Главная страница
Навигация по странице:


  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА КЛАССИФИКАЦИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗНЫМ АВТОРАМ

  • Автор классификации Критерии для классификации Виды игр

  • Курсовая_ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТ. ИГР НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НА. Курсовая работа применение музыкальнодидактических игр на уроках музыки в начальных классах цыганкова Екатерина Сергеевна


    Скачать 85.38 Kb.
    НазваниеКурсовая работа применение музыкальнодидактических игр на уроках музыки в начальных классах цыганкова Екатерина Сергеевна
    Дата26.09.2022
    Размер85.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая_ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТ. ИГР НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НА.docx
    ТипКурсовая
    #697147
    страница3 из 3
    1   2   3

    1.4 Изучение педагогического опыта применения музыкально - дидактических игр на уроках музыки в начальных классах

    Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении их к прекрасному. При этом учитель должен стать лидером, истинным творцом, понимающим высокое художественное назначение уроков музыки.

    Уроки музыки, построенные на творческих заданиях, способствуют развитию креативности детей, их творческой активности, воспитывают отзывчивость, художественное воображение, активизируют образно - ассоциативное мышление, память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир. 

    При подготовке к уроку важно учитывать, насколько у учащихся сформированы музыкальные умения и качества. Для их лучшего усвоения необходимо использовать музыкально-дидактические игры. Чтобы понять, как их лучше использовать и на что нужно делать упор я проанализировала опыт использования музыкально-дидактических игр на уроках музыки разных педагогов.

    В частности, Ольга Николаевна Хмельницкая указывает, что применение имитационной игры на уроке музыки позволяет воспитывать творческую самостоятельность мышления учащихся и совершенствовать их музыкальные умения. Имитационные игры – это разновидность деловых игр, в которых поведение участников определяется моделью среды хозяйствования, представленной в виде игровой имитации [8].

    Имитационные игры отличаются от сюжетно-ролевых тем, что в них не выделяются жестко роли конкретных руководителей и специалистов, моделируется лишь среда хозяйствования, имитируются некоторые конструкции, технологии, принципы, определяющие поведение людей и их взаимодействий, в некоторых играх отсутствуют альтернативы.

    При этом необходимо учитывать тот факт, что деловые или имитационные игры являются «серьезными» играми, а не развлечением или отдыхом.

    Кривоспицкая Светлана Васильевна применяет музыкально-дидактические игры на уроках музыки для развития музыкальной памяти у детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Применение музыкальных игр на занятии дает ей возможность провести его наиболее содержательно, интересно и даёт возможность детям творчески проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях. С целью развития памяти, старались подбирать специальный музыкальный репертуар, включающий доступные детям явления, выражающий разнообразные эмоции [12].

    Репертуар, в котором использованы различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образ песни. В занятия включали песенки – упражнения, творческие задания, которые способствуют постепенной выработке естественного, лёгкого звучания голоса, чистоты интонации в пении. Для того чтобы конкретизировать впечатления, пробудить фантазию ребят, продемонстрировать знакомые и мало знакомые образы, в музыкальном воспитании используем музыкально-дидактические игры.

    Восприятие музыки является ведущим видом деятельности на уроке музыки. И исполнительство, и творчество детей основывается на ярких музыкальных впечатлениях.

    Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественное образное содержание действительности.

    В процессе слушания дети знакомятся с инструментами, вокальными произведениями разного характера. Для того, чтобы ребята лучше понимали музыкальное произведение, могли составить музыкальные образы, педагоги предлагают музыкально-дидактические игры: «Расскажи мне о музыке», «Угадай мелодию», «Клоуны», «Ожившие картинки».

    Постепенно, благодаря играм, дети приобщаются к умению распознавать знакомые произведения, различать и узнавать танец, колыбельную, марш и их части (вступление, запев, припев, фразы).

    «Программа по музыке» Д.Б. Кабалевского, рассчитана на творческое взаимодействие педагога с детьми. Урок включает в себя различные виды музыкальной деятельности учащихся: пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки».

    Учителя в школах по-разному организуют и проводят музыкально-дидактические игры. Каждый педагог, используя ту или иную игру, основывается на том, что необходимо развить у учащихся [5, с.62].

    Естественная деятельность младших школьников на занятиях-это игры с заданной целью музыкальное развитие. Основным содержанием уроков в начальный период будет работа младших школьников с музыкальными звуками. Очень важно пробудить у детей интерес не только к творчеству звук, но и желание "выразить" что-то конкретное с помощью звуков, а не работать механически пальцы на приборе.

    Формы применения всех вышеперечисленных элементов занимательности на уроках музыки различны и каждому педагогу следует избегать большой перегрузки ими учебно-воспитательного процесса. Урок не должен быть превращен в сплошную игру и развлечение, занимательные средства должны быть направлены на повышение разнообразия форм и способов объяснения и закрепления учебного материала. Они, способствуя лучшему пониманию и усвоению различных разделов музыкальной грамоты, должны, поддерживая интерес учащихся до конца урока, развивать у них серьезное отношение к изучению основ музыкального языка [7, c.17].

    Игры, в которых дети принимают активное участие, становятся любимыми и желанными. Урок музыки значительно активизируется, если учитель использует различные методы работы, основанные на игровом, соревновательном и проблемном принципах. Игры, предназначенные для младших школьников, должны быть легкими и доступными, интересными и привлекательными. Только в этом случае пробуждается в детях желание слушать, петь, играть музыку и танцевать. В процессе игры ребенок приобретает только специальные музыкальные знания, создавая необходимые личностные черты, особенно ощущения взаимодействия и ответственности. Детский артист, проникнутый ответственностью перед товарищами-зрителями, становится более собранным и более серьезно относится к отведенной ему роли.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Игра – это мощный стимул обучения младших школьников. В игре активизируются такие психологические процессы, как внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. Уникальная особенность игры состоит в том, что она позволяет расширить границы творчества ребенка, предоставляет волю его воображению.

    При помощи игры любую информацию можно оживить, сделать яркой и запоминающейся. Вовлечение учеников в игровую деятельность способствует их активной работе на протяжении всего урока, даже самый пассивный ребенок сможет с легкостью выполнить большой объем работы, который не может быть ему по силам в обычной учебной деятельности.

    Музыкально-дидактическая игра представляет собой музыкальную деятельность, формирует представления о выразительной интонационной природе музыкального искусства через непосредственную жизнь образов. Наряду с развитием музыкальной активности детей происходит и воспитательный процесс формирования любви к музыке в целом. Развитие деятельности детей оказывает решающее влияние на формирование психики. Деятельность осуществляется путем активизации всех психических процессов - памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия, а эти процессы, в свою очередь, развиваются через деятельность.

    Дидактические игры способствуют музыкальному и сенсорному развитию ребенка. С их помощью дети учатся различать высоту звука, тембр, отмечать ритм рисунка, следить за направлением мелодии; у детей развиваются творческие способности, повышается интерес к музыке, желание чаще слушать ее, играть на музыкальных инструментах.

    Игра является учебным пособием, соответствующим современным условиям организации учебной деятельности слушателя на уроке музыки. Это обусловлено современным взглядом на действия слушателя как на активный, творческий и познавательный процесс, важностью игрового аспекта для целостного и адекватного восприятия музыки, а также возможностью реализации различных инновационных подходов к музыкальной педагогике через игровое развивающее обучение, педагогику сотрудничества, комплексный подход. В отличие от обычных игр, музыкально-дидактическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, четко выделены и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

    Эффективное использование музыкально-дидактической игры с целью формирования у младших школьников интереса к музыке в целом, активизирует музыкальную деятельность, развивает их музыкальные способности в частности чувства ритма.

    В данной работе показано, как важно применение музыкально-дидактических игр на уроке музыки. Музыкальное искусство открывает свои перспективы для использования Игры в педагогической практике. Игра в системе музыкальной культуры, помимо педагогической значимости (воспитание, воспитание, развитие), реализует свой художественный потенциал.

    Систематичность применения музыкально-дидактических игр на уроках музыки позволяет сделать вывод о том, что игры оказывают непосредственное влияние на развитие музыкальных способностей, творческого мышления, способности к самовыражению.

    Благодаря внедрению игр, игровых методов и приемов в учебный процесс происходит качественное совершенствование различных навыков учащихся. Таким образом, игровая деятельность является эффективным средством развития музыкального восприятия у подростков и в контексте целенаправленного педагогического процесса способствует осмыслению музыкального произведения.

    Игровые элементы на уроках музыки – это возможность организации такого учебного процесса младших школьников, который не требует больших усилий, и процесс обучения делает более привлекательным.

    Игра является универсальным педагогическим инструментом, имеющим широкую функциональную область влияния на всестороннее развитие личности младшего школьника. В рамках музыкального образования используются игры, игровые методы и приемы, что создает благоприятные условия для развития различных умений и качеств учащихся: воображения, эмоциональности, гибкости мышления, ассоциативного мышления, памяти, аналитических способностей, творческого и самостоятельного развития.

    Роль игры на уроке музыки, действительно, весомая. Хорошая музыкально-дидактическая игра может вызвать у школьника эмоциональное состояние, нужное для восприятия, происходящего на уроке.

    Приобщение к музыке - один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям [5, с.20].

    Таким образом, цель, сформулированная в курсовой работе: изучение в теории и практике использования музыкально-дидактических игр на уроках музыки с обучающимися младшего школьного возраста достигнута, поставленные задачи выполнены.

    Цель, сформулированная в курсовой работе: изучение в теории и практики использования музыкально-дидактических игр на уроках музыки с обучающимися младшего школьного возраста достигнута, поставленные задачи были реализованы.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2018. – 53с.

    2. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. — М: Музыка, 2014. — 376с.

    3. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. — М: Просвещение, 2015. — 255с.

    4. Е. Д. Критская Рабочая программа музыка 1-4 классы учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Е.Д. Критская. – М. Просвещение, 2017. – 54 с.

    5. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина.— М: ВЛАДОС, 2018. — 304с.

    6. Кабалевский, Д.Б. Программа по музыке / Д.Б. Кабалевский. — М: Просвещение, 2007. — 111с.

    7. Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе.— М: Флингта, 2018. — 134с.

    8. Кара-Гиаур, Е. В. Игра как средство повышения продуктивности обучения младших школьников на уроках музыки / Е. В. Кара-Гиаур [Электронный ресурс] —Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/igra-kak-sredstvo-povyshenija-produktivnosti-obuchenija-mladshih-shkolnikov-na-urokah-muzyki.html, свободный.

    9. Кононова, Н.Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз.руководителя / Н.Г. Кононова. — М: Просвещение, 2015. — 141 с.

    10. Кононова, Н.Г. Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах / Н.Г. Кононова. — М: Просвещение, 2016. — 159с.

    11. Костина, Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка // Дошкольное воспитание. - 2006. - №11. — С. 43.

    12. Кривоспицкая, С.В. Музыкально – дидактические игры как средство развития музыкальной памяти у детей младшего школьного возраста с ОВЗ / С.В. Кривоспицкая [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/metodicheskaia razrabotka muzykalno didakticheskie igry kak sredstvo razvitiia m, свободный.

    13. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры / А. Н. Леонтьев.— М.: Просвещение, 2014. — 120с.

    14. Лободина, С.В. Как развить способности ребёнка / С.В. Лободина. — СПБ: Питер Паблишинг, 2016. — 256с.

    15. Луначарский, А.В. Учитель, учись / А.В. Луначарский [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://lunacharsky.newgod.su/lib/o-vospitanii-i-obrazovanii/uchitel-uchis/, свободный.

    16. Менджерицкая, Д. Детские игры / Д. Менджерицкая. — М., 2008. — 10с.

    17. Николенко, Л. А. Игры в педагогическом процессе / Л. А. Николенко. — Пск: Просвещение, 2017. — 138с.

    18. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. — М: ВЛАДОС, 2008. — 464с.

    19. Спиваковская, А.С. Игра - это серьезно / А.С. Спиваковская. — М: Педагогика, 2014. — 141с.

    20. Симонова М. А. Методическое пособие: "Развивающие игры на уроках музыки в начальной школе" / М.А. Симонова [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2016/04/22/metodicheskoe-posobie-razvivayushchie-igry-na-urokah/ , свободный

    21. Тур, Т.В. Дидактическая игра как средство мотивации познавательной деятельности младших школьников / Т. В. Тур [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-motivacii-poznavatelnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-2568962.html/, свободный

    22. Шмаков, С.А. Игры учащихся - феномен культуры / С.А. Шмаков. — М: Новая школа, 2004. — 240с.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА КЛАССИФИКАЦИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗНЫМ АВТОРАМ


    Автор классификации

    Критерии для классификации

    Виды игр

    Костина

    Элеонора Павловна


    Развитие музыкально-сенсорных способностей (звуковысотный слух, чувство ритма, развитие тембрового слуха, развитие динамического слуха

    1. Игры для развития звуковысотного слуха.

    2. Игры для развития ритмического чувства детей.

    3. Игры на развитие динамического слуха.

    4. Игры для развития динамического слуха.

    Зимина

    Ангелина Николаевна

    Обучающие задачи

    и сценарий проведения

    1. Спокойное музицирование.

    2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.

    3. Игры, построенные по типу хороводных.

    Льговская

    Наталия Ивановна


    Использование всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество), образующих понятие «музыкальность» в развитии музыкальных способностей детей.

    1. Игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый, динамический) и чувство ритма.

    2. Игры, способствующие восприятию музыки посредством движений.

    3. Игры, синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности (пение, движение).

    4. Музыкально-игровые композиции.

    Ветлугина

    Игровые действия детей

    1. Настольные.

    2. Подвижные.

    3. Хороводные.
    1   2   3


    написать администратору сайта