Краткий курс культурологии. Краткий курс лекций по культурологии ч.1. Курс лекций по культурологии по материалам методического пособия О. Н. Новикова Философия образования
Скачать 78.17 Kb.
|
Тема 6. Культура и личность. 1. Личность как субъект культуры. Проблема личности всегда находится в центре исследований культуры. Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. Культура формирует тип личности, а личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Без личности нет культуры, так как личность не только движущая сила и создатель культуры, но и главная цель ее становления. Назовем некоторые факторы, которые влияют на формирование личности в культуре: общее историческое прошлое, историческая память, пространственно – временные отношения, мифология, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы, биосоциальный опыт, система общезначимых моделей – образцов, особенности географического пространства, особенности социальных институтов, групповая совесть, преобладающие экономические модели, коллективные мнения и ощущения, предрассудки, семейные образцы, исторические традиции, идеалы и ценности, отношение к чужим ценностям и т.д. При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать понятия «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек»обозначает общие свойства человеческого рода. Понятие «индивид» характеризует отличительные черты каждого конкретного человека. Индивидом является каждый из нас. Понятие «личность» обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни (во взаимодействии с его врожденными анатомо – физиологическими и психологическими качествами). Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и личности особый интерес представляет исследование качеств личности, которые формирует в ней культура – интеллекта, духовности, свободы, творческого потенциала. Культура в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личности. Регуляторами личностных устремлений и поступков личности являются культурные ценности. Следование ценностным образцам свидетельствует об определенной культурной устойчивости общества. Человек, обращаясь к культурным ценностям, обогащает духовный мир своей личности. Система ценностей, оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желания и стремления человека, его поступки и действия, определяют принципы его социального выбора, сферу его деятельности. Личность выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях: - как «продукт» культуры, введенный в ее нормы и ценности, технологии деятельности и этику взаимодействия с другими людьми в процессе социализации и инкультурации, осуществляемой при воспитании в детстве, при получении общего и специального образования, в ходе контактов со своим окружением (семьей, друзьями, коллегами и пр.), получая повседневную информацию обыденного и специализированного характера, осмысливая художественные образы и нравственные коллизии в произведениях литературы и искусства и т.п., что прямо или опосредованно работает на формирование личности, социально и культурно адекватной обществу ее проживания. - как «потребитель» культуры, использующий нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной практике и особенно во взаимодействии с другими людьми,пользующийся языками и символами коммуникации, знаниями, оценочными стандартами, типовыми этическими формами и пр. как данными ему уже в готовом виде инструментами и способами личностной самоиндетификации и социальной самореализации в данном сообществе; - как «транслятор» культуры, ибо, воспроизводя какие – либо образцы культуры в практических действиях и суждениях, человек тем самым передает информацию о них другим людям. - как «производитель» культуры, творчески порождающий новые формы культуры, либо интерпретативно воспроизводящий или оценивающий в суждениях имеющиеся формы, что уже по самому факту индивидуального интерпретировании «собственной оценки» может быть квалифицировано как акт творчества. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранения и обновления культурного мира. Сама личность как ценность, по сути, и обеспечивает общее духовное начало культуры. Являясь продуктом личности, культура в свою очередь гуманизирует социальную жизнь, сглаживает животные инстинкты у людей. Культура позволяет человеку становится интеллектуально – духовной, нравственной, творческой личностью. 2. Социализация и ее типы. Социализация – процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого ребенок усваивает и избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе, в данной группе. В процессе социализации у ребенка формируются специфические человеческие качества: речь, сознание и т.д., он усваивает общественный опыт, социальные нормы человеческого поведения, социальные роли, новые виды деятельности и новые формы общения, взаимодействия с людьми. Дети, лишенные в раннем детстве человеческого общения, никогда не становятся людьми (Маугли, Амала и Камала). Развитие психики и интеллекта ребенка напрямую связаны с его социализацией и отражают в конкретных проявлениях воздействия общества на ребенка. На человека социализирующее влияние оказывают семья, ближайшее социальное окружение (соседи, родственники, друзья, враги и т.п.), система образования, СМИ, государство и т.д. Социализация не тождественна воспитанию. Воспитание – это процесс целенаправленного психолого – педагогического воздействия на ребенка со стороны родителей и педагогов с целью сформировать у него определенные качества и формы поведения в соответствии с некоторым идеалом, социально желательным образцом. Ребенок при этом может играть и пассивную роль. При социализации же ребенок играет активную роль (что – то выбирает, что – то отвергает). Процесс социализации в конечном итоге всегда становится процессом самоопределения. В каждом обществе и культуре постепенно формируется свой характер процесса социализации личности. Особенности типов социализации зависят от исторически – конкретной структуры общества и от типа культуры. Рассмотрим три типа социализации личности : 1. социализация в традиционном обществе, 2. социализация в индустриальном обществе, 3. социализация в постиндустриальном обществе. Сделаем это на примере института детства и юношества. В традиционном обществе не существовало специализированных институтов социализации. Человек не делал ничего такого, чего бы не делали его предки. Он наследовал от своих предков трудовые навыки и способности, уяснял себе полезность работ, начинал ощущать свою связь с культурой прошлого. Это вырабатывало у него способность добровольно и свободно выполнять общественно необходимые работы. Накопление опыта и правил создает возможность прогресса в развитии культуры. Постепенно изменяются отношения и в семье - той главной среде, в которой оформляется индивидуальность. Прежде всего эти изменения проявились в отношении к детям. На детей начинают обращать внимание в связи с необходимостью формировать судьбу каждого. Сначала в античной культуре, позже при монастырях в средневековье, затем в эпоху Возрождения создаются школы, университеты. Ф. Арьес отмечает, что уже в ХVI в. появляются две концепции детства. В первой ребенок рассматривался как очаровательное существо, нуждающееся в защите и воспитании, во второй – как несформированное создание, имеющее потенциал стать хорошим или плохим, а взрослые должны заботиться о том, чтобы он вырос хорошим. В ХVIII в. с развитием индустриального общества оформляется интерес к детству как особому этапу жизненного пути. Создаются различные философские и религиозные доктрины, стремящиеся спасти детские души. Дж. Локк и Ж.-Ж. Руссо определили детство как уникальный этап человеческой жизни. Распространяется так называемый «навязчивый стиль» воспитания ребенка. Полный контроль, тренировка воли, подготовка к будущей жизни – неотъемлимые ценности быстро набирающего темпы и власть процесса обучения. В условиях возрастания значения субъективного фактора в обществе и недостаточной эффективности прежних механизмов социализации рождается новый институт – всеобщая и обязательная школа. В ХIX в. впервые появляются концептуальные подходы к исследованию юношества как особой жизненной категории. Юношество – особое время для истории. Категории «юношество» возникает в 1870 – 1900гг. Концепция юности появляется не случайно. Существенно усложнились задачи, стоящие перед молодежью. Необходимость выбора профессии, супруга или супруги, друзей предъявляет новые требования к качествам личности. Теперь моральный и религиозный выбор профессии уступил место «выбору характера». 3. Инкультурация. Культурная антропология изучает процесс инкультурации гораздо более сложный, чем социализации. Понятие инкультурация означает постепенное вовлечение человека в культуру, постепенную выработку им навыков, манер, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода. Другими словами, это длительное и постепенное освоение человеком способов, норм, практических рекомендаций в повседневной жизни. Это происходит в процессе взаимообмена между личностью и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные черты личности, а, с другой – личность сама влияет на свою культуру. Человек подчиняется стереотипам, процедурам, принятым в группе, культуре. Эти процедуры зафиксированы в жестовой, телесной коммуникации, устной речи, письме и чтении. Содержание процесса инкультурации составляет личностное развитие, социальные коммуникации, приобретение основных навыков своего жизнеобеспечения. Инкультурация включает в себя следующие социально – культурные элементы: - языковая система; - ценностно – смысловые ориентиры, - процедура развития творческой деятельности, - совокупность накопленных достояний в культуре, - традиции и формы преемственности. Первым условием инкультурации является самоутверждение личности во времени. Для этого ей необходимо присваивать обретенные умения, способности, готовить возможности для творчества и таким образом обретать определенную независимость от природных, общественных условий в постоянно меняющихся обстоятельствах. Это покорение времени личностью происходит через создание автономного культурного пространства. Следующим условием инкультурации становится присвоение различных способов овладения пространством, его «видение». Иметь возможность видеть – значит иметь возможность предсказывать, бежать впереди времени и путем «чтения» пространства. Но наиболее важным в этом процессе для человека становится овладение знанием, опытом, нормами, умениями для того, чтобы переводить неопределенности истории в понятные человеку время и пространство мира культуры. Основными механизмами инкультурации являются имитация, т.е. повторение людьми привычных навыков поведения, наблюдаемых в поведении других людей, и идентификация, в ходе которой детьми усваивается поведение родителей. Помимо данных позитивных механизмов инкультурации, есть и негативные механизмы – стыд и вина. Основными агентами инкультурации являются семья, группа сверстников, учебные заведения, средства массовой информации, различные политические и общественные организации. На разных этапах жизни эти факторы действуют по – разному. В раннем детстве ведущую роль в становлении человека играет семья. В последующем действуют и другие факторы. Процесс инкультурации долговременный, действует на протяжении всей жизни человека. В результате его человек обретает способность к самостоятельному освоению социокультурной реальности, накапливает собственный жизненный опыт, начинает играть различные социальные роли. 4. Культура (доминирующая, субкультура, контркультура) как способ саморазвития и самореализации личности. Каждое общество имеет некоторое сочетание основных элементов культуры, символов, убеждений, ценностей, образцов поведения, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей (базовой, основной) культурой. Ее содержание составляет общечеловеческий символ ценности и образцы поведения. Система ценностей, традиции, обычаи, присущие той или иной социальной группе, – часть общей культуры, называемой субкультурой. Существование субкультур связано с тем, что никакое общество (как и никакая культура) не может быть абсолютно однородной. Формирование субкультур происходит этнографическим, конфессиональным, профессиональным, функциональным признаком на основе возрастной или социальной специфики. Субкультуры идентичны или близки базовой культуре, от нее они отличаются лишь некоторыми элементами или чертами культуры. Но субкультуры стремятся сохранить определенную автономность от других культурных слоев и групп. В силу этого они отличаются некоторой локальностью и определенной замкнутостью, сохраняя при этом лояльностью, к основным ценностным установкам основной культуры. Субкультуры не ставят перед собой целью переделку господствующей культуры, а по – своему приспосабливаются к ней. Но в обществе нередко появляются элементы, которые находятся в оппозиции к господствующим образцам культуры или полностью их отрицают. Такие социокультурные установки, которые не просто отличаются от доминирующей культуры, но и противостоят ей, находятся в конфликте с господствующими ценностями, обозначаются понятием «контркультура». Этот термин появился в научной литературе во второй половине XXв. Он был введен американским социологом Т. Роззаком, который пытался объединить различные духовные явления, направленные против господствующей культуры, в относительно целостный феномен. Примерами контркультуры служат богема, движение хиппи, преступная субкультура. На определенном этапе контркультурами были раннее христианство в Римской империи, воззрения религиозных различных сект в эпоху Средневековья, светская культура в эпоху Возрождения и т.д. Возникновение контркультуры – явление достаточно распространенное. Контркультура, несмотря на враждебное к ней отношение со стороны доминирующей культуры, тем не менее воздействует на нее. Ее ценностные ориентиры растворяются в лоне господствующей культуры, которая под их влиянием начинает изменяться. Таким образом, контркультуры обладают мощным творческим зарядом, способствующим динамике культуры. Тема 7. Мировоззрение как явление культуры. 1. Мировоззрение, его сущность, место и роль в культуре. Каждый человек формирует свой взгляд на мир, который может быть ошибочным или правильным, наивным или обоснованным, в зависимости от конкретных обстоятельств жизни человека. Под мировоззрением понимается, во-первых, система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, во-вторых, характерные для конкретного человека культурные способы восприятия, интерпретации и объяснения мира. Современная наука выделяет три основных типа мировоззрения : - житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; - религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхестественного мирового начала; - философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. На основе рационального осмысления культуры философии вырабатываются новые мировоззренческие ориентации. Носителем мировоззрения всегда является личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Мировоззрение имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей. В мировоззрении выделяют три компонента: миропонимание, мировосприятие и мироощущение. Миропонимание представляет собой совокупность знаний, имеющих большое значение для целостного восприятия мира и относящихся к прошлому, настоящему, а также и будущему. Мировосприятие выражается в определенных образах реальности, которые формируются либо в практической жизни, либо в искусстве, литературе, религии, науке. Именно эти образы придают наглядность тем мировоззренческим установкам, которые вырабатывает человек. Мировосприятие человека может выражаться через образы родителей, знакомых, литературных и кино героев. А наше понимание того, что хорошо, а что плохо в обществе и как оно должно быть устроено, часто задается этими образами. Мироощущение – это ощущение гармонии с миром или разладом с ним. Мы можем рассматривать важные аспекты мировоззрения с чувством радости или стыда, ожидать с чувством оптимизма, пессимизма, смятения, беспокойства. 2. Формы мировоззрения: мифология, религия, философия. Ученые считают, что существует несколько форм мировоззрения: мифология, религия, философия. По их мнению, первой формой существования мировоззрения является миф. Миф (от греч. «предание, сказание») – это сказание как символическое выражение некоторых событий, имевших место у определенных народов в определенное время, на заре их истории. В этом смысле миф представляется изображением событий народной жизни в свете религиозного верования. В нем отражена мудрость различных народов, которые в такой причудливой, сказочной форме постигали мир. В мифах отражены важнейшие мировоззренческие вопросы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы), о происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы) и т.д. особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия), а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. В мифологии отсутствовали четкие границы мира и человека, все слито, не расчленено. Это – целостное мировоззрение, с помощью которого осуществлялась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, формы поведения человека. Вторая форма существования мировоззрения – это религия, о которой в научной литературе можно найти несколько сотен определений. В общем, они сводятся к следующим принципиальным положениям: религия – это 1. один из компонентов духовной сферы общества наряду с культурой, образованием и наукой; 2. один из фундаментальных институтов человеческого общества; 3. сфера общественного сознания, отличительной чертой которого является вера в сверхъестественное; 4. специфический тип мировоззрения и мироощущения, т.е. совокупность взглядов на мир как творение бога; 5. совокупность ритуальных действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к богу и обращается к нему в молитве, жертвоприношении и т.п. 6. система верований и действий, с помощью которых решаются фундаментальные вопросы человеческой жизни. Все религии подразделяются на политеистические (многобожие) и монотеистические (единобожие). Их также можно группировать на архаичные религии (тотемизм, фетишизм) и мировые религии (христианство, ислам, буддизм). Архаичные религии основаны на верованиях и мифах, которые составляют основу мифологии. Основой мировых религий выступает религиозная вера. В отличии от мифа, в монотеистической религии обожествляется не внешняя природа, а внутренняя душевная сущность человека, происхождение которой ведется от единого бога. В истории культуры религия неразрывно связана с нравственностью: вера вдохновляет человека на служение добру. Религия помогла развитию философии, логики, математики, алхимии и астрономии. Важную роль в формировании мировоззрения играет философия. «Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знания о Космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни» (Г. Майер) Философия – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях. Философия является теоретическим ядром мировоззрения. Она стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру и фантастические представления о мире, философия базируется на научно – теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений. Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность. «Чистая сущность» всего того, что окружает человека, и тем более того, как он должен действовать в будущем, является во многом результатом философского мышления, пытающегося объединить в единое целое разные формы познания мира начиная с результатов конкретных наук и кончая анализом традиций, духа эпохи и стиля ее мышления. |