Главная страница
Навигация по странице:

  • КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПЕДАГОГИКА ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЯХ

  • ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………………………………....3

  • Глава 2. Опыт по обеспечению условий для достижения младшими школьниками представления о культурных ценностях...........…....……18

  • Заключение…………………………………………………………….............26 Список литературы…………………………………………..…….…….......28

  • Объект исследования

  • Цель исследования

  • Методы исследования

  • Структура курсовой работы

  • 1.2. Особенности формирования у младших школьников представлений о культурных ценностях

  • Глава 2. Опыт по обеспечению условий для достижения младшими школьниками представления о культурных ценностях

  • 2.2. Опыт учителей начальной школы по формированию у младших школьников представлений о культурных ценностях

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • нир. Курсовая работа по дисциплине педагогика формирование у младших школьников представлений о культурных ценностях


    Скачать 45.58 Kb.
    НазваниеКурсовая работа по дисциплине педагогика формирование у младших школьников представлений о культурных ценностях
    Дата21.04.2023
    Размер45.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1007 (2).docx
    ТипКурсовая
    #1079994

    Министерство просвещения Российской Федерации

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Оренбургский государственный педагогический университет»





    Институт дошкольного и начального образования

    Кафедра педагогики дошкольного и начального образования

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    ПЕДАГОГИКА

    ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЯХ
    Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

    Профили подготовки: Русский язык и Начальное образование

    Форма обучения: очная






    Выполнил обучающийся:

    Жученко Екатерина Михайловна

    2 курс, группа ОБ-РНО-21




    Руководитель:

    Мусс Галина Николаевна

    Кандидат педагогических наук, доцент




    ____________ ________

    (оценка) (подпись)




    « » апрель 2023г.


    Оренбург, 2023г.
    ОГЛАВЛЕНИЕ


    Введение………………………………………………………………………....3

    Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы формирования у младших школьников представлений о культурных ценностях …….....6

    1.1.Общая характеристика культурных ценностей………................................6

    1.2.Особенности формирования у младших школьников представлений о культурных ценностях........................................................................................10

    Глава 2. Опыт по обеспечению условий для достижения младшими школьниками представления о культурных ценностях...........…....……18

    2.1.Анализ нормативных документов, регламентирующих достижение младшим школьником планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования в части сформированности у них представлений о культурных ценностях.…….….18

    2.2. Опыт учителей начальной школы по формированию у младших школьников представлений о культурных ценностях ………………………22

    Заключение…………………………………………………………….............26

    Список литературы…………………………………………..…….…….......28






    ВВЕДЕНИЕ

    Современное образование характеризуется полиструктурностью и многосложностью, поэтому закономерно, как нам кажется, что роль культурологии необычайно важна. Ведь в её рамках рассматриваются и решаются многие актуальные проблемы современного общества. Сегодня мы наблюдаем обострение в мире социальных, политических, этнических, религиозных, экологических и других проблем. И в данной ситуации именно культура является тем созидательным механизмом, который поможет противостоять агрессии и конфликтности современного общества. Важную роль имеет социальная функция культуры, поэтому ее изучение в рамках отдельной науки в сфере образования является совершенно необходимым.

    Многие исследователи подчеркивают важность культурологизации как направления современного образования, то есть считают необходимым введение элементов систематизированного культурологического знания во все уровни образования. В современных условиях глобализации усиливаются тенденции, которые связаны с кризисом человеческой идентичности и с развитием социокультурной маргинализации. Люди теряют привычные связи и затрудняются сопоставлять свой мир с общепринятыми нормами, границы норм становятся размытыми и неопределенными. В этой ситуации культурология может помочь пониманию специфики различных культурных миров, ценностей и норм, законов культурного развития, она может облегчить процесс коммуникации, а также может помочь установить свою собственную идентичность.

    Изучение явлений в культурологическом аспекте означает включение только что полученного знания в общую систему представлений о мире. Другими словами, новая информация, которую получает слушатель, не пассивна, она уже не только результат обучения, но и стимул для дальнейшего познания.

    Таким образом, культурология предлагает обучающимся не только научное знание о культуре, но и формирует собственно их культурный опыт. Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в образовательном процессе важным является использование культурных ресурсов, сочетание фактов, опыта и актуализации того, что люди воспринимают вокруг себя.

    Формирование у младших школьников представлений о культурных ценностях является одним главным фактором в развитии и становлении личности в дальнейшем.

    Проблема формирования представлений о культурных ценностях у младших школьников рассматривалась рядом многих учёных в философии (В.Г. Алексеева, С.Ф. Анисимов, В.А. Василенко, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслови др.), в социологии (Д.К. Беляев, И.С. Кон, В.В. Ольшанский, И.В. Блауберг и др.), а так же и в педагогике (З.И. Васильева, М.Е. Дуранов, Е.Н. Шиянови др.).

    Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уровне начального общего образования.

    Предмет исследования: формирование у младших школьников представлений о культурных ценностях.

    Цель исследования: выявить условия формирования у младших школьников представлений о культурных ценностях.

    В соответствии с поставленной целью курсовой работы предстоит решить следующие задачи:

    1. Рассмотреть общую характеристику культурных ценностей;

    2. Определить особенности формирования у младших школьников представлений о культурных ценностях;

    3. Провести анализ нормативных документов, регламентирующих достижение младшим школьником планируемых результатов освоения образовательной программы начального образования в части сформированности у них представлений о культурных ценностях;

    4. Изучить опыт учителей начальной школы по формированию у младших школьников представлений о культурных ценностях.

    Методы исследования: изучение и анализ литературы; изучение педагогической документации; обобщение опыта педагогов; операции с научной терминологией; цитирование; реферирование; анализ; синтез; сравнение; обобщение.

    Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

    Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования у младших школьников представлений о культурных ценностях
    1.1. Общая характеристика культурных ценностей
    Представитель мировой педагогической мысли С.И. Гессен, определяя основы педагогики, писал, что цели образования – культурные ценности, к которым в процессе должен быть приобщен человек. Так же он ввел научное понятие «педагогика культуры», трактующее её как аксиологически направленную гуманистическую систему ведущую начало от И. Канта и рассматривающую воспитательный и образовательный процессы как приобщение человека к культурным ценностям, содержанию культурной жизни родного народа и человечества [9, С. 12].

    Исследователи этого направления отмечают, что педагогика культуры является важным соединительным звеном между многовековыми традициями европейской и российской философско-педагогической мысли и современными концепциями личностно ориентированного образования.

    Массовая культура, пользуясь невзыскательностью интеллектуальных и эстетических запросов потребителя, непросвещенностью большинства людей в вопросах культуры, незаметно подменяет истинные духовные ценности на фальшивые, ловко манипулируя этой подменой и являясь действительно массовой, поскольку имеет выход на самую широкую аудиторию

    Культурные ценности относятся к нравственному воспитанию, этимивопросами промышляли В.А. Сухомлинский, В.А. Сластенин, И.П. Подласый, А.А. Реан, И.Ф. Харламов и др.

    В процессе воспитания личности особенную роль играет становление ее нравственности. Моральное образование, по воззрению В.А. Сухомлинского – создание критерий для «стремления к нравственному самосовершенствованию», т. е. «каждый обязан с юношества устремляться создавать добро ближайшим, всем родным людям, давать им радость в жизни, понимать, когда надо придти на помощь, и знать когда промолчать, дабы не задеть духовные раны человека».

    Духовно-нравственное воспитание – это целеустремленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на составление гармоничной личности, на становление её ценностно-смысловой сферы, при помощи сообщения ей духовно-нравственных и базисных государственных ценностей. Под "духовно-нравственными ценностями" понимаются основы в отношениях людей к семье и социуму, общепризнанные мерки, базирующиеся на аспектах добра и зла, ереси и правды [21, С. 89].

    Для ознакомления со пределением культурные ценности, рассмотрим для начала подходы к понятию «культура».

    В словаре русского языка С. И. Ожегова культура понимается как «совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении».

    Словарь Р.С. Немова дает следующую трактовку понятия «культура»: результат исторической, созидательной деятельности людей на протяжении многих поколений, а также то, что из всего этого освоено отдельно взятым человеком или группой людей. Система знаний, которая определяет манеру, способ, с помощью которого общество или нации взаимодействуют с их социальным окружением и природой» [5, С. 191].

    Согласно П. А. Сорокину, ценности – это смысл, который люди вкладывают в те или иные материальные предметы или духовные явления. Этот ученый выделил четыре универсальных ценности: знание; любовь и воля к производительному труду; семья; религиозное отношение к жизни [9, С. 194]. Формирование ценностей и личностной ценностной иерархии каждого человека является важнейшим фактором процесса его социализации, с помощью которого личность становится полноправным членом общества и вступает в систему социальных взаимодействий. При этом развитие важнейших этнокультурных ценностей, присущих человеку, во многом зависит от общего направления социализации отдельной личности.

    С.Ю. Головин определяет три формы существования ценностей:

    1) Выступают как общественный идеал, выработанный народным сознанием, которое содержит абстрактные представления об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни; такими ценностями могут быть и общечеловеческие, «вечные» (справедливость, красота, истина), и конкретно-исторические (демократия, равенство, патриархат);

    2) Предстают в объективной форме как произведения духовной и материальной культуры, а также человеческие поступки - конкретные предметные воплощения общественных ценностных идеалов (правовых, политических, эстетических, этических и т. д.);

    3) Социальные , которые преломляются через призму индивидуальной жизнедеятельности, входя в психологическую структуру человека, как ценности личностные - один из источников мотивации ее поведения. Каждый человек характеризуется индивидуальной, специфической иерархией данных ценностей, которые и есть связующее звено между духовным миром личности и духовной культурой общества, между индивидуальным и общественным бытием.

    Культурологическая группа ценностей состоит из: сформированности общей культуры межличностных отношений и управленческого общения; владения профессиональной культурой, знаниями и умениями, которые необходимы для активного общения; владения правовой культурой; умения и стремления сохранить и приумножить культурные ценности; понимание сущности культурных ценностей, включенных в профессиональную деятельность педагога.

    А. С. Белкин и Е. В. Ткаченко рассматривают ценностные ориентации как «направленность сознания и поведения на общественные и духовные ценности; особое личностное образование, являющееся результатом освоения его социально-значимых моделей деятельности, трансформацию этих норм и моделей в индивидуальный опыт отношения к миру и самому себе, помогающие занять позицию активного взаимодействия с обществом».

    Такие ученые, как С.А. Артюнов и Т.Г. Стефаненко определяют этнокультурные ценности, как ценности материальной и духовной жизни этноса. Согласно их теориям, этнокультурные ценности включают в себя природу, быт, праздничную культуру, историю, традиции образования и воспитания, народное искусство, идеалы – то есть все то, что образует и объединяет этнос и основывается на единстве языка и культуры той или инойнации в определенный исторический период [24, С. 112].

    Выявление способов развития общественных ценностей у младших школьников базировалось на исследовании М. И. Скоморохова [22, С. 6], в котором затрагиваются проблемы ориентации на социальные ценности через сущность учебного материала, и М. В. Куранова [17, С. 7] о формировании общечеловеческих ценностей в учебно-воспитательном процессе. Было обнаружено, что с целью последующего изучения в данной области характерна тенденция расширения предмета научного внимания, включая рассмотрение особенностей школьной жизни и современных социокультурных условий Л. Л. Алексеевой [3, С. 8].

    Оттеняемые учеными педагогические требования ориентации на общественные ценности будут все наиболее общими. Из числа других обосновывается гуманизация взаимоотношений педагога и обучающихся, положительная эмоциональная обстановка, целенаправленное влияние на познавательную, эмоциональную и деятельностную области личности младшего школьника и т. д.

    Б. С. Круглов создал классификацию ценностей на базе исследования представлений авторитетных ученых. Другие авторы в собственных трудах не устанавливают задачу аргументировать и выделять ценности нынешней культуры. Недостаточно, на наш взгляд, в этих исследованиях учтены характерные черты нынешних младших школьников и внеурочной работы, обладающей большим педагогическим потенциалом [16, С. 9].

    Таким образом, это материальные и нематериальные предметы и произведения культуры, имеющие художественную и имущественную ценность, универсальную значимость, а также оказывающие эстетическое, научное, и историческое воздействие на человека.
    1.2. Особенности формирования у младших школьников представлений о культурных ценностях
    В начале нашего исследования необходимо уточнить основные понятия. Так, например, следует определить временные рамки младшего школьного возраста, в силу того что они отличаются в различных странах. В отечественной науке традиционно под младшим школьным возрастом понимается отрезок детства, этап развития детской личности, который приходится на обучение в начальной школе [19, c. 89].

    К младшему школьному возрасту относятся дети 6-11 лет, которые обучаются на первой ступени общего среднего образования – начальной школе, которая охватывает 1-4 классы. За данный возраст принят именно такой отрезок времени исходя из требований системы образования, теорий психического развития и психологической возрастной периодизации. С началом обучения в школе происходит переход от игровой деятельности к учебной, которая становится уже в младшем школьном возрасте ведущей. Именно данный период характеризуется основными психическими новообразованиями.

    Так поступление в школу является важнейшим изменением в жизни ребенка. Коренным образом происходит смена уклада его жизни, изменяется его социальная роль в коллективе, изменения происходят также и в семье. Обучение занимает ведущую деятельность, с этих пор основная обязанность ребенка – это учеба, приобретение знаний. Конечно ему трудно сразу приспособиться к таким изменениям и сформировать правильное отношение к учению.

    Ребенок еще не осознает, зачем ему необходимо учиться. Постепенно он осознает, что от него требуются волевые усилия, ему нужно уметь мобилизовать внимание, проявлять интеллектуальную активность, обладать способностью к самоограничению.

    Если ученик не сможет это сознать и привыкнуть к новой роли, он может разочароваться, отрицательно отнестись к учебному процессу. Чтобы такой ситуации не произошло, учитель должен донести до него, что учение – не игра, что она представляет собой напряженную, но при этом очень интересную работу, так как благодаря учению происходит процесс знакомства с новым, занимательным, важным и нужным [15, c. 137].

    С началом школьного обучения на качественно новом уровне реализуется потенциал развития школьника как активного субъекта познания окружающего мира и самого себя: учебная деятельность становится ведущей, меняется система прав и обязанностей. Существенной характеристикой нового положения младшего школьника является то, что учебная деятельность как целенаправленная, обязательная, произвольная отличается от игровой. Учебная деятельность как общественно значимая, за которую ученик должен нести ответственность, выступает предметом общественной оценки; по-новому начинает контролировать ребенка семья (организация режима дня, выполнение домашних заданий, результаты обучения и т.д.), что влияет на формирование внутренней позиции школьника, его самочувствие. В связи с этим игра со сверстниками для ребенка приобретает смысл настоящей, свободной, защищенной жизни, поглощает целиком, наполняет переживаниями собственной целостности [3, с. 163].

    Здоровье, психическое развитие и формирование личности ребенка тесно взаимосвязаны, а физическая активность определяет успешность развития психической и социальной активности. Система обучения в начальной школе требует усилий для овладения телом, в частности, дифференциацией действий и практик как системой скоординированных движений. На основе собственных телесных ощущений и услышанных от других впечатлений о подобных ощущениях у ребенка формируется образ тела как сложного образования, обусловленного половой принадлежностью и индивидуальными телесными особенностями, традиционными культурными ожиданиями.

    Умение хорошо владеть своим телом, познание своих возможностей способствуют одобрению со стороны сверстников, которые выбирают в групповые игры умелых и ловких. Во взаимодействии с предметным миром, осваивая различные знаковые системы, прежде всего, язык и речь, через реальные отношения мужчин и женщин у младших школьников формируются установки, стереотипы, ценности, которые определяют их половые ориентации, развивается гибкость в выборе занятий и полоролевого поведения. Ребенок постепенно приобщается к сложившейся в культуре половой дифференциации, в нем закрепляются представления о постоянстве и неизменности пола, его сохранение в течение жизни, несмотря на изменения внешности.

    Педагоги и психологи (Г.С. Абрамова, Б.Д. Паригин и др.) обеспокоены влиянием массовой культуры на современных детей, которая формирует размытые и специфические половые установки. Младший школьный возраст является сензитивным для формирования мотивации обучения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; рефлексии; становления учебной деятельности и формирования «умения учиться», в частности, навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; становление самооценки и морального развития; межличностных отношений и общения. Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии познавательных процессов и одновременно создает условия для личностного роста.

    У младшего школьника актуализируется предметно-практическая, познавательная деятельность, проявляющаяся в конкретных формах ведущей учебной деятельности, а на ее основе формируется познавательная активность ребенка. В этот период по-новому перестраивается мотивационно-потребительная сфера, мотивы поведения и деятельности продолжают наполняться социальным содержанием. Новая социальная ситуация включает ребенка с ограниченным личным опытом общения, ранее защищенного семьей, в ситуации разноплановых межличностных отношений и общения («ребенок – взрослые», «ребенок – дети», «ребенок – учитель»), в которых следует отстаивать собственные мнения, позиции, право на автономность. Совместное участие в учебной деятельности утверждает особый тип отношений между учителем и учеником, с ориентацией ребенка на одобрение педагога. Учитель, который постоянно устанавливает требования и оценивает поведение и деятельность ребенка, выступает для школьников воплощением нормативных требований.

    В непосредственном общении с другими значимыми людьми, в играх и соревнованиях со сверстниками, в процессе учебной деятельности развиваются социальные качества ребенка. Младший школьник, которому свойственна конформность, вступает в сложные отношения со сверстниками, в которых переплетаются расположение и соперничество. Среда неформального общения в период обучения в начальной школе сохраняет игровые функции. Детские группы состоят в основном из представителей одного пола, каждому из которых присущи свои интересы, занятия, формы взаимодействия, особенности общения и самоутверждения. Ориентация на других людей преобладает в условиях групповой учебной деятельности в силу следующих причин: школьники в основном по образцу овладевают учебными навыками и специальными знаниями; правила поведения в классе и школе касаются всех и каждого; в выборе поведения в незнакомых или неопределенных ситуациях легче сориентироваться через подражание.

    Непроизвольное подражание, основанное на физиологическом имитационном механизме, приводит к заимствованию манеры поведения одноклассников и учителя. Через имитацию учитель может формировать у ребенка навыки культурного поведения, выступая как его образец. Произвольное подражание является волевым актом, надстраивается над непроизвольным подражанием; в таких случаях ребенок целенаправленно и тщательно воспроизводит то или иное действие в соответствии с образцом [18, с. 392-393].

    Социальное пространство современности не ограничивается однозначными правилами и нормами, его определяют противоречивые реалии, нестабильность правовых и моральных критериев. Понятно, что такой сложной системой зависимостей не в состоянии овладеть ребенок младшего школьного возраста, а потому из всей совокупности сложных взаимодействий внутри социального пространства простейшими для освоения являются нормы и правила взаимодействия с окружающими людьми. Ребенок усваивает нормативность семейной и школьной жизни, собственного двора и улицы, где живут старшие и младшие дети. Именно в начальных классах школьник впервые вступает в открытое взаимодействие с представителями других народов, открывает для себя многообразие имен, которые выступают в виде культурного знака, ориентируют, позволяют отнести их к определенному социальному слою, этносу.

    На уроках детьми усваивается не только информация, но и оценка, эмоциональное отношение к ней учителя, таким образом, формируется эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Такое отношение взрослых к поступкам детей определяет развитие их нравственных чувств. На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, который адекватно отражается во «внутренней позиции», то есть, в осознанном отношении ребенка к себе, окружающим людям и жизненным событиям. Внутренняя позиция как переживание ребенком своего положения отражает степень удовлетворения занимаемым положением, наличие или отсутствие у него переживания эмоционального комфорта, а также порождает соответствующие потребности и стремления.

    Структура самосознания личности, согласно В.С. Мухиной [18], формирует идентификацию с телом, своим именем (ценностное отношение к телу и имени), самооценку, выраженную в контексте притязаний на признание; ощущение себя как представителя определенного пола (половая идентификация); представление себя в аспекте психологического времени (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее); оценка себя в рамках социального пространства личности (права, обязанности в контексте конкретной культуры).

    Школа и семья являются внешними факторами развития самосознания, становление которого зависит от сформированности рефлексивного мышления ребенка. Рефлексия как новообразование младшего школьного возраста открывает новые возможности для формирования самооценки и личностных качеств. Самосознание младшего школьника интенсивно развивается, его структура закрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями. Расширяя и устанавливая социальные связи, младший школьник осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем.

    В возрасте 7-11 лет ребенок начинает осознавать и переживать свою индивидуальность, уникальность, отличие от других. Собственное психологическое пространство ребенок пытается охранять и сохранить, что может происходить в разных формах: дети часто делают различные убежища, тайные места, «штабы», имеют записные книжки, собирают коллекции. Таким образом они обозначают границы психологического пространства за счет непрозрачности для окружающих. Самопознание личности происходит через сравнение себя с окружающими, самооценку, которая вначале ориентирована на оценку своей личности окружающими людьми.

    Внешние воздействия, преломляясь через структуру ранее сложившихся у ребенка психологических особенностей, обобщаются им и формируют систему отношений к действительности, моральным нормам, определяющим поведение и деятельность школьника. Оценка, которой учитель пользуется как педагогическим инструментом, быстро превращается из знака успешности (неуспешности) в познавательной деятельности в знак личностного оценивания. Школьная оценка непосредственно влияет на становление самооценки ребенка, становится его статусным измерением, поскольку учебная деятельность обучающегося детерминируется требованиями социального окружения. Уровень успешности на начальном этапе школьного обучения, таким образом, выступает оценкой личности ребенка, что отражается на его самооценке и самовосприятии, а процесс оценивания создает тревожные, напряженные или стрессовые ситуации переживания собственного успеха или неудачи.

    Эмоционально-положительное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры самосознания личности каждого нормально развитого ребенка, ориентирует его на соответствие нравственному эталону. Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности. Младшему школьнику, который должен определиться в отношениях со сверстниками и взрослыми, перестроить всю систему отношений, необходимо найти индивидуально приемлемую и социально утверждаемую позицию в новой ситуации. Стремление к самоутверждению стимулирует ребенка к нормативному поведению, которое постоянно оценивается взрослыми. Доминирование у младшего школьника стремления к самоутверждению, с одной стороны, побуждает его к самосовершенствованию (скорее и лучше выполнять задачи, получать хорошие оценки и т.д.), а с другой – порождает тревожность, острые эмоциональные переживания, соперничество, поэтому довольно часто детские взаимоотношения сопровождаются завистью и конкуренцией. Самореализация предполагает осуществление активности ребенка в значимых для него сферах жизнедеятельности и взаимоотношений, при этом важно, чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для ребенка людьми [8, с. 62-63.]

    Придерживаясь мнения И.В. Дубравиной, к центральным образованиям данного возрастного периода мы относим следующие [10]:

    - качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

    - осознанность и произвольность познавательных процессов;

    - наличие рефлексии и внутреннего плана действий, новый тип отношений с окружающими людьми;

    - появление иерархии мотивов.

    Так, младший школьный возраст характеризуется:

    - доверчивой обращенностью к внешнему миру;

    - мифологичностью миросозерцания;

    - свободным развитием чувственной сферы и воображения;

    - наивным субъективизмом и эгоцентризмом;

    - бессознательным, а позже регулируемым чувством или замыслом подражанием;

    - построением моральных идеалов;

    - исследовательским характером познания;

    - конформизмом в эстетических и нравственных оценках.

    Таким образом, младший школьный возраст представляет собой является сензитивный периодом, в котором происходит процесс создания предпосылок для формирования определенной направленности личности.

    Глава 2. Опыт по обеспечению условий для достижения младшими школьниками представления о культурных ценностях
    2.1. Анализ нормативных документов, регламентирующих достижение младшим школьником планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования в части сформированности у них представлений о культурных ценностях
    Нормативно-правовую базу организации представлений о культурных ценностях современных школьников на федеральном уровне составляют:

    - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации»;

    - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г., №373);

    - Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

    - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

    - Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г.;

    - Стратегия национальной безопасности РФ до 2020г.;

    - Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05. 2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС».

    ФЗ № 273 – основной документ, регулирующий сферу образования в России. В нем прописаны основные права и обязанности как выпускников, так и учителей, родителей и самих преподавателей. Закон об образовании РФ устанавливает основные правила организации и деятельности образовательных учреждений всех типов и уровней, регулирует отношения между участниками образовательного процесса, а также отношения образовательного учреждения с другими организациями и государством.

    В ст. 12. «Образовательные программы» сказано: «Содержание образования должно обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями». ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования. Стандарт разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации по соблюдению прав граждан на образование, общих принципов государственной политики в области образования.

    В данном документе описаны главные положения школьного воспитательного процесса и указано на необходимость включения в основную образовательную программу подпрограммы културного развития и воспитания школьников и о необходимости активизации системы общенациональных ценностей и приоритетов через образовательную систему говорится в ФГОС, который нацелен на представление культурных ценностей и воспитание детей в период школьного обучения и становление их гражданской идентичности.

    Представление культурных ценностей и воспитания личности гражданина России определена в контексте сохранения и развития ценностей отечественной культуры с целью воспитания подрастающего поколения, формирование у него высоких нравственных качеств. Документ, разработанный в рамках реализации ФГОС, направленный на определение содержания воспитания, методов, средств и форм его организации, как одного из приоритетных направлений в образовании. Выступает как концепция и не может рассматриваться полноценно с целью формирования нормативно-правовых актов по духовнонравственному развитию школьников.

    Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. и некоторые положения Стратегии национальной безопасности РФ до 2020г. разработаны с целью модернизации системы воспитания и социализации детей, совершенствования государственной политики в этой сфере. В положениях Стратегии раскрываются сущностные характеристики воспитания, его основы и приоритеты государственной политики в области воспитания детей с учётом нормативно-правовой базы всех включённых в процесс социальных институтов воспитания.

    В новой редакции Стратегии национальной безопасности России задачи по сохранению традиционных российских духовно-нравственных ценностей определены отдельным стратегическим национальным приоритетом. Выполнение Стратегии находится на постоянном контроле Совета Безопасности. Особое внимание уделяется реализации Государственной программы патриотического воспитания. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации ситуация в России и в мире оценивается как требующая принятия неотложных мер по защите традиционных ценностей.

    Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС» определяет основные ориентиры по принципам организации внеурочной деятельности учащихся. Определяет дополнительные элементы формирования духовно-нравственного развития. Является дополняющим документов к реализации ФГОС. Значение для организации духовно-нравственного воспитания представленных нормативно-правовых и подзаконных актов выделено далее. Так как организация воспитательного процесса предполагает разработку следующих структурных компонентов: цель (задачи), содержание, принципы, направления, методы и формы работы, осуществим анализ представленности данных компонентов в организации духовно-нравственного воспитания в нормативно-правовой базе российского образования.

    Таким образом, анализ нормативных документов, регламентирующих достижение младшим школьником планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования в части сформированности у них представлений о культурных ценностях выявил, что новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо наполнять учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для формирования духовности в человеке, его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов.

    2.2. Опыт учителей начальной школы по формированию у младших школьников представлений о культурных ценностях
    Обращение к русской культуре  как целостной системе возникло не случайно,  педагог начальных классов Родина Елена Викторовна, СОШ 67 г. Нижний Новгород полагает,  что она позволяет найти целостный подход в единстве познания и разнообразных форм деятельности,  и обеспечивает осознанное и активное участие школьника в творческом преобразовательном процессе в любых сферах общественной жизни.

    В связи с этим  Родина Елена Викторовна разработала в своей школе концепцию воспитательной системы «Школа русской культуры», реализацией которой занимается 3 года  через   следующие направления работы:

     - проект «Россиянин»

     - проект «Традиции»

    - проект «Семьянин»

     - проект «Здоровье»

    В связи с этим в образовательный  процесс включаем разнообразные формы классных, внеклассных занятий, сориентированных на постижение духовно-содержательных аспектов русской культуры  в единстве восприятия и созидательной деятельности на основе общения и сотворчества.                                                                                               

    Для  духовного  воспитания  личности ребенка  через урок и внеклассную  работу проводится  педагогами   школы целенаправленная деятельность  в этом направлении. Проводится методическая декада «Использование возможностей русской культуры в системе  становления, развития и образования личности обучающихся», организуется психолого-педагогический семинар по этнопедагогике, проводятся педсоветы «Духовное воспитание личности в образовательном процессе», «Развитие творческих способностей учащихся в урочное время», «Воспитательный аспект урока».  

    Отбор содержания  учебных предметов создает условия для того, чтобы дать ученикам представление о национальном характере народа; о людях, прославивших Россию; о трудовых традициях, народных ремеслах; о нравственных ценностях; о природных богатствах своего края.    Особенно много внимания уделяется русской и, в частности, народной культуре на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории, где изучается целостность народного искусства,  которая проявляется в знаках, символах, ритуалах, фольклоре, сказках, поверьях, пословицах, декоративно-прикладном искусстве.

    Так в СОШ № 72, города Орска, педагогом начальных классов Мишиной Ириной Алексеевной, проводятся предметные недели, направленные на приобщение учащихся к духовной культуре, на развитие творческих способностей учащихся.

    «Недели искусства» позволяют приобщить учащихся к миру искусства как неотъемлемой части духовной культуры общества, познакомить с особенностями народного искусства. Проводятся интеллектуальные игры по народному искусству, выставки творческих работ учащихся, учителей, родителей, народные гуляния.

    В работе применяются различные формы внеклассных мероприятий (посиделки, ярмарки, гулянья, праздники). Это, прежде всего, система народных праздников. Основные праздники народного календаря (Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Покров и другие) пытаемся организовать и проводить на основе местных традиций.

    В результате освоения народных традиций, дети узнают историю своей семьи, школы, села, района, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники; замечательных людей села, района, области, страны.

    Педагог начальных классов Юдина Елена Ивановна, СОШ 125 г. Сочи использует беседы на темы повседневной жизни и окружающего мира, которые развивают в детях чувство наблюдательности ко всему происходящему вокруг. Строит их от ежедневных проблем, возникающих у детей, до проблем окружающих людей. Постепенно дети сами начинают замечать, что происходит вокруг них.

    Педагог начальных классов Драгожилова Алла Александровна, СОШ 61 г. Оренбурга использует чтение сказок – универсальный способ разговора с детьми на духовно-нравственные темы. То, что может понять и почувствовать ребёнок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и обсуждений главной мысли. Сказка должна найти отклик в сердце ребёнка. Он должен её «прожить», поставив себя на место любимых героев. При этом ребёнок не должен давать определённых ответов, а лишь размышлять о своей жизни, о своих чувствах, поступках.

    Ребёнок учится, играя, считает педагог начальных классов Ноздрачева Елена Григорьевна, СОШ 61 г. Оренбурга. Во время игры ученик за несколько минут способен выучить столько, что иным способом не постигнет и за час. Кроме этого в игре ребенок может познакомиться и с основными понятиями нравственного и безнравственного. В игре лучше всего проявляются индивидуальные особенности и способность к построению взаимоотношений с окружающими. Через игру Елена Григорьевна постепенно формирует характер детей, корректирует их поведение.

    Таким образом, изучив опыт учителей начальной школы по формированию у младших школьников представлений о культурных ценностях выявили, что активизация обучения может быть осуществлена только при условии активной творческой деятельности самого учителя. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель сам должен очень многое придумывать, быть человеком увлеченным и любящим свой предмет. Конечно, творчество каждой возрастной группы имеет свою специфику.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Проанализировав научно-теоретическую литературу по теме, мы можем сделать следующие выводы.

    Культурные ценности – достояния определённой этнической, социальной группы, которые могут  быть выражены некоторыми формами художественного, изобразительного и других видов  искусств.

    У младшего школьника актуализируется предметно-практическая, познавательная деятельность, проявляющаяся в конкретных формах ведущей учебной деятельности, а на ее основе формируется познавательная активность ребенка. В этот период по-новому перестраивается мотивационно-потребительная сфера, мотивы поведения и деятельности продолжают наполняться социальным содержанием. Новая социальная ситуация включает ребенка с ограниченным личным опытом общения, ранее защищенного семьей, в ситуации разноплановых межличностных отношений и общения («ребенок – взрослые», «ребенок – дети», «ребенок – учитель»), в которых следует отстаивать собственные мнения, позиции, право на автономность. Совместное участие в учебной деятельности утверждает особый тип отношений между учителем и учеником, с ориентацией ребенка на одобрение учителя. Учитель, который постоянно устанавливает требования и оценивает поведение и деятельность ребенка, выступает для школьников воплощением нормативных требований.

    Анализ нормативных документов, регламентирующих достижение младшим школьником планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования в части сформированности у них представлений о культурных ценностях выявил, что новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо наполнять учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для формирования духовности в человеке, его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов.

    После изучения опыта учителей начальных классов по формированию представлений о культурных ценностях у младших школьников выяснилось, что обучение может осуществляться только в том случае, если сам учитель активно занимается творчеством. Для того чтобы научить детей думать, находить, изобретать, учитель сам должен много изобретать, открывать, выдумывать, стать увлеченным человеком и любить свой предмет. Конечно, у каждой возрастной группы есть свои особенности творчества.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Александрова, Е.Я. Апология культурологии: опыт рефлексии становления научной отрасли / Е.Я. Александрова, И.М. Быховская. – Общественные науки и современность. – 1997. – №2. – 145 с.

    2. Александровская, Э. М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении / Э.М. Александровская. – Психология учебной деятельности школьников. – М., 1982. – 146 с.

    3. Алексеева Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. - 98 с.

    4. Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе / Ш. А. Амонашвили. – М. : Просвящение, 1984. – № 5. – 267 с.

    5. Анисимова, А.А. Культурологические ценности у младших школьников / А. А. Анисимова // Евразийская педагогическая конференция : сб. ст. в 4 ч. / гл. ред. Г. Ю. Гуляев. – Пенза, 2018 г. – Ч. 1. – С. 204-207.

    6. Анисимова, А. А. Формирование культурологических ценностей у младших школьников / А. А. Анисимова // Современная наука: актуальные вопросы, достижения, инновации : сб. ст. в 4 ч. / гл. ред. Г. Ю. Гуляев. – Пенза, 2018 г. – Ч. 1. – С. 194-197.

    7. Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности/ А. Г. Асмолов. – Вопросы образования. – 2008. – №1. – С. 65-86.

    8. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 236 с.

    9. Афонькина, Ю.А. Психология развития/ Ю.А. Афонькина. – Мурманск. : Пазори, 2004. – 132 с

    10. Балакшин, А.С. Глубинная сущность культуры / А.С. Балакшин / Успехи современной науки. – 2017. – № 4. – С. 119–122.

    11. Глузман, Н.А. Младший школьник в психолого-педагогических и социальных координатах / Н.А. Глузман // Психологопедагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник материалов II Научно-практического семинара. – Симферополь : Ариал, 2018. – С. 57–63.

    12. Дубравина, И.Н. Психология / И.Н. Дубравина. – М. : Академия, 2002. – 464 с.

    13. Жапова, Н.А. Роль культурологии в современном образовании / Н.А. Жапова // Социально-культурные процессы в условиях интеграции и дезинтеграции: материалы всероссийской научной конференции с международным участием. – Улан-Удэ : Бурятский государственный университет. – 2017. – С. 141–143.

    14. Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н. Калечиц – М. : Просвещение, 1980. – 261с.

    15. Кравченко, А.И. Культурология / А. И. Кравченко // Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. М. : Академический Проект, 2002. – 496 с.

    16. Круглов, Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника/ Б. С. Круглов // Психологические особенности формирования личности школьника – М. : Педагогика, 2003. – 175 с.

    17. Куранова М. В. Формирование общечеловеческих добродетелей у младших школьников в учебно-воспитательном процессе: автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1999. - 27 с.

    18. Мостова, Л. А. Антология исследования культуры / Л.А. Мостова // Интерпретации культуры. – М. ; СПб. : Изд-во СПбГУ, 2006. – 718 с.

    19. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. - 1998. - № 4. - С. 3-8.

    20. Николаева М.Н. Формирование культурных ценностей у младших школьников / Николаева М.Н.// Научный электронный журнал Меридиан. 2017. № 4 (7). С. 84-85.

    21. Сенько, В.Г. Воспитание у младших школьников норм поведения / В.Г. Сенько. – Минск, 2006. – 190 с.

    22. Скоморохова М. И. Ориентация младших школьников на нравственные ценности в процессе обучения: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. - Иркутск, 1997. - 20 с.

    23. Скрипачева, И.А. Релятивизм понятия «культура» и попытки его преодоления в процессе изложения учебного курса культурологии / И.А. Скрипачева, Л.Н. Дорогова // Вестник славянских культур. – 2018. – №. 48. – С. 83–91.

    24. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко - Москва: Аспект Пресс, 2003. – 238 с.

    25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) [Электронный ресурс]. – URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai.


    написать администратору сайта