Главная страница
Навигация по странице:

  • Театрализованная деятельность

  • Театральная игра.

  • Ритмопластика

  • Основы театральной культуры

  • курсач лера. Курсовая работа по дисциплине теоретические и методические основы организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста по теме театрализованная деятельность как средство развития речи старшего дошкольника


    Скачать 54.01 Kb.
    НазваниеКурсовая работа по дисциплине теоретические и методические основы организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста по теме театрализованная деятельность как средство развития речи старшего дошкольника
    Дата23.12.2022
    Размер54.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсач лера.docx
    ТипКурсовая
    #860848
    страница2 из 3
    1   2   3

    «Театрализованная деятельность, сущность, характеристика»

    По словам К. Ушинского: «Через сказку ребенок познает мир не

    столько умом, сколько сердцем» . Поэтому через призму

    театрализованной деятельности дошкольник выражает собственное

    отношение к добру и злу.

    Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Это самый распространенный вид детского творчества. Любимые герои становятся образцами для

    подражания и отождествления. Благодаря такой способности ребенка к

    идентификации с полюбившимися образами педагог имеет возможность с

    помощью театрализованной деятельности оказывать позитивное влияние на

    детей. Театрализованная деятельность способствует преодолению робости,

    неуверенности в себе, застенчивости, снятию напряженности, зажатости

    мышц у детей, учит владеть своим телом, мимикой, голосом.

    С.Н. Томчикова определила театрализованную деятельность дошкольников как специфический вид художественно-творческой деятельности, осваивая которую дети знакомятся с доступными для них средствами сценического искусства, приобщаются к театральной культуре.

    Участвуя в организации театральных представлений внутри группы, детского

    сада и на открытых просмотрах, дети осваивают технику передачи эмоций и

    переживаний через выбранную роль .

    Значение театрализованной деятельности в формировании всесторонне

    развитой личности велико.

    Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

    Участвуя в ней, дошкольники расширяют свой кругозор, знакомятся с

    окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.

    Организованная театрализованная деятельность способствует развитию у

    детей аналитической функции мышления.

    Согласно мнению многих педагогов театрализованная деятельность –

    это источник формирования чувств, глубоких переживаний и открытий

    ребенка. Она в первую очередь приобщает его к духовным ценностям.

    Как уже говорилось выше, подобный вид детской деятельности

    способствует совершенствованию взаимоотношений внутри детского

    коллектива, следовательно, она формирует опыт социальных навыков

    поведения. Через проигрывание ролей (положительных и отрицательных),

    обсуждение поступков героев литературных произведений дети учатся

    дружить, просить прощения, уступать, защищать слабых и т.д.

    Театрализованная деятельность способствует развитию эмоциональной

    сферы дошкольника, учит его сочувствовать персонажам, сопереживать

    разыгрываемые события. Как верно подмечено психологом и педагогом

    Б.М. Тепловым (1896-1965 гг.), этот процесс сопереживания создает

    определенную почву для формирования взаимоотношений внутри детского

    коллектива и моральных оценок друг к другу, которые имеют «несравненно

    большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и

    усваиваемые».

    Эмпатия (умение сочувствовать, распознавать эмоциональные

    состояния другого человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить

    себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы

    содействия) активно развивается именно в театрализованной деятельности.

    Уметь радоваться за другого человека или искренне ему посочувствовать в

    горе дошкольник еще не умеет в силу своих возрастных особенностей, но

    создать благодатную почву для развития этого качества человека в будущем

    необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. Для этого особенно

    эффективны любые игры и упражнения, которые позволяют детям мысленно

    представить себя на месте другого человека, с помощью воображения

    перенестись в его положение. Многие психологи выдвинули мнение, что театрализованная деятельность является не совсем творческая, так как в ней не создается ничего нового. Нельзя с этим не согласиться, если рассматривать «творчество» в театрализованной деятельности с точки зрения творческого подхода во взрослой деятельности. Но если нельзя отрицать тот факт, что ребенок в театрализованной деятельности «творит», приобретая новые знания, применяя на практике полученный ранее опыт социальных

    отношений, ведь театр имеет изначально «творческие» корни.

    Театрализованная деятельность в дошкольном учреждении включается

    в общий образовательный процесс, осуществляясь во время организации

    различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной,

    музыкально-художественной и т.д.); образовательную деятельность, которая

    осуществляется в процессе режимных моментов; самостоятельную

    деятельность детей .

    Время организации и проведения театрализованной деятельности не

    регламентировано. Есть возможность интегрировать ее с другими видами

    деятельности (музыкальные занятия, работа по развитию речи, в процессе

    чтения художественных произведений и рассматривания сюжетных картинок

    и т.д.) Также она может быть запланирована в отдельные часы в форме

    кружка. Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной

    деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит

    индивидуальный подход к каждому ребенку. При этом необходимо

    учитывать тот факт, что каждый раз группы должны быть сформированны

    по-разному, в зависимости от содержания занятий.

    Педагогической основой организации процесса театральной

    деятельности в дошкольных учреждениях является особенность восприятия

    детьми дошкольного возраста искусства театра. Для того чтобы это

    восприятие было полным, детей стоит знакомить с различными видами

    театрализованной деятельности. Виды театрализованной деятельности, представленные в книге Э.Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников»

    Театральная игра.

    В методике Э.Г. Чуриловой театральные игры представлены в двух

    видах: Общеразвивающие игры и специальные театральные игры (например,

    этюды). Общеразвивающие игры способствуют развитию у детей умения

    ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке,

    строить диалог с партнёром на заданную тему. В процессе такого вида

    деятельности развивается способность произвольно напрягать и расслаблять

    отдельные группы мышц, совершенствуется память (необходимо запоминать

    слова героев спектаклей), развивается зрительное и слуховое внимание,

    наблюдательность. Главной задачей специальных театральных игр развитие

    образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому

    искусству.

    Ритмопластика.

    В процессе работы по данному направлению у дошкольников

    развиваются двигательные способности (ловкость, подвижность, гибкость,

    выносливость), пластическая выразительность (ритмичность, музыкальность,

    быстрота реакции, координация движений), воображение (способность к

    пластической импровизации). Ритмопластические упражнения не дублируют

    задачи музыкально-ритмического направления в рамках музыкальных

    занятий, они, прежде всего, развивают гибкость и умение владеть своим

    телом. Представляют собой занятия, несущие «художественно-смысловой

    образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка.

    Культура и техника речи.

    Упражнения и игры из этого раздела способствуют формированию

    четкого произношения (дыхания, артикуляции, дикции, орфоэпии), развитию

    умения точно и выразительно передавать мысль автора (интонацию,

    логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), развитию

    воображения, расширению словарного запаса, делают речь ярче и образнее.

    Основы театральной культуры.

    Это направление театрализованной деятельности способствуют

    формированию у детей представления о театральном искусстве, знакомит их

    с основными понятиями и терминологией театральных постановок.

    Работа над спектаклем.

    Работа по данному направлению направлена на непосредственное

    создание театрализованных постановок с детьми. При этом дети знакомятся

    со всеми этапами создания спектакля, принимая активное участие не только в

    создании постановки, но и в подготовке к театрализованному действию.

    Формы организации театрализованной деятельности.

    1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей,

    театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

    2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность,

    театрализованные игра в повседневной жизни.

    3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли,

    посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в

    ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной

    куклы – Петрушки в решение познавательных задач.

    Виды театра в дошкольном учреждении:

    1. Театр картинок, театр на фланелеграфе и настольный театр.

    Наиболее простой в изготовлении и показе. Этот театр дети имеют

    возможность нарисовать и вырезать самостоятельно. Проявлять творчество в

    создании театральных постановок: придумывать сюжет, изготавливать

    атрибуты и простейшие декорации. Показывать этот вил театра просто

    потому, что все действие происходит на специальной плоскостной доске,

    покрытой фланелью. В настольном театре сценой служит стол. Целью

    подобного вида театра является разнообразить игровую деятельность в

    группе детского сада. Всех героев дети также могут вырезать самостоятельно

    из бумаги или картона. Игры с фланелеграфом развивают творческие

    способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленьким детям

    нравится смотреть картинки в книгах, а когда картинки двигаются, они

    получают еще большее удовольствие.

    2. Театр игрушек – все объемное. Для этой формы театрализованной

    деятельно подойдут любые объемные игрушки (магазинные, сделанные

    своими руками). При этом для таких театральных постановок требуется

    большое количество атрибутов: посуда, декорации, домики и т.п. Такое

    представление способствует более яркому восприятию, развивает

    пространственное и образное видение дошкольников. Содержание

    постановки должно быть предельно простым, без трудновыполнимых для

    игрушек движений и действий. Целью является совершенствование умения

    передавать эмоциональное состояние героев приёмами кукловождения.

    3. Театр коробочек, шариков, цилиндров. Дети также делают сами из

    готовых материалов: коробочек, шариков и пластиковых стаканчиков

    (цилиндров). Дети рисуют и приклеивают глаза, нос, уши, волосы, банты,

    одежду и обувь. В процессе этой работы дети имеют возможность проявлять

    самостоятельность и креативность в создании образов, делать их такими,

    какими они их видят. Целью подобных театральных постановок является

    разнообразить игровой процесс, повлиять на дошкольников посредством

    развития интереса у них к созданию новых игрушек, доставить детям радость.

    4. Пальчиковый театра. Представляет собой сшитые маленькие

    мешочки, которые одеваются на пальцы. Мешочки изображают зверей и

    людей – персонажей сказок. С помощью такого театра развивается мелкая

    моторика, совершенствуется жестикуляция .

    5. Театр рукавичек – детские рукавички и перчатки. Такие атрибуты

    театрализации не перегружаются реальными деталями. Их цель –

    способствовать формированию умения кукловождения, самостоятельному

    придумыванию движений, создающие образ.

    6. «Би-ба-бо» – этот театр представляет собой набор кукл, которые

    одеваются на руку (указательный палец управляет головой куклы, остальные

    пальцы руками). Театральная деятельность с помощью «Би-ба-бо»

    закрепляет навыки кукловождения «живой рукой», обогащает словарь

    дошкольников, способствует вырабатыванию чёткой и правильной дикции.Театра теней организуется с помощью вырезанных из картона или

    фанеры силуэтов фигурок, которые покрывают темной краской. Этот театр

    способствует развитию фантазии дошкольников, учит коллективно и

    согласованно взаимодействовать друг с другом, проявлять при этом свою индивидуальность .

    В процессе театрализованной деятельности педагогу необходимо

    заботиться о развитии интонации, мимики и движений дошкольников. В этом

    случае огромную роль играет показ педагога, когда он использует игровой

    материал. Любое обращение к детям должно иметь эмоционально

    выраженный подтекст, который говорит о том, что хочет сказать своим

    обращением педагог. Дошкольник с течением времени учится «считывать»

    информацию и овладевает выразительными средствами. Существуют

    упражнения, носящие специально ориентированный характер: например, на

    жест («Садитесь», «Отойди от меня», «Спасибо», «До встречи» и др.), на

    интонацию (выделение голосом в одинаково построенных фразах разных

    слов), на мимику («Я удивлен», «Я зол», «Мне безразлично», «Я забыл»,

    «Мне обидно» и др.).

    Педагоги используют диалоги, как прием вовлечения дошкольников в

    ролевое взаимодействие. Для этого ему необходимо использовать стихи с

    ясно выраженной формой диалога. Вопросно-ответная интонация легко

    усваивается детьми в процессе игры «Интервью», в которой вопросы и

    ответы дети задают друг другу по очереди. В игре воспитатель имеет

    возможность использовать сюжеты, близкие сюжетно-ролевой игре,

    особенно с дошкольниками младших и средних групп: «В магазине», «В

    больнице» и др.

    Работая над продолжительным действием, педагоги прибегают к

    текстам народных сказок. Это действенный прием, если над постановкой

    сказки работа ведется несколько недель. Благодаря такому подходу сказка

    детьми запоминается легко, не требуя от них специального заучивания текста

    произведения. За это время педагог несколько раз прочитывает отрывки

    сказки, обыгрывает с детьми отдельные сюжеты, привлекая детей к поиску

    выразительных средств (интонаций и движений) для отдельных героев.

    Каждый персонаж обыгрывается детьми по очереди. Так, текст сказки

    запоминается еще на этапе знакомства с сюжетом. Дошкольники, несколько

    раз сыгравшие определенную роль, запоминают ее, поэтому проблема

    замены отсутствующего ребенка в день премьеры решается сама собой:

    любой может сыграть за другого ребенка. Такая работа будет эффективной,

    если она интересна детям, а интересной она будет оставаться долгое время,

    если педагог будет постоянно менять подходы к ней (чтение произведения,

    обыгрывание отдельных эпизодов, постановка этюдов, поведение

    упражнений на тему из сказки, работа над оформлением постановки).

    Начиная с четырехлетнего возраста необходимо привлекать дошкольников к

    подготовке декораций и инвентаря к спектаклю. Л.С. Выготскому

    принадлежит утверждение о том, что спектакль от занавеса и до развязки

    должен быть сделан руками самих детей. Только тогда это представление

    будет по-настоящему дорого детям .

    У детей дошкольного возраста в процессе знакомства с театром

    формируются представления о театральных профессиях. Когда спектакль

    готовится к постановке, все дети задействуются в этом процессе. Одни

    выполняют роль режиссеров и отбирают претендентов на роли, другие –

    «актеры» репетируют роли под пристальным вниманием режиссеров. Третья

    группа детей выполняют задачи художников-декораторов. В их обязанности

    входит оформлением декораций, подбор костюмов, подготовка афиши и

    пригласительных билетов.

    В рамках образовательного процесса дошкольного учреждения

    педагогический театр знакомит детей с серией постановок. Для этого должны

    быть составлена программа выступлений детей и взрослых в театральных

    постановках. За все пребывания в стенах детского сада дошкольники

    воспринимают различные виды театра (кукольный и драматический),

    разнообразное содержание спектаклей, оригинальные сценические решения.

    Все это способствует обогащению художественного восприятия ребенка,

    формирующийся как активный творческий процесс, в результате которого

    развивается образное мышление, воображение, проявляются художественные

    способности дошкольников.

    Театральные постановки, в которых принимают участие взрослые,

    оказывают положительное эмоциональное влияние на развитие собственной

    театрально-игровой деятельности детей. Это проявляется как в играх,

    организованных взрослыми, так и в самостоятельной театрализованной

    деятельности дошкольников.

    Таким образом, театрализованная деятельность в детском саду – это

    возможность не только раскрытия творческого потенциала ребенка, но

    средство всестороннего воспитания личности дошкольника. Полноценное

    участие детей в театрализованной деятельности требует особой

    подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому

    восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст,

    улавливать интонации, особенности речевых оборотов, а также использовать

    разнообразные изобразительные средства, такие, как мимика, жесты,

    выразительная по лексике и интонации речь и др.

    Театрализованная деятельность в детском саду тесно связана с развитием связной речи детей, что выражается в использовании ряда театральных приёмов. А именно: знакомство с литературными произведениями, этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств (работа над интонационной выразительностью, использование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным произведениям или обыгрывания, инсценировка художественных произведений (стихи, небольшие рассказы, сказки). Подготовка к театрализованной деятельности детей, как правило, проходит в несколько этапов: введение в тему, создание эмоционального настроения; театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал; эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

    1   2   3


    написать администратору сайта