Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные виды социальных общностей

  • Список используемой литературы

  • Социальные общности первоисточник 2. Курсовая работа по дисциплине Социология


    Скачать 54.81 Kb.
    НазваниеКурсовая работа по дисциплине Социология
    Дата23.12.2022
    Размер54.81 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциальные общности первоисточник 2.docx
    ТипКурсовая
    #860949
    страница2 из 2
    1   2

    2.1 Основные виды социальных общностей. Их классификация

    Социальными общностяминазывают группы людей, объединенных какими-либо общими при­знаками: общими интересами, ценностями, об­щим делом и т.д. Существует множество взаимопересекающихся видовобщностей, которые отличаются друг от друга по самым разным критериям. Можно, в частности, клас­сифицировать социальные группы по следующим трем показате­лям:
    Основные виды социальных общностей


    по содержанию

    По степени устойчивости

    по размерам





    неустойчивые большие социально-классовые

    среднеустойчивые средние социально-этнические

    устойчивые малые социально-демографические

    - формальные социально-профессиональные

    - неформальные социально-территориальные
    Так, по степени устойчивости различают: кратковремен­ные, неустойчивые группы, которые отличаются в основном слу­чайным характером и слабым взаимодействием между людьми и поэтому часто называются квазигруппами (таковы, скажем, теат­ральные зрители на спектакле, пассажиры в вагоне поезда, тури­стическая группа, митингующая толпа и т.п.);

    группы средней устойчивости (трудовой коллектив завода, бригада строителей, школьный класс) и устойчивые общности (такие, как нации или классы).

    По размерам тоже выделяют три основные группы. Во-пер­вых, большие социальные общности, т.е. группы, существующие в масштабах страны в целом (это нации, классы, социальные слои, профессиональные объединения и т. д.).

    Во-вторых, средние со­циальные общности - скажем, жители Екатеринбурга или всей Свердловской области; работники такого автозавода-гиганта, как КамАЗ и Набережных Челнах и т.п.

    В-третьих, малые социальные общности, или малые (первичные) группы, к которым можно отнести, например, семью, коллектив работников небольшого магазина и т.д.

    Наконец, по содержанию социальные общности можно разде­лить еще на пять групп:

    социально-экономические (касты, со­словия, классы);

    социально-этнические (роды, племена, на­родности, нации);

    социально-демографические (молодежь, престарелые, дети, родители, женщины, мужчины и т.д.);

    социально-профессиональные, или корпоративные, общности (шахтеры, учителя, врачи и другие профессиональные группы);

    социально-территориальные (жители отдельных краев, обла­стей, районов, городов и т.д.).

    Разнообразные виды социальных систем возникают в резуль­тате социального взаимодействия. Действительно, в процессе взаимодействия между людьми образуются устойчивые связи и от­ношения, которые дают новое качество ранее независимым друг от друга индивидам — создают «коллективное единство», которое взаимодействует со средой как целое. В результате регулярного взаимодействия пара влюбленных обра­зует семью, несколько любителей футбола — команду, совокуп­ность верующих — религиозную общину, несколько работников — трудовую артель и т. д. Укрепление взаимных связей, установление более устойчивых отношений и эволюция социальных общностей — это две стороны единого процесса взаимодействия между людьми.

    Самой общей, абстрактной категорией социологии, описыва­ющей многообразие форм объединения людей, является понятие «социальная общность» — совокупность людей, объединенных об­щими условиями существования, наладивших регулярное устой­чивое взаимодействие друг с другом.

    Основными видами социальных общностей являются:

    1) социальная группа;

    2) номинальная общность;

    3) социальная организация (организованная группа);

    4) массовая общность (квазигруппа);

    Номинальная общность — это особая социальная категория. В отличие от всех остальных видов социальных общностей, она не возникает естественным образом как результат социальных взаимодействий и, поэтому, строго говоря, общностью называться не может. Номинальная общность есть совокупность людей, объ­единенных общими социальными признаками, взаимосвязь между которыми устанавливается исследователем с целью решения ка­кой-либо научной задачи. Данные люди могут иметь огромное количество общих признаков: цвет глаз, волос, любовь к животным и т. п., но никогда не вступать по взаимодействие друг с другом. Термин «номинальная общность» существует как дань научной традиции и имеет более точный синоним «социальный агрегат».

    Специалисту, занимающемуся изучением различных социальных феноменов, нередко приходится связывать внешне никак не связан­ные явления в единое целое, чтобы понять общую закономерность. Например, но всех регионах России (районах Москвы) существуют малолетние преступники. Которые совершили одинаковые проступки. В реальной жизни эти дети никак не взаимодействуют и даже не задумываются о существовании друг друга. Исследователь, специалист по детской преступности, чтобы понять причины совершаемых преступлений, искусственно объединяет их в номинальную общность.

    Социальная организация (организованная группа) — совокупность людей, объединенных для достижения каких-либо целей и харак­теризующаяся строгим разделением труда и специализацией, на­личием иерархии статусов и ролей, нормативной регуляцией пове­дения, наличием органов управления и координации, собственной системой социального контроля, безличным характером взаимо­действия людей друг с другом.

    Социальную организацию иначе называют организованной груп­пой. Данная социальная общность в корне отличается от остальных форм социальных общностей. Здесь уже царят ясность, строгость и порядок. Индивиды объединены внешним образом, но порядок вступления в большинство организаций добровольный. Никто не заставляет молодых людей поступать в институт, но, поступив, вынуждены подчиняться установленным в данном учебном заведении нормам и правилам поведения.

    Для социальной организации, как и в большой социальной группе, характерно четкое распределение индивидов по их социальным статусам и ролям. За несоответствие полученному социальному статусу, например, студент может быть отчислен. Отношения между индивидами носят безличный, формальный характер. В то же время наличие особого органа управления позволяет с помощью выработанной системы санкций осуществлять строгий социальный контроль за выполнением членами социальной организации ее должностных обязанностей.

    Социальную организацию можно определить как стержень рациональной системы взаимодействия между индивидами, направленный на достижение единой цели. То, что не под силу одному под силу коллективу. Поэтому, если мы возьмем любую сферу жизни, то увидим, что везде результат деятельности коллектива более эффективен, чем отдельного индивида. Футболисты будет играть более результативно, если объединятся в команду. В экономике любого промышленно развитого государства крупные предприятия составляют стержень его экономической мощи. Чтобы влиять на социальные взаимоотношения в государстве, люди объединяются в политические организации. Иными словами, люди социально значимое взаимодействие между индивидами на определенном этапе своего развития с необходимостью принимать форму социальной организации. Анализ различных форм социальных организаций позволяет обществу успешно справляться с возникающими в процессе его развития социальными проблемами.
    2.2 Массовые общности. Виды массовых общностей
    Массовые общности (квазигруппы) – это реально существующие совокупности людей, случайно объединенные общими условиями существования и не имеющие устойчивой цели взаимодействия. Квазигруппы имеют следующие отличительные черты:

    1) спонтанность образования;

    2) неустойчивость взаимосвязей;

    3) отсутствие разнообразия во взаимодействиях (это либо только прием или передача информации, либо только выражения протеста или восторга и т.д.);

    4) кратковременность совместных действий.

    Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего-либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. Социологи выделяют следующие виды массовых общностей: аудитория, толпа, социальные круги.

    Аудитория. Под аудиторией понимается социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором — индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности. Аудитория может осуществлять как непосредственное взаимодействие с коммуникаторами (например, слушание уличного оратора, объявления распорядителя в магазине или других общественных местах), так и опосредованное, анонимное (например, воздействие средств массовой информации).

    Наиболее характерной чертой аудитории, таким образом, является практически одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь аудитории с коммуникатором, особенно в случае большой аудитории. Аудитория — это сложное и неоднородное социальное образование, что связано, прежде всего, с тем обстоятельством, что люди по-разному воспринимают и усваивают информацию в силу различных личностных качеств и различных культурных норм и ценностей. Если одна часть аудитории ставит барьер на пути усвоения информации, которая не соответствует их культурным стереотипам, то другая часть живо воспринимает ее. Следовательно, любая аудитория имеет тенденцию к разделению на отдельные общности, в которых начинаются взаимное общение и обмен мнениями о полученной информации. Это позволяет каждой из выделившихся общностей, которые называются социальными кругами, составить общее мнение относительно каких-либо событий.

    В повседневной жизни человек часто сталкивается с аудиториями. Внимаем ли мы оратору в лекционном зале или тамаде за столом, читаем ли газету или слушаем радио — во всех случаях мы являемся членами аудитории самого разного типа. Проблема воздействия на аудиторию, возможностей ее разделения, а также усвоения ею нужной информации является важной в политике, менеджменте, работе средств массовой информации.

    Толпа. Толпа — это временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Социальная структура толпы очень проста и редко бывает сложнее, чем разделение на лидеров и всех остальных. Но толпа — это нечто большее, чем простая агрегация индивидов. Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди в толпе стараются избегать межличностного контакта. Простое осознание присутствия вокруг других людей ведет к неявному, но богатому впечатлениями взаимообмену, основанному на общении с избеганием контакта глаз, на лицевой мимике, жестах, позах и даже стилях одежды.

    Толпы весьма сильно различаются по характеру и поведению. Толпа одного типа может быть быстро трансформирована в толпу другого типа, например в неистовствующее сборище. Однако чаще всего толпы имеют определенные общие характеристики:

    1. Внушаемость. Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы, чем находящиеся вне ее. Они с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства.

    2. Анонимность. Индивид чувствует себя незначительным и неузнанным в толпе. Толпа часто действует как целое, и ее индивидуальные члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных индивидов.

    3. Спонтанность. Люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанной манере поведения, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются над своими действиями и их поведение в толпе зависит исключительно от эмоций.

    4. Неуязвимость. Поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля, понимая, что до них трудно «добраться». Например, при осуществлении актов вандализма неистовствующими футбольными болельщиками (битье стекол, порча кресел в вагонах метро и другие подобные действия) каждый из участвующих в них снимает с себя за это ответственность, действуя со всеми вместе как одно целое.

    Механизмы образования толпы, иррациональное и часто деструктивное поведение человека в действующей толпе всегда интересовали ученых-социологов. Некоторые теоретики определили поведение толпы как продукт групповой «инфекции», в результате которой индивиды во многом теряют свою самоидентификацию и даже самоконтроль. Впервые системную версию этой теории предложил в 1895 г. французский ученый Густав Лебон. Согласно его версии, «коллективное устремление», появляющееся в толпе, приводит к тому, что сознание у отдельных личностей подавляется и почти полностью исчезает. Лебон полагал, что члены толпы находятся под влиянием некоторого общего воздействия и импульса, присущих только толпе. Таинственные импульс и сила составляют «коллективные устремления» толпы. Однако они действуют на личность по-разному. Существуют лица с высокой обособленной культурой, которые почти никогда не «заражаются» «коллективным устремлением». Наиболее же подвержены «инфекции» люди из низших слоев общества с нечетко выраженной индивидуальной культурой. Эти слои всегда растворяются в толпе, заражаясь ее устремлениями.

    Теперь уже известно, что идея «коллективного устремления» ошибочна. Поведение толпы — это сумма поведения ее отдельных членов, и не может быть независимо существующего и неизвестно откуда появляющегося «общественного устремления».

    Другим направлением изучения толпы стала теория «возникающих норм», разработанная американским социологом Ральфом Тернером в 1964 г. Согласно этой теории, поведение толпы является уникальным феноменом, заключающимся в том, что в ходе взаимодействия в толпе возникает и начинает быстро развиваться комплекс специфических норм. Тернер считает, что первоначально люди в действующей толпе имеют различные мотивы и установки. Одни члены являются импульсивными участниками, другие — пассивными созерцателями, третьи высказывают мнение и дают советы и т.д. В ходе взаимодействия этих индивидов в толпе начинают с большой скоростью образовываться новые нормы. Творцами их будут немногие, наиболее активные личности. В том случае, если данные нормы не устраивают большинство толпы, эти личности смещаются и на их место приходят новые активные люди. Нахождение в замкнутом пространстве и наличие идентичных целей способствуют быстрому принятию возникающих норм или отказу от них, социальному контролю за их соблюдением со стороны большинства. Таким образом, действия личностей в толпе становятся однонаправленными и относительно упорядоченными, толпа начинает действовать.

    Исследования последних лет показали, что теория «возникающих норм» в целом верно объясняет процессы, происходящие в толпе. Отсюда следует, что для управления поведением толпы важно определить источники возникновения норм, их носителей и возможности целенаправленного воздействия на их создателей.

    Социальные круги. Среди квазигрупп наиболее близкими к устойчивым социальным группам являются социальные круги. В соответствии с определением Я. Щепаньского «социальными кругами мы называем свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами». Однако в этом определении не указывается основная отличительная черта социальных кругов, а именно то, что взаимодействие в них направлено почти полностью на обмен информацией.

    Итак, социальные круги — это социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Эти общности не ставят каких-либо общих целей, не предпринимают совместных усилий, не имеют исполнительного аппарата. Основная функция социальных кругов состоит в обмене взглядами, новостями, комментариями, аргументами. Можно сказать метафорически, что круги — это общности дискутирующих людей.

    Узкая направленность взаимодействий, пассивность и отсутствие единства делают социальные круги неустойчивыми социальными образованиями. Вместе с тем индивиды, их формирующие, проходят определенный отбор в основном по двум критериям: 1) общая заинтересованность в теме дискуссии (собрание на улице людей, обсуждающих политические события); 2) принадлежность к определенной субкультуре (например, деловые круги, объединяющие бизнесменов, круги высших слоев общества).

    Все социальные круги могут иметь лидеров, т.е. лиц, которые обобщают различные мнения, и высказывания которых имеют значение для членов данного круга и влияют на их поведение. Эти лидеры неформальны и не обладают возможностью контролировать поведение членов социального круга.

    Изучение социальных кругов представляет не только научный, но и практический интерес по двум причинам. Во-первых, потому что они являются такими социальными образованиями, в которых зарождается, преобразуется и формируется общественное мнение, которое именно здесь обретает силу и воздействует на поведение людей в социальных группах. Во-вторых, потому, что социальные круги — это основа для образования активно действующих социальных групп. Особенно ярко такие действия наблюдаются в политике, при образовании политических партий. Первоначально в данном случае возникает некоторая идея преобразований, служащая достоянием нескольких членов. В ходе бесед идея подхватывается другими личностями и служит той основой общей заинтересованности, на которой базируются социальные круги. В процессе обмена мнениями, дискуссий появляются лидеры мнений, с помощью которых идея оформляется и становится частью общественного мнения. Овладевая умами, идея призывает к действию, и постепенно из социального круга выделяется активная социальная группа, для которой данная идея служит стимулом к действию. Образовавшаяся группа выделяет из своей среды лидеров-организаторов взамен лидеров мнений. Группа постепенно приобретает черты формальной организации и превращается в политическую партию. Таким образом, изучая социальные круги, можно прослеживать процессы образования активных социальных групп и социальных институтов.

    Итак, квазигруппы могут рассматриваться как некоторые переходные образования на пути к устойчивым социальным группам с устоявшимися взаимосвязями. Если проанализировать признаки отличия квазигрупп от социальных групп, то это: организованность, устойчивость, сложившаяся внутренняя структура.

    Заключение
    Социальные группы и общности - это такие объе­динения людей, которые способствуют удовлетворе­нию потребностей этих людей в результате совмест­ных действий. В любой обществе есть много таких групп и общно­стей. Есть три основных признака, определяющих суть этих объединений: 1) группы и общности - это органически целостный механизм, 2)устойчивость и определенность границ таких объединений - стабильность существования; 3) в группах и общностях существуют определенные социальные отношения, которые определяют со­циальные ценности определенных масс людей. Но все же необходимо разграничивать понятия социальная группа и социальная общность. Социальные группы более стабильны и устойчи­вы, сплоченны и однородны, нежели социальные общности. Для социальных общностей характерны неустойчивость состава, неопределенность границ.

    Многообразие социальных групп обусловлено, прежде всего, разнообразием задач, для решения которых образовались эти группы. Существуют социальные группы, которые образованны по аскриптивному признаку; статусные группы,возникшие в результате социального разделения труда, институализации социальных связей; целевые группы(организации), т.е. группы, организованные для решения тех или иных задач. В то же время существует и другая классификация групп – на основе тех свойств, которые характеризуют социальные группы независимо от того, идет ли речь о рабочем классе, предпринимателях, молодежи, пенсионерах и т.д. В этом случае выделяют непосредственные или опосредованные группы, формальные и неформальные и т.д.

    Также существует множество взаимопересекающихся видов социальных общностей, которые можно классифицировать по степени устойчивости, по размерам, по содержанию. Основными видами социальных общностей являются социальная группа, номинальная общность, социальная организация (организованная группа) и массовая общность (квазигруппа).

    Массовые общности имеют следующие отличительные черты: спонтанность образования; неустойчивость взаимосвязей; отсутствие разнообразия во взаимодействиях; кратковременность совместных действий.

    Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего-либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. Социологи выделяют следующие виды массовых общностей: аудитория, толпа, социальные круги.

    Массовые общности могут рассматриваться как некоторые переходные образования на пути к устойчивым социальным группам с устоявшимися взаимосвязями. Если проанализировать признаки отличия квазигрупп от социальных групп, то это: организованность, устойчивость, сложившаяся внутренняя структура.

    Список используемой литературы:

    1. Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология: Учебник / Под ред. канд. фил. наук, доц. Лощакова Д.Г. – М.: ИНФРА – М, 2002.- 304с.

    2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. И. Добренькова. - М.: Гардарика,1998.-432с

    3. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Издат. Корпорация «Логос»; Екатеринбург: «Деловая книга», 2000.-382с.

    4. Куликов Л.М., Основы социологии и политологии: Учеб. пособие. – Финансы и статистика, 1999. – 336с.

    5. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРАМ – М, 2004. – 654с.

    6. Социология: Курс лекций /А.А.- Радугин, К.А. Радугин. - М.: Владос, 1995 - 192 с.

    7. Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие/ Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др./Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс 1996.- 461 с.

    8. Харчева В. Основы социологии. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: "Логос", 1997. 304 с.: ил.
    1   2


    написать администратору сайта