Главная страница
Навигация по странице:

  • Курсовая работа по дисциплине «История и теория праздничной культуры» СВАДЕБНЫЙ КОСТЮМ В КОНТЕКСТЕ СЕМИОТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

  • Научный руководитель: Инна Владимировна Степанова,доцент кафедры РТПП, кандидатпедагогических наукКрасноуфимск - 2020 Оглавление

  • Глава 1. Свадебный костюм в истории мировой культуры §1.1. Формирование свадебной моды в различные исторические эпохи

  • §1.2. История свадебного костюма в России

  • Курсовая работа. Курсовая работа по дисциплине История и теория праздничной культуры


    Скачать 54.62 Kb.
    НазваниеКурсовая работа по дисциплине История и теория праздничной культуры
    Дата04.04.2022
    Размер54.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая работа .docx
    ТипКурсовая
    #442026
    страница1 из 3
      1   2   3

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

    Институт заочного обучения

    Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

    Курсовая работа

    по дисциплине «История и теория праздничной культуры»

    СВАДЕБНЫЙ КОСТЮМ В КОНТЕКСТЕ СЕМИОТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

    51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников

    Выполнил студент

    204 – КР группы, 2 курса,

    Заочной формы обучения

    Сушенцев Александр

    Научный руководитель:

    Инна Владимировна Степанова,

    доцент кафедры РТПП, кандидат

    педагогических наук

    Красноуфимск - 2020

    Оглавление

    Введение…………………………………………………………………….3

    Глава 1. Свадебный костюм в истории мировой культуры……………..6

    §1.1. Формирование свадебной моды в различные исторические эпохи……………………………………………………………………………….6

    §1.2. История свадебного костюма в России…………………………….8

    Глава 2. Семиотические аспекты свадебного образа в контексте знака маскирования и ряженья………………………………………………………...12

    § 2.1. Ряженье как неотъемлемый элемент свадебного обряда………..12

    § 2.2. Традиции, связанные с элементами свадебного костюма……….18

    Глава 3. Современные тенденции свадебной моды XXI века………….21

    § 3.1. Тенденции свадебного костюма в XXI веке……………………...21

    § 3.2. Свадебная мода в контексте зрелищных форм искусства и культуры………………………………………………………………………….24

    Заключение………………………………………………………………..29

    Список литературы……………………………………………………….30

    Введение
    С древнейших времен свадьбы почитались, наравне с рождением, они были одним из самых значимых и счастливых событий в человеческой жизни. Свадебные обряды сильно менялись со временем согласно религиозным верованиям различных народов и эпох. Но некоторые из самых древних традиций дошли до нашего времени: фата – вуаль невесты – символизирует непорочность девушки; цветы, которые дарят молодоженам и которыми украшают наряд девушки, тоже частица дохристианской традиции.

    Истоки обряда христианского венчания всходят к временам Древнего Рима и связаны именем святого Валентина, тайно венчавшего влюбленных христиан. Православие придавало огромное значение блеску и парадности костюмов молодоженов. Однако традиционное сегодня белое платье невесты вовсе не было обязательным в прошлом. Например, в средние века, в Европе цветом невесты считался зеленый, в эпоху рококо подвенечные платья делали розовыми, серебряными и кремовыми. 

    Родоначальницей моды на белое подвенечное платье стала французская принцесса Мюрат, (Илл. 1) прелестница наполеоновской поры. В начале XIX века мода на античность привела к тому, что белый цвет стал главным в подвенечных платьях. При этом свадебные наряды всегда стремились к традиционности, даже некоторому архаизму кроя. Так уж повелось, что свадебная мода меняется медленнее, ведь в разряде семейных ценностей свадьба – это традиционность, а вовсе не авангард.

    Эпоха романтизма с легкой руки шотландского романиста Вальтера Скотта подарила невестам еще один атрибут, без которого под венец не шла ни одна девушка викторианской эпохи. Это был флердоранж – венок и букет на платье, составленный из цветов апельсина. Но так как апельсины цветут раз в год весной, в другое время живые цветы пришлось заменить восковыми, после свадьбы их укладывали на бархатную подушечку и ставили на камин под стеклянным сферическим колпаком в память о свадьбе.

    Все же на протяжении XIX века силуэты свадебных платьев следовали веянием моды. Русская невеста в корсете и кринолине запомнилась всем по хрестоматийному полотну В.В. Пукирева «Неравный брак» (Илл.2). Затем пришли турнюры, рукава «жиго», мода на кружевные подвенечные платья. Упразднение корсета в начала XX века заставило кутюрье изменить пропорции и позднее укоротить платье, ставшие невероятно короткими в эпоху чарльстона, чтобы снова удлиниться в эпоху депрессии 1930-х годов. 

    Мировые войны серьезно повлияли на свадебную моду. Тогда венчались впопыхах, не успевая или просто не имея средств заказывать роскошные подвенечные платья.

    Борьба с религией в СССР вынудила советских невест довоенного времени отказаться от традиционного белого подвенечного платья. Обручальные кольца тоже были на какое-то время запрещены большевиками. Возрождение моды на белые мини-платья из кримплена с короткой тюлевой фатой относится к 1960-м годам.

    В Европе Кутюрье любили экспериментировать с фасонами свадебных платьев. Ив Сен-Лоран предложил невестам белый вязаный кокон, Пако Рабанн – белый купальник-бикини. Были попытки сделать подвенечное платье черным, серым, вновь розовым и даже красным. Оригинальное решение свадебного наряда в 1930-х годах предложила хозяйка Дома «Арданс» в Париже баронесса Аккурти, создавшая модели «Мой второй брак» – платье сиреневого цвета – и «Мой третий брак» – наряд огненно-карминового оттенка.

    И поныне день свадьбы остается самым светлым и торжественным событием в жизни каждого человека. Образы прошлого согреют ваши души, а собранные в книге фасоны свадебных нарядов разных времен, возможно, помогут вам найти свою модель подвенечного платья. До конца XIX – начала XX века молодые в большинстве стран венчались в традиционной праздничной одежде, характерной для местности и сословия. Часто жених и невеста ничем не выделялись из толпы гостей – это, впрочем, могло послужить дополнительной защитой от злых духов. Одним из древнейших обязательных элементов наряда невесты был венок из живых или искусственных цветов. Венок в виде замкнутого круга являлся символом целомудрия К концу царствования Виктории, турнюр исчез, и акцент моды переместился наверх свадебного платья, который характеризовался пышными рукавами и искусно сделанным корсетом с высоким круглым воротником из твердого материала и кружев. В 1890-е гг., в моду входят очень широкие рукава-жиго и более узкие платья с длинным треном. Чаще всего эти платья делались из атласа-дюшесс. В 1900-е гг., в эпоху Модерна, объем платьев еще более сократился. (Илл.3) Их стали отделывать машинным кружевом и специальными деревянными шишечками, обмотанными шелком – крело – характерной приметой декора рубежа веков. Другой характерной особенностью платьев этого периода является отсутствие декольте, как правило, они закрытые и имеют воротник-стойку. С окончанием Первой мировой войны из женского гардероба исчез корсет и появилась выраженная тенденция к снижению талии. Такая же участь постигла и флер-д'оранж, который стали заменять просто букетом цветов. Свадебный наряд невесты отразил перемены в роли женщины: корсеты были отброшены, волосы коротко подстрижены и воодушевленность более чем утонченность стала лозунгом моды.

    Глава 1. Свадебный костюм в истории мировой культуры

    §1.1. Формирование свадебной моды в различные исторические эпохи

    В разные эпохи и в разных странах цвет свадебного платья менялся. Но одно правило действовало всегда и везде неизменно: оно должно быть нарядным. Если семья могла позволить себе траты, то денег на него не жалели. Если нет, невеста шла под венец в самом красивом платье из своего гардероба.

    В 19 веке белый и кремовый стали основным цветами свадебных платьев в Европе. Особенно после свадьбы королевы Виктории, которая выбрала для своего венчания в 1840 г. простое платье цвета слоновой кости.

    Однако белый, как цвет чистоты и непорочности, могли себе позволить лишь юные девушки. Вдовы, старые девы и небогатые невесты выбирали более практичные цвета.

    В 20 веке белый не сдавал позиций. Однако случалось, что невесты надевали яркие цвета, чтобы, например, шокировать публику и показать, что условности их не интересуют (в1920-30-х годах). А во время войны замуж шли в том, что было.

    Разумеется, если была возможность, подвенечные наряды шились по самой последней моде, и по ним можно легко проследить, как менялся дамский туалет с ходом времени.

    Свадебные платья 1920-ые годы. В это десятилетие в моде происходили революционные изменения. Ну и свадебная мода не отставала. Длина платья сократилась от привычной полной длины, скрывающей обувь, и стало едва достигать колена. Но, немногим позже, учитывая несоответствие такой длины для церковной службы, вернулась привычная полная длина платья. Так же в моде были бесформенные платья с заниженной талией. (Илл.4)

    Свадебные платья 1930-ые годы. За ревущими двадцатыми последовало затишье тридцатых годов. Женщины вернулись к традиционным женственным силуэтам. Обычным для этой поры было облегающее свадебное платье. Овальные воротники на свадебном платье были призваны подчеркнуть форму тела. (Илл.5)

    Свадебные платья 1940-ые годы В 1940-ых мода практически утихла, что справедливо и для свадебных платьев. В эти непростые времена и свадеб-то было немного. А если уж и женились, то в чем придется. И лишь редким невестам удавалось надеть в день свадьбы шелковое платье. (Илл.6)

    Свадебные платья 1950-ые годы На смену подкладным плечикам пришли силуэты с нарочито узкими плечами. Хотя многие невесты предпочитали платья в некоем промежуточном стиле. А после свадьбы королевы Елизаветы ll в моду вошли платья со шлейфом. Затем появился еще один модный тренд – абсолютно новый образ, навеянный платьями балерин. Так же платья имели короткий жакет с плотными рукавами. (Илл.7)

    Свадебные платья 1960-ые годы В шестидесятых годах особо ярких изменений не происходило. Леди все еще предпочитали носить платья с плотными рукавами и с короткой фатой. Только фата стала чуть более пышной, а большинство невест украшали свою голову диадемой и цветами. В отличие от экстравагантных и плавных свадебных платьев, букеты в эту пору были более простыми, как правило использовали крошечные цветы в плотных букетах. (Илл.8)

    Свадебные платья 1970-ые годы В семидесятых появились тюдоровские рукава, завышенная линия талии постепенно переместилась ниже, и теперь свадебное платье получило платье силуэт принцессы. Шлейфы были укорочены и выкройки несколько упрощены. Настоящей революцией свадебной моды стало появления брючного свадебного костюма.

    Свадебные платья 1980-ые годы К этому времени талии возвращены на их нормальные позиции. Платья стали намного пышнее, а за ними последовали и букеты, которые так же стали более крупными и пышными. Этот период был отмечен более экстравагантными рукавами. 

    Свадебные платья 1990-ые годы В начале 1990-ых по-прежнему в моде широкие юбки, однако, появляются различные варианты таковых. Но среди самых популярных платья с заниженной талией и юбкой в пол.

    §1.2. История свадебного костюма в России

    Россия, как известно, во многих вопросах имеет привычку идти своим путем. Не исключением стала и свадебная мода. Ретроспектива будет неполной без взгляда на историю подвенечного платья в России.

    Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Белый цвет на Руси считался цветом святости и в качестве праздничного не использовался. Во многих регионах невеста имела два свадебных наряда: до венчания и после. Первый был простой, скромный и печальный (кое-где даже невеста ходила во всем черном и покрытая черной фатой). Второй же обязательно был красного цвета и символизировал радость.

    Основу свадебного костюма составляли рубаха и сарафан. Впрочем, из этих же деталей состояли и повседневные, и праздничные костюмы. Но отличие свадебного было прежде всего в отделке.

    Нижняя рубаха украшалась богатой вышивкой – орнаментом с изображением листьев, ягод, петухов и других птиц. Птицы вообще были излюбленным мотивом вышивок в Древней Руси – поскольку птица считалась символом добра.

    Во многих русских губерниях рубахи имели рукава длиной до двух метров и с отверстиями для рук. Это связано с существовавшим в те времена поверьем, будто жених и невеста не должны касаться друг друга голыми руками. Поверх рубахи надевался нарядный сарафан. Долгое время существовала традиция: невеста должна была шить себе сарафан сама, украшая его вышивкой и бисером. Позже это перестало быть обязанностью невесты. Но традиция богато украшать основную деталь свадебного наряда осталась. Сшитый из красного шелка, полупарчи или парчи сарафан отделывался золотым и серебряным шитьем, бисером, тесьмой. Поверх сарафана могла одеваться еще и душегрея (нечто вроде жакета), тоже щедро украшенная.

    Свадебные головные уборы русских невест происходили от цветочных венков (древнейшего украшения) и в XI-XIV веках представляли собой полоску ткани или обруч из металла, охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Волосы при этом оставались распущенными либо заплетались в две косы. Позже в свадебных нарядах появились кокошники.

    В северных регионах России на голову невесты надевали корону, усеянную круглыми «шишечками» из золотых нитей. Новобрачной желали, чтобы у нее было столько детей, сколько шишечек на короне.

    В качестве аксессуара до XVI века использовались шейные гривны –обручи из золота, серебра, бронзы или железа, одевающиеся на шею. Позже невесты стали носить подвески, прикрепленные к головному убору, мониста, ожерелья из жемчуга и бирюзы (бирюзу также часто вставляли в обручальные кольца – этот камень считался символом супружеской верности).

    Если невеста происходила из княжеского рода, она должна была одевать плащ-мантию из тяжелой парчи с золотым шитьем.

    В XV веке знатные невесты шли к алтарю в парчовых платьях, расшитых жемчугом и отороченных мехом. Весить такой наряд мог до 15 килограмм!

    В XVI-XVII веках традиция выходить замуж в сарафанах, платьях и кокошниках сохранялась, причем, цвет уже мог быть не только красным.

    А в начале XVIII века Петр Первый приказал всей России следовать европейской моде. Традиционный русский венчальный наряд просуществовал в деревнях до XIX века, а кое-где даже до революции 1917 года.

    Собственно, с XVIII века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской. Русские императрицы венчались в платьях стиля рококо (некоторые из них можно увидеть в экспозициях Оружейной палаты и других музеев).

    Не обошел стороной Россию и стиль «ампир». В этом стиле шились бальные и свадебные платья до войны 1812 года (платье Наташи Ростовой – типичный пример). В середине XIX века в Петербурге и Москве появились французские свадебные наряды – с огромным количеством кружев, на кринолинах, с расшитыми жемчугом, золотом и серебром корсетами.

    Богатые семьи даже покупали два наряда для невесты: один для церемонии венчания – более строгий, с закрытой шеей и руками, а второй – с глубоким декольте и открытыми плечами – для светского торжества.

    «Движение в ногу» со всей Европой прекратилось после революции 1917 года. Отменили церковное венчание, появились ЗАГСы, а о свадебной моде забыли на несколько десятилетий. Регистрировать свои отношения в ЗАГСах молодожены приходили в повседневной одежде. Лишь во времена НЭПа (1921-1928) появилось какое-то подобие свадебного наряда. В Санкт-Петербургском Музее свадьбы сохранилось платье 1927 года: простое, прямого кроя, с маленьким воротником и короткими рукавами, длина – до колен. От свадебного в нем только белый цвет. В одежде того времени ценилась практичность и «многоразовость», а уж подумать о том, чтобы потратить кучу денег и метры текстиля на платье, которое оденешь всего раз в жизни… В 30-е, 40-е и 50-е годы такое понятие, как свадебное платье, в принципе отсутствовало. Некоторые модницы сами шили себе наряды из светлой ткани, а чаще невесты шли в ЗАГС в купленных или сшитых платьях из разноцветных или однотонных материалов. («Да у меня и платья специального не было, когда мы расписывались!» — так рассказывала моя бабушка, которая выходила замуж за деда в 1954 году. – Н.Б.). Что-то похожее на свадебную моду появилось только в 60-е. Из-за «железного занавеса», с Запада просачивалась мода на «мини». А в текстильной промышленности произошел переворот – изобрели синтетику. Самой модной в СССР в 60-е была ткань под названием «Космос» — плотная, негибкая, «похожая на вафлю» — как сказала сотрудница Музея свадьбы. В платье из этой новомодной ткани – коротком, с расклешенной юбкой и бантом под грудью – выходила замуж Валентина Терешкова.

    Советские невесты, как и европейские, в 60-е надевали шляпки с вуалью или фатой. На свадебных фотографиях 70-х годов можно видеть достаточно просто одетых невест: либо в несвадебных, обычных платьях, либо в свадебных – белых, прямого покроя, с невычурной, однотонной отделкой недорогим кружевом или рюшами, скромных веночках и однослойной фате.

    80-е и пост-перестроечный период – время, когда в СССР впервые появились заграничные свадебные платья. Чаще это были, конечно, сирийские или турецкие белые синтетические шедевры а-ля «баба на самоваре» или «кремовый торт», но и это казалось чем-то роскошным после советского «голодного пайка» в области свадебной моды. После распада СССР в страну хлынул поток импортных товаров и, конечно, свадебные платья среди них тоже были. Появились заграничные модные журналы и каталоги, частные ателье стали шить для клиенток побогаче платья на заказ. Постепенно российские невесты приобрели те же возможности, что и европейские. И сегодня уже любая девушка может выбрать платье своей мечты как зарубежного производства, так и отечественного – кстати, российские модельеры сегодня предлагают модели не хуже западных (а то и лучше!).

    Любой стиль: современный или «винтаж», барокко или ампир, любой цвет (невесту сегодня можно увидеть в красном, золотом, зеленом или синем, персиковом или фиолетовом). А одна из жительниц города Вятки (Кирова) недавно стала поводом для телевизионного сюжета, надев на свою свадьбу наряд русской невесты XVIII века – все по правилам: и сарафан, и кокошник… Для сегодняшней невесты нет ничего невозможного!

    Заканчивая данный исторический экскурс, хочется сказать, что в будущем в свадебной моде непременно появится что-то новое. Но можно утверждать наверняка: невесты всегда будут мечтать о самом красивом свадебном наряде и испытывать желание быть «королевой дня», выходя замуж. Так уж мы все устроены!

      1   2   3


    написать администратору сайта