Главная страница
Навигация по странице:

  • Основная учебная литература

  • Тема I . Культура как основное понятие науки культурологии.

  • Тема 2. Типология и социодинамика культур.

  • Краткий курс культурологии. Краткий курс лекций по культурологии ч.1. Курс лекций по культурологии по материалам методического пособия О. Н. Новикова Философия образования


    Скачать 78.17 Kb.
    НазваниеКурс лекций по культурологии по материалам методического пособия О. Н. Новикова Философия образования
    АнкорКраткий курс культурологии
    Дата18.12.2021
    Размер78.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКраткий курс лекций по культурологии ч.1.docx
    ТипКурс лекций
    #308480
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Краткий курс лекций по культурологии по материалам методического пособия О.Н. Новикова «Философия образования» ч 1

    Цели и задачи курса « Культурология»
    Изучение курса «Культурологии» в высшем учебном заведении направлено на формирование общей культуры специалиста. В соответствии с требованиями Государственного стандарта гуманитарной подготовки в системе высшего образования по окончании данного курса студент должен:

    знать основные культурологические понятия, понимать и уметь объяснить феномен культуры, её роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностях культуры;

    –иметь представление о специфике культурологического анализа и об основных методологических подходах к нему; знать основные школы, направления и теории принятые в культурологическом знании;

    –раскрывать взаимосвязи курса культурологии с другими гуманитарными дисциплинами – философией, социологией, историей, психологией, антропологией и др.;

    – уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста, включаться в межкультурный диалог, объяснять место и роль России в мировой культуре;

    – уметь выражать и обосновывать свою позицию по данным вопросам, использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности.

    Основная учебная литература

    1.Кравченко, А. И. Культурология: учебник/ А. И. Кравченко; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М.: Проспект, 2008,2009

    2.Золкин, А. Л. Культурология: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям/ А. Л. Золкин. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Юнити, 2009

    3. Костина, А. В. Культурология: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям/ А. В. Костина. - 4-е изд., стер.. - М.: Кнорус, 2009
    Тема I . Культура как основное понятие науки культурологии.


    1. Культурология. Место культурологии в системе гуманитарного

    знания.

    Культурология – одна из молодых дисциплин, формирующихся на стыке многих наук: философии, социологии, психологии, истории мировых религий, истории искусств и др. Она синтезирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры.

    Впервые, данный термин был предложен немецким философом Оствальдом в 1909г., который под «культурологией» понимал науку, изучающую культуру, общие закономерности культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры. Значительная роль в обосновании данной науки и закреплении её названия как культурологии принадлежит английскому антропологу Лесли Алвину Уайту. Обоснованию культурологии он посвятил свой труд «Наука о культуре» (1949г.).

    Предметом науки являются происхождение, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни через взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологий как разумных форм человеческого существования.

    Культурология стремится понять и объяснить закономерности общечеловеческого и национального культурных процессов, «живые» памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в создании, сохранении и передаче культурных ценностей.

    Среди основных задач культурологи выделяют:

    1) полное и целостное объяснение культуры, её сущности, содержания, признаков и функций;

    2) изучение генезиса культуры, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

    3) определение места и роли человека в культурных процессах;

    4) разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;

    5) взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;

    6) исследование развития различных культур, выделение связей между элементами культуры;

    7) исследование типологии культур и лежащих в их основе норм, ценностей и символов (культурных кодов);

    8) исследование проблем социокультурной динамики.

    Культурология активно взаимодействует с другими науками и представляет собой комплекс антропологических, гуманитарных и социологических знаний. В данной науке выделяются теория культуры (философия культуры), история культуры, история культурологических учений, социология культуры, культурная антропология и прикладная культурология. Система культурологических знаний находится в развитии.
    2. Культура как система. Функции культуры.

    В современном научном знании существует более 500 определений понятия «культура». Самое простое и ёмкое определение предложил американский учёный М.Херсковиц: «Культура – это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции, обычаи и мораль, и многое другое). Условно выделяют материальную (продукты человеческого труда, техника, жилища и т.д.) и духовную культуру (искусство, наука, религия, идеология, нормы морали и поведения, формы образования и воспитания).

    В учебных целях используют определение: культура (от лат. «возделывание», «воспитание», «развитие») – совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, форм человеческого поведения и деятельности, обретённых знаний.

    Культура имеет огромное значение для жизни общества и человека, выполняя многообразные функции. Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей, определяют и корректируют почти все формы индивидуальной активности человека в силу его связи с социальным окружением.

    Как технология деятельности (без учёта временного фактора) культура выступает средством очеловечивания мира. Отсюда её функции:

    – адаптивная функция представлена взаимодополняющими функциями: адаптации (приспособления), социализации (включения человека в общественную жизнь) и гармонизации (примирения рациональных и иррациональных начал в человеке). Задача данной функции состоит в превращении человека из биологического существа в социальное и стабилизации его в этом качестве;

    – преобразовательная – культура побуждает человека создавать свой мир артефактов, обогащает человека навыками, технологиями успешного преобразования природы, общества, самого себя;

    – функция трансляции социального опыта состоит в передаче социального опыта от поколения к поколению, от одной эпохи к другой. Разрыв культурной преемственности обрекает людей на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма);

    – регулятивная (нормативная) функция связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей с помощью морали и права, правил поведения и др.;

    – познавательная (гносеологическая) функция определяется не только способностью культуры накапливать знания о мире, но и формировать способы и механизмы познания мира. Культура выступает открытой социальной и интеллектуальной памятью человечества;

    – ценностная (аксиологическая) функция определяется способностью культуры формировать определенные ценностные потребности и ориентации, позволяя человеку различать хорошее и плохое, прекрасное и безобразное, добро и зло. Критериями такой оценки выступают нравственные и эстетические ценности. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека;

    – коммуникативная функция – форма и процесс общения и связи – осуществляется с помощью языка и общения людей, а также специфических языков науки, искусства, техники.

    Культура несёт в себе функции, различающиеся и по субъекту культурной деятельности. На уровне человеческого рода культура выступает средством укрепления и развития человеческого общества как особого, отличного от природы образования. На уровне социальной группы культура объединяет людей (классы, сословия, профессии и т.д.), дифференцирует их, выделяет в обществе как целостности. На уровне индивида культура обеспечивает его «подключенность» к богатству человеческой деятельности, способствует посредством этого развитию творческих способностей человека. Синтезирующая функция культуры – человекотворческая, в ней находят свое выражение все перечисленные функции.
    3.Культура: этимология слова и история понятия.

    Первоначальное латинское употребление слова «культура» происходит от слов colo, colere – «взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием». Впоследствии, в V в. до н.э. Цицероном этот термин был перенесен на человека и стал означать его воспитание и образование.

    В античности культура понимается как воспитание меры, гармонии и порядка, формирование культурного человека, личности, идеала человека. «Пайдейя» (культура) – процесс формирования культурного человека, поэтому надо у него развить разумную способность суждений, эстетическое чувство, способность жить в гармонии с природой, в соответствии с законами гражданского общества, достичь физического и нравственного совершенства (уметь защитить свою честь, достичь славы, брать на себя ответственность при принятии решений).

    В средние века складывается христианская культура, и культура понимается как преодоление ограниченности и греховности человека, его постоянное духовное самосовершенствование, осознание духовного родства с Богом.

    В ХVII в. «культура понимается как результат собственных человеческих свершений, то что возвышает человека».

    В ХХIII-ХIХ вв. культура стала рассматриваться как самостоятельное явление социальной жизни, впервые начинается теоретическое осмысление этого феномена. Немецкий просветитель И.Г.Гердер (1744-1803) понимал культуру как историческую ступень совершенствования человечества, через развитие науки и просвещенности. В данной трактовке культура синонимична «прогрессу». Карл Маркс рассматривал материальное производство как основу культуры общества, которое имеет связь со всеми сферами социальной жизни. Некоторые исследователи (А.Тойнби, О.Шпенглер) рассматривали общество и культуру как живой организм, в котором социальные институты являлись органами и частями тела, а социокультурные процессы – физиологическими. Культура подобно биологическому организму, проходит свой цикл от рождения до смерти.

    В ХХв. стали популярны иные воззрения, например антропологический функционализм: исследование культуры – это исследование того, как функционируют её составные части в отношении друг к другу и целому (идея неравенства культур). Во второй половине ХХ столетия выдвигается идея равенства культур. Современные концепции культуры – «постклассическая модель» культуры – выражает разочарование в возможностях разума. Данная модель строится на следующих положениях:

    – ориентируется на повседневную жизнь человека;

    – культура личности, этноса рассматривается и воспринимается человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия;

    – характерны пессимизм, идея абсурдности;

    – приоритет отдается личному над общественным в жизни человека;

    – скептическое отношение к преобразованию мира;

    – понятие «культура», как предельно общее, не может быть выражено через какое-то одно определение, полученное с помощью формально-логической процедуры.
    4.Формы культуры.

    Любая культура многогранна и многолика, её содержание облечено в разные формы. Морфология культуры – раздел культурологии, направленный на изучение типичных форм культуры, характеризующий её внутреннее строение как целостность.

    Основные формы культуры: мифология, искусство, мораль, религия, право, идеология, экономика, наука, философия.

    Мифология – одна из ранних форм культуры, которая включала в себя мифы, сказки, отражающие духовно-психологическую жизнь людей древнего общества. Тотемическая мифология: люди верили, в родственную связь с животными, растениями, скалами, явлениями природы. Позже, с переходом людей к земледелию возникла хтоническая мифология (хтон – земля): основанная на вере людей в могущественных существ с человеко-звериным обликом. Позже хтонические звероподобные боги вытесняются небесными богами с человеческим обликом.

    Мораль – форма культуры, которая включает представления людей о добре и зле, совести и стыде, вине и справедливости, включает запреты на плохие поступки и действия людей (появляются табу – первые моральные запреты).

    Искусство – как форма культуры, возникла уже в первобытном обществе, отражает действительность и духовную жизнь людей в художественных образах. Первоначально все виды искусства были слитны, едины (синкретичны–соединены в единый процесс – обряд ритуал). Эпоха античности выделила отдельные виды искусства:танец, песня, музыка, живопись, скульптура, архитектура, театр, литература, поэзия, киноискусство и т.п.

    Религия – форма культуры, отражающая стремление человека к жизни в единстве с Богом, воплощающем в себе высшее совершенство. В зависимости от представления людей о Боге, религии делятся на: монотеистические (иудаизм, христианство, ислам – вера в одного Бога); языческие (политеизм – вера во многих богов, восточные культуры); трансформировавшиеся в религию философские учения (буддизм, конфуцианство). По степени распространения в мире выделяют: мировые религии (буддизм, христианство, ислам), имеющие широкое распространение; локальные религии, влияние которых ограничивается рамками определенного региона или народа (иудаизм, даосизм).

    Право – форма культуры, направленная на деятельность государства по регулированию общественных отношений между людьми, на основе специально выработанных социальных норм – законов, обязательных к исполнению, всеми гражданами данного общества.

    Идеология – форма культуры, система жизненных, социально-культурных, политических идей, обобщающих отношение людей друг к другу, к обществу и миру.

    Наука – форма культуры, производящая новые знания о мире и человеке.

    Философия – форма культуры, которая формулирует обобщенную картину мира и понятийно-категориальную структуру мышления людей. Философия возникла в середине I тысячелетия до н.э. в трех регионах мира: в Элладе, Индии, Китае. Первые философы пытались открыть первоосновы жизни, одинаковые для всех народов, для всего мироздания.

    Экономика – форма культуры, содержанием которой является материальное обеспечение жизни человека в обществе в результате активноговоздействия человека на природу, ведения хозяйства определенными методами.

    Тема 2. Типология и социодинамика культур.
    1. Культура и цивилизация.

    Культуру, а иногда и общество в целом часто отождествляют с цивилизацией. Это понятие (от лат. сivilis – гражданский, государственный) было введено французскими просветителями для обозначения общества, существующего на началах Разума, Справедливости, Закона. И с конца ХIХ в. данный термин употребляется как синоним культуры, т.к. воплощает целостность всех культур, их единство, противостоящее варварству; является идеалом прогресса человечества. Более узкое представление данного термина рассматривается через достижения материальной культуры, как сферы вещей и услуг, облегчающей жизнедеятельность человека. А собственно культура, проявляется лишь через духовное творчество. На рубеже ХIХ-ХХ вв. данные понятия зачастую противопоставляются – О.Шпенглер, М.Вебер, Н.Бердяев; цивилизация трактуется как антигуманное вырождение культуры, что прежде всего связано с господством техники, урбанизацией, усилением материальных потребностей, упадком нравственности и духовности. В марксистской теории цивилизация выступает как ступень общественной истории, культуры, следующая за варварством, характер которой определяется общественным развитием и состоянием способа производства.

    В произведении «Закат Европы» О.Шпенглер разделяет культуру и цивилизацию – это два этапа общественного развития, по-разному относящиеся к жизни. Понятие «жизнь» заимствовано из теории романтизма, символизирующее полноту и многообразие переживаний, где культура является лишь частичным её выражением, проявляющееся через искусство, религию и социальную жизнедеятельность. В развитии культуры выделяют два основных этапа: на первом этапе своего развития, культура стремиться воплотиться в материальных формах, через духовное основание, выражающее определённые тенденции жизни. На втором этапе происходит кристаллизация духовного основания культуры через доминирование внешней эстетизации над внутренним духовным содержанием. На данном этапе культура превращается в цивилизацию, основными признаками которой являются технократизм, массовое производство и формализм. По мнению автора, цивилизация – это этап окончательной кристаллизации жизненных порывов и завершающий этап развития культуры.

    Н.Бердяев разделяет культуру и цивилизацию по их базовым установкам. Основной импульс культуры выражается через творчество и развитие личности, которые достигаются самоограничением и трагизмом. Импульс цивилизации – это «воля к жизни», выражаемая в стремлении использовать достижения культуры для потребительских интересов (стремление к комфорту, материальному благополучию). Исходя из разных импульсов, культура и цивилизация движутся в разных направлениях.

    В настоящее время цивилизация чаще всего рассматривается как состояние культуры, возникающее на определенном историческом этапе развития (показатели цивилизации – государство, города, право, деньги, письменность). Цивилизация воплощается в организации общественной жизни, через формы присвоения культурных ценностей, а культура акцентирует внимание на меру развития человека, его внутренний мир, духовные силы.

    Кроме того, цивилизациями называют уникальные исторические образования, ограниченные пространственно-временными рамками и отличающиеся характером своего отношения к миру, природе, обществу, самому человеку.

    С точки зрения культурологии – цивилизация рассматривается как социально-культурное образование, основу которого составляет уникальная, однородная культура, являющаяся своего рода «пересечением» культуры и общества.
    2.Единство и многообразие культур. Специфика их развития и изменения.

    Единство культуры и многообразие культур является одной из проблем теории антропосоциогенеза – совместного процесса зарождения и развития человека и общества. Человек одновременно формируется как биологический организм и как создатель культуры. Становление истории человечества начинается не только с появлением человекоподобного существа, но и с зарождением культуры. В теории антропосоциогенеза выделяются два больших этапа: первобытный – становление человека и социума характеризуется высоким уровнем мутационных процессов и однообразием культуры (гомогенная – однородная); современный – отличается медленным темпом генетических изменений, ростом многообразия культур и возрастанием темпов социальных изменений. Единство культуры является базовым, для всех последующих этапов и форм её развития. Проведение типологии культуры в условиях её динамических изменений основывается на двух базовых аспектах – социальном и историческом. Исторические типологии проводились О. Шпенглером, Н.Я. Данилевским, Н.Л. Гумилевым, А.Тойнби, К.Ясперсом и др.

    К.Ясперс анализирует историю развития культуры относительно становлению философского типа мышления, выделяет два этапа развития: осевой, характеризующийся появлением философии, науки, мировых религий и гуманитарной направленностью; доосевой, складывающийся в 9-8 в. до н.э. и отличающийся архаичностью. Хронологическим этапом их разделения является середина I тыс. до н.э.

    Основоположник «теории локальных цивилизаций» А.Тойнби, устанавливает три этапа развития каждой цивилизации: архаический, существовавший до появления письменности и соответствующий первобытному строю; письменный, связываемый с постройкой первых городов, образованием государств, развитием разделения труда и товарного обмена; современный, характеризующийся формированием цивилизаций на основе церквей, высоким техническим оснащением и развитием коммуникационных систем.

    А.Тойнби и О.Шпенглер признают цикличность развития цивилизаций, проходящих стадии рождения, роста, падения и разложения. Эти идеи находят выражение в теориях Н.Я.Данилевского и Л.Н. Гумилёва.
    3.Основные культурологические школы и направления.

    Научный, систематический характер представления о культуре стали приобретать в новое время, в XVII-XVIII вв.

    Первыми о многообразии культуры заговорили немецкие ученые И.Г.Гердер и И.Форстер. В их работах появились идеи о культуре характерные для современного культурологического знания. Так, в своей работе «Идеи к философии истории человечества И.Г.Гердер утверждал, что культуры обладают способностью развиваться из самих себя. Данный факт и составляет закон прогресса в истории. Закон прогресса в природе он понимал как восходящий ряд живых существ, в истории усматривал его в устремленности человеческого общества к гуманности.

    Первым теоретическим представлением считается эволюционистский взгляд на культуру (Э.Тейлор, Дж. Фрейзер, Г.Спенсер, Ш.Летурн, Л.Г.Морган), который появился в результате изучения жизни народов, их культур. Данная концепция строится на идеи линейности, единства человеческого рода и единообразия, стадиальности, прогресса в развитии культуры от простого к сложному. Данная парадигма много внесла в понимание человеческой природы, функций культуры, закономерностей ее развития.

    В ХIХв. на волне исследований по проблемам научных культур становится самостоятельной областью знаний научной рефлексии философия культуры, а её предметом – человек и создаваемый им символический, искусственный мир.

    Важным направлением в развитии культурологических идей стало социологическое направление (О.Конт, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Г.Зиммель), исследующее соотношение элементов культуры и социального устройства, показывающее, как культурные ценности воплощаются в культурной реальности. Социологию культуры, особенно её аналитическое направление, развивали Ч.Кули, У.Томас, Д.Мид.

    В ХIХв. в качестве самостоятельного в науках о культуре выделяется психологическое направление, исследующее различные формы проявления духа культуры (мифы, сказки, мораль, быт, нравы). Новый подход в культурологических исследованиях заложило психоаналитическое направление. Данная концепция позволила более основательно понять не только логику, но и чувственные стороны человеческого мировосприятия, основания культурных феноменов (З. Фрейд, М.МИД, Б.Бенедикт, К.Г.Юнг).
    4.Современные культурологические школы и теории.

    Предмет культурологии – становление и динамика культуры. Её задачи направлены на поиск и исследования культурно значимого факта. Исторически культурология, определялась исходя из генезиса, формирования и развития культуры, разных её составляющих – этнической (где материал предоставлен этнографией, антропологией), материальной культуры (история в артефактах и нарративах), художественной культуры (искусство), языковой культуры (семиотика, лингвистика), духовной культуры (религиоведение, этика и история морали). Аксиологический подход (определяющий ценностные приоритеты) к рассматриваемым культурологией культурным процессам и явлениям позволил выделить множество культурологических теорий понимания сущности динамики культуры и процесса её становления.

    Отечественная культурологическая традиция богата творческими личностями, создавшими собственные школы. Некоторые авторы исходят из оппозиции культуры как рукотворного, опредмеченного социального опыта человека, порожденного его творческой силой, отчуждением собственных сил и натуры, природы, покоряемой человеком. Культура – упорядочение естественного хаоса (И.Пригожин), порождение взаимодействия этноса с природной средой (Л.Н.Гумилев).

    Школа Ю.М.Лотмана знаменита развитием структурно-семиотического подхода к изучению культуры и произведений искусства. Сторонники данной школы, анализируя семантику знаковых систем, пришли к идее текстуальной тотальности культуры, возможности познания закономерностей развития культуры через освоение кодов языков культуры, многогранности коммуникативных связей «семиосферы».

    Особое место в науке занимает диалогический подход к пониманию сущности культуры и способа её бытия, развитый выдающимся ученым М.М.Бахтиным и его последователем В.С.Библером. Поступок личности, мотивированной нравственным императивом – идеей ответственности, создает культурные ценности и придает смысл деятельности человека. Человеческое общение – это диалогическая система, в которой акцентируется эстетическая сторона. Авторы указывают на созидающую силу диалога как универсального способа миропостижения и мироосвоения. Феноменологический подход (М.Хайдеггер) указывает, что культура – утраченное прошлое, изгнанное из мира МАН (безличного начала), хранимое в произведениях искусства и поэзии какого – либо народа.

    Философия жизни выражает мысль, что культура – вечное возвращение того же самого, в ней, жизни, отмирает отжившее, порождая новое. Эпоха нигилизма возвещает о близящемся приходе «сверхчеловека», того, кто вдохновит культуру (Ф.Ницше).

    Психоанализ – это психологическая концепция, разработанная австрийским психотерапевтом З.Фрейдом. Она строится на предположении, что комплекс патологических представлений, «вытесняемых» из сознания, действует уже из сферы бессознательного или из совокупности инстинктов и, проникая в сознание, угрожает его духовному единству. Строение психики отражено в культуре, и по её символическим формам можно судить об общем духовном состоянии общества. Результатом подавления бессознательного становится формирование репрессивной культуры и морали, угнетающей личность. В душе каждый человек является противником сдерживающей его культуры. Перед современным человеком открываются две перспективы: либо он становится счастливым вопреки условностям морали и переступает все барьеры, свободно реализуя свои желания; либо он пользуется достижениями культуры, принимая все её ограничения и запреты, но чувствует себя несчастным и подавленным. Нормы культуры подавляют бессознательное, заставляя Эго следовать принципу реальности.

    Деятельностный подход к определению культуры раскрывается через деятельность человека по созиданию культурных благ, через преображение природы и прошлый опыт (идеи в работах Г.Гегеля и К.Маркса). Культура – это сфера, творящаяся людьми малосознательными, но Абсолютный разум руководит их действиями и направляет их деятельность. Приобщение индивида к культуре возможно через преодоление своей индивидуальности в процессе образования.

    Ценностный подход к пониманию культуры ставит ударение на общечеловеческом, значимом в культуре, на тех культурных благах, которые задают динамичное развитие культурного процесса (М.Бахтин, М.Каган, С.Столович).

    При технологическом подходе культура трактуется как система обновления технологий (способ обработки природного окружения, инноваций, изобретений). Его сторонники разработали направление философии техники; так для М.Хайдеггера – техника есть «постав», преобразующая природу сила и способ практической деятельности, а М.Маклюэн указывал, что каждое новое изобретение отменяет предыдущее.

    Семиотический подход к культуре рассматривает её как систему транслируемых и изменяемых культурных символов, благодаря которым социальный, исторический опыт транслируется, понимается, изменяется человеком (К.Леви-Строс, Р.Барт, Ю. Кристева).

    Уральская школа Л.Н.Когана делает ставку на изучение социодинамики культуры. Формирование культуротворческих качеств человека, взаимодействие личности и культуры в определенном пространстве и времени делают культуру общественным явлением.

    Петербуржец М.С.Каган разрабатывает методологию системного исследования применительно к изучению человеческой деятельности, культуры, искусства как сложно организованных, функциональных, исторически развивающихся и самоорганизующихся систем.

    Данные подходы не исчерпывают содержания понятия «культура» ведь, сколько авторов пишут о культуре, столько и сфер интересов раскрывающих данный термин.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта