фывфв. Зайцев Вузовская лекция. Курс лекций по соответствующему профилю подготовки слушателей в контексте современной ситуации в высшем образовании
Скачать 0.66 Mb.
|
6. Советы начинающим лекторам При подготовке к выступлению рекомендуют два подходящих варианта для начинающих лекторов. 1.Написать текст выступления, несколько раз его прочитать, рассказать на память, иногда подсматривая текст. 2. Подготовить короткие заметки. 30 Наличие текста позволит выступающему чувствовать себя увереннее. И это позволит уделить больше внимание состоянию своей одежды, жестам, дыханию, голосу, реакции слушателей. При подготовке следует обратить внимание на то: 1. что ждут слушатели от моего выступления; 2. какие проблемы я помогу развязать; 3. что знают слушатели о теме выступления; 4. что нужно высветить более детально; 5. что можно подкрепить удачным примером, сравнением; 6. каков стиль беседы: информирование, убеждение, развлечение, агитация. Начало выступления: 10-12% общего времени. Что нужно сделать в начале выступления: 1. преодолеть волнение; 2. сделать паузу перед выступлением; 3. установить контакт со слушателями; 4. заинтересовать слушателей; 5. кратко изложить тему выступления и объяснить распределение на отдельные вопросы, указать частично вопросы на которые автор собирается остановиться; 6. рекомендуется начать сразу по сути дела или с интересного, привлекающего внимания, приятного слушателям случая; 7. предупредить слушателей сколько времени займёт беседа и действительно вкладываться в это время. Что нельзя делать в начале выступления: 1. показывать волнение и страх; 2. жаловаться на недостаток времени для подготовки выступления; 3. жаловаться на недостаток опыта; 4. не объяснить о чем будет идти речь; 31 5. рассказывать интересный случай, который не имеет отношения к беседе; 6. затягивать вступление; 7. делать вступление скучным. Основная часть должна стать пособием для выступления. В нем в логичном порядке включены все вопросы, которые вы затронете. Содержание выступления должно быть ясным и доступным. К подготовленной основе можно прикрепить листики с цитатами, статистическими данными, другой информацией. Между основными мыслями и абзацами должны быть логичные переходы. Для этого рекомендую использовать обороты: «несмотря на это, с другой стороны, выходя из этого, кроме этого»… Объяснение должно идти от простого к сложному, а не наоборот. Мысли можно доносить по-разному: объяснять, описывать, рассказывать, доказывать. Описание – это немного скучно. Самый интересный способ: рассказывать. Каждому человеку интересно то, что пребывает в движении, что происходит с живыми существами, прежде всего с людьми. Рассказ следует вводить в выступление без лишних деталей. Текст основы можно подчеркнуть разноцветными маркерами по степени важности некоторых предложений. Про запас нужно иметь интересные мысли, чтобы во время выступления усиливать своё влияние на слушателей. Окончание выступления: 5% от общего времени. Что нужно сделать в конце выступления: 1. обобщить главные мысли; 2. подытожить: призвать к определенным действиям, поставить определенные цели; 3. несколько последних предложений записать и выучить, чтобы их произнести четко и уверенно. Чего нельзя делать в конце выступления: 1. затягивать конец лекции; 32 2. говорить: «вот и все, что я хотел сказать»; 3. излучать радость, что все позади. Для того чтобы заинтересовать слушателей необходимо: 1. нужно рассказать, какое вы имеете отношение к теме этой лекции; 2. знаете ли вы о интересах и нуждах слушателей; 3. говорить чётко, наводя примеры и сравнения; 4. нельзя читать лекцию, не отрываясь от текста; 5. нужно следить за реакцией слушателей; 6. идти, говорить, вести себя уверенно; 7. всем своим поведением высказывать любовь и уважение к слушателям; 8. включать в текст примеры, сравнение, выводы, юмор; 9. задавать риторические вопросы и постепенно на них отвечать; 10. наводить неожиданные факты; 11. важные мысли рекомендуется повторять дословно или перефразируя их. При этом нельзя: 1. использовать слишком длинные предложения; 2. злоупотреблять выражениями «было проведено, запланировано», надо «мы провели, запланировали»; 3. утяжелять язык иностранными словами, терминами, абстрактными понятиями; 4. злоупотреблять излишними подробностями; 5. быть слишком кратким; 6. быть безразличным. Так же необходимо бороться с волнением. Анализируйте причины страха, чего вы боитесь: 1. боитесь, что выступление будет неудачно? 2. не верите, что выступление понравится? 3. боитесь, что не знаете о чем будете говорить? 33 4. думаете, что споткнетесь, двигаясь к сцене? 5. что вас будут рассматривать как под микроскопом? Зная причины волнения и страха легче устранить проблему: 1. поработайте с текстом, полностью напишите выступление; 2. старайтесь не волноваться; 3. не начинайте говорить сразу; 4. разложите информационные материалы перед выступлением не спеша; 5. стойте спокойно, изредка меняя позу; 6. следите за жестами, они должны быть естественными и спокойными. Одним из главных условий удачных лекций является регулярность выступлений перед аудиторией. Со временем накапливается опыт, знания, уверенность. А плюс любовь к своему делу – получим успех. 7. А.Ф. Кони «Советы лекторам» (из неопубликованных работ) Необходимо готовиться к лекции; собрать интересное и важное, относящееся к теме – прямо или косвенно, составить сжатый, по возможности, полный план и пройти по нему несколько раз. Еще лучше - написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух. Письменное изложение предстоящей речи очень полезно начинающим лекторам и не обладающим резко выраженной способностью к свободной и спокойной речи. План должен быть подвижным, то есть таким, чтобы его можно было сокращать без нарушения целого. Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой. 34 Перед каждым выступлением следует мысленно пробегать план речи, так сказать, всякий раз приводить в порядок имеющийся материал. Когда лектор сознает, что хорошо помнит все то, о чем предстоит сказать, то это придает ему бодрость, внушает уверенность и успокаивает. Лектору, в особенности начинающему, очень мешает боязнь слушателей, страх от сознания, что речь окажется неудачной, то тягостное состояние души, которое хорошо знакомо каждому выступающему публично: адвокату, певцу, музыканту и т.д. Все это, с практикой, исчезает в значительной мере, хотя некоторое волнение, конечно, бывает всегда. Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки. Невидимый ни для кого предварительный труд - основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что еще осталось сказать. Когда спросили Ньютона, как он открыл закон тяготения, великий математик ответил: «Я об этом много думал». Другой великий человек – Альва Томазо Эдисон сказал, что в его изобретениях было 98 % «потения» и 2 % «вдохновения». Многим известно, во что обходился «перл создания» нашему Гоголю: до восьми переделок начальных редакций! Итак, страх лектора уменьшается подготовкой и практикой, то есть тем же трудом. В уменьшении страха перед слушателями играют большую роль и те счастливые минуты успеха, которые, нет-нет, да и выпадают на долю не совсем плохого или только порядочного лектора. 35 Начинать речь с обращения: «Товарищи». Можно построить начальную фразу и так, чтобы эти слова были в середине: «Сегодня, товарищи, вам предстоит…». Говорить следует громко, ясно, отчетливо, немонотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность, убежденность, сила. Не должно быть учительского тона, противного и ненужного – взрослым, скучного – молодежи. Тон речи может повышаться, но следует вообще менять тон – повышать и понижать его в связи со смыслом и значением данной фразы и даже отдельные слова (логическое ударение). Тон подчеркивает. Иногда хорошо «упасть» в тоне: с высокого, вдруг перейти на низкий, сделав паузу. Это «иногда» определяется местом в речи. Говоришь о Толстом, - и первая фраза об его «уходе» может быть сказана низким тоном; этим сразу подчеркивается величие момента в жизни нашего великого писателя. Точных указаний делать по этому вопросу нельзя: может подсказать чутье лектора, вдумчивость. Следует помнить о значении пауз между отдельными частями устной речи. Речь не должна произноситься одним махом; она должна быть речью, живым словом. Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т.п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают. Не расхаживать по аудитории, не делать однообразных движений, например покачиваний с ноги на ногу, приседать и т.п. Полезно всматриваться в отдельные группы слушателей (особенно в маленьких аудиториях, комнатах): слушатели смотрят на лектора, и им приятно, если лектор посмотрит на них. Этим привлекается внимание и 36 завоевывается расположение к лектору. У лектора не должно быть одной какой-то точки, к которой привлекается во все время речи его взор. Лектор должен быть в достаточной мере освещен: лицо говорит вместе с языком. От лектора требуется большая выдержка и умение владеть собою при всех неблагоприятных обстоятельствах. Никакие отвлекающие причины не должны на него действовать (бинокли, газеты, поворачивания, шорох, плач ребенка, лай случайно забравшейся собаки). Лектор должен делать свое дело. Указанные мелочи (их можно насчитать с десяток), между которыми есть и действующие на самолюбие, с практикой, психически не будут оказывать влияния, к ним лектор привыкает. В случае резкого шума – призвать к тишине и продолжать речь. Если перед началом речи можно предположить, что будет шумно, если видно, что публика нервна, самую речь начать с призыва к тишине, а в этот призыв полезно включить одну-две фразы завлекающего характера. Избегать шаблона речи, он особенно опасен в начале и в конце. Публика подмечает все, и шаблон может быть поводом к какой-нибудь неожиданной выходке, например, шаблонно начатую лектором фразу закончит кто-нибудь в рядах и опередит лектора. Шаблон – совершенно недопустимое зло во всяком творчестве. Не применять в речи одних и тех же выражений, даже одних и тех же слов на близком расстоянии. Флобер и Мопассан советовали не ставить в тексте одинаковых слов ближе, чем на 200 строк. Форма речи – простая, понятная. Иностранный элемент допустим, но его следует тотчас же объяснить, а объяснение должно быть кратким, начеканенным; оно не должно задерживать надолго движение речи. Лучше не допускать трудно понимаемых ироний, аллегорий и т.п.; все это не усваивается неразвитыми умами, пропадает зря, хорошо действует простое наглядное сравнение, параллель, выразительный эпитет. 37 Лирика допустима, но ее должно быть мало (тем она ценнее). Лирика должна быть искренней, как и вся речь вообще. Все же или почти все должно быть в форме и содержании речи, – вот почему предварительная подготовка и выработка плана так важны и необходимы. Элемент трогательного, жалостливого может быть в речи, но чтобы «трогательное» действительно «трогало» сердце, надо о трогательном говорить спокойно, холодно, бесстрастно: ни голос не должен дрожать, ни слеза слышаться, не должно быть никакого внешнего притока трогательности, от этого получается контрастный фон: черные линии сливаются с черным фоном, а на белом выступают резко. Так и с трогательным. Чтобы лекция имела успех, необходимо завоевать внимание слушателей и удержать внимание до конца речи. Привлечь (завоевать) внимание слушателей –первый ответственный момент в речи лектора – самое трудное дело. Внимание всех вообще возбуждается простым интересным (интересующим) и близким к тому, что наверно переживал или испытал каждый. Значит, первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание). Этих зацепляющих «крючков» – вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к жесту, ни к делу (но на самом-то деле связанная со всею речью), неожиданный и неглупый вопрос и т.п. Большинство людей занято пустой болтовней или легкими мыслями. Чтобы открыть (найти) такое начало, надо думать, взвесить всю речь и сообразить, какое из указанных выше начал и однородных с ними, здесь не помеченных, может подходить и быть в тесной связи хоть какой-нибудь стороной с речью. Эта работа целиком творческая. Рассмотрим пример первый. Надо говорить о Калигуле, римском императоре. Если лектор начнет с того, что Калигула был сыном Германика и Агрипины, что родился в таком-то году, унаследовал такие-то черты характера, так-то и там-то жил и воспитывался, то… внимание вряд ли будет 38 зацеплено. Почему? Потому что в этих сведениях нет ничего необычного и, пожалуй интересного для того, чтобы завоевать внимание. Давать этот материал все равно придется, но не сразу надо давать его, а только иногда, когда привлечено уже внимание присутствующих, когда оно из рассеянного станет сосредоточенным. Стоять можно на подготовленной почве, а не на первой попавшейся случайной. Это – закон. Первые слова и имеют эту цель: привести собравшихся в состояние внимания. Первые слова должны быть совершенно простыми (полезно избегать в этом моменте сложных предложений, хороши простые предложения). Можно начать так: «В детстве я любил читать сказки. И из всех сказок на меня особенно сильно влияла одна (пауза): сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, было крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел. Я боялся этого людоеда, и когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться к нему на обед. Когда же я вырос и кое-что узнал, то…» далее следуют переходные слова (очень важные) к Калигуле и затем речь по существу. Скажут: причем тут людоед? А при том, что людоед – в сказке и Калигула – в жизни это братья по жестокости. Разумеется, если лектор не выдвинет в речи о Калигуле его жестокости, то не нужен и людоед. Тогда надо будет взять другое для завоевания внимания. Оригинальность начала интригует, привлекает, располагает ко всему остальному; напротив того, обыкновенное начало принимается вяло, на него нехотя (значит неполно) реагируют, оно заранее определяет ценность всего последующего. Второй пример. Надо говорить о Ломоносове. Во вступлении можно нарисовать картину бегства в Москву мальчика-ребенка, а потом: прошло много лет. В Петербурге, в одном из старинных домов времен Петра Великого, в кабинете, уставленном физическими приборами и заваленном книгами, чертежами и рукописями, стоял у стола человек в белом парике и придворном мундире и объяснял Екатерине II новые опыты по электричеству. Человек этот 39 был тот самый мальчик, который когда-то бежал из родного дома темною ночью. Здесь действует на внимание простое начало, как будто не относящееся к Ломоносову, и резкий контраст двух картин. Внимание непременно будет завоевано, а дальше можно вести речь о Ломоносове по существу: поэт, физик, химик. Пример третий. Надо говорить о законе всемирного тяготения. Принимая во внимание все предшествовавшее о вступлении, о первых словах лектора для завоевания внимания, и эту лекцию можно было бы начать так. «В Рождественскую ночь 1642 года, в Англии, в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке». Дальше несколько слов о жизни и учении этого мальчика, о студенческих годах, об избрании в члены королевского общества и, наконец, имя самого Ньютона. После этого можно приступить к изложению сущности закона всемирного тяготения. Роль этой «пивной кружки» – только в привлечении внимания. А откуда о ней узнать? Надо читать, готовиться, взять биографию Ньютона… Как привлечь внимание и через это подействовать на волю, превосходно пояснено в рассказе А.П. Чехова «Дома». Начало должно быть в соответствии с аудиторией, знание ее необходимо. Например, начало лекции о Ломоносове не подошло бы к аудитории интеллигентной, так как с первых же слов все догадались бы, что речь идет именно о Ломоносове, и оригинальность начала превратилась бы в жалкую искусственность. Вторая задача лектора – удержать внимание аудитории. Раз внимание возбуждено вступлением, надо хранить его, иначе перестанут слушать, начнется движение и, наконец, появится та «смесь» тягостных признаков равнодушия к словам лектора, которая убивает всякое желание продолжать речь. Удержать и даже увеличить внимание можно: 1. Краткостью. 2. Быстрым движением речи. 40 3. Краткими освежающими отступлениями. Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. Лекция может идти целый час и все-таки быть краткой; она же при 10 минутах может казаться длинной, утомительной. Краткость – отсутствие всего лишнего, не относящегося к содержанию, всего того водянистого и засоряющего, чем обычно грешат речи. Надо избегать лишнего: оно расхолаживает и ведет к потере внимания слушателей. Чтобы из мрамора сделать лицо, надо удалить из него все то, что не есть лицо (мнение А.П. Чехова). Так и лектор ни под каким видом не должен допускать в своей речи ничего из того, что разжижает речь, что делает ее «предлинновенной», что нарушает второе требование: быстрое движение речи вперед. Речь должна быть экономной, упругой. Нельзя рассуждать так: ничего, я оставлю это слово, это предложение, этот образ, хотя они и не особенно-то важны. Все неважное – выбрасывать, тогда и получится краткость, о которой тот же Чехов сказал: «Краткость – сестра таланта». Нужно делать так, чтобы слов было относительно немного, а мыслей, чувств, эмоций – много. Тогда речь краткая, тогда она уподобляется вкусному вину, которого достаточно рюмки, чтобы почувствовать себя приятно опьяненным, тогда она исполнит завет Майкова: «словам тесно, а мыслям просторно». Быстрое движение речи обязывает лектора не задерживать внимания в подходах к новым частям (новым вопросам – моментам) речи. Например, часто приходится слышать: «что же касается до юмора Чехова, юмора крайне своеобразного, то о нем можно сказать следующее…». Вместо этих нестоящих слов надо сказать: «Юмор Чехова отличается удивительной мягкостью и гуманностью». Потом – закрепление примерами. Краткие освежающие отступления нужны в большой речи, когда есть полное основание предполагать, что внимание слушателей могло утомиться. Утомленное внимание – невнимание. Отступления должны быть легкими, даже комического характера, и в то же время стоять в связи с 41 содержанием данного места речи. В маленькой речи можно обойтись и без отступлений: внимание может сохраниться хорошими качествами самой речи. Конец речи должен закруглить ее, то есть связать с началом. Например, в конце речи о Ломоносове можно сказать: «Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина – только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя». Разумеется, такой конец не для всех речей обязателен. Конец – разрешение всей речи; конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего. Для успеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т.д., или чтобы был естественный переход от одного к другому. Рассмотрим пример: черты характера Калигулы – жестокость, разврат, самомнение, расточительность. Если в рассказ о жестокости поместить черту расточительности, а в рассказ о разврате - черту самомнения (мысль опять перескочила!), то получится отсутствие логического течения мысли. Это совершенно недопустимо. Средство против такого недостатка - обдуманный план и его точное исполнение. Естественное течение мысли доставляет, кроме умственного, глубокое эстетическое наслаждение. Об этом говорил и Пушкин. Течение мысли подобно синему столбику термометра, а отступления – черточкам, указывающим целое число градусов, но только не в такой равномерной последовательности. Лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смысла. При недостатке собственной «глубокой мысли» дозволительно пользоваться мудростью мудрых, соблюдая меру и в этом, чтобы не потерять своего лица между Лермонтовыми, Толстыми, Диккенсами… 42 Заключение Лекции присущи три основные педагогические функции, которые определяют ее возможности в учебном процессе: познавательная, развивающая и организующая. Познавательная функция выражается в возможности средствами лекции обеспечить слушателей основной научной информацией, необходимой для их профессиональной и исследовательской деятельности. Развивающая функция лекции реализуется в непосредственном контакте студента с преподавателем, становлении у студентов творческой мыслительной деятельности, обеспечивающей их профессионально- личностное развитие. Организующая функция предусматривает управление самостоятельной работой студентов, как в процессе занятия, так и во внеаудиторное время. Лекция обязана нести эмоционально-психологическую нагрузку. Это означает предельную эмоциональную реакцию лектора и аудитории. В противном случае лекция будет неинтересной, скучной и неэффективной. Она должна возбуждать интерес к читаемому предмету. Лекция должна активизировать полемику, диспуты, раздумья, желание узнать больше о преподаваемой науке. Лекция должна реализовывать систематизирующую функцию. Преподаватель должен не только давать конкретную информацию по предмету, но и обучать студента методологии получения информации, объяснять внутреннюю логику науки, давать четкую систему знаний. Лекция должна быть предельно прикладной. Теоретические познания необходимо иллюстрировать практическим материалом, с которым студент сталкивается, либо может столкнуться. Лекция должна выполнять функцию трансляции определенной культуры. Культуры речи, изложения собственных размышлений, поведения и общения. 43 Список литературы и электронные источники 1. Бусыгина, Т.А. О принципах разработки вузовской лекции [Текст] / Т.А. Бусыгина, Г.Н. Кисметова // О Вы, которых ожидает Отечество. Вып. 5. – Самара: Изд-во СГПУ. – 2004. – С. 39-44. 2. Долговесов, Б. С. Технология «погружения» лектора в интерактивную виртуальную среду [Текст] / Б.С. Долговесов, М. Н. Лаврентьев // Высшее образование в России. – 2008. – №2. – С. 134-138. 3. Задорина, О. С. Содержание и способы реализации идей педагогической режиссуры в образовании [Текст] / О.С. Задорина // Монография. Тюмень. – 2012. – 248с. 4. Запесоцкий, А. С. Метаморфозы СМИ: новое качество или новые болезни [Текст] / А. С. Запесоцкий // Социс. – 1968. – №7. – С.7-17. 5. Красинская, Л.Ф. Учимся учить по-новому, или о неиспользованных возможностях лекции [Текст] /Л.Ф. Красинская // Высшее образование в России – 2011. – №2. – С. 19-24. 6. Кузьмина, М.А. Метафора как элемент методологии современного научного познания [Текст ] / М.А. Кузьмина // СОЦИС. – 2006. – № 2. 7. Роботова, А.В. Университетская лекция: прошлое, настоящее, будущее [Текст] / А.В. Роботова // Высшее образование в России. – 2011. – №4. 8. Штокман, И.Г. Вузовская лекция. Учебно-методическое пособие. – Киев: Высшая школа. – 1981. – 150с. 9. https://orator.biz/library/shi/sovety_lektoram/ 10. http://good-life.today/sovety/publichnoe-vystuplenie.html 44 Научное издание Владимир Сергеевич Зайцев ВУЗОВСКАЯ ЛЕКЦИЯ Учебно-методическое пособие Изд-во ЗАО «Библиотека А.Миллера», 454091, г. Челябинск, ул. Свободы, 159 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– Подписано в печать 16.11.2018. Формат бумаги 60×84 1/16. Усл. печ. л. 2,7 Уч.-изд. л. 3,0. Тираж 100 экз. Заказ № 44. Отпечатано на лазерном принтере. Бумага «Снегурочка». Цена свободная. ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– ИП Петров А.И. ИНН 7447002994728. Свидетельство: Серия 74 № 002890022 от 14 января 2005 г. выдано Администрацией Калининского р-на г. Челябинска. 454001, г. Челябинск, пр. Бр. Кашириных, 108-а. Телефоны: раб. +7 (351) 795-80-30, сот. +7-908-081-48-14 |