Курс лекции Каражан. 4.Курс лекций Каражан.На рус. яз. (1). Курс лекций для студентов неисторических факультетов подготовлен коллективом кафедры новой и новейшей истории Казахстана исторического факультета
Скачать 1.03 Mb.
|
Казахское ханство при Салкам Жангире (годы правления — 1643—1652 гг.). Жангир-хан (год рождения неизвестен — умер в 1652 г) — казахский хан, сын Есим-хана. Он воссел на ханский престол после смерти Есим-хана. Жангир-хан был небольшого роста, но крепкого телосложения. Поэтому в народе его прозвали Салкам Жангиром». 120 При Жангир-хане наблюдалось усиление ойрат-жонгаров под предводительством батыра Хунтайджи. Они непрерывно совершали набеги на Казахское ханство. Таким образом, время правления Жангир-хана приходится на трудный период непрерывных завоева- тельских походов жонгарских феодалов на казахские земли. Согласно некоторым данным, резиденция Жангир-хана располагалась близ Туркестана. Жангир-хан, заключив союз с Бухарским ханством, вел борьбу против жонгарских завоевателей. Он также стремился установить союзнические взаимоотношения с кыргызами. Целью этого предприятия было обеспечение надежной защиты против жонгарских наступлений, с опорой на кыргызов. Именно в это время день ото дня происходило учащение вооруженных столкновений между ойратскими жонгарами и Казахским ханством. Борьба между правителями двух сторон шла за территории, предназначенные для кочевья, за торговые центры вдоль реки Сырдарьи, которые жонгары хотели прибрать к своим рукам. Согласно историческим данным, относящимся к тому периоду, при Жангир-хане между казахами и ойратскими жонгарами произошло три крупных сражения. Первое сражение имело место в 1635 г, второе — в 1643—1644 гг., третье — в 1652 г. В битве 1635 г казахским войскам, возглавляемым Жангир-ханом, противостояли сильные полчища под предводительством полководца Батура Хунтайджи. Об окончательных результатах этой битвы сведений не имеется, но известно, что входе сражения Жангир-хан попадает в плен, но вскоре совершает побег. С того момента Жангир-хан проводит постоянные набеги на жонгар. Вторая крупная битва началась зимой 1643 гс наступления Батура Хунтайджи на казахские земли. Жонгары, завоевав большую часть территории Семиречья, захватили в плен около десяти тысяч кыргы- зов. Услышав об этом, Жангир-хан отправился в поход против жон- гар. На помощь ему пришел правитель Самарканда Жалантос батыр (бахадур) с тысячным войском. При поддержке войск Жалантос батыра Жангир-хан одержал в этой битве победу. Батур Хунтайджи вынужден был отступить. Жонгары, потерпев поражение, потеряли в сражении около десяти тысяч человек. Согласно сохранившимся историческим сведениям, в этой битве со всей полнотой проявился полководческий талант и военное мастерство Жангир-хана. В своей борьбе против жонгарских завоевателей Жангир-хан приложил определенные усилия для получения поддержки со стороны моголов. В целях установления сними добрососедских отношений Жангир- хан посылал к ним две делегации. Эти дипломатические миссии возглавляли сыновья Жангир-хана — султаны Тауке и Алак. Жонгары, не потерпевшие окончательного поражения в битве 1643—1644 гг., также вели активную подготовку к будущей войне. Жонгарский предводитель, объединив свои владения, распавшиеся после поражения в 1643—1644 гг., в один кулак, покупает оружие и боеприпасы в русских городах Сибири. В 1652 г входе третьей крупной битвы между казахами и жонга- рами казахские войска терпят поражение, асам Жангир-хан погибает. Мужественные действия Жангир хана оказали благотворное влияние на его сына Тауке. 2. Деятельность Тауке-хана Тауке-хан (годы правления 1680—1718 гг.) — один из самых выдающихся государственных деятелей Казахского ханства, внесший неоценимый вклад в национальную историю. Сего именем связано укрепление государственности казахов, утверждение внешнеполитических позиций Казахского ханства в системе международных отношений в Центрально-Азиатском регионе. Особое место в реформаторской деятельности хана Тауке занимала проблема создания правовой системы Казахстана. «Геродот казахского народа А. Левшин высоко оценивал деятельность хана Тауке, сравнивая его со спартанским царем Ликургом, чьи законы стали обычным правом древних греков на протяжении нескольких веков. Левшин писал За Джангиром следует сын его хан Тявка (Тауке — прим. ред. Это Ликург, это дракон орд казачьих. Он успокоил их после гибельных междоусобий, он остановил кровопролития, продолжавшиеся несколько лет от распрей одних племен с другими. Он убедил всех умом и справедливостью повиноваться себе, он соединил слабые роды воедино для сопротивления сильным, а сильных усмирили дал всем вообще законы. Было время говорят благоразумнейшие из киргизов Меньшей Орды когда и наш народ жил в покое было время, когда и у нас существовал порядок были законы и правосудие. Сей золотой веко котором вспоминают они со вздохом, есть царствование знаменитого хана их Тявки, который. был действительно в своем роде Гений, ив летописях казачьих должен стоять наряду с 122 123 Солонами и Ликургами. Усмирив волновавшиеся долго роды и поколения, он не только ввел в них устройство, порядок, но и дал им многие законы». Как пишет историк В. А. Моисеев, годы правления Тауке, безусловно, занимают особое место в казахской истории. Это был Золотой век прекращения губительных феодальных усобиц и мощного отпора неприятелям, век относительного господства законов, развития экономики и процветания торговли». Прежде всего, заботясь о противостоянии джунгарам, Тауке-хан всемерно укреплял дружеские отношения с соседями. Были установлены дипломатические отношения с Бухарой, с единоверцами. До этого на территории Бухары и Казахстана совершались разбойные нападения на торговые караваны. Специальным указом Тауке-хан строго запретил нападать на караваны, идущие в Бухару и из Бухары. Виновные в совершении нападений подвергались строгому наказанию. В Бухаре действия Тауке нашли полное понимание и были встречены с одобрением. Прекратились нападения на караваны казахских купцов, как ножом отрезало. Однако Тауке-хану таки неуда- лось склонить правителей Бухары к военному союзу против джунгарских захватчиков. Хотя был доволен и теми успехами, которых достиг в отношениях с Бухарой. В период между 1686—1693 годами Тауке-хан отправляет послов в Россию, с целью укрепления торговых отношений между странами. Позже, в 1714 году, когда джунгары нанесли Тауке-хану довольно ощутимый удар, он принял решение укрепить дружеские отношения с Россией и заключить с ней союз. Просил помощи у Петра I, чтобы освободить захваченные джунгарами земли. Тауке-хан заслуженно считается основоположником обычного права казахов, поскольку именно при нем произошло окончательное оформление юридической системы казахского общества, что дало возможность консолидировать общественные ресурсы для достижения общих задач, стоящих перед всей страной. Первое серьезное изменение Тауке внес в систему властных отношений. Пытаясь установить равновесие между различными политическими группировками, Тауке предоставил бийским советам дополнительные властные полномочия, в частности принятие важных государственных и политических решений • исполнение судебных функций • осуществление дипломатических и миротворческих инициатив. В совокупности бийские советы исполняли военные, политические, хозяйственные, правовые и идеологические функции. Одновременно данная мера была направлена на ограничение политического влияния Чингизидов. Однако здесь следует заметить, что институт бийства существовал еще задолго до основания казахского государства. Заслуга Тауке состоит в том, что он упорядочил деятельность биев, сделав заседание бийского совета постоянными регулярным. Более того, он установил места проведения советов. Одно из таких мест впоследствии сыграло решающую роль в переломный период истории казахов. Как правило, Тауке проводил ежегодные консультации с биями по актуальным вопросам политики и хозяйства в местечке Култобе под Ташкентом. Благодаря Тауке-хану, бийские советы превратились в важный государственный орган, осуществляющий прямые и обратные связи в системе властных отношений. В отличие от обычных консультативных органов, характерных для традиционных обществ, решение совета биев имело обязательный характер и подлежало немедленному вы- полнению. Таким образом, авторитет власти среди простого народа стремительно рос. Это позволяло динамично развивать политическую ситуацию в стране. Тауке-хан стал первым, кто смог упорядочить племенные и родовые отношения. Главным принципом провозглашался консенсус. Это прослеживается по распределению голосов в бийском совете, где каждый жуз представляет отдельный бий. Бии же устанавливали отношения между собой с учетом возрастных категорий. Само создание совета биев являлось также попыткой политического балансирования. Таким образом, при Тауке серьезным изменениям подверглись, прежде всего, принципы организации власти в казахском об- ществе. Реформы Тауке-хана коснулись также и правовой системы. Именно при нем были внесены существенные дополнения в обычное право казахов. Свод законов под названием «Жетi Жары (Семь установ- лений) был разработан при его непосредственном участии. Согласно народным преданиям, Тауке собрал на Култобе знаменитых биев трех жузов — Толе Алибек-улы (1663—1756), Казыбек Кельдыбек-улы (1667—1763), Айтеке Байбек-улы (1682—1766), которые на основе старых установлений Касым-хана и Есим-хана разработали и приняли новый свод законов, включающий в себя нижеследующие основные разделы 124 Земельный закон (Жер дауы), • в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях. Семейно-брачный закон , устанавливавший порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи. Военный закон регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников. Положение о судебном процессе обговаривающее порядок судебного разбирательства. Уголовный закон устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства. Закон окуне устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения. Закон о вдовах (Жес • р дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирота также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего. В Уложениях Тауке-хана содержатся нормы уголовного, административного и гражданского права. К сожалению, юридический документ Тауке-хана не дошел до нас в начальной его редакции. Отдельные фрагменты были представлены в книге известного исследователя А.Левшина, который записал их из уст казахов, нов русской транскрипции, спустя более ста лет после их составления. Есть основания полагать, что Уложения хана Тауке было основным актом правового регулирования общественно-политических отношений в казахском обществе в течение XVIII—XIX веков. «Уложения» Тауке-хана вносят некоторые дополнения ив патриархальные традиции, что, наверное, является попыткой произвести изменения в ценностном потенциале казахов в соответствии с характером производственно-хозяйственных отношений того времени, поскольку положения, касающиеся вопросов уплаты налогов, уже есть признак стремления к созданию механизмов государственного регулирования общественных и хозяйственных отношений. Более того, трудно не заметить классовую направленность самих Уложений, где очень много положений, определяющих статус власть имущих в системе общественных отношений. Как справедливо отмечает Моисеев, в период правления Тауке-хана среди казахов установилось уважение к силе закона. «Жетi Жары, созданное вначале века, опиралось на более древние законодательства казахского народа, такие, как Древний путь Есим хана и Путь, проторенный Касым-ханом» и им подобные источники права. Свидетельством этому является провозглашенный в «Жетi Жары закон возмездия, или принцип талиона (око за око, кровь за кровь, жизнь за жизнь. Принцип возмездия по талиону, хотя и был принят в «Жетi Жары, постоянного применения не находил. Нарушители права и потерпевшие по согласию миром все вопросы решали в частном порядке, договаривались между собой. Это значит, что потерпевший вместо требования наказания по талиону имел право требовать с преступника материального возмещения за причиненный ущерб. Известно, как велико было влияние на уголовное обычное право кочевого образа жизни и патриархально-родового строя. Поэтому уголовное обычное право воспринимается как отражение казахской хозяйственной и кочевой деятельности и отражает образ народного существования. «Жетi Жары, памятуя о могуществе и славе Великого Тюркского Каганата, утверждает следующее положение Тот, кто предает интересы и чаяния тюркских народов, заслуживает смертной казни». В своих положениях «Жетi Жары не дает определения понятию преступление, не раскрывает содержания смысла этого понятия, т.к. не было специального соответствующего термина в казахском обычном праве. Вместо него употреблялись слова «жаман с, “жа- ман кылык” (дурное дело, дурное поведение. От слова “кылык” позднее образовалось и слово “кылмыс” — преступление. В утвержденных нормах перечисляются негативные явления, распространенные в общественной жизни, определены меры наказания и пресечения за убийство, воровство, грабеж, устройство смуты, супружескую неверность, нанесение телесных повреждений, изнасилование и похищение женщины, вступление в запрещенные браки, вступление в половую связь с замужней женщиной, богохульство, принятие христианства и т.п. По «Жетi Жары, ответственность за совершенное преступное деяние наступала слет. Поговорка Влет человек хозяин своего очага отражает обязанность каждого лица нести ответственность за свои поступки. Казахское уголовное право не распространялось на умалишенных, умственно отсталых людей. К субъектам преступления не относились и рабы, невольники. За преступления, совершенные этими людьми, несли ответственность их хозяева. Беременные женщины, которые убили кого-то, не привлекались к ответственности, на них налагалась иная кара — народ проклинал их. В «Жетi Жары предусмотрены правила наказания правонарушителей и меры наказания по степени тяжести совершенного преступления. Существовало три вида наказаний наказание смертью, материальным возмещением, бесчестьем. Материальное возмещение подразумевало также и раздел скота преступника между людьми (талау). За воровство, грабеж, насилие, прелюбодеяние предусматривалось наказание смертью, хотя убийца мог избавиться от казни, платя кун. По правилам «Жетi Жары родственники убитого или изувеченного человека имели право заменить наказание, иначе говоря, совершивший убийство мог откупиться имуществом и освободиться от наказания смертью. Кун (перс хун — кровь) — в обычном праве казахов плата за убийство или увечье, уплачиваемая убийцей или, чаще всего, его родичами роду убитого или потерпевшего. Уплата куна освобождала от кровной мести. За убийство мужчины по обычному праву полагалось 1000 баранов, за женщину — 500. За увечье — в зависимости от степени ущерба. Но эта норма не распространялась на тех, кто лишил жизни представителя сословия торе или ходжа. В этом случае убийца обязывался выплатить кун, семикратно превышающий установленную норму. Это положение указывает на то, что торе и ходжи в казахском обществе пользовались особыми привилегиями. Помимо этих норм, в «Жетi Жары существовал порядок выплаты дополнительного куна. Повышенный кун двух видов кун на искусство и кун на кости. Первый вид куна был введен для особой категории людей акынов, полководцев, известных борцов, ораторов, ученых людей. В данном случае убийца выплачивал кун в двойном объеме, как за убийство двух простых людей. Таким образом казахский народ отдавал дань искусству, выражал способность ценить прекрасное. При этом сословие не играло никакой роли, критерием было служение народу, приобретение известности своим искусством, талантом. Кун на кости налагался в случае, когда убийца уничтожал следы своего преступления — тело жертвы, и родные не могли его предать погребению. Существовало множество видов искупления вины, мера наказания зависела от степени виновности нарушителя закона. Например, самым тяжелым наказанием за воровство была «айбана». Человек, приговоренный к айбане, обязывался вернуть в невредимости похищенный или украденный скот и сверх того количества — ш тоғыз», в переводе три по девять (27 голов скота. Девятки могли быть разных видов аса тоғыз» — девять голов одного вида скота түйе бастатқан «тоғыз» — девять во главе с верблюдом, ат бастатқан тоғыз» — счет девяти голов начинается с лошади, «оғыз бастатқан тоғыз» — с быка, и «тоқал тоғыз» — сокращенное девять, состоящее из восьми баранов без начала. О «айбане» русский исследователь Н. Рычков в 1771 году писал Совокупность законоположений, направленных против воровства, носит у казахов название «айбана». По силе этих законов задержанный с лошадью или с овцою похититель, приведенный к старшине улуса, повинен уплатить 27 лошадей или овец». Также допускалась барымта как способ насильственного исполнения приговора судей, если ответчик уклонялся от исполнения своего обязательства. Поэтому барымту в том значении, какое ей придавал «Жетi Жары, нив коем случае нельзя примитивно считать только лишь кражей скота. Наказание третьего вида — наказание бесчестьем — применялось внутри одного рода. Наиболее тяжкой мерой наказания при этом являлось изгнание из рода. Основная цель — устыдить преступника прилюдно, при всем народе. Достаточно широко в Уложении Тауке-хана регламентировались семейные отношения. Изнасилование женщины приравнивалось к убийству, и потому виновный подвергался смертной казни или уплате мужу куна за жену и родственникам — за девицу. Муж, узнавший об измене жены, но лично не заставший ее со своим соперником, мог просить судей о приговоре к смертной казни неверной жены и ее соблазнителя, если преступление их доказано если же четыре благонадежных человека присягнут за них в невиновности, то судне подвергает их никакому взысканию. Если жена или члены семьи знали о преступлении, которое совершил их отец, и не донесли, то они не подвергались никакому наказанию. Синдром Павлика Морозова был исключен. Необычная даже для сегодняшнего, считающим себя достаточно цивилизованным, общества статья, относящаяся, скорее, к этическим нормам, приняла в Уложении силу закона Обидевший женщину обязан просить у нее прощения, а в случае отказав оном платить бесчестье. В данном случае это был «ат-тон аип», те. обидчик должен был заплатить лошадь и халат или лошадь и тулуп — в зависимости от времени года. По законам хана Тауке, вступление в брак считалось возможным слет. Влет хозяин своего очага — эта поговорка наследие тех времен. Второе условие — экзогамное табу, те. запрет вступать в брачные отношения родственникам, имеющим одного общего предка 128 до седьмого колена. Это была, прежде всего, забота о здоровье потомства. Третье условие — уплата калыма родителями жениха. В «Жетi Жары хана Тауке был предусмотрен и институт амен- герства. Аменгерство — это положение, согласно которому овдовевшая женщина должна была выйти замуж или за брата своего покойного мужа или за кого-нибудь из его родственников. Это положение отражено в поговорках Умер старший брат — жена наследство брата, Умер младший брат — невестка наследство старшего брата, Вдова хотя и уйдет от мужчины, ноне уходит от рода. В таких поговорках отразился закон, применявшийся в те давние годы. Аменгерство подробно обсуждалось аксакалами рода, кровными родичами. У покойного оставалась семья, дети, имущество, хозяйство. Во-первых, если вдова уходила с детьми в чужой род, то ее дети, попадая к отчиму, вряд ли могли рассчитывать на счастливое детство. Кроме того, род покойного не мог допустить передачу детей в чужой род, так как дети считались продолжателями рода отца и, следовательно, наследниками и продолжателями его дела и состояния. Во- вторых, не было смысла отдавать в чужие руки нажитое имущество и хозяйство, остававшиеся у вдовы после смерти мужа. В-третьих, казахи свято чтили право ребенка на материнскую заботу, а дети в любом случае оставались в отчем доме. Таким образом, институт сиротства был исключен в казахской степи. Учитывая эти факторы, мыслители, составлявшие «Жетi Жары, в нормах брачных отношений установили обязательным для вдовы вторичное замужество за младшим или старшим братом покойного мужа. Нов любом случае последнее решение оставалось за женщиной. Если у покойного не было братьев, то по решению совета аксакалов вдову сватали за кого-нибудь из дальних родственников. Таким образом, родственники покойного мужа становились для вдовы ее покровителями. При кочевом образе жизни уклонившиеся от амен- герства женщины были редкостью. В случае, если вдова уклонялась от аменгерства, то ее дети, имущество и хозяйство оставались у родичей покойного мужа, уходила одна вдова. При сочетании новым браком приглашалась родня жены для благословения. «Жетi Жары позволял в случае смерти жены взять в жены ее сестру. Логика Тауке-хана была такова младшая сестра будет печься о детях старшей, как о родных, не оставит на произвол судьбы. Однако это положение не было юридической нормой, оно осуществлялось с согласия сторон. Если сестра вдовы не принимала предложения зятя, то суд биев ничем помочь не мог. Бесспорно, «Жетi Жары испытал влияние ислама и шариата. Так, например, при заключении договора сватовства, похоронах и других семейных событиях было желательно, ноне обязательно присутствие муллы. Также под влиянием ислама «Жетi Жары ввел институт многоженства. Известно, что по шариату мужчина имеет право содержать четырех жен. «Жетi Жары не ограничивал количество жен, это предоставлялось на усмотрение человека, зависело от его состоятельности, социального положения и т.п. Через законы Тауке были установлены лозунги всех племен, родов и отличительные знаки всего материального богатства, применялись меры для укрепления авторитета ханской власти. Наряду с этим в практику была введена новая система налогов. Помимо создания военно-политического союза с кыргызами против жонгарского нашествия Тауке был сильно заинтересован в развитии региональной торговли. Историческими источниками зафиксированы переговоры Тауке-хана с бухарским правителем Субханкули по поводу Ташкента. Но усложнившаяся на юге военная обстановка не позволила обеим сторонам полностью развернуть торгово-экономическое сотрудничество. Результатом всего этого стало то, что Тауке-хан решил пойти на сближение с Россией. Однако Россия, как известно, в то время еще не торопилась сближаться со среднеазиатскими владениями, и российские эмиссары постоянно контактировали с жонгарами, активно развивая военное сотрудничество. Несмотря на все эти факты, Тауке все равно пытался привлечь внимание России к Казахстану, стем, чтобы обеспечить безопасность казахских кочевий. Но полностью осуществить свои замыслы Тауке-хан не успел. Он умер в 1718 г. Известные ученые сходятся во мнении, что первоначальная форма государственного управления в казахском обществе имела много общего с советом аксакалов. Поэтому государственность, которую строил Тауке-хан, по своей структуре напоминает последнюю ступень родовой общественной формации, те. военную демократию. Традиции родовой структуры управления и признаки вновь складывающейся государственности существовали и дополняли друг друга. При этом организация власти и управления на данной ступени общественного развития казахской кочевой цивилизации базировалась наследующих принципах во-первых, кочевая цивилизация казахов в течение многих столетий выработала этико-нормативные порядки, соблюдение которых 130 обеспечивалось не принуждением, не угрозой применения наказания, а сознательным исполнением, потому что личные интересы индивидов-кочевников с младенческих лет формировали коллективную, общинную психологию. В плане управления это означает, что в кочевом обществе моральная власть всегда нейтрализовала влияние политической и классовой власти, стояла выше их во-вторых, возникающие из повседневной кочевой жизни социальные противоречия весьма эффективно и результативно разрешались на родовом совете на основе укоренившихся традиций и обычаев, решения которого имели силу закона, ибо степная демократия твердо придерживалась правила младший подчиняется старшему, дети — отцу, члены рода — старейшинам в-третьих, Совет биев», бии родов, племен рассматривали случаи, когда конфликтные ситуации в силу особой сложности и психологической взрывной опасности могли перерасти в межродовые, межплеменные столкновения, чреватые появлением кровной вражды, переходящей из поколения в поколение. После смерти Тауке-хана междоусобные распри в Казахском ханстве вспыхнули с еще большей силой. Лишь некоторые ханы смогли продолжать начатую Тауке-ханом политику, однако прежнего авторитета у центральной власти уже не было. Тем не менее в народе до сегодняшних дней сохранилось особое уважение к личности Тауке-хана как человеку, сумевшему объединить казахов, обезопасить государство и установить господство закона и порядка. Легендарные бии. После появления Уложения Тауке-хана с развитием общества и усложнением экономических, политических, социальных отношений возникающий правовой вакуум заполнялся законотворчеством биев на местах, на которых была возложена почетная обязанность претворять законы «Жетi Жары в реальность, толковать их и принимать по ним решения. А. Л. Леонтьев объясняет происхождение слова «би» таким образом Само слово «бий» происходит от глагола «билейдi”, что означает управляю. В период дооктябрьского переворота основательно изучившим общественное положение и роль биев был Чокан Валиханов. Водном из своих трудов Записки о судебной реформе он пишет Возведение в звание бия не обусловливалось у киргиз каким-либо формальным выбором со стороны народа и утверждением со стороны правящей народом власти только глубокие познания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали киргизам это почетное звание. Чтобы приобрести имя бия, киргизу нужно было не раз продемонстрировать перед народом свои ораторские способности. Молва о таких людях быстро распространялась по всей степи, и имя их делалось известным всеми каждому. Таким образом, звание бия было как бы патентом на судебную и адвокатскую практику». В народе очень много пословиц и поговорок, которые восхваляют биев, их справедливость и глубокий ум. Например, У настоящего бия нет родных, ау бия сродственными связями нет совести, Отец — советчик сыну, бий — советчик народу, Умный оратор речью подчинит себе весь народ. Нельзя сказать, что каждый второй степняк был выдающимся оратором, но мудрых, блестяще остроумных людей среди биев было немало. Этому свидетели история, казахский фольклор. О роли ораторов-биев при решении споров и тяжб с восхищением писали видные деятели Европы, побывавшие на казахской земле. Например, Бронислав Залесский отмечал Казахи красноречивы, и сами они считают это признаком хорошего воспитания или благородного происхождения. Высокопоставленное лицо при разговоре иногда начинает пересыпать свою речь остроумными фразами и образными выражениями к удовольствию слушателей А сосланный в Казахстан в XIX веке польский революционер Адольф Янушкевич в своих записках не перестает удивляться искусству красноречия и ораторскому мастерству казахских биев. Свои мысли он излагает таким образом Несколько дней тому назад я был свидетелем столкновения между двумя враждующими партиями и с удивлением рукоплескал ораторам, которые никогда не слышали о Демосфене и Цицероне». Таким образом, все споры между жузами и племенами стали решаться при участии популярных и авторитетных среди всех трех жузов биев (Толе, Казыбек, Айтеке и др. Группа биев, принимая участие в управлении ханством, процессах законотворчества и судопроизводства, постепенно обретала властные полномочия на местах. В связи с этим хотелось бы коротко рассказать об этих выдающихся личностях, оставивших яркий незабываемый след в истории Казахстана и народной памяти. Айтеке би Байбекулы (1644—1700 гг.) — казахский би, возглавлявший Младший жуз до Абулхаир-хана. Айтеке би является близким родственником великого Жалантос-батыра, который правил Самаркандом и его округой при Есим-хане. Айтеке би, являясь одним из влиятельных биев казахского ханства при правлении Тауке-хана, сделал ощутимый вклад в разработку и 132 принятие «Жеты жары. Этот сборник законов играл большую роль в процессе дальнейшей феодализации казахского общества. Айтеке би официально был советником хана. Он принимал активное участие в строительстве единого централизованного казахского ханства. Вместе с Толе би и Казыбек би Айтеке би как бы пронес через годы эстафету казахской государственности от Тауке-хана до Абылая. Он думали заботился о том, чтобы все три жуза казахского государства были в единстве, сплоченности и согласии. Айтеке би проявил себя мудрым, справедливым бием, судьей при решении сложных внутренних и международных проблем, человеком сильного ума, одаренным военным деятелем, внесшим большой вклад в организацию отпора джунгарским завоевателям. Он также обладал большим талантом ораторского искусства, был человеком, умеющим убеждать людей. Айтеке би, начиная с летнего возраста, постоянно принимал участие в ежегодных сборах авторитетных людей и правителей трех жузов, которые проводились сначала в Ордабасы, затем в Култобе и Улытау. На этих собраниях, которые стали традиционными со времен Тауке-хана, обсуждались проблемы практического упрочнения единства нации. На этих собраниях разрешались споры между биями, которые порождались различного рода разногласиями и случаями откровенной вражды между жузами иродами. Слово Айтеке би имело большой вес при разрешении тех или иных разногласий. Айтеке би, пользовавшийся непререкаемым авторитетом, порой выступал сдерживающим фактором в горячих спорах, происходивших между отдельными биями, сохраняя разумный паритет мнений. Многие прислушивались к нему и последнее слово, как правило, оставалось за ним. У Айтеке би было три сына Отебас, Косыбай и Жалтыр. Он умер в возрасте 57 лети был похоронен в 75 км от Ташкента близ поселка Кауыншы. Толе би Алибекулы (1657—1756 гг.) — казахский общественный деятель, прославленный оратор, главный би Старшего жуза, один из создателей «Жетi Жары. В династии Кудайберды, представителем которой является Толе би, до него не было ни биев, ни баев. Все предки Толе би были простыми крестьянами-шаруа, называвшимися чернью. Толе би был человеком образованным, грамотным, с детского возраста впитавшим традиции ораторско-поэтического искусства своего народа. Принимая участие в собраниях биев слет, Толе би прославился среди народа своей справедливостью и ораторским искусством. В то время Казахское и Джонгарское ханства находились в постоянной взаимной вражде. В силу того что после смерти Тауке-хана Казахское ханство начало распадаться, Толе би, оставаясь правителем Старшего жуза, попал во временную зависимость от джонгар- ских завоевателей. Невзирая на то что ему приходилось время от времени платить им дань, Толе би проводил политическое правление по- своему. Весьма заметной представляется роль Толе би в объединении и освобождении казахских общин от джонгарского гнета. Согласно некоторым сведениям, Толе би способствовал возвышению султана Абылая. Толе би вместе с главным бием Среднего жуза Казыбеком Келдибекулы и главным бием Младшего жуза Айтеке Байбекулы был главным советником Тауке-хана, прозванного в народе благословенным. Толе би участвовал в претворении в жизнь мер по утверждению Тауке-ханом Туркестана столицей Казахского ханства, подчинению трех жузов одному центру, развитию единого Казахского ханства, формированию военного союза родственных казахского, каракалпакского, кыргызского и узбекского народов против джунгаро-ойратских завоевателей. Толе би также приложил много усилий к формированию и развитию отношений между Россией и Старшим жузом. В 1749 г, отправив послов во главе со своим племянником Айтбаем к Оренбургскому губернатору И. И. Неплюеву, Толе би выразил готовность перейти под подданство России. Неплюев в своем ответном письме к Толе би от 26 сентября 1749 г, поддержав его желание присоединиться к России, выступил с просьбой приложить усилия для развития торговых отношений между двумя странами. Дар руководителя и оратора Толе би особо проявился в период дробления Казахского ханства и завоевательских походов джонгар, которые, воспользовавшись ситуацией, хотели уничтожить казахский народа оставшихся подвергнуть Годам лихолетья. Толе би, создав вместе с Kaбанбай-батыром, Богенбай-батыром и Жанибек-батыром единый народный фронт, возглавил освободительную войну. В устном народном творчестве сохранилось много исторических легенд о Толе би. В народе получило широкое распространение великое множество афористических высказываний, пословиц и поговорок, связанных сего именем. В Шымкенте, Туркестане и Ташкенте, где он в свое время правил, Толе би принимал активное участие в строительстве архитектурных сооружений, которые предназначались для пользования широкими кругами населения. Имя Толе би тесно 134 связано с крупными историческими событиями, происходившими не только в Старшем жузе, но ив Среднем и Младшем. Толе би был похоронен в городе Ташкенте, где он правил в течение 12 лет, рядом с дедом Бабура по материнской линии — Жунис-ханом. Казыбек би Келдибекулы (1659—1775 гг.) — прославленный казахский би конца XVII — первой половины XVIII вв. Для установления единой власти над всеми тремя казахскими жузами Тауке-хан назначил во главе каждого жуза известного в народе бия, бием же Среднего жуза стал Казыбек би. Как было отмечено выше, Казыбек би участвовал в разработке «Жетi Жары. Принимая активное участие в государственном управлении при ханах Тауке, Семеке, Адильмамбете и Абылае, Казыбек би имел ощутимое влияние в вопросах внутренней и внешней политики. Он являлся одним из первых организаторов народной борьбы против жонгарских завоевателей. В х гг. XVIII столетия, когда Абылай- хан попал в руки жонгар, Казыбек би принимал активное участие в вызволении его из плена. Уже при Семеке-хане Казыбек би, выражая свою приверженность России, присягнул русскому императору. В е гг. XVIII в. империя Цинь в целях привлечения Казыбек би на свою сторону вместе со своими послами отправляла ему множество дорогих подарков. Но Казыбек би выразил протест против перехода под патронаж Китая. Он призывал Абылай-хана не вступать в тесные взаимоотношения с Циньской империей. В народе Казыбека би прозвали звонкоголосый В заключение хотелось бы отметить, что бии имели широкие права разъяснения, толкования закона, вынесения судебных решений, а также правотворчества, т.к. прецедент в суде биев приобретал норму права. Также важно отметить, что соблюдались демократические принципы гласности и состязательности, решения казахских биев принимались открыто, гласно, суд совершался прилюдно, без излишней волокиты. Сами же бии избирались пожеланию обеих спорящих сторон, тогда проигравшая сторона не могла иметь претензий к справедливости вынесенного решения по той причине, что би был избран по ее желанию. Со времен Тауке-хана установился «жүгініс» — институт рассмотрения межродовых тяжб, споров, столкновений, где возникшие проблемы рассматривались уже коллегией биев. К сожалению, после вхождения казахского общества в состав России и принятия в 1867—1868 годах Временных положений институт биев был ликвидирован и введены должности чиновников, избираемых натри года. В состав Народного суда теперь, как грибы после дождя, вместо былых ораторов стали вливаться чиновники, взяточники, снюхавшиеся с колониальной администрацией и готовые продать все и вся за чины и привилегии. Обладателем звания би теперь мог быть лишь так называемый народный судья, утверждаемый губернатором на определенный срок, после окончания которого он лишался этого звания. Не имевшие в своем распоряжении ни тюрем, ни других карательных органов и располагавшие только мудрым словом, основывающиеся только на частном авторитете, бии-ораторы были отстранены от управления казахским обществом. Этническому и общественному сознанию нашего народа этот процесс ликвидации ораторского искусства, духовной, правовой культуры нанес непоправимый урон, который отразился на всей жизни народа. В связи с этим нельзя не вспомнить высказывание крупного русского востоковеда В.В. Григорьева (XIX веко том, что казахскому праву «Жетi Жары и правосудию биев могли бы позавидовать ранее цивилизовавшиеся народы». Би как судья, суд биев как судебная власть продолжают и ныне, в условиях современного Казахстана, олицетворять высший эталон справедливости и официально используются как достойные подражания модели профессионализма и честного отношения к отправлению судебной функции. Так, для обеспечения максимальной справедливости при рассмотрении наиболее сложных уголовных дел (предусматривающих наказание в виде смертной казни, с января 2007 г. в Казахстане был введен суд с участием присяжных заседателей, который носит наименование «билер алкасы», что переводится коллегия биев». В этом выражена дань памяти великим судьям-биям — судам биев, для которых независимость, профессионализм, философское размышление, ораторство, предельная справедливость и честность были основополагающими принципами их судебной жизненной деятельности. Борьба казахского народа против жонгарской агрессии К началу XVIII в. казахи владели обширной территорией от восточного побережья Каспия на западе до Жонгарских Алатау на востоке. Южные окраины казахских земель простирались до Ташкента, а северные — охватывали Иртыш и Тобол. Для казахских улу сов, 136 разделенных в административно-территориальном плане на жузы и не имевших единого централизованного управления, первую и основную опасность представляло Жонгарское ханство, возникшее в западной части Монголии на руинах распавшейся некогда великой кочевой империи. Ойратские племена торгауыт, дорбыт, кушуыт, шорыс, оставшиеся в Жонгарии, объединились в единое государственное образование Жонгарское ханство — в середине х гг. XVII в, в первый год правления сына Хара-Хулы Хото Хучина, принявшего титул от далай-ламы Эрдэни Батур Хунтайджи (1635—1654 гг.). До этого часть ойратов продвинулась на запад, завоевывая новые земли, вернее, занимая их и перекочевывая на них. Образование Жонгарского ханства происходило как под влиянием личных качеств Батур Хунтайджи, таки под влиянием объективных процессов феодализации, подспудно развивавшихся в монгольском обществе. Предприимчивость, дальновидность Хото Хучина также сыграли свою роль в сплочении ойрат- ских племен. Образование Жонгарского ханства как централизованного и мощного государства влияло на характер казахско-жонгарских отношений. В целом эти отношения определялись соотношением сил между Жонгарским ханством и Казахским ханством. Борьба между казахами и ойратами за богатые и обильные пастбища, которые служили единственным источником существования кочевых скотоводческих обществ, шла с переменным успехом на протяжении всего XVII в. И к началу XVIII в. соперничество двух кочевых государств достигло апогея. Однако силы были неравными. Внутренняя междоусобица политической элиты казахов была главным препятствием объединения сил против внешних завоевателей. Как было сказано выше, Жангир-хан, отец Тауке-хана, провел три крупных сражения с жонгарскими войсками в 1635, 1643, 1652 годах с переменным успехом. Казахское ханство вплоть до смерти хана Тауке в 1718 году сдерживало натиск жонгарских завоевателей. После смерти хана Тауке, при правлении которого началось объединение казахских улусов и казахи владели 32 городами, снова усилились центробежные тенденции. Что касается Жонгарского ханства, то оно к этому времени было строго централизованным государством со всеми атрибутами военно-кочевой демократии, на становление которой относительное влияние оказала политика агрессии Цинской империи в отношении ойратов. Хотя известно, что крупные столкновения в XVIII веке между казахами и ойратами имели место и ранее (1708 г, 1709—1710 гг., 1717 г, самым трагичным событием для казахов стал 1723 г, сохранившийся в памяти народа как «Актабан шубырынды, Алкаколь сула- ма» — Год Великого Бедствия. Основательно подготовленное жонгарское войско во главе с ба хадуром Шуно Дабо и военачальником Амурсаной, наступая через Алатау, наголову истребили мужчин и женщин, девушек увели в плен. Застигнутые врасплох в раннюю весну, казахи Старшего и Среднего жузов, бросая скот и имущество, отступили на запад, юг и север. Многие из них расположились в местности Алкаколь. По некоторым подсчетам, в Год Великого Бедствия казахский народ потерял около 40 % своего состава. С учетом того, что к началу XVIII века население Казахстана составило примерно 2—3 млн. человек, эта цифра достигает, по крайней мере, 1 млн. жертв. Переходы в Среднюю Азию и другие места, как отмечал АИ. Левшин, влекли за собой неминуемое разорение и гибель. Судьба народов Средней Азии могла быть еще трагичнее, если бы не нашлись в казахской степи силы, способные не только остановить, но и изгнать завоевателей. Дело спасения страны взял на себя сам народ, выдвинув из своей среды выдающихся организаторов и предводителей Богенбая, Кабанбая, Тайлака, Санырыка (Саурыка), Жаныбека, Малайсары, Отегена и многих других. В отражении жон- гарской агрессии первостепенную роль сыграло осознание родоплеменной знатью и верхами политического руководства необходимости единения во имя свободы нации и независимости государства. Не последнюю роль в этом нелегком процессе политической мобилизации сил сыграли такие общественные и политические деятели, как Толе би, Казыбек би и Айтеке би. В 1726 г в местности Ордабасы близ г. Туркестана состоялось собрание представителей казахских жузов, которые приняли решение об организации народного ополчения. Главой и предводителем ополчения был избран правитель Младшего жуза Абулхаир-хан. После этого собрания ополчения трех жузов соединились и во главе с ханом Абулхаиром и батыром Богенбаем разбили жонгарские войска в междуречье Буланты-Белеуты. Битва произошла в предгорьях Улытау, в местности Карасиыр. Эта первая за многие годы крупная победа казахов над жонгарами имела моральное и стратегическое значение. Мать Анракая» привела к очищению от жонгар территории Центрального Казахстана. Местность, где произошло это сражение, получила название «Калмак кырылган» — Место, где были истреблены калмаки». Одержанная победа подняла дух народа, заставила его поверить в свои силы, в возможность победить завоевателей. Казахское ополчение перехватило инициативу и перешло в контрна- ступление. Успешному для казахов ходу войны в известной мере способствовали вспыхнувшие в Жонгарии усобицы, вызванные борьбой за ханский престол между сыновьями Цэван-Рабтана, и начавшаяся вскоре после этого третья жонгаро-цинская война. По этой причине Жонгарское ханство, подвергшееся нападению со стороны Цинской империи, вынуждено было на своих западных границах перейти к обороне. В победоносном завершении летней войны казахского народа с жонгарами важную роль сыграла Аныракайская битва. В 1729 году в 120 км к югу от оз. Балхаш в местности Аныракай(в перс каз.— плач стенание) произошла последняя крупная битва, в которой была разгромлена жонгарская армия. А оз. Алаколь возле Аныракайских гор получило название «Ит ишпес Алаколь» (впер. сказ собаки не станут пить, настолько была соленой его вода. Аныракайские горы и озеро Алаколь (Ит-Ишпес) были важными стратегическими пунктами во всей Отечественной войне 1723—1730 гг. Отсюда для казахских ополченцев должно было начаться освобождение районов Семиречья, отсюда по реке Шу был выход к Сарысу и горам Улытау. Из этой местности казахские отряды могли уходить к Каркаралинским горам. Создавалась возможность для дальнейшего освобождения казахских земель от жонгарского нашествия. Казахские войска, а это была сила в 20—25 тысяч конников, морально и физически были готовы к проведению сражения. Среди них были воины, сражавшиеся с врагом у подножия Каратау, в предгорьях Мугоджар, при Буланты-Белеуты и Улытау. В рядах ополченцев находились Толе би, батыр Койгельды. Именно отсюда пошла притча Без Толе би нет удачи, без Койгельды не бывает сражений. АИ. Левшин писало тактике казахов Набеги свои производят они большей частью ночью, нечаянно и без всякого порядка, нос удивительным стремлением и криком, имея при себе разного рода оружие. Первый ударили первая атака бывают всегда сильными, и устоять противнее нелегко. В ней совокупят они всю храбрость свою. Атака начиналась метанием копья и криками «урана». Кроме сражений на Буланты-Белеуты и Аныракае, было еще несколько военных столкновений в различных местах Сары-Арки, на берегу реки Или. Входе военных действий в конце отечественной войны у захватчиков были отбиты большие территории казахских степей районы Сырдарьи и Арыси, Улытау и Сарысу, Северное Прибалхашье, долины Таласа и Чу. Казахи продвинулись к границам реки Или. Аныракайская битва была единым звеном в наступлении казахских дружин в восточном и северном направлении и стала ключом к продвижению казахов в Семиречье, которое еще оставалось под властью жонгар. Жонгары потерпели поражение, однако вследствие вспыхнувших между казахскими ханами Абулмамбетом, Самеке и Абулхаиром разногласий по вопросу о том, кому быть старшим ханом трех жу- зов, казахи не смогли воспользоваться военными и политическими результатами этой победы и развить успех. После ухода ополчения Младшего и Среднего жузов остальные войска также разошлись. Казахский народ ценой огромных потерь и чрезвычайного напряжения сил отстоял политическую независимость и территориальную целостность, однако таки не смог входе войны возвратить захваченные Батуром Хунтайджи и Галданом Жетысу и некоторые другие земли. Последствия жонгарского вторжения в Казахстан и Среднюю Азию были трагическими. Опустели города, пришли в упадок торговля и ремесла. Оказались нарушенными традиционные циклы и маршруты перекочевок, деформирована структура экономических связей между кочевыми скотоводческими районами Казахстана и ремесленными и земледельческими центрами Средней Азии. На некоторое время часть населения Старшего жуза оказалась в зависимости от жонгарских феодалов, что еще больше ослабило экономические и политические связи казахских жузов, усилило процесс политической разобщенности в Казахстане. Были нарушены этнические границы, вызванные перемещениями племени народов, что резко осложнило международные отношения в этом регионе Азии. В тоже время, пусть и незавершенная, победа над столь грозным противником пробудила в казахском народе чувство национальной гордости, значимости, единства. И по сие время писал Я.Гавердовский,— сохраняются еще в преданиях орды (воспоминания) о храбрых героях и несчастных происшествиях того времени. Часто поседелые старики, указывая на крупные насыпи, прикрывающие прах усопших, говорили нам Здесь лежат наши батыры, погибшие на ратном поле, защищая вольность. Тут погребены целые аулы, истребленные многочисленными варварами, но, невзирая на сию жестокость, мужество не оставляло отцов наших. Облекшись в панцири, они сражались отчаянно и поле битвы оставляли часто под твердыми своими стопами Отечественная война 1723—1730 годов казахского народа против жонгарской агрессии оказалась наиболее ярким героическим событием в истории казахского государства. Народу пришлось перенести всю горечь поражений, большие потери и глубоко осмыслить происходящее. Война потребовала мобилизации всех материальных ресурсов, стойкости духа, сплочения многочисленных родов. И правильная организация отпора противнику привела к победе. |