История хореографического искусства. ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА заочка. История хореографического искусства учебное пособие
Скачать 209.67 Kb.
|
Тема 3.6. Балетные спектакли на историко-революционную тему. Творчество В.И. Вайнонена и В.М. Чабукиани В основу либретто «Пламени Парижа» легли события романа «Марсельцы», принадлежащего перу Ф. Гро. Над сценарием, помимо Волкова, трудились театральный художник В. Дмитриев и сам Борис Асафьев. Композитор отмечал позже, что над «Пламенем Парижа» он работал не только в качестве композитора и драматурга, но и в качестве литератора, историка, музыковеда… Асафьев жанр этого балета определял как «музыкально-исторический». При создании либретто авторы сосредоточили внимание, прежде всего, на исторических событиях, опустив индивидуальные характеристики персонажей. Герои романа представляют два враждующих лагеря. В партитуре Асафьев использовал известные гимны Великой Французской Революции – «Марсельезу», «Карманьолу», «Cаira», а также фольклорные мотивы и некоторые отрывки из произведений композиторов той эпохи. Постановкой балета «Пламя Парижа» занялся В. Вайнонен, молодой и талантливый балетмейстер, успешно проявлявший себя в этом качестве уже с 1920-х годов. Перед ним стояла весьма трудная задача – воплощение народно-героической эпопеи средствами танца. Вайнонен вспоминал, что сведений о народных танцах тех времен практически не сохранилось, и восстанавливать их пришлось буквально по нескольким гравюрам из архивов Эрмитажа. В результате кропотливой работы «Пламя Парижа» превратилось в одно из лучших творений Вайнонена, заявив о себе как о новом хореографическом достижении. Здесь кордебалет впервые воплощал действенный и многогранный самостоятельный характер народа, революционеров, поражая воображение крупными и масштабными жанровыми сценами. Премьеру постановки приурочили к 15-летию Октябрьской революции. Впервые балет «Пламя Парижа» был показан 6 (7) ноября 1932 года на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. Летом следующего года Вайнонен осуществил московскую премьеру «Пламени Парижа». Спектакль пользовался спросом у публики, занимал уверенные позиции в репертуаре и московского, и ленинградского театров, успешно демонстрировался в других городах и странах. Борис Асафьев в 1947 году подготовил новую редакцию балета, несколько сократив партитуру и переставив отдельные эпизоды, но в целом драматургия сохранилась. В настоящее время народно-героический балет «Пламя Парижа» вы можете увидеть в Государственном академическом Большом театре. На сцене Большого театра балет «Пламя Парижа» идет по либретто Алексея Ратманского и Александра Белинского, разработанного с использованием текстов Дмитриева и Волкова. Балет поставлен в хореографии Алексея Ратманского, также с использованием знаменитой хореографии Вайнонена. Вайнонен родился 8 (21) февраля 1901 г. в Санкт-Петербурге. В 1919 г. окончил Петроградское хореографическое училище (педагог Владимир Пономарев). В 1919 — 1938 гг. был артистом балетной труппы, в 1930-1938 гг. — балетмейстером петроградского (ленинградского) Государственного академического театра оперы и балета (с 1935 г. театра им. С.М. Кирова, ныне вновь Мариинский театр). В его репертуаре — Вайнонен принадлежал к танцовщикам характерного плана — были, в том числе, следующие партии: Арап («Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Фокина) Кот в сапогах («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа) Паяц («Фея кукол» Й. Байера, хореография Н. и С. Легатов). Практически в самом начале своей карьеры начал ставить концертные номера. Участвовал в постановках труппы Молодой балет. Постановки «Золотой век» Д. Шостаковича (I и III акты) — 1930 г. (совместно с Л. Якобсоном и В. Чеснаковым), «Пламя Парижа» Б. Асафьева — 1932 г., «Щелкунчик» П. Чайковского — 1934 г. (первой исполнительницей партии Маши была Галина Уланова), 1954 г., «Раймонда» А. Глазунова (по новому либретто Ю. Слонимского) — 1938 г., «Партизанские дни» Б. Асафьева — 1936 г. (первая редакция), 1937 г. (вторая), «Милица» Б. Асафьева — 1947 г. В 1933 г. перенесен на сцену Большого балет «Пламя Парижа». В 1939 г. — перенес балет «Щелкунчик». Работал в Большом театре в 1942-1944 гг., 1948-1951 гг. и в 1952 — 1957 гг. Преимущественно ставил танцы в операх: 1941 г. — «Черевички» П. Чайковского, 1944 г. — «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, 1947г. — «Травиата» Дж. Верди, 1948 г. — «Проданная невеста» Б. Сметаны, 1953 г. — «Демон» А. Рубинштейна, 1954 г. — «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. В 1943 г. возобновлял свой балет «Щелкунчик» (и еще раз в 1961 г.). В 1947 г. — «Пламя Парижа». В 1949 г. поставил балет «Мирандолина» С. Василенко (по мотивам комедии «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, первая исполнительница заглавной партии — Ольга Лепешинская). В 1954 г. — балет «Гаяне» А. Хачатуряна (новая редакция музыкальной партитуры). Чрезвычайно прославился во всем мире «Щелкунчик» Вайнонена, покоривший множество различных сценических площадок. Па де де из этого балета часто исполняется в концертах и на конкурсах, как и знаменитейшее виртуозное па де де Жанны и Филиппа из балета «Пламя Парижа». Непродолжительное время возглавлял балетную труппу Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Также поставил балет «Арлекинада» Р. Дриго в Белорусском Большом театре оперы и балета (1945 г., ныне Национальный академический Большой театр балета Республики Беларусь), в 1952-м — «Берег счастья» Э. Спадавеккиа в Новосибирском государственном (ныне академическом) театре оперы и балета, в 1950 г. перенес балеты «Пламя Парижа» и «Щелкунчик» в Будапештский оперный театр (ныне Венгерская государственная опера). Ставил танцевальные номера и концертные программы для Государственного (ныне академического) ансамбля народного танца И.А. Моисеева и других коллективов и солистов. Одним из самых известных его номеров стал «Вальс» на музыку М. Мошковского, который, в частности, виртуозно исполняла Ольга Лепешинская. Творчеству балетмейстера посвящена книга его вдовы Клавдии Армашевской и его сына Никиты Вайнонена — «Балетмейстер Вайнонен». М., Искусство, 1971. Вахтанг Чабукиани. Он был одновременно и величайшим классическим танцовщиком, наследник всех традиций петербургской школы, и воплощением богатейшего танцевального фольклора его родной Грузии. Вахтанг Чабукиани родился 27 февраля (12 марта) 1910 года. Он был младшим, восьмым ребенком в бедной семье тбилисского рабочего Чабукиани. Сначала мальчика отдали учиться в трудовую школу, находящуюся за городом, но потом пришлось его оттуда забрать, так как у ребенка не было теплой одежды. Жизнь семьи была тяжелой, и в девятилетнем возрасте Вахтанг вместе с сестрами Еленой и Тамарой поступил учеником в ремесленную мастерскую Марии Шевалье. Там детей учили плести корзины и мастерить ящики, делать фигурки из дерева и из папье-маше. Однажды руководительница танцевальной студии Мария Перрини заказала в мастерской корзинки и игрушки. Вахтанг принес их в студию, увидел танцующих детей – и «заболел» балетом. Ему удалось поступить в студию, и в тринадцать лет он начал осваивать азы хореографии. У него не было возможности оставить мастерскую, и он продолжал работать, учиться в школе и заниматься в балетной студии. Занятия в студии Перрини продолжались немногим более года, и Вахтанг сделал немалые успехи, усвоив технические приемы танца. Ему повезло с педагогом – в студии Перрини начали свой творческий путь многие известные грузинские танцовщики. Впервые Чабукиани вышел на сцену в детской партии в Тбилисском театре. Он исполнял с радостью любую роль, которую ему предлагали, и однажды, когда не было подходящей партии для мальчика, появился на сцене в костюме девочки. Он участвовал и в ученических спектаклях, исполняя роль паяца в балете «Фея кукол», танцевал в студийной постановке «Половецких плясок». Через два года он поступил стажером в Тбилисский театр оперы и балета, несмотря на возражения родных, которые считали профессиональные занятия танцем несерьезными. Огромное влияние оказало на юного артиста выступление признанных мастеров балета – Елены Люком и Бориса Шаврова, приехавших на гастроли из Ленинграда. Он понял, что настоящее образование может получить только в Ленинграде. И приехал туда осенью 1926 года. В хореографическое училище Чабукиани не приняли – ему было уже семнадцать лет. Он поступил на вечерние курсы при училище, днем выступал в киносеансах. Через два года его перевели на дневное отделение. Педагоги оценили и его трудолюбие, и его способности. Он обладал безупречной «балетной» фактурой – стройным и крепким телом с удлиненными пропорциями, мягкими, пластичными руками и необыкновенными способностями к пируэту. Про него говорили, что он родился «с большим пируэтом в крови». Однако длинные ноги с умеренно развитыми мышцами не предполагали в этом танцовщике хорошо развитой способности к высокому и сильному прыжку. Именно над этим ему приходилось напряженно работать. За три года Чабукиани полностью прошел всю девятилетнюю программу, включавшую в себя и общее, и специальное образование. Он начал выступать в балетных спектаклях, исполняя ответственные партии в «Эсмеральде», «Временах года». Пробовал он свои силы и в качестве хореографа, ставя для учеников отрывки из балетов. В 1929 году Вахтанг Чабукиани окончил училище, с блеском исполнив на выпускном экзамене основную партию в хореографическом этюде «Свержение рабства», постановщиком которого был он сам. В нем в полной мере проявилась страсть Чабукиани к героическому характеру мужского танца, его самостоятельной значимости, в противовес той сложившейся исполнительской манере, которая отводила танцовщику лишь роль партнера балерины. Страсть, огонь, героика – вот истинная стихия Вахтанга Чабукиани. После окончания училища Чабукиани вошел в состав балетной труппы театра имени Кирова и сразу же стал исполнять серьезные партии. Его дебют на сцене этого театра состоялся в балете «Щелкунчик», второй партией была зимняя птица в балете «Снегурочка». 16 марта 1930 года Чабукиани танцевал партию Зигфрида в «Лебедином озере». Исполнительница роли Одетты Галина Уланова писала: «Такой партнер, как Сергеев, придавал Одетте лиризма, а Чабукиани – энергии и темперамента». В первом своем сезоне Чабукиани исполнил шесть значительных партий. 19 ноября 1930 года считается особой датой в жизни Вахтанга Чабукиани. В этот день двадцатилетний танцор получил партию Базиля в «Дон Кихоте». Первый же выход танцора поразил Ленинград. После этого балета начались триумфальные гастроли как в стране, так и за рубежом. К 1933 году в репертуаре Вахтанга Чабукиани было уже около двадцати балетных партий, в том числе и ведущих. Его постоянной партнершей стала молодая талантливая балерина Татьяна Вечеслова. В ноябре 1933 года этот дуэт отправился в гастрольную поездку в США. Это были первые послереволюционные гастроли в Америке. После первого же их выступления в Карнеги-холле, одном из самых крупных концертных залов США, в американских газетах появились заголовки: «Вечеслова и Чабукиани штурмом взяли Нью-Йорк!» Дуэт дал в Америке свыше тридцати концертов, посетив практически все крупнейшие города США. В репертуаре Кировского театра не было в то время ни одной героической партии, которую не исполнял бы Вахтанг Чабукиани. Вскоре он блестяще проявил себя и как хореограф, поставив в 1937 году балет «Сердце гор» на музыку композитора А. Баланчивадзе. Вот где пригодились не забытые им за годы учебы и работы в Ленинграде национальные грузинские традиции. Еще репетируя «Сердце гор», Чабукиани думал о следующей постановке. Он хотел создать балет о революционной Испании – испанская война была тогда в центре общего внимания. Но в итоге выбрал в качестве материала старинную пьесу испанского драматурга Лопе де Вега «Фуэнте овехуна» («Овечий источник»). Балет получил название «Лауренсия», премьера состоялась 22 марта 1939 года на сцене Ленинградского театра оперы и балета. Сам Чабукиани стал первым исполнителем партии Фрондосо. Он стремился к расширению своего репертуара, к ролям, наиболее соответствующим мужественной героике его сценического дарования. В своих поисках он обращался и к старому классическому репертуару. Такой партией стала для него роль военачальника Солора в возобновленном в феврале 1941 года балете «Баядерка». Ранее партия была пантомимной. В новой постановке она стала танцевальной. Из томного восточного героя-любовника Солор превратился в сильного и мужественного влюбленного воина. Редакция «Баядерки» в постановке Вахтанга Чабукиани стала канонической, фрагменты балета именно в таком варианте входят в обязательную программу многих балетных конкурсов. А с балетом «Тарас Бульба» случилось недоразумение. Постановщик, Федор Лопухов, поручил Чабукиани партию Андрия, решенную средствами классической хореографии. Мастерство и темперамент Чабукиани сделали эту роль самой яркой в спектакле – акценты сместились, исполнители партий Тараса и Остапа просто не смогли «дотянуться» до Чабукиани. 15 марта 1941 года Вахтангу Чабукиани за величайшие заслуги в области балета присвоили Сталинскую премию первой степени. А потом началась война… Он не уехал в эвакуацию вместе с труппой Кировского театра, а перешел на работу в Тбилисский театр оперы и балета, заняв там должность главного балетмейстера, став одновременно и ведущим танцовщиком. Исполнительский состав Тбилисской балетной труппы был к тому времени довольно слабым, и Вахтангу Чабукиани пришлось стать и балетным педагогом. За 1942 год им были поставлены «Жизель», «Шопениана», «Вальпургиева ночь», а затем – «Дон Кихот», «Эсмеральда», «Лебединое озеро», «Лауренсия», «Сказание о Тариэле» по мотивам эпоса Шота Руставели, «Синатле» и «Горда», восходящие к героическим мотивам грузинского фольклора. 10 ноября 1950 года Вахтангу Чабукиани присвоили звание народного артиста СССР и вручили орден Ленина. Он остался в Тбилиси и именно там в 1957 году поставил один из лучших своих балетов – «Отелло». Он сам сочинил либретто, сам исполнил партию Отелло, и это стало настоящим триумфом. Задача была нелегкая – как можно полнее и глубже показать внутреннюю, психологическую драму человека, в отличие от своих прежних работ, в которых преобладала тема героической борьбы. Чабукиани избрал не свойственные ему ранее хореографические приемы, еще раз блестяще воплотив свою мысль о том, что именно содержание балетного спектакля должно определять формы его выражения. В «Отелло» танец используется в меньшей степени, чем в предыдущих балетах Вахтанга Чабукиани, уступая временами пластике жеста и позы. Балет «Отелло» в 1960 году был перенесен на сцену Кировского театра. Вахтанг Чабукиани возглавлял балетную труппу театра имени Палиашвили с 1941 по 1973 год. Он ставил танцы в операх, концертные номера, одноактные балеты – «Болеро», «Аппассионата» и другие. В 1961 году был создан балет «Демон». В 1971 году Чабукиани поставил балет «Гамлет». С 1951 по 1973 год он был руководителем Тбилисского хореографического училища, преподавал там классический танец. Вахтанг Чабукиани скончался 6 апреля 1992 года. Вопросы для самоконтроля: Кто поставил балет «Пламя Парижа»? К танцовщикам какого плана принадлежал Вайнонен? Как начал свою хореографическую деятельность Чабукиани? Тема 3.7. Литературные образы на балетной сцене. Творчество Л. Лавровского Лавровский (Иванов) Михаил Леонидович. Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР, премии Ленинского комсомола, премии Правительства Москвы, лауреат международных конкурсов, обладатель приза Вацлава Нижинского Парижской академии танца, художественный руководитель балета Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Родился 29 октября 1941 года в Тбилиси (Грузия). Отец – Иванов (Лавровский) Леонид Михайлович (1905–1967), выдающийся советский хореограф, народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР, почти 20 лет работал главным балетмейстером Большого театра. Мать – Чикваидзе Елена Георгиевна (1910–1996), балерина. Супруга – Гарсия Долорес Ордоньес (1958 г. рожд.). Сын – Лавровский Леонид Михайлович (1987 г. рожд.). Семья во многом определила интересы и судьбу динамичного по природе мальчика, увлекавшегося гимнастикой и фехтованием. В 1952 году он поступил в Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии) при Большом театре (педагоги О. Ходот и Н. Тарасов). В 1961 году, блестяще окончив училище по классу Г. Евдокимова, Михаил Лавровский был принят в состав труппы Большого театра. В театре ему пришлось нелегко, так как надо было доказывать свое подлинное (а не связанное с именем отца) право на «соло» и ведущие партии в репертуаре. Его партнершей выступала одаренная балерина Наталия Бессмертнова. С концертного номера «Этюд» на музыку Листа, который им передала мать Михаила Елена Чикваидзе, и начался подлинный успех артистов. Юная романтическая пара обрела и признание, и успех у знатоков балета. Среди первых ролей Михаила Лавровского на сцене Большого театра – Сын Георгия в балете «Страницы жизни» (1961) и Раб в балете «Спартак» (1962, хореография Л. Якобсона). Его первая сольная партия – Филипп в балете «Пламя Парижа» (1962) на музыку Асафьева – как нельзя более соответствовала индивидуальности молодого артиста. Под влиянием педагогов- репетиторов Алексея Ермолаева и Асафа Мессерера формировался индивидуальный стиль Лавровского, основанный на техничном владении прыжком и виртуозностью вращений в сочетании с эмоциональностью танца. В 1963 году он стал солистом Большого театра. Особое место в творчестве Михаила Лавровского занял балет «Жизель» А. Адана и роль Альберта в нем. К главным партиям в этом балете его и Наталию Бессмертнову готовил его отец – Леонид Михайлович Лавровский. Юный Альберт Михаила Лавровского сильно отличался от более поздних трактовок этой роли самим актером, менялся вместе с взрослением исполнителя. В дальнейшем, в 1972 году, за роль Альберта М. Лавровскому была присуждена награда Парижской академии танца – приз Вацлава Нижинского. Тогда молодая романтическая пара буквально влюбила в себя поклонников балета, надолго став их кумирами. Его героями были Вацлав («Бахчисарайский фонтан», 1963), Голубая птица («Спящая красавица», 1963), Фрондосо («Лауренсия», 1964), Кайс («Лейли и Меджнун», 1965, хореография К. Голейзовского), Ферхад («Легенда о любви», 1965), Принц («Щелкунчик», 1966), Базиль («Дон Кихот», 1967), Спартак («Спартак», 1968, хореография Ю. Григоровича), Ромео («Ромео и Джульетта», 1969), принц Зигфрид («Лебединое озеро», 1970), Виктор («Ангара», 1976), Солор («Баядерка», картина «Тени», 1977), Иван IV («Иван Грозный», 1978), Паганини («Паганини», 1979), Клавдио («Любовью за любовь», 1979), Артынов («Анюта», 1986) – первый исполнитель в Большом театре, Капулетти («Ромео и Джульетта» в постановке Д. Доннеллана и Р. Поклитару, 2003) и другие. Встреча с партиями в балетах Юрия Григоровича – значительная, если не главная в жизни артиста. Начиная с первой совместной работы над постановкой балета «Спящая красавица», Михаил Лавровский стал исполнителем всех премьерских партий в постановках Юрия Григоровича вплоть до конца 1970-х годов. Роль Спартака принесла Лавровскому Ленинскую премию, открыла и утвердила творческую индивидуальность актера как героического танцовщика. «Его легендарный вождь рабов Спартак объединил всю любовь Ферхада, страсть и отчаяние Ромео, нежность и скорбь Альберта, ненависть к врагам и жажду свободы Фрондосо и Филиппа. Тем самым артист дал широчайшую палитру красок и человеческих переживаний в очень строгой форме, с лаконичной пластикой тела. Он наделил своего героя всеми гуманными человеческими качествами, не стремясь к внешнему эффекту, хотя партия обладает сверхэффектными прыжками и техникой» (М. Лиепа). Известный английский балетный критик Клемент Крисп писал: «Михаил Лавровский в партии Спартака в новом балете Большого театра, показанном на прошлой неделе на сцене «Ковент-Гарден», продемонстрировал самый впечатляющий мужской танец, который я когда-либо видел. Только в превосходных степенях можно описать эту поистине героическую интерпретацию: мощь физической силы, благородство переживаний, красота выражения. Такого танцевального эпоса мы еще не видели». М. Лавровский много снимался в телебалетах, принесших ему дополнительную популярность: «Ромео и Джульетта», «Мцыри», «Белые ночи», «Три карты», «Федра». Все литературные герои: Ромео, Мцыри, Мечтатель, Герман, Ипполит – очень живые, пластичные характеры. Михаил Лавровский был солистом ГАБТа до 1987 года. Сейчас он работает в театре как педагог- балетмейстер и репетитор. Под его руководством репетируют Юрий Клевцов, Лола Кочеткова и другие артисты балета. Он является создателем и руководителем балетной школы в Москве, которой дал имя своего отца – Л.М. Лавровского. В 1978 году Лавровский окончил балетмейстерский факультет Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства). Среди его работ в качестве хореографа есть как фильмы-балеты (в том числе телебалеты), так и театральные спектакли. Среди балетов Михаила Лавровского заслуженным успехом пользуется спектакль «Фантазия на тему Казановы» (1993, музыка В.А. Моцарта), ныне идущий на сцене Большого театра (ранее ставившийся в городе Атланта, США). Лавровским поставлен также пластико-хореографический спектакль-антреприза «Откровения» на музыку В. Кикты (театр-студия «Группа граждан»; премьера состоялась на сцене Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, 1991), балеты «Кафе-квартал» на музыку Дж. Гершвина (премьера состоялась на сцене Московского театра оперетты, 1995), «Сильнее золота и смерти» на музыку Р. Вагнера (театр «Русский камерный балет “Москва”», 1996), «Нижинский» на музыку С. Рахманинова (с участием артистов Большого театра, сам исполнил роль Сергея Дягилева; премьера состоялась на сцене филиала Малого театра, 2000), «Ричард III» на музыку М. Равеля (главная партия. Леди Анна – Галина Шляпина; премьера состоялась на сцене Концертного зала имени П.И. Чайковского, 2000), «Любовь-волшебница» («Матадор») на музыку М. Де Фальи (2001, ГАБТ). В 1996 году Михаил Лавровский восстановил балет «Жизель» в редакции своего отца для труппы театра «Русский камерный балет “Москва”». В качестве балетмейстера М.Л. Лавровский работает в драматическом театре и в кинематографе: моноспектакль «Анна Каренина» А.А. Эшпая с Е. Симоновой (БОГИС, 1998), спектакли «Последняя ночь последнего царя» (по пьесе Э. Радзинского, режиссер В. Фокин, БОГИС, 1998), «Прекрасное лекарство от тоски» режиссера И. Райхельгауза по пьесе С. Злотникова с А. Филозовым и Л. Семенякой (2001, театр «Школа современной пьесы»), постановки М. Крылова «Евгений Онегин... Пушкин» (БОГИС, 2000) и «Маленький принц» (БОГИС, 2001) с Л. Казарновской и В. Сухоруковым, в котором соединились драма, опера и балет, и другие; фильм В. Меньшова «Зависть богов». Как педагог и балетмейстер М.Л. Лавровский работал во многих театрах и балетных школах мира: Театре оперы и балета в югославском городе Нови Сад (1997), Академии танца в Риме (2000), «Токио-балет» (1996), хореографической школе Анны Барт в Берлине (1990), в США, в том числе в городах Хьюстон (1992–1993 – постановка балета «Мцыри») и Феникс (1987 – постановка балета «Хореографические новеллы»; 1989 – постановка балета «Вторая сюита для флейты Баха»). С 2005 года Михаил Лавровский является художественным руководителем балета Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. М.Л. Лавровский – народный артист СССР (1985), лауреат Ленинской (1970) и Государственной (1975) премий СССР, премии Ленинского комсомола. Удостоен многих международных наград (приз Вацлава Нижинского, 1972; золотая медаль на II Международном конкурсе артистов балета в Варне, 1965; и др.), приза журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Мэтр танца» (2001). В 2002 году за выдающиеся достижения в балетном искусстве и педагогическую деятельность в Большом театре М.Л. Лавровскому присуждена премия Правительства Москвы в области литературы и искусства. Награжден орденами Почета и Трудового Красного Знамени. Член ВТО с 1964 года. Художественно одаренная личность, Михаил Леонидович рисует и пишет маленькие повести. Живет и работает в Москве. Вопросы для самоконтроля: Перечислите партии в которых танцевал Лавровский? Где на данный момент он работает? Какие балетные постановки поставлены Лавровским? |