Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция № 9 Формирование супружеской пары. Теории выбора брачного партнёра

  • Проектирование семейной жизни

  • характера супруга. Теории выбора брачного партнера

  • 2.Теория комплементарных (дополняющих потребностей) Р. Уинча

  • 3.Инструментальная теория подбора супругов Р. Сентерса

  • 4.Теория «стимул–ценность–роль», или «обмен и максимальная выгода», Б. Мурстейна

  • 5.Теория «фильтров» А. Керкгоффа и К.Дэвиса.

  • 6.«Круговая теория любви» А. Рейса

  • 7.Теория фильтров Р. Зидлера

  • 8.Теория стадий Д. Адаме

  • Лекция № 10. Супружеские конфликты, виды, причины, пути разрешения. Ревность и супружеские измены.

  • взаимодействия воспитателя с родителями. В2-20 Теоретические и методические основы взаимоействия воспитат. Курс лекций по мдк 04. 01 теоретические и методические основы взаимодействия с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации


    Скачать 341.2 Kb.
    НазваниеКурс лекций по мдк 04. 01 теоретические и методические основы взаимодействия с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации
    Анкорвзаимодействия воспитателя с родителями
    Дата24.02.2023
    Размер341.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВ2-20 Теоретические и методические основы взаимоействия воспитат.docx
    ТипКурс лекций
    #953313
    страница7 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15

    4.Уровень ДОУ:

    • договор ДОУ с родителями (законными представителями);

    • локальные акты ДОУ


    Вопросы для самоконтроля:
    1.Какие нормативно-правовые документы в области семейного воспитания вы знаете?

    2. Дайте краткую характеристику НПД различного уровня.

    Лекция № 9

    Формирование супружеской пары. Теории выбора брачного партнёра

    Цель лекции: сформировать понятие о формировании супружеской пары.
    Вопросы:

    1.Периоды формирования супружеской пары.


    2.Мотивы вступления в брак.

    3. Физиологическая, психическая, социальная и моральная готовность к браку.

    4. Цель брака.

    5. Проектирование семейной жизни


    1.Периоды формирования супружеской пары


    В формировании супружеской пары различают два периода: добрачный (до принятия парой решения о вступлении в брак) и предбрачный (до заключения брачного союза).

    Эмпирически доказано, что источником трудностей в семейной жизни могут стать особенности выбора партнера, характер добрачного и предбрачного ухаживания, принятие решения о вступлении в брак.

    При исследовании супружеской пары (брачного союза), обратившейся в психологическую консультацию, необходимо понять, что свело супругов вместе и до настоящего времени поддерживает их брак, каким образом проходил процесс формирования супружеской пары, как каждый из них выбирал партнера – на основании одного лишь сходства с собой или опираясь на более сложные эмоциональные и средовые факторы.

    В научной и научно-популярной литературе сложился своеобразный стереотип: громогласное утверждение о массовости и распространенности брака по любви. Проникнув в обыденное сознание и утвердившись в нем, этот стереотип стал едва ли не нормативной моделью поведения молодежи, которая со свойственным этому возрасту максимализмом отождествляет брак исключительно с любовью. Однако исследования социологов показывают, что, несмотря на естественное в подобных условиях преобладание "любовной" мотивации при вступлении в брак, второе место за ней устойчиво занимает общность интересов, взглядов.

    Мотивы вступления в брак, создания семьи, формирования супружеской пары очень кратко высказаны через мудрые мысли известных людей.

    Д. Герберт: "Тот, кто женится из-за богатства, продает свою свободу".

    О. де Бальзак: "Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга".

    Ф. Рабле: "Всякий вступающий в брак должен быть судьей собственных намерений и советоваться только с собой".

    В. Франклик. "Там, где брак без любви, будет и любовь без брака".

    А. П. Чехов: "Жениться интересно только по любви, жениться же на девушке только потому, что она симпатична, это все равно, что купить себе на базаре ненужную вещь только потому, что она хороша".

    У. Фосколо: "Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной".

    A. Шопенгауэр: "Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности".

    К. Маркс: "Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, если он вступил в брак".

    М. Фуллер: "Дом не может считаться жилищем человека, пока в нем нет пищи и огня не только для тела, но и для разума".

    Определение слова "брак" по толковым словарям означает:

    B. Даль (1880) – "законный союз мужа и жены; супружество; таинство венчания, соединение четы церковью".

    Д. Н. Ушаков (1935) – "сожительство супругов, совокупность бытовых и правовых отношений, связывающих мужа и жену".

    Представления современных молодых людей о семье, брачных установках выявлены Л. И. Маленковой[1]: готовность к браку – это готовность:

    – физиологическая – достижение брачного возраста, общее хорошее состояние здоровья, развитие физическое и психическое, здоровая половая сфера, отсутствие дурных привычек и заболеваний – курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания, отсутствие наследственных и хронических заболеваний;

    – психическая – зрелость психики, психологическая готовность к браку, отсутствие нервно-психических заболеваний и отклонений в развитии, способность к саморазвитию и самовоспитанию;

    – социальная – подготовленность к самостоятельной трудовой деятельности, гарантированная зарплата, определенный образовательный и культурный уровень, готовность к ведению домашнего хозяйства, осознание себя членом семьи как социальной ценности, наличие жилплощади для новой семьи;

    – моральная – наличие чувства любви, развитость качеств мужественности или женственности, видение своего "Я" и "Я" супруга, чувство долга и ответственности, великодушие.

    В. М. Розин в ответ па вопрос "Что дает семья современному человеку?" назвал следующие факторы:

    1) нормальную жизнь в плане его социального статуса, положения в обществе, жизненных перспектив; он семьянин, с ним все ясно, его в этой роли уважают и поддерживают;

    2) обеспечена и упорядочена его интимная жизнь, он спокоен, не озабочен сексуально, здоров телом и духом;

    3) в семье человек общается с близкими, понимающими его людьми, что немаловажно для современной жизни;

    4) он имеет или надеется иметь детей и, следовательно, одной ногой уже стоит в вечности, отчасти приобщается к бессмертию. Пусть сам он, когда придет срок, умрет, по его дети и дети его детей будут, продолжая, нести дальше его род;

    5) в семье жить легче: вместе легче воспитывать детей, вести хозяйство, справляться с трудностями;

    6) только в семье можно пережить такие чувства, как благодарность к жене (мужу), ответственность за будущее детей, настоящую родственность и ряд других;

    7) именно семья – наша опора в старости, ведь, как известно, старому человеку не меньше, чем молодому, начинающему жизнь, нужны помощь, любовь, поддержка. Да и умирать в семье, думаю, значительно легче, чем одному.

    Цель брака – организация совместной деятельности для наиболее полного удовлетворения материальных, духовных и сексуальных потребностей супругов, предполагающая объединение материальных, физических, психических и других возможностей брачных партнеров. Для этого требуется согласование их потребностей и интересов, которые ранее они удовлетворяли отдельно друг от друга. В браке же появляется сложнейшая сеть взаимной зависимости, начинаются процессы не только взаимного приспособления, взаимных уступок, компромиссов, но и первых конфронтаций, первых ожесточенных споров.

    Проектирование семейной жизни – этот момент, как правило, нс рассматривается будущими супругами или не осознается ими. Большинство психологов справедливо отмечают, что между партнерами необходим информационный обмен по таким вопросам, как ценностные ориентации и жизненные планы; детали биографии; представления о супружестве; ролевые ожидания и притязания; репродуктивные установки и др.

    Скептически настроенные могут после этого объяснения обратиться с вполне естественным вопросом: при чем здесь любовь, если подобное единение вполне может возникнуть (и достаточно часто возникает) на самых различных основаниях, например, в совместимости? Отвечая на него, следует пояснить, что роль и значение любви в устойчивом семейном союзе (который, как показывают и история, и современность, может действительно достаточно благополучно существовать и без этого чувства) определяются и обусловливаются не только повышенным (и возвышенным) эмоциональным фоном жизни друг с другом, превращающим в праздники будни и повседневность, но и тем, что любовь существенно облегчает поиск "своей половины" – той самой, с кем единственно возможно счастье.

    Психологи, говоря об эмоциях, единодушно подчеркивают их приспособительный характер. С давних времен эмоции сопровождают нас в жизни, облегчая адаптацию к ее сложностям и проблемам за счет четкой и относительно точной оценки обстоятельств с позиции "нравится – не нравится", за которой кроются сложные критерии горя и радости, смелости и страха, счастья и страданий.

    Как известно, и любовь может быть без брака, и брак может существовать без любви. Между браком и любовью нет ни полного совпадения, ни полного различия, и в течение длительного исторического периода они существовали раздельно. Более того – в истории человечества были времена, когда мысль о возможности любви в браке казалась дикой и кощунственной. К сожалению, ныне мало кто знает о том, что "брак с любовью" (как очень метко говорил В. И. Ленин, как бы отделяя его тем самым от брака по любви и прочих видов семейного союза) является не более чем одной из исторических форм осуществления брачно-семейных отношений, "в массовом порядке" найденной человечеством довольно-таки поздно (не раньше начала эпохи Возрождения). Однако из нетождественности брака и любви следует простой, но чрезвычайно важный для правильного понимания сути семейной жизни вывод: даже при нынешних высоких нравственных критериях, предполагающих любовь в качестве неотъемлемого элемента счастливого брака, это прекрасное чувство выступает необходимым, но не достаточным условием его осуществления.

    Скажем более – в большом числе случаев любовь оказывается фактором, препятствующим сохранению семейного союза. Причин здесь несколько, и с ними обязательно должны быть ознакомлены юноши и девушки.

    Во-первых, в нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого, забывая о том, что одною любовью жив не будешь и жить-то нам не с одним этим прекрасным чувством, а с ее предметом и носителем – вполне конкретным человеком, обладающим уникальным психическим миром, образом своего "Я", темпераментом, характером и личностными особенностями, отчего слияние двух "Я" не всегда приводит к появлению одного "Мы".

    Во-вторых, под романтическим покровом любви мы очень часто забываем тот элементарный факт, что сколь бы супруги ни любили друг друга, сколь ни была бы велика их взаимная страсть, в своей семье они просто обязаны будут выполнять обычные для каждой супружеской пары функции, и что уже в медовый месяц у них неизбежно возникнут вопросы по этому поводу, ибо даже в этот прекрасный период супружества кто-то все-таки должен убирать, стирать и готовить. И любовь здесь может даже помешать.

    Наконец, в-третьих, фетишизация любви, желание любить и быть любимым заставляет нас нетерпеливо искать это прекрасное чувство, и в этом страстном поиске мы сплошь и рядом принимаем за любовь нечто, вовсе ей не соответствующее. На разъяснение последней из причин парадокса "любовь против брака" следует обратить особое внимание, поскольку оно является важным исходным пунктом для дальнейшего разговора о сущности любви.

    Избирательность – удивительная особенность любви, позволяющая выделить данного человека из сотен других, открыть в нем нечто неповторимое, близкое, дорогое сердцу. При этом неповторимые личностные достоинства любимого способствуют духовному обогащению влюбленного, расширяют его интересы, воодушевляют. Эта чудодейственная сила любви возникает, разумеется, при взаимности чувств.

    А можно ли представить любовь как чувство бесконфликтное? Даже между людьми незаурядными, горячо любящими друг друга, конфликты бывают, и, видимо, они неизбежны. Причин для этого немало; многочисленные житейские трудности, разница в представлении о самой любви и семейной жизни, боязнь потерять свое счастье, безмерное стремление к тому, чтобы любимый как можно больше отвечал воображаемому идеалу и изжил имеющиеся недостатки, и др. Однако эти конфликты редки, легко разрешаются. Они, как правило, не нарушают заботливое, бережное отношение между людьми, искренность и доверие, постоянную готовность быть надеждой и опорой в сложных ситуациях жизни. Иногда они даже помогают сделать все возможное для реализации своих наиболее ценных личностных качеств, т.е. конфликты при правильном отношении к ним имеют воспитательное значение для обеих сторон.

    В. А. Сухомлинский утверждает, что юноша, требующий от девушки пойти навстречу его желаниям, часто по уровню нравственного развития – дитя, но это дитя не безобидное, а страшное, страшное именно тем, что оно может стать отцом. Корни этой беды уходят в невоспитанность чувств, в эмоциональное невежество, а от невежества до подлости в сфере любви меньше одного шага.

    Другого взгляда на соотношение любви и брака придерживаются известные психотерапевты Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий, излагая его при описании механизма "эмоциональной идентификации с семьей". Авторы рассматривают эмоциональные отношения симпатии как цементирующую силу в семейных отношениях. Они отмечают, что отношения симпатии в определенной мере нейтрализуют состояния фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том числе и в семье. Легче возникает адаптация к фрустрирующим особенностям характера супруга.

    Теории выбора брачного партнера


    Психологи на протяжении многих лет пытались разобраться: каким образом люди выбирают брачного партнера? Однако единственным содержательным обобщением может стать признание того, что этот процесс намного сложнее, чем представляется на первый взгляд.

    Одним из первых стал размышлять над причинами вступления в брак основатель классического психоанализа 3. Фрейд. Его психоаналитическая теория опирается на предположение о влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю, на другие, общественно одобряемые, объекты – на своих потенциальных супругов. Вероятно, поэтому многие юноши хотели бы встретить будущую спутницу жизни, похожую на их мать, и очень часто девушки обращают внимание на юношей, похожих на их отцов.

    Желание объяснить механизм брачного выбора привело к созданию ряда концепций.

    2.Теория комплементарных (дополняющих потребностей) Р. Уинча основывается на старом, как мир, принципе, гласящем, что противоположности притягиваются. Р.Уинч пишет, что в выборе супруга каждый индивидуум ищет того, от кого ожидает максимум удовлетворения потребностей. Влюбленные должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга. Удовлетворение, вознаграждение и удовольствие рассматриваются как силы, способствующие сближению будущих супругов. Эта теория не утверждает, что каждый может найти супруга, который бы полностью удовлетворил его потребности. Она помогает разобраться, почему каждый считает только некоторых из всего «поля избранников» привлекательными. Согласно этой теории, например, привлекательной для властного мужчины может быть кроткая женщина, а спокойному и мягкому мужчине нравятся энергичные и прямые женщины.

    3.Инструментальная теория подбора супругов Р. Сентерса, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности более важны, чем другие, некоторые из них более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Р. Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их.

    4.Теория «стимул–ценность–роль», или «обмен и максимальная выгода», Б. Мурстейна основывается на двух важнейших посылках. Первая заключается в том, что на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена. Иными словами, происходит своеобразный учет плюсов и минусов, активов и пассивов каждого партнера. В результате, хотя партнеры могут и не осознавать этого, устанавливается некоторый баланс позитивных и негативных характеристик каждого. Если активы, или стимулы вступления в брак, превышают пассивы, то принимается решение о заключении супружеского союза. Вторая посылка состоит в том, что брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, через которые должны пройти молодые люди. Тот, кто не соответствует условиям каждой стадии, выбывает из «игры».

    Первую стадию Б. Мурстейн назвал «стимул». Когда мужчина и женщина видят друг друга впервые, складывается первоначальное мнение по поводу внешности другого человека, его ума, умения держаться в обществе, а также происходит восприятие и оценка тех собственных качеств, которые могут быть привлекательными для другого человека. Если между партнерами возникла аттракция – первое впечатление было привлекательным, то пара переходит ко второй стадии – сравнению ценностей. Партнеры обсуждают свои взгляды на жизнь, брак, мужские и женские роли в семье, на воспитание детей и т.п. Мужчина и женщина либо укрепляют взаимные симпатии, либо, поняв, что у них мало общего, порывают друг с другом. Если взаимная привлекательность, возникшая на первой стадии, подкрепляется сходством ценностей, то взаимоотношения партнеров переходят в третью стадию – ролевую.

    На третьей стадии – ролевой – партнеры проверяют, соответствует ли ролевое поведение одного ожиданиям другого. Конечно, есть люди, которые, влюбившись друг в друга, вступают в брак после непродолжительного знакомства, без всяких тревог и опасений, повинуясь лишь чувству. Однако большинство партнеров стараются осознать как достоинства, так и недостатки друг друга и, тщательно взвесив все «за» и «против», принимают окончательное решение.

    5.Теория «фильтров» А. Керкгоффа и К.Дэвиса. 

    Схематично процесс выбора партнёра можно представить как последовательное прохождение через серию фильтров, которые постепенно отсеивают людей из множества возможных партнеров и сужают индивидуальный выбор. Первый фильтр – место жительства – отсеивает тех потенциальных партнеров, с которыми человек никогда не сможет встретиться. Затем фильтр гомогамии исключает тех, кто не подходит друг другу по социальным критериям. На этом этапе человек вступает в контакты с людьми, которые кажутся ему привлекательными. На последующих стадиях устанавливаются сходство ценностей и совместимость ролевых ожиданий. Результатом прохождения через все фильтры является вступление в брак.

    6.«Круговая теория любви» А. Рейса объясняет механизм выбора брачного партнера через реализацию четырех последовательных, взаимосвязанных процессов.

    1. Установление взаимосвязи. Имеется в виду легкость общения двух людей, иными словами – насколько «в своей тарелке» они чувствуют себя в обществе друг друга. Это зависит как от социально-культурных факторов (социального класса, образования, религии, стиля, воспитания), так и от индивидуальных способностей человека вступать в контакт с другими людьми.

    2. Самораскрытие. Ощущение взаимосвязи с другим человеком рождает чувство расслабления, доверия и облегчает раскрытие себя перед другим. Здесь также большое влияние оказывают социально-культурные факторы.

    3. Формирование взаимной зависимости. Постепенно у мужчины и женщины возникает и развивается система взаимосвязанных привычек, появляется чувство необходимости друг другу.

    4. Реализация основных потребностей личности, какими, по мнению А. Рейса, являются потребности в любви, доверии, стимуляции кем-либо ее амбиций и др. Развитие чувства любви идет в направлении от первого процесса к четвертому. Безусловно, что пропуск одного из них негативно сказывается на развитии или стабильности любовных отношений.

    7.Теория фильтров Р. Зидлера.

    Сначала определяется категория социально подходящих партнеров. Это происходит почти «незаметно» для человека в социальной среде, где он вращается. Затем осуществляется специфический выбор из «совокупности» возможных партнеров в соответствии с психологическими, сексуально-эротическими и эстетическими механизмами. При этом большое значение придается впечатлениям, вынесенным из родной семьи, образованию и ранней профессиональной карьере молодых людей.

    8.Теория стадий Д. Адаме.

    Первичное влечение основано на внешних особенностях, таких, как физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отношения укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению статуса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и действию других подобных факторов. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше притягивает партнеров друг к другу. Связав себя взаимными обязательствами, они изучают взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак.

    9.Теория М. Абалакиной.

    Есть три стадии позитивного развития отношений в добрачной паре.

    На первой стадии происходит встреча партнеров и формирование первых впечатлений друг о друге.

    Вторая стадия начинается, когда отношения переходят в устойчивую фазу, т.е. и сами партнеры, и окружающие воспринимают диаду как достаточно стабильную пару. Отношения становятся более или менее интенсивными и характеризуются высокой эмоциональностью.

    Третья стадия возникает после решения партнеров о вступлении в брак. Снижается степень идеализации, возрастает удовлетворенность отношениями с партнером. В промежутке между первой и второй стадиями стимульные, чисто внешние параметры, в частности физическая привлекательность, уступают место сравнению мотивационно-потребностной, ценностной или ролевой сфер личности партнера.

    Зарубежные и отечественные теории выбора брачного партнера, на наш взгляд, объединяются в основном двумя идеями. Во-первых, почти все они базируются на принципе социально-культурной гомогамии. Во-вторых, механизм выбора партнера представлен как система фильтров (стадий). Они последовательно сужают круг возможных избранников, отсекая неподходящих.
    Вопросы для самоконтроля:


    1. Назовите периоды формирования супружеской пары.

    2. Каковы мотивы вступления в брак?

    3. В чем заключается физиологическая, психическая, социальная и моральная готовность к браку.

    4. Какова цель брака?
    5. В чем заключается проектирование семейной жизни?

    6. Какие теории выбора брачного партнера вы знаете?


    7. В чем сущность теории комплементарных (дополняющих потребностей) Р. Уинча?
    8. Дайте определение инструментальной теории подбора супругов Р. Сентерса.

    9. В чем сущность теории «стимул–ценность–роль», или «обмен и максимальная выгода», Б. Мурстейна 


    10. Дайте определение теории «фильтров» А. Керкгоффа и К.Дэвиса. 
    11. В чем сущность «круговой теории любви» А. Рейса? 


    12. Что представляет собой теория фильтров Р. Зидлера?

    13. В чем сущность теории стадий Д. Адаме?

    14. Дайте определение теории Теория М. Абалакиной.


    Лекция № 10.

    Супружеские конфликты, виды, причины, пути разрешения.

    Ревность и супружеские измены.

    Развод как социально-психологический феномен.

    Цель лекции: сформировать понятие о супружеских конфликтах, видах, причинах, путях разрешения.
    Вопросы:

    1. Конфликты в семье

    2. Виды конфликтов.

    3. Причины супружеских конфликтов.

    4. Тактики разрешения супружеских конфликтов




    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15


    написать администратору сайта