Главная страница

Краткий курс культурологии. Краткий курс лекций по культурологии ч.1. Курс лекций по культурологии по материалам методического пособия О. Н. Новикова Философия образования


Скачать 78.17 Kb.
НазваниеКурс лекций по культурологии по материалам методического пособия О. Н. Новикова Философия образования
АнкорКраткий курс культурологии
Дата18.12.2021
Размер78.17 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКраткий курс лекций по культурологии ч.1.docx
ТипКурс лекций
#308480
страница4 из 4
1   2   3   4
Тема 8. Социодинамика и глобальные проблемы современности.
1.Определение глобальных проблем современности.

Глобализация (от лат.qlobus – шар) – это процесс перерастания какого-либо явления в явление мирового масштаба и его трансформации в целостную всемирную среду.

Процессы глобализации становятся возможными, когда создаются предпосылки для возникновения единой мировой инфраструктуры, когда достигается определенный уровень стандартизации и унификации жизни людей. Данный процесс проявляется практически во всех областях жизни людей, так в сфере экономики, он стал возможным благодаря возникновению свободного рыночного пространства, единой всемирной инвестиционной среды, созданию унифицированной законодательной базы и т.д. В сфере политики проявлением глобализации является попытка создания политических суперсистем (Европарламента, Совета Европы, ЕЭС).

Глобальный характер обретают не только позитивные процессы человеческого развития, но и негативные, которые возникают в результате развития общества и угрожают человечеству не только регрессом, но и в целом его существованию. Эти процессы получили название глобальных проблем современности.

Прежде всего, глобальную угрозу существования жизни на земле несет возможность термоядерной войны. Экологический кризис – главнейшая проблема современности, связанна с резким ухудшением природной среды обитания людей. Не менее важной глобальной проблемой считается вопрос преодоления разрыва, в уровне социально-экономического и культурного развития различных государств мира. В последнее время демографический кризис, связанный с усилением антропологического давления на биосферу, вносят в число глобальных проблем современности.

Впервые внимание мировой общественности на существование глобальных проблем обратили ученые Римского клуба (всемирная неправительственная организация, созданная в 1968г.). Исследовав тенденции планетарного развития, ученые выказали обеспокоенность, его будущим состоянием: подняли проблему пределов роста народонаселения, промышленного и сельскохозяйственного производства, загрязнения окружающей среды и т.д. По их мнению, с выходом за данные пределы, человечество столкнется с проблемой исчерпанности сырьевых, продовольственных ресурсов и (как следствие) выживания.

2.Причины возникновения глобальных проблем.

По своему происхождению, глобальные проблемы являются результатом человеческой деятельности, рождены стихийным развитием цивилизаций, размежеванием культурных центров и периферий, неравномерным научно-техническим, экономическим, социально-политическим и культурным развитием стран и регионов. Например, проблема угрозы термоядерной войны порождена фактором страха, который стимулирует наращивать в целях самозащиты гонку вооружений. Решение данной проблемы позволит высвободить колоссальные средства, направляемые на гонку вооружений, создаст благоприятные возможности для корректировки других проблем. Хотя попытки остановить гонку вооружений предпринимаются, но проблема еще далека от своего разрешения.

Экологическая проблема создана безрассудными и стихийными потребностями индустриального общества. Неумелое использование человеком достижений научно-технического прогресса привело к увеличению нагрузок на все системы биосферы: атмосферу, гидросферу, литосферу, растительный и животный мир. Как результат: загрязнение воздуха, воды, гибель фауны и флоры, появление озоновых дыр, изменение климата и др. Если в предыдущие столетия, природа еще была в состоянии самовосстанавливаться, то в ХХв. вмешательство человека в природные процессы оказалось настолько сильным, что нарушился баланс, во взаимоотношениях человека и природы, природы и общества, что создало угрозу уничтожения среды обитания человека.

До сих пор, в современной мировой культуре сохраняется разрыв между уровнем развития различных стран. Большая часть населения планеты проживает в развивающихся странах, которые обладают значительным запасом природных ресурсов, но производят меньшую часть общемирового валового продукта. Экономическая слаборазвитость порождает нищету, неплатежеспособность, социальную нестабильность, агрессивность. Несмотря на это, развитые страны продолжают использовать ресурсы развивающихся стран, для поддержания высокого уровня жизни, обрекая развивающие страны на постоянное социальное и экономическое отставание, что приводит к состоянию общемировой нестабильности и социальной напряженности.

Культурное достижение человечества (превышение рождаемости над смертностью) также влечет за собой негативное последствие – увеличивается антропогенное давление на биосферу, что ведет к дефициту естественных природных ресурсов. Как решение проблемы, некоторые ученые предлагают путь депопуляции (контроль за численностью населения).
3.Пути решения глобальных проблем.

Специальные исследования глобальных проблем включают в себя комплекс мер по их разрешению. Но наряду с принятием юридических нормативных документов, развитием экологического воспитания и образования, ужесточением санкций за нарушения и преступления, разработкой социальных программ по регулированию рождаемости и иного, многим ученым решение глобальных проблем видится в изменении самого человека, его культуры. Данное изменение должно быть направлено на восстановление гармонии человека и непрерывно изменяющегося мира.

Культурные изменения должны привести к рождению новых ценностей – социальных, этических, духовных, составляющих культурную атмосферу будущего. Для решения данной культурной трансформации необходимы не только большие материальные затраты, но и перестройка принципов, на которых базируется современная культура. Например, некоторые из них:

– произвести замену стандартизации многообразием и плюрализмом, которые будут вызваны новыми типами производства, структурой потребления, разнообразными формами политического поведения, сосуществованием религиозных различных систем и т.д.;

– развивать процесс, не только централизации, но и децентрализации культурных связей и отношений, что снизит значение разделения мира на развитый центр и отсталую периферию;

– обеспечить широкую информатизацию общества, что приведет за собой падение статуса бюрократии и социальной иерархии;

– «сделать» вновь человека главной общественной ценностью.

Ученые Римского клуба, в изменении, прежде всего природы самого человека, видят решение глобальных проблем. По их мнению, нынешний кризис является прямым следствием неспособности человека подняться до уровня, соответствующего его новой, созидательной роли в мире, осознать свою ответственность за его сохранение, дальнейшее развитие.
4.Будущее культуры.

Конец ХХ в. оказался насыщенным противоречивыми процессами, что и актуализировало вопрос направленности человечества и его культуры в ХХIв. Используя различные методологии, аргументы и доказательства, ученые рисуют разные сценарии будущего культуры, среди которых наиболее выделяются пессимистические и оптимистические.

По мнению пессимистов, культура находится в глубоком кризисе и движется к своему закату. Свидетельством данного процесса являются глобальные проблемы человечества, углубление социального неравенства, многочисленные локальные конфликты, кризис нравственности и морали. Впервые проблемы были обозначены в докладе Римскому клубу «Пределы роста», подготовленном под руководством Д.Медоуза. В докладе был сделан тревожный вывод о том, что человечество движется к катастрофе, избежать которую можно, только внедрив новые ценности и ориентации в культуре.

Большую известность в мире приобрели футурологические исследования О.Тоффлера, в которых автор доказывал неизбежность заката индустриального общества, что будет сопровождаться кризисными явлениями в культуре.

Картины возможного будущего человечества ярко представлены в литературе ХХв. (в книгах-предупреждениях Д.Оруэлла, О.Хаксли, Е.Замятина и др.).

Оптимисты, напротив, убеждены, что современная культура развивается в правильном направлении, что ее будущее за наукой и техникой, экономикой и новыми технологиями. Дальнейшее существование людей немыслимо вне научно-технического прогресса. За многотысячелетний процесс эволюции человек уже не сможет просто выжить в естественных условиях. Оптимисты считают, что в современной культуре, несмотря на ужасы войны, не произошло дегуманизации общества, в нем по-прежнему высоко значение личности, его свобод и возможностей. Научный прогресс ускорил процесс культурного сближения народов, их коммуникативное взаимодействие. Экономические, политические и культурные различия не мешают общекультурному прогрессу. Компьютерная революция, расширяющая информационные возможности человека, еще более ускорит процесс сближения культур, позволит человечеству выработать общие, необходимые для выживания принципы жизни. Культура и в новых условиях сохранит свои функции.
1   2   3   4


написать администратору сайта