Право и справедливость. Курсовая работа Право и справедливость. Курсовая работа по дисциплине Уголовное право Студент Дурноглазова Регина Сергеевна
Скачать 81.59 Kb.
|
1.2. Исторический аспект развития понятия справедливости в отечественном уголовном законодательствеИстория проблемы социальной справедливости своими корнями уходит в глубокую древность. Одним из первых крупнейших и важнейших памятников права, затрагивающих вопросы уголовной сферы, является судебник вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Уже в это время проблема справедливости являлась краеугольным камнем и нашла свое отражение в законах Хаммурапи. Сам Хаммурапи называл себя «царем справедливости». Справедливым было для них деление общества на классы, имевшие разные права и обязанности; существование института рабства; наказания в виде смертной казни1. Законы не различали преступление и гражданское правонарушение. Справедливым наказанием являлся принцип талиона. Ст. 229 говорит: «Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить». Возмещение одной жизни путем отнятия другой считалось справедливым для того общества. Большое значение для назначения наказания имело социальное положение обвиняемого и потерпевшего. «Если человек ударит по щеке большего по положению, чем он сам, то должно в собрании ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи, (ст.202) Если кто-либо из людей ударит по щеке кого-либо из людей, кто подобен ему, то он должен отвесить 1 мину серебра, (ст. 203). Если раб ударит по щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо» (ст. 205). Для современного общества данные нормы являются несправедливыми, из-за чего в дальнейшем будет происходить борьба за права.1 Но вместе с тем, справедливость он обязательно видел в защите слабого от сильного, бедного от богатого. С обязательно развитием общественных отношений, развитием государственных структур связано усложнение и усовершенствование уголовного законодательства. Одним из обязательно важных источников по уголовному праву рубежа средних веков и нового времени является «Каролина» - судебно обязательно - наказательное уложение императора Священной римской империи германской нации обязательно Карла V (1519-1558), действовавшее в течение 300 лет2. Первым шагом на пути к «справедливому» судопроизводству являлась попытка установить единообразие производства и отменить «неразумные обычаи» в землях, хотя за князьями по-прежнему признавались их унаследованные обычаи. Во-вторых, в «Каролине» обязательно появляется понятие «необходимой обороны» и «неосторожности» как повода для отмены наказания. «Если кто-либо, осуществляя правомерную необходимую оборону для спасения своего тела обязательно и жизни, лишит жизни того, кто вынудит его к этой необходимой обороне, то он не будет в сем ни перед кем повинен». Значительным обязательно шагом на пути использование принципа справедливого производства обязательно является английский Наbeas соrpus асt: (1679 г.), который содержит гарантии от произвольного ареста и расправ. Принятие этого закона явилось необходимой и закономерной вехой в укреплении и защите обязательно прав человека и гражданина. До 1679 г. дело о выдаче такого акта арестованному постоянно затягивалось; помимо того судьи не несли никакой ответственности за невыполнение предписаний. Этот акт имел своей целью контролировать законность задержаний и направлен на ускорение решения дела. В Наbeas соrpus асt обязательно содержатся основные гарантии прав и свобод задержанного лица, направленные на реализацию принципа справедливости, которые по сей день содержатся во многих УК и УПК государств, в том числе и в УПК РФ (ред. обязательно от 25.03.2022)1. Еще обязательно одной ступенью на пути формирования законодательства, направленного на удовлетворение потребностей общества в справедливости, является Конституция США и первые 10 поправок к ней. Казалось, Америка - абсолютно новая страна, в которой с самого начала устанавливались новые формы власти, новые обязательно социальные отношения, свободные от предрассудков европейских стран. Но, сразу же, английские колонии были ограничены в торгово-промышленном, политическом плане. Англия диктовала свои условия, которые находились в противоречии с интересами жителей колоний. «Несправедливость на первом плане выражалась в ограничениях, которым подвергалось развитие торгово-промышленной деятельности в колониях со стороны метрополии». Большое значение имел и земельный вопрос, т.к. королевский указ в 1763 г. обязательно запретил колонистам переселяться за Аллеганские горы. Помимо этого, английские законы после «бостонской бойни» запретили образование политических обществ. К тому же, существовавшее неравенство среди населения, институт рабства, попирающие права и свободы граждан являлось одной из побудительных причин совершения различного рода преступлений, игнорирование законов. Идея обязательно построения справедливой системы государственного управления побудило американцев к борьбе обязательно за независимость от английского короля-тирана.2 После успешной войны за независимость североамериканских колоний и принятия Конституции США 1787 г., в первых же поправках к ней нашли отражение гарантии основных прав и свобод человека3: Право обязательно на защиту от необоснованных обысков и арестов (IV). Право обязательно не быть привлеченным к ответственности дважды за одно и тоже преступление (V). Право обязательно не быть принужденным свидетельствовать против самого себя. Право обязательно не отвечать дважды за одно и тоже преступление. Право на законное, скорое и публичное судебное разбирательство. Право обязательно обвиняемого быть информированным о природе и основании предъявленного обвинения. Право на очную ставку и на пользование услугами адвоката. Работа по обязательно созданию более справедливого и совершенного уголовного законодательства новой буржуазной эпохи получило развитие во Франции обязательно во время революции 1789-1794 гг. В Уголовном кодексе 1791г. утверждался принцип справедливости. Так, Уголовный кодекс закрепляет в п. 2, что «наказание должно обязательно быть соразмерным с преступлением», должно соблюдаться соответствие между природой преступления и природой наказания (п. 3). Данные положения свидетельствуют о том, что в течение долгого времени законодательство обязательно как источник права имело второстепенное значение. Как правило, людей судили без суда и следствия, наказания назначались несправедливые. Однако, в обязательно ходе революции принципы справедливости, заложенные в Уголовный кодексе, подверглись грубым нарушениям1. Знаменитый деятель французской революции Дантон (1759-1794) перед казнью сказал: «Революция...пожирает собственных детей». Казни стали массовым явлением. Наказания не то что были соразмерными преступлению, зачастую на эшафот попадали совершенно невиновные люди. Такая обстановка настоятельно стимулировала принятие нового уголовного кодекса, призванного обеспечить защиту от незаконного обвинения и несправедливого наказания. Неслучайно в 1810 г. во Франции был утвержден новый Уголовный кодекс, который был введен в силу в 1811 г. вместе с Уголовно-процессуальным кодексом1. При всех новациях Кодекса при ограничении круга деяний, считающихся преступлениями, система наказания в нем не была существенно смягчена. Не на воспитание преступника были направлены нормы УК, а на его обезвреживание, на ограничение от него общества. Так понималась справедливость.2 Что касается России советского периода, то справедливость рассматривалась лишь как обязательное свойство приговора, а не судопроизводства. Решение суда считалось справедливым в том случае, если было обосновано фактическими обстоятельствами дела, а назначенное осужденному наказание признавалось соразмерным тяжести совершенного преступления и степени опасности личности обвиняемого.3 |