Главная страница
Навигация по странице:

  • АКВИНСКИЙ ФОМА (Аквинат) (1225-1274)

  • АРИСТОТЕЛЬ (384/383-322/321 до Рождества Христова)

  • БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1874-1948)

  • ВОЛЬТЕР (Франсуа Мари Аруэ), (1694-1778)

  • ГЕГЕЛЬ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ (1770-1831)

  • ГУМПЛОВИЧ ЛЮДВИГ (1838-1909)

  • ГУСОВСКИЙ МИКОЛА (около 1480-после 1533)

  • ЕФРОСИНЬЯ ПОЛОЦКАЯ, светское имя – Предслава (около 1101-23 или 25.5.1167)

  • КАЛИНОВСКИЙ КАСТУСЬ (Константин) (1838-1864)

  • КАНТ ИММАНУИЛ (1724-1804)

  • ЛЫЩИНСКИЙ КАЗИМИР (около 1634-1689)

  • МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО (1469-1527)

  • МАРКС КАРЛ (1818-1883), ЭНГЕЛЬС ФРИДРИХ (1820-1895)

  • МОНТЕСКЬЕ ШАРЛЬ ЛУИ (1689-1755

  • ФРАНЦИСК СКАРЫНА (Георгий), (около 1490-1541)

  • СЫМОН БУДНЫ (ок. 1530-1593)

  • ТУРОВСКИЙ КИРИЛА (1113(1120) – 1173 (1190))

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИНТЕГРИРОВАННОМУ МОДУЛЮ «ПОЛИТОЛОГИЯ» Основная литература

  • Дополнительная литература

  • ИМ Полит. Краткий курс лекций. Курс лекций для всех специальностей Бобруйск, 2013 удк 32 ббк 66. 01 Н 51 Печатается в авторской редакции


    Скачать 0.87 Mb.
    НазваниеКурс лекций для всех специальностей Бобруйск, 2013 удк 32 ббк 66. 01 Н 51 Печатается в авторской редакции
    АнкорИМ Полит. Краткий курс лекций.doc
    Дата21.09.2017
    Размер0.87 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИМ Полит. Краткий курс лекций.doc
    ТипКурс лекций
    #8905
    страница12 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ



    АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ (354-430) политический мыслитель и политик католической церкви. Его размышления «О граде божьем», и «О граде земном» проникнуты идеей торжества царства божия над светским государством.
    АКВИНСКИЙ ФОМА (Аквинат) (1225-1274), политический мыслитель Средневековья, доминиканский монах, стремился приспособить идеи Аристотеля к своим религиозным воззрениям. Сторонник общественного неравенства, оправдывал монархию. Выступал против еретических движений своего времени, поддерживал инквизицию, считал церковь выше государства.
    АРИСТОТЕЛЬ (384/383-322/321 до Рождества Христова), политический мыслитель Древней Греции. Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Обосновал три правильных и три неправильных формы устройства государства. Дошедшие до нашего времени труды Аристотеля свидетельствуют о глубоких познаниях в области общественного устройства и роли лидеров в государстве. Правильные формы подчинены законам, неправильные игнорируют их. На первое место в государстве ставил человека. Сторонник рабовладельческого строя.
    БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1874-1948) – российский политический мыслитель и философ. Сторонник марксизма, затем отошёл от революционных идеалов большевиков. С 1922 г. в эмиграции, где написал основные свои труды, получившие широкое признание мировой общественности и остававшиеся неизвестными в России вплоть до 80-х годов XX столетия. Сторонник православия, обновления общества.
    ВОЛАН АНДРЕЙ (1530-1610), политический мыслитель Беларуси, сторонник кальвинизма, борец против догматов католической веры. Обосновал правовое государство, опираясь на положения Платона, Цицерона, Скорины, Будного. Свободу трактовал как категорию мира, стабильности государства, благополучия граждан. В трактате «О политической, или гражданской свободе» оправдывал социальное неравенство, придерживался теории «естественного права», отстаивал монархию как наиболее справедливый строй.
    ВОЛЬТЕР (Франсуа Мари Аруэ), (1694-1778) французский политический мыслитель и плодовитый писатель, творческое наследие которого превышает 50 томов. Сформулированные Вольтером принципы Свободы, Равенства, Братства явились лозунгами Великой французской революции 1789-1794гг. Равенство допускал лишь в частном праве. Противник абсолютизма и одновременно сторонник просвещённого монарха и монархии. Демократию считал «не разведенным вином свободы».
    ГЕГЕЛЬ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ (1770-1831), немецкий политический мыслитель, основоположник метода диалектического материализма, основой которого считал противоречия. Гражданское общество в его воззрениях предстает как система политических институтов в государстве, функционирующая вне его вмешательства в интересы граждан.
    ГУМПЛОВИЧ ЛЮДВИГ (1838-1909), австрийско-польский политический мыслитель, считавший борьбу рас главной движущей силой истории. Оправдывал войны биологическими законами. Высшая раса у Гумпловича, это господа, низшая – пролетариат. Для подавления низшей расы высшей считал – возможным применить огонь и меч.
    ГУСОВСКИЙ МИКОЛА (около 1480-после 1533), белорусский политический мыслитель, сторонник просвещённой монархии и благодетельного правителя. Идеализировал Великого князя Литовского Витовта, противник междуусобиц и войн. В поэтическом произведении «Песнь о зубре» живописует красоту природы родного края, призывает к гармоничным отношениям в обществе, любви к ближнему. Просвещение считал важнейшим фактором благополучия государства и граждан.
    ЕФРОСИНЬЯ ПОЛОЦКАЯ, светское имя – Предслава (около 1101-23 или 25.5.1167), политический мыслитель времен Киевской Руси. Просветитель Полоцкого княжества, основала мужской и женский монастыри, построила две церкви, под её руководством действовали иконописная и ювелирная мастерские, библиотека, налажено обучение прихожан грамоте. Из «Жития Ефросинии Полоцкой», составленном неизвестным автором, известно, что игуменья – просветительница являлась праверженицей православия, проводила дидактические проповеди, составляла молитвы. Как игуменья монастыря Святого Спаса занимала видное место и в иерархии светской власти, участвовала в политической жизни, была праверженицей феодального строя, сторонницей просвещённого, гуманного управления государством. Современники отмечали её социальную справедливость, миротворческую деятельность. Причислена к Собору Белорусских Святых (1984).
    КАЛИНОВСКИЙ КАСТУСЬ (Константин) (1838-1864), белорусский политический мыслитель, последователь идей революционных демократов Герцена, Огарева, Чернышевского. В 1863 г. возглавил в Беларуси и Литве. Выступал против имущественного неравенства, за установление демократического строя, отмену крепостного права и наделение крестьян землёй. Сторонник всеобщего социального равенства, общества, свободного от эксплуатации. Казнён после подавления восстания.
    КАНТ ИММАНУИЛ (1724-1804), немецкий политический мыслитель, обосновавший вслед за Платоном и Цицероном правовое государство и верховенство права в нём. Нравственность считал важнейшим императивом культуры, призывая государство быть воспитателем этих качеств у своих граждан. Требования категорического императива Иммануила Канта сохраняют своё значение и в наше время.
    ЛЫЩИНСКИЙ КАЗИМИР (около 1634-1689), белорусский политический мыслитель, обличитель пороков феодального строя и католической церкви. Сторонник сильного и авторитетного государства с просвещённым монархом во главе, поскольку, но его мысли просвещения смягчает нравы, искореняет социальные катаклизмы. Сторонник всеобщего равенства и братства людей, он идеализировал современное ему общество. Обличая пороки католической религии, считал, что религия установлена людьми, а не богом. В своём трактате «О не существовании бога» утверждал, что бога нет ни на земле, ни на небе. Источником существования всего считал природу. Смысл создания религии видел в социальном обслуживании господствующих слоёв общества. Церковников называл ремесленниками пустозвонства. Католицизм не простил мыслителю еретических воззрений и жестоко расправился с ним.
    МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО (1469-1527), итальянский политический мыслитель эпохи Возрождения. Автор сочинения «Государь», в котором обосновывает необходимость управления обществом в целях обуздания эгоистических начал граждан. В сочинении содержится целый ряд ценных рекомендаций правителям по руководству государством. Некоторые из них, наиболее однозначные, обозначены термином «макиавеллизм», что означает – «безнравственная политика», использующая ради достижения цели любые средства.

    Рекомендации Н. Макиавелли были взяты на вооружение, в частности, Сталиным для завоевания и удержания политической власти.
    МАРКС КАРЛ (1818-1883), ЭНГЕЛЬС ФРИДРИХ (1820-1895), немецкие политические мыслители, основоположники учения, выражающего защиту интересов рабочего класса в его борьбе против буржуазии капиталистического общества. Стержнем учения является положение согласно которому произошедшее в ходе развития цивилизации разделения труда привело к образованию частной собственности и возникновению двух противоположных классов – пролетариате, не имеющего собственности, и буржуазии, приобретшей собственность в результате эксплуатации наёмного труженика.

    Маркс и Энгельс полагали, что борьба между пролетариатом (рабочим классом) и буржуазией будет успешной при направляющей, организующей роли коммунистической партии. Политика, в их понимании, является организованным насилием одного класса над другим. Основу борьбы классов составляют социально-экономические противоречия. Капитализм, порождающий эти противоречия, является преходящим классом, исчерпывающим свой потенциал, развитие которого приведёт к качественно новым отклонениям: частнособственнические формы будут заменены новыми. Их базис составит общественная форма собственности. Движущим элементом этих противостояний будут революции. Для установления и упрочнения новых политических, производственных и социально-экономических отношений победивший в революции пролетариат устанавливает для построения нового общества свою диктатуру.

    Важное место в построении социалистического общества марксисты отводили пролетарскому государству, новым национально-этническим отношениям. Вместе с революционными демократами России преувеличивали готовность России к радикальным общественным преобразованиям, переоценивали роль крестьянской общины как модели переустройства страны на социалистических началах.
    МОНТЕСКЬЕ ШАРЛЬ ЛУИ (1689-1755), французский политический мыслитель, разработавший вместе с английским политическим мыслителем Джоном Локком (1632-1704) теорию разделения властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную, чтобы в ходе осуществления власти ни одна из ветвей не могла сконцентрировать в себе все важнейшие функции и полномочия. Понимая свободу в либеральном духе, Монтескье считал необходимым закрепить разделение властей в конституции государства. Ш. Монтескье, Дж. Локк, Т. Гоббс по праву относятся к просветителям, сторонникам идеи просвещения, много сделавших для утверждения нового буржуазного строя, возрастания роли человека в жизни общества.
    МОР ТОМАС (1478-1535), английский политический мыслитель, автор книги «Утопия», положивший начало такому идейно-политическому течению, как «утопизм». Автор моделирует построение идеального, несуществующего общества на вымышленном острове «Утопия», где предполагает осуществить идеи равенства, справедливости, демократизм. Томас Мор и его последователи Т. Кампанелла, Ж. Мелье, Г. Мабли предлагали построить общество, где бы не было частной собственности, где бы жизнь людей регламентировалась, подчинялась унифицированному порядку.

    Канцлер короля Генриха VIII , Томас Мор пал жертвой неограниченного абсолютизма, стоически выдержав все испытания, которым был подвергнут перед казнью.
    САПЕГА ЛЕВ (1557-1633), белорусский политический мыслитель и государственный деятель. Придерживался прогрессивных идей своего времени, защищая интересы шляхты, боролся за единое, централизованное, правовое государство, где властвуют законы, где государство защищает как верхние, так и нижние слои общества. Редактор инициатор разработки и издания Статута Великого княжества Литовского (1588), в котором утверждался суверенитет государства, гарантировалась экономическая и политическая свободы граждан. Один из организаторов Литовского трибунала. Руководил в начале ХVII в. в польско-литовской интервенции в Россию. Вместе с другими представителями рода стремился создать самостоятельное государство со своей наследственной монархией, отсюда государственное и политическое размежевание с Польшей и Россией.
    ФРАНЦИСК СКАРЫНА (Георгий), (около 1490-1541), белорусский политический мыслитель, просветитель, первопечатник. Сторонник просвещения, гуманизма и демократической власти. Поддерживал и развивал, применительно к условиям своего времени, теорию естественного права. Человек в представлении Скарины, высшая ценность. Свободу, патриотизм, считал мыслитель, важнейшими добродетелями. В своих представлениях, комментариях к Священному Писанию пробуждал у людей уважение к закону и знаниям. Законы считал мощным средством государства, его фундаментом. Они призваны служить делу укрепления общества, пользоваться уважение граждан. Скарина - реформатор, сторонник вечного мира среди людей, поборник просвещённой монархии, сильного и авторитетного государства.
    СЫМОН БУДНЫ (ок. 1530-1593)- белорусский политический мыслитель эпохи Возрождения. Сторонник просвещённого государства, критик антитринитариев (противников догмата троицы), приверженец мирского государства и правительства, противник войн и социальной несправедливости. Отвергал радикальные предложения гуманистов своего времени о ликвидации государственной власти, правительственных учреждений и суда. Сторонник просвещённой монархии и богоизбрания правителей, защитник бедных и обездоленных. Проповедовал равенство всех перед законом.
    ТУРОВСКИЙ КИРИЛА (1113(1120) – 1173 (1190)), белорусский политический мыслитель, писатель, богослов. Епископ, приверженец православия, феодального строя, просвещения и правового государства своего времени. Известен также как светский руководитель епархии и политический деятель, строил храмы, боролся за моральность и частоту человеческих нравов. Разоблачал аморальные поступки церковных деятелей, в частности, ростовского епископа еретика Фёдора. Сохранилось около 70 произведений (молитв, поучений, проповедей, комментариев к Священному Писанию), посланий к Андрею Боголюбскому. Существует версия. Что именно ему принадлежит авторство эпического произведения « Слово о полку Игореве».


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    ПО ИНТЕГРИРОВАННОМУ МОДУЛЮ «ПОЛИТОЛОГИЯ»
    Основная литература


    1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2007. – 48 с.

    2. Лукашенко А.Г. Наш исторический выбор – независимая, сильная и процветающая Беларусь: Доклад Президента Республики Беларусь на четвертом Всебелорусском народном собрании // Советская Белоруссия. – 2010. –7 дек.– С. 1 – 9.

    3. Лукашенко, А.Г. О судьбах нашей интеграции / А.Г. Лукашенко // Известия. – 2011. – 19 окт. – С. 1 – 5.

    4. Лукашенко, А. Г. Беларусь в XXI веке / А.Г.Лукашенко // Послание Президента Республики Беларусь Национальному собранию Республики Беларусь. – Советская Белоруссия. – 1999. – 8 апр. – С. 1.

    5. Ачкасов, В.А. Сравнительная политология: Учебник / В.А. Ачкасов. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 400 с.

    6. Бабосов, Е.М. Идеология белорусского государства: теоретические
      и практические аспекты / Е.М. Бабосов. – Минск: Амалфея, 2008. – 488 с.

    7. Бабосов, Е.М. Основы идеологии белорусского государства: курс лекций / Е.М.Бабосов. – Минск: Амалфея, 2012. – 212 с.

    8. Белорусский путь / Под ред. О.В.Пролесковского и Л.Е.Криштаповича; Информ.-аналит.центр при Адм. Президента Респ. Беларусь. – Минск: [б.и.], 2010. – 495 с.

    9. Желтов, В.В. Сравнительная политология: учебное пособие для вузов / В.В. Желтов. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. – 648 с.

    10. Лученкова, Е.С. Основы идеологии белорусского государства. Практикум: учеб. пособие / Е.С. Лученкова. – Мн.: Выш. шк., 2006 – 143 с.

    11. Мельник, В.А. Основы идеологии белорусского государства: учеб. пособие / В.А. Мельник. – Минск: Выш. шк., 2011. – 343 с.

    12. Мельник, В.А. Политология: учебник / В.А. Мельник. – 6-е изд. – Минск: Выш. шк., 2008. – 543 с.

    13. Основы идеологии белорусского государства: практикум: учеб. пособие / Я.С. Яскевич, Д.В. Белявцева. – Минск: Экоперспектива, 2011. – 144 с.

    14. Политология. Практикум: учеб. пособие / Н. П. Денисюк [и др.]; под общ. ред. С. В. Решетникова. - Минск: ТетраСистемс, 2008. - 256 с.

    15. Политология: учеб.- метод. комплекс: учеб. пособие для вузов / П. И. Бондарь, Ю. П. Бондарь. - Мн.: Аверсэв, 2003. - 463 с.

    16. Политология: учебник / С. В. Решетников [и др.]; под ред. С. В. Решетникова. - 7-е изд. [испр.] - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 528 с.

    17. Политология: хрестоматия: учеб. пособие. В 2 ч. Ч.1. Теория, история и методология политической науки /сост. : Н.А. Антанович [и др.]; под общ. ред. С.В.Решетникова. – Минск: Изд. центр БГУ, 2010 – 327 с.

    18. Политология: хрестоматия : учеб. пособие. В 2 ч. Ч.2. Политические институты и процессы /сост. : Н.А. Антанович [и др.]; под общ. ред. С.В. Решетникова. – Минск : Изд. центр БГУ, 2010 – 342 с.



    Дополнительная литература


    1. Антанович, Н.А. Основы политологии: учеб. пособие для учащихся учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования / Н.А. Антанович, Н.П. Денисюк. Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для учащихся учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования; Белорусская энциклопедия. – Минск, 2009. – 276 с.

    2. Вебер, М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер // Избран. произведения. - М.: Прогресс, 1990. - С. 644 - 706.

    3. Всеобщая декларация прав человека: Принята и провозглашена резолюцией 217(III) Генерал. Ассамблеи ООН, 10 дек. 1948 г. – Минск: Беларусь, 1998. – 14 с.

    4. Декларация о евразийской экономической интеграции: Принята президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 18 ноября 2011 г. / Администрация Президента РФ [электронный ресурс]. – Режим доступа: http//news.kremlin.ru/ref_notes/1091/ – Дата доступа: 20.03.2012.

    5. Канашевич, Н.М. Политика. Идеология. Менталитет: Курс лекций. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова; 2003. – 128 с.

    6. Макиавелли, Н. Государь / Н. Макиавелли // Соч. - СПб.: Кристалл, 1998. - С. 45-120.

    7. Мельник, В.А. Политические идеологии: учеб. пособие / В.А. Мельник. – Минск: Выш. шк., 2009. – 339 с.

    8. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию. Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов./ редкол. О.В.Пролесковский [и др.]; Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь. – Минск: Акад.упр.при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 191 с.

    9. Основы идеологии белорусского государства: учеб. пособие /под общ. ред. Г.А.Василевича, Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2004. – 477 с.

    10. Слука, А.Г. Нацыянальная ідэя / А.Г. Слука. – Минск: РИВШ, 2008. – 364 с.

    11. Сташкевич, Н. Исторический путь белорусского народа / Н.Сташкевич, В.Козляков // Беларус. думка. – 2003. – № 9.– С. 3–11; № 10. – С. 3–13.

    12. Шинкарев, В.В. Идеология государственности и общественного развития Республики Беларусь / В.В. Шинкарев, Л.В. Вартанова. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2003. – 234 с.

    13. Яскевич, Я.С. Основы идеологии белорусского государства: курс интенсивной подготовки / Я.С.Яскевич. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 336 с.


    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта