Главная страница
Навигация по странице:

  • Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа

  • Речевой образец

  • Словесное упражнение

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • курсач лера. Курсовая работа по дисциплине теоретические и методические основы организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста по теме театрализованная деятельность как средство развития речи старшего дошкольника


    Скачать 54.01 Kb.
    НазваниеКурсовая работа по дисциплине теоретические и методические основы организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста по теме театрализованная деятельность как средство развития речи старшего дошкольника
    Дата23.12.2022
    Размер54.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсач лера.docx
    ТипКурсовая
    #860848
    страница3 из 3
    1   2   3

    РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Обучая детей выразительности, мы используются знакомые любимые сказки, которые концентрирует в себе всю совокупность средств русского языка, и предоставляют детям возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движение).

    Для работы над продолжительным действием берут обычно народные сказки. Педагогу для работы необходимо выбирать художественные произведения в соответствии с уровнем развития и возрастных особенностей. Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно - творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных). При подборе произведений нужно соблюдать требования: произведения должны усложняться по содержанию, объему. Очень оправдывает себя такая работа над сказкой, которая от начала обращения к произведению и до показа готового спектакля занимает несколько недель. В этот период сказка легко запоминается детьми, не требуется специального разучивания текста, так как он непроизвольно запоминается сам. В обозначенный период педагоги обеих смен читают сказку, фрагментально обыгрывают ее, делят на эпизоды, занимаясь поиском выразительных интонаций и движений вместе с детьми. Персонажи сказки обыгрываются всеми детьми по очереди.

    Таким образом, текст осваивается на этапе знакомства с сюжетом, постепенно, не второпях. Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запоминают их, поэтому проблема замены отсутствующего ребенка в день премьеры решается сама собой: любой может сыграть за товарища. Детей будет интересовать игра по сказке довольно долгое время, если постоянно менять подходы к ней: то это чтение сказки, то обыгрывание эпизодов, то проведение этюдов и упражнений на тему из сказки, то работа над оформлением. В средних и старших группах надо привлекать детей к оформлению спектакля. Л.С.Выготский считает, что спектакль от занавеса и до развязки должен быть сделан руками детей, тогда это представление будет по-настоящему дорого детям.

    При распределении ролей нужно обязательно учитывать, какая речевая нагрузка возможна для данного ребенка. Даже если у ребенка есть дефект речи, нужно давать ему хоть маленькую, но роль, чтобы он выступал наравне со всеми, перевоплощаясь, отвлекался от своего речевого дефекта, обретая веру в себя. Также много и активно нужно работать над техникой речи – это произношение чистоговорок, скороговорок, разминка языка, ритмичные движения, разминка пальцев, упражнения направленные на произнесение гласных, согласных звуков

    В процессе игр, этюдов, упражнений педагог заботится о развитии интонации, мимики и движения детей. Это достигается при помощи выразительных показов взрослого, когда он использует игровой материал. Всякое обращение к ребенку должно иметь эмоционально выраженный подтекст, который говорит о том, что хочет сказать своим обращением педагог. Ребенок постепенно учится «считывать» информацию и овладевает выразительными средствами. Упражнения могут носить специально ориентированный характер: на жест («Прошу садиться», «Подойди ко мне» и др.), на интонацию (выделение голосом в одинаково построенных фразах разных слов), на мимику («Я улыбаюсь», «Мне грустно» и др.).

    Педагог использует диалоги для вовлечения детей в ролевое взаимодействие. Для этого взрослый берет стихи с ясно выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, вопросы и ответы дети могут исполнять по очереди, меняясь. В играх педагог может использовать сюжеты, близкие сюжетно-ролевой игре, особенно с дошкольниками младших и средних групп: «В парикмахерской», «У доктора» и др. 

    Театрализованная деятельность – это эффективный метод развития коммуникативных навыков, эмоционально волевой сферы и речи детей старшего дошкольного возраста. Данная деятельность интересна, доступна и эмоционально привлекательна детям. С помощью игровых приемов воспитатель добивается совершенствования выразительности речи ребенка. 
    Дошкольный возраст, по словам В.С. Мухиной, это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения ребенка со сверстниками.

    Большое и разностороннее влияние на личность ребенка, позволяет использовать театрализованную деятельность как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам дошкольник испытывает при этом удовольствие, радость. Театрализованные игры рекомендуется использовать, в работе по развитию речи. Игра-драматизация рассматривается как действенное средство закрепления знания детьми содержания литературных произведений.

    При подготовке к театрализованной игре, следует правильно выбрать произведение. Подбирая рассказ, сказку или стихотворение воспитатель детского сада, в первую очередь оценивает его со стороны идейно-смыслового, воспитательного значения для детей. Фактически каждому году жизни ребенка, соответствуют свои произведения. При выборе их, вопрос о доступности языка определяется главным образом, словарным составом текста. Незнакомые слова объясняются заранее или заменяются знакомыми. Таким образом, подбор литературы для детского чтения зависит от возраста детей.

    Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

    • художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

    • ознакомление детей со способами вербального и невербального выражения.

    • самостоятельная творческая деятельность.
    Основными методами при работе над развитием речи, в процессе театрализованной деятельности, можно отметить следующие: наглядный, словесный, игровой.

    Традиционные приемы словесного метода:

    выразительное чтение, рассказывание сказок, беседа по содержанию, объяснение незнакомых слов, повторное чтение.

    В качестве разнообразии приемов, может прослушать произведение в аудиозаписи. 

    Следует только помнить, что использование ТСО при ознакомлении с художественной литературой целесообразно использовать только после первичного ознакомления с текстом.

    Словесные методы, в чистом виде, в детском саду употребляются очень редко. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки − предмета и др.). После чтения литературного произведения проводится беседа, и выполняются разнообразные творческие задания.

    Цель беседы – уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознания средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает взрослому донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного. А так же можно привлекать детей к воспроизведению отдельных фрагментов.

    Прежде, чем драматизировать сказку, дети учатся рассказывать ее по ролям, находя нужные интонации. Для формирования интонационной выразительности речи воспитатель использует специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это, прежде всего проговаривание скороговорок и чистоговорок. При работе над выразительностью речи педагог может использовать следующие словесные приемы: речевой образец, повторение, словесное упражнение.
    Речевой образец - правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами--пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он мотет использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо.
    Повторение - преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.
    Словесное упражнение - многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей .

    Источником - определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные предметы или явления. Наглядные приемы − показ картинки, игрушки, иллюстрации, элементы инсценирования, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворении). При показе иллюстраций не рекомендуется останавливать чтение. Конечно, во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое.

    В методике работы над выразительностью речи дошкольников, очень важны игровые приемы. Работу начинать надо с более простых игровых упражнений. Например, ребенку предлагается разыграть диалог двух персонажей. Далее воспитатель усложняет задание и предлагает одному ребенку сделать тоже самое. Ознакомление детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, удивление и др…) и способами вербального и невербального выражения. Значение этой работы усиливается тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способ его внешнего проявления невозможна выразительность речи. Решению этой задачи способствуют задания «Разные настроения». Можно предложить детям разыграть маленькие отдельные сценки, где необходимо подчеркнуть особенности интонации мимикой.

    Развитие речи детей через театральную деятельность, по мнению наших ученых, происходит под непосредственным руководством педагога. Он побуждает детей к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого педагог использует этюды, упражнения, которые развивают навыки театрально-игровой деятельности и формируют выразительность речи. Как известно, при определенной внешней помощи, любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. То, что дошкольник может сделать с чьей-то помощью сегодня, завтра он сможет сделать самостоятельно.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

    В заключении хотелось бы отметить следующее. Таким образом, использование театральной деятельности в целях развития речи детей становится возможным при выполнении следующих условий:

    -совместного участия в данном процессе детей и взрослых;

    -наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

    -при создании развивающей среды;

    - последовательном ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

    -насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;

    Анализ результатов данного исследования показал, что театрально-игровая деятельность имеет большое значение для формирования речевого развития дошкольника. Для развития выразительной стороны речи были созданы такие условия, в которых каждый ребенок мог раскрыть себя.

    Благодаря использованию этих приемов у детей повышается интерес к художественной литературе, оптимизируется процесс развития речи.

    Использования театрализованной деятельности по развитию речи детей, были изучены особенности развития речи детей дошкольного возраста, а также были использованы методические приёмы, способствующие выразительности речи.

    Создана развивающая среда, стимулирующая речевую активность, интерес к художественной литературе, драматизации сказок, воспитанию положительных эмоций и проявлению самостоятельно-художественной деятельности. Именно через театрализованную деятельность в детских дошкольных учреждениях становится возможным процесс не только нормального развития речи, но и ее коррекция средствами театрально-игровой деятельности.

    Таким образом, театрализованная деятельность является одним из эффективных способов речевого развития детей, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизация и совершенствование словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрально - игровой деятельности доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает и создает психологический комфорт пребывания в детском саду. Дети учатся играя, не задумываясь о том, что с ними проводит направленную психолого-педагогическую работу, направленную на развитие и коррекцию речи.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 400 с.

    2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2013.2. Артёмова Л. В. 3. 4.

    3.Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2015. - с. 416.

    4. Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи./Дошкольное воспитание. 2013 г. № 9

    5. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов.- М., 2014. -230с.

    6. Ахунджанова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности. / Дошкольное воспитание 2016 г. № 6

    7. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. - С-Пб.: Изд-во Москва 2014

    8. Барсукова, О. Поговорим об играх драматизациях [Текст] / О. Барсукова Дошкольное воспитание .- 2012.- № 11.- С.12-17.

    9. Беляковская Н.Н. Л.Н. Засорина, Н.Ш. Макарова. Учим ребенка говорить: здоровье и созидающие технологии. Методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2013.-128с

    10. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2044. - 213 с.

    11. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков.- Москва, 1972 г.

    12. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2015. - 160 с.

    13. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2011. - 255 с.

    14. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 2004. - 102 с.

    15. Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. - М.: Просвещение, 2013. - 136 с.

    16. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - С-Пб: Союз, 2016. - 312 17. Выготский Л.И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б.Элькомин. Психология игры. - М.: Просвещение, 2014. - 398 с.

    18. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 2066 - № 6. - с.62

    19. Выготский Л.С. Собрание сочинений, том 4. Москва, 2012 г.

    20. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский.- М.,1990. 310 с
    21. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 200 с. 22. Герцена А.И.; Изд-во «Союз» 2005. 138 с.
    23. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет., М.: Просвещение, 2014.
    24. Доронова. Т.Н. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей от 1 года до 7 лет. М.: Просвещение, 2010.-302с.
    25. Доронова. Т.Н. Развитие детей 5-6 лет в театрализованной деятельности. М.: Москва, 2009.-61с. 1989
    26. Доронова. Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2015.-127с.
    27. Доронова, Т.Н. Е.Г.Доронова. Развитие детей в театрализованной деятельности. М.: Москва, 2012.92с.
    28. Ежемесячный научно - методический журнал «Дошкольное Воспитание №4», 2016год.-126с.
    29. Ежемесячный научно - методический журнал «Дошкольное Воспитание №1», 2015 год.-126с.
    30. Ежемесячный научно - методический журнал «Дошкольное Воспитание №8», 2066 год.-126с.
    31. Леонтьев, А.А. Исследование детской речи [Текст] / А.А.Леонтьев //Основы теории речевой деятельности. - М., 1997.- С.187-193.
    1   2   3


    написать администратору сайта