Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2. Сущность и основные черты поэзии пестования

  • КР Чупрова О. Курсовая работа использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста студентка 136 группы


    Скачать 65.47 Kb.
    НазваниеКурсовая работа использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста студентка 136 группы
    Дата20.01.2019
    Размер65.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКР Чупрова О.docx
    ТипКурсовая
    #64465
    страница2 из 3
    1   2   3
    Глава II. Разнообразие малых форм устного народного творчества: теоретический аспект

    2.1. Фольклор на ранних этапах воспитания ребенка
    В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора [3].

    Фольклор для детей, созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки (Приложение 3). Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г. С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой» [4]. Пользу малых поэтических жанров народного слова доказывать не приходится, это очевидно. Вместе с тем до последнего времени оставалось загадкой активирующее воздействие фольклорных произведений на ребенка - и первых месяцев жизни, и начинающего ходить, и перешагнувшего рубеж раннего периода детства.

    Что черпает ребенок в разные периоды детства из нескольких незатейливых строк, простых по форме, а в первые месяцы жизни и вовсе непонятных ему по содержанию? Когда и как открывается малышу смысл этих строк? Почему дитя эмоционально восприимчиво к фольклору? Ответы на эти вопросы ищет современная педагогика раннего детского возраста. Ответы непросты и требуют тонкого, вдумчивого подхода, более того, комплексного изучения ребенка. В частности, каковы особенности возрастного восприятия, динамики ориентировочно-исследовательской деятельности и истоков познавательной активности, зрительно-слуховых и речедвигательных взаимодействий? Каков генезис развития речевых навыков, эмоциональной, сенсорной и умственной деятельности? Каково начало нравственного и эстетического развития? Воспитание первоначальных «духовных» ценностей, открывающих в радости общения малыша с взрослым, который несет в душе любовь и милосердие? Это с одной стороны, а с другой - необходимы исследования, как бы «рентгенологический анализ» детской фольклористики, которые высветили бы значимые для малышей аспекты, объяснили феномен активации, проявляющейся в непроизвольном слуховом сосредоточении в наиболее ранние сроки развития, и постепенный сознательный интерес к содержанию произведений.

    Ранее и дошкольное детство - это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время формирования ребенка как личности, становление его характера. В основном дети наследуют родительские традиции, дополненные веяниями времени. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознании себя в этом мире, играя с ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка - это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности [12].

    Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор. Для русской народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он начнет этот мир практически осваивать сам.

    Детский фольклор - это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира порожденного возрастными психологическими особенностями. Эти возрастные психологические особенности взаимодействие ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества.

    Современному малышу не менее чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений с взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые.

    Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит [11]. У детей развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребенка и вместе с тем обучают навыкам поведения. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви.

    Детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка, так как черпает материал для детей из ранних источников. Прежде всего - это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребенка в тактильных движениях - почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди - это язык эмоционального общения [4]. Это то, что взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно.

    Наконец, сами дети, подрастая, участвуют в играх сверстников, осваивают их и все что с ними связано (считалки, скороговорки) [14]. А потом уже включаются в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок. Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры. Что же относится к детскому фольклору?

    Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

    Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

    Заклички - обращение к явлениям природы (солнцу и ветру, дождю и снегу, радуге, деревьям).

    Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

    Скороговорки и частоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

    Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

    Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей [10].

    Народные игры - в основе которых часто бывают простейшие попевочки. Игры дают воспитателю возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Ребенок в игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно усилит его способность в дальнейшем радоваться жизни, приведет к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. Самые любимые игры для детей – те, где нужно ловить друг друга. Ребенок в таких играх должен показать быстроту движений, ловкость, сообразительность (Приложение 4). Дети любят играть, т.к. в игре, прежде всего каждый ребенок может наиболее полно показать себя, самореализоваться. Для воспитателя важен девиз: «Ни дня без игры».

    Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Они наполнены внутренней эстетической силой, которая рождены веками специального точного целенаправленного отбора художественных средств, делающее словесно поэтическое произведение истинно детским. Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких - то движений не вызывает интереса радости, желание повторить еще и еще.

    Колыбельные - народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни. Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие. Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает.

    На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознания себя как самостоятельного существа. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам. Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития.

    В работе с детьми раннего возраста большое внимание нужно уделять ознакомлению детей с малыми формами фольклора - потешкам, пестушкам, закличкам, приговоркам, колыбельным-песенкам [12]. Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому желательно выбирать такие потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. К примеру, в адаптационный период можно использовать такие потешки:

    Кто у нас хороший?

    Кто у нас пригожий?

    Ванечка хороший,

    Ванечка - пригожий

    Наша деточка в дому

    Что оладушек в меду

    Красно яблочко в саду.

    В группе игрушки подбираются так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Это ласковые и успокаивающие потешки. Потешки помогают наладить эмоциональный контакт. Находясь в группе целый день, дети устают, иногда ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие шалят и никак не могут успокоиться. В этих случаях ласковая потешка успокоит тех, кто плачет или шумит:

    Не плачь, не плачь, детка,

    Прискачет к тебе белка

    Принесет орешки,

    Для Маминой потешки.

    Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).

    В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребенка, т. е. привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Вызывают интерес у детей народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и описываются их повадки. В потешках малыши улавливают доброе гуманное отношение ко всему живому.

    Пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки - исключительно благоприятный материал для работы над автоматизацией поставленных звуков. Они служат образцом краткости и глубины мысли; их структура всегда ясная, отчетливая, а лексика разнообразна и образна. Напевность, мелодичность, четко выраженный ритм произведений фольклора воспитывают эстетическое чувство, будят воображение. Отбирая произведения для игр-занятий с детьми, нужно учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения с взрослым.

    На фольклорно-игровых занятиях нужно использовать прием действенного соучастия детей, привлечение детей к поисковой деятельности, самостоятельности, развивать их фантазию.

    Неизменный интерес на играх вызывает у детей знакомство с народными обычаями, традициями. Например, в колыбельных песнях часто упоминается кот. Его зовут ночевать, качать колыбель, обещают разные награды за работу: «Кувшин молока...», «кусок пирога...», «белый платочек на шею...». Упоминание кота в песнях связано с бытовыми поверьями: считалось, что кот приносит сон и покой ребенку, существовал даже обычай: прежде ребенка в колыбель класть кота, чтобы ребенок лучше спал.

    Уж, ты, котенька - коток,

    Котя-серенький хвосток!

    Приди, котик, ночевать,

    Мою деточку качать,

    Прибаюкивать.

    Для того чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной используются народные песенки - потешки «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», « Идет коза» и др. Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. В ходе занятий по фольклору с детьми применяются наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т. д.) с помощью которых создается развернутая картина действий. Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.

    Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной. Ребенок, как губка впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

    Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.

    В работе нужно использовать определенную систему игр и упражнений с постепенным усложнением. И тогда результатом будут положительные эмоции, веселое и бодрое настроение детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка.

    2.2. Сущность и основные черты поэзии пестования
    Поэзия пестования - удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики [8]. Понятие «народная педагогика» значительно шире понятия «материнская поэзия», оно включает всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закрепленных в народном сознании, в народных традициях, в поэзии народа.

    Педагогика как академическая наука существует несколько столетий. Но уже десятки тысячелетий назад человечество вынуждено было передавать накопленные знания и умения приходящим на смену поколениям, обеспечивая прогресс общественной мысли. Пословицы, песни, обряды, сказки, давая людям эстетическое наслаждение, несли одновременно и определенный объем жизненно необходимой информации. Народные воззрения на воспитание нашли свое выражение в сотнях пословиц и поговорок («Люби дитю, но не оказывай», «Учи ребенка, пока поперек лавки лежит, а коли вдоль ляжет - поздно», «Яблоко далеко от яблони не падает» и мн. др.). В сказках показана роль смеха в жизни людей, сила любви, классовость морали (многочисленные сказки о попах и работниках, барах и мужиках и т. п.). Только глубокое и всестороннее знание психологии детского возраста могло послужить основой для создания богатейшей поэзии пестования, имеющей жанры поэзии, особые для каждого периода жизни ребенка. В произведениях материнской поэзии закреплены многообразные приемы воспитания.

    «У народа, - пишет В.А. Василенко, - были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, известные цели и задачи воспитания и обучения их, известные средства и пути воздействия на юные поколения и т.д. Совокупность и взаимозависимость их и дают то, что следует называть народной педагогикой» [1].

    Вызванные к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями», а может быть именно поэтому, произведения материнской поэзии часто являются высокохудожественными поэтическими творениями. На протяжении многих веков они не только учат, совершенствуют разум, воспитывают нравственно, но и доставляют, ни с чем несравнимое эстетическое наслаждение детям. Чтобы убедиться в этом, достаточно понаблюдать за поведением ребенка. Понять художественное значение поэзии пестования по ее печатным образцам, представляющим не более чем приблизительную словесную схему этих произведений, сложно.

    Обычные методы филологического анализа неприемлемы. В этих произведениях как бы перекрещиваются, сплавляются интересы и устремления фольклористики, этнографии, педагогики и психологии детства. Поэзия пестования очень многообразна и по поэтике, и по характеру исполнения, и по своему бытовому назначению. Но только колыбельные песни имеют общепризнанную жанровую определенность и сравнительно четкие жанровые границы. В отношении остальных видов поэзии пестования нет единого мнения. Г.С. Виноградов объединил под термином «потешки» и поэзию пестования в первые дни, месяцы жизни ребенка, и довольно сложные песни-забавы («Ладушки», «Сорока-белобока»), не давая четкого определения песенкам и прибауткам; О.И. Капица выделяла пестушки и потешки, но однородные по поэтике и назначению произведения относила к разным видам поэзии; она же названием «песенки и прибаутки» указала на существование различных жанров, а при анализе не видела разницы между прибауткой и песенкой; В.П. Аникин объединил их термином «прибаутки». Существует много других названий, и даже опытные фольклористы, обратившиеся к детскому фольклору, «говорят на разных языках» [9].

    Рассматривая жанр как функцию, выраженную в художественной структуре, представляется целесообразным выделить по совокупности признаков следующие жанры поэзии пестования: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки.
    1   2   3


    написать администратору сайта