Курсовая работа по дисциплине Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста На тему Развитие
Скачать 115.02 Kb.
|
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 2.1. Выявление уровня развития эмоциональной сферы дошкольников в процессе изобразительной деятельности С целью подтверждения практикой теоретического положения исследования была организована опытно-экспериментальная работа. Работа проводилась в СПДС «Дружная семейка» п. Луначарский Самарской области в подготовительной группе. Для опытной работы были отобраны 10 детей 6-7 лет: Для выявления уровня развития эмоциональной сферы детьми старшего дошкольного возраста были отобраны следующие методики: 1.Методика «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго. Данная методика была разработана Н.Я. Семаго в 1993 г. и предназначена для оценки возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания. Также при работе с методикой возможна косвенная оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии. 1-я серия (3 изображения) состоит из контурных (схематичных) изображений лиц. В схематичном виде проводятся следующие эмоциональные выражения: 1. Злость (гнев); 2. Печаль (грусть); 3. Радость. Эмоциональная экспрессия на контурных изображениях обозначена наиболее это логически значимыми элементами лица: характерным для каждого варианта пространственным расположением уголков рта и положения бровей. 2-я серия (14 изображений) заключает в себе изображения конкретных лиц детей (мальчиков и девочек: по 7 изображений соответственно). В методике используются фотографии со следующими эмоциональными выражениями: 1. Явная радость; 2. Страх; 3. Сердитость; 4. Приветливость; 5. Удивление; 6. Обида; 7. Задумчивость. Методика используется для работы с детьми от 3 до 11-12 лет. Критерии оценки. Высокий уровень – развёрнутый и подробный ответ, способность адекватно обозначать эмоциональные состояния и оценивать лицевую экспрессию. Средний уровень – ответы на вопросы с помощью; трудности в опознании и назывании абстрактных изображений, оценивает настроение и называет эмоции с помощью взрослого. Низкий уровень - задание не выполняет даже с помощью вопросов, не называет настроение, не может показать его на себе. 2. Методика «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей» В.М.Минаевой. Проводится индивидуально, в двух сериях. 1-я серия. Ребенку предлагают ответить на вопросы: — Когда бывает интересно? — Когда человек удивляется? — Когда человек получает удовольствие? — Когда бывает стыдно? — Когда бывает страшно? — Когда человек злится? — Когда бывает радостно? — Когда у человека горе? Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу. 2-я серия. Ребенку предлагают ответить на вопросы: — Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками? — Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши? — Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету? — Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание? — Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака? — Что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее кость? — Что почувствует мальчик, если ему подарят "Денди"? — Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака? Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу. Обработка данных. Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первой и второй серии исследования. В ходе нашего исследования дети принимали активное участие, проявляли живой интерес и эмоциональную вовлеченность. Результаты методики «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго оценивались в баллах: Высокий уровень – развернутый и подробный ответ, способность адекватно обозначать эмоциональные состояния и оценивать лицевую экспрессии -1 балл; Средний уровень – ответы на вопросы с помощью; трудности в опознании и назывании абстрактных изображений, оценивает и называет эмоции с помощью взрослого - 0,5 балла; Низкий уровень – задание не выполняет даже с помощью вопросов, не называет настроение, не может показать его на себя - 0 балла; Детям предлагались в схематичном виде следующие эмоциональные выражения: 1. Злость (гнев); 2. Печаль (грусть); 3. Радость. Это задание не вызвало у детей затруднений, все воспитанники показали высокий результат. (Рис.1) Рисунок 1 Затруднения вызвала вторая серия методики «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго. Некоторые из дошкольников сомневаясь в правильности собственного ответа, пытались привлечь сверстников. На этом этапе было выявлено, что дети хорошо определяют ярко выраженные эмоции, а изображение пограничных эмоций, таких как приветливость, задумчивость, сердитость вызывает у них затруднение, что отражено на рисунке 2. Рисунок 2 Можно сделать вывод, дети с этим заданием справились неплохо, дети достаточно хорошо ориентируются в эмоциях, низкий уровень показали только Сережа К. и Илья И. Во второй методике «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей» В.М.Минаевой, так же состоящей из двух серий, детям предлагалось ответить на вопросы. Ответы детей на вопросы первой серии были зафиксированы в таблице 3, 4 «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей» В.М.Минаевой, серия 1», представлены некоторые из них. Таблица 3
Таблица 4
Проанализировав ответы этой серии, можно сделать вывод, что дети умеют распознавать свои эмоции и соотносить их с определенными событиями. Вторая серия вопросов так же не вызвала затруднений у ребят, большинство детей выразили свое понимание полным ответом либо конкретным словом, приведем примеры ответов в таблице 5,6. Таблица 5
Таблица 6
3.Для выявления уровня агрессивности использовалась графическая методика «Кактус» М.А.Панфиловой. Данная методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет и используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка, для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности: ее направленность и интенсивность. При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Психолог поясняет ребенку: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам: пространство, расположение, размер рисунка, характеристика линий, нажим. Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный), характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный), характеристика иголок (размер, расположение, количество). В рисунках может проявиться следующие качества испытуемых: агрессия - наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга; импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим; эгоцентризм - крупный рисунок, центр листа; зависимость - маленький рисунок, низ листа; демонстративность, открытость - выступающие отростки в кактусе, вычурность форм; скрытность, осторожность - зигзаги по контуру или внутри кактуса; оптимизм - «радостные кактусы»; тревога - темные цвета, внутренняя штриховка; женственность - украшение, цветы, мягкие линии и формы; экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов; интровертированность - на рисунке изображен один кактус; стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение комнатного растения; наличие чувства одиночества - дикорастущие, «пустынные» кактусы. При интерпретации выполненных рисунков обязательно учитывается изобразительный опыт «художника». После завершения работы ребенку предлагают вопросы, ответы помогут уточнить интерпретацию рисунков: . Этот кактус домашний или дикий? . Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать? . Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют? . Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение? . Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)? На основании наблюдения за детьми, анализа результатов первичной диагностики можно дать психологическое описание некоторых детей, представив их в виде характеристик. Саша Ж. Анализ рисунка Саша показал наличие у ребенка высокого уровня эмоциональной тревожности. А именно, очень долго не начинал рисовать, был неуверен в своих силах. После уговоров взял нерешительно карандаш, во время рисования нажим на карандаш слабый, руки потели, бумага мокрая. Таким образом - он очень неуверенный, низкая самооценка. Ответы на вопросы: 1 - домашний, 2 - не колется, можно потрогать, 3 - нравится, когда ухаживают, 4 - хочет, но он один, 5 - все будет расти и иголки вырастут. При анализе рисунка Кати Б. заметно проявление, эгоцентризма, стремление к лидерству, некоторой агрессивности. Ответы на вопросы: 1 - домашний, 2 - колется, 3 - хорошо, когда ухаживают, 4 - хотел чтобы кто-то был рядом, 5 - останется таким же. Лиза А. начала рисовать, и не раздумывая взяла синий цвет для рисования кактуса, что говорит о том, что ей, вероятно, не хватает отцовской заботы и ласки. Наличие цветочного горшка подтверждает предположение, что ей необходимо чувство семейной общности. Рисунок расположен в нижней части листа и небольшого размера, что указывает на наличие тревожности. Ответы на вопросы: 1 - домашний, 2 - не колется, можно потрогать, 3 - нравится, 4 - хочет расти один, 5 - вырастет. Саша П. Несмотря на то что рисунок расположен в центре листа, размер рисунка небольшой, штриховка нанесена после того, как на это указал психолог. Во время работы ребенок вспотел: и руки и бумага были мокрыми, что указывает на высокую тревожность. Ответы на вопросы: 1 - домашний, 2 - колется, 3 - нравится, 4 - растут, 5 -таким же. Рисунок кактуса Артема А. - наличие сильной штриховки говорит о вероятной тревожности. Ответы на вопросы: 1 - домашний, 2 - нет не колючий, можно потрогать, 3 - нравится, 4 - хочет, чтобы были рядом, 5 - иглы больше станут и сам тоже. Отметим также, что во время исследования почти все тревожные дети медлительны, молчаливы, и, несмотря на то, что понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает трудно. Дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ, или говорят, что не знают ответа, либо просто молчат. Таким образом, по результатам графической методики «Кактус» в среднем для данной выборки характерны низкие показатели открытости и оптимизма, и самые высокие показатели состояния эмоциональной сферы: повышенный уровень агрессии показали - 3 детей, тревожности - 2 детей, стремление к защите - 2 детей, эгоцентризма - 2 детей, интровертированности - 2 детей. Данные представлены в виде диаграммы на рис.3. Рисунок 3 Таким образом, при наблюдении за детьми в процессе проведения диагностических занятий можно отметить, что особенности эмоциональной сферы находятся в стадии развития. Это сопровождается чувством тревоги, неудовлетворенности. Свою неудовлетворённость они компенсируют затем в свободной игре, на прогулке, где проявляют себя агрессивно, сердятся, зло смотрят на окружающих и т.д. Поэтому для развития, коррекции эмоциональной сферы дошкольников необходимо разработать и провести комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы дошкольников и включения его в процесс воспитания и обучения детей. . Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе изобразительной деятельности Для развития эмоциональной сферы у старших дошкольников был разработан комплекс занятий, включающий в себя три блока-направления: Дидактические игры; Интегрированные занятия (ИЗО + восприятие изобразительного искусства (рассматривание иллюстраций, картин); ИЗО + нетрадиционные техники); Психогимнастические упражнения Дидактическая игра является одним из приемов эмоционального развития дошкольников и ведущим видом деятельности в данном возрасте. По результатам диагностики, были отобраны игры, игровые упражнения, направленные на развитие творческого воображения, снижение агрессивности, тревожности, а так же упражнения направленные на посильное овладение своими эмоциями и чувствами, на развитие эмоциональной произвольности, на расширение и углубление эмоционального опыта. Использовались дидактические игры на закрепления знания классификации цвета: теплые и холодные, легкие и тяжелые; игры на закрепление эмоциональных проявлений; на закрепления способов выражения эмоций при помощи мимики. Дети принимали в них активное участие, с удовольствием играли. Индивидуальная работа по закреплению цветов и оттенков проводилась с Лизой А. и Игнатом Р..С Сашей Ж. пришлось проводить индивидуальную работу по всем направлениям, ребенок при выполнении заданий, во время игр рисовал черным цветом «каракули», не смотря на указания воспитателя. Для введения детей в мир искусства проведены занятия на тему знакомства с профессией художника, его рабочим местом, процессом создания им произведения искусства, рассматривание картин, репродукций известных художников (приложение 1). Закрепление опыта ребенка происходит в изобразительной деятельности. Именно в изобразительной деятельности ребенок имеет возможность наиболее легко выразить то, что его волнует в материале. На основе этого был разработан цикл занятий, учитывающий возрастные и индивидуальные особенности детей по результатам констатирующего эксперимента. Интегрированные занятия (ИЗО+ восприятие изобразительного искусства) проводились в форме путешествия в картину. Знакомили детей с произведением искусства, помогали им проникнуть внутрь созданной художником картины, ощутить теплоту, свежесть, запах наполняющего картину воздуха, мысленно прикоснуться к изображенным предметам, услышать, как они звучат, поговорить с героями картины. Совместно с ребенком исследовали эмоциональное состояние героев и характер пространства картины. Но путешествие на этом не заканчивалось. Далее вместе с детьми отправлялись в прошлое, придумывая, восстанавливая исходные события, предысторию персонажей до момента, запечатленного художником на картине. А после – в будущее, прогнозируя те изменения, которые могут произойти с героями впереди. Детей увлекали такие путешествия, они активно включались в процесс восстановления исходных событий, прогнозирования событий, которые могут произойти с героями (приложение 2). Наиболее активными были Сережа К., Саша П., Катя Б. Особое значение для эмоционального развития детей имеет использования нетрадиционных техник в рисовании. К нетрадиционным техникам можно отнести кляксографию, монотипию, печатание листьями, набрызг, рисование по-сырому). Они создают хорошее настроение, способствуют развитию творчества, развивают цветовосприятие, чувство цвета. Каждое занятие в нетрадиционной технике вызывало у детей восторг, желание быстрее включиться в работу. Поскольку группа разновозрастная, то занятия были разработаны таким образом, что каждый из детей смог проявить себя в силу своих возрастных особенностей и возможностей. Наиболее яркие и творческие рисунки были у Кати М., Артема А. Для того чтобы научить выражать свои эмоции при помощи мимики, интонации, жестов использовали психогимнастические упражнения (приложение 3). Самое главное условие эффективности таких занятий — добровольное участие в них детей. Каждое занятие заканчивалось чем-то радостным, веселым, положительным (особенно если речь на занятии шла, например, о страхе или жадности). Между занятиями в повседневной жизни обращали внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым закрепляя пройденный материал. Содержание этюдов не читается детям, ситуация эмоционально пересказывается. Герои (мальчик, девочка) обозначены в этюдах условно: в зависимости от того, кто проигрывает упражнение. Наиболее ярко передавали настроение Илья И., Лиза А. Некоторые дети затруднялись в передачи эмоций в этюдах, в которых необходимо было выразить состояния удивления (Сережа К.), презрения (Игнат Р.), удивление и стыд (Катя М., Марина С.), презрения - печаль, презрение – гнев (все дети группы). В следующих упражнениях детям, по желанию, предлагалось из набора всевозможных предметов выбрать те, которые обладают такими же свойствами, как одно из переживаний, проанализированных в предыдущей игре (если нет подходящих предметов или игрушек, можно просто их называть). Саша Ж., 7 лет, показывает с помощью предметов "раздражение": «Это чувство колючее как ежик, серое как мышь, шершавое, кислое как лимон». Саша. П., 6 лет, показывает с помощью предметов "страх": «Это чувство липкое как пластилин, холодное как лед, быстрое как стрела». В последующем, использовались творческие задания на передачу эмоциональных состояний, при помощи жестов и мимики, например «испуганный заяц», «радостная мама», «грустное дерево» и другие. После проведенной работы была проведена повторная диагностика уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников и произведен сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента. На данном этапе использовалась та же диагностика, что и на констатирующем этапе эксперимента. Анализ полученных данных представлен в следующем рисунке: Рисунок 4 Результаты исследования уровня развития эмоциональной сферы после проведенной работы в процессе изобразительной деятельности показали, что в подготовительной группе повысился уровень развития распознавания и понимания пограничных эмоций, таких как сердитость (на 3%), приветливость (на 2 %), задумчивость (на 5%), удивление (на 2%) . В результате проделанной работы у детей эмоции приобрели значительно большую глубину и устойчивость, стали преобладать положительные эмоции; развилось умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств; дети усвоили «язык» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса; произошло изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок). Это позволяет сделать вывод о том, что высокий результат уровня развития эмоциональной сферы был достигнут при организации целенаправленной работы на формирующем этапе, апробированию цикла занятий, в которых определились цель, задачи, методы, приемы и формы организации развития эмоциональной сферы дошкольников средствами коллективной творческой деятельности. После проведения цикла занятий направленных на эмоциональное развитие старших дошкольников, диагностирование на формирующем этапе показало более высокие результаты, по сравнению с результатами диагностики на констатирующем этапе. Следовательно, изобразительная деятельность является эффективным средством развития эмоциональной сферы дошкольников. Выводы по II главе. Опытно экспериментальная работа проводилась в СПДС «Дружная семейка» п. Луначарский, в подготовительной к школе группе. Для опытной работы были отобраны 10 детей 6-7 лет: Для выявления уровня развития эмоциональной сферы детьми старшего дошкольного возраста были отобраны следующие методики: Методика «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго, «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго, графическая методика «Кактус» М.А.Панфиловой. На констатирующем этапе были подобраны диагностики для выявления уровня развития эмоциональной сферы детьми старшего дошкольного возраста. Данные методики были апробированы, на основе полученных результатов был построен цикл занятий для развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников. Для выявления уровня развития эмоциональной сферы детьми старшего дошкольного возраста были отобраны следующие методики: Методика «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго, «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго, графическая методика «Кактус» М.А.Панфиловой. На формирующем этапе для развития эмоциональной сферы у старших дошкольников сада был разработан следующий комплекс занятий: дидактические игры; интегрированные занятия (ИЗО + восприятие изобразительного искусства (рассматривание иллюстраций, картин); ИЗО + нетрадиционные техники); психогимнастические упражнения. Как показало исследование, большое значение в развитии эмоциональной сферы и личности в целом имеет изобразительная деятельность. Влияние эмоциональных воздействий разнообразно. Но с другой стороны, любое эмоциональное воздействие, не зависимо от того негативное оно или позитивное по своей сути, оказывает побудительное воздействие на ребенка. По имеющимся данным, можно сделать вывод о влиянии изобразительной деятельности на эмоциональное развитие дошкольников. Развитие эмоциональной сферы оказывает влияние на формирования навыков в изобразительной деятельности. В процессе восприятия произведений искусства у детей развивается способность эмоционально переживать содержания произведения, возникает желание выразить свое отношение к нему. Художественные образы воздействуют на его чувства и сознание, влияют на отношение к явлениям и событиям жизни, способствуют расширению кругозора. Благодаря изобразительной деятельности дошкольники начинают понимать красоту окружающего мира, богатство и разнообразие его красок, форм, движений. На этой основе у детей формируется эстетический вкус, способность различать прекрасное и безобразное не только в искусстве, но и в окружающей действительности. Заключение Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, чтоизобразительная деятельность является одним из средств эмоционального развития детей дошкольного возраста при условии: • формирование позитивного отношения ребенка к процессу рисования; • создание эмоционального микроклимата в группе; • закрепление базовых навыков в изобразительной деятельности; • использование произведений живописи как средства побуждения к собственной деятельности. Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Умение управлять своими эмоциями и знаниями об эмоциональных состояниях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития эмоциональной сферы. Поэтому, на сегодняшний день, проблема эмоционального развития ребенка является актуальной. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописана необходимость обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, можно сделать вывод, что одним из действенных средств развития эмоционального мира дошкольников можно считать изобразительную деятельность. Изобразительная деятельность - это вид деятельности, результатом которой является создание произведения, специфическое отображение объективной реальности в форме художественных образов. Вместе с тем, одним из эффективных средств развития эмоциональной сферы дошкольников можно считать психогимнастику - это этюды, упражнения и игры, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, и так и эмоционально-личностной сферы. Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма. Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для таких детей средством психологической защиты, которое помогает им в трудных обстоятельствах. В связи с этим важной и ответственной задачей для воспитателя, работающего с детьми дошкольного возраста, является задача разделения в детском рисунке тех его особенностей, которые отражают уровень умственного развития ребенка и степень овладения им техникой рисования, с одной стороны, и особенностями рисунка, отражающими личностные характеристики, с другой. В данной работе были рассмотрены психолого-педагогические подходы к особенностям эмоционального развития дошкольников, выявлено значение изобразительной деятельности для развития ребенка дошкольного возраста, рассмотрены методы диагностики эмоциональной сферы дошкольников, подобраны методы и приемы развития эмоционального состояния у дошкольников средствами изобразительного искусства. Таким образом, можно говорить о том, что поставленная цель была достигнута, а заявленные задачи реализованы. Библиографический список 1. Былкина Н.Д., Люсин Д.В.Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе//Вопросы психологии. 2000,№5. С.59-62 2. Галанов А.С. и др. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.-125 с. 3. Гамезо М.В.Возрастная и педагогическая психология. - М.:Просвещение, 2003.-245 с. 4. Григорьева, Г.Г.Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.:1999.-344 с. 5. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. С.86 6. Ермолинская Е.А.Современные технологии развития изобразительной деятельности детей//Воспитатель.- 2016, №1. С.81-86 7. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов. — М.: «Академия», 2004. - 288 с. 8. Казакова Р.Г. др. Рисование с детьми дошкольного возраста. 2009. - 160 с. 9. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2004.-77 с. 10. Казакова Т.Г.Детское изобразительное творчество.-М.:КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006.-150 с. 11. Карпова Г.З.Мир чувств и эмоций дошкольника//Воспитатель.- 2011, №8. С.119-121 12. Комарова Т.С. и др. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. - М.: педагогическое общество России, 2000. -С.86-99 13. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. -240 с. 14. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребёнка – СПб.: «Речь», 2002. -С.33-45 15. Пащенко Е.И.Совместная изобразительная деятельность детей//Воспитатель.- 2011, №7. С 81-87 16. Предпосылки развития эмоционального интеллекта/ Андреева И.Н. /Вопросы психологии. 2007, №5. С.57-65 17. Прусакова О.А.,Сергеенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста//Вопросы психологии.-2006, №4. С.24-35 18.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. -СПб. : Питер, 2015. -712 с. 19. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для ВУЗов 3 изд. - М.: 2009. -160 с. 20.Щетинина А.М.Диагностика социального развития: Учебно-методическое пособие.- Великий Новгород:НовГУ им.Ярослава Мудрого, 2000.-88 с. 21. Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. - М.:ТЦ Сфера, 2008.-14 с. 22. Яковлева Е.Л.Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития//Вопросы психологии.- 1997, №4. С.20-27 ( Приложение 1) Образовательная деятельность (ОД) |