frutkate01 Курсовая работа Дворянская женщина 19 в. по воспомина. Курсовая работа Дворянская женщина 19 в по воспоминаниям М. Тенишевой жизнь и быт Содержание Введение 3
Скачать 50.64 Kb.
|
3.2 Женщина в общественно-политической жизниЖенское движение в России, возникшее в 1860-е годы, было неразрывно связано со всеми процессами преобразований в государстве и изменениями во всех сферах жизни общества. Низкий социальный статус женщин и понимание возможности становления и реализации женской личности в интересах самой личности и общества привели к включению лозунгов об эмансипации женщин в ряд общедемократических требований того периода. Эти настроения нашли свое отражение в участии женского населения и в политической борьбе. Россия середины XIX века оставалась страной феодально- крепостнической, патриархальной. При отсутствии возможности выдвигать либерально-демократические требования, требования равного участия мужчин и женщин в политической жизни общества, женская активность в России сформировала особые черты, отличные от западноевропейских. Первые женские организации в России, как и в европейских странах, появляются в середине XIX века. Но даже ранее, в 1812 году было создано "Женское Патриотическое общество", которое положило начало истории организованной политической активности в Российской империи. Для возникновения первой женской организации в России имели большое значение патриотические чувства, охватившие русское общество в период отечественной войны 1812 года. Патриотическое настроение стало причиной благотворительной деятельности этого периода, поэтому и целью общества была благотворительная и просветительская деятельность. На тот момент это была одна из самых доступных форм помощи русской армии, воевавшей с Наполеоном. При этом женское милосердие выражалось не просто в сочувствии и сострадании, а в реальной помощи страждущим. Целями этого общества служили "презрение всех от войны", а также желание "оказать любовь и усердие к Отечеству полезным делом и, по свойству пола своего, находят самым приличным к тому средством взять на себя обязанность облегчать участь бедствующих от нашествия врага". В известной степени деятельность "Женского Патриотического общества" была продолжена последовавшими за своими мужьями и братьями в бессрочную сибирскую ссылку декабристками - Е.И. Трубецкой, М.Н. Волконской, Е.П. Нарышкиной, А.Г. Муравьевой и другими, многие из них в тот или иной период входили в его состав. В поведении жен декабристов можно проследить многие новые явления, они демонстрировали обществу новую модель поведения, нарушавшую привычные стереотипы. Николай I предоставил каждой право развестись с мужем - государственным преступником. Однако они пошли против воли мнения большинства и, несмотря на всяческое противодействие властей, открыто поддержали опальных. Лишенные, по существу, всех прав, жены декабристов на протяжении долгих лет своей сибирской жизни не переставали бороться вместе с мужьями против произвола чиновников, за право на человеческое достоинство в условиях ссылки, помогая тем, кто нуждался в их помощи. Эти Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт, связавшие заключенных с внешним миром, прежде всего, разрушили замысел изоляции. В высшей степени, проявляя бескорыстную душевную щедрость, помогли мужьям пережить худшие моменты в их жизни, приближались к интересам и делам своих мужей, становились как бы их соучастниками. Создавая в Сибири публичные библиотеки и пункты медицинской помощи населению, организовывая музыкальные вечера и концерты, жены декабристов тем самым сплачивали вокруг себя людей, оказавшихся на поселении, и всей своей деятельностью "выстраивали модель возможной для Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт внесемейной (публичной) инициативы". Они были причастны к деятельности в сфере просвещения, читали лекции и обсуждали самые разнообразные научные, литературные и политические проблемы, помогали распространять политико-философские произведения заключенных. "Спасибо женщинам: они дадут несколько прекрасных строк нашей истории", - сказал современник декабристок, поэт П.А. Вяземский, узнав об их решении. Добровольное изгнание в Сибирь получило громкий общественный резонанс. Ф.М. Достоевский писал, что именно "эти Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт, ради высочайшего нравственного долга пожертвовавшие всем…благословили нас в новый путь". Женское движение 1860-х годов формировалось под влиянием социальных процессов, реформ, структурных сдвигов в экономике. Россия переживала кризисные явления в политике, в социальной структуре происходили изменения. В обществе того времени еще не было четкой грани между различными идеями преобразования и освобождения страны. И Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт тогда еще не могли быть революционерками, они считались скорее созидательницами и участницами полулегальных организаций. Шел процесс выработки новых моделей поведения и образа жизни. Разрушались старые общественные установки, утверждались новые представления. Общественное движение в конце 1850-60-х годов получило название "нигилизм". Оно отрицало господствующую идеологию, мораль, нормы поведения, и таким образом нигилисты заявляли о категорическом неприятии существующей действительности. Это было первое общественно политическое движение, востребовавшее женщин и имевшее их в своих рядах. Женский нигилизм - это попытка достичь равенства с мужчиной, отказавшись от себя как от Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт. Их внешний облик и манера поведения выражали протест против отсутствия выбора в собственной судьбе, они требовали свободу личности, равноправия Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт. Через внешний вид и новый образ они демонстрировали пренебрежение общественным мнением. Эти Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт одевались в мужскую одежду, коротко стригли волосы, курили сигареты, - таковыми были формы их протеста. Низкий правовой статус и невостребованность женщин в общественной и политической жизни не могли не стать причиной возникновения женского движения в России. Несправедливость в экономических и юридических правах по отношению к женщине, а также зависимость от женщин от мужчин вызывали протест. Наряду с благотворительностью, получением высшего образования и занятостью на трудовом поприще формируется новое общественно-политическое женское движение, которое идеологически неразрывно связано с мужским. В данный период истории России самостоятельные и организованные действия женщин привели к созданию чисто женских общественно-политических организаций и стать массовым движением. ЗаключениеВ результате социально-экономических преобразований в течение всего XIX века, которые затронули все сферы общества и к концу столетия стали необратимыми, становится заметным появление нового типа Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт. В XIX веке набирает обороты женское движение, в рамках которого Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт начинают активно бороться за свои права. Женщина стремится к знаниям, упрощению быта и самодостаточности. Она уже не подчиняется всецело существующему ранее положению вещей, а может выбирать между замужеством и самостоятельной жизнью в разных областях деятельности. Изменение положения Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт в семье и обществе было самым важным следствием кризисных явлений в патриархальной семье. В XIX веке в России началось широкое движение женщин за равноправие, выразившееся в первую очередь за доступ к образованию и право на профессиональный труд, вызванное социальными потрясениями. Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт активно вступали в "мужской мир". Они стремились к получению образования, посещали публичные лекции, уезжали учиться за границу, в университетские города Европы. К концу XIX века увеличилось количество женских училищ и институтов. Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт получили возможность обучаться независимо от сословной принадлежности. Это дало возможность женщине занимать свое место в профессиональной структуре общества. Грандиозные перемены, кардинально меняющие общество, привели к неуклонно увеличивающему числу работающих женщин. Выбор доступных им профессий становится все обширнее, они осваивают новые, ранее считавшиеся "мужскими" специальности. Повышение уровня образования женщин и выход их на работу увеличили их материальную и моральную зависимость. Женская филантропия и благотворительность, как государственная, так и частная стали яркими чертами XIX столетия. Это было явным признаком выхода женщин за прежде существовавшие рамки затворничества. Участие в благотворительности демонстрировало положительные качества русских женщин: заботу о неимущих, высокую общественную активность, единство и неизменность в проявлении гражданского долга. Духовно-нравственными ценностями, а не рациональными факторами предопределялась деятельность женских благотворительных обществ исследуемого периода. Она носила нравственно-просветительскую направленность и материальную поддержку нуждающихся. Женская благотворительность, имела большое значение для развития таких сфер общественной жизни, как образование и медицина, поскольку заключалась в создании благотворительных организаций и финансировании этих областей. Выступив на арену общественной жизни без прав и достигнув частичной самостоятельности, в XIX веке русская женщина не могла не направить своих сил на борьбу с бесправием и пониженной оценкой своего труда. Политическое движение женщин принесло с собой подъем общественного самосознания; равноправие женщин признавалось само собой, как одна из необходимостей. Женское освободительное движение было связано с прогрессивными социальными вопросами времени и, несмотря на то, что результатов борьбы было немного, нельзя не признать, что русская женщина шагнула довольно далеко. Она приобщилась к общей культурной жизни и проявила свои силы в ней. Осознание своей изолированности от политической жизни страны, необходимость общими усилиями работать для достижения равноправия побудило женщин сплотиться и организоваться для общественной деятельности в женские общества, союзы и клубы. Активно развивающееся женское движение того периода стало своеобразным толчком к развитию социального прогресса в стране. Относительно правового положения женщин следует отметить, что политические права им не были предоставлены. Однако больших успехов достигли Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт в рамках экономических вопросов. На протяжении всего XIX века и, особенно на его исходе, российская женщина адаптируется к новому социально-экономическому строю и общественным отношениям. На сознание женщин не могли не повлиять экономические и структурные изменения в русском обществе, происходит своеобразная переоценка приобретенных в процессе социализации качеств. Появляются новые правила и нормы поведения для Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт в публичной и в приватной сфере жизни. Меняются психологические и ментальные установки, преодолеваются стереотипные представления о женской доле и положении Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт. Включаясь в общественно-политическую жизнь, она становится все более свободной, но и в тоже время экономически зависимой. Но с тем, что женщина начинает играть в этой жизни все большую и большую роль уже нельзя не согласиться. Формируется новый тип Дворянской женщины 19 в. по воспоминаниям М. Тенишевой: жизнь и быт, свободной от стереотипов и привычек прежней повседневной жизни. Одним из важнейших итогов деятельности женщин было изменение самого социума, властей, духовенства к женской роли и положению их в обществе. Следует отметить, что XIX век оказался судьбоносным как для всей страны, так и для отдельных сфер жизни, в том числе и для положения женщин в обществе. Список используемых источников1. Высочайше утвержденное 12 июня 1890 г. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. - СПб.: Тип. МВД, 2019. 2. Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. 1870. / Сборник постановлений по министерству народного просвещения, СПб.: Тип. министерства народного просвещения, 2020. - Т. IV, С. 1620-1629. 3. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. - СПб.: тип. министерства народного просвещения, 2019. - Т. VII. 4. Сборник циркуляров и инструкций МВД. Т. 6. СПб., 1857. Ч. 12. Распоряжения, относящиеся до общественного призрения. Парагр. 91. 5. Свод законов Российской империи: в 15-ти томах с прил. - СПб.: Типографии Второго Отделения Собственной Е.И. В. Канцелярии, 1857-1868. .Т. X. Ч.1. - 604 с. 6. Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения 19 ноября 1864г. ПСЗРИ. Собр. 2. № 41472 19 ноября 2018г. 7. Устав об общественном призрении // СЗРИ. - СПб.: Тип. Второго отд. Собственной Е.И. В. Канцелярией, 2019. - Т. XIII. 8. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 2019. / Под ред. Н.А. Тройницкого. СПб.: Изд. Центр. Стат. Комитета М-ва вн. дел 1897-1905. Т.1. 9. Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы. Опыт статистической характеристики сословно-классового состава населения русского государства / Сост. Рубакин Н.А. СПб.: Изд-во "Вестника знания", 2019. - 214 с. 10. Сборник статистических сведений о России, издаваемый стат.отд. Императорского Русского географического общества. СПб.: Тип. II отд. Собственной Е.И. В. канцелярии. 2019. - Кн. 1. - 276 с. 11. Сидоров Н.И. Статистические сведения о пропагандистах 70-х годов в обработке III отделения // Каторга и ссылка: историко-краеведческий альманах, 2018. - № 1(Кн.38). - С. 27-56. 12. Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности в России: В 2 Т. / Под ред. П.И. Лыкошина. - СПб.: Изд. О.Ф. Имеретинской и П.И. Лыкошина, 2020. - Т.1. - 332 с. – Благотворительные учреждения Российской империи. Составлено по Высочайшему повелению Собственной Его Императорского Величества Канцелярией по учреждениям императрицы Марии: В 3 Т. - СПб.: Тип. СПб. акц. общ. печ. дела в России Е. Евдокимова, 2020. - Т. 2. - 986 с. 13. "Временник Демидовского юридического лицея". - М.: Книга по требованию, 2019. - 752 с. 14. Высшие женские курсы в С.-Петербурге. Краткая ист. записка. 1878- 1908 гг. - СПб.: Изд-во С.- Петербургской Сенатской тип., 2018. - 75 с. 15. Детские приюты Ведомства императрицы Марии (1839-1889). - СПб.: тип. Шредера, 2019. - 391 с. 16. Женские гимназии и прогимназии Министерства народного просвещения 1858-1905 гг. - СПб.: Департамент нар. просвещения, 2019. - 139 с. 17. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения: 1802-1902 / Сост. С.В. Рождественский, СПб.: Издание М-ва нар. прос., 2019. - 785 с. 18. Общественное призрение и благотворительность в России // Россия. Энциклопедический словарь. - Л.:Лениздат, 2019. - С. 421-423. 19. Максимов Е.Д. Очерки частной благотворительности в России. СПб.: Паровая типо-литография Ныркина. - 2018. - 85 с.10 20. Максимов Е.Д. Очерки истории и развития современного положения общественного призрения в России / Е.Д. Максимов // Общественное и частное призрение в России. - СПб.: Тип. имп. акад. наук, 2020. - С.1-68. 21. Полянский А. Русская женщина на государственной и общественной службе. - М.: Труд, 2020. - 750 с. 22. Россия в конце XIX века / Под. общ. Ред. В.И. Ковалевского. - СПб.: Тип. акционерного общества "Брокгауз - Ефрон", 2020. - 968 с. 23. Сборник постановлений к распоряжениям по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения за 1870-1903 гг. / Изд. Д.П. Кузьменко. - Смоленск: Тип. П.А. Силина, 2018. - 435 с. 24. Справочник по женскому образованию. - М.: тип. Б.Васильева, 2019. - 51 с. 25. Шумигорский Е.С. Императорское женское патриотическое общество (1812-1912) / Исторический очерк.- СПб.: Гос. тип., 1912. - 436 с. Алетейя, 2017. - 544 с. |