Главная страница
Навигация по странице:

  • БИБЛИОГРАФИЯ

  • Образ поздневикторианского Лондона в повести Р.Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (проблема добра. Бекшаева 201 курсовая (Стивенсон). Курсовая работа образ поздневикторианского Лондона в повести Р. Л. Стивенсона Странная история доктора Джекила и мистера Хайда (проблема добра и зла)


    Скачать 0.89 Mb.
    НазваниеКурсовая работа образ поздневикторианского Лондона в повести Р. Л. Стивенсона Странная история доктора Джекила и мистера Хайда (проблема добра и зла)
    АнкорОбраз поздневикторианского Лондона в повести Р.Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (проблема добра
    Дата31.10.2022
    Размер0.89 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБекшаева 201 курсовая (Стивенсон).docx
    ТипКурсовая
    #764358
    страница3 из 3
    1   2   3
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В результате анализа повести Р.Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» было прослежено влияние исторического контекста на содержание повести. Новелла, написанная в 80-х годах XIX века, то есть на рубеже веков, отразила в себе царившие в то время общественные конфликты. Стивенсон показывает экономическое расслоение, географическую сегрегацию и общее беспокойство, вызванное политическими кризисами с помощью локаций, описанных в повести, значительно разнящихся по экономическому статусу, но относительно близких географически, где проживают главные действующие лица – доктор Джекил, мистер Хайд, доктор Лэньон, а также мистер Аттерсон.

    Было изучено влияние социально-философского и культурологического аспектов города на образ Лондона, который строится главным образом на феномене двойничества (дуализма, амбивалентности), выраженном в большинстве образных составляющих повести, в том числе в образах героев, элементах их окружения: тумане и тьме, интерьерах и экстерьерах. Внешность и моральный облик протагонистов Джекила и Хайда ярко контрастируют друг с другом, так же, как и дома, в которых они живут. Очевидной двойственностью обладают мотивы света и тьмы, а также огня и фонарей.

    Были проанализированы художественные особенности решения проблемы добра и зла в повести. Путём аллегорического представления негативных и позитивных человеческих качеств Стивенсон настаивает на природной неоднозначности, двойственности натуры человека, которая под влиянием неблагоприятных условий может привести к нездоровым проявлениям раздвоения, что показано на примере доктора Генри Джекила: при попытке разделить свои добрые и злые начала, ему удаётся лишь исказить свою душу ещё больше, что в конце концов приводит героя к трагическому исходу. Основываясь на исповеди Джекила в финальной части произведения, можно сделать вывод, что подобный результат был вызван именно порочными намерениями доктора при проведении опыта, а не сущностью средства, использованного им. Стивенсон показывает, как жёсткие ограничения пуританского викторианского общества влияют на психику человека: из-за невозможности удовлетворить свои желания Джекил и создаёт для себя вторую личину, – а также предупреждает об опасности вседозволенности человека.

    Кроме того, при анализе было выявлено значение образа Лондона в раскрытии образов главных героев: в повести Лондон является метафорическим зеркальным отражением внутреннего мира персонажей. То, как герои взаимодействуют с пространством, где они находятся, позволяет читателю сделать выводы о том, какими людьми они являются. Видя Хайда у неприглядного, заброшенного здания или исследуя его квартиру в злачном районе Сохо, можно понять его преступную природу. Он является Аттерсону в кошмарах, теряясь в лабиринте улиц. Джекил живёт в богатом доме, окружённом такими же домами, но обветшалыми. С другой стороны его дома находится то самое заброшенное здание, что сигнализирует о неоднозначности натуры доктора. Аттерсон воплощает собой «викторианскую добродетель» и живёт рядом с церковью. В то же время характеры героев, их действия обогащают представленную картину города, вступая во взаимодействие с ней. Стивенсон создаёт реалистическую концепцию современного ему Лондона, пользуясь фантастическим литературным обрамлением.

    Наконец, были проанализированы художественные средства изображения Лондона Стивенсоном. Самыми яркими приёмами являются метафора и параллелизм в отображении связи между фасадами зданий и личностями персонажей. Также Стивенсон использует предзнаменование, намекая аудитории на то, что может произойти дальше. История рассказана через «ненадёжного рассказчика» Аттерсона, через его внутренний взор создаётся образ демонического города, а обилие недосказанностей в тексте не только демонстрирует проявление викторианской морали, но и служит для создания напряжения в детективной манере. Постепенное наслоение мотивов также способствует нарастающему саспенсу (состоянию тревожного ожидания), например, окружающий героев туман на протяжении истории сгущается до состояния тьмы, коррелируя с усилением влияния мистера Хайда на остальных героев; кроваво-красный цвет используется чаще и чаще по мере приближения к развязке и т.д. Главный художественный приём, используемый Стивенсоном в данном произведении – аллегория, с помощью которой чётко продемонстрированы зло и добро в образах Хайда и Джекила.

    Таким образом, с использованием герменевтического, культурно-исторического, биографического и социологического методов, была достигнута цель исследования – выявлены особенности изображения двойственности человека и города поздней викторианской эпохи в повести Р.Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».
    БИБЛИОГРАФИЯ

    1. Амелина Е.Е. Феномен двойничества в новеллах Р.Л. Стивенсона «Маркхейм» и «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» // Вестник Пермского университета. Сер.: Российская и зарубежная филология. 2014. Вып. 2 (26). С. 109—114.

    2. Гончар-Ханджян Н. Психологическая проблематика повести Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»// ՕՏԱՐ ԼԵԶՈՒՆԵՐԸ ԲԱՐՁՐԱԳՈՒՅՆ ԴՊՐՈՑՈՒՄ, 1 (22). – Ереван, 2017. – С. 270.

    3. Гурин С.П. Образ города в культуре: метафизические и мистические аспекты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.comk.ru/HTML/gurin_doc.htm (дата обращения: 13.05.2022)

    4. Дорофеева Л. Г. Духовная природа конфликта в повести Р.Л.Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2015. № 84. С.27–31.

    5. Дорофеева Л.Г. Визуальность в повести Р.Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://observatoria.rsl.ru/jour/article/viewFile/247/322 (дата обращения: 05.05.2022)

    6. Кашкин, И.В. Стивенсон для читателя современника / И.В. Кашкин. - М.: Просвещение, 1968. – С. 257-285.

    7. Кривошеина М. «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда»: из чего сделана культовая повесть Р. Л. Стивенсона? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://blog-russia.storytel.com/vspomnit-klassiku/strannaya-istoriya-doktora-dzhekilla-i-mistera-khayda/ (дата обращения: 01.05.2022)

    8. Лавров А. Стивенсон по-русски: Доктор Джекил и мистер Хайд на рубеже двух столетий // Toronto Slavic Quarterly: Academic Electronic Journal in Slavic Studies. URL: http://sites.utoronto.ca/tsq/03/lavrov3.shtml (дата обращения: 07.05.2022)

    9. Леонов Р.Л. Тема двойничества в повести Р.Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» // Междунар. каучн. конф. «Достижения науки за последние годы. Новые наработки». – Варшава, 2012. – С. 33-36.

    10. Липчанская И.В. Образ города в литературе постмодерна: к постановке вопроса // Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Филология. Журналистика, вып. 3. – С. 80.

    11. Попова И.В. Осмысление феномена зла в повести Р.Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» // Модели успеха: развлекательность, поучительность, массовость как явление культуры. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001.

    12. Романова Т.Н., Нелюбина Т.А. «Джекил» и «Хайд» как архетипические образы современной шотландской прозы // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2014. №10. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dzhekil-i-hayd-kak-arhetipicheskie-obrazy-sovremennoy-shotlandskoy-prozy (дата обращения 13.05.2022)

    13. Савченко С.И. Мотив двойничества и раздвоения личности на основе произведений Р.Л. Стивенсона "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда", Э.М. Ремарка "Черный обелиск", и Ч. Паланика "Бойцовский клуб". – Краснодар: ФГБОУ ВПО "КубГУ", 2013.

    14. Стивенсон Р.Л. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 2. - М.: Правда, 1967

    15. Урнов М.В. Роберт Луис Стивенсон (жизнь и творчество) (Предисловие) // Стивенсон Р.Л. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 1. М.: 1981 – 458 с.

    16. Фении [Электронный ресурс]// Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978 http://endic.ru/enc_sovet/Fenii-93359.html

    17. Gottlieb E. What is Foreshadowing? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://liberalarts.oregonstate.edu/wlf/what-foreshadowing (дата обращения: 20.04.2022)

    18. Lutton L. Navigating Dr Jekyll and Mr Hyde’s London Gardens [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.princehenrys.worcs.sch.uk/wp-content/uploads/2020/06/Jekyll-and-Hydes-London.pdf (дата обращения: 08.05.2022)

    19. Musson, A.E. “The Great Depression in Britain, 1873-1896: A Reappraisal.” The Journal of Economic History, vol. 19, no. 2, 1959, pp. 199–228, http://www.jstor.org/stable/2114975. Accessed 8 May 2022.

    20. R. L. Stevenson «The strange case of Dr. Jekyll and Mr. Hyde» // Anthony Atkielski. 1998.

    21. Red Lion Square – Bloomsbury Squares & Gardens [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bloomsburysquares.com/the-squares/red-lion-square/ (дата обращения: 07.05.2022)

    22. Ridenhour J.M. In Darkest London: The Gothic Cityscape In The Victorian Era. - University of South Carolina, 2004. – С. 75-77.
    1   2   3


    написать администратору сайта