Главная страница

Курсовая ИЗО. Курсовая работа Описание работы


Скачать 59.8 Kb.
НазваниеКурсовая работа Описание работы
Дата11.01.2023
Размер59.8 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая ИЗО.docx
ТипКурсовая
#882076
страница2 из 4
1   2   3   4

2.2 Воображение импульс  к творчеству


Воображение – одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Пинский Б.И. писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве… Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток машин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты» (1962, с. 84) Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение – это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».

 

Воображение одна из форм отражения действительности. Как бы не было ново, то что создано фантазией человека, оно неизбежно исходит из того , что имеется в действительности , опирается не неё.

Человек воображает то , чего он еще не видел , что еще не существует , чего нет в действительности , но источник воображения в объективной реальности , во внешнем мире.

Обучение детей основам изобразительного искусства предполагает не только развитие у них умения излагать свою мысль графически и цветом, понимать изобразительное искусство, но и развитие способности наблюдать, острее воспринимать и анализировать явления окружающей действительности. Процесс рисования Т.В. Нестерова (1991) тесно связывает с живой работой мысли, с развитием образного мышления и художественного вкуса, наблюдательности и зрительной памяти, двигательных функций руки и глазомера.

Рисование на темы - это своеобразный венец всей предшествующей изобразительной деятельности учащихся. Выполнение тематических композиций требует не только наличие определенных умений и навыков в рисовании предметов быта, интерьера, пейзажа, животных, фигуры человека, но и фантазии, наблюдательности. Воображение учащихся развивается и в процессе самого композиционного рисования. Как правило, отмечает Кузин В.С., «в тематических рисунках особенно наглядно проявляется индивидуальность учащегося, уровень развития его художественных способностей, запас наблюдений и впечатлений от окружающей действительности» (1984, с. 119).

Творческая деятельность развивает эстетическое чувство детей. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость к миру, оценка прекрасного.  Создавая образ сказочного персонажа, ученик не только пытается передаться главные черты героя. Кажется, детей, прежде всего, занимает сюжет, но анализируя детские рисунки, я заметила, что больше всего их привлекает всяческое  волшебство, сказочность, необыкновенные украшения. Если дети рисуют платье принцессы, то оно занимает у них две трети площади рисунка. На этом рисунке помещаются клумбы роз, а над головой принцессы и вовсе вырастают фантастические цветы. Тут с одной стороны, проявляется наивность детского творчества, а с другой – нестандартность в разрешении поставленной художественной задачи.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов.  Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).

(Приложение 1 «Фантастическое изображение времён года». Создание фантастических образов на основе ассоциаций, т.е. ребёнок должен изобразить время года в виде фантастического животного, которого он придумает сам. Здесь происходит тренировка умения связывать абстрактные или образные, в переносном значении, смыслы с конкретными предметами и явлениями).

III. Организация внеурочной деятельности и основные формы изобразительного искусства

3.1 Кружок

Для успешного руководства внеурочной работой необходимо заранее составить план всех мероприятий, наметить их тематику. Внеклассная работа преподавателя рисования согласовывается с классным руководителем и с учащимися. Необходимо также учитывать время внеклассных занятий, количество мероприятий и возрастные особенности учащихся.

Внеурочную работу надо строить таким образом, чтобы дети продолжали развиваться, совершенствовали свое мастерство, чтобы изображения в детских рисунках были грамотные, реалистические. А грамотное, реалистическое рисование требует применения законов перспективы, соблюдения закономерностей светотени, правильного понимания конструктивного строения изображаемой натуры, знания законов цветоведения.

Задачи внеурочной деятельности:

-осуществлять эстетическое развитие  детей различными средствами  действительности и изобразительного искусства;

-развивать интерес и любовь  детей к изобразительному искусству, приобщать их к миру прекрасного;

-продолжать совершенствовать и  развивать те знания, умения и  навыни, которыми овладевают школьники  на уроках изобразительного искусства;

-выявлять и развивать художественные  способности, таланты детей. 

Эти задачи могут успешно решаться, если внеурочная работа с детьми по их эстетическому воспитанию средствами изобразительного искусства проводится в системе, в которой каждое звено тесно связано с другим, логически предваряет или завершает остальные звенья.

Основные формы внеурочной работы: изокружки и факультативы по рисунку, беседы, лекции, доклады, живописи, скульптуре, декоративно-прикладному искусству, истории искусств; проведение экскурсий в музеи, на выставки, в мастерские художников; организация школьных выставок (репродукций произведений мастеров изобразительного искусства и детских рисунков), выходов на природу (на стройки, в парки, на пришкольный участок) с целью наблюдения и зарисовок; оформление школы к различным праздникам, кинофильмы,  домашнее рисование  учащихся по изобразительному искусству.      

Кружок – наиболее распространенный вид внеурочной работы. Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являются как бы продолжением классных занятий. Но кружковые занятия имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех, кто серьезно интересуется изобразительным искусством и эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью. Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр.). Вот почему составляется несколько вариантов программ, предусматривающих различные установки и характер деятельности.

Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов, мозаики и т. д.

Основные задачи изокружка: обучающие, развивающие, воспитательные

Обучающие: 
Формирование знаний о видах изобразительного искусства. 
Обучение основным правилам и приемам создания композиций через изобразительные средства (рисунок, цвет с учетом идейного замысла). 
Формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания. 
Развивающие: 
Умение планировать свою работу, добиваться поставленной цели; 
Формирование пространственного мышления, художественного воображения; 
Развитие композиционных навыков, умения находить нужное цветовое решение. 
Воспитательные: 
Формирование у детей  волевых усилий, целеустремленности усидчивости; 
Развитие таких качеств как актуальность, точность, добросовестность; 
Формирование  воображения и творческого мышления; 
Развитие умения работать в коллективе, умения совместно планировать действия при выполнении коллективных работ; 
Воспитание бережного отношения к работам других детей; 
Воспитание чувства гордости за качественную и красиво выполненную работу. 
Формирование у детей активной социальной позиции.

Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее число учащихся. Знания и навыки, приобретенные в кружке, они применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, на занятиях по географии, естествознанию, истории, физике и т. д., при организации различных оформительских работ в своем классе.

Учитывая возрастные особенности учащихся, уровень их навыков, изокружки следует комплектовать по группам: в один кружок зачислять учащихся первого – третьего классов, в другой – четвертого – шестого классов, не более 10-15 человек в каждую группу.

Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, искусство фотографии.

Содержанием занятий кружка детей начальных классов может быть либо рисование, либо лепка и различные поделки декоративно-прикладного характера, либо составление узоров для вышивок, тканей, бордюров.

Лепят дети из глины и пластилина. Вначале можно лепить с натуры простые по форме предметы: овощи, фрукты, посуду. Затем можно перейти к лепке с чучел птиц и животных и создавать художественные образы – персонажи сказок и басен.

Для учащихся четвертого  классов основным видом кружковых занятий должна быть работа с натуры (рисунок и живопись), которую следует увязывать с композиционной работой в области как тематического рисования, так и декоративного.

Успех работы изокружка зависит от увлеченности учителя, хорошей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарем и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирования. При планировании работы необходимо учитывать число членов изокружка, количество часов, тематику заданий, их сложность, методику проведения занятий и организацию итоговых выставок.

Например, учитель в школе ведет кружок линогравюры или керамики. Подбирая тематику для индивидуальных работ детей, он должен учитывать и количество членов изокружка.

Планируя выполнение керамического панно с участием членов кружка, педагог должен определить объем работы, исходя из количества часов, которыми располагают учащиеся.

Педагог наметил выполнить несколько тематических работ, разбил ребят на подгруппы (творческие бригады) и обнаружил, что для одной из групп тематика задания оказалась очень сложной, -- надо подобрать для них иное задание.

Группа ребят в изокружке подобралась очень подготовленная, и педагогу необходимо применить соответствующую методику работы с ними; отсюда и планирование учебного материала должно быть иным.

Организацию итоговых выставок педагог обычно планировал на конец учебного года, но данный состав кружка позволяет предусмотреть две итоговые выставки: зимнюю и весеннюю.

Помогает в работе и составление планов-конспектов по отдельным темам.

К началу каждого занятия необходимо заранее подготовить соответствующие объекты натурной постановки, муляжи или свежие плоды, подобрать их композиционно по окраске и величине, сообразуя с ними цвет драпировки, с тем чтобы в организационной части занятия установить натуру в короткий срок. Нужно обратить особое внимание на размещение учащихся по отношению к натуре, не допуская слишком близкого расстояния от нее.

Формы и методы работы в изокружках должны быть несколько иными, чем в классе, более приближенными к художественной школе. Например, если в классе на уроках рисования с натуры дети работали за партами, то в кружке надо познакомить школьников с методикой работы за мольбертом-хлопушкой или, в крайнем случае, на планшете, установленном на стуле. Следовательно, иными должны быть и использование материалов для рисования, и метод работы.

Поэтому при объяснении, например, задания по теме рисования с натуры (акварель) необходимо подробно изложить правила работы акварельными красками. На первых занятиях, когда учащиеся еще недостаточно усвоили технику акварельной живописи, покажем им весь ход построения рисунка и работы акварелью с помощью ранее подготовленных таблиц, изображающих несколько фаз: композиционное размещение рисунка на листе бумаги, постепенный ход построения линейного рисунка и работы акварелью.

При работе над выявлением объема и цветовой характеристики предметов приучаем детей правильно держать кисть, следить за обязательным предварительным разведением краски водой на блюдце или на кусочке бумаги, обращать внимание на подбор нужных тональностей и цветовых отношений при первой прокладке акварелью.

Первая прокладка поверхностей основными (локальными) цветами должна быть выполнена в силу освещенных мест, причем на самых светлых местах (на бликах) бумагу оставляют чистой. Вторая прокладка лепит рельеф предметов, увязывает их цветовые соотношения с фоном и с той плоскостью, на которой предметы поставлены. Третья (завершающая) прокладка объединяет все тональные отношения наложением полутонов, усилением теней собственных и падающих, выявляет объем предметов и дает характеристику их по цветам и материалам, фактуре.

При работе акварелью кисть должна быть обильно "напоена" разведенной краской. Прозрачность не будет достигнута при работе сухой кистью.

Руководя работой учащихся, надо не ограничиваться объяснениями, а больше показывать на практике, как работать кистью, как разводить краску, подбирать нужные тона и цвета. Желательно, чтобы на этих занятиях сам преподаватель выполнил в присутствии учащихся основной процесс работы над частью постановки.

На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. У учащихся развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов,  оказывает мощное влияние на формирование внутреннего мира учащихся.

Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов. Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с учащимися.

Принципиально важным в этой системе является единство эстетического познания и содержания декоративной работы (трудовой деятельности) учащихся на материале народного декоративно-прикладного искусства, причем разрабатываются такие методические приемы, которые стимулируют творческое создание учащихся самостоятельных композиций, а не простое подражание приемам народного искусства. Для этой цели на занятиях по декоративному рисованию привлекаются народная роспись Городца, Полховского Майдана, Хостова, Хохломы, глиняные дымковские и филимоновские игрушки, деревянная народная игрушка, бытовые изделия мастеров Севера, вышитые изделия из Рязани, Владимира, Торжка, произведения мастеров художественных лаков Палеха. Углубляются и систематизируются эстетические познания учащихся на основе знакомства с народной керамикой Гжели, Скопина, с народной набойкой, народной гравюрой – лубком.(Приложение 2 Научить детей декоративному рисованию)   

Законченные работы полезно просмотреть коллективно, с тем чтобы учащиеся отметили достоинства и недостатки своих рисунков, поделок. В конце просмотра надо суммировать их высказывания и дать указания к исправлению ошибок над работами.

Лучшие работы, выполненные учащимися на занятиях в изокружке, нужно отобрать для хранения у преподавателя.

В школьных кружках изобразительного искусства при комплектовании групп не следует разбивать детей по их художественной подготовке, так как это приведет к созданию нескольких параллельных групп. Однако педагогу необходимо учитывать индивидуальные склонности и способности каждого члена кружка, помогая их развитию.

Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослого особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах.

Одновременно с учебной работой педагог ведет и большую воспитательную работу, в особенности в период организации и первых занятий кружка. Он должен объединить детей в единый коллектив, живущий общими интересами, с едиными творческими устремлениями. Члены кружка выбирают старосту, который становится помощником учителя. Он следит за дисциплиной, за посещаемостью. Каждый поступивший в изокружок должен аккуратно посещать занятия, выполнять предусмотренные планом задания и разработанные кружком правила поведения, принимать активное участие в делах кружка, в общественной жизни школы. 

3.2 Факультативные занятия

Широкие возможности для эстетического воспитания школьников открывают факультативные занятия по изобразительному искусству. В настоящее время Министерством просвещения России  утверждены несколько вариантов факультативных занятий по изобразительному искусству: «Живопись и графика», «Скульптура и керамика», «История изобразительного искусства (русское искусство и искусство зарубежных стран до 1917 г., советское искусство, искусство социалистических стран., искусство капиталистических стран)».
1   2   3   4


написать администратору сайта