Курс лекции Каражан. 4.Курс лекций Каражан.На рус. яз. (1). Курс лекций для студентов неисторических факультетов подготовлен коллективом кафедры новой и новейшей истории Казахстана исторического факультета
Скачать 1.03 Mb.
|
3. Коллективизация в Казахстане Долгое время партия объясняла необходимость коллективизации тем, что крестьянину-единоличнику не по силам было приобрести современную технику для обработки земли. Но даже если бы он ее приобрел, эксплуатация ее была бы невыгодна. На самом же деле коллективизация, как и индустриализация, была тесно связана с претворением в жизнь идеологических установок партии. По мнению большевиков, крестьяне, не использующие наемных работников, могли стать союзниками рабочего класса (но, естественно, на вторых ролях. Для этого им необходимо было, во-первых, изжить пережитки мелкобуржуазной психологии — отказаться от собственности на землю. Во-вторых,— организоваться в коммуны, что было необходимо для строительства коммунизма. Достичь этих целей можно было при проведении массовой коллективизации. В-третьих, аграрная политика партии должна была привести к получению и изъятию огромного количества сельскохозяйственной продукции, которую можно было отправить на Запад (прежде всего в Германию, в обмен на станки, столь необходимые для индустриализации, для производства оружия, необходимого для победы мировой революции Вопрос о путях развития сельского хозяйства СССР обсуждался на Х съезде BKП(б) (2—19 декабря 1927 г. Исходя из главных принципов ленинского кооперативного плана, съезд взял курс накол- лективизацию сельского хозяйства. В подготовке условий для массовой коллективизации важная роль отводилась совхозам. Именно они воплощали ту модель сельскохозяйственного предприятия, которую большевики хотели насадить повсюду, так как именно в совхозах крестьяне были наиболее отчуждены от результатов своего труда. Благодаря наличию громадных земельных площадей, Казахстан должен был стать одной из крупных баз совхозного строительства в СССР. В 1927/28 хозяйственном году здесь было 18 совхозов, в 1928/29—30, в 1929/30—98 совхозов. Новые зерновые совхозы — «Федоровский», «Карабалыкский» и «Кен-Аральский» в Кустанайском округе и «Чаглинский» в Петропавловском будучи еще в стадии организации, в 1929 г. засеяли десятки тысяч гектаров земли. В 1928 году было принято решение о создании фонда кооперирования и коллективизации деревенской и аульной бедноты при Казахском обществе сельскохозяйственного кредита. При Казсельхозбанке был образован фонд кооперирования и коллективизации деревенской бедноты. Беднота освобождалась от сельскохозяйственного налога, обеспечивалась на льготных условиях семенными материалами, обслуживалась прокатными пунктами и ремонтными мастерскими, получала также льготы по контрактации и по землеустройству. Весной 1929 г. состоялся Первый съезд колхозников Казахстана, который обсудил задачи колхозного строительства, принял решение об организации Казкрайколхозсоюза. В соответствии с графиком ряд районов страны подлежал сплошной коллективизации уже к осени 1930 га другие зерновые районы должны были быть полностью коллективизированы на год позже. Казахстан был отнесен к той группе, где коллективизацию предполагалось в основном завершить весной 1932 г. (за исключением кочевых и полукочевых районов. Но партийные и советские органы решили опередить даже эти форсированные сроки. В осуществлении планов партия задействовала все ресурсы, в том числе так называемых «двадцатипятитысячников» — рабочих из промышленных центров. Как правило, эти новые мобилизованные рекомендовались на посты председателей организуемых колхозов. Большинство из 25- тысячников прибыло в Казахстан весной 1930 г. Их было более 1200 человек. Целыми бригадами прибывших рабочих отправляли по центрам округов, где они вливались в уже существовавшие штабы коллективизации, состоящие из местных партийных руководителей, милиционеров, начальников гарнизонов и ответственных работников ОГПУ. Штабам вменялось в обязанность следить за неукоснительным выполнением графика коллективизации, установленного местным партийным комитетом к определенному числу требовалось коллективизировать заданный процент хозяйств. Члены отрядов разъезжались по деревням, созывали общее собрание и, перемежая угрозы всякого рода посулами, применяя различные способы давления (аресты зачинщиков, прекращение продовольственного и промтоварного снабжения, пытались склонить крестьян к вступлению в колхоз. Если только незначительная часть крестьян, поддавшись на уговоры и угрозы, записывалась в колхоз, то коллективизированным на 100%» объявлялось все село. В результате такой работы число колхозов в республике в течение девяти месяцев 1929 г. увеличилось с 2315 до 4348, крестьянские хозяйства, вовлеченные в колхозы, увеличились с 23 тысяч до 66 тысяч. Посевная площадь колхозов увеличилась со 120 тыс. га до 370 тыс. ЦК ВКП(б) в постановлении от 5 января 1930 г. О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству отметил факт массового поворота трудящегося крестьянства к колхозному строю. Однако входе коллективизации проявилось недовольство крестьян. В этих условиях Сталин поспешил откреститься от негативных явлений коллективизации. В статье Головокружение от успехов, появившейся 2 марта 1930 гон осудил многочисленные случаи нарушения принципа добровольности при организации колхозов, чиновничье декретирование колхозного движения. Вся ответственность за допущенные ошибки возлагалась на местное руководство. Начался массовый выход крестьян из колхозов. В 1930 году 14 марта ЦК ВКП(б) принял постановление Об искривлении партлинии в колхозном движении. На основе этого постановления развернулась борьба за исправление ошибок и перегибов в колхозном строительстве, что привело к некоторому оживлению колхозного движения. 30 мая — 6 июня 1930 г. состоялась VII Всеказахстанская партийная конференция. Она отметила, что если в октябре 1929 г. колхозы республики объединяли 6,9 % всех крестьянских хозяйств, ток маю 1930 г. 20—30 %. Только с 10 по 20 сентября 1930 г. в Казахстане было принято в колхозы 10,5 тыс. хозяйств. В 1930 г. в Казахстане уже работали 32 машинно-тракторные станции, обслуживавшие 307 колхозов. В зерновых районах к 1 декабря 1930 г. было коллективизировано уже 40,6% крестьянских хозяйств. В животноводческих районах колхозное строительство шло медленнее, к 1 декабря 1930 г. здесь было коллективизировано 24,5% хозяйств. Посевная площадь колхозов увеличилась с 378,6 тыс. гав г. дога в 1930 га удельный 286 вес посевных площадей социалистического сектора достиг 58 про- центов. В июне 1931 г. собрался второй съезд колхозников Казахстана. В резолюции съезда отмечалось, что развертывание коллективизации в Казахстане означает ускорение социалистической переделки аула и реконструкции его хозяйства, ускорение перехода кочевого и полукочевого населения на оседлость, ускорение ликвидации родовых пережитков, подъем культуры и улучшение материального положения трудовых масс. К октябрю 1931 г. было коллективизировано около 65% всех хозяйств. К началу осени 1931 г. в республике насчитывалось 78 районов (из 122), где коллективизацией было охвачено от 70 до 100 % дворов. Причиной отмеченного выше колхозного взрыва послужила не крестьянская инициатива. Здесь прямо сказывались методы откровенного давления. Нарушения принципа добровольности и элементарной законности приняли повсеместный характер. На сельских сходах вопрос о вступлении в колхоз ставился в форме Кто против коллективизации. В случаях, если крестьянство не проявляло доброй воли и не спешило избавиться от буржуазной частной собственности, к нему применялись разнообразные воспитательные меры — ложные расстрелы, купание в ледяной проруби и т.д. Распространенными являлись и такие приемы принуждения, как лишение избирательных прав, угроза выселения за пределы района проживания, превентивный арест. Сплошная коллективизация сельского хозяйства вела к ликвидации кулачества и байства как класса. К этой политике партия перешла в конце 1929 г. Был снят запрет с раскулачивания, разрешалось крестьянам конфисковать у кулачества скот, машины и другой инвентарь в пользу колхозов. В районах сплошной коллективизации Казахстана создавались комиссии по раскулачиванию. Ликвидация кулачества и байства как класса проводилась во всех районах сплошной коллективизации сельского хозяйства республики. Кулацко-байские хозяйства были разделены натри категории. Первую составляли кулаки и баи, подлежавшие выселению за пределы Казахстана, вторую — подлежавшие выселению за пределы данного округа, третью — за пределы данного района. К концу января 1930 г. в 60 районах республики закончилась ликвидация 3123 кулацко-байских хозяйств, имущество которых перешло в основном колхозам. Сильнейшим ударом по крестьянству была кампания по заготовке сельхозпродукции и силовая налоговая политика. Теперь отказ от выполнения повинностей рассматривался как уголовное преступление. В казахском ауле кампания по заготовкам скота больше напоминала акции времен военного коммунизма. Задания по сдаче скота завышались. К примеру, Балхашский район, располагавший стадом в 183 тыс. голов скота, получил разверстку на 300 тысяч единиц. Входе заготовок были проведены масштабные антикрестьянские репрессии. По неполным данным, в этот период к административно- уголовной ответственности были привлечены 56498 крестьян, из них 34121 осуждены. С 1 октября 1928 по 1 декабря 1929 г. по судебной линии было приговорено к расстрелу 125 человека по линии ГПУ расстреляно 152. Крестьяне под угрозой коллективизации вынуждены были забивать скот (поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на четверть в период между 1928—1930 гг.). Нехватка семян и весеннего сева, вызванная конфискацией зерна, предвещала катастрофические последствия. Эта катастрофа стала неизбежной в связи стем, что в Казахстане коллективизация кочевых хозяйств сопровождалась насильственным оседанием. После победы Октябрьской революции переход казахского кочевого населения к оседлости все усиливался, что объясняется, прежде всего, растущим обнищанием кочевников. Но большинство (до 75 проц.) продолжало вести кочевой или полукочевой образ жизни. В январе 1930 г. при Совете Народных Комиссаров КАССР был создан Республиканский комитет оседания. Решения комитета были обязательны для всех республиканских учреждений. 16 февраля 1930 г. СНК СССР обязал СНК РСФСР и НКЗ СССР широко проводить землеустройство и другие мероприятия, обеспечивающие оседание казахского населения исходя из необходимости совмещения коллективизации кочевого и полукочевого населения с переходом его к оседлости. Оседание началось одновременно в 34 районах Алма-Атинского, Сырдарьинского, Актюбинского, Гурьевского, Кустанайского, Павлодарского, Петропавловского, Семипалатинского и Каркаралинского округов. На расходы, связанные с оседанием этих хозяйств, в 1930 г. было отпущено 8303 тыс. руб. В августе 1931 г. крайком партии поставил перед животноводческими районами задачу выйти на линию более высоких темпов коллективизации и дал установку основной формой колхозного движения в ауле, за исключением районов особо отсталых, еще сохранивших исключительно кочевое хозяйство с большим расстоянием кочевок, считать животноводческую сельскохозяйственную артель. В сентябре того же года оговорка насчет отсталых районов была снята. ТОЗы в животноводческих районах стали переводиться форсированными темпами на Устав сельскохозяйственной артели. Из 2771 ТОЗа, числившегося в 60 животноводческих районах на 1 августа 1931 г, 2459 были поспешно преобразованы в артели, организовали даже 28 коммуна ТОЗов осталось всего лишь Во многих кочевых и полукочевых аулах, не перешедших еще на оседлость, ТОЗы преобразовались в артели без согласования с членами товариществ, без создания соответствующей материальной базы. Номадов вместе сих скотом концентрировали водном месте, что противоречило основному принципу кочевого скотоводства — дисперсности. Юрты расставляли в одну линию, добиваясь некоего подобия улиц. Людям запрещалось перегонять скот на пастбища. Поскольку кампания началась без какой-либо подготовки, для скота небыли созданы запасы сена. Поев траву вокруг вновь образованных сел, скот начал голодать. Начался падеж скота. Концентрация огромного количества животных водном месте приводила к эпизоотии. Вокруг аулов высились горы гниющего мяса. Вскоре начался массовый голод. Повсеместно были зафиксированы случаи канниба- лизма. Методы проведения коллективизации вынудили крестьян вновь взяться за оружие. В ряде районов вспыхнули бунты и восстания. В 1929—1931 гг. в Казахстане имело место 372 восстания, в которые было вовлечено ок.80 тыс. человек. Многие скотоводы, спасаясь от голодной смерти, уходили за пределы республики. И.Эренбург писало массовом притоке казахов в район Магнитки. Казахи доходили до районов Крайнего Севера, Дальнего Востока, Северного Кавказа. Многие из них бежали в Китай. Только сначала г. до середины 1931 г. откочевало 1130 тыс. человек. За участие в крупных восстаниях и волнениях в 1929—1931 гг. только органами ОГПУ осуждено 5551 человек, из которых 883 расстреляно. Голод, связанный с оседанием и коллективизацией, стал одной из самых трагических страниц истории казахского народа. От голода и связанных с ним эпидемий, а также постоянно высокого уровня естественной смертности казахский народ потерял 2 млн. 200 тыс. человек, те. около 50% (называются и другие цифры — 1 млн тыс. или 42%). Зарубежные авторы говорят о том, что ХХ столетие омрачено тремя этническими трагедиями — армянской в 1915 г, еврейской в годы второй мировой войны (Холокост) и казахской вовремя коллективизации. К 1932 году в оседло-земледельческих районах республики коллективизация сельского хозяйства в основном была завершена. Несмотря на увеличение посевных площадей, валовой сбор зерна не только не увеличился, но, наоборот сократился примерно в 1,5 раза, урожайность упала за те же годы с 9,2 ц/га до 4,3. В течение первой пятилетки удельный вес Казахстана в общесоюзном производстве товарного зерна уменьшился примерно с 9 до 3 %. Во многом причиной этого явилось появившееся безразличие, порожденное отчуждением крестьянина от земли и превращением его в наемного исполнителя воли начальства. Животноводство понесло беспрецедентный урон. Если в г. в республике насчитывалось 6509 тыс. голов крупного рогатого скота, тов г. из них осталось всего 965 тыс. Из 18566 тыс. овец (1928 г) в 1932 г. осталось 1386 тыс. Из 3516 тыс. конского поголовья фактически выбыло 3200 тыс. Практически перестала существовать такая отрасль как верблюдоводство. Кг. осталось всего 63 тыс. верблюдов, тогда как в 1928 г. их насчитывалось 1942 тыс. голов. За пять лет государству удалось провести блестящую операцию по вымогательству сельхозпродукции, покупая ее по смехотворно низким ценам, едва покрывавшим 20% себестоимости. Эта операция принесла государству огромные деньги, обеспечившие успех создания самой огромной в мире военной промышленности сентября 1932 г. ЦК ВКП(б) принял специальное постановление о сельском хозяйстве ив частности, о животноводстве Казахстана. Формой производственной кооперации, наиболее соответствовавшей условиям жизни и быта аула, было признано товарищество по совместной обработке (ТОЗ-ы) земли и косьбе. Все хозяйства животноводческих районов освобождались на два года от государственных налогов и обязательных платежей, с них списали всю задолженность запрошлые годы. В Казахстан направлялась продовольственная помощь и семенная ссуда. Кочевыми полукочевым хозяйствам государство выдало 2 млн. пудов зерна. Но, несмотря на такие меры со стороны государства, само государство опять-таки нацеливало хозяйства на выполнение пятилетнего плана. Выдвинут лозунг Выполним пятилетку в четыре года. Для более сглаженной работы коммунистов аула усилили работу по подбору и воспитанию колхозных кадров. Были созданы МТС, а при них политотделы 290 В феврале 1933 года в Москве состоялся первый Всесоюзный съезд колхозников-ударников. В июле в Казахстане собрались на свой съезд колхозники-ударники. В 1934 году политотделы, как выполнившие свои функции, были преобразованы в обычные партийные организации и слиты с райкомами партии. Оседание кочевых и полукочевых хозяйств в основном было завершено к 1935 году. Всего к оседлости было переведено 540 тысяч хозяйств. Из них около 400 тысяч объединились в колхозы. Более 100 тысяч кочевников влились в ряды рабочего класса. Второй всесоюзный съезд колхозников-ударников, состоявшийся в феврале 1935 года, принял примерный Устав сельхозартели. Устав определил принципы организации и ведения колхозного производства, права и обязанности членов артели. На основе устава сельхозартели колхозы получили акты на вечное землепользование. В 1935—1937 годы государственные акты получили 5036 сельхозартелей. К 1 июля 1937 года в республике сельхозартели объединяли 97,5% единоличных хозяйств. Таким образом, советская власть к середине х годов завершает объединение единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства. Коллективизация проводилась насильственными методами. Нарушены были такие принципы как добровольность, обобществление собственности. Все это сопровождалось небывалым широким применением принудительных мер, которые содействовали усилению командно-административного характера режима. Лишенные всех прав, самостоятельности и всякой инициативы, колхозы были обречены на застой. A колхозники, в ответ на метод принуждения работали все хуже. 4. Общественно-политическая жизнь В общественной жизни республики в данный период происходили те же процессы, что и по всей стране. Также как и сфера производства, общественная жизнь была подчинена одной цели — реализации в жизнь идеологических установок партии. Именно в этот период начинает складываться командно-административная система, основанная на диктате одной партии. Большое значение в политической жизни края, национально- государственном строительстве имел ряд декретов. В 1921 году 7 февраля Казахстанский земельный комитет принял декрет. По нему казахам возвращаются свободные участки в губерниях Семипалатинской, Акмолинской, Тургайской и Уральской. Здесь указывалось, что если даже земли были изъяты до 1917 года у казахов и небыли заселены крестьянами, надлежит возврату казахскому населению. 19 апреля 1921 года ЦИК КАССР издал декрет. Поэтому декрету были возвращены казахам отобранные царским правительством земли в пользу Уральского (левобережье реки Урал) и Сибирского (десятиверстная полоса по реке Иртыш) казачьих войск. Одновременно проводилась земельно-водная реформа в Семиречье и Южном Казахстане. После установления Советской власти подавляющее большинство беженцев, после подавления восстания 1916 г, скрывавшихся от карателей в Восточном Туркестане, вернулось на родину и получило землю. Однако положение возвратившихся, а также основной массы беднейшего казахского населения продолжало оставаться очень тяжелым. Верхушка семиреченского казачества, кулаки всячески препятствовали возвращению беженцам земли, награбленного скота и имущества, восстановлению традиционных маршрутов кочевий. 5—10 января 1924 г. состоялся II съезд Советов Казахской АССР. 8—9 января съезд обсудил проект Конституции Казахской АССР. Конституция провозгласила, что Казахская Автономная Советская Социалистическая Республика входит в РСФСР ив ее составе в СССР. Главной целью она объявила построение социалистического общества. После XII съезда РКП(б) партийные и советские органы среднеазиатских республик обратились в ЦК РКП(б) с просьбой рассмотреть вопрос о проведении национально-территориального размежевания Средней Азии. Входе всенародного обсуждения национально-территориального размежевания Туркестанской АССР каракалпакские трудящиеся высказались за объединение с каракалпаками Ходжейлинской области Хорезмской республики, за создание Каракалпакской автономной области в составе Казахской АССР сентября 1924 г. III Чрезвычайная сессия ТуркЦИК приняла постановление о национально-государственном размежевании Туркестанской Советской Социалистической Республики. В нем говорилось Во исполнение выраженной всеобщей воли рабочих и дехканских масс киргизского (казахскогo) народа, предоставить право киргизскому (казахскому) народу выйти из состава ТАССР, в целях объединения киргизских (казахских) областей ТАССР с Киргизской (Казахской) Автономной Советской Социалистической Республикой. 292 В результате национально-территориального размежевания большая часть бывшей Семиреченской и Сырдарьинской областей Туркестанской АССР отошла к Казахской АССР. Территория Казахской АССР увеличилась почти на 700 тыс. квадратных километров, те. на одну третьи составила 2,7 млн. квадратных километров, а население возросло на 1468 тыс. человек, его общая численность достигла 5230 тыс. человек апреля 1925 г. Президиум ВЦИК принял постановление о выделении Оренбургской губернии из состава Казахской АССР. Перестройка административного деления Казахской АССР завершилась к началу 1925 г. 9 февраля 1925 г. ЦИК Казахской АССР решил перевести столицу из Оренбурга в Ак-Мечеть. 15—19 апреля 1925 г. в новой столице республики состоялся V съезд Советов Казахстана. Съезд восстановил исторически верное название народа — казахи и переименовал Киргизскую АССР в Казахскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. Одновременно съезд изменил название новой столицы республики. Город Ак-Мечеть (быв. Перовск) был переименован в Кзыл-Орду. 1—7 декабря 1925 г. состоялась V краевая партийная конференция. Конференция избрала краевой комитет, который в свою очередь первым секретарем крайкома избрал Ф.И.Голощекина, направленного на этот пост ЦК РКП(б). Находясь на этом посту, Голощекин проводил в жизнь политику партии, и благодаря его деятельности, в истории казахского народа была написана одна из самых трагических страниц. Крутому изменению в обществено-политической жизни республики дало решение V краевой партконференции (1925 го совети- зации аула. Идея заключалась в том, что Советская власть еще слаба в казахском ауле. Тем самым была создана идеологическая база для проведения Малого Октября в республике. Реализация идеи привела к неслыханным бедствиями трагедии казахского народа в период массовой коллективизации и массовых репрессий. Одним из важных элементов укреплявшейся командно- административной системы стала борьба с инакомыслием. Сталин создавал образ врага, прокравшегося вовсе эшелоны власти. Неудивительно, что в число врагов попадали не только бывшие члены различных, ликвидированных коммунистами партийно и собственно коммунисты. Под различными предлогами из Казахстана были удалены в 1927—1929 гг. видные государственные и общественные деятели Н.Нурмаков, Т.Рыскулов, С.Ходжанов, М.Мурзагалиев. Были сняты с руководящих постов председатель КазЦИК Ж.Мунбаев, нарком просвещения С.Садвакасов, нарком земледелия Ж.Султанбеков и др. Большая часть ответственных работников-казахов была обвинена в групповой борьбе. В письмах Сталину, Молотову и Кагановичу Н. Ежов доносило том, что все национальные кадры, все казахские коммунисты заражены национал-уклонизмом и группировочной борьбой, что среди них нет здоровых партийных сил. В конце х — начале х годов кризис в развитии страны обостряется. В качестве стрелочника видят работу неких подрывных антисоветских элементов и подпольных организаций. Разгром троцкистской оппозиции в центре стимулировал процесс подавления инакомыслия на местах. Одна из волн политических репрессий смела участников движения «Алаш», в том числе А.Байтурсынова, М.Дулатова, М.Жумабаева, Ж.Аймаутова, М.Тынышпаева, А.Мурта- зина и других. В 1932 г. в Семипалатинске, Абралинском, Чингистауском и Кувском районах Семипалатинской области был раскрыт филиал несуществующей подпольной крестьянской партии Казахстана с центром в Алма-Ате. Но, несмотря на многочисленные и широкомасштабные крестьянские выступления, несмотря на массовую гибель людей от голода, это фальсифицированное дело не приобрело широкого размаха. Было привлечено к уголовной ответственности более 20 человек. В 1933 г. на территории Кармакчинского района Кзыл-Ординской области была раскрыта и ликвидирована байско- националистическая контрреволюционная организация «Джайлас», по делу которой к уголовной ответственности привлекалось 53 человека из них было расстреляно. В обстановке шпиономании, страха и истерии проходило обсуждение проекта новой Конституции СССР. 5 декабря 1936 гона была принята. Конституция провозгласила построение социализма в стране. Новая Конституция СССР законодательно оформила создание новых союзных республик, непосредственно входящих в состав СССР. Образованный первоначально из четырех союзных республик, Советский Союз кг. состоял уже из семи республик. Новая Конституция предусматривала увеличение числа союзных республик до одиннадцати. Была упразднена Закавказская Федерация. Азербайджанская, Армянская, Грузинская республики, входившие раньше в ЗСФСР, теперь вошли непосредственно в состав СССР. Казахская и Киргизская автономные республики были преобразованы в союзные республики 294 Изменение статуса республики потребовало разработки новой Конституции Казахской ССР. 3 февраля 1937 г. проект конституции был одобрен Президиумом КазЦИКа. 21—26 марта 1937 г. в Алма-Ате состоялся Чрезвычайный Х съезд Советов Казахстана. 26 марта 1937 г. съезд утвердил Конституцию Казахской ССР. Конституция провозгласила, что Казахская Советская Социалистическая Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, и ее политическую основу составляют Советы депутатов трудящихся, которым принадлежит вся власть в Казахстане. Экономическую основу Казахской ССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, которая существует в двух формах государственной (всенародной) и колхозно-кооперативной. Высшим органом государственной власти республики является Верховный Совет Казахской ССР, который избирается сроком на четыре года. Верховный Совет избирает свой Президиум и образует правительство республики — Совет Народных Комиссаров. В Конституции была установлена целостность территории республики. Каждый гражданин Казахской ССР является гражданином СССР. За республиканской партийной организацией была закреплена руководящая роль во всех общественных и государственных организациях. То есть, несмотря на демагогическое провозглашение свобод, конституция закрепляла однопартийную систему и являлась основой командно-административной системы. 12 декабря 1937 г. состоялись выборы в Верховный Совет СССР. В Казахстане участие в выборах приняли 96,9 проц. избирателей, из них за кандидатов блока коммунистов и беспартийных голосовало по выборам в Совет Союза 99,4 проц., в Совет национальностей — 98,7 проц. Всего было избрано 44 депутата, из них 26 казахов. Эти выборы совпали с пиком сталинских репрессий. Сами массовые репрессии были одним из элементов тоталитарной системы. Проводя их, система решала несколько задач. Первая — подавление инакомыслия. Сталин выдвигает идею, что с построением социализма классовая борьба обостряется. На подавление классового врага направляется вся мощь силовых структур. Но помимо армии ими- лиции, уже в годы гражданской войны и после ее окончания, создаются специальные органы. Одним из них было Особое совещание (ОСО), имевшее право высылок, ссылок, заключения в концлагеря. Появились тройки, позднее двойки, имевшие право выносить приговоры по первой и второй категориям, причем решения попер- вой категории (то есть о расстреле) должны были приводиться вис- полнение немедленно. Такое положение как презумпция невиновности объявлялось буржуазным излишеством и отменялось. Вторая задача — получение как можно более дешевой продукции, диктовалась как неэффективностью социалистической экономики, таки идеологией государства. Причиной неэффективности экономики было то, что труженик, отлученный от результатов своего труда, лишался стимула для работы. Поэтому вход была пущена политика кнута и пряника. Кнут — различного рода наказания, от выговора до расстрела. Пряник — грамоты, звания, ордена и медали. Крестьяне, составлявшие подавляющее большинство населения страны, были согнаны в колхозы (тем самым они подпадали под контроль) и лишались элементарных прав. Они не имели паспортов, что превращало их в крепостных, лишенных возможности покинуть село. Накануне войны были приняты указы, по сути превращающие в рабов рабочих и служащих. Им запрещалось менять место работы. Увеличился рабочий день. Предприятия перешли на семидневную рабочую неделю. За опоздание на несколько минут следовал арест. Аресты были поставлены на поток, тройки едва справлялись с работой. Все эти меры позволили наполнить бесплатной рабочей силой многочисленные лагеря ГУЛАГа, широкой сетью покрывшие страну. Первые концентрационные лагеря появились еще в гражданскую войну. Наиболее широкое распространение они получили в связи с решением задачи подготовки к войне, то есть в период коллективизации и индустриализации. В 1930 г. был создан Карагандинский лагерь. Он занимал территорию Тельманского, Жанааркинского и Нуринского районов Карагандинской области. Кг. территория лагеря занимала 1780650 гектаров в двух массивах. Она была разграничена на 19 отделений, запасной фонд и сельскохозяйственную опытную станцию. Контингент заключенных составлял 37000 человек. Кроме того, здесь было 980 детей заключенных в возрасте до четырех лет. Помимо Карагандинского, существовали и другие концлагеря — Степной, Песчаный, Луговой, Дальний и печально известный АЛЖИР. Создание лагерей имело как экономическую, таки идеологическую цели. Используя бесплатный часовой труд заключенных женщин и детей, партия должна была показать всему миру, что в стране, где отсутствует эксплуатация трудящихся, рабочие и крестьяне с энтузиазмом строят социализм, добиваясь невиданных успехов. Для выполнения этой задачи в лагеря были привезены самые трудолюбивые крестьяне — кулаки, хорошие специалисты сельского хозяйства, ученые. В Карлаге в заключении находился известный селекционер, в последующем академики дважды Герой социалистического труда В.Пустовойт. За успехи в животноводстве по выведению новой породы крупного рогатого скота заключенная А.Ланина стала лауреатом Сталинской премии, хотя и продолжала оставаться влаге- ре. Для того чтобы успехи были более впечатляющими, лагеря снабжались сельхозтехникой в первую очередь. К примеру, из 114 комбайнов, имевшихся на территории Карагандинской области в 1940 г, 92 были в Карлаге. Здесь же было более половины всего тракторного и автомобильного парка. Из Германии и Голландии сюда был завезен племенной скот. Карлаг ежегодно демонстрировал преимущества социалистического хозяйства на всесоюзных выставках достижения народного хозяйства (небывалых размеров картофель, овощи, фрукты. На территории Акмолинской области функционировал Акмо- линский лагерь жен изменников родины (АЛЖИР, в котором отбывали срок жены и дочери, известных в стране государственных общественных деятелей. Самих этих людей, как правило, в лагеря не заключали, а расстреливали. Многие из них покоятся в братской могиле у поселка Жаналык, неподалеку от Алматы. Жертвами репрессий стали практически все руководящие партийные и советские работники республики. Для придания легитимности проводимым арестам была придумана версия о том, что национал- фашисты хотели отделить Казахстан от СССР и отдать его под протекторат Японии, асами они являются японо-германскими шпионами. В 1937—1938гг. на основе таких обвинений были репрессированы видные государственые и общественные деятели Казахстана — Т.Рыскулов, Н.Нурмаков, С.Ходжанов, У.Кулумбетов, У.Исаев, У.Джандосов и многие другие. Невосполнимую потерю понесла наука и культура Казахстана. Жертвами репрессий стали С.Сейфуллин, И.Джансугуров, Б.Майлин, С.Асфендияров, М.Жолдыбаев, К.Жу- банов, Ж.Шанин и другие. По аналогии с судебными процессами, происходившими в центре, в Казахстане организовывались судебные заседания. Подсудимые, к которым входе следствия применялись пытки — меры физического воздействия, ночные допросы, направление яркого света в глаза, угрозы и т.д., признавались во всех немыслимых грехах. В 1937 г. открытые процессы проводились в Урджарском, Пресновском и других районах республики. Широко освещался и получил большой резонанс судебный процесс над руководящими партийно-советскими работниками бывшего Каркаралинского округа А.Асылбековым, Н.Нурсеитовым, М.Гатаулиным и другими, состоявшийся в ноябре 1937 г. в Караганде. Однако судьбы основной массы врагов народа решались на заседаниях тройки Военной коллегии Верховного Суда СССР. Еще одной чертой, характеризующей сталинские суды, была отмена буржуазной презумпции невиновности, которую выдающийся писатель Ю. Домбровский, сосланный в Алма-Ату, метко назвал факультетом ненужных вещей. Репрессивная машина набирала ход. Накануне войны начал осуществляться эксперимент по превращению в крепостных целых народов. Первыми жертвами стали корейцы, которые были высланы с Дальнего Востока в засушливые районы Казахстана и Узбекистана. Репрессии уничтожили цвет казахской творческой интеллигенции, воспитанной на гуманистических традициях прошлых поколений. Собственно уничтожение прошлой культуры и ее носителей являлось одной из целей партии. «Патриархально-феодальная культура должна была быть заменена новой — пролетарской. Новое поколение строителей социализма должно было быть оторвано от старой культуры. В этих целях арабский алфавит, которым пользовались народы Средней Азии и Казахстана в течение ряда веков и было создано много произведений, был заменен в конце х годов на латинский, а затем на кириллицу. В Казахстане, как и во всей стране, продолжалась перестройка общеобразовательной школы. Политика в области образования в целом сводилась к нескольким основным моментам. Грамотность должна была стать доступной. С этой целью открывались школы, пункты по ликвидации неграмотности и т.д. Но обучение в школе было подчинено идеологическим установкам партии. Школа непросто отделялась от церкви здесь проводилась активная атеистическая работа. Обучение в школе должно было формировать у учеников убеждение в том, что учение Ленина-Сталина является единственно верными безальтернативным. В Казахстане проводилась работа по ликвидации неграмотности взрослого населения. Темпы ликвидации неграмотности в Казахстане впервой пятилетке были высокими, но окончательно ликвидировать 298 ее в республике удалось несколько позднее, чем в других районах СССР. Если, например, в Центрально-Черноземной области РСФСР в 1932 г. грамотность населения достигла 97 проц., тов Казахстане — 42 процентов. Взамен стало создаваться классовое искусство, основанное на социалистическом реализме. В е годы партия приняла ряд постановлений, регулирующих деятельность писателей и поэтов. Партия поддерживала творчество тех деятелей искусства, которые в своем творчестве отражали героический труд простых тружеников, воспевали мудрость и победы партии и Сталина. Творчество дореволюционных писателей и поэтов подвергалось ревизии. Из творческого наследия отбирались отдельные образцы. На наследие деятелей культуры, многие из которых входили в «Алаш» или были близки к нему, ставилось табу (М.Дулатов, Шакарим и др. Запретным становилось и творчество тех, кто признавался врагом народа (И.Джансугуров, С.Сейфуллин). В формировании новой идентичности огромное значение придавалось истории. Поэтому Сталин лично редактировал Краткий курс истории ВКП(б)», который должен был стать образцом для написания всех учебников, в том числе и по национальной истории. Поэтому она подверглась грубейшей фальсификации. История народа подменялась на историю классовой борьбы. Любое событие оценивалось сточки зрения теории классов. В создании новой социалистической идентичности партия большое значение придавала развитию ее различных атрибутов в сфере культуры. Под ее неослабным вниманием и постоянным прессингом находились создаваемые театры, научные учреждения и высшие учебные заведения. Все они должны были внедрять в сознание масс партийную идеологию. Так, в 1928 г. был открыт Казахский педагогический институт, в 1934 г. Казахский государственный университет и Казахский сельскохозяйственный институт. Был создан Казахский филиал АН СССР. К началу войны число техникумов достигло 120, а театров превысило 20. 13 января 1926 г. состоялось торжественное открытие первого казахского профессионального театра. Труппа поставила отрывок из пьесы М.Ауэзова «Енлик-Кебек». Формирующаяся новая культура должна была также вытеснить культуру старую. Поэтому многие народные традиции, обычаи не включались в структуру формирующейся казахской социалистической культуры. В первую очередь это относится к календарному празднику Наурыз, игравшему в культуре казахов и их предков огромную роль. Этот праздник рассматривался как религиозный. Древние обряды жизненного цикла, подвергшиеся некоторой исламизации (у казахов, уйгуров, татар и др, христианизации (у русских, украинцев) также признавались реакционными. Вместо них формировалась новая социалистическая обрядность (красные свадьбы, красные похороны и т.д.). Следует отметить, что некоторые элементы традиционной культуры включались в культуру социалистическую. Правда, при этом они теряли первоначальную природу и фактически трансформировались в новое качество. К таким элементам относятся айтысы. В х годах акыны в своих импрови- заторских песнях выражали чувство огромной благодарности партии и лично Сталину за преобразования в стране. Искусство в е годы подчинялось все той же глобальной задаче — подготовке масс к борьбе за идею мировой революции, освобождение рабочего человека от эксплуатации. Кроме того, кино должно было отражать великие перемены в области строительства социализма. Особенно показательно в этом отношении киноискусство, поскольку оно в силу своей зрелищности могло непосредственно воздействовать на человека. Первые документальные ленты, снятые в Казахстане, запечатлели внедрение изобретенных традиций — празднование 1 Мая иго- довщины Октября. Эти фильмы призывали трудящихся к активному участию в проводимых большевистской партией мероприятиях. Так, киноочерк Кооперация в ауле показывает преимущества кооперативной торговли на селе, агитирует зрителей стать пайщиками потребительской кооперации. Киножурнал «Қызыл əскер» прямым текстом призывает молодежь овладевать военным мастерством и т.д. Таким образом, киноискусство, как и другие виды творчества, формируя предвоенную атмосферу, начинает выполнять заказ партии, полностью подчиняясь ее диктату. Общественно-политическая мысль, независимая от партийного диктата получила некоторое развитие за рубежом. В частности, один из лидеров «Алаш» Мустафа Чокаев, находясь в изгнании, наряду с осетином Ахметом Цаликовым, был признан неоспоримым лидером мусульманской эмиграции. Он издавал два крупных журнала Новый Туркестан в Стамбуле, ежемесячно, с июля 1927 г. по сентябрь г, Молодой Туркестан — в Берлине, 1929—1939 гг. В тоже время он регулярно сотрудничал с другими изданиями — журналом Королевского Центрально-Азиатского общества Азиатский обзор. В тоже время М.Чокаев также находился в плену созданной им идеи о формировании туркестанского государства и нации. 300 Таким образом, в общественно-политической жизни страны мы наблюдаем те же явления, что ив других сферах. Она была подчинена единственной цели-подготовке к мировой революции. Для этого формировались и организационно оформлялись социалистические нации. Эта цель потребовала уничтожения (в том числе и физического) и выразителей интересов народа, носителей культурных традиций. Уничтожалась и сама культура. Взамен этого изобретались на новой основе (в том числе и графической — сначала латиницы, аза- тем кириллицы) социалистические обычаи и традиции. Тема КАЗАХСТАН В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙН |