взаимодействия воспитателя с родителями. В2-20 Теоретические и методические основы взаимоействия воспитат. Курс лекций по мдк 04. 01 теоретические и методические основы взаимодействия с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации
Скачать 341.2 Kb.
|
Методы и средства семейного воспитанияМетоды воспитания в семье – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. В связи с этим они достаточно прочно увязаны с общими методами воспитания, но имеют соответствующую специфику, обусловленную следующими концептуальными положениями: а) влияние на ребенка осуществляется исключительно индивидуально и основывается на его конкретных действиях и поступках, а также приспособлении к его психическим и личностным особенностям; б) выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье, особенностей воспитательного взаимодействия и др. Вследствие этого методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Считается, что сколько родителей – сколько и разновидностей методов. Однако, в большинстве семей используются общие методы семейного воспитания к которым отнесены: * метод убеждения, предусматривающий педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями. В качестве его средств преимущественно используются объяснение, внушение и совет; * метод поощрения предполагает использование системы педагогически целесообразных средств (похвала, подарки, формирование перспективы) с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычек поведения; * метод совместной практической деятельности подразумевает участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности (посещение музеев, театров; семейные выезды на природу; благотворительные акции и поступки и д.р.); * метод принуждения (наказания)предполагает применение по отношению к ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. Как правило, в качестве средств наказания используется лишение его определенного перечня значимых для него удовольствий – просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера и д.р. Несомненно, что в семейном воспитании могут применяться и другие методы педагогического взаимодействия с детьми. Это обусловлено спецификой семейного воспитания в каждом конкретном случае. Однако их выбор должен опираться на ряд общих условий: ¨ знание родителями своих детей и учет их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие домашние и общественные поручения выполняют, какие трудности испытывают и др.; ¨ личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление и способность воспитывать детей личным примером; ¨ в случае предпочтения детьми общения с родителями приоритет отдается методу совместной практической деятельности; ¨ учет уровня педагогической культуры родителей. Однако рациональные духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате реализации лишь представленных принципов, правил, методов и средств воспитания. Для этого должны быть созданы соответствующие педагогические предпосылки. Их взаимодействие может быть рассмотрено в моделях семейного воспитания. 4.Понятия «семья», «брак», «семейные отношения». Семья. Существует пять фундаментальных институтов общества - институт семьи и брака, политические институты, экономические институты, институты образования, институт религии. Семья является одним из главных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Поэтому когда мы говорим о важнейших социальных институтах, то в числе первых называем семью. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие. Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Брак. Русское слово «брак» восходит к древнерусскому «брачити», что означает «отбирать», т. е. выбирать хорошее, нужное и отбрасывать плохое, ненужное. Это порождает некоторую двусмысленность термина, которым в юридической сфере обозначают семейный союз, а в производственной - испорченную, некачественную продукцию. В украинском, белорусском, польском, чешском и некоторых других славянских языках эти два явления спутать гораздо труднее, потому что брачный союз обозначается термином «шлюб», который берет свое начало от древнеславянского слова «сълюб», обозначающего торжественное обещание. «Слюбитись» - означает договориться. Брак - институт, регулирующий отношения между полами. Брак представляет собой санкционированную обществом форму отношений между полами и к потомству, т. е. средство регуляции половых отношений и воспроизводства населения. Таким образом, брак - это свободный равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый с соблюдением порядка и условий, установленных законом, образующий семью и порождающий взаимные личные и имущественные права и обязанности между супругами. Как видим, уже само определение этого социального явления содержит противоречие: с одной стороны, «свободный», а с другой - «обязанности». Но это противоречие не логики, а жизни, самой действительности. Свободно вступая в союз, люди добровольно принимают на себя обязательства, нормы поведения в данном союзе. Современный брак является моногамным и представляет собой высшую на данном этапе развития человечества форму моногамии, т. е. прочного, устойчивого единобрачия, возникшего в человеческом обществе на протяжении длительного периода его развития. Моногамный брак является исторически четвертой формой брака, в которой отношения между мужчиной и женщиной полностью подчинены нормам, господствующим в данном обществе. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на: - супружеские (жена, муж), - родительские (мать, отец), - детские (сын, дочь, брат, сестра), - межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Семейные отношения. Всю совокупность семейных отношений можно разделить на семь видов. Социально-биологические отношения охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи, рождаемости, гигиены и, вообще, пола и половой жизни, физического совершенствования и наследственности, а также родственных отношений между членами семьи. Хозяйственно-экономические отношения, образующие материальную основу бытия семьи включают ведение домашнего хозяйства, семейный бюджет, распределение обязанностей по дому и тому подобное. Юридические отношения характеризуют правовое регулирование брака и развода, личных и имущественных прав и обязанностей супругов, отношения между родителями, детьми и другими родственниками, вопросы наследования и усыновления. Нравственные отношения охватывают вопросы семейных чувств, прежде всего любви и долга, и нравственных ценностей семьи, идейно-нравственного воспитания и т.п., создавая в то же время фундаментальную основу развития ребенка как человека и гражданина. Психологические отношения представляют из себя сферу взаимодействия психического склада членов семьи и реализуют моменты их совместимости, психологического климата в семье, формирования чувств и межличностных отношений, развития ребенка как личности. Педагогические отношения касаются вопросов семейной педагогики и реализации воспитательных функций семьи. В психологии и педагогике семьи выделяются три важнейшие сферы семейных отношений - хозяйственно-экономическую, нравственно-психологиче- скую и интимную. Вопросы для самоконтроля: Дайте характеристику понятия семьи. Охарактеризуйте понятие «брак». Какие виды семейных отношений вы знаете. Что является предметом семейного воспитания? Какова цель семейного воспитания? Какие вы знаете методы семейного воспитания? Объясните, в чем проявляется первостепенность семьи в формировании личности ребенка. Определите, что такое воспитательный потенциал семьи и как он влияет на личность ребенка. Лекция № 2. История становления и ведущие тенденции развития семейного воспитания. Цель лекции: познакомить с историей становления и ведущими тенденциями развития семейного воспитания. Вопросы: Развитие семейной педагогики Ведущие тенденции развития семейного воспитания Развитие семейной педагогики Особенностью развития педагогики периода рубежа XIX-ХХ вв. в России является факт бурного развития наук о человеке, что позволило ученым-педагогам не только поставить в центр внимания изучение личности ребенка как сложной развивающейся системы, но и учитывать интересы, потребности, склонности самих детей, их природные возможности и дарования. В 1880-1890-е гг. в России значительно возрос общественный и педагогический интерес к проблемам воспитания детей в семье. Начала складываться новая отрасль педагогического знания – семейная педагогика. Отмечая ошибки семейного воспитания, педагогическая теория рассматриваемого периода была готова предоставить практике воспитания научно обоснованные методы, приемы, содержание, формы и правила воспитания детей в семье. В русской педагогике конца XIX – начала ХХ в. формируется и развивается несколько направлений семейного воспитания: 1) народность в семейном воспитании (Д.Д. Семенов, М.И. Демков) (опора на народную культуру, родной язык и православную духовность в ходе воспитания); 2) свободное семейное воспитание (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель) (самопроизвольного развития творческих сил и способностей ребенка в семейной атмосфере, что предполагает свободу отношений с родителями и учителями); 3) антропологическую теорию семейного воспитания (П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев) (совместная деятельность всех субъектов воспитательного процесса по созданию, поддержанию и воспроизводству условий, способствующих саморазвитию, самореализации, самовоспитанию); 4) религиозно-нравственное семейное воспитание (В.В. Зеньковский, В.В. Розанов) (религиозность понимается как совершенствование личности на основе нравственных знаний); 5) естественно-научное направление в семейной педагогике (В.М. Бехтерев, В.В. Гориневский). Построение семейной педагогики на основе антропологического принципа восходит к наследию К.Д. Ушинского. В современной историко-педагогической литературе отмечается, что антропологическое течение в семейной педагогике рубежа XIX-ХХ вв. было самым авторитетным и признанным. Представители этого направления детально разрабатывали принципы, средства и методы воспитания детей в семье, изучали приемы педагогического стимулирования поведения детей и общие условия успеха семейного воспитания. В некоторых работах историко-педагогического плана идеи и теории В.М. Бехтерева, В.В. Гориневского, А.А. Бернштейна, А.Н. Дернова-Ярмоленко и других характеризуются как развитие и продолжение антропологического направления в семейное педагогике. Однако Н.С. Даведьянова убедительно доказывает, что названные ученые создали внутри антропологического направления естественно-научную теорию семейного воспитания. Педагоги – приверженцы принципов так называемой медицинской педагогики занимались вопросами гигиены в семье и школе, впервые предложили научно обоснованную теорию полового просвещения и воспитания детей. Разработка проблем семейного воспитания в русской педагогике конца XIX – начала ХХ в. шла на фоне пристального интереса со стороны общественности к воспитанию в семье. В это время издаются многочисленные журналы, адресованные матерям «На помощь матерям» «Семейное воспитание» «Педагогический листок» «Образование», «Женское образование», в которых печатаются статьи о состоянии и проблемах семейного воспитания. Появляется некий жанр – «письма к интеллигентной матери», в рамках которого ведется педагогическое просвещение женщин, даются представления о правильном воспитании детей, формулируются проблемы и способы их разрешения. Таким образом, в конце XIX – начале ХХ в. педагогическая мысль в России плодотворно разрабатывала проблемы семейного воспитания в различных его аспектах. Ведущие тенденции развития семейного воспитания Изучение воспитательных целей семьи было проведено в 1994 - 1995 гг. методом анкетирования опрошено 850 родителей столицы Среднего Урала г. Екатеринбурга, у которых дети 3 - 5 лет посещали детские сады. При формировании выборочной совокупности применялся метод квотного отбора по признакам пола, возраста, образования. Заполнение анкет респондентами осуществлялось самостоятельно. Родителям предлагалось самим определить цели воспитания, основные методы формирования ценностных ориентаций и установок подрастающего поколения в новых социокультурных условиях. В 2010 - 2011 г. по аналогичной методике было опрошено 730 родителей детей дошкольного возраста. Метод сравнительного анализа изменений за длительный период применялся, в частности, Т. А. Гурко при изучении подростков, воспитывающихся в различных типах семей [Гурко, Орлова, 2011]. Обратимся к данным изучения родительских установок на воспитание детей, которые существовали в первые годы перехода к рыночной экономике. Тогда многие семьи оказались в ситуации, когда нужно было в первую очередь обеспечить физическое выживание взрослых и детей. Матери и отцы были озабочены не проблемами их воспитания, а поиском средств к существованию. Дети, которые родились на переломе эпох, оказались вне систематического приобщения в семье к определенной нравственной, трудовой, эстетической культуре. Причина заключалась не только в том, что взрослые были заняты на нескольких работах и не имели времени на занятия с детьми. Семья потеряла ориентиры своей воспитательной деятельности. Раньше родители получали совокупность представлений о целях, направленности своего воспитательного воздействия из газет, телепередач, от учителей на родительских собраниях, из кинофильмов, художественной литературы. Тогда речь шла о формировании с раннего детства качеств "всесторонне развитой личности". Крушение социализма потребовало отказа от прежних ориентаций родителей в деятельности по социализации растущего человека. Однако новые представления о том, что воспитывать у детей для обеспечения успешной адаптации к требованиям рыночной экономики, не были сформированы, никем не пропагандировались. Телевидение демонстрировало в телесериалах способы приспособления к новой жизни разного рода бандитов, шулеров, спекулянтов. Газеты публиковали сенсации о личной жизни актеров, спортсменов, политиков. Направленное формирование ценности честного труда, порядочности, принципиальности, долга, ответственности, любви к Родине исчезло из СМИ, из системы общего и профессионального образования, произведений искусства. Опрос родителей детей дошкольного возраста, проведенный в середине 90-х гг. XX в., выявил цели, которыми руководствовались в то время матери и отцы в воспитании подрастающего поколения. Следует отметить, что 28% респондентов вообще не смогли их определить. Они не задумывались о том, как развивается ребенок, что он усваивает, какие качества у него формируются под влиянием различных, чаще всего не контролируемых родителями, влияний внешней среды. В таких семьях дети росли "как трава в поле". Такого не было даже в те далекие времена, когда родители, не владеющие грамотой, тем более знаниями по педагогике, занимались социализацией подрастающего поколения. Взрослые стремились вырабатывать у детей трудолюбие, умение заботиться о других людях, честность, совестливость, чувство долга, ответственность. Какая же культура поведения должна была утверждаться у детей, рожденных в начале 90-х гг., к моменту достижения ими взрослого состояния в 2010- 2012 гг., если они росли в семьях, не занимающихся воспитанием этих важнейших качеств? В мнениях родителей о целях семейного воспитания : Воспитать самостоятельным человеком Добрым, ответственным Умеющим понимать других людей Порядочным Разносторонне развитым Умеющим любить родителей Смелым Честным Предприимчивым Здоровым Выделение значимости самостоятельности объясняется тем, что родители не хотят постоянно контролировать каждый шаг ребенка, заниматься его обслуживанием. Однако сравнительно низкая ценность этой цели указывает на то, что в то время взрослые вообще не задумывались о том, что данная способность развивается не только в результате природной потребности ребенка делать все самому без помощи других людей. Социокультурное содержание самостоятельности заключается в умении без побуждения извне включаться в домашнюю работу, активно приобретать новые знания из различных источников информации, контролировать свое поведение в общественных местах, быть успешным учеником в школе, качественно выполнять в будущем производственные обязанности. В условиях демократизации общественной жизни существенно возросли требования к самостоятельности человека. Появление разной по направленности и содержанию информации, получаемой из СМИ, интернета о вариантах адаптации к рыночной экономике обостряет необходимость приобретения умения самостоятельно выбирать те жизненные ценности, которыми индивид руководствуется в своей повседневной жизни. Новая свобода породила соблазны пойти по пути удовлетворения сиюминутных потребностей, наносящих вред здоровью, создающих угрозу жизни, нередко ведущих к нарушению закона. Многие родители тогда не понимали важности воспитания у поколения 90-х гг. навыка самостоятельного обоснованного выбора ведущих жизненных ориентаций и установок. В этом заключается одна из причин распространения за прошедшие 20 лет наркомании, ВИЧ-инфекции, алкоголизма, преступности среди значительной части молодежи. На важность выработки умения быть добрым человеком в то время указал только каждый пятый респондент, хотя в семье во все времена взрослые стремились формировать у детей это важное качество, без которого проявить человеколюбие невозможно. Однако была ли общественная потребность в такой личности, когда "дикий" рынок ориентировал на жесткое поведение, переходящее нередко в жестокость, чтобы выжить в условиях закрытия предприятий, потери работы значительной массой населения? Негативные переживания, рождаемые у взрослых тяжелой жизнью, не ориентировали детей на доброту, милосердие. Многие из них и выросли без потребности и желания проявлять человеколюбие по отношению к кому-либо. В этом, возможно, одна из причин бесчеловечного поведения стражей порядка в одном из полицейских участков Казани в марте 2012 г., убийства молодыми родителями маленького ребенка в Бресте, всплеска педофилии в последние годы? Порядочные люди оказались невостребованными тем "диким" капитализмом, который утверждался в середине 90-х гг. XX в. Также стали не нужны и честные граждане, поскольку богатство чаще всего приобреталось неправедным путем. Как можно после этого удивляться распространению в огромных масштабах коррупции, если многие взрослые должны были, отказываясь от сформированных у них в детстве моральных норм, идти на обман, вести себя двулико, чтобы выжить в эпоху перемен. Естественно, что они не ориентировали и детей на освоение правил поведения, которые у них в свое время вырабатывали те, кто стали в 90-х гг. бабушками и дедушками. Еще одной особенностью семейного воспитания того времени явилось исключение из процесса социализации нового поколения людей старшего возраста. Имеющиеся у них представления о целях, содержании того, что нужно формировать у детей, пришло в резкое противоречие с новой реальностью. Такого никогда не было в истории, так как даже при строительстве социализма большевики не отказались от ценности трудолюбия, честности, ответственности, долга при воспитании нового человека. Без этих качеств не может быть крепкой семьи, трудового коллектива, в котором работники готовы активно использовать свои знания, умения для роста могущества страны, обеспечения ее устойчивого развития. Исследования показали, что в виде стереотипов прежнего коммунистического воспитания оставались в середине 90-х гг. у некоторых родителей ориентации на воспитание "всесторонне развитой личности". В то же время возникла инновация в виде представлений о важности формирования предприимчивого человека, востребованного рыночной экономикой, хотя реализовать эту цель в детском возрасте очень сложно, но родителей никто и сейчас не просвещает по поводу того, какие качества следует вырабатывать у ребенка на том или ином этапе его социализации. Многие родители исходят из своих житейских представлений, часто очень далеких от науки. Государство не только в первые годы утверждения рыночной экономики отдало семье на откуп решение новых задач воспитания подрастающего поколения в качественно иных социокультурных условиях, но и в настоящее время не пытается активно влиять на этот процесс. |