Главная страница

ИМ Полит. Краткий курс лекций. Курс лекций для всех специальностей Бобруйск, 2013 удк 32 ббк 66. 01 Н 51 Печатается в авторской редакции


Скачать 0.87 Mb.
НазваниеКурс лекций для всех специальностей Бобруйск, 2013 удк 32 ббк 66. 01 Н 51 Печатается в авторской редакции
АнкорИМ Полит. Краткий курс лекций.doc
Дата21.09.2017
Размер0.87 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИМ Полит. Краткий курс лекций.doc
ТипКурс лекций
#8905
страница11 из 12
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



Государственный герб Республики Беларусь – представляет собой зеленый контур нашей страны, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Выше контура помещена пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых ржаных колосьев, переплетенных справа цветами клевера, слева – льна. Колосья обвиты красно-зеленой лентой, на которой внизу помещена надпись золотом: «Рэспублiка Беларусь». Родословная белорусского герба связана с гербом БССР.

Однако в нем есть весьма существенные отличия, отражающие тот важнейший исторический факт, что суверенная Республика Беларусь после распада Союза ССР стала унитарным демократическим государством. Сделалось излишним присутствие в гербе серпа и молота как символов классового государства, выражения связи советских республик, воплощенной в Союзе ССР. С ленты, обвивающей венок, убраны слова лозунга и аббревиатура «БССР» – вместо них появилось новое название нашего государства. Сама лента приобрела цвета Государственного флага.

Контур Беларуси в центре символизирует территориальную целостность страны в ее международно признанных границах. Она не нуждается в чужой земле, но сбережет каждую пядь своей. В этом находят отображение самостоятельность нашего народа и его мирный характер. В то же время контур подчеркивает индивидуальность герба, его национальную особенность. Живой зеленый контур озарен сиянием золотых солнечных лучей. Это солнце, дающее жизнь, восходит над землей – голубой и зеленой, какой ее увидели с космической орбиты героические сыны белорусского народа П.Климук и В.Коваленок.

Изображения земли и солнца отражают древние традиции нашего народа, который в дохристианские времена поклонялся матери-Земле и Солнцу с целой плеядой его богов – Даждьбогом, Ярилой, Хорсом. Земля ассоциировалась у предков с богиней-матерью, а восходящее утреннее солнце – с мальчиком, младенцем. Так эти образы перекликаются с центральными символами христианства. Символы земли и солнца несут и глубоко современный смысл. Они отражают надежды на расцвет Беларуси на основе прочной связи с родной землей-кормилицей и с мудростью энергичного народа, который трудится на этой земле.

Пятиконечная звезда – пентаграмма – древний символ человека как космического существа. Вместе с тем это знак охраны и безопасности, символ верного пути и высоких стремлений. Присутствие звезды в верхней части герба символизирует гуманизм и одновременно защиту, оборону нашего Отечества, к которой готов каждый белорусский гражданин. Солнце, Земля, Родина, Безопасность, Справедливость, Гуманизм – все это исходные духовные понятия, которые наполняют жизнь смыслом и свойственны народу Беларуси. Эти ценности дополняет идея неистощимого плодородия и щедрого изобилия. Она нашла воплощение в обрамлении герба – венке из спелых ржаных колосьев, украшенном цветами клевера и льна, обвитом лентой цветов Государственного флага.

Пышно украшенный «дожиночный» сноп в старину ставился в главный, "красный" угол славянского жилища. Он олицетворял собой совместное произведение творческой силы природы, плодородной земли, ласкового солнца и человеческого труда. Венок издревле являлся символом славы, чести, величия, с незапамятных времен также знаком связи между потомками и предками. Недаром именно венками чествуют героев в самых разных странах, венками же провожают в последний путь своих близких и поминают их в День памяти. Изображение земного шара в обрамлении венка присутствует в символике Организации Объединенных Наций.

Состав венка тоже, конечно, не случаен. Все символизирует труд и богатство. Рожь была основной зерновой культурой древней и средневековой Беларуси, а сегодня ее значение огромно. Вместе с тем сельское хозяйство издавна имело не только зерновое, но и животноводческое направление, важное значение приобретало выращивание технических культур. Рожь, клевер и лен – традиционные составляющие нашего сельского хозяйства. «Цвети, лен, ленок, чтобы было полотно на рубашку, поясок! Расти, конюшинка, чтоб сыта была животинка!»

В гербе запечатлены основные национальные духовные ценности белорусов: гражданское единство, труд, стремление к совершенствованию своей личности и всего общества, миролюбие и одновременно готовность постоять за свою свободу и суверенность.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально размещенных цветных полос: верхней – красного цвета в 2/3 и нижней – зеленого цвета в 1/3 ширины флага. У древка вертикально размещен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющем 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине – 1:2.

Основные черты Государственного флага – красная, зеленая и украшенная орнаментом белая полосы – имеют исторические и национальные корни.

Традиция почитания красного цвета восходит, по крайней мере, к верхнему палеолиту. Зафиксировано применение на археологических памятниках той эпохи природной красной краски (охры), причем явно в магических, культовых целях. Красная охра у первобытных охотников, по-видимому, ассоциировалась с кровью и, в конечном счете, с жизнью. Доказана связь красного цвета с огнем, без которого человек в те времена просто не мог существовать. Вместе с тем красный цвет – это символ Солнца.

В последующие времена красный цвет по-прежнему занимал почетное место в мировосприятии славян. «Красный» в древнерусском языке означало «красивый», «почетный». В этом значении оно унаследовано и белорусским языком, нашло воплощение в поговорках, в названиях множества наших деревень и урочищ: Красное Село, Красная Горка, Красный Бор... Красный цвет щитов был излюбленным у славян. Большинство воеводских хоругвей Великого княжества Литовского имели именно красный цвет, равно как и его главная хоругвь.

По наиболее распространенной версии, племя кривичей (самое крупное на территории Беларуси, явившееся основой белорусского этноса) получило свое название от понятия «братья по крови». Такой же смысл заложен и в названии другого крупного племени – радимичей, возводивших свое происхождение к общему предку Радиму и таким образом считавших себя кровными братьями. Одновременно красный цвет символизирует борьбу, сопротивление угнетению, а также кровь, пролитую в борьбе. Такое его значение пришло на Беларусь с революционным движением, набиравшим силу в Российской империи со второй половины XIX века.

Традиция почитания зеленого цвета на Беларуси также очень древняя. Одним из главных божеств у славян-земледельцев была Мать-Сыра-Земля, неразрывно связанная с зеленой растительностью. Эта связь воплощена в белорусских поговорках-пожеланиях: «Рунейце, як зямля», «Зелянейце, як зямля».

Большинство исследователей, следуя за авторами «Повести временных лет», связывают названия племен дреговичей, «седоша межю Припетью и Двиною», и древлян, «зане седоша в лесех», с местностью, где они обитали. Понятно, что зеленый цвет в таком случае закономерен на флаге Беларуси. Леса и болота были и остаются характерной чертой белорусского пейзажа так же, как и засеянные поля.

Наши предки-язычники обожествляли окружающую природу: существовал развитой культ дубовых и березовых рощ, холмов, камней. Поклонение силам природы и ее образам сохранилось даже после принятия христианства, о чем говорит, к примеру, продолжающееся доныне в измененных, конечно, формах празднование белорусами Семика (Сёмуха, Тройда, Зялёныя святю) – древнего земледельческого праздника. В его основе – культ зеленых (в том числе вечнозеленых) растений, предков и брака.

Таким образом, зеленый цвет – цвет священных рощ и дубрав, болот и полей, вполне естественен в качестве одного из национальных цветов белорусского народа. Зелень всегда символизировала торжество жизни, весеннее пробуждение природы после долгого зимнего сна.

Сочетание красного и зеленого цветов вылилось в целостный образ Родины в стихотворении, написанном в 1920-е годы белорусским поэтом В. Дубовкой: «О Беларусь, мая шыпшына, зялёны цвет, чырвоны цвет!»

Вертикальная полоса с орнаментом. В основу орнамента на белорусском флаге положен узор «Восходящее солнце», вытканный на полотенце в 1917 году крестьянкой деревни Костелище Сенненского района Матреной Маркевич.

Известно, что традиционный орнамент – не просто украшение, а своего рода письменность, послание умам и сердцам. Центральное место на узоре флага занимает вытянутый по вертикали ромб, от которого сверху и снизу отходят загнутые линии, напоминающие рога. Такой «ромб с крючками» известен уже в эпоху верхнего палеолита. На протяжении тысячелетий он воплощал материнское, женское начало и связанную с ним идею плодородия земли, ее созидательную силу, а также магическую силу труда. Этот узор широко использовали наши предки.

В центре главного ромба – две крестообразно пересеченные линии с четырьмя точками между ними. У древних земледельцев ромб с такой фигурой символизировал засеянное поле. Его также трактуют как «ключ к счастью» – магическое пожелание благоприятного развития событий. С другой стороны, тот же ромб с крестом – еще более древний солярный знак, т.е. символ Солнца. У белорусских вышивальщиц орнамент такого типа назывался «сонейка» и символизировал восходящее красное солнце.

Попарно соединенные ромбы вверху и внизу орнамента символизируют, как считается, идею продолжения жизни, возобновляющихся хлебов. Между ними и центральной фигурой проходят линии из четырех прямоугольников с черточками, отходящими от всех сторон. Это – так называемые «вотивные» знаки, обозначающие посвящение богам, пожелание, чтобы сбылось все, чего просит человек.

Весь узор пронизывает идея добра, надежды на лучшее, пожелание плодородия и грядущего расцвета. Издавна считалось, что традиционная орнаментальная вышивка на одежде новобрачных поможет им прожить вместе долгую счастливую жизнь в довольстве и достатке. Вышитый традиционными символами рушник, в который заворачивали каравай из муки нового урожая, также считался залогом достатка и удачи, одним из основных оберегов каждого дома.

На нынешнем Государственном флаге орнамент красного цвета размещен на белом фоне. Такое сочетание соответствует традициям белорусского орнаментального искусства, в котором, как правило, на белую основу наносится цветной (чаще всего красный) узор. Белая основа также несет свое символическое послание: издревле белый цвет связывался со светом полуденного солнца, символизировал чистоту, непорочность, гостеприимство, согласие, свободу. Он перекликается и с названием нашей страны – «Белая Русь».

Три полосы Государственного флага – горизонтальные красная и зеленая, вертикальная белая с красным орнаментом – несут пожелание добра, успеха и процветания всем гражданам Беларуси и всем народам Земли.

Таким образом, белорусский флаг рассказывает историю белорусского народа, завет к осуществлению самых высоких стремлений к свободе, процветанию и дружбе народов.

В нашей стране День государственного герба и Государственного флага празднуют во второе воскресенье мая.

ДЗЯРЖАЎНЫ ГІМН РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ

Словы М.Клімковіча, У.Карызны

Музыка Н.Сакалоўскага

Мы, беларусы – мірныя людзі,

Сэрцам адданыя роднай зямлі,

Шчыра сябруем, сілы гартуем

Мы ў працавітай, вольнай сям'і.
Слаўся, зямлі нашай светлае імя,

Слаўся, народаў братэрскі саюз!

Наша любімая маці-Радзіма,

Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Разам з братамі мужна вякамі

Мы баранілі родны парог,

У бітвах за волю, бітвах за долю

Свой здабывалі сцяг перамог!
Слаўся, зямлі нашай светлае імя,

Слаўся, народаў братэрскі саюз!

Наша любімая маці-Радзіма,

Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Дружба народаў – сіла народаў –

Наш запаветны, сонечны шлях.

Горда ж узвіся ў ясныя высі,

Сцяг пераможны – радасці сцяг!
Слаўся, зямлі нашай светлае імя,

Слаўся, народаў братэрскі саюз!

Наша любімая маці-Радзіма,

Вечна жыві і квітней, Беларусь!

ГЛОССАРИЙ

Абсентеизм форма аполитичности граждан, выражающаяся в их уклонении от выборов.

Авторитаризм — политический режим, характеризующийся не­ограниченной властью одного человека или группы лиц.

Альтернативные движения — новые общественные движения, стремящиеся найти нестандартные решения актуальных проблем, отличные от подходов, предлагаемых традиционными партиями и общественными организациями.

Анархизм — политическое течение, отрицающее необходимость государства и власти для организации жизнедеятельности людей, ставящее целью замену любых форм принудительной власти добро­вольными ассоциациями граждан.

Бюрократия — слой профессиональных управленцев, деятельность которых основана на разделении ролей и функций посредством четких процедур и правил.

Власть — отношения руководства и подчинения, складывающиеся между людьми в процессе организации общественной жизни.

Выборы — способ смены правящих элит через волеизлияние на­селения, инструмент легитимации и стабилизации власти.

Государство — основной институт политической системы обще­ства, совокупность учреждений и организаций, обладающих верхов­ной властью на определенной территории.

Государство правовое — система институтов, осуществляющих властные полномочия на основе верховенства права и благодаря законопослушанию граждан.

Гражданское общество — совокупность разнообразных отношений между гражданами, не опосредованных государством: экономических, политических, культурных, спортивных, религиозных, семейно-родственных и др.

Группы давления — общественные объединения, целенаправлен­но воздействующие на политическую власть для реализации своих специфических интересов.

Демократия — форма общественного устройства, основанная на признании народа в качестве источника и субъекта власти.

Демократия непосредственная — прямое участие граждан в по­литическом процессе посредством голосования, референдумов, ми­тингов и пр.

Демократия представительная — опосредованное (через выбор­ных представителей) участие граждан в принятии политических ре­шений.

Идея – мысль, включающая цель и проекцию дальнейшего познания и преобразования действительности.

Идеологический (мировоззренческий) плюрализм – принцип, предполагающий возможность законного существования в обществе различных идеологий, толерантные (уважительные) отношения между представителями данных идеологий.

Избирательная система — совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых осуществляются выборы и определяются их результаты.

Избирательная система мажоритарная — организация выборов, при которой победитель определяется по принципу большинства го­лосов избирателей.

Избирательная система пропорциональная — организация вы­боров, при которой депутатские мандаты распределяются между партиями соответственно доле поданных за них голосов.

Избирательная система смешанная — организация выборов, за­ключающаяся в избрании части депутатского корпуса по мажори­тарной избирательной системе и части — по пропорциональной.

Избирательные технологии — система средств, приемов и мето­дов, направленных на решение задач избирательной кампании, комп­лексы методов, используемых в ходе выборов.

Импичмент – лишение полномочий высших должностных лиц в связи с допущением ими грубых нарушений закона.

Коммунизм политическая идеология, предполагающая устрой­ство общества на основе принципов коллективизма, социального ра­венства, социальной справедливости и удовлетворения потребностей индивида.

Консерватизм — идеология, предполагающая развитие общества на основе ценностей семьи, морали, религии и традиций, отрицающая революционные изменения.

Контрреволюция — политический процесс, в котором участвуют группы, стремящиеся к свержению новой элиты и восстановлению прежних порядков.

Конфедерация — союз государств для осуществления конкрет­ных совместных целей чаще всего в областях военной, внешнеполи­тической, транспорта и связи, денежной системы.

Культ личности — завышенная оценка функций и роли политиче­ского лидера, его возвеличивание и обожествление.

Легальность власти — нормативно-правовая закрепленность вла­сти, узаконенная в соответствующих государственных документах.

Легитимность — признание обществом права власти на управле­ние, готовность большинства населения подчиняться ей.

Либерализм — политическая идеология, ориентированная на обес­печение индивидуальной свободы как универсальной цели, отстаи­вающая приоритет прав и свобод личности по сравнению с интересами государства и общества.

Лоббизм — способ воздействия заинтересованных групп на вла­стные структуры с целью принятия благоприятных для себя управ­ленческих решений.

Мировая политика — совокупность действий субъектов полити­ки — государств, межгосударственных объединений и международ­ных организаций по реализации своих и общих интересов.

Монархия — форма правления, при которой источником власти является одно лицо (царь, император, король) и власть передается по наследству.

Национальная идея – 1) краткая формула (суждение), отражающая основные чаяния народа в определенный период времени и объединяющая значительную часть населения страны. Национальная идея – конструктивное выражение мечты народа о будущем; 2) осознание народом себя как отдельной нацией, синоним национальной гордости.

Национальная безопасность — защищенность от внешних и внут­ренних угроз, устойчивость личности, общества и государства к не­благоприятным условиям существования.

Национальные интересы — осознание и отражение коренных по­требностей общества в политике государства.

Олигархия — власть небольшой группы богатых людей.

Охлократия — власть толпы, сопровождаемая мятежами, погро­мами, уличными беспорядками.

Партийная система — взаимодействующие друг с другом партии и принципы отношений между ними.

Полиархия — форма власти в современных развитых странах, предполагающая ее распределение между центрами влияния (проф­союзами, бизнесом, фермерами и т. д.) с целью эффективного конт­роля над элитой.

Политика — сфера отношений между людьми, возникающих по поводу организации и функционирования власти в обществе.

Политическая власть — способность и возможность субъекта (личности, партии, класса, государства и т. д.) осуществлять свою во­лю в обществе с помощью авторитета, права, принуждения, насилия, традиций и других средств.

Политическая деятельность — вид активности людей в сфере властных отношений, вызванный стремлением сохранить или изме­нить социальное бытие.

Политическая идеология – комплекс идей, система взглядов субъектов политики (личность, группа, класс, общество) еа власть и государственное устройство, рационально-ценностная мотивация политической деятельности.

Политическая культура — комплекс относительно устойчивых представлений социальных общностей и отдельных индивидов о по­литике и политическом, совокупность моделей поведения в сфере политических отношений.

Политическая партия — организованная группа единомышлен­ников, представляющая интересы части народа и стремящаяся реа­лизовать их путем завоевания политической власти или участия в ее осуществлении.

Политическая психология — практическое сознание субъектов политики, формирующее непосредственные мотивы их политического поведения.

Политическая система общества — комплекс институтов и орга­низаций, посредством которого реализуются политико-властные от­ношения.

Политическая социализация — процесс приобщения человека к политическим ценностям, нормам, образцам поведения.

Политическая элита — относительно интегрированная группа людей (или совокупность групп), занимающих руководящие пози­ции в общественных институтах и принимающих политико-управ­ленческие решения.

Политические отношения — взаимодействие между социальными общностями, группами, гражданами и институтами по поводу вла­сти, государственного устройства и управления обществом.

Политический конфликт — противоборство политических субъ­ектов — индивидов, групп, движений, государств — по поводу власт­ных полномочий и ресурсов.

Политический плюрализм — принцип организации общества, вы­ражающий многообразие и конкуренцию социальных сил.

Политический процесс — совокупность видов деятельности субъ­ектов политики, взаимоотношений между ними, складывающихся под влиянием внутренних и внешних факторов.

Политический режим — система средств и методов осуществления политической власти, характеристика прав и свобод личности.

Политическое время — срок деятельности политического субъ­екта, протекания политических событий и процессов, период жизне­способности тех или иных идей.

Политическое лидерство — легитимное влияние лица (или группы лиц) на общество, организацию или группу, механизм и конкретные способы реализации власти.

Политическое пространство — сфера действия политических субъектов, идей, теорий, лозунгов, процессов.

Политическое участие — вовлеченность индивида, группы, слоя, класса, нации в процесс политико-властных отношений.

Права человека — принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (свободы) или получать опреде­ленные блага (собственно права).

Революция — коренное преобразование общественных отношений, создание новой политической системы, основанной на иных принци­пах легитимности.

Референдум — всенародное волеизлияние (голосование или опрос) по важному государственному или общественному вопросу.

Республика — форма государства, институты которого создаются на основе всеобщих выборов.

Реформа — постепенное преобразование экономического, соци­ального, политического и культурного уклада общества.

Социал-демократия — политическая идеология, утверждающая принципы свободы, равенства, социальной справедливости и соли­дарности, ориентированная на демократию как наиболее перспек­тивную форму общественного устройства.

Социальная сфера общества – сфера внетрудовой деятельности, где происходит восстановление сил, затраченных в труде, удовлетворение основных потребностей личности, развитие ее способностей.

Социальная структура общества – совокупность основных социальных групп в обществе и система взаимодействий между ними.

Социальные гарантии прав личности – совокупность правовых, материальных, информационных условий и средств для реализации прав личности в обществе.

Средний класс – совокупность социальных слоев населения, занимающих в социальной структуре общества промежуточное положение между низшим классом (бедными) и высшим классом (богатыми). В развитых странах средний класс составляет наиболее многочисленную группу населения. Функциями среднего класса традиционно считают стабилизацию общества и воспроизводство квалифицированной рабочей силы.

Терроризм — форма политического насилия, имеющая целью фи­зическое устранение и запугивание противника, деморализацию об­щества и разрушение государственных институтов.

Тоталитаризм — политический режим, для которого характерны высокая концентрация власти и ее полный контроль над всеми сфе­рами общественной жизни.

Унитарное государство — форма территориального устройства, состоящая из административно-территориальных единиц, не обла­дающих собственной государственностью.

Фашизм — политическая идеология, основывающаяся на прин­ципах этатизма, вождизма и расизма, культивирующая агрессию и войны.

Федерация — устойчивый союз государственных образований, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные органы власти, нередко кон­ституцию и двойное гражданство.

Эгалитаризм – принцип, провозглашающий равенство индивидов, социальных групп в обществе.

Экономическая сфера общества – сфера общества, где осуществляется производство материальных ценностей.

Электорат — круг лиц, обладающих правом голоса на выборах.

Этатизм — огосударствление всех сфер жизни общества.

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей. Признаки этноса: язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения. Этносом является та культурная общность, которая отличает себя от других общностей, то есть обладает этническим самосознанием.


1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


написать администратору сайта