Курсовая работа по дисциплине Народное музыкальное творчество Направление подготовки Искусство народного пения
Скачать 1.57 Mb.
|
Заключение В ходе исследования выявлено, что в традиционной культуре свадебный ритуал представляет собой комплекс обрядовых действ, которые обеспечивают и санкционируют обретение индивидом нового социо-возрастного статуса. Традиционная русская свадьба — явление сложное, включающее в себя разнообразные по своему происхождению, характеру и функциям элементы. Наряду с архаичными обрядами (рукобитье, расплетение косы просватанной девушки) в свадебном ритуале можно увидеть христианские наслоения, например, богомолье, венчание. Определено, что свадьба — театрализованное действо, включающее в себя обряды и ритуалы, которые беспрекословно выполнялись всеми членами общества. В свадебном обряде каждого отдельного периода были свои особенности, имевшие для невесты и жениха, для всего общества огромное значение и глубокий смысл. Древние культы присутствовали на свадьбе русских сибиряков в своем материальном (предметном) выражении и в виде поэтических образов фольклора. В древности основная функция свадебных ритуалов была утилитарно-магической. Но постепенно они начинали играть иную роль: церемониальную и эстетическую. Несомненно, поэзия свадьбы обладает глубоким психологизмом, отображает чувства жениха и невесты, их развитие на протяжении обряда. Особенно сложной в психологическом отношении была роль невесты, поэтому фольклор нарисовал богатую палитру её эмоциональных состояний через причитания. Фольклорные тексты, исполнявшиеся в течение всего свадебного цикла, начиная со сватовства, разнообразны по форме и функции. Это и песни, исполняемые подругами невесты и всеми участниками свадьбы, и причитания (плачи) невесты. Поэзия свадьбы русских сибиряков обладает глубоким психологизмом, отображает чувства жениха и невесты, их развитие на протяжении обряда. Особенно сложной в психологическом отношении была роль невесты, поэтому фольклор нарисовал богатую палитру её эмоциональных состояний через причитания. Список литературы Абрамова, О. А. Русская народная традиционная культура Третьяковского района Алтайского края /О. А. Абрамова. – Барнаул: ДЮФЦ «Песнохорки», 1999. – 80 с. Антипова, Л. К. Песни деревни Куликовка Тисульского района Кемеровской области [Текст] /Л. К. Антипова, Е. Л. Фукс. - Кемерово, 1998. - 143 с. (Кемеровский гос. профессионально-педагогический колледж) Бардина, П. Е. Быт русских сибиряков Томского края [Текст] /П.Е. Бардина. - Томск: Изд-во Томского университета, 1995. - 223 с. Бернштам, Т. А. Свадебный плач в обрядовой культуре восточных славян (XIX начало XX в.) [Текст] /Т. А. Бернштам // Русский Север. Проблемы этнокультурной истории, этнографии, фольклористики. - Ленинград, 1986. - С. 82-100. Гаврина, В. И. Свадебные обряды сибирских казаков (на основе изучения свадебных песен сибирского казачества) [Текст] /В. И. Гаврина. – Сургут, 2018. – 57 с. Гура, А. В. Брак и свадьба в славянской народной культуре: Семантика и символика [Текст] /А.В. Гура. — Москва: Индрик, 2012. — 936 с. Захарченко, В. Г. Свадьба Обско-Иртышского междуречья [Текст] /В.Г. Захарченко, М. Н. Мельников. - Москва: Советкий композитор, 1983. - 224 с. Золотова, Т. В. Свадебный фольклор Курганской области [Текст] /Т. В. Золотова // Народная культура Сибири: Материалы VII научно-практического семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору.- Омск, 1998.- С. 101-105. Камаев, А.Ф. Народное музыкальное творчество [Текст]: учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений /А.Ф. Камаев, Т.Ю. Камаева. – Москва: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с. Карташов, А. А. Историко-этнографический аспект изучения традиционной свадебной культуры [Текст] /А. А. Карташов // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. -№ 2 (48). - С. 150-153. Круглов, Ю. Г. Русские свадебные песни [Текст]: учеб. пособ. Для пед. Ин-тов. /Ю.Г. Круглов. – 2-е изд. – Москва: Высшая школа, 1989. – 215 с. Леонова, Н. В. Фольклорные традиции сибирских переселенцев. Русский фольклор [Текст] /Н. В. Леонава // Музыкальная культура Сибири: в Зт. Т.1., кн. 2: Традиционная культура сибирских переселенцев. - Новосибирск, 1997.- С. 3-34. Липинская, В. А. Свадебные обряды русского населения Алтайского округа [Текст] /В. А. Липинская, А. В. Сафьянова // Русский народный свадебный обряд: Материалы и исследования.- Ленинград, 1989. - С. 180-201. Липинская, В. А. Старожилы и переселенцы: Русские на Алтае. XVIII - начало XX века. /В.А. Липинская. – Москва: Наука Год, 1996.- 269 с. Листова, Т. А. Благословление, молитва, венчание в свадебном обряде русских [Текст] /Т. А. Листова //Живая старина, -1994.- № 3. - С. 12-14. Мельников, М. Н. Региональное своеобразие фольклора сибиряков [Текст] /М. Н. Мельников // Русский фольклор: Полевые исследования. - Ленинград, 1984. - Т. 22.- С. 68-76. Миненко, Н. А. Свадебные обряды у русских крестьян западной Сибири в XVIII — первой половине XIX века /Н. А. Миненко. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://journal.iea.ras.ru/archive/1970s/(дата обращения 23.08.2019) Музыкальная культура Сибири [Текст]: учеб. метод. пособие для учащихся дет. Смуз. Шк. И дет. Школ искусств. – Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2012. – 540 с. Народная свадьба. Сборник статей и материалов [Текст] / Под ред.: В.Ю. Багринцевой, Е.М. Ефремовой, A.B. Макарова. - Омск, 1997. – 90 с. Народное музыкальное творчество [Текст]: учебник /отв. Ред. О.А. Пашина. – Санкт-Петербург: Композитор, 2014. – 568 с. Обрядовые песни русской свадьбы Сибири [Текст] / Сост. Р.П. Потанина. - Новосибирск: Наука, 1988. - 319 с. Русский семейно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока: свадебная поэзия. Похоронная причеть / сост. Р. П. Потанина, Н. В. Леонова, Л. Е. Фетисова. — Новосибирск, 2002. — 551 с. Свадебные обряды Купинской земли [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://letopisi54.ru/letopis/detail.php?ID=6785 /(дата обращения 25.08.2019) Старинные сибирские обычаи, обряды и ритуалы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://supercook.ru/sibir-k/sibir-18.html/ (дата обращения 23.08.2019) Урсегова, Н.А. Народное художественное творчество [Текст]: учеб. для студ. ссузов культуры /Н. А. Урсегова. – Новосибирск, 2012. – 118 с. Урсегова, Н. А. Свадебные песни русских старожилов Сибири: сравнительное изучение локальных вариантов /Н. А. Урсегова // Интеллектуальный потенциал Сибири. Тез. докл. межвузовской науч. студ. конф. — Новосибирск, 1998. — С. 85-86. Чернобаева, О.Б. Ладовая организация свадебных песен Орловской области /О. Б. Чернобаева //Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - №8(223). С.167-174. Щуров, В. М. Песенная традиция Алтайских казаков /В. М. Щуров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scarb.ru/kazachi-pesni/pesennaja-tradicija-altajskih-kazakov/ (дата обращения 28.08.2019). Щуров, В. М. Русские песни Алтая [Текст] /В. М. Щуров. – вып.1. Песни Убинско-Ульбинской долины. – Москва: Композитор, 2004. – 200 с. Приложение Ты, родимый братец Ванюшка (свадебное причитание Куйбышевского района Новосибирской области) Т ы, родимый братец Ванюшка (да), Ты ступай-ка на... на широкий двор (да). Ты ступай-ка на широкий двор (да), Ты поймай-ка ко... коня ворона (да).* Ты поймай-ка коня ворона (да), Обседлай седлом да черкасским (да). Обседлай седлом да черкасским (да), Прокатись-ка вдоль... вдоль по улочке (да). Прокатися-ка вдоль да по улочке (да), Заверни-ка во... во божью церкву. Заверни-ка во божью у церкву (да), Ты ударь-ка в звон... звонкий колокол (да). Ты ударь-ка в звонкий колокол (да): Не раздастся ль звон по сырой земле (да)? Не раздастся ль звон по сырой земле (да), Не рассыплется ли моя матушка сырая земля? Не рассыплется ли моя матушка сырая земля (да), Не расколется ль гро... гробовая доска (да)? Не расколется ли гробовая доска (да), Не восстанет ли моя родима маменька (да)? Не восстанет ли моя родима маменька (да) На мою свадьбу... свадьбу сиротскую? Да на мою свадьбу сиротскую (да)... Снарядить-то меня... а есть кому (да). Снарядить-то меня есть кому (да), Бласловить ме... меня некому (да). Бласловить меня некому (да), Снарядят меня мо... мои подруженьки (да). Снарядят меня мои подруженьки (да), Бласловят меня лю... люди добрые. Во ключика во свежего свет ли Маня воду черпыла (величальная свадебная песня Усть-Тарского района Новосибирской области) П риложение 2. Во ключика во свежего свет ли Маня воду черпыла Уж дите ты, мое дитятко (да), Че ж ты долго воду черпыла? Че ж ты долго воду черпыла (да)? — Родимая моя мамынька, Родимая моя мамынька (да), Налетели гуси-лебеди. Налетели гуси-лебеди (да), Замутили воду свежую. Замутили воду свежую (да), А я, млада, дожидалася. А я, млада, дожидалася (да), Пока вода устоялася. — Уж дите ты, мое дитятко (да), Молода стала обманывать. Молода стала обманывать (да), Ты подай же праву рученьку. Родимая моя мамынька, Родимая моя мамынька (да), Налетели гуси-лебеди. Налетели гуси-лебеди (да), Замутили воду свежую. Замутили воду свежую (да), А я, млада, дожидалася. А я, млада, дожидалася (да), Пока вода устоялася. — Уж дите ты, мое дитятко (да), Молода стала обманывать. 1. У-во ключика во свежего (да) Свет ли Маня воду черпыла. 2. Свет ли Маня воду черпыла (да), Почерпнувши, ведры ставила. * 3. Почерпнувши, ведры ставила (да), А все с Васей речи баила. 4. А все с Васей речи баила (да), Перстенями поменялися. 5. Перстенями поменялися (да), В уста крепко целовалися. 6. В уста крепко целовалися (да), Увидала ее маменька. 7. Увидала ее маменька (да) С высокого свого терема. 8. С высокого свого терема (да): — Уж дите ты, мое дитятко. У нашего свата веселая хата (корильная свадебная Усть-Тарского района Новосибирской области) У нашего свата соломенна хата. Ты долина, ты долина, ты долинушка моя. Дровы ни полена, грязи по колено. Ты долина, ты долина, ты долинушка моя… Друженька хорошенький, Друженька пригоженький, Как у друженьки картуз, Подарил ему француз… О й, заря ты, зорюшка, Зорюшка вечерняя Ой лёли, лёли, Зорюшка вечерняя. Зорюшка вечерняя, Солнушко восхожее, Ой лёли, лёли, Солнушко восхожее. Высоко солнце всходило, Далёко светило Ой лёли, лёли, И далёко светило. И на лес, и на поле И на синее море Ой, лёли, лёли, И на синее море. Как на синем-то море Там лежала досточка Ой лёли, лёли, Там лежала досточка. Досточка дубовая, Перекладка сосновая Ой лёли, лёли, Перекладка сосновая. Как по этой досточке Да никто не хаживал Ой лёли, лёли, Да никто не хаживал. Да никто не хаживал, Никого не важивал Ой лёли, лёли Никого не важивал. Перешёл да Лёнюшка Перешёл Васильевич Ой, лёли, лёли, Перешёл Васильевич. Перевёл за собою Молодую барыню Ой, лёли, лёли, Молодую барыню. У голубя у сизого золотая голова, У голубушки его — позолоченная. У голубушки его позолоченная, Чёрным шелком, чёрным шелком перестроченная, Алой лентой, алой лентой перевязанная. Что за голубь, что за сизый? — Да Иван-господин. Всё Иван-господин, да Васильевич! Его сизая голубка да свет-Марьюшка, Да свет-Марьюшка, да Степановна. Соезжались друзья — братья, всё товарищи его, Дивовались-любовались свет-Ивановой жене: Что за дивная головка свет-Степановна-душа! Кабы это, кабы это да моя была жена! Я бы летом, я бы летом на колясочке катал, Я по зимней по пороше — на расписанных санях. Чтобы лошади бегли, молоду жену везли, Да свет-Марьюшку, Степановну хорошу! Рано ты, калинушка, В поле расцвела, ой, да Не за ровню маменька Замуж отдала. Рассержусь на маменьку, Три года нейду, ой, да На четвертый годичек Пташкой прилечу. На четвертый годичек Пташкой прилечу, ой да Сяду в сад на веточку, Жалобно спою. В эту тёмну ноченьку Мама не спала, ой, да Ходила по горенке, Деток будила. Ходила по горенке, Деток будила: — Ой, да Вы вставайте, деточки, Слушать соловья. Целу ночь на веточке Жалобно поет, ой, да Не моя ли доченька Горьки слезы льет? |