Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы для самопроверки

  • Тема 1.2 Хореографическая культура средневековья

  • Вопросы для самоконтроля

  • История хореографического искусства. ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА заочка. История хореографического искусства учебное пособие


    Скачать 209.67 Kb.
    НазваниеИстория хореографического искусства учебное пособие
    АнкорИстория хореографического искусства
    Дата11.12.2021
    Размер209.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА заочка.docx
    ТипУчебное пособие
    #299713
    страница1 из 13
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА:

    УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

    Раздел 1. Балетный театр от истоков танцевального искусства до конца 18 века

    Тема 1.1 Происхождение и виды хореографического искусства. Танцевальное искусство в Древней Греции и Древнем Риме

    Искусство танца возникло в глубокой древности и формировалось вместе с создающим его человеком. В древности танец был составной частью обрядов и занимал важнейшее место в жизни человечества. Нашим далеким предкам танец доставлял эстетическую радость, но плясали они не ради удовольствия и развлечения.

    Танец сопровождал повседневную трудовую жизнь и возник из разнообразных ритмичных движений и жестов, связанных с жизнью человека и впечатлениями от окружающего мира. Процесс труда обнаружил значение ритма; движения, подчиненные ритму, породили пляску. Пляска же, постоянно развиваясь и меняясь, послужила основой для создания особого вида театрального искусства – балета. Поводы к пляскам и сюжеты этих плясок давались самой жизнью. Молитва богам, военный поход, охота, избрание вождя племени, рождение, смерть и другие события в жизни племени непременно сопровождались танцами, как правило, массовыми.

    Каждый танец означал соединение человека с могущественными, неведомыми древним людям силами. В танцевальных образах первобытный человек выражал свои наблюдения, что помогало ему постигать мир и закреплять те или иные навыки. При определенных обстоятельствах танец заменял живую человеческую речь, выражал эмоции человека. Первые танцевальные движения – покачивания, хлопки, прыжки, бег, шаги.

    Поначалу танцы первобытного человека сопровождались возгласами, затем пением. Потом люди научились изготовлять простые музыкальные инструменты – рог, погремушки (полые бамбуковые палки наполняли камешками, ракушками). Позже необходимым спутником стал барабан. Первобытное искусство было синкретичным, т.е. песня, танец, пантомима были взаимосвязаны и на самостоятельные виды искусства разделились значительно позднее. Связь между песней и танцем сохранялась в течение многих тысячелетий, а в народном искусстве дожила до наших дней.

    В первобытном обществе существовали самые разнообразные виды плясок. Тотемные пляски были самыми важными в племени. Они посвящались тотему - животному или фантастическому духу, являющемуся основателем и покровителем племени. В тотемных плясках были «зашифрованы» законы племени. Считалось, что при исполнении тотемной пляски люди общались с покровителями племени, с духами предков, просили их о помощи. Тотемная пляска держалась в глубокой тайне от других племен, и разглашение ее порядка каралось смертью. В тотемных плясках исполнители надевали костюмы, маски, накладывали специальный грим и становились похожими на изображаемое существо. Древние люди умели мастерски копировать повадки животных, перевоплощаясь в них в танце.

    Охотничья пляска стала первой пляской первобытного человека. Она исполнялась для того, чтобы охота прошла удачно. У каждого племени было несколько десятков видов охотничьих танцев. Но «сценарий» таких плясок был почти одинаков. В танце показывалась удачная охота, участники делились на 2 группы: одни изображали охотников, другие – животных. Иногда животное, предназначенное для охоты, рисовали на земле или ставили его чучело в центре круга. Все танцующие надевали маски, чтобы остаться неузнанными и не навлечь на себя гнев богов – покровителей животного, раскрашивали свои тела и лица. В танце разыгрывались главные моменты охоты: выслеживание зверя, нападение на него, борьба и победа. В таком построении танца отражалось стремление людей обрести уверенность в успехе, добиться милости богов, подчинить себе дух животного. Кроме того, охотничьи пляски являлись тренировкой перед охотой.

    Военные пляски исполняли мужчины перед уходом на битву и после победы над врагами. Военные танцы исполнялись с оружием, в быстром темпе, они были бодрыми, эмоциональными, торжественными, в них мужчины отрабатывали боевые приемы, поднимали свой боевой дух. В них выражались воинская доблесть и ликование по случаю победы. Многие ученые считают, что воинские пляски были вершиной танцевального творчества первобытного человека.

    Обрядовые пляски были связаны с жизнью и бытом племени, его праздниками: свадебные пляски; пляски в честь рождения ребенка; лечебные пляски, во время которых из человека изгонялась болезнь, погребальные танцы, танцы посвящения в члены племени (обряд инициации). Последние символизировали окончание детства. Подростки сдавали своеобразный экзамен, который показывал их готовность к взрослой жизни. Когда испытания заканчивались, в племени устраивался большой праздник. В танце юноши соревновались между собой в ловкости и силе, девушки показывали свои умения и готовность стать хозяйкой, матерью, женой.

    Для первобытных людей танцы имели большое воспитательное и организующее значение.

    Они объединяли представителей целого племени или нескольких племен.

    Танец Древней Греции.

    Нигде и никогда так не боготворили танец, как в Древней Греции. В танце греки видели единство душевной и телесной красоты и считали танец прекрасным даром богов. Считалось, что первые правила искусства танца написал Аполлон – бог искусства. Греки сделали музу Терпсихору «ответственной» за искусство танца. Не было в Греции праздника или события, в котором бы не встречался танец. Все поэты Древней Греции воспевали пляску. Гомер в поэмах

    «Илиада» и «Одиссея» дал описания нескольких танцев. Философ Платон ставил пляску во главе всех наук.

    В Древне Греции танцевали все – от крестьян до философов. Пляски были обязательным учебным предметом в школах (гимназиях) наряду с математикой, литературой, красноречием, а человек, не умевший танцевать, подвергался насмешкам и осуждению. Греческие врачи прописывали танец как лекарство от многих болезней. Даже выбирая мужа для дочери, греческий правитель испытывал его в танце.

    Танцевальное искусство настолько ценилось у греков, что танцорам, наряду с великими полководцами и победителями Олимпийских игр, ставили памятники и чтили их как героев. О характере древнегреческих танцев рассказывают и многочисленные изображения танцующих в вазовой живописи, скульптурах, фресках.

    Большинство танцев было связано с мифологией. У греков более 200 танцев, которые можно разделить на 5 групп:

    Священные пляски посвящались богам, которых в Древней Греции было немало. У каждого бога был свой религиозный культ и, соответственно, свои пляски. К ним прибегали, желая умилостивить богов. Танцы считались и лучшим средством для прославления богов. Мифология подсказывала древним грекам содержание драм, комедий, трагедий, произведений изобразительного искусства, хореографии. Своих богов греки наделяли человеческими чертами. Праздники в честь богов отражали определенные события трудового календарного года. Самым веселым праздником в Древней Греции были Великие Дионисии в честь бога плодородия и виноделия Диониса. Их отмечали во время сбора винограда.

    Пляски в честь Диониса отличались неудержимым буйным весельем. Во время «великих Дионисий», которые праздновались неделю, все прекращали работу и выходили на улицы плясать и веселиться.

    Общественные (гражданские) пляски исполнялись во время общественных церемоний и праздников на площадях и улицах городов. К общественным относится большая группа воинственных плясок (пиррических). Эти пляски были маленьким танцевальным спектаклем о войне. В них воспроизводилась битва, исполнители перестраивались подобно тому, как перестраиваются во время сражения воинские подразделения. Это были сложные хореографические композиции. Пиррические пляски исполняли молодые юноши, в них они показывали свою удаль, ловкость, силу и красоту движений. Одеты они были чаще всего в пурпурно-красные одежды, танцевали с луками, щитами, факелами в руках. Исполнять пиррический танец мог один человек, сражавшийся с воображаемым противником, могли в нем участвовать и двое, но чаще всего пиррические пляски были массовыми. В композицию обязательно включалась пантомима. В сюжетах этих танцев часто находили отражение мифы и предания о героях. Юноши, которые особенно хорошо исполняли эти танцы, пользовались всеобщим уважением. Военные пляски играли большую роль в воспитании мужества, патриотизма, чувства долга.

    Общественные танцы греков поражают разнообразием тематики, богатством рисунков. Среди них были мужские и женские хороводы. Один из таких танцев назывался «Журавель» («Хоровод Тезея»). Рисунок танца был сложным, извилистым, темп то убыстрялся, то замедлялся. Среди общественных встречались и мифические танцы – например, хороводная пляска «Ожерелье». Во многих общественных танцах в качестве аккомпанемента выступала песня.

    Обрядовые пляски. К этой группе относятся свадебные и похоронные пляски. Свадебная пляска называлась «Пляска Гименея» и состояла из медленного хоровода вокруг новобрачных, который затем сменялся веселыми танцами. Погребальные пляски исполнялись скорбно и торжественно.

    Домашние танцы исполнялись во время домашних праздников и пиров профессиональными танцовщиками и акробатами.

    Сценические танцы древних греков были частью театральных представлений. Греция подарила миру искусство драматического театра, где музыка и танец занимали почетное место, признавая, однако, главенство слова. Размеры древнегреческих театров были огромны – некоторые вмещали до 30 тысяч зрителей. Древние греки приходили в театр на целый день - представления длились с утра до захода солнца. Сначала показывали 3 трагедии, связанные между собой одним сюжетом, затем исполняли комедию. В спектаклях обязательно участвовал хор, который исполнял и пляски.

    Для каждого жанра существовали свои пляски. В трагедиях хор исполнял эммелию – медленный и величественный танец, который передавал чувства богов и героев. В комедиях чаще всего танцевали кордак, пляску сатиров. Это была пляска быстрая, веселая, с изобилием прыжков, вращений, присядок. Танец кордак был таким сложным, что его исполняли только профессиональные танцовщики. В перерывах между представлениями публику развлекали мимы. Они представляли небольшие количественные сценки, в которых пародировали только что показанную трагедию. Содержание сценок артисты предавали только движениями, мимикой лица, без слов. Профессия актера в Древней Греции считалась очень почетной. Актерами могли быть только свободные мужчины. Актеры выступали в закрывающих лицо больших масках. Для каждой эмоции была своя маска: маски гнева, радости, удивления и т.п.

    Священные и общественные пляски Древней Греции были в основном хороводными. Аккомпанементом служили пение или игра флейтиста, стоявшего в центре круга. Хоровод мог быть круговым, прямоугольным, цепочным. Его участники держались за руки, или их соединяли зеленые ветви.

    Искусство танца в Древней Греции достигло такого высокого уровня развития, что о нем был написан трактат – первое в истории исследование танца. Автор трактата - Лукиан - размышлял о роли и значении танца в жизни человека, говорил о требованиях, которые предъявляются к человеку, решившему посвятить себя искусству танца.

    Танец и пантомима Древнего Рима.

    Воинственные римляне покорили Грецию, но сами поддались влиянию древнегреческой культуры. От греков перешла к римлянам религия, они лишь поменяли имена богов. Танцевальное искусство древних греков также оказало большое влияние на римлян. Но для греков искусство и танец были чем-то священным, что облагораживало душу, и приближало человека к богам. Римляне же видели в искусстве лишь развлечение. Танцы постепенно утратили первоначальную строгость и чистоту, становились более нескромными. Первым своим танцором древние римляне считали Ромула – одного из легендарных основателей Рима. В память основания Рима он приказал ежегодно исполнять воинственные дикие пляски. Эти пляски чаще всего исполнялись в Древнем Риме.

    Самыми знаменитыми священными плясками были пляски салийских жрецов в честь бога войны Марса. 12 жрецов, одетые в богатые платья, расшитые золотом, с копьем в одной руке и щитом в другой, плясали в храме Марса во время жертвоприношений и торжественных шествиях.

    К танцам обращались и во время страшных событий. Когда Рим настигла эпидемия чумы, сенаторы, чтобы умилостивить богов и развлечь народ, приказали устраивать на улицах и площадях театральные представления и приглашали бродячих артистов из других стран. Когда в Риме начались беспорядки, и император испугался, что может произойти восстание, он велел выйти на улицы города трем тысячам танцовщикам и танцовщицам, которые своими плясками усмирили толпу.

    Бродячие артисты познакомили римлян с искусством пантомимы. В пантомиме без слов, только с помощью мимики, танца и жеста воплощались сложнейшие сюжеты. Искусство пантомимы у древних римлян достигло высшей степени совершенства. Каждый религиозный и государственный праздник сопровождался театральными представлениями, в том числе и пантомимными. Представления устраивались в огромных амфитеатрах и цирках, вмещавших до 100 тысяч зрителей.

    Самый знаменитый амфитеатр – Колизей (90 тысяч зрителей). Арена амфитеатра, со сложными подземными переходами, была оборудована для сложнейших технических эффектов.

    Сюжетами для грандиозных пантомимных представлений служили мифологические или аллегорические сюжеты, изображающие приключения богов, в иносказательной форме прославляющие деяния императоров. Часто один артист играл сразу несколько персонажей. По своей популярности пантомимы соперничали с цирковыми представлениями и гладиаторскими боями. Актеров пантомимы почитали не меньше, чем полководцев, при жизни им ставили памятники.

    Самыми известными пантомимными артистами Древнего Рима были Пилад и Баттилос. Они могли без единого слова показать целый спектакль. В Риме из-за них даже происходили столкновения между поклонниками. Высочайшее мастерство, удивительное владение своим искусством сделали бессмертными имена этих актеров.

    Во время упадка Римской империи пантомимы превратились в жестокие зрелища. Римляне все больше жаждали острых ощущений - и исполнителей в сценах гибели подменяли настоящими преступниками, осужденными на смерть. Приговоренный, одетый так же, как актер, умирал на сцене. Сцена превращалась в эшафот.

    Вопросы для самопроверки:

    Каким образом можно изучать танцы первобытного общества?

    Какие виды танца существовали в первобытную эпоху?

    Чем сопровождалось исполнение танцев?

    Каково было отношение к танцевальному искусству в Древней Греции?

    Где можно было увидеть танцы в эпоху античности?

    Что такое пиррические пляски?

    Тема 1.2 Хореографическая культура средневековья

    В средние века (7-13 вв.) большое влияние на танцевальное искусство оказывала церковная идеология. Господство церкви означало запрет светских забав и зрелищ, в их числе и пляски. Но гонения не достигали цели. Танцы продолжали украшать народные веселья, календарные игры, домашние праздники. Танец проникал и в саму церковь. В Испании, Италии, Франции, Англии он сопровождал религиозные праздники. Учитывая любовь народа к зрелищам, средневековая церковь с 11 века вводила в молебствия картинные процессии, даже церемониальные танцы, исполняемые церковным хором. Большой популярностью пользовался праздник «майского дерева». Молодежь выбирала из своей среды распорядителя майского праздника, так называемого «майского графа или короля». Майский граф выбирал себе из девушек спутницу. В лесу рубили деревцо, привозили его на место потехи, и вокруг него пели, танцевали, веселились.

    В эпоху раннего средневековья существовал обычай провожать невесту в баню перед венчанием. Этот ритуал народ превратил в веселое шествие - невесту провожали ее подружки с песнями и танцами, получалось похожее на «девичник».

    В средние века в крестьянской среде появились первые бытовые танцы. Самые распространенные первые образцы бытовой хореографии получили название бранлей. Вначале их рисунок был несложным - простые шаги и покачивания корпусом в такт пению, постепенно ритм становился более темпераментным и быстрым, удвоенные шаги стали чередоваться с подскоками и прыжками.

    Разновидностей бранлей известно очень много. Существовали бранли простые, парные, веселые, бранли бочаров, башмачников, конюхов, прачек, гусей. Из бранлей образовалась бытовая национальная хореография - в них берет свое начало цепочный танец фарандола, популярная во Франции и сейчас; в Провансе из бранля сложился ригодон; в Бретани - менуэт; бранль стал основой и такого танца, как гавот.

    Для популяризации танцевального искусства много сделали бродячие актеры и потешники: во Франции их называли жонглерами, в Германии шпильманами. Жонглерство особенно широко развивалось в 12-13 веках. Жонглеры и шпильманы были представителями профессионального танцевального искусства в эпоху средневековья. Они технически усложняли танцы, включая их в свои жизнерадостные представления. Их танцы были насыщены акробатическими элементами, были очень виртуозными и техничными. Музыкальное сопровождение было очень простым, танцы исполнялись под флейту и маленький барабанчик.

    Рост городов, появление ремесленных цехов создают новые формы общения людей, новые праздники и увеселения. Магистраты городов открывают танцевальные дома, танцевальные комнаты при ратуше и в домах советов различных цеховых гильдий. На ярмарках и ежегодных цеховых праздниках представители разных ремесленных цехов демонстрировали свои изделия. Во время театрализованных процессий они показывали танцевально-пантомимные сцены. Праздники эти не обходились без танцев с мечами, обручами, гирляндами.

    Танец с мечами - танец-соревнование в ловкости, находчивости, мужестве. Вначале исполнители смыкались тесным кругом и искусно проделывали сложные упражнения с мечами, мечи скрещивались, ударялись друг о друга. Заключал танец солист, который демонстрировал свое искусство между мечами, воткнутыми в пол.

    Если праздник проходил ночью, то он заканчивался пляской с факелами на голове. Такой танец был популярен почти во всех сословиях и считался ритуальным свадебным.

    Одним из самых распространенных танцев средневековья была мавританская пляска. В Испании она называлась мориска, во Франции – мореска, в Англии – Моррис, в Германии – морентанц. Пляска символически воспроизводила борьбу христиан и мавров (9-15 века). Среди участников этого танца был мавр с вычерненным лицом, в золоченом тюрбане, с деревянным мечом и щитом. С привязанными к ногам колокольчиками. Под звуки дудки и барабана этот многовековой враг Европы плясал в восточном стиле. Затем его окружали противники, вооруженные подобным образом, и начиналась битва. Она неизменно кончалась победой над мавром. Заканчивала танец фигура, которая называлась розой: танцовщики составляли из мечей сплошную поверхность и, подняв на нее мавра, высоко подбрасывали его в воздух. Со временем характеристика мавра приобрела шутовской характер.

    Аристократические танцы получили название бассдансов. Для них характерны медленный скользящий шаг, поклоны и салюты. Гости во время бала выстраивались в колонну парами и торжественно-медленным шагом под сопровождение монотонной мелодии или собственного пения обходили зал. В торжественных случаях они брали факелы. Прыжки и подскоки запрещались правилами этикета, не позволял этого и покрой одежды; она шилась из тяжелей ткани, у дам платья были с 3-4-метровыми шлейфами.

    Представления в феодальных замках давались обычно в перерывах между блюдами обеда или между турнирными состязаниями. Отсюда и происходит их название – междуяствия. Для этих сцен с пением и танцами создавались сложные декорации, сооружались помосты, шились специальные костюмы.

    Таким образом, в эпоху средневековья танец утвердился в быту, обрел популярность среди широких слоев населения. К этому времени относятся и робкие попытки театрализовать его, вывести на примитивные сценические подмостки.

    Вопросы для самоконтроля:

    Какое влияние оказывала церковь на развитие танцевального искусства в средние века?

    Как назывались первые бытовые танцы средневековья? Перечислите га разновидности.

    Какова роль бродячих актеров в распространении танцевального искусства и усложнении техники танца?

    Что представляла собой «мавританская пляска»?

    Какие танцы можно было увидеть в аристократической среде? Перечислите их отличительные черты.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта