Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1. Применение теории формирования познавательных интересов на уроках истории

  • 2.2. Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении

  • Список использованных источников

  • крусач нов. Курсовая работа активизация познавательной деятельности обучающихся при изучении истории


    Скачать 81.92 Kb.
    НазваниеКурсовая работа активизация познавательной деятельности обучающихся при изучении истории
    Дата10.01.2023
    Размер81.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакрусач нов.docx
    ТипКурсовая
    #880312
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    2 Практическое использование различных форм, методов, и средств обучения, стимулирующих активизацию познавательной деятельности учащихся при изучении материала
    2.1. Применение теории формирования познавательных интересов на уроках истории
    Для успешной педагогической деятельности учитель должен обладать эффективными методами, методическими навыками и учебными пособиями. Большое значение имеет качество подготовки к занятиям. В рамках подготовки к занятиям учитель развивает, «моделирует» свою деятельность и поведение школьников. Очень важно, чтобы эта предварительная модель была как можно ближе к реальности. Естественно, реальный дизайн предстоящего образовательного процесса требует глубокого знания теории обучения и образования, большого личного опыта и творческого анализа достижений продвинутых учителей.

    Для каждого учителя – субъект есть определенная сложность в презентации урока и учеников фактического материала. Большая часть этого материала содержится в курсах истории.

    Помощь школьникам в полной мере продемонстрировать свои способности, развивать инициативу, независимость и творческий потенциал, является одной из основных задач современной школы. Успешное выполнение этой задачи во многом зависит от формирования когнитивных интересов учащихся.

    Методы повышения познавательной активности очень разнообразны и широко используются в учебном процессе.

    Традиционная форма повышения познавательной активности школьников — это дидактическая игра на уроках истории [7].
    Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, захватывающими и запоминающимися. Молодым учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь рассказывать интересно. Однако практика преподавания в школе вскоре развенчивает такую​​идею. Особенно в сегодняшней школе, которая, конечно же, не остается в стороне от изменений, происходящих в нашей стране.

    Дидактическая игра – одна из уникальных форм, которые делают интересной и захватывающей не только работу школьников на уровне творчества и поиска, но и каждодневные шаги по изучению реального материала, которые выполняются как часть воспроизводства и трансформации уровней познавательной деятельности – ассимиляции фактов, дат, названий и развлекательного характера обычного мира, игры делают монотонную деятельность запоминающейся, фиксированной и потворствуют ассимиляции исторической информации в положительно окрашенном и эмоциональном ключе. Они активизирует все психические процессы и функции ребенка.

    Актуальность игры в настоящее время возрастает из-за перенасыщения современного школьника информацией. Во всем мире, и в России, в частности, информационная среда постоянно расширяется. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время значительно увеличили поток и разнообразие информации, полученной детьми. Но все эти источники в основном являются материалом для пассивного восприятия. Важной задачей школы является развитие навыков самооценки и отбора полученной информации. Дидактическая игра поможет развить такие навыки, которые служат своего рода практикой для использования знаний, полученных в классе, в течение часа [3].

    Игра может решить другую проблему. Сегодняшняя школа подвергается критике за чрезмерное насыщение словесных, рациональных методов и средств обучения, не принимающих во внимание естественную эмоциональность детей.
    В процессе игры ребенок, балансирует между детской и взрослой сущностью. В повседневной жизни взрослый почти всегда действует как субъект: учитель, лидер. Ребенок, соответственно, объект: обучаемый, управляемый. Это становится стереотипом отношений, которые ребенок не может изменить.

    В силу стереотипных отношений, которые сложились со взрослым, ребенок, будучи объектом и субъектом, в то же время не может всегда проявлять свою субъективную сущность. В игре он решает эту проблему, создавая свою собственную реальность, создавая свой собственный мир.

    В игре можно вовлечь всех в активную работу, форму, которая выступает против пассивного прослушивания или чтения.

    Изучение нового фактического материала является самой важной частью процесса обучения. В это время есть восприятие и понимание учебного материала, в частности, одной из его частей – фактической.

    Устная презентация может быть рабочим элементом игры, ее частью или подготовкой к ней. В игру могут входить такие устные методы презентации, как сюжетный квест, художественное описание, образные характеристики и т. д. Примеры включают следующие игры: «Древо познания», «Три предложения», «Из уст в уста», «Экскурсия», «Живая картинка», «Творческая лаборатория», «Проблемная ситуация» (С ее помощью есть мотивация работать с документальными материалами). Игра основана на создании проблемной ситуации для школьников. При изучении восстания декабристов ситуация, представленная учителем, может быть следующей: «Представьте, что вы журналисты из Петербургской газеты. На дворе 14 декабря 1825 года. Вам нужно написать сообщение о восстании, предназначенном для размещения в газете, в том числе и международной (так как правительство Николая I могло представить события декабря 1825 года за рубежом)».

    Важно представить проблему, донести до сведения детей, в какой сложной ситуации они находятся сейчас и в какой ситуации находился Николай, которому было трудно представить события, которые произошли в первый день его пребывания за границей [4].
    2.2. Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении
    Во  первых, как и было отмечено многими исследователями, игра является мощным стимулом в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Благодаря игре когнитивный интерес намного активнее и быстрее, отчасти потому, что человек любит играть по своей природе, другая причина в том, что в игре есть больше мотивов, чем в регулярных тренировочных мероприятиях. Исследуя мотивы участия школьников в играх, можно отметить, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, которые не находят выхода в других видах образовательной деятельности, одни просто хотят получать высокие оценки, другие хотят показать себя как команду, остальные решают проблемы своего общения и т. д.

    Во  вторых, в игре активируются умственные процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление – активная познавательная деятельность.

    В настоящее время ученые обнаружили разницу между функциональным назначением правого и левого полушарий головного мозга. Левое полушарие специализируется на словарно-символических функциях, а справа – в пространственно  синтетическом. Например, при активной работе правого полушария проявляются высокий уровень ассоциаций, абстрактное мышление, обобщение понятий и функциональное лидерство левого полушария, облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий. «Фигуративная память, способность сохранять впечатление от того, что он видел в течение длительного времени, — это также правое полушарие, а также ориентация в пространстве: помните ситуацию в вашей квартире, расположение районов и улиц в городе. Это правое полушарие, которое напоминает нам, где-то или это, как использовать различные устройства и устройства» [8].

    При изучении творческого процесса можно выделить два разных типа: аналитическое, рациональное – левое полушарие; с преобладанием интуиции – правое полушария. Считается, что школа переоценивает мышление левого полушария в ущерб правому. Игра эмоциональна по своей природе, и поэтому она способна оживить и сделать даже самую сухую ситуацию яркой, запоминающейся – которая активизирует познавательную деятельность школьников.

    В игре можно вовлечь всех в активную работу, форму, которая выступает против пассивного прослушивания или чтения.

    Технологии, используемые для подключения школьников к сообществам и друг с другом, могут сделать процесс обучения более интересным, удовлетворяющим сегодняшним реалиям, обеспечивая правильную информацию в нужное время. Этот процесс во многом определяется знаниями, ожиданиями и результатами, полученными ранее, которые формируют учебную среду. Информационные технологии могут играть ключевую роль в этой реформе. Существует множество примеров того, как используются компьютерные и сетевые технологии:

     лучше адаптировать обучение к потребностям и способностям ученика;

     обеспечить доступ для всех учащихся к информационным ресурсам за пределами школы, обогатить их обучение и увеличить время, затрачиваемое на самообучение;

     реалистично оценивать прогресс учащихся в образовании; помогать школам в управлении и управлении обучением школьников.

    Очевидно, что развитие когнитивных способностей и творческой активности школьников в уроках истории напрямую зависит от использования инновационных технологий в преподавании предмета.
    Школьник становится активным, заинтересованным, равным участником тренинга. Он отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, который позволяет вам развивать стремление к знаниям, повышает мотивацию к обучению. Когда ИКТ сочетаются с традиционными и нетрадиционными методами и методами обучения, дети развивают образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого подхода в преподавании истории является важным средством формирования личности, гуманного отношения ко всем живым существам, творческому воспитанию и развитию. Школьная производительность не будет увеличиваться из-за компьютерной работы, но наблюдения показали, что школьники стали больше интересоваться тем, что происходит в классе. ИКТ помогает обеспечить устойчивую мотивацию школьников к получению знаний, повышению их познавательной активности. Используя онлайн-ресурсы, школьники загружают много интересного материала не только с «исторических» сайтов, но также с сайтов политических партий (избирательные программы, фотографии, мнения о кандидатах), органов субъектов Российской Федерации (структура местных органов власти, срочные проблемы и варианты их решений), общественные центры.

    Использование современных информационно-коммуникационных технологий в уроках истории — это необходимость эффективного повышения качества образования [5].

    К.Д. Ушинский справедливо отметил: «Безделье на уроке больше утомляет учащихся, чем активная деятельность». Проблема активности процесса обучения не может на современном этапе рассматриваться без учета личностной позиции обучаемого к процессу обучения. Повышение качества образования в настоящее время невозможно без удовлетворения личностных запросов. [18] Также каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о том, как интереснее их провести. Урок до сих пор остается главным компонентом в школьном обучении и воспитании. Урок – это своеобразная визитная карточка каждого учителя. От того, насколько правильно учитель определил цель конкретного урока, отобрал необходимый материал, сумел выбрать адекватные ему методы и средства обучения, зависит качество обучения и воспитания, успешность конечных результатов, интерес к предмету.

    Для эффективного развития познавательного интереса, используются следующие методы: наглядные, практические, объяснительно иллюстративные, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично поисковый метод и исследовательский метод.

    Для развития познавательного интереса, можно удачно использовать приемы, направленные на развитие учебной и умственной деятельности. Например, прием направленный на развитие познавательного интереса: Вызов – Осмысление – Размышление (класс разбивается на несколько групп, или работают в парах).

    Для стадии Вызова: приемы на этой стадии направлены на активизацию ранее полученных знаний по теме, на пробуждение любопытства и определение целей изучения предстоящего материала. Пара учащихся составляет список того, что они знают или думают по данной теме. Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых затруднительно высказывать свое мнение перед большой аудиторией. Зачастую, обмениваясь мнениями с товарищами, такой ученик обретает уверенность и легче выходит на контакт со всем классом. И, разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся [14].

    Для стадии Осмысление: когда учащиеся припомнили, что знали, в чем вполне уверены и в чем сомневаются, задались конкретными вопросами, поставили цели, они готовы приступить к следующей стадии осмысления. Для стадии Размышление: многие приемы, которыми пользуются на стадии «вызов», «осмысление», логически переходят в стадию «размышления» и достигают там своей кульминации.

    На основе анализа литературы можно утверждать, что познавательный интерес – один из главных мотивов учебной деятельности, обеспечивающий успешное обучение. Каждый ученик должен знать и понимать, для чего необходимо усвоить тот или иной учебный материал, и если он не хочет учиться, то научить его невозможно.

    Заключение
    По литературным источникам была изучена и описана сущность понятия «активизации познавательной деятельности» при изучении фактического материала на уроках истории, его структуры и содержания.

    Был проведен анализ педагогической и методической литературы по проблеме активизации познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала на уроках истории.

    На основе исследования педагогической и методической литературы была раскрыта специфика познавательной деятельности школьников на уроках истории.

    Были определенны пути и условия активизации познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала на уроках истории в общеобразовательной школе. Мною были исследованы два наиболее эффективных способа активизации познавательной деятельности учащихся - это дидактическая игра и использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории.

    Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению фактического материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности - усвоение фактов, дат, явлений и др.

    Применение ИКТ позволяет перевести учебный процесс на качественно новый уровень, так как возникают новые возможности для активизации познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала на уроках истории.

    Использование электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:

     Экономию времени при объяснении нового фактического материала;

     Представление фактического материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;

     Воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение фактического материала

    Невозможно представить себе повышение эффективности обучения истории без развития у учащихся стойкого познавательного интереса к предмету.

    Проект активизации познавательной деятельности, разработанный, методически и практически апробированный представляет собой субъект-субъектное взаимодействие педагога и учащегося, комплексно воздействующее на мотивационно  потребностную, эмоционально  волевую сферы личности учащихся.

    Структурными компонентами проекта, тесно взаимосвязанными между собой, являются: целевой, содержательный, организационный, операциональный, диагностический.

    В целевом компоненте, исходя из основной цели - активизация познавательной активности школьников - дефинировались диагностические цели: становление учащихся как субъектов учебной деятельности, освоение ими материала учебной программы, уточнявшиеся в процессе обучения.

    Содержательный компонент включал отбор учебного фактического материала в соответствии с требованиями программы, дидактическими принципами, индивидуальным и дифференцированным подходами. Уровень готовности школьников к плодотворному обучению в школе, динамика освоения школьниками материала программы, развитие их познавательных процессов, дисциплинированности и мотивированности к учению детерминировали дифференциацию содержания учебных заданий по истории в целях реализации индивидуального подхода.

    Организационный компонент актуализировался игровым методом (дидактическая игра). Это обеспечивает организацию детского сообщества, создание на уроках доброжелательной творческой атмосферы; воспитание готовности к взаимодействию; поддержание оптимального уровня активности на фоне положительных стенических эмоций; сохранение позитивного функционального состояния, сопутствующего высокой работоспособности.

    Список использованных источников


    1. Абдулакимова, Н. Б. Методика обучения истории как наука и учебный предмет / Н. Б. Абдулакимова – Текст: непосредственный // Психология и педагогика в системе современного образования : сборник материалов IV Международной научно–практической конференции, 21 февраля 2018 года / Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития научного сотрудничества». – Новосибирск, 2018. – С. 84–88.

    2. Афанасьев, В. В. Методология и методы научного исследования : учебное пособие для вузов / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. — Текст : электронный — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 154 с.

    3. Баранов, А. В. Переход на линейную систему преподавания истории в школе и государственные стандарты третьего поколения / А. В. Баранов Текст: электронный // Чтения памяти Евгения Петровича Сычевского. – 2017. – № 17. – С. 201–208.

    4. Бессарабова, Н. В. Место истории в системе гуманитарных наук / Н. В. Бессарабова – Текст: электронный // Общегуманитарные дисциплины : Московский гуманитарный институт им. Е.Р. Дашковой. – Москва 2007. – С. 22–33.

    5. Дорошенко, Н. С. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. Методические рекомендации / Н. С. Дорошенко.  Текст : непосредственный // Молодой ученый.  Казань , 2015.  № 24  С. 937  943.

    6. Дусназарова, М. Э. Предмет и задачи методики обучения истории / М. Э. Дусназарова –
      1   2   3   4


    написать администратору сайта