Курсовая ИЗО. Курсовая работа Описание работы
Скачать 59.8 Kb.
|
Экскурсия в художественный (или краеведческий) музей с одновременным выполнением набросков и зарисовок с отдельных скульптур, чучел животных и т. н. Встреча с местными художниками. Встреча организуется в классе, в зале школы или в мастерской художников. Посещение детской художественной школы или изостудии , при ЖЭКе. Коллективное создание картонажного театра (макет сцены, простейшие раскрашенные плоские фигуры птиц, животных, сказочных персонажей и т. д,). Экскурсия и парк с одновременным выполнением набросков и зарисовок и последующим выполнением на уроке рисунков на темы весенней и осенней природы. III класс Конкурсы на лучшие детские рисунки на темы «Мы боремся за мир», «Моя родина». Рисунки выполняются разнообразными материалами. Предварительно на уроке изобразительного искусства учитель объясняет задание конкурса, а на уроках чтения изучаются темы. Конкурс рисунков на темы любимой сказки, басни. Коллективное оформление выставки детских рисунков. Проведение вечера искусства «Природа в изобразительном искусстве и музыке». Встречи с художниками Посещение детской художественной школы, изостудии при ЖЭКе. Коллективное оформление малой Третьяковки в классе. Коллективное изготовление елочных игрушек. Экскурсии на стройки, колхозные фермы с одновременным выполнением набросков и зарисовок и с последующим выполнением на уроках изобразительного искусства рисунков на темы современных строек и колхозной жизни. Итак, внеурочные занятия развивают интерес и любовь к изобразительному искусству, более полно знакомят учащихся с замечательными произведениями выдающихся художников, содействуют идейному и эстетическому воспитанию. Содержание внеурочных занятий должно быть как можно более разнообразным и увлекательным. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Заниматься с ребёнком художественной деятельностью — это значит активно способствовать его всестороннему гармоничному развитию. Развивать ручную умелость детей через самые разнообразные движения. Изобразительное искусство — универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького ученика. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Заключение Педагогу по внеурочной деятельности изобразительного искусства необходимо помнить, что важным звеном в развитии творческого потенциала личности школьника является развитие воображения. Это формирует у учащихся способность переключаться с одного вида деятельности на другой, адаптироваться в любой ситуации, находить творческие нестандартные решения. Наиболее эффективно развивается воображение при взаимодействии разных видов творческой деятельности и разных типов художественного мышления. Успех внеурочной деятельности в большей мере зависит от методики организации деятельности школьников. Смею надеяться, что поставленная мною цель: как организовать внеурочную деятельность показать возможности различных форм внеурочной деятельности по изобразительному искусству в формировании личности ребенка, достигнута. В своей работе я пыталась показать, что у хорошего преподавателя, который любит свою работу и внимательно относится к своим учащимся, изобразительного искусства урочная и внеурочная деятельность - единый образовательный и воспитательный процесс. Учитель должен правильно выбрать методы привлечения детей к участию в этой работе. Интересная постановка задачи, разъяснение общественного значения предстоящего дела являются важной предпосылкой творческой деятельности школьников, мотивируя их готовность приложить к делу свои знания и усилия. Формальное применение методов школьной , классной работы мешает живой организации внеклассной работы и ущемляет ее творческий характер. Эту работу учитель должен организовывать так, чтобы помочь ребятам жить по – новому, помочь заглянуть в жизнь, прикоснуться к ней. К сожалению, популярная фраза «Талант себя проявит» не соответствует действительности, если взрослые не ценят их должным образом, поэтому мы, взрослые, должны помочь ребёнку, чтобы из маленького человека выросла творческая личность и мы могли гордиться своими детьми. Считаю, что раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка – это, пожалуй, главная задача педагогики сегодняшнего дня. Каждый неравнодушный взрослый, педагог или родитель понимает – для того, чтобы ребёнок смог реализовать себя в жизни, его нужно научить мыслить творчески. А особая роль педагогов учреждений дополнительного образования в том, чтобы вовремя заметить эти таланты, создать условия их развития, дать детям возможность радоваться собственным открытиям и достижениям. В заключении своей работы мне хотелось бы напомнить педагогам хрестоматийное высказывание Яна Амоса Коменского - «Сперва любить – потом учить». Список литературы 1.Выготский Л. С. Психология искусства, М., 1968 – с. 87 2.Рибо [Т.] Опыт исследования творческого воображения, пер. с франц., СПБ, 901; 3.Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. //Популярное пособие для родителей и педагогов//: - Ярославль: Академия развития, 1996 – с. 143 4.Речицкая Е.Г. Сошина В.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М., 2000 – с. 2500 5.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения//: В 3 т. – М., 1979 – с. 375 6.Боровик О.В. Развитие воображения. – М., 2002 – с. 235 7.Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей //Вопросы психологии//: – 1988, - № 6 – с. 18 – 25 8.Забрамная С.Д. Развитие ребенка в ваших руках. – М., 2000 – с. 189 9.Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство 1-4 кл.://Методическое пособие//: – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008 – С. 191 10.Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998 – с. 54 11.Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: //Кн. для учителей и родителей//. – М.: Просвещение, 1996 – с. 64 12. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования.- М.: Просвещение, 1979 – с. 54 – 60 13.Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе.- М.: Просвещение , 2006 – с. 71 14.Давыдова М.А. Агапова И.А. Как организовать внеклассную работу в современной школе.- М.Просвещение 2000 – с. 34 – 40 15.Дембинский С.И. Вечера-концерты в школе, посвященные искусству.- М.: Просвещение, 1969 – с. 85 16.Белкин А.С. Теория и практика витагенного обучения. Голографический подход. – //Образование и наука//.1999, №2 – с.32 – 34 17. Неменский Б.М. Мудрость красоты.- М.: Просвещение 1987 18.Программы дополнительного образования. – М.Просвещение, 2007 – с. 121 19.Некрасов – Каратаева О. Осорин М. Психологическая природа детского рисования.//Журнал ”Дошкольное воспитание”//: 1995, №3 – с. 14 – 15 20.Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994 – с. 85 21.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967. – с. 74 22.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960 – с. 378 23.Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. 1-4 кл. М.: ВЛАДОС, 2003. 24.Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. //Методическое пособие//. М.: ТЦ СФЕРА, 2007 – с. 160 25.Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. -М.: КАРО., 2004. 26.Барсукова Е.А. Внеклассная работа по изобразительному искусству. Тамбов: Акадия, 2006 – с. 198 27.Белохвостова Н. О студии изобразительного искусства // Искусство в школе//. – 2000, №2 – с. 39-42. 28.Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. - М.: Просвещение, 1963. Гуреева И. Изобразительное искусство 3-4 кл: //Внеклассная работа//. М.: Корифей, 2007 – с. 198 30.Искусство в жизни детей: Опыт худож. занятий с младш. школьниками: Кн. для учителя:// Из опыта работы А. П. Еригова, Е. А. Захарова, Т. Г. Пеня и др//. - М.: Просвещение, 1991 – с. 128 31.Кандинский В.В. О духовном в искусстве // Искусство и образование//. – 1998, №3 – с. 78-85. Приложение 1 Тема занятия: «Фантастическое изображение времён года» Цель. Формировать художественно-творческую активность, воображение. Создание фантастических образов на основе ассоциаций через изображение конкретного персонажа. Задачи. 1. Образовательные. - Совершенствовать навыки смешения красок, владения кистью. - Продолжить формирование навыков рисования по представлению. - Совершенствовать навыки владения линией. - Учить рисовать по памяти и по представлению. - Раскрыть роль искусства в понимании красоты природы. 2. Развивающие. - Развивать художественное восприятие. - Помогать развитию собственного образа - Развивать эмоционально-чувственное восприятие. - Развивать творческую фантазию. - Развивать речь, наблюдательность, умение анализировать. - Укреплять межпредметные связи (литература, изо). 3. Воспитательные. - Воспитывать интерес к изобразительному творчеству. - Воспитывать коммуникабельность, креативность. - Воспитывать любовь к национальному искусству. 4. Здоровьесберегающие. - Формировать навыки ЗОЖ через использование здоровьесберегающих технологий. Оборудование кабинета. Мультимедийная презентация, различные художественные материалы. Методы обучения. Словесно-наглядный, практический, диалогический, информационно-эвристический, репродуктивный. Ход занятия. Каждое время года имеет свой характер, свой цвет, своё настроение. Очень много написано картин, песен, стихов о каждом из них. Природа хороша во всех своих проявлениях. Вот как об этом рассказал писатель Георгий Алексеевич Скребицкий. (рассказ сопровождается презентацией картин). Сошлись как-то вместе четыре волшебника – живописца: Зима, Весна, Лето, Осень; да и заспорили: кто из них лучше рисует? И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга и поля, а в судьи себе выбрали Красно Солнышко. Первой взялась за свою волшебную кисть Зима, и земля покрылась пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших, мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Чудесная получилась картина! (И.Грабарь «Февральская лазурь», К.Коровин «Зимой».) Но вот пришла весна и стала думать, какую бы картину ей нарисовать. Зелёной краской чуть-чуть тронула лес – и сразу он повеселел. Полянки запестрели от первых цветов. А сколько появилось птиц в лесу и на полях! (К.Юон «Мартовское солнце», И.Левитан «Большая вода», И.Шишкин «Апрель»). Приступило к работе жаркое Лето. «Пусть в моей картине всё будет спелым, созревшим», - решило оно. Весь лес расписало Лето сочной зеленью. На деревьях в фруктовом саду развесило яблоки и груши, под кустиками ягоды разбросало, заглянуло на луга и затеяло там весёлый сенокос. Смотрит Красно Солнышко и не может налюбоваться картиной Лета. ( И.Шишкин «Полдень. В окрестностях Москвы», А.Пластов «Летом».) Настала очередь Осени рисовать. Для своей работы взяла она самые яркие краски и отправилась с ними в лес. Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. А могучий дуб-богатырь одела в медную кованую броню. (И.Шишкин «Осень», И.Левитан «Золотая осень».) Педагог. Во время прослушивания рассказа, вы рассматривали работы известных художников-пейзажистов. Им удалось запечатлеть в своих работах красоту родной природы. Ею можно любоваться в разное время года, т.к. художники смогли «остановить мгновенье» в своих картинах. Вопрос детям. Всё то, чего коснётся человек, Озарено его душой живою – Так говорил замечательный поэт С. Маршак. Что значит «озарено душой живою»? Ответы детей. В своих произведениях художники выражают свои чувства, мысли, восхищение природой, миром вокруг нас. Картина – это отражение души художника. Педагог. В своих полотнах художник по-разному может изобразить одно и то же время года: грустным, радостным. Да и в литературных произведениях каждое время года называли не однозначно. Вопрос детям. А какими эпитетами поэты, писатели называли времена года? Дети вспоминают небольшие четверостишья, загадки, цитаты на заданную тему. Затем педагог дополняет детей. Как барыня седая, К людям шествует Зима, Лютой стужей расцветая Опушённые дома... К. Бальмонт Александр Сергеевич Пушкин называл зиму старухой, а вот как он пишет о поздней осени: Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной. Аполлон Майков о весне сказал так: «...где, шествуя, сыплет цветами весна!», а вот Афанасий Фет: «...стоит красавица степная с румянцем сизым на щеках». Художник, поэт наделяет каждое время года своим характером, отождествляет их с человеком. У художников, как правило, очень развито воображение, они могут изображать не только сказочную природу, сказочных животных, но и любого фантастического персонажа. А помогает им в этом изучение реальности, которая служит толчком для воображения. Например, образы Жар-птицы, Синей птицы возникли на основе реальной птицы, умеющей летать. У многих народов в традиции изображение получеловека-полурыбы, полузверя-получеловека. Вопрос детям. Ребята, назовите, пожалуйста, примеры таких животных. Ответы детей. Кентавр, русалка, сфинкс и т.д. Педагог. Ребята, сегодня перед вами стоит необычная задача: изобразить время года в виде фантастического животного. Для выполнения практической работы, я предлагаю детям разбиться на четыре группы. У каждой своё задание: изобразить в виде фантастического персонажа зиму, весну, лето и осень. Каждому времени года соответствует своя цветовая гамма, свои атрибуты. В этом мы убедились, разглядывая пейзажи известных художников, да и из своего опыта знаете, что невозможно изобразить летний зной холодными красками, а студёную зиму в яркой, тёплой гамме. Можно попросить ребят вспомнить, какое настроение можно выразить «холодными», «тёплыми», «звонкими», глухими» цветами. Каждый из вас придумает свой фантастический персонаж, а мы в конце занятия попробуем отгадать, какому времени года соответствует ваш сказочный герой. Каждый, выполняя индивидуальный рисунок, постарается выразить особенности предложенного времени года, его настроение. Прошу вас обратить внимание на проработку деталей. Итог занятия. Педагог вместе с детьми делает выставку работ. Каждый ребёнок даёт краткую характеристику своего героя, какое настроение он хотел передать в своём рисунке. Проводится опрос. Какая работа кажется наиболее удачной? Почему? Ребята с помощью педагога анализируют колорит, необычность изображения, соответствие теме, технику исполнения задания, аккуратность выполнения работы. Педагог и дети совместно решают, кто более точно выразил суть задания, кто был особенно кропотлив, выполняя свою работу Приложение 2 Работа проводимая на внеурочных занятиях по изобразительному искусству младших учеников. Декоративно-прикладное занятие: роспись. Таблица №1
Приложение 3 Выставка работ детей старшего возраста по изобразительному искусству Приложение 4 Конкурс детских рисунков на тему: «Я люблю тебя Россия». Приложение 5 Выставка детских работ по декоративно-прикладному искусству. |