КУРСОВАЯ РАБОТА Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица». Донцова Дарья Павловна. Курсовая работа балет П. И. Чайковского Спящая красавица
Скачать 66.31 Kb.
|
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ БАЛЕТА «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА» И ПЕРВАЯ ПОСТАНОВКА В 1890 ГОДУОчень большое значение в балетах Чайковского приобрел "танец-действие", оказавший влияние на все другие формы. Большие вальсы и другие номера, в которых участвует кордебалет, Чайковскому удалось поднять на небывалую художественную высоту. Наконец, пантомима у Чайковского сопровождается настолько выразительной музыкой, что мимика и жесты танцовщиков служат лишь иллюстрацией к ней, тогда как прежде музыка играла роль фона. В балетной музыке проявилась одна из сторон большого и многогранного дарования композитора, не нашедшая широкого применения в произведениях других жанров, - удивительная изобретательность при воплощении фантастических образов. Оставаясь и в балете художником-гуманистом, он в сюжетах наивных народных сказок видел глубокий жизненный и философский смысл. Герои волшебных балетов в его глазах были живыми, реальными людьми, он щедро одарил их душой и чувствами человека. С появлением "Спящей красавицы" и "Щелкунчика" сформировалось новое явление - балетный театр Чайковского. Балет "Спящая красавица" - Сценарий И.А.Всеволожского и М.Петипа по сказкам Ш.Перро. Период создания - с октября 1888 г. по август 1889 г. Замысел постановки и либретто принадлежали директору Императорских театров И.А.Всеволожскому. Постановочный план-сценарий разработал знаменитый балетмейстер ХIХ века М.Петипа[9]. Музыка балета сочинялась с большими перерывами в период с октября 1888 г. по 26 мая 1889 г. Основной конфликт сюжета заключен в противопоставлении двух сил: феи Сирени и феи Карабосс. В ноябре-декабре 1888 года Петипа вручил Чайковскому подробно разработанную программу «Спящей красавицы». К этому времени у композитора были уже первые наброски музыки. 18 января 1889 года Чайковский закончил в эскизах пролог и первое и второе действия балета. Третье действие сочинялось весной и летом того же года, причем некоторые номера — во время длительного путешествия композитора из Парижа — через Марсель, Константинополь, Тифлис — в Москву. Инструментовка балета заканчивалась в августе в то время, как в театре уже полным ходом шли репетиции нового спектакля. Постановка «Спящей красавицы» готовилась с большой добросовестностью. Это проявилось уже в работе главного художественного руководителя постановки — М. Петипа над программой балета. В объемистой рукописи балетмейстер точно зафиксировал сюжет, характер, ритм и даже длительность каждого номера балета. Отмеченная богатством художественного воображения, драматургической чуткостью, профессиональной тщательностью, эта программа оказала существенную помощь композитору и определила многое в художественном качестве «Спящей красавицы» и ее первой постановке. Первый спектакль «Спящей красавицы» состоялся 3 января 1890 года на петербургской сцене. Успех вначале был не столь шумным, как того ожидали авторы и постановщики спектакля. В рецензиях на премьеру дело не обошлось без обывательского вздора и зубоскальства, упреков в слишком большой серьезности нового балета. «В зрительном зале музыку [балета] называли то симфонией, то меланхолией», — сообщал рецензент «Петербургской газеты». («Петербургская газета» от 4 января 1890 г.) И, вместе с тем, постановка принесла новому произведению Чайковского прочное и все более и более расширявшееся общественное признание. По этому поводу брат композитора писал впоследствии: «…ошеломленная и новизной программы и обилием ослепительных подробностей, публика не могла оценить балет так, как оценила его потом, как ценили его те, кто следил шаг за шагом за его постановкой [5]. Красоты подробностей промелькнули быстро сменяющейся чередой незамеченными и сдержанное: «очень мило» было все, что она могла сказать в первый раз… И тем не менее успех был колоссальный, но выказавшийся, так же как и успех «Евгения Онегина», не в бурных проявлениях восторга во время представлений, а в бесконечном ряде полных сборов» (М. Чайковский. Жизнь Петра Ильича Чайковского, т. III, стр. 340). драматургия балет чайковский красавица. Именно «Спящая красавица» окончательно утвердила в общественном сознании тот новый тип балетной музыки, а отсюда и общий новый тип и уровень хореографического спектакля, который явился результатом реформы Чайковского. Сказочный мотив сна - поиски красоты, пробуждения к жизни - получают в музыке Чайковского большое развитие. В "Спящей красавице" использованы жанры "прошлых эпох" (сюита старинных танцев во II д., сарабанда из III д.); включение жанровых стилизаций, т. е. номеров "в стиле XVIII в." (танцы фрейлин и пажей из II д., финальный Апофеоз). Успех балет имел безоговорочный. Критики и зрители были в данном случае единодушны. «Мне кажется, что музыка балета будет одним из лучших моих произведений. Сюжет так поэтичен, так благодатен для музыки, что я сочинением его был очень увлечен и писал с той теплотой и охотой, которые всегда обуславливают достоинства произведений», -- сообщал в письме к фон Мекк Чайковский [2]. Премьера балета состоялась 3 января 1890 года. Сдержанная реакция публики обидела Чайковского. Но вскоре балет стал пользоваться исключительным успехом. Основная сфера «Спящей красавицы» - лирические музыкальные образы. Они характеризуют главных героев, их чувства и переживания. Столкновение образов феи Сирени и феи Карабосс образует драматический конфликт. Наконец, немаловажную роль играют и живописно-изобразительные музыкальные образы. Лирические сцены. Общий характер музыки «Спящей красавицы» определяют лирические сцены. Классический танец в лирических сценах балета наиболее соответствует выражению многообразной гаммы чувств и переживаний героев. Драматические сцены. Наиболее активные действующие лица балета -- это фея Сирени и фея Карабосс. Значение этих двух образов подчеркнуто прежде всего, музыкально: в отличие от других персонажей они имеют лейтмотивные характеристики. Живописно-изобразительные сцены занимают значительное место в «Спящей красавице» и отвечают требованиям и особенностям жанра балета-феерии. Так же как лирические музыкальные образы воплощены в классических танцах, живописно-изобразительные связаны с характерными танцами. По традиции, характерные танцы в балетах ограничивались серией национальных танцев с весьма условной спецификой. В «Спящей красавице» характерный танец -- это, прежде всего портрет. Жемчужинами живописно-изобразительной музыки в балете являются три танца: Pasde deux (Кот в сапогах и Белая кошечка), Pasde caractere (Красная Шапочка и Волк), Pasde berrichon (Людоед и Мальчик-с-пальчик с братьями). В основе Pasde caractere лежит столкновение антагонистических образов. Танец изображает встречу Красной Шапочки с Волком. В Pasde berrichon также сопоставлены два образа -- Людоеда и семи братьев. Остроумно изображены в музыке семимильные шаги Людоеда: скачки на широкие интервалы. Образ мальчиков дан в движении. Сначала звучат жалобные интонации, затем они становятся спокойней. В ответ на грозное ворчание Людоеда слышны совсем испуганные крики убегающих малышей (аккорды у деревянных духовых с форшлагами) [13]. Но совершенно особое место принадлежит танцу Кота в сапогах и Белой кошечки. Тут и нежное мяуканье Кота и Кошечки (интонации гобоя и комически звучащего фагота), и настороженное наблюдение друг за другом (тревожные тремоло засурдиненных струнных). Постепенно оркестр обогащается новыми красками. В заключительной части тема у кларнета проходит в живом темпе и завершается кульминацией. Танец заканчивается ссорой и царапаньем. Создав в «Спящей красавице» новый, особый вид программной симфонической музыки, Чайковский внес в балетную музыку принципы симфонического развития. Интенсивность, драматизм развития, прием «волнообразного» движения к кульминации. Многим обогатила балет и опера. В основном возросшей ролью песенно-распевного начала. Балет «Спящая красавица» написан в последний период творчества. В нем Чайковский использовал все мастерство и опыт симфониста-драматурга. Однако, в отличие от симфонических и оперных произведений, в которых в полный голос звучала трагическая тема, «Спящая красавица» -- гимн свету и радости жизни. Глубокий оптимизм и светлая вера в прекрасное нашли выход в создании лучезарных, вечно юных произведений со сказочным сюжетом -- балетов «Спящая красавица» и «Щелкунчик». |