Главная страница

курсовая. Курсовая работа Особенности обучения звукобуквенному анализу слов обучающихся в начальной школе


Скачать 123.33 Kb.
НазваниеКурсовая работа Особенности обучения звукобуквенному анализу слов обучающихся в начальной школе
Дата17.04.2022
Размер123.33 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакурсовая.docx
ТипКурсовая
#480080
страница2 из 3
1   2   3

Организация звукового анализа слова на уроках обучения грамоте.

Общая задача школьного образования – это воспитание всесторонне развитой личности. Одна из необходимых характеристик развитой личности – наличие у неё диалектико-материалистического мировоззрения, в частности понимание материалистической природы языкового знака. Словесные знаки, как и всякие другие, воспринимаются нашими органами чувств. Материальную природу языкового знака составляет его звучание.

Чтобы развивающийся индивид приобрёл со временем научно-материалистические взгляды, учитель должен последовательно перестраивать мышление младшего школьника, в сознании которого значение языкового знака и его материальная, звуковая, оболочка слиты воедино. Для ребёнка звучание слова как нечто самостоятельное не существует, ему ещё нужно раскрыть эту сторону языковой действительности.

Фонетические знания и умения необходимы для формирования всех четырёх видов речевой деятельности человека: слушания, говорения, чтения и письма. Действительно для того, чтобы адекватно воспринимать слышимую речь, нужно иметь развитый фонематический слух, благодаря которому мы различаем слова по их звучанию, фонетические способности помогают нам по интонации улавливать смысл, который говорящий вкладывает в высказывание (одобрение, негодование, порицание и другое). Фонетические знания и умения необходимы и для усвоения произносимых норм, соблюдение которых позволяет без помех осуществлять коммуникативную деятельность.

Изучив лингвистические труды по теории письма, Львов М.Р. пришёл к выводу, что система обучения чтению (воссозданию «звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели») целиком зависит от характера письменности [8, с. 43]. Поскольку русское письмо звуко-буквенное (точнее, фонемно-буквенное), читающий оперирует в процессе чтения звуками. Отсюда требование: исходным пунктом в обучении чтению должна стать ориентировка в звуковой действительности языка. В настоящее время обучение грамоте по любому букварю начинается с добуквенного периода, когда учащиеся заняты практическим освоением фонетики.

Фонетические умения – необходимая база для становления осознанных навыков правописания, в частности, без них нельзя сформировать орфографическую зоркость учащихся.

На современном этапе развития общества среди детей, которые поступают в школу, нет таких, которые не знали бы о существовании букв, не видели их в книгах. Представление же о звуках (в отличие от букв) до обучения чаще всего отсутствует в сознании ребёнка.

Поэтому правильно поступают те учителя, которые до того, как перейти к работе со звуками, проводят с первоклассниками беседу, помогающую создать у детей представление о звуках как материи языка.

Сначала учитель напоминает первоклассникам, что всё, что нас окружает, из чего-то сделано: стол – из дерева, дом – из кирпича и бетона, тетрадь и книги – из бумаги… А из какого «материала» сделаны слова? Обычно на этот вопрос ученики отвечают, что из букв.

Услышав от детей, что «слова сделаны из букв», учитель должен уточнить, что из букв «сделаны» написанные слова, а те, которые человек произносит, «сделаны» из чего-то другого. Из чего же? Как правило, среди первоклассников всегда найдётся такой, который знает, что произносим мы звуки. Чтобы все дети поняли, о чем идёт речь, необходимо показать, что слова состоят не из любых звуков, а из звуков человеческой речи.

Обобщая высказывания детей, учитель обращает их внимание на то, что вокруг нас много разных звуков: грохочут машины, шумит ветер в ветвях, щебечут птицы, раздаются шаги. Но из этих звуков слов не построишь. Слова «делаются» не из всяких звуков, а из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают тогда, когда «работают» органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.

Учащиеся с удовольствием выполняют задания учителя, наблюдая, как при произнесении разных звуков по-разному движутся губы и зубы, по-разному прикасается язык к различным участкам рта…

Конечно, учителю не следует подробно характеризовать речедвижения, которые мы выполняем, произнося разные звуки. Задача на данном этапе значительно проще: помочь детям понять, что при произнесении разных звуков по-разному движутся органы речи (язык прикасается к разным местам во рту, по-разному изгибается).

Понятно, что одного занятия мало, чтобы ребёнок до конца осознал существование звуковой действительности языка, но оно послужит необходимой отправной точкой для занятий по формированию фонетических знаний и умений.

Как известно, фонемы русского языка образуют две большие группы – гласные и согласные. Объясняя различие между гласными и согласными, учителя используют в общении с первоклассниками такие формулировки: «Звуки, при произнесении которых струю воздуха проходит во рту свободно, не встречая никакой преграды, называют гласными; звуки, при произнесении которых струя воздуха встречает во рту преграды, называют согласными».

Знакомство с составом фонем русского языка предполагает также формирование умения характеризовать согласные по их словоразличительным качествам. В русском языке функцию словоразличения выполняют такие качества, как звонкость-глухость, твёрдость-мягкость.

Одним из условий успешного освоения фонематически значимых характеристик согласных является правильная формулировка учебных заданий в работе со звуками.

Начальный и основополагающий момент в обучении фонетике – формирование способов звукового анализа. Умение вычленять звуки в словах и определять их последовательность становится способом действий для ученика.

В.Г. Горецкий характеризовал действие вычленения звука как интонационно выделение (протягивание) последовательно каждого звука в полном слове. «Например, для анализа слова мама ребёнок должен произнести его 4 раза: «Мама, мама, мама, мама» [5, с. 39].

Чаще всего возражения против этого способа бывают вызваны тем, что не все звуки русского языка можно протяжно произносить. Но, во-первых, звуков, которые не тянутся (взрывные согласные), не так уж и много: [б], [п], [д], [т], [к], [г] и их мягкие пары. Во-вторых, если звук не тянется, его следует подчеркнуть силой голоса, повторами… В-третьих, для каждой группы звуков есть положение, в котором они легче отделяются от остальных.

Правильность вычленения отдельного звука эффективнее всего контролируется, если работа ведётся с полным словом: один неверно названный звук искажает весь присущий каждому слову звуковой «портрет». Итак, способ звукового анализа, который обеспечивает действительное оперирование звуками, не подменяя их буквами,– это протяжное произнесение каждого звука в полном слове.

Чтобы правильно выбирать слова для разбора, учитель должен уметь давать фонетическую оценку их звукового состава.

С точки зрения фонематических особенностей все слова русского языка можно представить в виде трёх групп:

1. Слова, состоящие из звуков (фонем) в сильных позициях: сын, шмель, день… Слова этой группы чаще всего односложные, построенные по схеме: согласный, гласный; согласный непарный по звонкости – глухости. Сюда же условно относим двусложные слова, если в безударном слоге находится звук [у], который всегда представляет фонему < у >: труба, дуга… Можно отнести к этой группе двусложные слова с безударным звуком [ы] в абсолютном конце слова: горы, раны, рыбы…

2. Слова, состоящие из звуков в сильных позициях и слабых, практически совпадающих по своим акустическим характеристикам с сильными позициями тех же фонем: трава, лиса… Эти слова не представляют сложностей для звукового разбора. Работая с ними, ученик, который умеет читать и писать, не попадает в ситуацию выбора ориентиров (на что опираться: на звук или на букву), так как звуковая и буквенная формы слов совпадают.

3. Слова, которые имеют в своём составе звуки в сильных и слабых позициях, причем последние отличаются по звучанию от сильных позиций тех же фонем: мороз, стена, ёж… Среди этих слов есть такие, которые, безусловно, следует анализировать, в том числе и в младших классах, а есть такие, которые лучше не брать для фонетической работы.

Основной вид упражнений, развивающий фонетические способности учащихся,– это фонетический разбор.

Знакомство с учебной программой показывает, что под фонетическим разбором во всех классах понимается звуко-буквенный разбор. Однако в методики различают собственно фонетический (или звуковой, и фонетико-графический (или звуко-буквенный)) разбор. Цель первого – характеристика звуковой структуры слова без обращения к буквам, второй включает в себя собственно фонетический разбор лишь как свою первоначальную ступень, так как главной задачей он имеет выяснение соотношение звуковой структуры слова с её буквенным обозначением.

Собственно звуковой разбор учащиеся выполняют в подготовительный период обучения грамоте. С переходом к изучению букв звуковой анализ несправедливо почти полностью исключается из употребления.

Однако, отмечая важность собственно фонетического разбора, нельзя не признавать, естественным, что основным видом упражнений с момента знакомства учащихся с буквами становится звуко-буквенный разбор в своих двух разновидностях.

Если мы хотим добиться, чтобы ученик реально оперировал звуками, то есть чтобы развивался его фонетический слух, целесообразно проводить звуковой разбор в такой последовательности.

  1. Произнеси и послушай слово

  2. Найди ударный слог

  3. Произнеси слово по слогам

  4. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй

  5. Обозначь выделенный звук условным значком

  6. Действуй так до конца слова

  7. Произнеси подряд все названные звуки. Послушай, получилось ли слово.

Прокомментируем каждый пункт этого плана.

  1. Произнеси и послушай слово. Этот этап в работе над словом исключительно важен для развития фонематического слуха ребёнка, которому предъявляется объект предстоящего анализа. Звучащее слово существует мгновение. Затем исчезает. Оно невидимо, неосязаемо. При этом необходимо следить за тем, чтобы учащиеся произносили слова в соответствии с нормами русского литературного произношения. Таким образом, первый этап работы со словом при звуковом анализе становится ещё и средством воспитания у учащихся культуры устной речи.

  2. Найди ударный слог. До вычленения отдельных звуков в слове необходимо найти ударный слог, так как от этого иногда зависит лексическое значение слова. Например: [замо‘к], [за‘мок]. При этом дети должны знать, что ударный слог есть только в полном слове.

  3. Произнеси слово по слогам. Ученик должен дважды произнести слово. В первый раз он произносит его целиком с вопросительной или звательной интонацией, которая помогает легко найти ударный слог. Второй раз слово произносится по слогам.

  4. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. Это начало звукового анализа слова. Детей надо научить звук протянуть, искусственно удлинить его или как-то по-другому обозначить. Например, если звук взрывной ([к], [д]…), его можно повторить [ккот] или произнести с усилием на выдохе. Это поможет лучше услышать звук. Вычленяя звук в полном слове, ребёнок контролирует, не искажается ли при этом слово, так как между лексическим значением и звучанием слова существует неразрывная связь. Искажение одного из элементов этой целостной связи разрушает её.

  5. Обозначь выделенный звук условным значком. На этапе звукового анализа слова его запись условными значками каждого звука не должна быть связана с буквенной символикой. На первых порах для звукового анализа используются слова (см. Приложение 1), в которых нет орфограмм. Разбор таких слов называется фонетико-графическим. Для экономии времени при записи характеристики звука удобно пользоваться значками. В записи учеников слово день при звуковом анализе будет выглядеть так:

[д‘] -

[э] -

[н‘] -


3 звука

При выполнении звуко-буквенного анализа к этой записи добавятся буквы, которые в данном слове обозначают на письме звуки. Запись будет выглядеть так:

[д‘] - - д




[э] - - е




[н‘] - -





ь


3 звука 4 буквы

Для того, чтобы углубить представления учащихся об отношении фонемного состава русского языка и алфавита, желательно сравнить известную детям со времени обучения грамоте ленту букв с таблицей, на которой дан весь состав согласных.

Согласные звуки русского языка

твёрдые

звонкие

б в г д ж з - л м н р - -

глухие

п ф к т ш с - - - - - х ц

мягкие

звонкие

б’ в’ г’ д’ - з’ й’ л’ м’ н’ р’ - - - -

глухие

п’ ф’ к’ т’ - с’ - - - - - х’ - ч’ ш’


Повесив рядом с таблицей согласных звуков ленту букв. можно поразмышлять со школьниками над вопросами: почему буквы л, м, н, р, й выделены на ленте в отдельную группу? Сколько всего звонких согласных звуков не имеет глухих пар (ответ: 9)? Какой звук среди непарных звонких не имеет не только глухой, но и твёрдой пары? Почему на ленте букв х, ц, ч, щ выделены в отдельную группу? И так далее.

При всей значимости разнообразных заданий главным средством развития графических знаний и умений школьников является фонетико-графический разбор – один из видов звуко-буквенного анализа. В отличие от собственно звукового разбора он имеет целью выяснения соотношения звуков и букв в слове. Но так как слово может состоять из разных по своим фонематическим характеристикам звуков, звуко-буквенный разбор в свою очередь бывает фонетико-графическим и фонетико-орфографическим.

Задача фонетико-графического разбора заключается в том, чтобы ученик на конкретных словах наблюдал слоговой принцип русской графики, не отвлекаясь на другие вопросы. Задачами анализа определяются требования к отбору дидактического материала: использовать слова, состоящие из звуков (фонем) в сильных позициях, и наиболее простые слова со звуками в слабых позициях, если они акустически практически совпадают с сильными позициями тех же фонем.

Как же проводить фонетико-графический разбор? Сегодня есть разные ответы на этот вопрос. Чаще всего предлагается такой план проведения звуко-буквенного разбора:

1. Сколько в слове слогов? Какой (по счёту) слог ударный? 2. Сколько в слове звуков и сколько букв? (Если букв больше, почему?) 3. Сколько гласных звуков? Сколько согласных? 4. Охарактеризуйте каждый звук. Какой буквой обозначается звук на письме?

Помимо того, что принятый план проведение звуко-буквенного разбора выдвигает на первое место количественную, а не качественную характеристику соотношения звуков и букв в слове, он ещё нарушает последовательность получения искомых сведений.

Фонетико-орфографический анализ интегрирует в единый процесс анализа два вида языкового разбора: фонетический и орфографический. Органическое включение фонетического анализа в орфографические упражнения изменяет отношение к фонетическим умениям и, главное, повышает их результативность.

Отличительные особенности этого разбора следующие: а) выполняя его, ученик идёт от звука к букве, а не от буквы к звуку; б) характеризуя звук, наряду с другими признаками школьник указывает на его позицию в данной словоформе; в) при переходе от звуков к буквам выделяются и характеризуются орфограммы, и также объясняется способ решения орфографической задачи.

Возьмём в качестве примера слово лошадка – [лашатка].

Разбирая его, ученик рассуждает так:

- Слово [лашатка]. В нём три слога: [ла – ша – тка].

[Лашáтка] – второй слог ударный.

[л] – согласный твёрдый звонкий непарный перед гласным – сильная позиция, обозначается буквой “эль”.

[а] – гласный безударный – позиция слабая, ставлю вопросительный знак.

[ш] – согласный твёрдый глухой парный перед гласным – позиция сильная, обозначаю буквой “ша”.

[а] – гласный под ударением – позиция сильная, можно писать букву “а”.

[т] – согласный твёрдый глухой парный перед парным (не перед р, л, м, н, в) – позиция слабая, может быть обозначен буквами “т” и “д”, поэтому ставлю вопрос, это орфограмма.

[к] – согласный твёрдый глухой парный перед гласным – позиция сильная, пишу букву “ка”.

[а] – гласный безударный – позиция слабая, сразу писать букву нельзя, ставлю вопросительный знак.

Ищу буквы – орфограммы. Первая в корне. Ищу родственное слово, в котором гласный в этом корне под ударением: лóшадь. Следовательно, нужно писать букву о. Вторая орфограмма тоже в корне. Ищу однокоренное слово, чтобы согласный в этом корне оказался перед гласным: лошади. Значит, нужно писать букву “дэ”. Последняя орфограмма – в окончании. Слово лошадка – существительное 1-го склонения, подставлю слово 1-го склонения с ударным окончанием: рука. Следовательно, пишется буква “а”.

Рассуждая, ученик оформляет запись:

[л] – перед гласным – л

[а] – безударный – ? лóшадь – о

[ш] – перед гласным – ш

[а] – под ударением – а

[т] – перед согласным (не р, л, м, н)– ? лóшади – д

[к] – перед гласным – к

[а] – безударный – ? рукá – а.

Отдельные виды упражнений учитель найдет в учебниках или в методических указаниях к учебникам, а некоторые и сам изобретет, заботясь о том, чтобы задания не противоречили данным науки, в частности не допускались смешения звуков и букв, и были посильны для младших школьников.

Важно, чтобы звуко-буквенные упражнения были привычными, сопровождали занятия по разным темам курса русского языка. Общий уровень речевой культуры детей во многом зависит и от того, насколько развито у детей внимание к звучанию слова, к вдумчивому и выразительному чтению стихов и прозы, к аккуратному и безошибочному письму, что в значительной мере определяется всей системой занятий учителя с классом.

Таким образом, типичные звуко-буквенные упражнения связаны с анализом и синтезом, с нахождением сходств и различий, применением форм как устного, так и письменного разбора.
1   2   3


написать администратору сайта