0009 НМЕТ АI1 курс раб 2. Курсовая работа 2
Скачать 34 Mb.
|
2. Курсовая работа №2: «ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ Курсовая работа №2 состоит из 2-х основных частей: «Виды композиции и комбинаторика» и «Выявление тектонического строя объемно-пространственной структуры с использованием конструкций, работающих на растяжение». По усмотрению преподавателей конкретной группы, допускается выполнение работ по видам композиции и на другой, не связанной с комбинаторикой основе. Обе части предполагают главным образом макетное исполнение, которому должно предшествовать эскизирование в карандаше без чертежных инструментов. 2.1. Виды композиции и комбинаторика В архитектурно-художественном проектировании под комбинаторикой понимается создание однотипных композиционных элементов, которые могут соединяться в цельные структуры, с заполнением 2-х или 3-хмерного пространств. В данном тематическом разделе предлагается для практической разработки такая разновидность комбинаторных построений, при которой комбинаторная разбивка плоскости становится основой для дальнейшей разработки 3-х видов композиции: фронтального, объемного и пространственного (либо глубинно-пространственного). Более подробные теоретические сведения приводятся в Приложении I данных методических указаний и в учебной литературе (См. «Список рекомендуемой литературы»). 2.1. 1. Графическая плоскостная композиция на основе комбинаторики Для выполнения этой части работы прежде всего необходимо создать регулярную структуру разбивочной сетки, которая послужит основой для разработки комбинаторного модуля. Сетка может прямоугольной, косоугольной и даже криволинейной, главным условием является регулярность (повтор элементов). Типоразмеров элементов может быть несколько. На рис. 25 приведены типы разбивок с использованием сеток различного типа, а также принципы создания композиционных модулей методом объединения элементов сетки и методом «удаления-дополнения». Рис.25. Принципы использования модульных сеток для создания элементов комбинаторной графической композиции. 2.1.2. Выполнение фронтальной, объемной и пространственной композиций на основе комбинаторики После выполнения графической плоскостной композиции полученные элементы считаются исходными для создания макетных композиций: фронтальной, объемной и пространственной. Во всех этих случаях элементы могут подвергаться простым преобразованиям (трансформациям): поворотам, равномерному масштабированию (изменению всех габаритных размеров), выдавливанию перпендикулярно основной плоскости (увеличивается размер по собственной оси Z элемента), превращению полученных объемных элементов в пространственные (каркасные и каркасно-плоскостные). Для лучшего понимания сути этих действий желательно ознакомиться с разделом «Базовые операции формообразования» в Приложениии I к этой методичке. При создании фронтальной композиции исходная плоскость переводится в вертикальное положение. Объемная и пространственная композиции выполняются на основе аналогичных операций, но горизонтальная плоскость при этом сохраняется. Примеры выполненных работ приводятся на рис. 26-28. Рис.26. Фронтальная композиция на основе комбинаторики (ст-ты Карапетянц Ю., Бондаренко Т., Неверова А., Костина И., преподаватель Янишевский Г.Б.) Рис.27. Объемная композиция на основе комбинаторики (ст-ты Ачковский М., Дударенко А., Гречко А., преподаватели Янишевский Г.Б., Мартиросян Т.Г.) Рис.28. Пространственная композиция на основе комбинаторики (ст-ты Бондаренко Т., Карапетянц Ю., преподаватель Янишевский Г.Б.) 2.1.3. Колористическое решение комбинаторной композиции Эта часть задания разрабатывается факультативно. Колористическое решение разрабатывается в 2-х вариантах: а) цвет должен подчеркивать удаленность плоскотей от зрителя; б) цвет должен нивелировать удаленность плоскостей. Для решения задачи используются теплые и холодные цветовые тона. Рис.29. Колористическая проработка фронтальной комбинаторной композиции (преподаватель Янишевский Г.Б.) Примечание к разделу 2.1 «Виды композиции и комбинаторика» По усмотрению преподавателя, раздел 2.1 может выполняться и не на комбинаторной основе. Альтернативой является, в частности, выполнение упражнений по 3-м видам композиции в традиционной манере. Поскольку упражнение по объемной композиции уже выполнялось ранее (см. раздел 1.3 «Массивность и пространственность»), в этом разделе объемная композиция должна выполняться в усложненном варианте, с включением в нее пространственных элементов при сохранении доминирования объемов-масс. Рекомендуется также вводить в эту композицию метрические ряды, составленные из пространственных элементов. Этапы выполнения: а) эскизные наброски в карандаше; б) выполнение чернового макета; в) выполнение чистового макета. Примеры черновых карандашных эскизов для пространственной композиции приводятся на рис. 30, примеры чистовых макетных работ по фронтальной, объемной и пространственной композиции на рис. 31-35. Рис. 30. Поисковые эскизы пространственных композиций (студенты Бекбулатов Б., Джотохян С., преподаватели Шаталов А.А., Минаева А.В.). Рис. 31. Примеры выполнения заданий «Фронтальная композиция с включением пространственных элементов» (ст-ты Рублева А., Генисецкая В., Гвоздь Д., Катаева Ю., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.). Рис. 32. Примеры выполнения заданий «Объемная композиция с включением пространственных элементов» (ст-ты Агакишиева Л., Хан Н,, Кюрчук В., Брагинцева Г., преподаватель Шаталов А.А.). Рис. 33. Примеры выполнения заданий «Пространственная композиция» (ст-ты Баланцева А., Гасанбекова С., преподаватель Шаталов А.А.). Рис. 34. Примеры выполнения заданий «Пространственная композиция» (ст-ты Джорохян С., Кюрчук В., преподаватель Шаталов А.А.). Рис. 35. Примеры выполнения заданий «Пространственная композиция» (ст-ты Есоян Н., Кузнецова М., Решетова Я., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.). 2.1.4. Компьютерное моделирование композиционных работ по видам композиции и комбинаторике Параллельно с традиционными методами работ по разделу 2.1. «Виды композиции и комбинаторика» студентами выполняются аналогичные задания с использованием пакета Corell Draw (для разработки плоскостных композиций) и пакета 3-м графики «Google Sketch Up» (для разработки фронтальной, объемной и пространственной композиций). Разработка плоскостной композиции начинается с создания модуля, который далее средствами компьютерной графики подвергается простым трансформациям: перемещению, копированию, повороту и масштабированию (о связи композиционных приемов и трансформаций см. раздел «Базовые операции формообразования» в Приложениии I). Как и предыдущих случаях, особенное внимание необходимо уделить созданию различных ракурсных видов трехмерной модели. Аналогично предыдущим заданиям разрабатываются 3 варианта цветовых решений: белый, близкий к ахроматическому слабо тонированный, и в активной цветовой проработке. Примеры на рис 36 -39. Рис. 36. Пример выполнения задания «Плоскостная комбинаторика» средствами компьютерной графики. Рис. 37. Пример выполнения задания «Фронтальная комбинаторика» средствами компьютерной графики. Рис. 38. Пример выполнения задания «Объемная комбинаторика» средствами компьютерной графики. Рис. 39. Пример выполнения задания «Пространственная комбинаторика» средствами компьютерной графики (базовая композиция). 2.2. Выявление тектонического строя объемно- пространственной структуры на основе стержней, арок и конструкций, работающих на растяжение Учебное задание должно познакомить студентов с композиционными возможностями арочных, подвесных, вантово-стержневых и арочно-вантовых конструкций. Этапы выполнения: 1) выполнение макетных упражнений для изучениея особенностей конструкций (схемы см. рис. 40); 2) анализ 2 мостов, найденных самостоятельно (в литературе или Интернете) с выполнением схем, подобных приведенным на рис. 40, не более 4 стр. А4, включая краткие аннотации и фотографии (примеры рекомендуемых мостов и конструкций на рис. 41-42); 3) черновое эскизирование собственных композиционных решений в карандаше, не менее 3 проекций: изометрическая (или перспективная), вид сверху, вид сбоку; 4) проверка решения на небольшом черновом макете, с отслеживанием принципов жесткости и геометрической неизменяемости (примеры арочного типа на рис. 38); 5) выполнение чистового макета (примеры для арочно-стержневых конструкций на рис. 43, для вантовых конструкций - на рис. 44). Рис. 40. Схемы предварительных макетных упражнений: а) усиление жесткости и устойчивости стержня-стойки поперечным стержнем и вантами; б) консольная вантово-стержневая система, с укреплением «контр-растяжками»; в) ферменная стойка с растяжками (в перпендикулярном направлении создать устойчивость вантами); г) арочная ферма с растяжками. Рис. 41. Примеры мостов для анализа («Золотые ворота», Сан-Франциско; Понто-Веккио, Флоренция, Большеохтинский мост, Санкт-Петербург; реконструированный Андреевский мост , Москва). Рис. 42. Фрагменты конструкций мостов: пилоны Обуховского моста в Санкт-Петербурге и Сургутского моста, конструкции Большеохтинского моста в Санкт-Петербурге. Рис. 43. Примеры работ с использованием стержневых и арочных конструкций (студенты Есоян Н., Кузнецова М., Охрименко Н., Пастушков С., Решетова Я., Элоян А., препод. Шаталов А.А., Ягуза И.А.) Рис.44. Примеры работ с применением пилонов и вантовых конструкций (преподаватели Цуканова Н.К., Минаева А.В.) |