Главная страница
Навигация по странице:

  • Юридический факультет Кафедра гражданского права и гражданского процессадисциплина: политологияКурсовая работапо теме: Понятие и история прав человека

  • история прав человека. ПонятиеИстоияПравЧеловека. Курсовая работа по теме Понятие и история прав человека студентки Родниковой Инны Владимировны


    Скачать 90.5 Kb.
    НазваниеКурсовая работа по теме Понятие и история прав человека студентки Родниковой Инны Владимировны
    Анкористория прав человека
    Дата11.01.2023
    Размер90.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПонятиеИстоияПравЧеловека.doc
    ТипКурсовая
    #881418


    Санкт-Петербургский университет управления и экономики


    Юридический факультет
    Кафедра гражданского права и гражданского процесса

    дисциплина: политология
    Курсовая работа

    по теме: Понятие и история прав человека

    студентки Родниковой Инны Владимировны.

    курс I; заочная форма обучения

    специальность – юриспруденция

    группа № 473-1/1-1


    Приозерск

    2013

    Содержание


    Введение 4

    1. Права человека: понятие, концепции и принципы 5

    2. История развития прав человека 7

    Заключение 13

    Список литературы 15

    Введение


     

    Человечество на протяжении всего своего существования стремилось и стремится к высшим нравственным ценностям и идеалам. Историческое развитие остановить невозможно. За одной цивилизацией следует другая, существующий общественный строй сменяется иным, на смену старому государственному устройству приходит новое. Понятие «права человека» существовало на разных этапах исторического развития: и в античности, и в средневековье, и в современном обществе. При этом представление о правах человека как высшей ценности на протяжении столетий постоянно изменялось и трансформировалось, ибо это такая нравственная категория, которая не может находиться в статике. Категория прав человека зависит не только от того, на каком этапе исторического развития находится общество и государство, но и от национальных, культурных особенностей конкретного государства, менталитета наций и народностей, его закрепляющих.

    В прошлом тысячелетии было несколько переломных моментов, оказавших непосредственное влияние на трансформацию понятий прав и свобод человека и подходов к их практической реализации. После пережитых человечеством потрясений второй мировой войны важнейшим для мирового сообщества итогом явилось принятие Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и образование Совета Европы (1949 г.). Вскоре, 4 ноября 1950 года, была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Процессы, начатые после второй мировой войны и направленные на утверждение идеалов гуманизма, справедливости, соблюдения прав человека, – необратимы. Однако в каждом государстве они находят свою интерпретацию, в зависимости от его национальных, исторических и культурных особенностей.

    1. Права человека: понятие, концепции и принципы


    Каждое общество является результатом объединения индивидов и человеческих групп. Организация, регулирование, удовлетворение потребностей членов общества настоятельно требует создания и функционирования некоторых элементов, в том числе, таких, как право, закон, правительство и т.д. Функционирование указанных элементов всегда сочетается с понятиями справедливости и права (закона). Подобные понятия в религиозных книгах также имеют существенное значение. В литературе подробно разработаны меры юридической защиты, которые определяются «как применяемые компетентными органами в отношении обязанных лиц или правонарушителей в целях восстановления нарушенного (оспоренного) права человека средства правового воздействия. Объектом прав человека является человек и поэтому их ограничивать географически, с точки зрения расы, религии или социальных слоев нельзя. Во всем мире к правам человека должны относиться с уважением. Вместе с тем следует учитывать, что как прежде, так и теперь, в современном мире, права человека являются предметом дискуссии с точки зрения различных культур и цивилизаций1.

    На самом же деле различия между членами общества с экономической и социальной точки зрения становится причиной разделения их на различные группы и слои и ущемления прав некоторых групп со стороны гегемонистских групп и правительств. В то же время такие проблемы, как голод, нищета, конфликты, преступления против людей и геноцид являются на сегодняшний день исключительно актуальными. Решение указанных проблем, успехи в данной сфере и являются основой для появления международных деклараций и структур в отношении прав человека. Имеются многочисленные определения прав человека, но нет общепринятого, хотя во многих определениях есть некоторая общность. Во всех указано право человека на жизнь. Различия же, к примеру, касаются отрицания права на убийство человека без правовых на то оснований, имеется ряд естественных и гражданских прав, к которым все должны относиться с уважением. В принципе само право также не имеет общего определения, к примеру, имеются политические, онтологические, правовые определения и т.д.

    С точки зрения онтологии права человека связаны с правом человека на обладание свободой. В определении же права в политическом смысле в центре внимания оказываются человеческое достоинство и верховенство общества. В определении с точки зрения права исключительным считаются права членов общества, что находит свое отражение в законодательстве. Указанные права, как во взаимоотношениях людей, так и в их взаимоотношениях с правительством, должны соблюдаться и защищаться. Здесь обосновываются и защищаются право быть независимым и свободным, право требовать компенсацию прав, право сопротивляться гнету и бесправию, а также право на возможность

    человеческого существования.

    Права человека - это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они вне территориальны и не национальны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования.


    2. История развития прав человека



    Историческая основа и условия возникновения и формирования прав человека. По мнению ряда исследователей, исторические корни прав человека надо искать еще во втором тысячелетии до н.э. В то же время часть исследователей считает, что проблема прав человека была рассмотрена и решена лишь в ХХ веке. В целом историю формирования прав человека обычно делят на три периода: древнейший период, средние века, Новое время. Первый документ в отношении прав человека был написан еще в 1730 году до н.э. под руководством Хаммурапи и состоял из 282 статей. Другой исторический документ – это исторически связанный с именем основателя царской династии Ахеменидов царем Киром (559-529 гг. до н.э.). 13 октября 539 г. до н.э. Кир, завоевав город Вавилон, подписал знаменитую декларацию, которая осталась в истории как первая декларация прав человека. Кир, завоевав Вавилон, освободил из плена 40 тысяч «сынов Израиля», т.е. евреев. Следующий исторический документ составлен из 12 таблиц (Римское право). То, что отмечено в этих таблицах, наиболее всего соответствует современной Декларации прав человека. Этот юридический документ, составленный 10 участниками в 451-450 годах до н.э., провозглашается протест против гнета властвующей прослойки и высказывается требование всеобщего права на образование. Эти таблицы охватывают собой все правовые принципы, которые значимы для простых людей, которые трудятся в сельском хозяйстве (общие и особые, право наказания и проч.)2.

    Права человека народов Западной Европы. Греческие философы были первыми среди западноевропейских философов, кто рассмотрел естественные права человека. Они следовали идее о том, что все бытие подчинено рациональному основанию, и этот разум напрямую зависит от воли, дарованной человеку богом. Логос, или божественный разум толкуется также как и познание, причем в разных источниках этот смысл имеет различные оттенки. Тема естественного права была предметом внимания также и римских философов. Цицерон в своем произведении «Республика» отмечает, что закон, основанный на разуме, является соответствующим природе и вечным. Этот закон имеет божественное происхождение.

    В рукописи «Юстиниан» (Justinien), хранящейся в Копенгагене, во введении отмечается, что «естественное право – это право, дарованное природой всем живым. Это право не принадлежит лишь к людям. Вместе с тем люди, обладая разумом, создали еще и право, которое называется человеческим. Естественное право имеет божественное происхождение и неизменно. Однако основным объектом человеческого права является государство и общество, оно все время подчиняется человеческим потребностям и нуждам и изменяется».

    Философия прав человека состоит из идей, связанных с человеческим существованием и его сущностью, здесь справедливость, свобода, этика и гармония исследуются как ключи к счастью. На Востоке философия прав человека была из самых изученных областей философии. К примеру, в философии Индии и Китая права человека рассматривались более подробно и глубоко, нежели в Европе. Как уже отмечалось, в древнегреческой философии место и значение человека было исключительно большим. Сократ (464-399 гг. до н.э.) отмечал, что принципы и законы, связанные с человеческой свободой, подчиняются естественным законам. Он считал, что законы и принципы, связанные с человеческой природой, подчиняются естественным законам. Аристотель считал, что человек по своей природе является культурным существом, считая, что равенство – основа и база для демократии. Равенство правителей

    и народных масс является основным признаком свободы и свобода в свою очередь является основой прав человека.

    Создание огромного римского государства как на Востоке, так и на Западе, привело к серьезным изменениям, одним из которых стал закат традиционной философии в Греции и становление новых направлений и

    школ. Одной из вновь созданных школ была школа стоицизма, где большое внимание уделялось проблемам человека. Философия стоицизма основывалась на идеях свободы, равенства, единства. Основатель школы Зенон Эгейский, другие представители этой школы считали, что в принципе все люди равны. «Стоики считали, что человек и человеческое

    сообщество, являясь частицей природы, также подчиняются законам, которым подчиняются и другие живые существа». Следовательно, по мнению стоиков, социальные статусы и позиции по сути своей являются бессмысленными, все люди равны между собой и разделение их на различные прослойки неправильно3.

    Известный среди китайских философов ученый, основатель школы дао Лао Тзы (Lao Tze) единственным руководителем человеческой жизни считал природу. В своем учении он придавал серьезное значение человеческому достоинству и его свободе. Другой китайский философ Конфуций был ярым защитником этических принципов и идей, способствующих развитию человеческого общества. Основу его идей составляло нравственно- этическое достоинство. По его мнению, справедливость должна составлять основу государства. Конфуций считал, что люди от рождения обладают схожими характерами и другими природными качествами. Именно поэтому они равны, вместе создают человеческое общество. Человеческое счастье зависит от наличия в обществе справедливости. Другой восточный философ и духовный лидер миллионов людей в мире Будда считал, что взаимоотношения между людьми должны строиться на основе терпимости, любви и милосердия.

    Расширение христианства и превращение церкви в единственную социально-политическую силу, дискуссия о правах человека, начатая еще древнегреческими философами и ставшая одной из актуальных тем на протяжении столетий, утратила свое значение и начиная с XIII века, проблема божественного права вытеснила проблему естественного права. В то же время известно, что греческие философы считали власть не плодом божественной воли, а следствием человеческих желания и воли. Усиление церкви и восприятие идеи божественного права продолжалось вплоть до XVIII века. В конце XIV – начале XV веков в западном мире и в истории западного мышления наступил новый период – Ренессанс. Этот период оценивается также и как период Реформации. Человек расценивался как самое разумное и самое совершенное существо среди всех живых существ, который может посредством своего разума воспринимать божественную волю и может сам применить необходимые законы, образ правления и принципы в обществе. Права человека снова стали значимой проблемой и стали развиваться на почве идей протестантизма.

    В итоге применение указанных принципов сталкивается в ряде исламских стран с сопротивлением и возникновением ряда проблем. Отношение к этим принципам вызывает в исламском мире различные реакции и подходы: 1.предлагается в целом отказаться от Декларации. 2.Признание Декларации на основе толкования религиозных догматов в духе модерна. 3.Стремление создать новую Декларация, похожую по форме и отличную по содержанию с тем, чтобы применить ее в международном масштабе. Последний вариант более предпочтителен в исламском мире; на сегодняшний день составлено и принято 7 таких Деклараций. Составлены они при участии таких организаций, как Европейский Исламский Совет, Конференция исламских государств, Кувейтская конференция. «Международная Декларация Европейского Исламского совета» была принята в 1980 году в Лондоне, в центральном офисе, в котором располагается указанный Совет. Декларация состоит из семи частей. Во введении отмечается то высокое значение, которое придается исламской религией свободе человека, справедливости, человеческому достоинству, свободе слова и совести, одновременно отмечается, что для мусульман важно стремление создания единой международной системы исламских ценностей. В декларации также отмечается, что единственным источником легитимности власти являются божеские законы. В Декларации рассматриваются проблемы современного мира, отмечаются отрицательные черты капитализма, коммунизма и светской власти, необходимость объединения всех мусульман мира и создания единого мирового исламского государства. «Международная Декларация Европейского Исламского совета», после рассмотрения в Совете была в 1981 году утверждена и представлена 19 сентября того же года в ЮНЕСКО, где была обнародована. Если говорить конкретно, то с точки зрения ислама права человека представлены в Декларации 23 пунктами, куда входит следующее: 1. право на жизнь; 2. право на свободу; 3. равенство; 4. справедливость; 5. справедливый суд; 6. право на защиту людей перед злоупотреблением властью; 7. защита людей от пыток; 8. защита чести и достоинства; 9. право на убежище; 10. права меньшинств; 11. право на участие во всеобщей сфере; 12. свобода слова, мысли и убеждений; 13. свобода вероисповедания; 14. право на привлечение к исповеданию ислама и пропаганду данной религии; 15. экономическое право; 16. право на собственность; 17. защита прав работников (рабочих); 18. право на владение средств, необходимых для жизни; 19. право создания семьи; 20. права замужних женщин; 21. неприкосновеность личной жизни; 22. Право на образование; 23. Право выбора места проживания4.

    Организация Кувейтской Конференции 14 декабря 1980 года при участии международной правовой комиссии Кувейтского университета и

    организации «Объединение арабских адвокатов» провела конференцию о правах человека и отношении к ним ислама. На основе предложений и мнений участников конференции была принята декларация «Рекомендации и предложения конференции». Каирская Декларация по правам человека в

    Исламе: Конференция исламских государств в связи с правами человека издала три декларации. Первая из них была принята в Мекке в Саудовской Аравии в 1979 году под названием «Основополагающие права человека и право в исламе». Вторая Декларация «Документ о правах человека в исламе» была принята в 1981 году в городе Таиф в Саудовской Аравии. Третья, «Каирская декларация» была принята с участием министров иностранных дел стран Конференции исламских государств в 1990 году в Каире, столице Египта. Это – самый новый и носящий официальный характер документ. Он состоит из преамбулы и 25

    статей, здесь так же, как и в «Международной Декларации о правах человека», признается верховенство человека и его достоинства. Вместе с тем в данной декларации есть специфические особенности, которых нет в других подобных документах. Это то, что отмечено в статье 11, пункте B, это – «право на борьбу с угнетателями и сопротивления гнету», а также раздел А в 17-м и 18-м пунктах о том, что есть «право на создание религиозного и духовного климата».

    Тысячу лет продолжалось влияние средневекового христианства и церкви на общественную жизнь Европы и других стран мира, что вызвало также и ограничение прав и свобод человека. В указанном периоде был принят документ о правах человека со стороны английского короля Джона в 1215 году – «Великая хартия вольностей», она стала поворотным моментом в истории прав человека. В 1215 году, после того как король Англии Джон нарушил ряд древних законов и традиций, согласно которым осуществлялось управление Англией, его подданные вынудили его подписать Хартию вольностей, где перечислялись нормы, которые позднее стали рассматриваться как права человека. Среди них было право церкви на невмешательство в её дела со стороны государства, право всех свободных граждан владеть имуществом и наследовать его, а также право на защиту от чрезмерных налогов. После принятия этого документа представители английского парламента представили в 1628 году английскому королю «Петицию о праве» в качестве заявления о гражданских правах. Утверждение этих прав было существенным шагом вперед по созданию концепции прав человека и их защите. Впоследствии, в 1689 году в Англии была принята Правовая декларация, которая также была

    существенным вкладом в борьбу за права человека. В 1789 году во Франции, 26 августа в законодательный орган страны был внесен документ под названием «Декларация прав человека и гражданина». В этой декларации, которая хоть и связана с Францией, фактически разработаны права человека, носящие общечеловеческий характер; можно проследить однозначное влияние этого документа на принятую в 1948 году «Всеобщую декларацию прав человека». «Всеобщая декларация прав человека», состо-

    ящая из преамбулы и 30 статей, была принята 10 декабря 1948 года на заседании ООН с участием 56 членов Ассамблеи 48 голосами. 8 стран воздержались от голосования. Применение и вхождение в силу Декларации требовало, чтобы некоторые принципы и правила приобрели силу закона. С этой целью ООН в рамках резолюции за номером 2200A от 16 декабря 1966 года был утвержден «Международный Пакт о гражданских и политических правах». В указанном направлении со стороны ООН в рамках резолюции от 6 декабря 1966 года за номером 2200A была также утвержден «Между-народный Пакт об экономических, социальных и культурных правах». Указанный Пакт состоит из преамбулы и 31 статьи. Считаем, что Декларация прав человека содержит в себе не только ценности и культуру Запада, но и ценности и культурные достояния других регионов мира, в противном случае ее исполнение было бы невозможным.

    Заключение



    Сравнение подходов к правам человека в различных культурах показывает, что представления современного человека о правах человека имеют глубокие исторические корни. В то же время подписание Декларации прав человека является шагом по воплощению требований современного общества в этом отношении. Право на жизнь, безопасность, социальное равенство, политические свободы, благоденствие не являются правами определенного человека. В то же время в различных общественных устройствах, различающихся в том числе и в культурном смысле, подход к этой проблеме не одинаков. В целом самый оптимальный подход к решению

    прав человека – это диалог и системный подход. Соблюдение указанных двух принципов даст возможность достижения серьезных успехов на пути воплощения прав человека в жизнь.

    Международно-правовая защита прав и основных свобод человека является одним из аспектов сложной и многоплановой проблемы обеспечения прав человека в целом. При этом защита прав человека является прежде всего задачей внутригосударственного, национального правопорядка.

    Естественно, что права и основные свободы человека на сегодняшний день гарантируются на двух уровнях: международном и внутригосударственном. В свою очередь, международная защита прав и основных свобод человека осуществляется на универсальном и региональном уровне. Несмотря на это, все уровни защиты прав человека тесно связаны между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены.

    Выдвижение проблемы прав и свобод человека на передний план современного миропонимания - свидетельство огромных преобразований духовной культуры и нравственности. Первоначально развитие института прав человека осуществлялось исключительно внутригосударственным правом.

    Список литературы





    1. Вагапов Р.Ф. Теоретическая разработка и практическая реализация законности в России. Советский и постсоветский период // Вектор науки ТГУ. Сер. «Юридические науки».- № 1 (4). 2011 -С. 24-28.

    2. Краткая история прав человека // http://ru.humanrights.com/

    3. Макин Н.А. Понятие мер защиты в науке и законодательстве // Вектор науки ТГУ. Сер. «Юридические науки».- № 3.-2010 -С. 114-117.

    4. Хашими Сейид Мухаммед. Права человека и политические свободы. – Тегеран, 2009.

    5. Эрик Лиерман. История политической мысли: от Платона до Хабермаса. – Тегеран, 2010

    6. Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч.2. – М., 2011.

    7. Политология для юристов: Курс лекций. / Под ред Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М., 2009.

    8. Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 2010.

    9. Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. – М., 2009.



    1 Эрик Лиерман. История политической мысли: от Платона до Хабермаса. – Тегеран, 2010 – С.47


    2 Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 2010. – С.81


    3 Макин Н.А. Понятие мер защиты в науке и законодательстве // Вектор науки ТГУ. Сер. «Юридические науки».- № 3.-2010 -С. 114

    4 Вагапов Р.Ф. Теоретическая разработка и практическая реализация законности в России. Советский и постсоветский период // Вектор науки ТГУ. Сер. «Юридические науки».- № 1 (4). 2011 -С. 24



    написать администратору сайта