство недр Казахстана полиметаллами явилось одной из причин возникновения на этой территории мощного очага металлургии.
    На территории Казахстана с давних времен были известны богатые месторождения меди, олова, золота. Многочисленные древние разработки меди (Жезказган, Зыряновск, Карчига, Джалтыр,
    Ашилы), олова (горы Атасу, Калбинский и Нарымский хребты, золота (Степняк, Казанчункур, Баладжал, Акджал, Дайбай) свидетельствуют о том, что эта территория являлась одним из центров древней металлургии. Добыча и плавка окисленных руд в древности достигли больших объемов.
    Разрабатывали только окисленную руду (малахит, азурит, касситерит) с богатым содержанием меди и олова. Форма и метод выработки зависели от условий залегания рудного тела. Выработки направлялись только по рудоносным жилам, оставляя нетронутой пустую породу. В плотных рядах, неподдающихся кайлованию, использовался способ огневой проходки

    12 В середине го тысячелетия дон. э. у степных племен Казахстана наблюдается подъем первобытного производства, интенсивно развивается скотоводство. В конце го — начале го тыс. до н.э. большинство населения степных районов переходит к новой специализированной форме хозяйства — кочевому скотоводству.
    К перестройке первобытной экономики вели, прежде всего, природно-климатические изменения. Климат меняется в сторону большей сухости. Эти изменения, связанные с прогрессирующей аридностью — засушливостью климата, подтверждаются археологическими источниками. В долговременных поселениях Западного и Центрального Казахстана появляется новый способ водоснабжения
    — колодцы.
    Существенные изменения происходят в общественном строе и семейно-брачных отношениях населения. Быстрое развитие скотоводства и металлургии, этих х главных направлений экономики эпохи бронзы, привело к росту производительных сил, усиливающейся специализации общественного труда, к крупным изменениям в общественной жизни. Происходит обособление отдельных семей, расширение семейной собственности, растет имущественное неравенство внутри родовой общины.
    В эпоху бронзы обширные степные пространства Сибири, Приуралья, Казахстана и Средней Азии были населены родственными по происхождению и общности исторических судеб племенами, оставившими яркую самобытную культуру. В науке она получила название «андроновской» по месту находки первого памятника у села
    Андроново близ г. Ачинска в Южной Сибири.
    Раскопки здесь были проведены в 1913 г. Б.Г.Андрияновым. В
    1927 г. археолог М.П.Грязнов обнаружил аналогичные погребения в Западном Казахстане и установил, что памятники андроновской культуры распространены на обширной территории — от Минусинска на востоке до Урала на западе. Позже андроновские памятники были найдены на юге Казахстана, в Семиречье, Средней Азии. Один из основных центров андроновской культурной общности находился на территории Казахстана. Археологические данные свидетельствуют, что андроновское население в подавляющем большинстве вело оседлый образ жизни. Поселки располагались по берегам рек с широкими пойменными лугами. Жилищами патриархальных семей были большие землянки с различными хозяйственными пристройками и загонами для скота.
    С андроновским временем связано широкое распространение металлических орудий труда, оружия и украшений втульчатых топоров, ножей с выемкой у основания, своеобразных наконечников копий и стрел, браслетов, зеркал, бус, различных подвесок. Главными этнографическими признаками культуры, отличающими андроновское поселение от других племен, являются погребальный обряд, своеобразный набор глиняной посуды с геометрическим орнаментом, формы металлических изделий.
    Андроновские племена возводили погребальные сооружения в виде каменных оград различных конфигураций прямоугольной, круглой, овальной. Нередко, особенно в Приуралье, они заменялись курганными насыпями. Умерших соплеменников либо сжигали, либо хоронили особым способом на боку, в скорченном положении, в ящиках из каменных плит или в прямоугольных грунтовых ямах.
    Сосуды лепились вручную. В отличие от круглодонной посуды предшествующего времени они имели плоское дно. Их внешняя поверхность украшалась сложным геометрическим орнаментом, наносившимся гребенчатым или гладким штампом. Развитая техника производства и законченность форм бронзовых предметов и глиняных сосудов указывают на высокий уровень культуры.
    Изучение физического облика населения андроновской культуры доказывает, что в эпоху бронзы здесь жили племена с явно выраженными европеоидными чертами.
    Центральные, северные и восточные районы Казахстана занимало население, которое относится к так называемому андроновскому варианту протоевропейской расы. Его характерные представители обладали массивным среднекороткоголовым черепом, низкими широким лицом, низкими глазницами и значительно развитым переносьем с резко выступающим носом.
    Население западных и юго-восточных районов Казахстана относилось к средиземноморскому варианту европеоидной расы. Они имели длинноголовый тип черепа и более вытянутую форму лица.
    Население средиземноморского облика охватывало юго-восточные степи Европы и южную часть Средней Азии. Прямые контакты и взаимопроникновение обоих расовых типов в пограничных областях и их распространение и явились причиной смешенного антропологического состава древнеказахстанских племен западных и юго-западных районов.
    Таким образом, палеоантропологические данные позволяют заключить, что антропологический состав древнеказахстанских племен эпохи бронзы складывался главным образом из двух европеоидных расовых типов — андроновского и восточно-средиземноморского,

    14 которые на протяжении II тысячелетия до н.э. определяли физическое строение племен таких соседних стран, как Южная Сибирь, Алтай, Поволжье, южное Приаралье, Средняя Азия. Происхождение андроновской культуры — проблема дискуссионная. В исторической литературе существует ряд гипотез. Большинство исследователей считает, что андроновская культура образовалась на основе развития родственных по культуре и, очевидно, по происхождению племен северной полосы казахстанских степей и прилегающих районов Зауралья и Западной Сибири эпохи неолита и энеолита. Уже в то время были известны скотоводство, примитивное земледелие и зачатки горного дела. Дальнейшее развитие придомно- го пастушеского скотоводства и мотыжного пойменного земледелия привело к большей оседлости, появлению домашних промыслов, развитию металлургии. Примерно одинаковый уровень прогресса в этих направлениях хозяйства привел к сложению характерных особенностей андроновской культуры, близким формам социального уклада общества.
    Одним из спорных вопросов в истории андроновской общности является определение этнической принадлежности населения. Существует несколько мнений. По одному из них андроновцы принадлежали к финно-угорской этнической группе. Более широкое распространение получила гипотеза об индоиранской, или арийской, принадлежности андроновских племен. В последнее время появился ряд исследований, где выдвигается гипотеза о тюркоязычности ан- дроновских племен.
    Принципиальные коррективы в научные представления о древностях евразийских степей в период формирования андроновских племен внесли открытие и изучение поселений городского типа
    Синташта и Аркаим, относящихся к раннему периоду бронзового века (XVIII—XVI вв. дон. э. Формирование и сложение андроновской культурно-исторической общности происходили в течение нескольких столетий, начиная с рубежа тысячелетия дон. э. Андроновская культура как единая общность оформилась на территории Казахстана к XVI—XV вв. дон. э. Внутри этого единства формируются алакульская и федоровская культуры. Алакульская распространилась в Центральном и Западном Казахстане, а Федоровская — на территории Восточного Казахстана. В Центральном Казахстане ив Семиречье признаки обеих культур встречаются одновременно.
    В дальнейшем племена с территории Казахстана мигрировали на восток и на юг, вплоть до Ирана.
    Андроновская культура делится натри периода ранняя бронза
    XVIII—XVI вв. до н.э., средняя — XV—XII вв.до н.э., поздняя — начало VIII века дон. эВ Центральном Казахстане обнаружено свыше 30 поселений и более 150 могильников андроновской культуры. Здесь ранний этап
    — нуринский, названный по находкам в долине реки Нура. Средний
    — атасуский, получивший название по группе могильников в долине реки Атасу. Поздний — бегазы-дандыбаевский — по находкам у аула Дандыбай близ Караганды ив урочище Бегазы в Северном
    Прибалхашье. В Северном Казахстане известны памятники ранней бронзы в районе Петропавловска. В то время стали появляться поселения, которые можно считать предшественниками городов. Одно из них — Аркаим, на границе Челябинской и Костанайской областей. В период средней бронзы значительно изменились домостроительство, организация поселений. Примером бытового комплекса является поселение Тасты-Бутак в Западном Казахстане. Здесь открыты десятки поселений и могильников данного периода. В Восточном Казахстане подобные памятники найдены в длинах Иртыша,
    Бухтармы, Курчума на Алтае и Тарбагатае. На юге Казахстана ив
    Семиречье обнаружены скопления наскальных рисунков Тамгалы и Каратау. Памятниками средней бронзы Семиречья являются могильники Тамгалы, Каракудук. В районе Каратау — могильник Таутары. В Низовьях Сырдарьи и Приаралье открыты уникальные памятники бронзы — мавзолеи Тегискена.
    Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь, у них существовал культ предков, появился обычай поминовения, ритуал жертвоприношения, главным жертвенным животным являлся конь, специальные жертвенные места располагались возле поселений. Возник обычай запрета — табу. Были достаточно развиты религиозные представления. Широко распространенный в эту эпоху обряд трупосожжения подтверждает существование у племен эпохи бронзы культа огня. Остатки сожженных костей встречены в захоронениях разных этапов эпохи бронзы. Огонь, по представлениям древних людей, очищал тело от скверны и охранял умершего от злых духов.
    Развитие человеческого мышления привело к усложнению его представлений о себе и природе, к возникновению религиозного мировоззрения. Особенно важную информацию о религиозных представлениях и культах племен эпохи бронзы, а также и об искусстве древних дают наскальные рисунки — петроглифы. Установлено, что

    16 скопления их представляют собой святилища разных уровней — от родовых до племенных.
    В петроглифах наиболее ярко отражены представления человека о мироустройстве. Многие сюжеты связаны с мифами, поэтому современному человеку понять их трудно. Встречены многочисленные изображения людей с подвешенными хвостами, ряженных в звериные шкуры, солнцеголовых божеств и различных диких животных. Часто на скалах встречаются сюжеты с парой мужчин с воздетыми вверх руками или стоящих в позе противоборства. Наскальное искусство андроновцев было связано с языческими представлениями древнего человека обустройстве мира. Мифологический характер таких изображений определяется, прежде всего, преувеличенными изображениями деталей.
    В регионах, заселенных племенами андроновской культуры, сохранились прекрасные образцы наскального искусства эпохи бронзы
    — это рисунки, выбитые на плоских поверхностях скал, покрытых темным загаром — патиной.
    Большие скопления изображений на скалах оказались святилищами своеобразными храмами под открытым небом. Наиболее известные святилища андроновских племен Жетысу эпохи бронзы находятся в урочище Тамгалы, в горах Ешки-Ольмес, Кульжабасы,
    Баян-Журык.
    Святилище Тамгалы находится в 170 км северо-западнее города
    Алматы. Петроглифы сосредоточены в нижней части урочища, на плитах, крупных скальных блоках, в местах, доступных для посещения. Исследовали этот памятник А.Г.Максимова, А.Н.Марьяшев,
    А.С.Ермолаева.
    Известно, что в древности святилища устраивали на вершинах горна перевалах, в особенных, примечательных местах. В Тамгалы центром святилища стали скалы, образующие своеобразный амфитеатр. Вероятно, именно здесь происходили обряды, связанные с культом солнца и плодородия. Всего в Тамгалы обнаружено 25 изображений солнечных божеств, основная их часть датируется XIV—XI вв. до н.э.
    В эпоху бронзы произошли заметные изменения в организации общественной жизни. Материнский род сменился отцовским.
    Первобытно-общинные отношения постепенно разлагались, усиливалась имущественная дифференциация. Об этом свидетельствуют погребения андроновцев, одни из которых были сооружены в виде больших курганов, где вместе спокойным находилось богатое оружие, украшения. Но были и бедные, где помещали глиняные горшки, скромные украшения, части жертвенных животных.
    Важное хозяйственно-экономическое значение в те времена играл меридиональный путь. Он пересекал Сары-Арку с севера на юг и являлся артерией, связывающей различные регионы. В целом комплексное хозяйство эпохи бронзы Казахстана было сравнительно высокоразвитыми оптимальным в соответствующих природно-климатических условиях. Племена бронзового века образовали исходный культурный пласт, на основе которого происходило формирование культуры ранних кочевников.
    Андроновские племена и их потомки сыграли значительную роль в истории и сложении культуры Среднеазиатского междуречья иве- роятно, всей Средней Азии античного периода

    18 Тема 2 РОДОПЛЕМЕННЫЕ СОЮЗЫ И РАННИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

    ● Племенные союзы в эпоху раннего железа Ранние государственные образования в Казахстане. Племенные союзы в эпоху раннего железа
    В первом тысячелетии до нашей эры преемниками андроновцев на территории Казахстана стали саки. Эпоху господства в казахстанских степях саков и савроматов принято обозначать либо археологическими терминами, либо термином, в который вкладывают скорее этнографическое, нежели историческое содержание — «раннежелезный век, эпоха ранних кочевников, скифская эпоха. Свойственный скифам тип вооружения и конского убора, характерная скифская одежда, звериный стиль в искусстве засвидетельствованы археологическими раскопками на пространстве от Хуанхе до Дуная, что и стало основанием для общего названия той культурной общности, которая сложилась в степях не позднее IX—VIII вв. до н.э. и просуществовала, по крайней мере, до III в. до н.э.
    Основными особенностями эпохи железа стали изготовление орудий труда из железа, освоение племенами степных, горностепных, полупустынных пространств Казахстана, становление экстенсивного скотоводческого хозяйства у народов Евразии, объединение крупных родов и племен в племенные союзы, зарождение государственного строя у кочевых племен на территории Казахстана.
    Генезис сакской культуры — чрезвычайно сложный вопрос. Постепенное накопление археологического материала, углубленное изучение разноязычных письменных источников привели к научной постановке отдельных вопросов происхождения саков и сакской культуры, к гипотезе об андроновском этногенезе саков, о возможности отождествления андроновских племен с легендарными ариями Авесты, к установлению преемственности и генетической связи сакской культуры с предшествующей андроновской. Вместе стем установлено, что сначала сакской эпохи у обитателей казахстанских степей появляются монголоидные примеси центральноазиатского происхождения, сказавшиеся на их облике.
    По мнению К.Акишева и Г. Кушаева, материальная культура
    Семиречья и Южного Казахстана, известная под названием сакской, создана племенами-пришельцами — потомками андроновцев Центрального Казахстана и Южной Сибири. Сакская культура зародилась еще на родине андроновцев, а окончательно сформировалась и оформилась на новых местах расселения.
    Главным прорывом извека бронзы, из мира авестийских ариев, в железный век, век сако-скифских племен, был прорыв в хозяйственной деятельности, и, соответственно, в образе жизни. Переход к ко- чевничеству вовлек в хозяйственный оборот огромные незаселенные и неиспользовавшиеся ранее междуречные степные пространства. Изменившееся в позднеандроновскую эпоху стадо, где крупный рогатый скот все более заменялся лошадью, не требующей повседневного ухода и способной тебеневке, позволило вначале тысячелетия до н.э. резко удлинить маршруты перекочевок и сделать их сезонными. Однако с ростом стада и специализацией хозяйств возросла зависимость населения степи от погодных и климатических колебаний и состояния пастбищ.
    В отличие от предшествующего этапа истории эпоха раннего железа представлена в письменных источниках древнегреческого, ахеменидского и китайского происхождения. Эти письменные источники содержат разнообразную информацию о различных племенах, предположительно локализуемых разными авторами на территории Казахстана и сопредельных регионов Центральной Азии. В частности, упоминаются племена туров, дахов, саков, ортокарибантиев, ятиев, массагетов, савроматов, сарматов, аланов, аорсов, исседонов, аримаспов, аргипеев и др.
    Точная локализация этих племени их этническая атрибуция, как и сама терминология, проблематичны, поскольку информация источников противоречива и оставляет много места для разного рода разночтений. Большинство исследователей считают, что происхождение этнонима сака не является твердо установленным. Совершенно очевидно и то, что не все племена номадов Казахстана и Центральной Азии были саками. Севернее бактрийцев, согдианцев и хорезмийцев в степях Казахстана, по сведениям древних источников, обитали кочевые туры с быстрыми конями. Туры в персидских источниках именуются саками, что значит могучие мужи, а в сочинениях греческих

    20 авторов фигурируют под именем скифов, которое широко вошло в обиход как синоним кочевников.
    Сарматский племенной союз занимал районы Западного Казахстана, термин сармат употребляется в античных источниках с III века до н.э. В состав племенного союза сарматов входили племена роксоланы, аорсы, сираки, аланы. В Чингирлауском районе
    Западно-Казахстанской области найдены археологические памятники, относящиеся к позднесарматской культуре — II—IV в. до н.э.
    Под именем скифов и саков греки и персы подразумевали, скорее всего, многочисленные союзы родственных племен. В персидских клинописных надписях говорится о трех группах саков:
    парадарайя заморские саки),
    саках-хаомаварга (саки, изготавливающие напиток хаому),
    саках-тиграхауда (носящие остроконечные шапки. По мнению ряда исследователей, саки-парадарайя расселялись в Приаралье, низовьях Сырдарьи и Амударьи или в северном Причерноморье саки-тиграхауда — в районе средней Сырдарьи и на Тянь-Шане; саки-хаомаварга — в долине Мургаба. По мнению КА. Акишева, сакам-тиграхауда в иранских письменных источниках соответствуют скифы ортокарибантии, поскольку и то и другое слово означает
    «саки в остроконечных шапках. Кроме того, саки, изображенные на барельефах из дворца Ксеркса в Персеполе, имеют монголоидные черты и носят высокие остроконечные шапки, скорее всего, полагает ученый, это саки-тиграхауда. А поскольку одним из центров распространения монголоидов мог быть район Семиречья, он делает вывод о том, что саки-тиграхауда жили в Семиречье. Это предположение подтверждается и тем, что похороненный в кургане Иссык сакский царь носил на голове высокую остроконечную шапку. Известны войны саков с персами. В источниках, например, освещается борьба Кирас сакской царицей Томирис. С саками воевали и другие цари из династии Ахеменидов. В 519—518 гг. до н.э. поход против саков предпринял Дарий Ι. Античный автор Полиэн пишет, что Дарий во главе огромного войска вступил в земли саков. В безводной пустыне войско едва не погибло. Дарию удалось спасти армию, нов целом поход был неудачным. Однако, в конечном счете, Дарий подчинил саков, заставил их платить дань и посылать своих воинов для участия в персидских войнах. В составе персидской армии саки воевали в Египте, Греции, отличились в битвах при Фермопилах, показали чудеса храбрости в битвах при Платеях.
    Сакские цари и царицы, упоминаемые античными источниками, обладали немалой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов и заключали союзы, возглавляли войско.
    Другая страница истории саков связана с борьбой против завоеваний Александра Македонского, который, разгромив и подчинив державу Ахеменидов, начал завоевание Средней Азии. В 330—327 гг. до н.э. Александр Македонский захватил столицу Согда Мараканду и направился к Сырдарье, которая была своеобразной границей между оседлыми жителями и кочевниками. На левобережье Сырдарьи располагались города, которые Александр захватили поставил в них свои гарнизоны.
    По приказу Александра на Сырдарье был построен город, названный Александрия Асхата (Александрия Крайняя. Город был задуман как опорный пункт на северо-восточной границе нового государства. Постройка его вызывала беспокойство у саков. Саки обстреливали греков из луков с другого берега реки. Александр, в свою очередь, приказал обстрелять кочевников из катапульт, заставил их отступить, а затем, быстро переправившись, войском стал их преследовать. Однако преследование чуть было не обернулось поражением, и войско греков вновь вернулось в город. Сам Александр вовремя этой вылазки, видимо, был ранен или заболел. Так неудачей закончилась попытка Александра Македонского разгромить и подчинить себе сакские племена, жившие за Яксартом (Сырдарьей).
    Важнейшим источником по истории сакских племен, их материальной, духовной культуре являются археологические памятники — могильники, наскальные рисунки, клады сакских вещей. На территории Центрального Казахстана, некогда занятой андроновской культурой эпохи бронзы, VΙΙ—ΙΙΙ вв. до н.э. сложилась так называемая тасмолинская культура, получившая свое название по имени хорошо обследованных могильников урочища Тасмола. Исследования проводили А.Х.Маргулан и М.К.Кадырбаев.
    Особенностью устройства курганов этой культуры является наличие у некоторых из них каменных гряд или, каких условно называют, усов. Такие курганы представляют собой сложный погребальный комплекс из каменных сооружений нескольких вариантов. В расположении курганов по отношению друг к другу имеются варианты малый курган иногда расположен южнее, стоит на вершине большого или вовсе отсутствует. Наиболее крупные могильники сосредоточены в предгорьях Бугулы, Кзыларая, Баян-Аула, Кызылтаса, Кента,
    Ортау, Улутау, Арганаты.
    На степных и лесостепных просторах Западного и Северного Казахстана расположены десятки могильников, принадлежавших, по одной версии, савроматским племенам аорсов и роксоланов, подругой исседонам.

    22 В Волго-Уральском междуречье скопление могильников отмечено по берегам Большого и Малого Узеней, в районе Камыш-Самарских озер по берегам рек Илек, Чаган, Утва, Орь, Эмба. В северных районах Казахстана могильники сосредоточены в бассейнах Тобола и Ишима. Богатые курганы выделялись своими размерами, имели насыпи диаметром 50—60 м, высоту 3—4 м.
    Все памятники относятся к двум хронологическим этапам. Первый датируется VΙΙ—V вв. до н.э. и охватывает время существования савроматской культуры второй — соответственно ΙV—ΙΙ вв. дон. э. и сопоставляется с сарматами.
    Происхождение савроматов исследователи связывают со срубной и андроновской культурами, поскольку в ней сохраняются многие традиционные черты прошлой эпохи, такие, как обычай трупосожжения, наличия в насыпи под могилами колец из камней, орнамент на глиняной посуде.
    Высокого совершенства у савроматов достигло прикладное искусство. Из золота, серебра и бронзы искусные мастера отливали и штамповали бляхи для украшения конской сбруи, мужских поясов и одежды. Среди раскопанных савроматских памятников Западного Казахстана наиболее яркие материалы были получены из курганных некрополей верховий р.Илек, где находились захоронения племенных вождей, военной аристократии и жрецов ранних кочевников Западного Казахстана и Южного Приуралья.
    В Восточном Казахстане многочисленные сакские могильники расположены на Алтае в долине Иртыша и ее притоков, на северных и южных склонах Калбинского хребта, в предгорьях Чингизтау и Тарбагатая, большие, или царские, курганы сосредоточены в
    Чиликтинской долине. Раскопанный Чиликтинский курган, исследованный известным археологом С.С. Черниковым, дал интереснейший материал по культуре и искусству саков Восточного Казахстана. Диаметр кургана составляла высотам. Курган был ограблен в древности, поэтому картина его сооружения, погребальных конструкций, обряда захоронения неполная. Датируется Чиликтинский курган VΙΙ—VΙ вв. дон. эВ г. экпедицией АТ. Толеубаева был раскопан еще один царский курган могильника Чиликты.
    Семиречье и Южный Казахстан — это крупнейший регион заселения сакскими племенами — тиграхауда в Семиречье и массагетов в Приаралье на Сырдарье. Одним из центров расселения саков была
    Илийская долина. Именно здесь находились некрополи Бесшатыр,
    Иссыкский, Тургенский, Кегенский и Алексеевский.
    Сакская культура Семиречья в своем развитии прошла два этапа ранний (VΙΙΙ—VΙ вв. до н.э.) и поздний (V—ΙΙΙ вв. до н.э.). Наиболее полные представления о царских памятниках позднего этапа дает
    Бесшатырский могильник, относящийся к середине Ι тыс. до н.э., и курган Иссык. Могильник Бесшатыр находится на правом берегу р. Или, в урочище Шилбыр и состоит из 31 кургана. Большой
    Бесшатырский курган и сейчас поражает своими размерами диаметр его насыпи 104, высотам. Под насыпью первого Бесшатырского кургана находилась деревянная постройка, сделанная из бревен тянь- шанской ели. Курганы могильника разграблены, но грабители не смогли забрать все. Найдены короткие железные кинжалы-акинаки, остатки колчанов с бронзовыми наконечниками стрел. Датируются могильники V в. до н.э.
    Одним из замечательных сакских памятников Семиречья является курган Иссык, входивший в состав могильника Иссык, находящегося в 50 км восточнее г. Алматы, в предгорьях Заилийского Алатау. Диаметр кургана 60, высотам. Под земляной насыпью два захоронения центральное и боковое. Центральное разграблено, боковое осталось непотревоженным. Как удалось установить, часть пола, на котором лежал покойник, была застлана матерчатой подстилкой, украшенной мелкими золотыми бляшками. На ней когда-то лежал труп на спине, головой на запад, в полном парадном облачении, с окружением. По определению антропологов, умершему было 17—18 лет, рост 165 см.
    У южной стены стояла деревянная посуда четыре прямоугольных блюда, черпаки миска. У западной стены стоял глиняный красноло- щеный кувшин и миски. Тут же лежали серебряная ложка с изогнутой ручкой, конец которой сделан в виде головы цапли, серебряная чаша (фиал) с восьмилепестковой розеткой на дне, миниатюрная серебряная чашечка с двумя строками надписи из 26 знаков. Надпись располагалась на внешней поверхности чаши в два ряда. Долгое время эту надпись не могли расшифровать. Известный ученый тюрколог АС. Аманжолов прочитал ее так Брат, этот очаг для тебя Иноземец, преклони колени Пусть будет плодородие для народа. АС. Аманжолов предложил искать прототипы рунических знаков в иссыкском письме. КА. Акишев рассматривает иссыкскую надпись как свидетельство существования письменности у саков в середине первого тысячелетия до н.э. Голову погребенного украшал высокий кожаный колпак с золотыми фигурами зверей и птиц, перьями и стрелами, изображающими горы, на которых растут деревья, а на ветвях сидят птицы. Верх колпака венчала миниатюрная фигурка горного барана — архара. На шее умершего — гривна, концы которой украшены головками барсов, в ухо вдета серьга с зернью и бирюзовыми подвесками. На двух пальцах надеты перстни — один с гладким щитком, другой сизо- бражением головы человека в нимбе из лучей. На поясе справа висел длинный меч в деревянных, окрашенных в красный цвет ножнах. Датируется курган Иссык ΙV в. до н.э.
    Истоки культуры саков Приаралья лежат в культуре поздней бронзы, известной по раскопкам могильника Тегискен. Раскопки царских могильников Уйгарак и Южный Тегискен свидетельствуют о том, что они были сооружены в VΙΙ—V вв. до н.э. Насыпи курганов песчаные, подними находились два типа погребальных сооружений погребение на поверхности земли на камышовых подстилках, внутри легкой деревянной каркасной постройки или шалаша. В погребении отмечен обряд трупосожжения. Второй тип представлен захоронениями в грунтовых ямах.
    Саки, судя подошедшим до нас описаниям, были скотоводами, занимались разведением лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, были великолепными наездниками и стрелками из лука.
    Основными видами скота у кочевников были лошадь, овца и верблюд — наиболее приспособленные для дальних кочевий. Полукочевой вид скотоводства предусматривал наличие постоянных зимних и летних стоянок, на которых скотоводы проводили лето и зиму. На зимниках строились жилища — землянки и полуземлянки. Часто на зимниках на лето оставалась часть населения, которая занималась хлебопашеством, заготавливая на зиму растительную пищу. Такое скотоводство было распространено в Восточном Казахстане, в
    Семиречье, в ряде районов Центрального и Западного Казахстана.
    Третий вид скотоводства — оседлый — предусматривал постоянную оседлость части населения, которая занималась земледелием. Другая вместе со скотом откочевывала на летние и зимние пастбища, расположенные, как правило, неподалеку. Так было и на юге Казахстана, в долинах Сырдарьи, Арыси, Келеса. В стаде было много крупного рогатого скота. Конечно, в жизни все было сложнее и существовало множество отклонений от этих видов скотоводческого хозяйства и накладывало отпечаток на жизнь населения разных регионов и районов Казахстана.
    Коневодство было одним из важнейших направлений скотоводства саков. Высокого развития у сакских племен достигли промыслы и ремесла, связанные с добычей металла, его обработки, в частности с литьем бронзы. Как ив эпоху бронзы, продолжали разрабатываться уже известные месторождения железа, меди, олова, свинца, серебра, золота. В период сакского господства в степях игорных долинах Евразии началась транзитная международная торговля, которая связывала страны Запада и Востока, Средиземноморье и Китай. В середине 1 тыс. до н.э. начал функционировать Степной путь, по которому доставлялись престижные товары в степную зону по 40 параллели и, начинаясь в большой излучине Хуанхэ, он пересекал восточные и северные отроги Алтая, степи Казахстана и Причерноморья, достигал земель греков и этрусков.
    Исследователи сакского искусства считают, что оно было тесно связано с искусством Ахеменидского Ирана и Бактрии, с одной стороны, и с искусством Китая эпохи Чжоу и Хань — с другой.
    Искусство звериного стиля сформировалось под влиянием южных традиций, с которыми саки познакомились вовремя походов в Переднюю Азию и Иран. Именно тогда отсюда к сакам пришли образы льва, льва- грифона, древа жизни. Эти образы вписались в число местных животных, среди которых были олень, баран, верблюд, снежный барс, тигр, орел. Все перечисленные образы небыли только украшениями, саки вкладывали в них определенное содержание. Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства.
    Саки, как и другие народы, поклонялись силам природы — солнцу, ветру, грозе, грому, которые представлялись им в образе богов. А боги, по их понятиям, воплощались ив фантастических зверей, птиц и животных, таких, как крылатые кони, коенгрифы. Популярность этих образов в мифологии и фольклоре вызвали к жизни своеобразный звериный стиль в искусстве евразийских степей.
    Саки имели свое понятие обустройстве мира (космоса. Порядок в космосе представлялся понятием арта, который ассоциировался с Солнцем, движением солнечной колесницы. Порядок в космосе, гармония, организаторами которых были боги Митра, Варуна, Индра, модель мира представлялась как сочетание трех миров — подземного мира — низа середины — земли, и верхнего — неба. У мира было четыре стороны — правая, левая, передняя и задняя. Примером символического представления саков о космосе является головной убор сакского царя из Иссыка.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


    написать администратору сайта