Право и справедливость. Курсовая работа Право и справедливость. Курсовая работа по дисциплине Уголовное право Студент Дурноглазова Регина Сергеевна
Скачать 81.59 Kb.
|
Глава 1. Концепция социальной справедливости и её воплощение в российском уголовном праве1.1. Общетеоретические положения о справедливостиИдеи о том, что справедливость должна быть имманентно (естественным образом) присуща праву и регулируемым им социальным отношениям, зарождаются уже на заре цивилизационного развития и содержатся в произведениях Гомера, Гесиода, Сократа, Платона, Аристотеля и многих других мыслителей древности. Как верно отмечено современным философом А.П. Козыревым, история человечества наполнена поиском все более дифференцированных форм борьбы с несправедливостью и устремлением «к какой-то предельной справедливости, которая должна осуществиться в конце времени»1. Одним из первых понятие справедливости было рассмотрено Платоном (427-347 гг. до н.э.), а затем его учеником Аристотелем (384-322 гг. до н.э.). Справедливость, по Платону, состоит в том, чтобы каждый занимался своим делом и не вмешивался в чужие дела. Кроме того, справедливость представляет собой определенную иерархическую подчиненность, дабы достичь единства всех начал. Платон пишет: «заниматься каждому своим делом это, пожалуй, и будет справедливостью, справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже своё».2 По мнению Г.В. Драча, первым ранеегреческим философом, связавшим воедино традиционное религиозное представление о силе и власти богов с идеей справедливости, рассматриваемой как божественная сфера, был Гесиод (VIII-VII век до н.э.). «У Гесиода, – пишет Г.В. Драч, – понятие «дике» (справедливости) относится к сфере правовой и развивающейся государственной жизни, так же как договор и закон, фемис и диайта»3. Справедливость в ее взаимосвязи с правом толкуется сегодня исследователями различным образом: как общий принцип права (О.И. Цыбулевская), как непосредственно юридический принцип специального назначения (М.Н. Марченко), в качестве неотъемлемого свойства права (Л.А. Морозова), как бинарная категория, сочетающая принцип и свойство пра-ва (А.И. Экимов), как нравственно-правовой принцип (Д.Л. Кондратюк); категория общественного сознания и общечеловеческая ценность, связанная с пониманием права (С.А. Иванова). На наш взгляд, следует вести речь не о сомнительной по утверждению О.В. Мартышина идее поглощения справедливости правом, а о том, что справедливость в демократическом правовом государстве должна предопределять (быть естественным первоисточником) сферы публичных и частных правоотношений1. Аристотель определяет справедливость следующим образом: «Итак, понятие справедливость и означает в одно и то же время как законное, так и равномерное, а несправедливость - противозаконное и неравномерное». По мнению О.И. Цыбулевской и Т.В. Милушевой у пифагорейцев справедливость состоит в воздаянии равным за равное и люди в многообразных взаимоотношениях должны придерживаться соответствующего справедливости, а у софистов справедливость – это равенство всех людей2. В контексте этих и других суждений ранних философов следует согласиться с выводом Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина о том, что «выдвинутый еще древними мыслителями принцип справедливости и равенства составляет ядро всего современного права, в том числе социальных прав человека»3 Философское учение о праве и справедливости разрабатывал Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Согласно ему, в основе права лежит присущая природе справедливость. Справедливость понимается как вечное и неизменное свойство человеческой природы и природы в целом. Главную задачу справедливости Цицерон видит в том, что « она воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними». При этом он говорит именно о правовом равенстве, а не об уравниловке всех и вся в плане имущественного положения. Позиция Цицерона наиболее близка современному пониманию справедливости. Цицерон пошел гораздо дальше Аристотеля, рассматривающего права только в контексте собственности. В трактате «О законах» Цицерон сформулировал важное определение «Под действие закона должны попадать все». Эта важная правовая позиция является сейчас одной из главнейших основ социальной справедливости во всех отраслях права, прежде всего уголовной. Отсюда вытекает множество проблем , неразрешенных по сей день.1 Важной вехой становления концепции справедливости являются философско-правовые идеи Фрэнсиса Бэкона (1561-1626). Его работа «Великое восстановление наук» является одной из первых, вышедших за рамки схоластического мышления средневековья. Вопрос «всеобщей справедливости» характеризуется Бэконом следующим образом: «В гражданском обществе господствует или закон, или насилие. Но насилие иногда принимает обличье закона, и иной закон больше говорит о насилии, чем о правовом равенстве. Таким образом, существуют три источника несправедливости: насилие, как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона и жестокость самого закона». Из данного афоризма следует, что проблема правовой справедливости кроется гораздо глубже, чем просто равенство всех людей перед законом.2 ХХ в. показал все три источника несправедливости, которые выделяет Бэкон. Для Бэкона закон является «главной силой и орудием» процветания общества, и чтобы достичь этой цели закон должен соответствовать следующим нормам: «требования его должны быть справедливы, если он легко исполним, если он согласуется с формой государства, если он рождает добродетель в гражданах». Взаимосвязь справедливости и уголовного права можно проследить в научных изысканиях немецкой философии, прежде всего в работах Иммануила Канта (1724-1804). Право для Канта должно было согласовываться с идеей разума. «Поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом». Кант пишет: «Если исчезнет справедливость, жизнь людей на земле уже не будет иметь никакой ценности». На основе этого Кант развивает идею абсолютной теории наказания. Уголовные наказания - это справедливая кара за преступление. Более полную и логически стройную концепцию справедливости разработал Дж. Ролз (1921-2002) в своей работе «Теория справедливости». «Справедливость - это первая добродетель общественных институтов, точно так же как истина - первая добродетель систем мысли. Законы и институты, как бы они не были эффективны и успешно устроены, должны быть реформированы или ликвидированы, если они несправедливы». Она всегда является «недостигнутым» состоянием, поскольку разговоры о ней возникает только ввиду её отсутствия, как реакция на несправедливость». Ролз выделяет важный принцип справедливости: каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод совместимых с подобными схемами свобод для других. Ролз рассматривает еще один важный аспект справедливости: политическая справедливость и Конституция. Прежде чем говорить о справедливом применении законов, необходимо, чтобы они основывались на принципах справедливости, в особенности Основной закон государства1. Вопрос справедливости является спорным. Русский философ И.А. Ильин пишет: «Справедливость - есть искусство неравенства. В основе его лежит внимание к человеческой индивидуальности и к жизненным различиям»2. Можно таким образом предположить, что справедливость в своей ипостаси в форме выражения социальных правоотношений выступает как мера воздаяния, мера требования и в качестве оценки правомерности поведения их участников. Можно согласиться с М.Д. Давитадзе, который пишет: «Право и законы как важнейшие регуляторы общественных отношений должны быть обоснованными, своевременными, актуальными и в высшей степени справедливыми, гуманными, порой суровыми, но одинаково обязательными для всех членов общества, не взирая на статус и положение»3. Отсутствие либо нарушение справедливости в акте законодательства препятствует признанию закона правовым с позиций приверженцев естественно-правовой доктрины и ставит под со-мнeние обязательность его соблюдения в обществе. Подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что понятие справедливости является многозначным и многоотраслевым. Так, Теория права рассматривает справедливость как соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением. Это соразмерность между деянием и воздаянием, между преступлением и наказанием. Социальная справедливость является непременным условием стабильного общества. Справедливость как право и право, приверженное справедливости имманентным образом, должны быть признаны в качестве подлинных критериев характеристики правового государства в третьем тысячелетии нашей эры. |