История хореографического искусства. ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА заочка. История хореографического искусства учебное пособие
Скачать 209.67 Kb.
|
Тема 3.8. Ансамбли народного танца – новый жанр советской хореографии Народные танцы жанрово разнообразны, очень богаты темами и сюжетами, отличаются друг от друга не только в разных республиках, но и в разных краях, областях. Балетмейстеры всегда обращались к народному творчеству, отыскивая в нем новые сюжеты, обогащая хореографическое искусство народными мелодиями, ритмами, своеобразными танцевальными композициями, яркими художественными образами. Интересен, разнообразен танцевальный фольклор нашей страны. Множество самодеятельных и профессиональных танцевальных коллективов сохраняют фольклорные образцы и развивают дальше народное танцевальное искусство. Уже с начала 30-х годов в республиках создаются ансамбли народной песни и пляски. Они в основном формировались из числа талантливых участников художественной самодеятельности. В 1935 году в Лондоне проходил Международный фестиваль народного танца. В нем принимали участие и советские танцоры — представители разных республик. Виртуозные плясуны, они поразили зрителей Лондона тем, что оказались не профессионалами, а рабочими, колхозниками, служащими. В том же году в марте в Москве был открыт Театр народного творчества, который дал возможность приобщиться к хореографическому искусству и стать танцорами многим представителям широких слоев трудящихся. Осенью 1936 года состоялся первый фестиваль народного танца, показавший все богатство и многообразие танцевального искусства республик страны и способствовавший возникновению профессиональных ансамблей народного танца. В феврале 1937 года был организован Ансамбль народного танца СССР под руководством И. А. Моисеева, а в апреле того же года — Государственный ансамбль танца УССР, который сейчас носит имя его первого руководителя, замечательного балетмейстера П. П. Вирского. Спустя год, в 1938 году, была создана танцевальная группа при Государственном русском народном хоре им. М. Е. Пятницкого. Ею вот уже более 40 лет руководит прославленный хореограф-фольклорист Т. А. Устинова. В 30-е годы начинают формироваться и ансамбли красноармейской песни и пляски. Так в 1935 году был создан Центральный ансамбль песни и пляски Красной Армии и др. Сегодня в нашей стране множество профессиональных и самодеятельных ансамблей народного танца, ансамблей песни и пляски, народных хоров с танцевальными группами. В этом самом молодом жанре советской хореографии проявился талант таких замечательных балетмейстеров — настоящих поэтов танцевального искусства, как И. А. Моисеев, Т. А. Устинова, Н. С. Надеждина, П. П. Вирский, Н. Ш. Рамишвили и И. И. Сухишвили и многие другие. Игорь Александрович Моисеев (р. в 1906 г.), народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, — бессменный эуководитель Ансамбля народного танца СССР. Выпускник Московского хореографического училища Моисеев начал свой путь танцовщиком, но очень скоро стал заниматься балетмейстерской деятельностью. На сцене Большого и Экспериментального театров ш были поставлены сначала совместно с другими балетмейстерами, а затем самостоятельно балеты: «Футболист», «Тщетная федосторожность», «Саламбо», «Три толстяка», «Спартак». Моисеев ставил и танцы в операх «Кармен», «Демон» и др. Балетмейстерские работы Моисеева отличались особой выразительностью танца, соединявшего в себе классические движения, па, позы с элементами народной хореографии и пантомимы. С 1937 года, с момента организации Ансамбля народного танца СССР, весь свой талант, все свои творческие возможности Моисеев отдает работе с этим коллективом. Он обновляет старые ганцы, создает новые. Много внимания балетмейстер уделяет изучению хореографического искусства народов нашей страны и народов мира. Более 200 разнообразных постановок Моисеева были показаны зрителям в нашей стране и за рубежом. Балетмейстер ставит не только отдельные танцы, концертные миниатюры, но и фольклорные циклы, танцевальные сюиты: «Партизаны», «Колхозная улица», «Картинки прошлого», «Советские картинки», «По странам мира» и др. В них своеобразная народная хореография накладывается на академическую основу танца, сливается с ней. Многие композиции Моисеева вошли в золотой фонд классического наследия народно-сценической хореографии. Новаторские поиски и открытия украинского балетмейстера Павла Павловича Вирского (1905—1975), народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР и Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко, организатора, балетмейстера, а затем художественного руководителя Ансамбля народного танца УССР, опирались на традиции украинской танцевальной культуры. Театрализируя украинский танец в своих первых хореографических композициях, которые входили в национальные оперные спектакли «Тарас Бульба» и «Золотой обруч», П. Вирский фактически начинал новую линию создания украинского народно-сценического танца, начинал балетмейстерскую реформу, которая состояла в соединении элементов украинского танцевального фольклора с классическим танцем. В его творчестве народная хореография возвысилась до совершенства классических образов. Новаторство и заслуга П. Вирского прежде всего в новизне танцевальной формы, изобразительности и обогащении танцевального пластического языка. П. Вирский расширил танцевальные жанры и хореографическую драматургию за счет обращения к народно-песенному материалу, к старинному ярмарочному кукольному театру «Вертеп». Так в репертуаре ансамбля появилась навеянная обрядами лирическая картинка «Подоляночка», комедийно-сатирическая хореографическая миниатюра «Ой під вишнею». Значительным этапом на пути освоения тем украинской классической литературы стала драматическая хореографическая картинка «О чем верба плачет», созданная П. Вирским по мотивам поэм Т. Г. Шевченко. Показанная в юбилейные дни 1964 года, эта хореографическая миниатюра принесла на сцену подлинную глубину поэзии и доказала, что средствами народно- сценического танца можно художественно полноценно раскрыть идейно-образное содержание большой литературы. Созвучен нашей современности героический жанр. Он и стал ведущим в творчестве Вирского. Величественная эпопея национально-освободительной борьбы украинского народа против польской шляхты отображена в хореографической картине «Запорожцы», созданной балетмейстером в 1957 году. Современная танцевальная лексика в публицистическо-героической хореографической миниатюре «Мы помним» органично возникла из музыкальных образов В. Мурадели, его песни «Бухенвальдский набат». Продолжением поиска в героическом жанре стал и одноактный балет «Октябрьская легенда». Здесь Вирский сочетал симфонические формы балетной музыки с приемами новой пластики. Наделенный от природы тонким пластическим чутьем хореографа, П. Вирский создал своеобразный интонационный словарь современной хореографии. Современную пластику он насытил народно-танцевальными красками. Этим он открыл новые возможности для освоения сложной гражданской темы. В его творчестве особое место занимали танцы, записанные на народных праздниках в селах. Это — «Свадебный танец», записанный на Буковине, украинская кадриль XVIII века «Девятка», шуточный украинский танец «Сапожники». Своеобразие творчества П. Вирского проявилось и в хореографических картинах бытового и комедийного жанров. Таковы композиции — «На кукурузном поле», «Ползунец», «Чумаки», «Колхозная полька», «Колхозная свадьба» и многие другие. Работы П. Вирского стали этапными в развитии народно-сценического танца. П. Вирский создал свой творческий метод подхода к фольклору. И в этом его огромная заслуга перед советской хореографией. Творческий путь Татьяны Алексеевны Устиновой, народной артистки СССР, лауреата Государственных премий СССР и РСФСР, балетмейстера танцевальной группы Государственного русского народного хора им. М. Е. Пятницкого, — это неустанный поиск новых красок и пластики народного танца. Изучая танцевальный фольклор разных областей России, Т. А. Устинова находит в нем дыхание живых традиций русской народной хореографии, органическую связь танца с песней и музыкой. Ею создано много хореографических композиций, среди них знаменитые «Калининская кадриль», «Камаринская», «Курские колокольчики», «Тимоня», «Подмосковные хороводы», «Змейка», «Ивушка», ставшие классическими образцами народно-сценической хореографии. В 1948 году был организован ансамбль «Березка». Сначала он состоял из одних девушек, а много лет спустя в него влилась мужская группа. Со дня его основания и до 1979 года бессменным руководителем и постановщиком всех программ была Надежда Сергеевна Надеждина (1908—1979), народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР. Она создала «новый стиль в хореографии, основанный на синтезе танцевального фольклора и школы классического танца», как писала А. Чижова в книге «Танцует «Березка». Прошло более 40 лет со времени организации первых ансамблей танца. А теперь их в стране более 60. Это ансамбль танца «Россия», Красноярский ансамбль танца Сибири, ансамбль «Лезгинка» в Грузии и «Алан» в Северной Осетии, «Вайнах» в Чеченской республике, калмыцкий ансамбль «Тюльпан», мордовский «Умаринка», удмуртский «Италмас», марийский «Марий-Эл», карельский «Кантеле», тувинский «Саяны», корякский «Мэнго», бурятский «Байкал», чукотский «Эргырон», таджикский «Лола», молдавский «Жок», литовский «Летува», закарпатский «Верховина», белорусский «Хорошки», латвийский «Дайле» и многие другие. Больших успехов добились также танцевальные коллективы народных хоров — Воронежского, Уральского, Омского. Творчество профессиональных ансамблей народного танца оказывает влияние на развитие классического хореографического искусства, а также обогащает репертуар самодеятельных ансамблей народного танца. Вопросы для самоконтроля: Какой появляется новый жанр в советской хореографии? В каком году был организован первый ансамбль народного танца СССР? В чем новаторство Вирского? В чем индивидуальность ансамбля «Березка»? Тема 3.9. Советская хореография в годы Великой Отечественной войны 11 ноября 1941 года в Куйбышеве появились первые афиши о выступлении артистов эвакуированного в наш город Большого театра Союза ССР. Он оказал огромное влияние на развитие культуры Самарского края. Первый поезд с его артистами прибыл в Куйбышев 6 ноября 1941 года. Среди москвичей были всемирно известные певцы Иван Козловский, Максим Михайлов, Марк Рейзен, Валерия Барсова, балерина Ольга Лепешинская, пианисты Лев Оборин и Эмиль Гилельс, композитор Дмитрий Шостакович, главный дирижер театра Самуил Самосуд, другие известные мастера искусств. Их разместили в помещении школы № 81 на Самарской площади, учащиеся которой были на каникулах. Известная арфистка ГАБТ, народная артистка СССР Вера Дулова впоследствии так вспоминала об этом: «Разгородив классные комнаты простынями и еще Бог знает чем, мы получили вполне приличную жилплощадь». Питались бутербродами и чаем из школьного титана. Некоторых эвакуированных взяли к себе домой их знакомые – артисты местных театров. А 10 ноября городские власти передали Большому театру целый жилой дом на улице Некрасовской, 17. Коренных его жильцов разместили по другим домам. В распоряжение ГАБТ была предоставлена сцена местного оперного театра. Москвичи приехали в Куйбышев без декораций и костюмов, но очень хотели работать. Поэтому первое время они давали только концерты и отрывки из опер в концертном исполнении. Уже 11 ноября в городе появились афиши, приглашавшие на встречу с коллективом Большого театра. А 13 ноября состоялся первый концерт, в котором выступили все ведущие солисты, балет и хор ГАБТ. Позже в таких концертах стали принимать участие и актеры местных театров. Пользуясь тем, что Всесоюзное радио тоже находилось в Куйбышеве, коллектив ГАБТ взялся за подготовку цикла передач «Великая русская музыкальная культура». Первая такая передача состоялась 23 ноября 1941 года. Солисты Большого театра и работники Всесоюзного радио Е. Сливинская, С. Стрельцов, И. Муромцев, Л. Ашкенази исполнили романсы на стихи Пушкина и Лермонтова. Прозвучали отрывки из оперы Даргомыжского «Русалка». И позже дважды в неделю по радио в исполнении музыкантов Большого театра транслировались концерты из произведений Глинки, Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, Шапорина. За два года работы в Куйбышеве коллектив ГАБТ восстановил почти весь свой московский репертуар и даже поставил новый балет «Алые паруса». Артисты часто выступали в воинских частях, в госпиталях Куйбышева, в цехах заводов, в колхозах области. Немало концертов провел театр в фонд строительства танковой колонны и эскадрильи штурмовиков «Советский артист». 5 марта 1942 года оркестр Большого театра впервые исполнил Седьмую (Ленинградскую) симфонию Дмитрия Шостаковича. Из Куйбышева концерт транслировался всеми радиостанциями страны и имел огромный резонанс в мире. До лета 1943 года жил и работал в Куйбышеве коллектив ГАБТ. В благодарность за помощь местных жителей в это трудное время, его артисты и после войны не раз приезжали на Волгу со своими новыми работами, а также с историческим репертуаром военного времени. Как и прежде, они всегда находили здесь теплый прием и горячих поклонников своего таланта». Напряженная работа над балетом продолжалась полгода. В сентябре балет был поставлен в Армянском театре оперы и балета, а через месяц показан в Москве и прошел с большим успехом как первый опыт этого жанра в армянской музыке. Однако в нем были отмечены недостатки, касающиеся, в частности, сценарной и музыкальной драматургии. Через несколько лет композитор вернулся к этому замыслу, ориентируясь на новое либретто, написанное известным театроведом и филологом К. Державиным (1903—1956). Переработанный балет, получивший название «Гаянэ» — по имени главной героини, готовился к постановке в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (Мариинском). Однако начавшаяся Великая Отечественная война поломала все планы. Театр был эвакуирован в Пермь. Туда же для продолжения совместной работы над балетом приехал и композитор. «Осенью 1941 года... я вернулся к работе над балетом, — вспоминал Хачатурян. — Сегодня может показаться странным, что в те дни суровых испытаний могла идти речь о балетном спектакле. Война и балет? Понятия действительно несовместимые. Но, как показала жизнь, в моем замысле отобразить ... тему великого всенародного подъема, единения людей перед лицом грозного нашествия не было ничего странного. Балет был задуман как патриотический спектакль, утверждающий тему любви и верности Родине». В ноябре 1942 года в своем дневнике композитор записал: «По просьбе театра уже после окончания партитуры я дописал «Танец курдов» — тот самый, который стал позднее называться «Танцем с саблями». Я начал сочинять его в три часа дня и, не отрываясь, работал до двух часов ночи. Утром следующего дня были переписаны оркестровые голоса и состоялась репетиция, а вечером — генеральная репетиция всего балета. «Танец с саблями» сразу же произвел впечатление и на оркестр, и на балет, и на присутствовавших в зале...» Премьера «Гаянэ» состоялась в Перми в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (Мариинском) 9 декабря 1942 года в постановке балетмейстера Нины Александровны Анисимовой (1909—1979), ученицы прославленной Агриппины Вагановой, окончившей Ленинградское хореографическое училище в 1926 году. Выдающаяся характерная танцовщица, отличавшаяся обжигающим темпераментом, броской манерой исполнения и тонким чувством стиля, Анисимова с 1929-го по 1958 год была ведущей характерной танцовщицей в театре имени Кирова. В 1935-м осуществила свою первую постановку — концертную программу «Испанская сюита». После этого ею были поставлены еще два концертных номера. Балет «Гаянэ» стал балетмейстерским дебютом Анисимовой в полновечернем спектакле. В его хореографии удачно сочетались движения классического танца с национальными армянскими. 13 июня 1952 года тот же театр уже на собственной сцене показал новую постановку с тем же сценарием и сценографией. Вплоть до конца 70-х годов XX века балет успешно шел как на советских, так и на зарубежных сценах, а отдельные его сцены по сию пору почти ежегодно исполняются в выпускных спектаклях Академии русского балета. Идея создания оперного театра в Сибири возникла после Октябрьской революции. 1 ноября 1920 года в Омске оперой А. П. Бородина «Князь Игорь» открылся «Сибирский советский театр оперы и драмы» — крупнейший на тот момент провинциальный театр страны со штатом в 522 человека (140 - опера, 117 - драма, 80 - симфонический оркестр, 185 - административно управленческий аппарат). 30 августа 1921 года Сибревком принял решение о переводе театра в Новониколаевск, и он был переименован в «Сибирский государственный театр музыкальной драмы» (Сибгосопера)[1]. Предполагалось, что Сибгосопера будет выступать в построенном Доме науки и культуры, поэтому с 1932 года в ее здании разместили театр «Красный факел», а Сибгосоперу отправили на длительные гастроли. После сезона 1934 года Сибгосопера была распущена. 15 января 1939 г. Совнарком РСФСР принял постановление о создании оперно-балетной труппы в Новосибирске, основу которой составили артисты из Челябинска. Директор театра планировал уже 1 января 1940 г. поставить на основной сцене первый спектакль, но окончание строительства вновь было перенесено, и первый год Новосибирский областной театр оперы и балета провел, гастролируя в Томске и Иркутске, а с апреля 1940 г. начал работать в Новосибирске, не имея собственного дома и выступая на разных площадках. Вновь формировать труппу стали во время войны в 1944 г. (к репетициям приступили в сентябре). 12 мая 1945 г. Новосибирский государственный театр оперы и балета открылся оперой Глинки «Иван Сусанин» в постановке Н. Г. Фрида в декорациях К. Ф.Юона. Звание «Академический» присвоено в 1963 г. Вопросы для самоконтроля: В каком городе пребывали артисты балета Большого театра во времена Великой Отечественной войны? Какие концерты проводились в это время? Какой балет был поставлен в Армянском театре во время ВОВ? Где открылся театр оперы и балета в мае 1945? |