Главная страница

Курсовая Желихова. Курсовая работа по дисциплине Технологические основы социальнокультурной деятельности


Скачать 62.19 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине Технологические основы социальнокультурной деятельности
Дата28.03.2019
Размер62.19 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая Желихова.docx
ТипКурсовая
#71789
страница3 из 7
1   2   3   4   5   6   7

1.3. Основные подходы к использованию культуроохранных технологий в России


Культуроохранные технологии социально-культурной деятельности вызваны к жизни стремительными изменениями, происходящими в обществе, при этом они способствуют требованиям адаптации социально-культурной деятельности к формам проведения досуга молодежи. Следует отметить, что «тенденции, происходящие в обществе, заставляют специалистов-технологов, работающих в социально-культурной сфере, находиться в постоянном поиске новых идей, форм, средств и методов работы с населением, организационно- управленческих действий, проводить анализ и переоценку своей деятельности, уточнять ее цели и задачи».

Культуроохранные технологии в системе социально-культурной деятельности представляют собой методы и приемы сохранения и изучения культурно-исторического наследия, возрождения и развития традиционных форм народной художественной культуры, организации историко-краеведческой и туристско-экскурсионной работы.

Анализ состояния практики современных культуроохранных технологий, используемых в учреждениях социально-культурной сферы, позволяет нам прийти к выводу, что данные технологии представляют собой открытую, самоорганизующуюся (синергетическую) систему, способную к самопознанию (рефлексии), количественному и качественному обогащению, преобразованию и изменению. Эта система развивается за счет изменений, происходящих во внешней и внутренней социально-культурной среде, и детерминирована внешними обстоятельствами политического, социально-экономического и социально-культурного происхождения. В тоже время и сама технологическая система социально-культурной деятельности детерминирует эти обстоятельства.

Если рассмотреть особенности использования культуроохранных технологий в современных социально-культурных процессах, то следует отметить, что эти технологии разнообразны по содержанию, сферам деятельности, масштабу применения, использованию субъектов социально-культурной деятельности. При этом следует подчеркнуть, что в качестве субъектов социально-культурной деятельности выступают лица, занятые преимущественно производством социально-культурных ценностей; лица, занятые преимущественно отбором, сохранением и распространением социально-культурных ценностей; лица, занятые преимущественно управлением процессами отбора, сохранения, производства и распространения культурных ценностей; лица, занятые преимущественно воспитательной и образовательной деятельностью в сфере культуры.

Существуют многообразные типы культуроохранных технологий, которые можно представить следующим образом:

  • технологии организации краеведческой работы;

  • технологии учета и изучения памятников истории и культуры, ландшафтных зон и историко-культурных заповедников;

  • технологии создания территориальных краеведческих энциклопедий и справочников;

  • реставрационные технологии по возвращению памятникам и культурным сооружениям первоначального назначения;

  • технологии музеефикации частных художественных собраний и коллекций (произведений изобразительного искусства, орденов, костюмов, монет, почтовых марок и т.д.);

  • технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко- культурных и историко-промышленных объектов;

  • технологии возрождения традиционных форм социокультурной деятельности: народных промыслов, ремесел, обрядов и др. (Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников).

Рассматривая более детально культуроохранные технологии социально-культурной деятельности, мы пришли к выводу, что наиболее эффективно можно использовать в практической деятельности технологии организации краеведческой работы; технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных и историко-промышленных объектов, а также технологии возрождения традиционных форм социокультурной деятельности: народных промыслов, ремесел, обрядов и др.

Остановимся более подробно на технологии организации краеведческой работы и технологии учета и изучения истории культуры, ландшафтных зон и историко-культурных заповедников.

Само определение термина «краеведение» неоднозначно и многопланово и утвердилось это понятие в русском языке лишь в XX веке, хотя корни этого слова уходят в глубину веков. Нет этого слова ни в «Толковом словаре «живого великорусского языка» В.И. Даля, ни в «Энциклопедическом словаре» братьев А.Н. и И.Н. Гранат, издаваемом в конце XIX - начале XX века. В «Советском энциклопедическом словаре» дается следующее определение данного термина: «Краеведение, изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов, главным образом силами местного населения». [14]

Важно отметить, что изначальный смысл слова подразумевает не просто знание о чем-то, но и путь познания, поиска и распространения этих знаний. Краеведение сегодня это и научная и научно-популяризаторская деятельность определенной проблематики: прошлое и настоящее какого-либо края, определенной местности – от деревни, небольшого города, даже улицы, завода, учебного заведения и до крупного региона.

Первыми краеведами можно назвать русских летописцев, в сочинениях которых даются описания отдельных земель, городов, монастырей, сказания о знаменательных событиях в истории края, жития местных святых. Научные основы краеведения были заложены в XVIII веке. Особенно велика роль в получении и распространении краеведческих знаний В.Н. Татищева и М.В. Ломоносова. Задумав создать «Ландкарту Российскую» Ломоносов разослал составленную им анкету с разнообразными вопросами о прошлом и настоящем отдельных местностей. Велика роль в развитии добровольного общественного краеведения и Вольного экономического общества (1765 г.). При обосновании гербов русских городов краеведческий элемент становился ведущим. На труды краеведов ссылался неоднократно и Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского». Краеведческий материал собирал и знаменитый этнограф И.И. Сахаров. Огромный вклад в краеведческую науку сделало русское географическое общество (с 1845 года).

Краеведением занимались многие энтузиасты, среди которых можно увидеть исследования декабристов, революционеров, разночинцев, ссылаемых царским правительством в мало изученные и отдаленные районы России. Под руководством П.П. Семенова-Тян-Шанского Русское географическое общество занималось и историческим краеведением, что нашло отражение в многотомных изданиях «Географический-статистический словарь Российской Империи» и «Россия». Полное географическое описание нашего Отечества».

Велика роль в выявлении, систематизации и описании памятников разного типа и губернских ученых архивных комиссий, созданных в 1880-е годы по почину академика Н.В. Калачова. Использовали труды краеведов по историко-географической, историко-культурной и статистической тематике в обобщающих трудах исследователи в университетских центрах. Краеведение в начале XX века отличалось неоднородностью, но носило массовый характер, прежде всего среди интеллигенции.

После революции 1917 года в краеведческую работу включились не только видные краеведы, но и народные массы. Краеведение первого послереволюционного десятилетия, стало массовым научно-культурным движением, так как краеведение считали важной сферой культурно-просветительной политики партии и правительства.

С 1917 по 1927 год количество краеведческих учреждений и организаций достигло почти 2000. В условиях разрухи, гражданской войны, подвижники краеведения привлекали молодежь к выявлению, учету, охране и использованию историко-культурных ценностей в национализированных имениях и квартирах дворян, помещиков. [14]

К краеведению старались приобщать возможно широкие слои населения и особенно учащуюся и студенческую молодежь. Необходимо отметить тесную связь краеведения 1920-х годов с академическими учреждениями и университетами, а в руководящих органах краеведческих учреждений стояли крупнейшие ученые-академики и профессора.

Была развернута широкая издательская деятельность краеведческих трудов и методической литературы для краеведов. В 1923 году вышел первый номер журнала «Краеведение» в Москве, а затем материалы начинают публиковать и местные издания.

Массовая коллективизация, кооперация, антирелигиозная пропаганда также не способствовали развитию краеведения и многие памятники, особенно культовой архитектуры, были разрушены или использовались под хозяйственные, складские помещения. «В тоталитарном жестоко централизованном государстве краеведческим организациям, как возможной форме духовной оппозиции, не было места. Как в центре, так и на местах они были обречены на ликвидацию и забвение».

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 годов, в последующие два десятилетия краеведение было отторгнуто от научных исследований и в основном сводилось к школьному краеведению, как наиболее массовой и доступной форме работы. Лишь со второй половины 1960- х годов, в связи с организацией Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, работа краеведов активизировалась, ей стали уделять серьезное внимание вузы, академические институты и началась работа по подготовке к изданию «Свода памятников истории и культуры» при создании которого использовались материалы краеведов. [7]

В краеведение все больше приходят люди по призванию и можно говорить о возрождении краеведения как науки.

В настоящее время краеведение – это изучение края в совокупности явлений – общественно-политических, социально-культурных, экономических и природных. Краеведение – это наука, опирающаяся на междисциплинарные связи.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что краеведение — это форма общественной деятельности; школа познания; школа воспитания культуры и истории; школа экологического образования; школа патриотического воспитания; школа общения разных поколений. [1]

Технология учета и изучения истории культуры, ландшафтных зон и историко- культурных заповедников.

Охрана памятников представляет собой современное направление государственной политики – сохранение культурного наследия. Над ее решением трудятся люди самых разных профессий – философы, историки, архитекторы, реставраторы, искусствоведы, музейные работники, краеведы. Становится все более очевидной необходимость объединения усилий этих людей для сохранения культурного наследия и памяти о тех, кто оставил яркий след в истории и культуре России. Памятниковедение как наука уточняет понятийный аппарат, дает единые критерии оценки исторической, эстетической и научной значимости памятников и их классификацию.

В слове «памятник» корень, основа и смысл его – память. Памятник является материальным выражением интеллектуальной памяти и представляет собой хранителя и передатчика информации. Отсюда велика социальная значимость памятника, многофункциональность его как носителя культурного наследия. В состав культурного наследия входят памятники архитектуры, живописи, скульптуры, археологии, науки и техники, ландшафтные зоны. Современные представления о памятниках культуры и искусства сложились лишь в XX веке. У истоков охраны памятников на Руси стояло собирание церковных реликвий и почитание святынь. В 1471 году В.Д. Ермолин восстановил разрушившийся Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, построенный в 1234 году. И хотя появление храмов и икон нарушало их первоначальный вид, важно стремление продлить жизнь этих святынь.

В XVIII веке представление о памятнике-святыне и реликвии – сменилось представлением о памятниках, как объектах науки, раритетах, достопримечательностях. Во второй половине XVIII века наряду с увлечением античностью, просвещенное общество начинает интересоваться и русскими древностями, а памятники отечественной истории уже считались заслуживающими внимания.

При введении в провинциальных городах регулярной планировки в конце XVIII века учитывали старую застройку и бережно к ней относились. Академик Г.Ф. Миллер с 1778 года объехал и сделал описание более десятка городов Центральной России. Просветитель Н.И. Новиков намеревался издать серию книг «Сокровища российских древностей».

Патриотический подъем в период войны 1812 года особенно усилил интерес к национальным реликвиям. В 1824 году на средства правительства К.А. Лохвицкий в результате археологических раскопок раскрыл фундамент Десятинной церкви в Киеве, построенной в X веке. В 1834 году был восстановлен Дмитриевский собор во Владимире, а граф С.Г. Строганов на собственные средства издал альбом с видами этого собора. В 1843 году Синод запретил при обновлении церквей записывать старые фрески. В 1848-1853 гг. вышло роскошное издание «Древности Российского государства» в 6 томах.

Необходимо отметить показной характер отношения к национальным реликвиям при Николае I, когда власти боялись привлекать к охране памятников широкие круги общественности. Неоднозначно было отношение к памятникам у славянофилов и западников. Казенный подход к проблеме культурного наследия критиковали Д. Писарев и А. Герцен.

Во второй половине XVIII века в России велись раскопки курганов и городищ, делали первые научно-поставленные реставрационные работы архитектуры, фресок и икон. В стране возникла сеть музеев, архивных комиссий, археологических обществ. Потребовались десятилетия, чтобы изменить укоренившиеся традиционные представления о развитии искусства, в которых предпочтение отдавалось античности и мастерам эпохи Возрождения в Италии. Огромную роль в пересмотре традиционных представлений о культуре допетровской Руси сыграл И.И. Грабарь, написавший фундаментальную «Историю русского искусства» и подготовивший в 1913 году выставку древнерусского искусства. Изменилось и отношение общественности к памятникам русской архитектуры и живописи XVIII – начала XX века после организованной С.П. Дягилевым в 1905 году в Петербурге в Таврическом дворце грандиозной историко-художественной выставки русских портретов. Издание журналов «Старые годы», «София», серии книг «Культурные сокровища России» знакомили широкую публику с дворцами, усадьбами, храмами эпохи классицизма и ампира.

В предреволюционные годы лучшие представители русского общества – ученые и художники, архитекторы и историки, публицисты и краеведы выработали научно обоснованные представления о памятниках истории и культуры, о принципах их охраны и реставрации. В 1910 году возникло Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины.

Несмотря на попытки издать и ввести в действие закон о защите и охране памятников истории и культуры закон так и не был принят.

После Октябрьской революции 1917 года новое правительство вопросам охраны и реставрации памятников культуры и истории уделяло самое пристальное внимание. С первых дней своего существования государство обратилось к защите культурно-исторического прошлого. Вопросами охраны памятников истории и культуры с первых месяцев Советской власти до 1932 года занимался Наркомпрос РСФСР, где в 1921 году была образована Главнаука, которая и занималась делами охраны памятников.

Архивные документы свидетельствуют о широкомасштабной работе по проведению в жизнь декретов, указов и постановлений по охране памятников истории и культуры. Среди наиболее важных необходимо отметить декреты «Об охране библиотек и книгохранилищ» 1918 г., «О регистрации, приеме на учет и хранении памятников искусства и старины» 1918 г., циркуляр ВЧК «Меры против расхищения» 1918 г., декреты о национализации частных галерей, музеев, коллекций и собраний. Многочисленные царские дворцы и особняки знати были национализированы и превращены в музеи.

В 1918 году Наркомпрос РСФСР издает Постановление об образовании губернских подотделов по делам музеев и охране памятников искусства и старины. В 1921 году были образованы губернские комитеты по делам музеев и охране памятников искусства, старины, народного быта и природы.

С 1932 года охраной памятников занимался Междуведомственный комитет по охране памятников революции, искусства и культуры при Президиуме ВЦИК РСФСР.

В 20-30-е годы налаживалась деятельность центральных и местных учреждений по охране памятников истории искусства, не только в Москве, Петербурге, но и в провинции. В это время сложилась система государственных учреждений в области охраны памятников, но в эти же годы происходит и варварское уничтожение памятников культовой архитекторы. В одной только Москве были уничтожены сотни памятников. «Коммунистические культуртрегеры не пожалели памятников мирового значения, бывших гордостью русской культуры, они не пожалели и целых районов, уничтоженных полностью: известна участь храма Христа Спасителя, Сухаревой башни, Зарядья».

Также невосполнимы потери периода Великой Отечественной войны 1941-45 годов. «Всего на территории России от рук немецких оккупантов пострадало 173 музея, из них более 100 вообще были стерты с лица земли. Число утраченных движимых объектов культуры составило, по данным Комиссии, сотни тысяч единиц хранения».

Война превратила в руины более 70 000 городов, сел и деревень. Методично и сознательно фашисты уничтожали драгоценнейшие памятники архитектуры, вывозили в Германию художественные произведения. Но уже в годы войны начались работы по возрождению городов, памятников архитектуры, по сооружению памятников героям и жертвам войны.

В 1966 году было создано Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, которое изменило отношение к делу сохранения исторического и культурного наследия, к самим памятникам, а также сформировало понимание высокого предназначения и огромного воспитательного, познавательного и эстетического потенциала памятников Отечества.

Систематическая и целенаправленная работа по сохранению и наиболее эффективному использованию в воспитательных целях памятников истории и культуры велась в школах, институтах, среди рабочих и сельских жителей. Способствовало этому и принятие в 1978 году Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры». В постсоветский период принимается большое количество нормативных, правовых актов по учету, охране, реставрации, использованию памятников истории и культуры. Все больший акцент в работе делается на привлечение общественных организаций и обществ, молодежных объединений и клубов для выявления, сохранения и реставрации памятников.

Благотворительность, спонсорство, бескорыстие являются характерными чертами энтузиастов сохранения и реставрации памятников культуры. Еще в 1980-е годы возникло общественное движение за сохранение культурного наследия, которое нашло поддержку по всей стране. Это были выездные реставрационные отряды студенческой молодежи, которые работали безвозмездно на реставрации памятников, на острове Валааме, в Спасском Лутовинове, в Архангельской и Московской областях. И сегодня многие памятники архитектуры можно восстановить, привлекая к работе выездные молодежные объединения. К этому можно привлечь и волонтерские отряды, организовав для них курсы реставраторов. Это одно из направлений работы с молодежью по воспитанию патриотических чувств, любви к Отечеству и ее культурному наследию.

Таким образом, технология изучения, реставрации и охраны памятников истории и культуры может развиваться по трем направлениям: выявление и учет памятников истории и культуры на региональном уровне; реставрация и возрождение памятников, находящихся в аварийном или неудовлетворительном состоянии; использование памятников истории и культуры в воспитательных целях. [10]

Таким образом, в настоящее время в деятельности различных учреждений культуры и досуга имеют место разнообразные культуроохранные технологии, многие из которых направлены на воспитание нравственных и духовных качеств, формирование национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу России.

При этом условиями реализации современных культуроохранных технологий должны являться использование интегративно-деятельностного подхода как теоретико-методологической основы данного процесса; взаимосвязь и взаимодополняемость традиционных и нетрадиционных форм воспитательной работы; интеграция деятельности специалистов смежных с педагогикой профессий: психологов, организаторов досуга, работников музеев, художников. [6]

Сегодня, как справедливо отмечают Т.Г. Киселева и Н.Н. Ярошенко, основное внимание в работе специалистов социально-культурной сферы должно обращаться не только на традиционные для социально-культурной деятельности направления (гражданское и патриотическое воспитание, организация отдыха, народное художественного творчество), но также и по таким новым направлениям как:

  • целенаправленное формирование гражданской инициативы и социальной ответственности новых поколений россиян;

  • создание системы социально-культурной анимации, обеспечивающей восстановление нарушенной системы межличностного взаимодействия;

  • обеспечение условий для формирования установок толерантного сознания всех групп населения, развития системы межкультурного и межнационального диалога.


1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта