Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. Художественная литература Германии как объект изучения 1.1. Художественный мир литературного произведения

  • 1.2. Исторические особенности развития Германии, повлиявшие на развитие литературы

  • Глава 2. Анализ творчества немецкоязычных авторов-лауреатов Нобелевской премии

  • 2.2. Немецкоязычные авторы-Нобелевские лауреаты и их произведения

  • 2.2.1. Пауль фон Хейзе, награжден в 1910 году

  • 2.2.2. Герхарт Гауптман, награжден в 1912 году

  • 2.2.3. Томас Манн, награжден в 1929

  • 2.2.4. Герман Гессе, награжден в 1946

  • 2.2.5. Нелли Сакс, награждена в 1966

  • 2.2.6. Генрих Бёлль, награжден в 1972

  • 2.2.7. Гюнтер Грасс, награжден в 1999

  • 2.2.8. Герта Мюллер, награждена в 2009

  • Курсовая. pisateli_10938189 2 (копия). Курсовая работа Оглавление Введение Глава Художественная литература Германии как объект изучения


    Скачать 36.2 Kb.
    НазваниеКурсовая работа Оглавление Введение Глава Художественная литература Германии как объект изучения
    АнкорКурсовая
    Дата13.06.2022
    Размер36.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаpisateli_10938189 2 (копия).docx
    ТипКурсовая
    #587314


    Немецкоязычные писатели-лауреаты Нобелевской премии

    Курсовая работа

    Оглавление
    Введение

    Глава 1. Художественная литература Германии как объект изучения

    1.1. Художественный мир литературного произведения

    1.2. Исторические особенности развития Германии, повлиявшие на развитие литературы

    Глава 2. Анализ творчества немецкоязычных авторов-лауреатов Нобелевской премии

    2.1. Общая характеристика немецкой литературы

    2.2. Немецкоязычные авторы-Нобелевские лауреаты и их произведения

    Заключение

    Список литературы

    Глава 1. Художественная литература Германии как объект изучения

    1.1. Художественный мир литературного произведения
    Формирование концепции «художественный мир литературного произведения» происходило в контексте развития парадигмы системности в литературоведении в 1960-х гг. Впервые этот термин появился в статье Д.С. Лихачева1. Позже сформировались два подхода к анализу художественного текста: литературоведческий и лингвопоэтический2.

    Однако, на данный момент в науке пока не выработано универсальное и четкое определение этого понятия, которое предстает в разных специализированных работах и в качестве «реализованной в комбинации словесных значений системы контекстуальных смыслов, в которых первичные (прямые) значения эстетически искажаются»3, и как особая сфера, «в которой теснейшим образом оказываются связаны сферы жизни и литературы»4. Эти определения, на первый взгляд, не противоречат друг другу, однако, расставляют по-другому акценты, что качественным образом влияет на понимание данного понятия.

    Это объясняется сложностью и многокомпонентностью самого понятия: с одной стороны, художественный мир произведения – это искусственное создание, которое рождается в сознании конкретного автора. С другой стороны, художественный мир не может быть полностью оторван от действительности, так как иначе произведение не будет выглядеть достоверно.

    В контексте нашего исследования, краеугольным является вопрос об эстетической значимости художественного мира, а также об определении внутренних законов его конструирования, то есть – речь идет о методологии его создания. Лингвопоэтический подход дает ответ на эти вопросы, ориентируясь прежде всего на функциональный тезаурус произведения – то есть на встречаемость определенных типов существительных, глаголов и прилагательных5. То есть, художественный мир предстает в виде своеобразного списка «тех предметов и явлений действительности, которые упомянуты в произведении, каталог его образов»6. Таким образом, конструируется предметный мир объектов, где у каждого из них – своя роль и свой вес, соответственно количеству упоминаний данного объекта. Однако, специалисты критикуют такой подход из-за его одностороннего рассмотрения слов вне их контекста7, что часто разрушает контекстуальные связи, особенно если учесть метафоричность и образность каждого произведения.

    Писатели прилагают значительные усилия для выбора идеальных слов при написании своих сочинений, так как правильно подобранная комбинация оказывает влияние на умы читателей, а также стимулирует повышенный уровень когнитивных реакций и внимания. Метафоры, одна из наиболее существенных форм лингвистического творчества, широко обсуждались в исследованиях по нескольким дисциплинам, например, когнитивной лингвистике, психологии, социологии и литературе. Более того, то, что недавно лишь предугадывалось интуитивно, в наши дни «проверено цифрами»: исследования, проведенные с помощью МРТ, демонстрируют биологические доказательства, подтверждающие влияние творческих фраз на умы людей. В этих исследованиях сообщается, что нетрадиционные метафорические выражения вызывают значительно более активное участие работы мозга по сравнению с эффектом буквальных выражений8.

    Дивергентное мышление, которое стремится генерировать множество нестереотипных решений для проблемы, является ключевым элементом в творческом процессе, который контрастирует с конвергентным мышлением, задача которого – находить единственное правильное решение9. Применяя этот психологический закон к построению художественного мира средствами лексической композиции, следует отметить, что новизна в подавляющем большинстве случаев заключается в самих особенностях композиции, то есть в акте объединения набора слов неожиданным образом, а не в редкости используемых отдельных слов10.

    Таким образом, понимание стиля является важным аспектом моделирования субъективности, присущей тексту, и, как следствие – понимания художественного мира данного текста. Как можно увидеть, это – лингвистически мотивированный процесс, позволяющий проанализировать стилистику произведения на лексическом, синтаксическом и семантическом уровнях. Стиль автора, в конечном итоге, представляет собой комплекс различных стилистических элементов, наличием которого обоснована необходимость многоуровневого анализа текста.

    Такой многоуровневый анализ стиля, будучи способным включать более широкие понятия стиля более структурированным и интерпретируемым образом, может помочь в понимании причинного влияния стиля на психолингвистические понятия и формирования отражения мироощущения автора в его произведении.

    Метафоры, символы, художественные ассоциации, проявляющиеся в простых или сложных идиомах, - это средства, без которых литературный текст не может привлечь внимание читателя. Любой текст, как показал наш анализ, изобилует значениями на различных текстовых уровнях, и любой читатель получает столько значений, сколько может, в соответствии со своей эмоциональной реакцией на художественное творчество. Тождества и значения в данном тексте всегда строятся посредством взаимодействия и пересечения с другими личностями, такими как личности автора и читателя, но в равной степени обстоятельства актов создания, распространения и чтения художественного текста. В этой связи, М. Бахтин определил «хронотоп» как «внутреннюю взаимосвязь временных и пространственных отношений, которые художественно выражены в литературе»11, а мы бы добавили – и создают пространство художественного мира.

    Эта пространственно-временная матрица, отображенная в тезаурусе произведения, способна воссоздать внутренний мир автора и существенно уточнить смысл произведения для исследователя. Всё это подразумевает «диалогическую встречу» между текстом и его контекстом в разные моменты произведения. При этом, диалогическая интерсубъективность отмечает скорее диссонанс и дистанцию, чем гармонию и близость; речь идет не о полном признании какого-либо одного интертекстуального пласта, а о том, чтобы рассматривать эти пласты в совокупности.

    1.2. Исторические особенности развития Германии, повлиявшие на развитие литературы
    Хотя Германия имеет долгую историю, единое национальное государство Германия появилось относительно недавно. До XIX века Германия состояла из королевств, герцогств, городов-государств и княжеств. Эти образования были слабо объединены в политическую лигу Священной Римской империи. Это продолжалось до конца наполеоновских войн в начале XIX века. После поражения Наполеона в 1815 году на смену Священной Римской империи пришла Германская конфедерация, состоящая из тридцати девяти суверенных государств. Однако Германская конфедерация больше походила на договорное сообщество, чем на политический союз.

    Создание Германского союза отнюдь не означало воссоединения страны в самостоятельное государство, - Союз был скорее помехой на пути к этому. Хотя входившие в него государства не имели органической связи между собой, являясь формально «равными», они далеко не были таковыми не только по территории и количеству населения, но и по экономическому развитию. Из числа членов Союза выделялись Австрия и Пруссия, в которых, вместе взятых, проживало около 24,4 млн человек, то есть две трети общего населения всего Германского союза. В то же время княжество Лихтенштейн насчитывало всего около 5,5 тысяч человек12. Союз прекратил свою деятельность во время революции 1848 года, был восстановлен в 1850 году и окончательно уничтожен в 1866 году.

    Объединение Германии было очень сложным и комплексным процессом. Возвращаясь к истокам, следует отметить, что в процессе образования единого национального германского государства кроме доминирующих экономических причин, важную роль сыграли и внешнеполитические факторы. Одним из таких факторов было нашествие Наполеона. После разгрома в 1805 г. Австрии наполеоновской армией, в 1806 году под протекторатом Наполеона был образован Рейнский союз немецких государств, в состав которого первоначально вошли государства Южной и Западной Германии: Бавария, Вюртемберг, Баден и др. Затем в Союз вошли еще пять государств, в том числе Саксония и Вестфалия. Рейнский союз заявил о своем разрыве со Священной Римской империей, или Германской империей, которая прекратила свое существование. Оккупация французами половины немецких земель сыграла значительную роль в неодинаковом их развитии, что, в свою очередь, оказало влияние на политическую обстановку внутри германского союза.

    В оккупированных наполеоновской Францией германских землях Рейнского союза феодальный способ производства был заметно ослаблен, была отменена крепостная зависимость крестьянства по французскому образцу. В годы континентальной блокады английская конкуренция во многих отраслях промышленности была устранена, что привело к заметному подъему текстильной и металлообрабатывающей промышленности в Рейнской области, Силезии, Бранденбурге и Саксонии. Даже в Пруссии во время наполеоновского господства, когда впервые со времен Крестьянской войны развернулось настоящее народное движение, были проведены реформы Штейна и Гарденберга: последовала отмена цеховой системы, установлена свобода хозяйственно-предпринимательской деятельности. Все это создало условия и предпосылки для зарождения элементов капитализма в хозяйстве этих немецких земель.

    Соответственно, по этому примеру, крестьян стали освобождать от крепостной зависимости и в других землях. Однако здесь освобождение шло по так называемому «прусскому пути». В Пруссии юнкерство сумело удержать в своих руках значительную часть земли и получить от крестьянства за освобождение огромные денежные суммы. В одной только Силезии «благородное дворянство получило вознаграждение в следующих размерах: деньгами – 18 544 766 талеров; денежной   рентой   ежегодно – 1 599 992  талера;   натуральной рентой – рожью – 260 069 шеффелей ежегодно; наконец, уступленной крестьянами землёй – 1 533 050 моргенов»13.

    Бурное промышленное развитие изменило расстановку сил в германском обществе того времени. На авансцену выходит буржуазия, так как вместе с ее богатством вырос и ее политический вес. Однако, и это особенность Германии, роль буржуазии в политической жизни оставалась незначительной, а минимальные требования буржуазно-демократических реформ – неудовлетворенными. Более того, в условиях наступившей реакции такие инициаторы реформ в Пруссии как генерал Гнейзенау и ученый В. Гумбольдт, за либеральные настроения лишились своих должностей.

    Самое большее, на что осмеливалась немецкая буржуазия, даже самая передовая прирейнская, это посылка верноподданнических петиций на имя прусского короля Фридриха-Вильгельма III о введении представительного строя. Но петиции оставались без последствий до 1840 года. Активнее выступала буржуазия Бадена, Вюртемберга, Гессен-Дармштадта и Баварии: здесь она добилась в 1817-1820 гг. создания представительства из двух палат, избиравшихся по высокому имущественному цензу для избирателей и депутатов палат14.

    Произошли и другие социальные изменения. Повсеместно в среде интеллигенции стали возникать кружки, и причина этому была, в целом, одна: содействовать объединению немецких земель. Именно в это время возникают дискуссии в исторической науки, философии, появляются новые исторические журналы, создаются исторические общества. Апелляция к истории Германии помогало создать идеологический фундамент объединения немецких княжеств. По инициативе барона Штейна с 1819 года на частные средства началось издание «Исторических памятников Германии». Особенное внимание следует обратить на труды немецкого философа того времени Ранке. Ранке выдвигал четыре принципа, на которых держится Пруссия: германизм, протестантизм, милитаризм, чиновничий бюрократизм, и сравнивал Пруссию с небесным телом, которое играет особую роль в судьбах истории15.

    Распространению среди буржуазии и в немецком народе идеи «малогерманского» объединения Германии вокруг Пруссии (без Австрии) способствовали наука, литература, искусство. Особенно много сделала для популяризации «малогерманской» программы немецкая юнкерско-буржуазная историческая наука. Ее пропагандировали со своих кафедр Савиньи, Эйхгорн, Нибур. Малогерманцем был и Л. Ранке. Не все малогерманцы одинаково представляли себе будущее внутренне устройство объединенной Германии. В рядах малогерманцев были сторонники различных политических убеждений – от крайних реакционеров (Савиньи) до буржуазных демократов (Циммерман). Но все они в начале XIX века были за объединение страны под эгидой Пруссии.

    Новый толчок объединению был дан во время правления канцлера Отто фон Бисмарка, благодаря его политике «железа и крови». Первым дипломатическим шагом Бисмарка было вмешательство в Шлезвиг-гольштейнский вопрос. Эти два герцогства находились под властью Дании в 1850 году по Лондонскому протоколу. Большинство жителей Шлезвига были датчанами, в то время как жители Голштинии были в основном пруссаками. Кристиан IX, король Дании, хотел сохранить эти два герцогства под своим контролем. В это время объединенная армия Австрии и Пруссии под руководством Бисмарка напала на Данию в 1864 году. Дания потерпела поражение в этой войне, и в 1865 году была заключена Гаштайнская конвенция. Согласно конвенции, Пруссия получила Шлезвиг, а Австрия – Гольштейн16. Однако, Австрия не хотела иметь Гольштейн под своим контролем, потому что он находился далеко. Австрия также потребовала, чтобы Шлезвиг вернулся к Дании. В результате разразилась семинедельная война, которая закончилась победой Пруссии.

    После Пражского договора 1866 года началось формирование Германии. Государства Шлезвиг, Гольштейн, Ганновер, Нассау и Франкфурт были присоединены к Пруссии. Государства к северу от реки Мэй были присоединены к Пруссии, и была образована Северогерманская конфедерация.

    14 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии. В этот критический момент государства Южной Германии объединились с Пруссией. Император Франции Наполеон III потерпел поражение в знаменитой битве при Седане 2 сентября 1870 года и сдался со своими 83 000 солдатами перед Пруссией. Затем прусская армия заняла Париж. Согласно мирному договору, Франция уступила Германии Эльзас и Лотарингию. 18 января 1871 года в «Зеркальном зале» в Версале Германия была объявлена новым государством мира. В этом зале император Вильгельм I провозгласил себя кайзером (императором) Объединенной Германии. Было создано национальное государство Германия, что стало важным событием в мировой истории.

    Как и многие другие государства Европы, Германия пережила масштабные трансформации после Первой мировой войны. Отречение императора Вильгельма II от престола 9 ноября 1918 года ознаменовало конец Германской империи. В тот день Максимилиан, принц Баденский, ушел с поста канцлера и назначил своим преемником лидера Социал-демократической партии (СДПГ) Фридриха Эберта. Эберт выступал за установление подлинной конституционной монархии, но независимые социалисты в Баварии уже объявили это государство социалистической республикой. Впоследствии германская республика была провозглашена с балкона рейхстага17.

    Национальное собрание собралось в Веймаре 6 февраля 1919 года. 11 февраля ассамблея избрала Эберта президентом рейха, а 12 февраля Шейдеман сформировал министерство с Центристской партией и Германской демократической партией (DDP). Под эгидой республики насчитывалось всего 17 земель, начиная от Пруссии с населением (в 1925 году) 38 000 000 человек и Баварии с населением 7 000 000 человек до Шаумбург-Липпе с населением 48 000 человек18.

    Веймарская республика закончилась как политическое образование с приходом к власти нацистов. После Второй мировой войны Германия пережила еще ряд событий общенационального масштаба – она была разделена на ФРГ и ГДР, и символом этому стала Берлинская стена. Германия вновь была воссоединена спустя почти полвека, в 1990-м году.


    Глава 2. Анализ творчества немецкоязычных авторов-лауреатов Нобелевской премии

    2.1. Общая характеристика немецкой литературы
    Литература всегда считалась «спасательным кругом» для эмоционально истощенных людей. Германия, для которой характерны крайние политические потрясения, на протяжении многих лет создавала самобытную литературу. Немецкая литература претерпела трансформацию вместе с изменениями в социальной, политической, экономической и религиозной ситуации страны. Она пережила свои взлеты и падения и породила одних из лучших писателей мира. Будь то лауреат Нобелевской премии 1999 года Гюнтер Грасс или знаменитый Жан Поль, прославившийся как автор «Титана», произведения немецких писателей всегда завораживали мир. Они были переведены на большинство языков мира.

    Иоганн Вольфганг фон Гете, чьим произведением «Гамельнский крысолов» славится каждая книга сказок, является, вероятно, самым известным немецким автором, вдохновителем многих литературных произведений. Германия, известная также своей лирической поэзией, эпопеями, драмами, также подарила миру литературы таких творцов, как Бертольт Брехт, Томас Манн и Франц Кафка.

    Германия на протяжении веков была центром литературных инноваций, будь то романтизм или экспрессионизм. Немецкие литературные произведения бросали вызов условностям и превосходили их, оставаясь при этом на переднем крае интеллектуальной деятельности.

    2.2. Немецкоязычные авторы-Нобелевские лауреаты и их произведения

    Нобелевский комитет неоднократно признавал литературную традицию Германии, присуждая Нобелевскую премию по литературе восьми выдающимся немецким авторам.

    2.2.1. Пауль фон Хейзе, награжден в 1910 году

    Цитата Нобелевского комитета: «Как дань непревзойденному артистизму, пронизанному идеализмом, который он продемонстрировал за свою долгую продуктивную карьеру в качестве поэта-лирика, драматурга, романиста и автора всемирно известных коротких рассказов».

    Плодовитый писатель и классицист, Хейз считал, что каждое литературное произведение должно быть значимым; оно должно раскрывать новый аспект личности и человеческой природы. Эта цель сразу видна в его поэзии – руководствуясь чувством музыкальности, стихи опираются на романтическую традицию и ее тропы возвращения домой, любви и течения времени. «Аррабиата», его самая известная повесть, - это история любви, действие которой происходит в Италии. Его решимость добиваться идеализма и духовности особенно похвальна, если учесть, что он писал в разгар бума натурализма и реализма. В начале XX века он даже подвергся резкой критике и обвинениям в предательстве нового поколения поэтов – и долгое время оставался одним из великих забытых немецких писателей.

    2.2.2. Герхарт Гауптман, награжден в 1912 году

    Цитата Нобелевского комитета: «В первую очередь в знак признания его плодотворной, разнообразной и выдающейся работы в области драматического искусства».

    Представитель натуралистического движения в драматургии, Гауптман родился в буржуазной семье в Силезии. Его комфортное воспитание оказало сильное обратное влияние на его творчество: он часто изображает угнетенных, бедных и эксплуатируемых, а также борьбу пролетариата против морально развращенных средних классов. «Ткачи», его самая знаменитая пьеса, рассказывает о восстании силезских ткачей. Экспериментальная по форме, она лишена центрального героя – все 70 актеров играют на равных – и единообразной обстановки. Таким образом, Гауптман максимально реалистично фокусирует внимание зрителя на характере и конфликтах пролетариата. «Перед восходом солнца» - отчасти автобиографическая трагедия и одновременно захватывающее представление о романе Гауптмана с гораздо более молодой девушкой. Драматург оставался в Германии во время Второй мировой войны, за что подвергся резкой критике и поэтому впоследствии был почти забыт в Германии.

    2.2.3. Томас Манн, награжден в 1929

    Цитата Нобелевского комитета: «Главным образом за его великий роман «Будденброки», который завоевал неуклонно растущее признание как одно из классических произведений современной литературы».

    Томаса Манна часто рассматривают через призму его длинных модернистских романов и характерной для него иронии. Эпические «Будденбро́ки. История гибели одного семейства» и «Волшебная гора» - его самые известные произведения, но Манн также опубликовал тома коротких рассказов и повестей (например, «Смерть в Венеции»). Обладая проницательным пониманием устройства буржуазного общества, он создавал прозу, наполненную интеллектуальным подтекстом, но в то же время уравновешенную и тонкую. В прозе Манна нет ни одного персонажа, который избежал бы его изощренной иронии – и с помощью этой утонченности он изображает конфликты внутри буржуазного общества и самого противоречивого современного человека. Его многие считают самым выдающимся немецким писателем XX века.

    2.2.4. Герман Гессе, награжден в 1946

    Цитата Нобелевского комитета: «За его вдохновенные труды, которые, будучи смелыми и проникновенными, являются примером классических гуманитарных идеалов и высоких качеств стиля».

    Немецко-швейцарский писатель и художник, Гессе придерживался экзистенциалистского курса в своих текстах, часто ссылаясь на психоанализ и буддийскую философию. Его герои часто являются аутсайдерами в поисках цели и духовной глубины – и оказываются в ловушке общества, наполненного непониманием и разрушением. После своего путешествия в Индию в 1911 году Гессе написал роман «Сиддхартха», посвященный совершеннолетию, в котором рассказывается об одноименном главном герое на его пути к мудрости. Еще одна характерная работа – «Степной волк» - навязчивый самоанализ о мизантропе; «заблудший зверь, который не находит ни дома, ни радости, ни пропитания в мире, который ему чужд и непонятен». Гессе был мастером стиля – его перо позволяло ему плавно менять тон и точку зрения в рамках одной работы. Его близкий друг Томас Манн считал Гессе одним из самых значительных писателей своего времени.

    2.2.5. Нелли Сакс, награждена в 1966

    Цитата Нобелевского комитета: «За ее выдающиеся лирические и драматические произведения, которые с трогательной силой интерпретируют судьбу Израиля».

    Сакс эмигрировала из Германии в Швецию в 1940 году, чтобы избежать нацистских преследований евреев. Она начала писать только в возрасте пятидесяти лет, что сделало ее творчество зрелым, личным и наполненным зачастую болезненным опытом. Сакс проявила необычайную чувствительность к человеческим эмоциям и страданиям, часто используя природные и стихийные образы для объяснения «внутреннего». Важной темой, которая вновь появляется в таких томах, как «Полет и метаморфоза» или «Затмение звезд», является концепция еврейской идентичности и иудео-христианский поиск смысла и самости. Сакс разделила Нобелевскую премию по литературе 1966 года с израильским романистом С.Я. Агноном.

    2.2.6. Генрих Бёлль, награжден в 1972

    Цитата Нобелевского комитета: «За его творчество, которое благодаря сочетанию широкого взгляда на свое время и тонкого мастерства в характеристике способствовало обновлению немецкой литературы».

    Vergangenheitsbewältigung – или примирение с прошлым после Второй мировой войны – является наиболее заметным мотивом в романах Белля. Вместе с Эрихом Кестнером и Арно Шмидтом он считается автором Trümmelliteratur (литература обломков); посредством прямого и бескомпромиссного описания он сталкивает своих персонажей с обломками того, что осталось после войны. Он часто исследует темы судебного преследования, власти и злоупотребления властью, как в «Утраченной чести Кэтрин Блюм». Понимание Беллем работы памяти ярко проявляется в таких историях, как «Хлеб тех ранних лет» или «Групповой портрет с дамой». Нацистская эпоха присутствует во всех его работах как политическая и временная обстановка.

    2.2.7. Гюнтер Грасс, награжден в 1999

    Цитата Нобелевского комитета: «Чьи шаловливые черные басни изображают забытое лицо истории».

    Родившийся в Данциге, Грасс навсегда остался привязан к ныне польскому городу и использовал его в качестве декорации для многих своих текстов – в первую очередь для так называемой Данцигской трилогии («Жестяной барабан», «Кошки-мышки», «Собачьи годы»). В этих трех текстах Грасс сочетает гротеск и естественность, изображая подъем фашизма в городе, который во время Второй мировой войны поровну делили немцы и поляки. Во всех его произведениях мы находим удивительную смесь черного юмора, сатиры, символизма и реализма, обернутую в социально-политический контекст. Грасс, кроме того, известен своей искусной транскрипцией региональных диалектов. Он оформлял обложки своих собственных книг, а также публиковал коллекции рисунков, утверждая, что графика и литература идут рука об руку в объяснении его идей.

    2.2.8. Герта Мюллер, награждена в 2009

    Цитата Нобелевского комитета: «Которая с концентрацией поэзии и откровенностью прозы изображает пейзаж обездоленных».

    Мюллер на самом деле родилась в немецкоязычной части Румынии, но покинула свою родину в возрасте 34 лет, после того как отказалась сотрудничать с румынской тайной полицией. Она опубликовала свой первый роман «Нидерунген» в 1982 году, но текст подвергся жесткой цензуре со стороны властей ее тогдашней родины. Жизнь за Железным занавесом остается в центре ее творчества: она часто возвращается к темам угнетения, судебного преследования, домашнего очага и бессловесности. Она особенно хорошо известна своими поэтическими коллажами – вырезками из газет, составленными в очень образные стихи. По ее словам, эта среда допускает свободу и спонтанность – она никогда не знает, какие слова и фразы последуют дальше. В этом году вышла последняя коллекция коллажей «Vater telefoniert mit den Fliegen». Ее работы переведены более чем на 20 языков.


    1 Лихачев Д. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. – 1968. – № 8. – С. 74-87.

    2 Фоменко И.В., Фоменко Л.П. Художественный мир и мир, в котором живет автор // Литературный текст: проблемы и методы исследования: IV Сборник научных трудов. – Тверь, 1998. – С. 3-10.

    3 Доманский Ю.В. Художественный мир и физическая реальность // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». – 2018. – №(2-1). – С. 59-69.

    4 Федоров В.В. Поэтический мир // Теория литературы в 4-х томах. Т. 1. М.: ИМЛИ РАН, 2004.

    5 См.: Агеева П.А., Бахнян К.В. Социолингвистический аспект имени собственного. – М., 1984. – 136 с.; Борецкий М. И. Художественный мир и частотный словарь поэтического произведения // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. – 1978. – Т. 37. – №5. – С. 453; Гаспаров М. Л. Художественный мир писателя: тезаурус формальный и тезаурус функциональный // Проблемы структурной лингвистики. – М.,1988. – С. 126.

    6 Агилебаева М.С. Номинации лица участников декабрьского восстания 1825 г. в языке публицистических произведений А. И. Герцена. – Алма-Ата, 1989. – 20 с.

    7 Фоменко И.В., Фоменко Л.П. Художественный мир и мир, в котором живет автор // Литературный текст: проблемы и методы исследования: IV Сборник научных трудов. – Тверь, 1998. – С. 3-10.

    8 Mashal N., Faust M., Hendler T., Jung-Beeman M. An fMRI study of processing novel metaphoric sentences // Laterality. – 2009. – №(1). – Рр. 30-54.

    9 Cropley A. In praise of convergent thinking // Creativity Research Journal. – 2006. – №18(3). – Рр. 391-404.

    10 Clarke D. A context-theoretic framework for compositionality in distributional semantics // Computational Linguistics. – 2012. – №38(1). – Рр. 41-71.

    11 Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Сборник трудов. — М.: Худ. лит., 1975. — С. 234-407.

    12 Скиба Ю.С. Правовые особенности становления единой Германии при Бисмарке // Аллея науки. 2019. Т. 2. № 5 (32). С. 926-934.

    13 Германия и Австрия в 30-40-х гг. XIX века // Революция 1848 года в Германии. http://zeoo.ru/germaniya-i-avstriya-v-30-40-kh-godakh-xix-veka/.

    14 Галкин И.С. Создание Германской империи (1815-1871 гг.). – М.: Высшая школа, 1986. С. 26.

    15 Там же.

    16 Ремизова П.В. Объединение Германии и дипломатия Отто фон Бисмарка // Молодежь и системная модернизация страны. Сборник научных статей 3-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. В 4-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2018. С. 34-36.

    17 Субботин О.Г. «Федеративный вопрос» в политике парламентских партий Веймарской Республики // Актуальные вопросы образования и науки. 2013. № 3-4 (37-38). С. 60-69.

    18 Садовская В.Ю. Социально-демографическая картина немецкого общества в период Веймарской Республики (по материалам демографической статистики): диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Иваново, 2002


    написать администратору сайта