Главная страница
Навигация по странице:

  • «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Н.К. КАЛУГИНА» Г. ОРЕНБУРГА КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» ПО ТЕМЕ

  • «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА» Выполнила : студентка группы 32 А Коробова Е.В

  • Содержание Введение

  • Цель исследования

  • 1. Взгляды ученых на проблему развития музыкальных способностей старшего дошкольника

  • 2. Театрализованная деятельность для дошкольников, ее сущность.

  • Театрализованная деятельность

  • 3. Развитие музыкальных способностей у старшего дошкольника средствами театрализованной деятельности.

  • итоговая работа. Курсовая работа по дисциплине театрализованная деятельность по теме театрализованная деятельность как средство развития музыкальных способностей старшего дошкольника


    Скачать 47.74 Kb.
    НазваниеКурсовая работа по дисциплине театрализованная деятельность по теме театрализованная деятельность как средство развития музыкальных способностей старшего дошкольника
    Дата24.12.2022
    Размер47.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаитоговая работа.docx
    ТипКурсовая
    #861938

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Н.К. КАЛУГИНА» Г. ОРЕНБУРГА

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

    ПО ТЕМЕ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА»

    Выполнила: студентка группы 32 А Коробова Е.В

    Содержание

    Введение

    1. Взгляды ученых на проблему развития музыкальных способностей о дошкольника.

    2. Театрализованная деятельность, ее сущность.

    3. Развитие музыкальных способностей старшего дошкольника средствами театрализованной деятельности.

    Заключение.

    Литература.


    Введение

    В настоящее время современному обществу необходимы люди, обладающие набором творческих качеств.

    Музыкальные способности - одно из качеств действительно актуальное и нужное.

    Музыкальное воспитание дошкольника - основа художественно-эстетического воспитания маленькой личности. Развитие данных способностей необходимо начинать с детства. Действенным и интересным средством музыкального воспитания у ребенка является театрализованная деятельность. Это самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формирования творческой личности ребенка. Она понятна ребенку, близка его природе, так как связана с игрой. Участие в такой игре прививает устойчивый интерес к музыке, литературе и театру, формирует артистические навыки, побуждает к созданию новых образов. Кроме того, помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для педагога эффективным средством раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него.

    Так же необходимость развития музыкальных навыков прописано в главном документе об образовании - Федеральном Государственном Образовательном Стандарте. Ребёнок должен познакомиться и овладеть основными видами и жанрами музыкальной деятельности, в том числе народного творчества, развить потребность в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. Это является главной поставленной целью музыки в соответствии ФГОС.

    Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления.

    В процессе театрализованной деятельности, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом. В современной действительности ребенка необходимо научить видеть красоту окружающего мира, развивать у него чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведение искусства, красоту и богатство родной природы, быть наблюдательным и любознательным.

    Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.

    В зависимости от используемых методик преподавания музыки, педагог может взять за основу проводимых занятий театрализацию. Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы. В процессе музыкального воспитания детей постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с тем возрастает и его самореализация в творческой сфере.

    В процессе занятий у детей осуществляется:

    1.формирование первоначальных представлений о понятиях «спектакль», «роль», «сцена спектакля», «актерский ансамбль»;

    2.развитие актерских навыков и навыков музыкально-ритмических движений;

    3.развитие сценической речи, формирование навыков словесных действий (эмоциональное погружение в произносимые слова, расширение диапазона и силы звучания голоса, умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния, развитие правильного речевого и вокального дыхания, улучшение дикции).

    Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов. Театральная деятельность детей может включать в себя несколько разделов: актерское мастерство, игровое творчество, имитирование на музыкальных инструментах, песенное и танцевальное творчество детей, проведение праздников и развлечений, шоу и спектаклей.

    Актуальность: Развитие музыкальных способностей через театрализованную деятельность ориентировано на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные музыкально-театрализованные занятия позволяют всесторонне развивать детей дошкольного возраста, что является одной из основных проблем воспитания детей дошкольного возраста.

    Цель исследования: Изучить проблему развития музыкальных способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.

    Объект исследования: Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, направленный на развитие музыкальных способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.

    Задачи исследования:

    1. Изучить взгляды ученых на развитие музыкальных способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.

    2. Изучить сущность театрализованной деятельности направленной на развитие музыкальных способностей дошкольников.

    3. Раскрыть процесс развития музыкальных способностей дошкольников с помощью средств театрализованной деятельности.

    Предмет исследования: Развитие музыкальных способностях средствами театрализованной деятельности

    1. Взгляды ученых на проблему развития музыкальных способностей старшего дошкольника

    Проблема развития художественного творчества, в системе эстетического воспитания подрастающего поколения в настоящее время нуждается в постоянном изучении и, следовательно привлекает внимание философов, психологов, педагогов, это происходит в следствие того, что общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

    Своеобразие современного дошкольного образования характеризуется вариативностью образовательных программ и групп дошкольных образовательных организаций. В этих условиях все острее обозначается необходимость решения проблемы целостного развития ребенка в педагогическом процессе детского сада. В связи с этим чрезвычайно актуализируется задача разработки подходов к организации процесса целостного эстетического развития детей. Всестороннее развитие личности, по убеждению К. В. Тарасовой возможно лишь при комплексном, системном подходе к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Особое место в этой системе она отводит эстетическому воспитанию и одной из его центральных составляющих воспитанию музыкальному. Эта роль определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой. Музыкальное воспитание способствует целостному становлению человека, формированию его как личности. «Искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны психики человека — не только воображение и чувство, что представляется само собою разумеющимся, но и мысль, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то эстетическое воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности»

    Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, так как в ней отражены человеческие эмоции. Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию, благодаря чему она становится, по выражению Б. М. Теплова, «эмоциональным познанием» и дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, в особенности в детстве, наиболее восприимчивом из всех возрастов.

    По мнению Л.С. Выготского, генетическими формами регуляции поведения в детстве долго остаются эмоции и, вероятно, именно им в процессе развития принадлежит роль регуляторов становления личности как целостного образования. Говоря о гармоничном развитии личности, Л. С. Выготский в качестве важнейшего его условия называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и познавательное развитие ребенка. Последнее связано с тем, что музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. Однако это содержание становится достоянием ребенка только при условии специальной организации его присвоения (К. В. Тарасова), иными словами, при условии специально организованного, целенаправленного музыкального воспитания.

    Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Ребенок, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога - стремиться развить у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков. Детей можно подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие – нежно и ласково.

    Чтобы запомнись что-либо, недостаточно пассивного слушания, нужен активный анализ музыки. Наглядные пособия на музыкальных занятиях дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А. Сухомлинский писал: «внимание маленького ребенка - это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизится к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: «если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник».

    Музыкальные способности – это «индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности».

    По определению Е. Тихоновой, Е. Федорович, способности – это

    индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий и наивысший уровни развития способностей выражаются понятиями одаренности, таланта и гениальности.

    Б.M. Теплов характеризует способности как индивидуально- психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешному выполнению какого-то одного вида деятельности или многих. В основе развития способностей лежат врожденные анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки.

    Музыкальные способности ребенка – это, прежде всего способность переживать музыку, способность создавать образы музыкальных произведений и выражать их как средствами музыкальной деятельности, так и средствами любой другой художественной деятельности (изобразительной, игровой, литературной, музыкальные способности, которые необходимы для успешной реализации музыкальной деятельности, объединены в понятие «музыкальность».)

    Музыкальность, как пишет Б.M. Теплов, это комплекс способностей, необходимых для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время не связанных с любым типом музыкальной деятельности. В большинстве исследований, посвященных этой проблеме, подход к музыкальности определялся теоретическими представлениями о ней как о психическом образовании.

    Значительный вклад в разработку проблемы музыкальности и музыкальных способностей внес Б. М. Теплов. В своей работе «Психологии музыкальных способностей» он дал блестящий критический анализ целого ряда направлений изучения музыкальности и предложил оригинальную концепцию музыкальности, которая, по убеждению К. В. Тарасовой, знаменует собой новый, более высокий этап разработки этой проблемы. Б. М. Теплов выдвинул категорию музыкальной одаренности, включающую как общие моменты, присущие многим видам деятельности, так и специальные, необходимые для занятий именно музыкальной деятельностью. Музыкальную одаренность Б. М. Теплов определял как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит успешность занятий музыкальной деятельностью. Музыкальная одаренность, будучи сложной структурой, зависит от сочетания общих и специальных способностей, от качественного своеобразия этого комплекса.

    К общим моментам музыкальной одаренности он относил силу, богатство и инициативность воображения, обилие зрительных образов, устойчивость творческого внимания, волевые и другие особенности человека.

    Специальные музыкальные способности в качественно своеобразном сочетании он назвал музыкальностью. Они, в свою очередь, делились на основные (без которых музыкальная деятельность невозможна) и неосновные (имеющие большое влияние на протекание некоторых ее видов).

    Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними. Музыкальность, как и система музыкальных способностей, не только развивается, но и формируется в музыкальной деятельности, в каждом его виде. Однако, в некоторых видах музыкальной деятельности те или иные способности развиваются наиболее успешно. Так чувство музыкального ритма лучше всего развивается в музыкальном движении, звуковысотный слух — в пении и игре по слуху на музыкальном инстументе, репродуктивный компонент музыкального мышления — в процессе слушания и анализа музыки, продуктивный компонент музыкального мышления — в процессе импровизации и сочинения музыки. Слушание музыки — один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее. В процессе слушания развивается музыкальное восприятие-мышление (термин В. В. Медушевского ) — универсальная музыкальная способность, необходимая для осуществления любого вида музицирования

    Содержание музыкального воспитания дошкольника является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей в целом.

    На основании вышеизложенного можно сделать ряд выводов:

    1. Музыкальность как специальная способность, входящая в структуру общих способностей личности, представляет собой сочетание индивидуально-психологических личностных характеристик, основывающихся на врождённых задатках человека.

    2. Музыкальность в широком смысле трактуется как «музыкальный интеллект» и является основой высокоинтеллектуальной деятельности по освоению произведений искусства.

    3. Музыкальность основывается на качестве трёх составляющих её индивидуальных специальных характеристик: ладового чувства, музыкальных слуховых представлений, ритмических ощущений или ритмического чувства.

    4. Музыкальность, как и любая другая способность, развивается в профильной деятельности и предполагает развитие трёх вышеназванных сторон: ладового чувства, слуховых представлений, ритма.

    5. Для развития музыкальности как многосторонней способности личности необходима специальная музыкальная деятельность.


    2. Театрализованная деятельность для дошкольников, ее сущность.

    К. Ушинский писал: «Через сказку ребенок познает мир не столько умом, сколько сердцем». Поэтому через призму театрализованной деятельности дошкольник выражает собственное отношение к добру и злу.

    Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Это самый распространенный вид детского творчества. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Благодаря такой способности ребенка к идентификации с полюбившимися образами педагог имеет возможность с помощью театрализованной деятельности оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность способствует преодолению робости, неуверенности в себе, застенчивости, снятию напряженности, зажатости мышц у детей, учит владеть своим телом, мимикой, голосом.

    С.Н. Томчикова определила театрализованную деятельность дошкольников как специфический вид художественно-творческой деятельности, осваивая которую дети знакомятся с доступными для них средствами сценического искусства, приобщаются к театральной культуре. Участвуя в организации театральных представлений внутри группы, детского сада и на открытых просмотрах, дети осваивают технику передачи эмоций и переживаний через выбранную роль. Значение театрализованной деятельности в формировании всесторонне развитой личности велико. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дошкольники расширяют свой кругозор, знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.

    Организованная театрализованная деятельность способствует развитию у детей аналитической функции мышления.

    Согласно мнению многих педагогов театрализованная деятельность – это источник формирования чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка. Она в первую очередь приобщает его к духовным ценностям.

    Как уже говорилось выше, подобный вид детской деятельности способствует совершенствованию взаимоотношений внутри детского коллектива, следовательно, она формирует опыт социальных навыков поведения. Через проигрывание ролей (положительных и отрицательных), обсуждение поступков героев литературных произведений дети учатся дружить, просить прощения, уступать, защищать слабых и т.д. Театрализованная деятельность способствует развитию эмоциональной сферы дошкольника, учит его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

    Как верно подмечено психологом и педагогом Б.М. Тепловым (1896-1965 гг.), этот процесс сопереживания создает определенную почву для формирования взаимоотношений внутри детского коллектива и моральных оценок друг к другу, которые имеют «несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

    Эмпатия - (умение сочувствовать, распознавать эмоциональные состояния другого человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия) активно развивается именно в театрализованной деятельности.

    Уметь радоваться за другого человека или искренне ему посочувствовать в горе дошкольник еще не умеет в силу своих возрастных особенностей, но создать благодатную почву для развития этого качества человека в будущем необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. Для этого особенно эффективны любые игры и упражнения, которые позволяют детям мысленно представить себя на месте другого человека, с помощью воображения перенестись в его положение. Многие психологи выдвинули мнение, что театрализованная деятельность является не совсем творческая, так как в ней не создается ничего нового. Нельзя с этим не согласиться, если рассматривать «творчество» в театрализованной деятельности с точки зрения творческого подхода во взрослой деятельности. Но если нельзя отрицать тот факт, что ребенок в театрализованной деятельности «творит», приобретая новые знания, применяя на практике полученный ранее опыт социальных отношений, ведь театр имеет изначально «творческие» корни.

    Театрализованная деятельность в дошкольном учреждении включается в общий образовательный процесс, осуществляясь во время организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т.д.); образовательную деятельность, которая осуществляется в процессе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.

    Время организации и проведения театрализованной деятельности не регламентировано. Есть возможность интегрировать ее с другими видами деятельности (музыкальные занятия, работа по развитию речи, в процессе чтения художественных произведений и рассматривания сюжетных картинок и т.д.) Также она может быть запланирована в отдельные часы в форме кружка. Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. При этом необходимо учитывать тот факт, что каждый раз группы должны быть сформированы по-разному, в зависимости от содержания занятий.

    Педагогической основой организации процесса театрализованной деятельности в дошкольных учреждениях является особенность восприятия детьми дошкольного возраста искусства театра. Для того чтобы это восприятие было полным, детей стоит знакомить с различными видами театрализованной деятельности.

    Виды театрализованной деятельности, представленные в книге Э.Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников»

    Театрализованные игра.

    В методике Э.Г. Чуриловой театрализованные игры представлены в двух видах: Общеразвивающие игры и специальные театрализованные игры (например, этюды). Общеразвивающие игры способствуют развитию у детей умения ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. В процессе такого вида деятельности развивается способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, совершенствуется память (необходимо запоминать слова героев спектаклей), развивается зрительное и слуховое внимание, наблюдательность. Главной задачей специальных театрализованных игр развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству.

    Ритмопластика.

    В процессе работы по данному направлению у дошкольников развиваются двигательные способности (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость), пластическая выразительность (ритмичность, музыкальность, быстрота реакции, координация движений), воображение (способность к пластической импровизации). Ритмопластические упражнения не дублируют задачи музыкально-ритмического направления в рамках музыкальных занятий, они, прежде всего, развивают гибкость и умение владеть своим телом. Представляют собой занятия, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка.

    Культура и техника речи.

    Упражнения и игры из этого раздела способствуют формированию четкого произношения (дыхания, артикуляции, дикции, орфоэпии), развитию умения точно и выразительно передавать мысль автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), развитию воображения, расширению словарного запаса, делают речь ярче и образнее.

    Основы театральной культуры.

    Это направление театрализованной деятельности способствуют формированию у детей представления о театральном искусстве, знакомит их с основными понятиями и терминологией театральных постановок.

    Работа над спектаклем.

    Работа по данному направлению направлена на непосредственное создание театрализованных постановок с детьми. При этом дети знакомятся со всеми этапами создания спектакля, принимая активное участие не только в создании постановки, но и в подготовке к театрализованному действию.

    Формы организации театрализованной деятельности.

    1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

    2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игр в повседневной жизни.

    3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы – Петрушки в решение познавательных задач.

    Виды театра в дошкольном учреждении:

    1. Театр картинок, театр на фланелеграфе и настольный театр.

    Наиболее простой в изготовлении и показе. Этот театр дети имеют возможность нарисовать и вырезать самостоятельно. Проявлять творчество в создании театральных постановок: придумывать сюжет, изготавливать атрибуты и простейшие декорации. Показывать этот вил театра просто потому, что все действие происходит на специальной плоскостной доске, покрытой фланелью. В настольном театре сценой служит стол. Целью подобного вида театра является разнообразить игровую деятельность в группе детского сада. Всех героев дети также могут вырезать самостоятельно из бумаги или картона.

    Игры с фланелеграфом развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленьким детям нравится смотреть картинки в книгах, а когда картинки двигаются, они получают еще большее удовольствие.

    2. Театр игрушек – все объемное. Для этой формы театрализованной деятельно подойдут любые объемные игрушки (магазинные, сделанные своими руками). При этом для таких театральных постановок требуется большое количество атрибутов: посуда, декорации, домики и т.п. Такое представление способствует более яркому восприятию, развивает пространственное и образное видение дошкольников. Содержание пространственное постановки должно быть предельно простым, без трудновыполнимых для игрушек движений и действий. Целью является совершенствование умения передавать эмоциональное состояние героев приёмами кукловождения.

    3. Театр коробочек, шариков, цилиндров. Дети также делают сами из готовых материалов: коробочек, шариков и пластиковых стаканчиков (цилиндров). Дети рисуют и приклеивают глаза, нос, уши, волосы, банты, одежду и обувь. В процессе этой работы дети имеют возможность проявлять самостоятельность и креативность в создании образов, делать их такими, какими они их видят. Целью подобных театральных постановок является разнообразить игровой процесс, повлиять на дошкольников посредством развития интереса у них к созданию новых игрушек, доставить детям радость.

    4. Пальчиковый театра. Представляет собой сшитые маленькие мешочки, которые одеваются на пальцы. Мешочки изображают зверей и людей – персонажей сказок. С помощью такого театра развивается мелкая моторика, совершенствуется жестикуляция.

    5. Театр рукавичек – детские рукавички и перчатки. Такие атрибуты театрализации не перегружаются реальными деталями. Их цель – способствовать формированию умения кукловождения, самостоятельному придумыванию движений, создающие образ.

    6. «Би-ба-бо» – этот театр представляет собой набор кукл, которые одеваются на руку (указательный палец управляет головой куклы, остальные пальцы руками). Театральная деятельность с помощью «Би-ба-бо» закрепляет навыки кукловождения «живой рукой», обогащает словарь дошкольников, способствует вырабатыванию чёткой и правильной дикции.

    7. Театр теней организуется с помощью вырезанных из картона или фанеры силуэтов фигурок, которые покрывают темной краской. Этот театр способствует развитию фантазии дошкольников, учит коллективно и согласованно взаимодействовать друг с другом, проявлять при этом свою индивидуальность.

    В процессе театрализованной деятельности педагогу необходимо заботиться о развитии интонации, мимики и движений дошкольников. В этом случае огромную роль играет показ педагога, когда он использует игровой материал. Любое обращение к детям должно иметь эмоционально выраженный подтекст, который говорит о том, что хочет сказать своим обращением педагог. Дошкольник с течением времени учится «считывать» информацию и овладевает выразительными средствами.

    Существую упражнения, носящие специально ориентированный характер:

    1. Жест («Садитесь», «Отойди от меня», «Спасибо», «До встречи» и др.)

    2. Интонацию (выделение голосом в одинаково построенных фразах разных слов)

    3.Мимику («Я удивлен», «Я зол», «Мне безразлично», «Я забыл», «Мне обидно» и др.).

    Педагоги используют диалоги, как прием вовлечения дошкольников в ролевое взаимодействие. Для этого ему необходимо использовать стихи с ясно выраженной формой диалога. Вопросно-ответная интонация легко усваивается детьми в процессе игры «Интервью», в которой вопросы и ответы дети задают друг другу по очереди. В игре воспитатель имеет возможность использовать сюжеты, близкие сюжетно-ролевой игре, особенно с дошкольниками младших и средних групп: «В магазине», «В больнице» и др.

    Работая над продолжительным действием, педагоги прибегают к текстам народных сказок. Это действенный прием, если над постановкой сказки работа ведется несколько недель. Благодаря такому подходу сказка детьми запоминается легко, не требуя от них специального заучивания текста произведения. За это время педагог несколько раз прочитывает отрывки сказки, обыгрывает с детьми отдельные сюжеты, привлекая детей к поиску выразительных средств (интонаций и движений) для отдельных героев.

    Каждый персонаж обыгрывается детьми по очереди. Так, текст сказки запоминается еще на этапе знакомства с сюжетом. Дошкольники, несколько раз сыгравшие определенную роль, запоминают ее, поэтому проблема замены отсутствующего ребенка в день премьеры решается сама собой: любой может играть за другого ребенка. Такая работа будет эффективной, если она интересна детям, а интересной она будет оставаться долгое время, если педагог будет постоянно менять подходы к ней (чтение произведения, обыгрывание отдельных эпизодов, постановка этюдов, поведение упражнений на тему из сказки, работа над оформлением постановки).

    Начиная с четырехлетнего возраста необходимо привлекать дошкольников к подготовке декораций и инвентаря к спектаклю. Л.С. Выготскому принадлежит утверждение о том, что спектакль от занавеса и до развязки должен быть сделан руками самих детей. Только тогда это представление будет по-настоящему дорого детям.

    У детей дошкольного возраста в процессе знакомства с театром формируются представления о театральных профессиях. Когда спектакль готовится к постановке, все дети задействуются в этом процессе. Одни выполняют роль режиссеров и отбирают претендентов на роли, другие – «актеры» репетируют роли под пристальным вниманием режиссеров. Третья группа детей выполняют задачи художников-декораторов. В их обязанности входит оформлением декораций, подбор костюмов, подготовка афиши и пригласительных билетов.

    В рамках образовательного процесса дошкольного учреждения педагогический театр знакомит детей с серией постановок. Для этого должны быть составлена программа выступлений детей и взрослых в театральных постановках. За все пребывания в стенах детского сада дошкольники воспринимают различные виды театра (кукольный и драматический), разнообразное содержание спектаклей, оригинальные сценические решения. Все это способствует обогащению художественного восприятия ребенка, формирующийся как активный творческий процесс, в результате которого развивается образное мышление, воображение, проявляются художественные способности дошкольников.

    Театральные постановки, в которых принимают участие взрослые, оказывают положительное эмоциональное влияние на развитие собственной театрально-игровой деятельности детей. Это проявляется как в играх, организованных взрослыми, так и в самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников.

    Таким образом, театрализованная деятельность в детском саду – это возможность не только раскрытия творческого потенциала ребенка, но средство всестороннего воспитания личности дошкольника. Полноценное участие детей в театрализованной деятельности требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов, а также использовать разнообразные изобразительные средства, такие, как мимика, жесты, выразительная по лексике и интонации речь и др.

    3. Развитие музыкальных способностей у старшего дошкольника средствами театрализованной деятельности.

    Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя. По желанию дети должны иметь возможность самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения. По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: – игра – ролевая и актёрская. Таким образом, театральная деятельность этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности.

    Музыка - один из основных элементов всех театральных постановок, спектаклей, можно сказать действующее лицо. Она разнообразна. Во время показа кукольных театров обязательно использую музыкальное сопровождение и звуковое оформление. Она сопровождает действие или заполняет паузу, подчёркивает переживания героя либо аккомпанирует танцу. Прежде, чем оформить спектакль музыкой, необходимо подобрать музыку к постановкам, дать детям её послушать, попросить подвигаться передавая образ, если у ребёнка не получается показать взрослому. Музыкальные способности- индивидуально-психологические особенности личности, в структуре которых выделяют общие и специальные способности необходимые для всех видов музыкальной деятельности

    1.Ладовое чувство — способность переживать отношения между звуками как выразительные и содержательные;

    2.Музыкально-слуховые представления — способность прослушивать «в уме» ранее воспринятую музыку, составляющую основу для музыкального воображения, формирования музыкального образа и развития музыкального мышления;

    3.Музыкально-ритмическое чувство — способность воспринимать, переживать, точно воспроизводить и создавать новые ритмические сочетания. К общим относятся музыкальная память и психомоторные способности.

    Музыкально-театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.)

    Музыкально-театрализованная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми. Она включает в себя:

    - восприятие музыки;

    - песенно-игровое творчество;

    - пластическое интонирование;

    - инструментальное музицирование;

    - художественное слово;

    - театрализованные игры;

    - сценическое действие с единым художественным замыслом.

    Наиболее эффективны при слушании музыки, являются следующие методические приёмы:

    — «Послушай и расскажи»;

    — «Послушай и протанцуй»;

    — «Послушай и сыграй»;

    — «Слушай и пой» и др.

    Кроме слушания и пения огромное внимание в музыкально-театральной работе уделяется такому виду деятельности, как ритмические движения, пластика, танцевальные импровизации. В постановках сказок или мюзиклов образные танцы героев занимают одно из самых ярких и интересных мест. В танцевальном творчестве внимание нужно уделять воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек. На занятиях должны использоваться различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики и др.

    Дети любят играть и имитировать игру на музыкальных инструментах: балалайке, скрипке, пианино. Поддерживать инициативу импровизации на музыкальных инструментах: треугольниках, металлофоне, ксилофоне, трещотке, погремушках, ложках, дудочке, барабанах, бубне, шумовых инструментах, колокольчиках. Дети сами придумывали различные способы озвучивания появления того или другого героя приезд лошадки – ложки, колокольчики, кастаньетами или деревянными ложками; телефон велосипедным звонком, будильником; шум дождя наклонами плоской длинной фанерной коробки с перекатывающимся горохом. Самостоятельно подбирали музыкальные инструменты для героев сказки. Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.

    Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество - владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

    В кукольных спектаклях, инсценировках и драматизациях музыкальное сопровождение и пение является одним из основных видов музыкальной деятельности. Музыка рождает способность переживать настроения, душевное состояние героя, которое отражено в песне, в танцевальной импровизации. При этом создается творческая атмосфера, способствующая тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, в них появляется певучесть и звонкость. Основу эмоциональной отзывчивости на музыку составляет и чувство ритма. Музыкальный компонент театрализованных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театрализованному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.

    Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

    Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира».

    В этих сказках звучит инструментальная и вокальная музыка, что намного облегчает детям целостное восприятие музыкальных образов. Очень часто приемы, который мастерски применял С.Я. Маршак, описывая движения кошки: «прыг», «шмыг», «кувырком», «клубком». Эти выразительные слова очень точно характеризуют каждое движение кошки. Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, которые присутствовали почти во всех сказках, применяется двигательные импровизации, которые проводится без предварительной подготовки, с элементами ритмопластики. Эти двигательные импровизации очень эффективны.

    Природная предрасположенность дошкольников к “напеванию” и “пританцовыванию” объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрализованного действа и участию в нём. Удовлетворение этих возрастных потребностей в музыкально-театрализованном творчестве освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит ребенку массу радостных минут и огромное наслаждение. Восприятие “поющих слов” в музыкальном спектакле становится более осознанным

    Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т.д.), все это может быть обыграно при помощи театрализации.

    В различных театрализованных постановках можно использовать пение и танцы, игру на инструментах, зачастую это ложки. Так же во многих сказках используется пение, где дети принимают на себя роль и им нужно исполнить песню из сценария, которую исполняет их герой.

    Возможно использование следующего музыкального оборудования:

    - музыкальные инструменты для работы музыкального руководителя;

    - детские музыкальные инструменты;

    - музыкальная игрушка;

    -музыкально-дидактические пособия: учебно-наглядный материал, настольные музыкально-дидактические игры;

    -аудиовизуальные пособия и специальное оборудование к ним; оборудование художественно-театральной деятельности;

    - атрибуты и костюмы.

    Таким образом, театрализованная деятельность, в процессе музыкального воспитания детей исполняет социализирующую функцию и тем самым дает толчок к дальнейшему развитию способностей ребенка.

    Заключение

    С самого раннего возраста ребенок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятельности. Поэтому очень важно приобщать детей к музыке, живописи, литературе и, конечно, театру.

    Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.

    В психолого-педагогической литературе широко рассматривается как музыкальное развитие, так и театральная деятельность дошкольников.

    Музыкальный компонент театрализованных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.

    Театрализованная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития: инсценировка песен; театральные этюды; фольклорные праздники; сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления.

    По результатам анализа психолого-педагогической литературы можно сделать следующий вывод: процесс театрализованной деятельности дошкольника неразрывно связан с музыкальным развитием ребенка.

    Цель и задачи достигнуты.


    Литература

    1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2003г. – 103 с.

    2. Бекина С.И. Музыка и движение- М.: Просвещение, 1984 – 146 с.

    3. Березина В.Г., Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. - 60с.

    4. Богат В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). // Дошкольное воспитание. - №1. – 1994. - С. 17-19.

    5. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - №11. – 1982. - С. 32-38.

    6. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. // Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.

    7. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981 – 240 с.

    8. Ветлугина Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981

    9. Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. - 92стр.

    10. Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92стр.

    11. Годфруа Ж., Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. стр. 435-442.

    12. Головащенко О.А. Развитие творческого потенциала формирующейся личности, через проектную деятельность на уроках музыки и хорового театра. // Дошкольное воспитание. – № 11. - 2002. – С. 12

    13. Дьяченко О.М., Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. 157стр.

    14. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 1967 №12. стр. 73-75.

    15. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.

    16. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 №2. стр. 54-58.

    17. Ильенков Э.И. О «специфике» искусства. // Вопросы философии. — 2005. — № 5. — С.132—144.

    18. Картамышева А.И. Музыкально-театральная деятельность, как средство развития художественно-исполнительских навыков у детей дошкольного возраста. – Минск: МГИ, 2008. – 67 с.

    19. Коленчук И.В. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность // Искусство в школе.- 2007.- N 11.- С. 64-66.

    20. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20.

    21. Кудрявцев В., Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.

    22. Лебедева Л.В. Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки // Дошкольное образование. - № 10. – 2007. – С. 21

    23. Левин В.А., Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.

    24. Лук А.Н., Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.

    25. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 1982

    26. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. - 126 с.

    27. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6-й год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой – М.: ИНФРА, 1998 – 56 с.

    28.Селиванова, Л.Т. Кукольный театр в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 12.

    29.Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

    30.Томчикова, С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности. - Магнитогорск: МаГУ, 2012. - 69 с.


    написать администратору сайта