Номинации_русский. Номинационная_цепочка. Теоретические аспекты исследования номинационной цепочки в текстах разных функциональных стилей 4
Скачать 48.18 Kb.
|
СодержаниеВведение 2 Глава 1. Теоретические аспекты исследования номинационной цепочки в текстах разных функциональных стилей 4 1.1. Определение номинационной (тематической) цепочки 4 1.2. Публицистический стиль 7 1.3. Официально-деловой стиль 9 Глава 2. Анализ репрезентации номинационной цепочки в текстах официально-делового и публицистического стиля 11 2.1. Дело Фефилова Н.Б. 11 2.2. «Дело профсоюзов» 13 Заключение 15 Список источников 16 ВведениеНеобходимость корректно высказываться в общественном пространстве и вместе с тем подчёркнуто демонстрировать собственную эмоциональную оценку какого-либо предмета или явления является неотъемлемой частью современных текстов. Этому способствует рост культуры толерантности и активное распространение информации в сети Интернет, а также понижение порога вхождения в медийную сферу, благодаря чему обществом высоко ценится этот баланс корректности и экспрессии. Одним из возможных вариантов выполнения выразительной функции текста является работа со стилистическими особенностями текстов. Несмотря на то, что появившееся благодаря Интернету многообразие контента негативно влияет на сохранность жанровых особенностей текстовых стилей, подобные особенности по сей день играют важную роль в характеристике текста определённого жанра. И грамотно сформированная номинационная цепочка текста способна выполнить все предъявляемые к современному тексту требования: характерная стилистика позволяет соблюсти жанровые особенности и в то же время дать весьма яркую оценку любому субъекту в достаточно корректной форме. С необходимостью детальнее рассмотреть принципы формирования номинационной цепочки в современных публичных текстах и связана актуальность данной работы. Объектом исследования является номинационная цепочка, предмет исследования – номинационная цепочка в публицистическом и официально-деловом стиле. Целью работы является определение логики построения номинационной цепочки и характера её влияния на стилистику текста. Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи: дать определение понятию номинационной цепочки; определить стилистические особенности публицистического стиля; определить стилистические особенности официально-делового стиля; рассмотреть принципы работы номинационной цепочки в текстах выбранных стилей на конкретных примерах Материалом исследования послужили официальные публикации судебных решений и статьи о данных решениях в СМИ. Теоретическая база исследования включает в себя труды Купиной Н.А., Майдановой Л.М., Матвеевой Т.В. и др. В работе были использованы такие методы исследования, как анализ, синтез, обобщение и классификация. Глава 1. Теоретические аспекты исследования номинационной цепочки в текстах разных функциональных стилей1.1. Определение номинационной (тематической) цепочкиТермин «номинация», согласно словарю Ожегова С.И., является многозначным и имеет два значения: первое – именование или название чего-либо, второе – это «название вида деятельности (обычно творческое), обозначенной для участия в конкурсе, для присуждения награды»1. Также в толковом словаре С.А. Кузнецова существует определение однокоренного термина, относящегося к сфере лингвистики и языкознания – это слово «номинативный», означающее «служащий для названия, обозначения (предметов, явлений, качеств, действий)»2. И, наконец, в соответствии с определением Т.В. Ицкович, номинационная цепочка – это «набор обозначений некоторого предмета речи, представленный на некотором протяжении текста»3. Таким образом, ряд номинаций одной и той же темы также можно назвать тематической, или номинационной, цепочкой. Л.М. Майданова также утверждает, что «предмет речи на протяжении изложения нам нужно как-то обозначать»4, подчёркивая, что номинационная цепочка «связана с синонимией»5. «Члены номинационной цепочки называют один и тот же предмет»6, при этом имея одинаковую речевую соотнесённость, т.е. члены номинационной цепочки в равной степени можно отнести к центральному объекту текста, который по отношению к цепочке называется референтом. При этом, согласно Л.М. Майдановой, существует два варианта ведения номинационной цепочки7: Базовый, безэмоциональный. Подобный вариант «лишён экспрессии»: центральная тема именуется в тексте либо непосредственно собственным названием (к примеру, если текст посвящён митингу, то и основой номинационной цепочки будет являться слово «митинг»), либо местоименным обозначением («он»), либо синонимами с нейтральной коннотацией («мероприятие», «собрание) Эмоционально окрашенная цепочка. В данном случае в качестве синонимов для образования разнообразной номинационной цепочки будут использованы более экспрессивные слова – с ярко выраженной коннотацией и эмоциональной окраской. Стоит отметить, что в целях художественной выразительности текста синонимы в подобной цепочке могут стоять по хронологии даже раньше, чем непосредственно обозначение субъекта. В своём пособии Л.М. Майданова приводит в пример произведение М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», где при первом появлении героя Воланда его долгое время не называют привычным именем, а используют различные эпитеты, соответствующие эмоциональной реакции и впечатлению, которое Воланд произвёл на персонажей Бездомного и Берлиоза – это «иностранец», «странный профессор», «полоумный немец», что с помощью призмы чужого видения даёт читателю наиболее полное представление об образе персонажа. Возвращаясь к теме митингов, во втором варианте построения номинационной цепочки текста могли использоваться такие слова, как «сходка», «сборище», «тусовка» Схема построения любой номинационной цепочки, по мнению Майдановой, логична и вполне естественно проистекает непосредственно из логики текста – центральная тема текста развивается, обрастает новыми подробностями, и вследствие возникновения у объекта новых признаков у него появляются и новые обозначения8. Таким образом, номинационная цепочка тесно связана не только с сущностью референта, но и его раскрытием в течение логического распространения текста. Согласно словарю Матвеевой, понятие тематической (номинационной) цепочки тесно связано непосредственно с темой текста. Тема текста – это «предмет речи целого текста, содержательное ядро текста, лежащее в основе авторского замысла»9; из темы также происходит «основная мысль» письма – тезис, на который влияет тематическая предикация. И «в тексте тема выражается и утверждается в качестве его семантического ядра с помощью повторения наименований предмета речи»10, т.е. связанные с темой текста наименования проходят сквозь тело текста цепочкой в различном виде (непосредственно в первозданном виде, как местоименное обозначение, синонимы, перифразы), образуя «тематическое поле текста»11. Важно в первую очередь тематическое единство цепочки, при этом, в зависимости от жанровой принадлежности самого текста, форма выражения цепочки может меняться, выражаясь как в нейтральных, так и в книжных номинациях. «Каждый функциональный стиль характеризуется собственным своеобразием речевого представления темы текста»12. 1.2. Публицистический стильПублицистический стиль «связан с широким спектром общественных занятий и интересов»13, характеризуется «массовой адресованностью и коллективной авторской ответственностью»14. Иными словами, адресатом текста публицистического стиля является не один человек, а определённый сегмент аудитории, или даже общество в целом. Данный стиль используется преимущественно в СМИ и онлайн-медиа, поскольку именно характер письма первых газет стал его прародителем. И, поскольку основная цель публицистического текста – формирование общественного мнения, то и языковые средства в данном жанре выражают в первую очередь оценочность, являющуюся сквозной. Автор здесь может апеллировать не только к рациональным аргументам, но и к эмоциям читателя. Публицистика – это «сочетание стандарта и экспрессии»15, норм построения текста (от тезиса и аргументов к выводу) и яркой стилистической окраски слов. Что касается стилистических особенностей, то можно сказать, что в данной области за последний век жанр претерпел значительные изменения. «Современные каналы коммуникации обеспечили возможность массового использования устной речи (радиопублицистика), соединения визуального и вербального компонентов (поликодовый феномен телепублицистики), наконец, соединения массового и личного общения в интерактивном взаимодействии (интернет-публицистика)»16. В момент зарождения публицистики одной из важнейший для неё черт была эстетика повествования: ведь даже старые истории могли преподнести по-новому, и это ценилось бы читателем. На сегодняшний же день благодаря Интернету информация распространяется от человека к человеку молниеносно, поэтому и значимые для публицистики качества на сегодня изменились: важны новизна, соответствие моде и востребованность (актуальность). Сменился и подход к формированию логики повествования. «Публицистика находится в постоянном диалоге людей и идей. Монологичность советского публицистического текста, в котором декларировалась определённая идеологически выдержанная мысль, ушла в прошлое»17. Это можно связать также со влиянием Интернета, ведь Сеть позволяет изданиям получать мгновенную обратную связь от читателей. Кроме того, негативный пост читателя в социальной сети может значительно повлиять на репутацию СМИ – в том случае, если наберёт популярность и получит массовое распространение. Поэтому современные медиа-издания более ориентированы на диалог. К языковым особенностям публицистического стиля можно отнести18: стремление оперировать точными данными (статистикой, цитатами, точными цифрами); активное использование специфической терминологии (особенно политической сферы, поскольку новостная повестка зачастую связана именно с политикой, и термины также способствуют уточнению информации – например, термины инаугурация, дефолт, депутат); использование речевых стандартов, клише, устоявшихся фраз и выражений; разговорные и художественные средства выразительности, используемые для приближения публицистического текста к речи читателя (и, следовательно, более активного эмоционального отклика последнего, а также лучшего понимания читателем текста) и придания тексту необходимой экспрессии В публицистическом стиле тематическая цепочка текста «опирается на предметные номинации и настроена на разнообразие даже в сугубо информационных жанрах»19. 1.3. Официально-деловой стильОфициально-деловой стиль связан «с административно-правовой сферой деятельности и правовыми отношениями между людьми, гражданами и государством, разными государствами»20. Если целью публицистического текста является формирование у читателя оценки и мнения некоего события или ситуации в обществе, то официально-деловой стиль, напротив, направлен на регулирование межличностных и межгосударственных правовых отношений. Он стандартизован, что позволяет избежать разночтений при решении любой ситуации в правовом поле. Однако в некоторых случаях официально-деловой стиль обнаруживает и схожие с публицистическим черты – к примеру, в дипломатическом подстиле, когда для решения проблемы в полилоге между разными странами требуется не только язык фактов, но и воззвание к чувствам и эмоциям слушателей21. Однако, если двойственность публицистического стиля заключается в непосредственной внутренней конфронтации экспрессии и фактов, то двойственность официально-делового стиля имеет скорее формальный, внешний характер и проявляется «через неличный характер изложения в сочетании с персональной личной ответственностью за документ. Официально-деловой текст, как правило, оформляется личной подписью ответственного лица, с указанием его официального статуса: министр, глава акционерного общества, директор фирмы, председатель собрания и т.п.»22. Поскольку официально-деловой стиль является книжным стилем речи, то он и тяготеет к письменному оформлению, а также монологическому виду текста23. Также для официально-делового стиля характерны: объективность; уход от личного характера изложения, абстрагированность; однозначность и точность формулировок; стандартизация выражений В официально-деловом стиле можно выделить два основополагающих фактора – это констатация и предписание. «Констатируется (объективно фиксируется и тем самым признаётся в качестве законного) социально правильное, нормативное с позиций права положение вещей и предписываются действия, одобряемые с правовой точки зрения»24. Также «официально-деловой стиль содержит свод прав и обязанностей сторон под углом зрения их выполнения и санкций (наказания) в случае невыполнения. Отсюда вторая задача данного стиля – предписание»25. Вместе эти два фактора формируют т.н. конструктивный принцип официально-делового текста, который и формирует особенные языковые признаки стиля. По ряду языковых средств официально-деловой стиль также схож с публицистическим – это тяготение к точным данным, цитированию и статистике, стремление оперировать профессиональной терминологией и использование речевых стандартов, устоявшихся оборотов. Но кроме того, официально-деловому стилю свойственны архаизмы (к примеру, «нижеподписавшиеся», «во избежание», «сей», «таковой»26), активное употребление имён собственных и номенклатурная лексика, а также специфическая юридическая терминология (истец, ответчик, адвокат и пр.) и глаголы со значением предписания (следовать, обязывать, соблюдать, должен). Глава 2. Анализ репрезентации номинационной цепочки в текстах официально-делового и публицистического стиля2.1. Дело Фефилова Н.Б.Рассмотрим дело Фефилова Н.Б., а также документы, касающиеся Хабарова Г.Л., ошибочно осуждённого и подвергшегося казни вместо Фефилова. В исследовании использованы материалы Постановления о прекращении уголовного дела в отношении Хабарова Г.Л. в связи с его невиновностью27 и сборник статей Китаева Н.Н. «Неправосудные приговоры к смертной казни»28. Цепочки в тексте строятся по принципу общности – сюда включаются не только синонимы, но и слова родственные по смыслу, тождественные. В данных текстах можно выделить несколько основных цепочек: невиновность; следственные действия; доказательства и пр. Центральной цепочкой является именно цепочка «Невиновность», т.к. суть уголовного дела заключается в ложном обвинении и казни Хабарова Г.Л. и посмертном доказательстве его невиновности. При рассмотрении данной цепочки в обоих источниках получаются следующие группы слов (в круглых скобках представлены уточняющие контекст слова и выражения; в квадратных скобках содержится числовое уточнение количества использования данного выражения в тексте в случае его дублирования, а также авторские примечания): 1. Постановление о прекращении уголовного дела в отношении Хабарова Г.Л. – невиновностью [2]; обвинение (является) несостоятельным; не знал (обстоятельств); не совершал; (являются) самооговором; (это) не соответствует действительности; является несостоятельной; он не мог видеть; (в посёлке) ни с кем не встречался; заблуждались; не соответствовали действительности (показания); отсутствие преступной осведомлённости; неправильно указал (место); (имеющиеся материалы) исключают такую возможность; (ничего вразумительного) ответить не мог; отрицал попытку (изнасилования); допустил ошибку; (показания) подтверждения не нашли; (обстоятельства) не были (ему) известны; придумывал их (показания); показания не соответствуют действительности; говорил неправду; речь (Хабарова) косноязычна; запас слов ограничен; уровень знаний низкий; текст пересказывает с наводящими вопросами; самооговора; он не мог; подтверждает совсем другое; (Хабаров) не понимает; ошибочно оценили; несостоятельность (этих доказательств); опровергается; (29 апреля) был дома; (29 апреля) Хабарова не видели; (29 апреля) Хабарова не видела; Хабарова не видел; была допущена ошибка [2]; недостоверность вывода; (вывод) является неправильным; были допущены ошибки; дан неверный вывод; доказано отсутствие (прямых и косвенных) доказательств вины 2. Книга «Неправосудные приговоры к смертной казни» - не мог [2]; несоответствия; не был [2]; не имеет (отношения); оговорил (себя); пример обвинительного уклона; (к) трагическим ошибкам; (информация) искажена; (информация) фальсифицирована; однако нападения продолжались; не соответствовали (фактическим обстоятельствам); за недоказанностью; (он) не знал; «признательных» [кавычки в данном случае обозначают сарказм, указывают на несостоятельность термина – прим.] [2]; не соответствовали (действительности); (работники) односторонне собирали доказательства; не могло считаться доказательственным; свидетели заблуждались; (выявились) скандальные ошибки; установила не [то – прим., фраза «не то» использована для сокращения длительной фразы и соответствует фактам]; (исследование) оказалось немотивированным; серьёзные ошибки и упущения; ошибки; неверные заключения Можно наблюдать, что в официально-деловом тексте номинационная цепочка значительно больше – 45 позиций против 27 в публицистическом тексте. Однако же стоит отметить, что и тематика текстов немного различна: первый текст целенаправленно раскрывает критерии невиновности Г.Л. Хабарова, тогда как второй текст несколько шире – помимо указаний на невиновность Г.Л. Хабарова он также содержит и сведения об обвинении других ложных подозреваемых (Титова, Антропова). Приблизительно в первой трети статьи Н.Н. Китаева не присутствует оправдательных слов для Хабарова, поскольку здесь содержится общее описание ситуации, что также указывает на необходимость просветить читателей наиболее полно. Кроме того, публицистический текст, ввиду жанровых особенностей, имеет более описательный характер, тогда как официально-деловой текст, особенно в данном случае, представляет собой сугубо доказательную базу. Поэтому номинационная цепочка в официально-деловом тексте является цепочкой аргументов, доказывающих невиновность Г.Л. Хабарова, тогда как в публицистическом тексте данная цепочка, хотя и указывает на невиновность обвинённого, менее скрупулёзна и является скорее описанием произошедших событий, чтобы сформировать у читателя мнение о невиновности Г.Л. Хабарова. 2.2. «Дело профсоюзов»Также рассмотрим т.н. «Дело профсоюзов» - громкое дело, где лидеры профсоюза радиоэлектронной промышленности (РЭП) Геннадий Федынич и Игорь Комлик признаны виновными в нарушении ч.2 ст.243 УК (уклонение от выплаты налогов, сборов в особо крупном размере). В исследовании использованы текст приговора, опубликованный на портале Spring9629, а также аналитическая статья в белорусском СМИ «Белгазета»30. Поскольку приговор является обвинительным, то и основной номинационной цепочкой в обоих текстах будет тема «обвинение». Получаются следующие цепочки: 1. Приговор – приговорил; признать виновными; назначил наказание; обвиняемым [2]; зачесть срок отбывания наказания [2]; меру пресечения; подписку о невыезде; временное ограничение (на выезд); взыскать [2]; установить срок; (денежные средства) обратить в счёт; взыскание; арест; приговор; приговора 2. Статья – приговор [4]; признаны виновными; ограничили свободу; запретили (занимать руководящие должности); взыскать; конфискация имущества; арест; осужденные; по предварительному сговору; из корыстных побуждений [2]; исказил результат (финансово-хозяйственной деятельности профсоюза); уклонился от уплаты; причинение ущерба; обвинение предъявлено; уклонение от уплаты; признал (вас) виновным; факт преступления; доказательство; доказательства; (в своих) корыстных целях; инкриминируемый; запретил (занимать руководящие должности); (подобные) обвинения В данном примере можно наблюдать обратную ситуацию – номинационная цепочка официально-делового текста меньше по объёму, чем тематическая цепь второго. Здесь можно проследить определённую закономерность: при рассмотрении дела Г.Л. Хабарова официально-деловой текст имел цель доказать невиновность обвиняемого, предоставив контраргументы уже представленному обвинению, что закономерно увеличивало объём текста и его центральную тематическую цепочку, представляющую собой ряд контраргументов. Тогда как статья Н.Н. Китаева является обзорной и не ставит перед собой цель убедить читателей в конкретной точке зрения, а лишь постфактум формирует для них реалистичную картину, основанную на известных обстоятельствах. Во втором же примере обратная ситуация: обвинительный приговор является констатацией выясненных судом фактов, тогда как статья в «Белгазете» посвящена рассуждению одного из участников дела и эксперта, а также попытке опровергнуть и переосмыслить приговор, что также расширяет номинационную цепочку «обвинение». ЗаключениеТаким образом, на основании изученного материала можно сделать вывод о том, что номинационная цепочка является рядом слов (номинаций), раскрывающим и распространяющим тему текста. Номинационная цепочка тесно связана с синонимией, что необходимо как для удобства чтения текста (избегания лишних повторов), так и для уточнения темы, эмоциональной выразительности текста. Можно заметить, что в текстах официально-делового и публицистического стиля номинационные цепочки различаются, ведь у данных функциональных стилей несколько разная направленность: официально-деловой стиль направлен на констатацию фактов и донесение до читателя информации максимально унифицированным языком, тогда как основная задача публицистического стиля – эмоциональное влияние на читателя и формирование нужного общественного мнения. Однако, как можно заметить на рассмотренных примерах, в некоторых случаях картина складывается обратным образом, и связано это именно с целью конкретного текста: если автору необходимо убедить читателя в чём-либо, то тематическая цепочка будет шире, нежели ряд номинаций, призванный просто констратировать факты. И необходимость сформировать доказательную базу, как можно заметить, встречается и в официально-деловом тексте. Список источниковИцкович Т.В. Категория темы в тексте жития // Вестник Волгоградского гос. унта. Сер. 2: Языкознание. – 2013. – № 2 (18). – С. 52–59 Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gramota.ru/slovari/dic/?bts=x&word=номинативный Купина, Наталия Александровна. Стилистика современного русского языка / Н. А. Купина, Т. В. Матвеева ; Урал. федеральный ун-т имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. — Москва : Юрайт, 2013. — 415 с. Майданова Л. М. Практикум по современному русскому литературному языку: (для студентов-журналистов) : учеб. пособие. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2007. 528 с. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. [Электронный ресурс]. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_02000012629/ (дата обращения: 22.02.2022) Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. [Электронный ресурс]. URL: https://royallib.com/read/ogegov_sergey/tolkoviy_slovar_russkogo_yazika.html#6205440 (дата обращения: 27.02.2022) http://www.serial-killers.ru/ugolovno-processualnye-akty/postanovlenie-o-prekrashhenii-ugolovnogo-dela-v-otnoshenii-xabarova-gl-v-svyazi-s-ego-nevinovnostyu.htm https://www.rulit.me/books/nepravosudnye-prigovory-k-smertnoj-kazni-download-595671.html https://spring96.org/ru/news/90646 http://www.belgazeta.by/ru/1159/society/37584/ 1 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. [Электронный ресурс]. URL: https://royallib.com/read/ogegov_sergey/tolkoviy_slovar_russkogo_yazika.html#6205440 (дата обращения: 27.02.2022) 2 Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gramota.ru/slovari/dic/?bts=x&word=номинативный (дата обращения: 10.04.2022) 3 Ицкович Т.В. Категория темы в тексте жития // Вестник Волгоградского гос. унта. Сер. 2: Языкознание. – 2013. – № 2 (18). – С. 52–59 4 Майданова Л. М. Практикум по современному русскому литературному языку: (для студентов-журналистов) : учеб. пособие. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2007. 528 с. – с.51 5 См. там же 6 См. там же, с.53 7 См. там же, с.51-53 8 См. там же, с.53 9 Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. [Электронный ресурс]. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_02000012629/ (дата обращения: 22.02.2022). С. 343. 10 См. там же 11 См. там же 12 См. там же 13 См. там же, с. 250. 14 См. там же 15 См. там же, с. 251. 16 Купина, Наталия Александровна. Стилистика современного русского языка / Н. А. Купина, Т. В. Матвеева ; Урал. федеральный ун-т имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. — Москва : Юрайт, 2013. — 415 с. С. 232 17 См. там же, с. 233 18 Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. [Электронный ресурс]. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_02000012629/ (дата обращения: 22.02.2022). С. 251. 19 См. там же 20 См. там же, с. 203. 21 См. там же, с. 204. 22 Купина, Наталия Александровна. Стилистика современного русского языка / Н. А. Купина, Т. В. Матвеева ; Урал. федеральный ун-т имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. — Москва : Юрайт, 2013. — 415 с. С. 233 23 Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. [Электронный ресурс]. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_02000012629/ (дата обращения: 22.02.2022). С. 204. 24 Купина, Наталия Александровна. Стилистика современного русского языка / Н. А. Купина, Т. В. Матвеева ; Урал. федеральный ун-т имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. — Москва : Юрайт, 2013. — 415 с. С. 233 25 См. там же 26 Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. [Электронный ресурс]. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_02000012629/ (дата обращения: 22.02.2022). С. 204. 27 http://www.serial-killers.ru/ugolovno-processualnye-akty/postanovlenie-o-prekrashhenii-ugolovnogo-dela-v-otnoshenii-xabarova-gl-v-svyazi-s-ego-nevinovnostyu.htm (дата обращения: 25.03.2022) 28 https://www.rulit.me/books/nepravosudnye-prigovory-k-smertnoj-kazni-download-595671.html (дата обращения: 25.03.2022) 29 https://spring96.org/ru/news/90646 (дата обращения: 09.04.2022) 30 http://www.belgazeta.by/ru/1159/society/37584/ (дата обращения: 09.04.2022) |