Главная страница
Навигация по странице:

  • «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (РГГУ) Курсовая работа Этапы формирования гендерной идентичности.

  • Аспекты гендерной идентичности

  • Формирование гендерной идентичности

  • В рамках биологического аспект

  • В рамках гендерных стереотипов

  • Файкова_формирование гендерной идентичности. Курсовая работа Этапы формирования гендерной идентичности. Файкова М. И. 2во2курс


    Скачать 51.32 Kb.
    НазваниеКурсовая работа Этапы формирования гендерной идентичности. Файкова М. И. 2во2курс
    Дата03.11.2021
    Размер51.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФайкова_формирование гендерной идентичности.docx
    ТипКурсовая
    #261962

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования
    «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    (РГГУ)
    Курсовая работа

    Этапы формирования гендерной идентичности.




    Выполнила: Файкова М.И.

    2-ВО-2курс

    ИП_ПсЛичн . (Группа: 1)
    Научный руководитель:

    Орестова Василиса Руслановна

    Москва 2021

    Содержание

    Аспекты гендерной идентичности ………………………………….

    Формирование гендерной идентичности …………………………..

    3

    4

    Гендерная социализация……………………………………………..

    6

    Гендерная дисфория………………………………………………….

    12

    Список литературы…………………………………………………...

    15

    Аспекты гендерной идентичности

    Одной из главных психологических задач подросткового возраста является формирование его личности. Э. Эриксон описывает идентичность через несколько важных аспектов развития: осознание временных рамок "Я" человека, включая прошлое детства и определение прогноза человека на будущее; осознание того, что человек отличается от интернализованного образа своих родителей; внедрение системы отбора для обеспечения целостности личности (в основном в отношении выбора профессии, сексуальной поляризации и идеологических установок). Вопрос самоопределения гендерных ролей очень важен в подростковом возрасте и является неотъемлемой частью самоидентификации.

    В рамках научной психологии есть два понятия, такие как гендер и пол. Термин "пол" используется для описания биологических различий: анатомических и физиологических особенностей человека. На этом основании человек определяется как мужчина или женщина. Психологи используют понятие "гендер" (гендерная идентичность, гендерная идентичность) при описании социального статуса и психосоциальных характеристик человека. Эти характеристики связаны с полом и сексуальным поведением, но они проявляются во взаимодействии с другими людьми.

    Пол является одной из основных личностных характеристик, определяющих психологическое и социальное развитие. Многокомпонентная структура гендера определяется четырьмя группами характеристик: биологический пол, гендерные стереотипы, гендерные нормы и гендерная идентичность. Пол является одной из основных личностных характеристик, определяющих психологическое и социальное развитие. Сущность и структура гендера, которая включает в себя большое количество составлых элементов, определяется четырьмя группами характеристик: биологический пол, гендерные стереотипы, гендерные нормы и гендерная идентичность[1].

    Гендерная идентичность человека обсуждалась как форма социальной идентичности и как отношение к собственности мужчины или женщины. Социальная идентичность-это результат процесса социальной идентичности, то есть процесс сознания и переживания собственной принадлежности к какой-либо социальной группе или группе. Концепция социальной идентичности определяет личность на основе социальных категорий или атрибутов, например, пола, возраста, профессии и расы. Социальная идентичность играет важную роль в человечестве: она обеспечивает групповые потребности, безопасность, самостоятельность и т. д.2].

    Гендерная идентичность описывает поведение представителей определенного пола и почти всегда ассоциируется с "мужественностью" и "женственностью". Гендерная идентичность - одна из главных характеристик человека и его социального устройства. В процессе его социализации существует связь между именами мужчин и женщин, и существует связь между "я" и другими. Гендерная социализация начинается с воспитания ребенка с учетом правил "мужского" и "женского" полов, принятых в этом обществе. Ребенок начинает совершенствовать свою гендерную идентичность, контролировать и оценивать свое поведение [3].

    Хотя формирование гендерной идентичности начинается в детстве, оно происходит и в молодости, и в более зрелом возрасте, однако именно подростковый возраст представляет собой наиболее благоприятный период для формирования соотнесения себя к определенной гендерной группе. Гендерная идентичность взрослых-сложное и структурированное образование. Структурными элементами гендерной идентичности можно определить не только половую принадлежность человека, но и его так называемые «сексуальные сценарии», "ландшафт полового акта", гендерные стереотипы и гендерные предубеждения[4].
    Нормативная идеология общества играет важную роль в формировании гендерной идентичности. То, как человек определяет свою гендерную идентичность, объясняется его отношениями с семьей, сверстниками, школой, гендерными нормами, принудительным сексом, двухлетними девочками и мальчиками (они знают свой пол, но не понимают. За эти годы дети научились распознавать человеческие лица, прически и прически. Приближаясь к семилетнему возрасту, ребенок понимает, что его биологическая функция никогда не изменится и начинает влиять на жизнь взрослых. Желание вступить в половую связь стимулирует формирование гендерной идентичности. Родители, которые живут поблизости, часто говорят о поведении фемининном (от лат. Femininus - женщина) и мужество (лат. masculinus - мужчина). Молодые люди занимаются спортом, чтобы проявить свое мужество, отвагу и активно представлять интересы девушек и мужчин. Если он откажется, его одноклассники будут смеяться над ним. В этот период девушки беспокоятся о том, насколько они довольны собой. В то же время они замечали их "слабости" и "беспомощность" и поощряли детей проявлять свои способности и силу, чтобы защитить себя.


    Процесс формирования гендерной идентичности длится в течение всего жизненного пути конкретного человека. Человек привык к "гендерным правилам" ввиду общественного порядка или изменений. В то же время исследования показали, что в современном обществе люди способны выбирать и изменять модели взаимоотношений (в том числе гендерные).

    Таким образом, важным фактором в данном контексте является различие понятий «пол» и «гендер», в целях лучшего понимания концептуальных начал гендерной идентичности. Так, если в понятие «пол» входят только биологические различия между мужчинами и женщинами, в свою очередь понятие «гендер» охватывает не только биологические различия, но и социальные, т.е. социокультурную конструкцию пола, сформированную социальными отношениями внутри общества

    Формирование гендерной идентичности
    Представляется возможным выделить некоторые аспекты идентичности пола, такие как:

    - биологический аспект;

    - гендерные стереотипы;

    В рамках биологического аспекта рассматривается физиологическая сторона пол мужчины или женщины с относящимися к нему первичными и вторичными половыми признаками.

    В рамках гендерных стереотипов рассматривается, что является женским, а что мужским. Однако, существуют, как известно, разные мнения по этому поводу. Например, перемены в мнениях по поводу женского и мужского на протяжении всего исторического развития. Различным восприятиям мужского и женского соответствует и законодательство, семья, распределение заработной платы, разделение труда в различных сферах.

    Индивид в процессе социализации усваивает и принимает половую роль, в результате чего и происходит соотнесение самосознания личности человека и поведенческих свойств. Таким образом, на психологический пол индивида напрямую влияют поведенческие и психологические проявления личности, которые являются частью аспекта самосознания личности, то есть в гендерной идентичности, по сути, человек идентифицирует себя в соответствии с социокультурными категориями «женского» и «мужского», определенной гендерной группой, формируя свою идентичность как представитель определенного гендера. Итак, концепция гендерной идентичности в контексте гендерных исследований связана с представлением самого индивида о своей принадлежности в зависимости от того, чувствует ли он себя мужчиной или женщиной, осознанием себя в соответствии с социокультурными определениями фемининности и маскулинности. Следовательно, социализация играет важнейшую роль в самосознании личности и является основным фактором для определения гендерной идентичности людей.

    Согласно традиционному разделению ролей, женщины более профессиональны в роли домохозяек и матерей, а также в роли выполняющих «женские» профессиональные обязанности (учителя, воспитатели, няни, клининг и т.д), а мужская половина человечества в свою очередь воспринимается как добытчики, выполняющие сложные профессиональные задачи и занятые нередко физическим трудом. Это традиционный тип и разделение мужчин и женщин, которые по-разному рассматриваются в психологии: агрессия, уровень активности, различия в доминировании и импульсивности, тревога, связанная с послушанием и протестом, и пространственное восприятие. Согласно тесту Гиссена, женщины определяют себя более тревожными, заботливыми, покорными, менее эгоистичными, более слабыми, чистыми, более подавленными и, что более важно, по их оценке, стереотипами мужской и женской частей.


    3. Психическое самоопределение себя как мужчины или женщины. Психолог и психоаналитик Роберт Сторер (Robert I.Столлер) занимается проблемой сексуальной идентичности, и в его работах особое внимание уделяется ощущению, что человек абсолютно чувствует себя мужчиной или женщиной. В большинстве случаев это зависит от влияния родителей и сверстников. Поэтому нормальные отношения с отцом помогают раскрыть личность мужчины, а также личность матери-женщины. Если у дочери есть проблемы с женской идентичностью матери, то это, скорее всего, повлияет на будущее в виде "искаженной" идентичности.

    Как формируется гендерная идентичность, то есть сознание принадлежности к мужчине или женщине? Психосексуальное развитие или гендерная социализация - это процесс сосредоточения внимания на внутреннем процессе развития и половой дифференциации или информирования общества об определенной системе сексуальных ролей.

    Так обстоит дело с планом психосексуального развития человека, предложенным американским сексологом Джоном Мани.

    Начальная связь этого длительного процесса - хромосомный или генетический пол (XX- женский, XY-мужской) - была создана в момент оплодотворения и определяет будущую генетическую схему дифференциации организмов по мужскому или женскому пути. На втором и третьем месяцах беременности определяются половые железы (гонады) эмбриона. Первоначальные репродуктивные гонады еще не дифференцировались по полу, но затем появился специальный антиген H-Y, который обладает только характеристиками мужских клеток, что делает его структурно несовместимым с иммунной системой женского организма. Планируется преобразовать основные гонады плода мужского пола в семенники, в то время как у женщин гонады автоматически развиваются в яичники. После этого, начиная с третьего месяца беременности, специальные клетки (клетки Лейдига) мужских гонад начинают вырабатывать мужские половые гормоны, андрогены. Эмбрионы обладают определенными гормональными свойствами.

    Уже на втором и третьем месяцах беременности под воздействием половых гормонов начинается формирование внутренних и наружных половых органов, половой анатомии. Начиная с четвертого месяца, половая дифференцировка нервных путей является чрезвычайно сложным и важным процессом. Определенные области мозга контролируют различия в поведении и эмоциональных реакциях между мужчинами и женщинами.

    Когда дети рождаются, родители определяют гражданский (паспортный, акушерский или назначенный) пол новорожденного на основе внешнего строения их половых органов. После этого они попытались воспитать своих детей в соответствии с общепринятым представлением о том, какими должны быть мужчины и женщины. В соответствии со стилем воспитания ребенок формирует представления о своих гендерных ролях и начинает соответственно выражать и оценивать себя.

    В связи с подростковым возрастом ситуация подросткового возраста становится более сложной. Незатронутые мысли детей об их гендерной идентичности формируют их гендерную идентичность и становятся ключевым элементом самосознания. Секреция гормонов полового созревания резко возросла, что оказывает огромное влияние на жизнь подростков. Физические изменения, вызванные очевидными вторичными половыми признаками, делают его представление о себе проблематичным. Все это вызвало сильное подростковое эротическое и романтическое переживание. Подростки развивают или проявляют определенную сексуальную ориентацию, эротическое влечение к противоположным людям или своему полу и своим собственным сексуальным сценам. В конце концов, все это, вместе взятое, интегрируется в гендерную идентичность и статус взрослых.
    Психосоциальное развитие-это сложный биологический и социальный процесс, в котором "природные" и "социальные" факторы накладываются друг на друга и должны рассматриваться вместе. Любое деяние, нарушающее нравственные устои или время вступления человека в половую связь, окажет сильное влияние на вступление человека в половую связь и совершение прелюбодеяния. При этом наиболее привлекательным и потенциальным партнером считается мужчина, а не женщина.

    Согласно "принципу Адама", написанному Джоном Мани, так как природа в первую очередь заботилась о создании женщин, половая дифференциация организма происходила по женскому типу. Чтобы сделать мужчину, всегда нужно что-то"добавить". Андрогены влияют на половую дифференциацию головного мозга плода, а теснота сверстников стимулирует детей в первую очередь избавиться от материнского влияния и женских характеристик. Из-за того, что эти дополнительные усилия часто задерживаются или недостаточны, некоторые изменения часто происходят в формировании мужских принципов, в том числе и в отношении вступления в половую связь.
    Гендерная социализация

    Процесс сексуальной социализации не менее сложен.

    В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному. В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному. Поэтому к ним будут относиться по-другому. Но насколько хороша общая разница между ними и каков закон взаимосвязи половой дифференциации (сексуальных характеристик) данной культуры или человеческого качества в целом и стиля сексуальной социализации?

    В соответствии с его целью, в чем разница между функциональной социализацией мальчиков и девочек? Этот аспект должен быть обусловлен гендерными различиями. С одной стороны, профессия обусловлена тем, что ребенок вырос, а с другой стороны, сун-хо-джи относится к числу такого рода морально-психологических характеристик. Каковы основные факторы, влияющие на гендерную социализацию, такие как родители или другие дети, они сами или противоположный пол? Как воспитывать детей о том, что половое созревание происходит в сексуальных/гендерных ролях и каковы психологические механизмы ассимиляции детей на разных этапах развития? Наконец, каковы возрастные ограничения и этапы этого процесса?

    В современной психологии нет единого способа изучения гендерной социализации. Согласно теории перспективы Фрейда, ребенок бессознательно ассоциирует свой образ и пол со взрослыми, чаще всего с отцом или матерью, а затем применяет свое поведение.

    Теория композиции Уолтера Мишеля фокусируется на процессе обучения и положительном и отрицательном подкреплении, потому что взрослые поощряют мужчин и обвиняют их в женском поведении, в то время как женщины, наоборот, учат первого ребенка различать полуформальное поведение, поэтому необходимо регулировать и в конечном итоге испытывать образ себя.

    Лоуренс Кольберг в генетической теории познания фокусируется на процессе познания в роли самопознания: ребенок представляет, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет себя как мальчика или девочку, после чего пытается сравнить свои действия со своими представлениями о своей гендерной роли. Эти теории могут дополнять друг друга.

    Основная гендерная социализация ребенка начинается с момента рождения. Когда анатомический пол ребенка определен, родители и другие взрослые начинают учить своих детей, что значит быть мальчиком или девочкой.

    Его основное чувство гендерной идентичности сформировалось у ребенка полутора лет, что станет важным элементом его будущего самосознания. С возрастом представления о гендерной идентичности меняются, включая некоторые мужские и женские характеристики.

    Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не знает, как доказать эту связь. Сознательно различайте пол окружающих вас людей в возрасте трех-четырех лет (интуитивно это делается раньше), но это может быть связано с некоторыми внешними признаками, например, с одеждой, понимая, что происходит более фундаментальное изменение пола: "Я знаю, когда я стану женщиной? "В возрасте шести или семи лет ребенок наконец осознает, что принадлежащий ему пол неизменен, что совпадает с резким увеличением половых различий в поведении и установках; мальчики и девочки проявляют инициативу в выборе различных игр и партнеров в них, от

    Не совсем ясно, как дети определяют свою собственную и чужую гендерную идентичность. Уже в возрасте трех-четырех лет гендерная идентичность ассоциируется с определенными физическими и поведенческими характеристиками, но приписываемые им значения и отношения между этими признаками могут быть разными.

    Понимание детьми своих гендерных ролей/идентичностей включает, с одной стороны, их склонность к гендерным ролям, представления детей о том, как их характеристики соответствуют ожиданиям и требованиям мужских или женских ролей, а с другой стороны, их вопросы: "" - В эксперименте ребенок был вынужден выбирать между мужскими и женскими примерами. Эта проблема особенно очевидна у детей с определенными биологически передаваемыми заболеваниями, такими как эндокринная система. Гендерные предпочтения и различия между полами тем или иным образом проявляются в поведении детей и стали предметом обсуждения и оценки взрослых и сверстников.

    Как осуществляется гендерная социализация? Американские психологи Элинор Маккоби и Кэрол Жаклин дали несколько возможных объяснений этому.

    Как родители относятся к детям разного пола, чтобы скорректировать их поведение в соответствии с традиционными ожиданиями, принятыми обществом. Мальчиков поощряют быть энергичными и конкурентоспособными, а девочек поощряют повиноваться и заботиться о них. В обоих случаях поведение, не соответствующее гендерным требованиям, может привести к негативному отношению.

    Из-за врожденных различий, которые проявились в раннем детстве, мальчики и девочки по-разному привлекают внимание своих родителей, что приводит к различному отношению к себе. Кроме того, из-за различий в одном и том же поле одно и то же родительское поведение будет вызывать разные реакции у мальчиков и девочек. Другими словами, влияние детей на своих родителей даже превышает их влияние на него, и истинные родительские нормы формируются в процессе их взаимодействия друг с другом, а эффективность потребностей детей и родительского влияния является

    Родители взаимодействуют со своими детьми, основываясь на своем понимании того, каким должен быть ребенок этого пола. Адаптация детей к учебным идеям их родителей может осуществляться по-разному.

    Родители пытаются научить своих детей преодолевать то, что они считают своей врожденной слабостью. Например, если родители считают, что мальчики изначально более агрессивны, чем девочки, они могут тщательно контролировать или предотвращать агрессивное поведение своих сыновей, в то время как их дочери, наоборот, помогают преодолеть так называемую естественную застенчивость.

    Родители считают, что такой тип сексуального поведения "нормален" и неизбежен, и не пытаются его изменить, поэтому мальчикам прощают шалости, а девочек наказывают.

    Поведение детей по-разному расценивается взрослыми – в зависимости от пола ребенка. При этом взрослыми не одобряются различные (кажущиеся или реальные) отклонения от норм, принятых в соответствующем обществе: то, что подобает мальчикам, не дозволительно для девочки – и наоборот. Мера указанного неодобрения может быть различной в зависимости от семейных и общественных традиций и может доходить до весьма серьезных наказаний.

    Отношение матери и отца к собственному чаду имеет корреляцию с полом ребенка с полом родителя. Рассматриваются несколько вариантов, чаще всего их три: В наиболее частом случае, родитель видит в своем ребенке – своего биологического и социального продолжателя (это отношение хорошо иллюстрирует известная фраза «Дети – наше будущее»). В определенной мере собственный ребенок трактуется родителем как залог бессмертия (хотя бы и в такой опосредованной форме). Поэтому происходит заметное отождествление взрослыми самих себя со своими детьми.

    Естественным следствием сказанного является то, что взрослый, видящий в своем ребенке (того же пола, что и родитель) те или иные несоответствия гендеру, в заметной мере бывает разочарован и недоволен наблюдаемым.

    Дифференциация социальных установок, относящихся к гендеру, производится, в том числе, и по характеру фиксируемых свойств. Последнее носит название «объективация» и трактуется негативно.

    Для описанной селективности существует место и в индивидуальном сознании; она во многом задает направленность нашего внимания.

    Выраженная ригидность гендерных стереотипов (как и многое другое чрезмерное) зачастую выступает негативным фактором. Жесткая оппозиция «мужское – женское» нередко лишает мужчин психологической гибкости, адаптивности, разумного компромисса, возможности «психогигиены». При этом указанное противопоставление во многом носит искусственный, приобретенный (а не биологический, врожденный) характер. Аналогично, для женщин негативную роль играют блокирующие установки типа «ты женщина – ты не должна, тебе не под силу» и т.д.

    Научные модели гендерной идентичности эволюционировали от жестких простейших оппозиций «мужское - женское» до андрогинной, а затем и мультиполярной модели. При этом те же модели - но уже не научные, а социально-бытовые - оказывают влияние на характер гендерной социализации.

    Для биполярной модели свойственна жесткая, не допускающая сколь-нибудь выраженных полутонов полоролевая оппозиция: мужчины обладают только маскулинными качествами, а женщины — исключительно фемининными. Ясны критерии отнесения индивида к категориям "настоящих" мужчин или "настоящих" женщин. Маскулинность и фемининность представляют собой взаимно полярные противоположности: увеличение одного признака по такой «шкале» неизбежно сопряжено с уменьшением выраженности противоположного.

    С. Бем в конце XX в. предложила новую, более гибкую модель гендерной идентичности. [5]

    Автор выдвинула идею о том, что каждый индивид может обладать как маскулинными, так и фемининными чертами личности. Уже перестает быть непременным соответствие традиционным жестким полоролевым моделям. Вместо двух жестких, исключительных полюсов вводится континуум, лежащий между этими полюсами. Каждая личность по этой модели адекватно отражается не причислением к тому или иному полюсу, а точкой, лежащей на отрезке – ближе к тому или иному полюсу. С. Бем вводит термин "андрогинная модель идентичности"; и указанный термин, и сама такая модель, которая включает в себя лучшие характеристики обоих половых ролей, выступают наиболее актуальными на текущий момент. Последующая эволюция теорий гендерной идентичности породила мультиполярную модель. Последняя состоит в том, что становится возможным существование нескольких вариантов гендерной идентичности в рамках одного пола. При этом получается как бы двумерная модель, предполагающая наличие черт обоего типа в различной комбинации.

    В современной психологии выделяются четыре типа гендерной идентичности:

    • маскулинный

    • фемининный

    • андрогинный

    • недифференцированный.

    Маскулинный тип в значительной мере коррелирует с психологическими признаками, характерными для представителей мужского пола и в малой мере – с женскими.

    Фемининный тип связан с выраженным проявлением фемининных свойств (женственность, доброта, внимательность к другим людям, эмпатия и т.д.) и низким уровнем маскулинности. Таким образом, этот тип представляет собой структуру, обратную маскулинному типу.

    Андрогинный тип предполагает одновременное наличие заметных как маскулинных, так и фемининных свойств личности – скомбинированных в одной личности в той или иной пропорции.

    Недифференцированный тип обладает стертыми показателями по обеим «измерениям» —шкалам мужских и женских психологических черт.

    Гендерная идентичность состоит в наличии следующих структурных компонентов:

    • Когнитивный, или познавательный, компонент, заключается в том, что индивид явно идентифицирует себя с тем или иным полом и описывает себя в терминах мужественности/женственности. Это больше рациональный, рассудочный элемент;

    • Аффективный, или оценочный, компонент как оценка психологических черт и особенностей ролевого поведения на основе их соотнесения с эталонными моделями маскулинности/фемининности. Этот элемент является в значительной мере эмоциональным и интуитивным;

    • Конативный, или поведенческий, компонент как демонстрация и декларация самого себя в качестве участника гендерной группы. К этому компоненту относятся также и способы разрешения кризисов идентичности на основе выборов вариантов поведения в соответствии с личностно значимыми целями и ценностями. Этот элемент, в отличие от двух первых, является «действенным», «деятельностным» [6].

    Развитие гендерной идентичности на этапах пубертата и юности сопровождается дифференциацией качеств, в представлениях как о себе, так и о других людях. Нередко отмечаются форсирование "мужских" и "женских" качеств в себе и повышенное внимание (в этом аспекте) к окружающим - адекватно половой принадлежности индивида: мальчики должны проявлять мужские качества, девушки — женские. Примечательно, что при самооценке фемининные и маскулинные качества оцениваются более «жестко», нежели при оценке других людей.

    Мальчики при этом могут строить несколько маскулинизированный образ женщины. Данное явление происходит вследствие смены объекта идентификации — матери в период оральной, анальной стадий, т.е. в доэдиповом периоде, на отца в период фаллической, латентной и генитальной стадий, что и может приводить к маскулинизации образа женщины.

    Можно выделить три этапа развития гендерной идентичности в подростковом возрасте:

    1) недифференцированность фемининных и маскулинных признаков в образе "Я";

    2) гипердифференциация фемининных и маскулинных признаков;

    3) интеграция фемининных и маскулинных признаков в образе "Я".

    На сегодняшний день есть свидетельства в пользу выраженности андрогинного типа гендерной идентичности, свойственного детям и подросткам обоих полов; маскулинные и фемининные черты у подростков одновременно проявлены, причем в значительной мере.

    Отмечается - чаще у девушек и т.н. «гендерный протест», состоящий в присвоении черт поведения и внешности, характерных для противоположного пола. То, что указанное явление свойственно главным образом представительницам женского пола, может быть объяснено большей лояльностью социума к гендерной неконформности девушек. К юношам обществом предъявляются более строгие требования.

    В юности и ранней молодости соответствующие модели "мужского" и "женского" стиля поведения усваиваются и фиксируются индивидом; в дальнейшем происходит выстраивание новых отношений со сверстниками — представителями противоположного пола.

    Гендерная идентичность в процессе онтогенеза формируется при участии целого ряда факторов [7].

    Гендерная идентичность индивида эволюционирует в том числе и под действием его опыта детско-родительских отношений.

    Указанная модель исходит из следующей идеи: личность смотрит на других не непосредственно, а как бы через оптику культурно обусловленных полоролевых стереотипов.

    Интериоризация этих стереотипов происходит в ходе социализации индивида и приводит в конечном итоге к тому, что этот индивид сам становится носителем и пропагандистом этих стереотипов (такой «оптики»).

    Можно выделить три типа таких «линз»:

    «Линза гендерной поляризации» соотносится с тем, что оба пола кардинально противопоставляются друг другу. При этом тот факт, что в действительности мужчины и женщины всё же не абсолютно различны игнорируется при рассмотрении той или иной ситуации через такой «светофильтр». Последний приводит к схематизации гендерных отношений и блокирует идею схожести полов («что пристало женщине – недопустимо для мужчины» - и наоборот). Следствием существования и применения такого гендерного «светофильтра» становится проекция абсолютного гендера – мужского или женского (в зависимости от контекста) - на самые различные культурные и социальные явления вплоть до траекторий личного жизненного пути того или иного конкретного человека.

    «Линзой андроцентризма» называется такая абстракция, которая состоит в том, что «точка отсчета» на шкале гендерных качеств совпадает с (абсолютными) мужскими качествами. Любые другие вариации (включая и нормальную женственность, в чем бы она ни выражалась) трактуются как своего рода отклонения от маскулинной нормативности. Представителям мужского пола предписываются более жесткие требования к соблюдению гендерных норм, что обусловливает асимметрию в приемлемости выхода мужчин и женщин за гендерные границы.

    «Линза биологического эссенциализма» играет для гендерных правил легитимизирующую роль, как бы отсылая к «природному фундаменту» этих правил, существующему объективно в виде полового диморфизма. Данная модель строится на следующей логике: все, создаваемое людьми (т.е. культурное и социальное), должно вытекать из природного и гармонировать с ним[8].

    Заметим, что название представленных моделей – «линзы» – представляется вполне удачным, поскольку эти модели, подобно настоящим преломляющим стеклам, во-первых, фокусируют внимание на конкретном наборе качеств (мужских или женских), концентрируясь на них и не предполагая какой-либо расплывчатости, двусмысленности. Во-вторых, «гендерные линзы» как бы «увеличивают» тот или иной объект, детально и даже пристрастно рассматривая его на предмет соответствия (несоответствия) нормам. В-третьих, «гендерные линзы» (как и настоящие оптические линзы) одновременно сокращают поле зрения наблюдателя.

    Итак, применение «гендерных линз» связано с абсолютизацией, концентрацией и заметным утрированием (и даже вульгаризацией) реальных сложно сочетающихся гендерных качеств конкретного индивида.

    Гендерная дисфория

    Если говорить о нарушениях пола, то они могут выражаться, особенно так называемая гендерная дисфория, или расстройство гендерной идентичности. Эта болезнь - это переживание мужчины или женщины, когда они отказываются от собственного гендерного статуса человека и мужчины, который серьезен, и удовлетворенности полом человека. Выступления могут включать форму, в которой человек меняет свою внешность или поведение, которые не являются социально приемлемыми (например, переодевание). Большинство людей считают, что это явление проявляется в виде смены пола. Последнее включает в себя полный отказ от чрезвычайной ситуации ВОЗ и попытку ее изменить - до соответствующей операции по изменению пола паспорта и т.д. [9]

    Более того, большинство людей, испытывающих гендерную дисфорию, психически безопасны.

    Нередко лица с гендерной дисфорией испытывают серьезное давление со стороны социума (вплоть до агрессии).

    Транссексуализм (или гендерная дисфория) проявляется в соответствующем дистрессе и имеет своей причиной неадекватность паспортного (официального) пола человека — его гендерной идентичности. При этом, как правило, паспортный пол регистрируется, исходя из первичных половых признаков (наружные анатомические особенности новорожденного). [10]

    В результате образ жизни человека расходится в той или иной мере с той социальной ролью, которая задается обществом для людей того или иного пола.

    Этот термин в 1923 году был определен немецким сексологом Магнусом Хиршфельдом. Далее тема транссексуализма была развита Гарри Бенджамином, в своей публикации «Феномен транссексуальности» он представил гендерную идентичность как шкалу от мужского к женскому, проходящую через «нечто среднее» [11].

    На сегодняшний день введен еще один термин — «трансгендерность». Последняя состоит в расхождении гендерной идентичности человека с документально зарегистрированным полом и соответствует ситуации, описанной выше, отмечая сам по себе факт такого расхождения, но ничего не говоря о наличии сопутствующей дисфории. Если такое осложнение имеет место, и оно побуждает его носителя к соответствующим действиям по коррекции несоответствия (изменение пола), то говорят уже о «транссексуализме». Следовательно, можно говорить о том, что «транссексуализм» есть «трансгендерность», осложненная сопутствующей дисфорией. Оба термина отражают собой градации одного процесса.

    Для обозначения пациентов, желающих сменить свой пол с мужского на женский, были введены сокращения: MTF (мужской на женский), FTM (женский на мужской) с женского на мужской [12].

    Согласно Правилам Path (2016), гендерная дисфория диагностируется на основании трех признаков (симптомов): [13]

    * Желание жить и восприниматься другими людьми как представитель противоположного пола обычно сопровождается дискомфортом из-за их анатомического пола или гендерных различий;

    * Желание - посредством хирургической коррекции или гормональной коррекции - достичь максимально возможного соответствия предпочитаемому полу;

    * Самоидентификация с биологическим противоположным полом стабильна и длится 2 года и более;

    На сегодняшний день медицина не признала описанные состояния психическими расстройствами или симптомами генетической, интерсексуальной или хромосомной патологии.

    Напротив, современная медицинская наука считает, что соответствующая дисфория есть лишь следствие трансгендерности, и что таким лицам должна оказываться соответствующая медицинская (хирургическая, гормональная, психотерапевтическая [14]) помощь.

    К сожалению, среди большинства практикующих врачей такие явления как транссексуальность и трансгендерность являются малоизученными, а соответствующие пациенты не находят зачастую в учреждениях здравоохранения адекватной помощи или хотя бы действенного намерения помочь. Среднестатистический врач, не являющийся узким специалистом в сфере сексопатологии, слабо ориентируется в данной проблематике. Всё вместе это приводит к тому, что лица, нуждающиеся в такой помощи, далеко не всегда решаются обращаться со своими проблемами в поликлиники [15]. В результате страдает качество жизни таких граждан (а также нередко и лиц, проживающих с ними и/или родственников, супругов и т.д.), а сами они нередко пополняют сводки суицида.

    Таким образом, врачи различных специальностей должны быть больше просвещены относительно рассматриваемого вопроса. Своего улучшения (в свете данной темы) требуют и организационные аспекты системы здравоохранения: должно быть четкое понимание, куда направлять таких пациентов (особенно из первичного звена), как их вести далее.

    Вместе с тем, помимо медицинской сферы, и в обществе в целом данная тема является весьма острой — по причине частой дискриминации трансгендерных лиц.

    Благоприятной тенденцией здесь можно назвать повышенное внимание масс-медиа к данной проблематике. С одной стороны, это можно трактовать как эксплуатацию пикантной, интимной темы — в целях повышения численности аудитории СМИ. С другой стороны, благодаря таким публикациям общество как бы «успокаивается»: наличие в нем транссексуальных людей уже не становится чем-то сенсационным, повышается толерантность в данном вопросе. И для транссексуальных лиц, и для широкой общественности становятся доступными различные научные и медицинские сведения, что помогает первым принять верное решение, а вторых в определенной мере избавляет от домыслов.

    Кроме медицинской и общесоциальной значимости данного вопроса цивилизованное общество, по-видимому, должно каким-то образом обратить внимание на юридический аспект проблемы (защита прав, пресечение дискриминации, формальное признание смены пола и оформление соответствующего гражданского состояния).

    Список литературы

    1. Бендас. Т. В. Гендерная психология. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008 : Клецина И. С. Гендерная социализация : учеб, пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена, 1998

    2. Клецина И. С. Гендерная социализация ; Коп И. С. Социологическая психология. М.; Воронеж, 1999

    3. Кон И. С. Социологическая психология.

    4. Клецина И. С. Гендерная социализация

    5. Бем С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства иолов. М. : РОССПЭН, 2004.

    6. Клецина И. С. Гендерная социализация

    7. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие.

    8. Бем С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов

    9. Кон И. С. Социологическая психология

    10. World Health Organization. ICD–10. Geneva: World Health Organization, 1992.

    11. Schaefer L.C., Wheeler C.C. Harry Benjamin’s first ten cases (1938-1953): a clinical historical note. Arch Sex Behav. 1995 Feb;24(1):73-93.

    12. De Cuypere G., Winter S. A gender incongruence diagnosis: where to go? The Lancet. 2016 Sept;3:796-697. https://doi.org/10.1016/S2215- 0366(16)30212-7.

    13. Международные медицинские стандарты помощи трансгендерным людям. Ред. А.Ю. Бабенко, Д.Д. Исаев. 3-е изд.,СПб.: ИГ «Т-Действие», 2018

    14. Haas A.P., Eliason M., Mays V.M., et al. Suicide and suicide risk in lesbian, gay, bisexual, and transgender populations: review and recommendations. J Homosex. 2011;58(1):10–51. https://doi.org/10.1080/00918369.2011.534038.

    15. Arcelus J., Bouman W.P., Van Den Noortgate W., et al. Systematic review and meta-analysis of prevalence studies in transsexualism. Eur Psychiatry. 2015 Sep;30(6):807-15. https://doi. org/10.1016/ j.eurpsy.2015.04.005..

    16. The GenIUSS Group. Best Practices for Asking Questions to Identify Transgender and Other Gender Minority Respondents on PopulationBased Surveys. J.L. Herman (Ed.). Los Angeles, CA: The Williams Institute. 2014. Available at http:// williamsinstitute.law.ucla.edu/wp-content/ uploads/geniuss-report-sep-2014.pdf.


    написать администратору сайта