Главная страница

frutkate01 Курсовая работа Дворянская женщина 19 в. по воспомина. Курсовая работа Дворянская женщина 19 в по воспоминаниям М. Тенишевой жизнь и быт Содержание Введение 3


Скачать 50.64 Kb.
НазваниеКурсовая работа Дворянская женщина 19 в по воспоминаниям М. Тенишевой жизнь и быт Содержание Введение 3
Дата04.02.2023
Размер50.64 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаfrutkate01 Курсовая работа Дворянская женщина 19 в. по воспомина.docx
ТипКурсовая
#919951
страница6 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Глава 3. Истоки женского движения в XIX веке

3.1 Политико-правовой статус Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт в обществе



Роль Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт в обществе до XIX века не была значительной, а ее статус являлся сложной социальной проблемой, которая охватывала политические, экономические и духовные стороны эмансипации. Современный политологический словарь определяет понятие эмансипации как получение самостоятельности и равноправия каким-либо лицом или социальной группой. Процессы женской эмансипации в российском обществе в XIX веке развивались в русле общих процессов либерализации. Эмансипацию принято обозначать как социальную мобильность женщин в русском обществе, начиная с конца 50-х годов изучаемого столетия.

Огромную роль в появлении и распространении в России XIX века идей о независимости женской личности сыграли идеи и личность Жорж Санд, поставившей вопросы о праве Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт на свободу чувств. Произведения Ж. Санд и массовое увлечение этими идеями оказали воздействие на женскую эмансипацию в России, способствовали определению женственности, как самостоятельного женского пути. Образ яркой, активной, сильной Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт, описываемый не раз в романах Ж. Санд, сформировал сознание многих российских женщин.

Формирование женственности шло одновременно с развитием культуры. Роль хранительницы домашнего очага - одна из традиционных, которая доминирует, женщина - центр и опора семьи. Если эта опора рушится, рушатся все ее составляющие, нарушается равновесие в доме. Женственность идентифицируется в первую очередь со статусом домашней работницы. Патриархальные каноны и стереотипы были значимы и сильны, они оказали влияние на жизнь и характер Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт. Господствующим идеалом Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт в обществе было исключительное представление о ней, как о верной подруге мужчины, матери и воспитательницы детей. Вся женская деятельность вне привычных рамок семьи встречала общественное неприятие и недоверие. Но уже в середине века наступает перелом в осознании общественности так называемого женского вопроса. Литературный критик и журналист М.Л. Михайлов одним из первых выступил в защиту гражданского равноправия женщин в России. В своих публикациях он ратовал за преобразование женского воспитания, обучения, предоставление женщинам доступа ко всем видам деятельности.

В 1860-е годы в связи с изменением в общественной жизни России, в частности с отменой крепостного права, изменяется и облик российской Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт. Следовательно, меняется понятие о женственности. Появляется новый идеал женственности - феномен "новой Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт" в русском обществе 1860-х годов. Годы великого перелома в развитии русской жизни формировали новый социокультурный аспект женственности, где в первую очередь востребовано деятельное начало. В это время появляется понятие "новая женщина". Так называли женщин пореформенной эпохи, которые отказались от традиционной роли жены и матери, а проявляли интерес к наукам, образованию, общественной жизни.

Их число росло с каждым годом, они ломали сложившиеся традиции, стремились стать самодостаточными и полезными личностями, не зависящими от мужчин, изменяя стереотипный образ покорной домоседки. Курсистка Е.А. Андреева-Бальмонт вспоминала: "Я узнала, что для Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт теперь открывается много путей деятельности. Главное в жизни - учиться, приобретать знания, только это дает самостоятельность и равноправие". Для того, чтобы избавиться от ограничений и остаточных традиций, новые Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт преследовали самостоятельность в экономической и социальной сферах.

Со второй половины XIX века западничество, нигилизм, народничество стали доминирующей культурой. Возникает концепция образа жизни новых женщин, стремящихся к чему-то большему, чем роль жены и матери.

Для этого передовой частью общества используется образование и работа, а также периодическая печать с публикациями о равноправии полов. С середины XIX века многие русские учились за границей, они вводили концепцию равноправия полов в России под влиянием западноевропейских идей. Выросли нравственные запросы, интеллектуальные потребности Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт XIX века, расширился ее умственный кругозор. Например, В.Г. Белинский в 1850-х годах писал, что "женщина заслуживает гораздо больше прав, чем она имеет их на кухне и в спальне". А.И. Герцен в своих дневниках указывал, что в новом обществе, с помощью образования женщина нравственно укрепится, и не будет больше односторонней привязанности к семье. По его мнению, семейное призвание Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт не должно мешать ее общественной деятельности.

С ростом капиталистического способа производства старая семейная модель разрушалась. С отменой крепостного права патриархальная семья уже не могла оставаться прежней. Многих девушек-шестидесятниц не устраивала старая форма семьи, в которой женщина занимала подчиненное положение, зависела от воли родителей или мужа, где ее будущее было предопределено.

Мемуаристы, рассказывая об эпохе реформ, свидетельствуют: "О какой дворянской семье не спросишь то время, о всякой услышишь, одно и то же: родители поссорились с детьми…Детьми, особенно девушками, овладела в то время словно эпидемия какая-то - убегать из родительского дома", а убегали они, чтобы ни в коем случае не повторить путь своих матерей и бабушек. "Девушки, получившие аристократическое воспитание, - писал П.А. Кропоткин, - приезжали без копейки в Петербург, Москву и Киев, чтобы научиться делу, которое могло бы их освободить от неволи в родительском доме, а впоследствии, может быть, и от мужского ярма". Перемены происходили слишком быстро, а чтобы в общественном сознании сформировались новые положительные образцы женского поведения, требовалось время.

"Любовь, безответная преданность, самоотверженность, умение очаровывать, мир гостиных и мир семьи - вот в чем состояла жизнь наших бабушек, вот что они завещали своим дочерям", а теперь "мы вступаем в новый путь", "возьмем своими силами место в обществе", "отстоим свои права на собственную жизнь, жизнь трудной и свободной деятельности, настоящую жизнь", - так Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт-авторы журнальных статей 60-х годов пытаются осмыслить опыт прошлого и общественный взгляд на женскую проблему.

Итак, в России господствовала консервативно-патриархальная концепция. Она превалировала в политике, проводимой высшими органами государственной власти. Проблема правового положения женщин вызывала пристальный интерес в широких кругах юридической и общественной мысли. В стране предпринимаются попытки разработать новый проект гражданского уложения, который будет предусматривать устранение ограничения в гражданских правах по принципу пола. Предполагалось расширение права женщин в области семейно-брачного и трудового права. Юристы критически оценивали статьи Свода законов Российской империи, определявшие наследственные права женщин, их положение в семье и браке, они выдвигали требования подготовки нового гражданского уложения, более соответствующего условиям пореформенного развития России.

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта