Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Цыганкова Екатерина Сергеевна

  • СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО- ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


  • Курсовая_ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТ. ИГР НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НА. Курсовая работа применение музыкальнодидактических игр на уроках музыки в начальных классах цыганкова Екатерина Сергеевна


    Скачать 85.38 Kb.
    НазваниеКурсовая работа применение музыкальнодидактических игр на уроках музыки в начальных классах цыганкова Екатерина Сергеевна
    Дата26.09.2022
    Размер85.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая_ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТ. ИГР НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НА.docx
    ТипКурсовая
    #697147
    страница1 из 3
      1   2   3

    КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ЕНИСЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
    КУРСОВАЯ РАБОТА
    ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

    Цыганкова Екатерина Сергеевна

    Специальность 44.02.02

    Преподавание в начальных классах

    Курс II, группа 246

    Форма обучения: очная

    Руководитель –

    Клепикова Галина Ивановна

    Работу сдал _______ ______________

    (дата) (подпись)

    Работу принял _______ ______________

    (дата) (подпись)

    Итоговая оценка ____________________ ______________

    (подпись)


    2020
    СОДЕРЖАНИЕ



    ВВЕДЕНИЕ

    3

    Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО- ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



    7

    1.1Характеристика музыкально - дидактических игр как метода обучения младших школьников на уроках музыки

    7

    1.2 Проблема классификации музыкально-дидактических игр в педагогической и методической литературе


    11

    1.3 Методические основы применения музыкально - дидактических игр в процессе обучения музыке младших школьников


    15

    1.4 Изучение педагогического опыта применения музыкально - дидактических игр на уроках музыки в начальных классах


    20

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    23

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    26

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    28


    ВВЕДЕНИЕ

    Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным [21].

    Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. В начале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.

    Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

    В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

    Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала.

    Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

    Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности. Игра на уроках музыки в школе — одна из форм творческого самовыражения ребёнка.

    Игра на уроке музыки носит развивающий характер и ориентирована на овладение двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов [20].

    В музыкальной игре детям легче освоить средства музыкальной выразительности, характер музыки и речи - ритм, динамику, высоту. Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка в игре, способствуют созданию особой атмосферы, которая поможет избежать непонимания и неодобрения, не заглушит в ребёнке естественное желание задавать вопросы, поможет ощутить чувство радости в процессе творчества, научит понимать и уважать мнение других, открыто выражать свои чувства, не боятся проявлять собственную индивидуальность, оценить в себе творческую личность.

    Младший школьный возраст – самый важный этап школьного детства. Игра в тех формах, в которых она существовала в дошкольном возрасте, постепенно теряет свою ценность и постепенно заменяется обучением и работой, суть которой заключается в том, что эти виды деятельности отличаются от простых игр. У них есть конкретная цель и заранее прописанные предполагаемые результаты. Игры в учебном процессе представляют особый интерес для младших школьников. Это игры, которые заставляют вас думать и дают учащимся возможность проверить и развить свои навыки, в том числе участвовать в соревнованиях с другими учениками.

    Участие школьников в этих играх способствует их самоутверждению, развивает выносливость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В этих играх улучшилось мышление, включая меры по планированию, прогнозированию и оценке шансов на успех. Вопрос о характере игры до сих пор волнует и привлекает внимание многих исследователей, таких как: П.Я. Гальперин, В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров: «Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чём думает субъект, когда он действительно увлечён этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат».

    Различные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно идентифицировать природу детских игр как форму общения (Лисин М.И.) или как форму деятельности, включая ассимиляцию взрослой деятельности (Эльконин Д.Б.) или как проявление и состояние развития ума (Пиаже Ж.). Хотя игровая активность имеет место в дошкольных учреждениях, ее важность не уменьшается у детей школьного возраста. Л.С. Выготский обнаружил, что игры на занятиях в школе и работа являются двумя основными каналами, по которым протекает деятельность школьников. Выготский Л.С. рассматривал обучение через игру как неисчерпаемый источник развития личности, он определяет «зону ближайшего развития».

    Игра знакомит ребенка с жизнью, в общении с другими, с природой, способствует приобретению знаний. У него всегда есть конкретная цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и осязания, памяти, музыкального слуха, голоса и самой творческой активности ребенка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию исследуемого материала, интенсивности занятий, освобождению детей и освобождению комплексов.

    В настоящее время научная литература все больше внимания уделяет использованию игры для повышения эффективности учебного процесса, но не все учителя могут правильно ее использовать в классе. Уроки музыки в начальной школе немыслимы без творчества, разнообразных игр и использования современных технологий. В 21 веке у детей есть информационные технологии, мультимедийные инструменты, они общительны, но не всегда и не везде они получают правильное музыкальное и эстетическое развитие. Роль урока музыки на первом этапе подобна творчеству, а творчество невозможно без игры.

    На сегодняшний день в педагогической науке сложилась целая тенденция - игровая педагогика, которая рассматривает игру в качестве основного метода воспитания и обучения самых маленьких. Таким образом, сосредоточение внимания на игре является наиболее важным способом вовлечения учащихся в образовательную работу, средством эмоционального реагирования на учебные воздействия и нормальные условия жизни.

    Изучение психологической, музыковедческой и педагогической литературы по проблеме развития музыкальных способностей показало особую актуальность данной проблемы в настоящее время.

    В связи с актуальностью данной проблемы определена следующая логика исследования.

    Объект исследования: процесс обучения музыке в начальных классах

    Предмет исследования: методы обучения детей в младшем школьном возрасте на уроках музыки

    Цель исследования: изучение в теории и практике использования музыкально-дидактических игр на уроках музыки с обучающимися младшего школьного возраста.

    В соответствии с указанной целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:

    1) подобрать и изучить литературу по проблеме исследования;

    2) изучить музыкально - дидактические игры как метод обучения и особенности их применения на уроках музыки в начальной школе;

    3) проанализировать опыт применения педагогами музыкально-дидактических игр на уроках музыки в начальных классах;

    4) обобщить результаты исследования и сделать выводы.

    В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования: теоретические методы - изучение литературы и документов в процессе реализации 1 задачи, метод анализа, синтеза, сравнения и обобщения в процессе создания каждого параграфа.

    При написании данной работы был проведен теоретический анализ литературных источников по теме курсовой работы. Были рассмотрены следующие аспекты в рамках темы, такие как: музыкально-дидактические игры, классификация музыкально-дидактических игр по нескольким критериям и особенности их применения на уроке, обобщение опыта учителей практиков.

    Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    1.1 Характеристика музыкально - дидактических игр как метода обучения младших школьников на уроках музыки
    Метод обучения является одним из ключевых компонентов процесса обучения. С помощью всевозможных интересных методов обучения младшие школьники лучше усваивают материал, быстрее учатся и по-новому познают мир. Если не применять различные методы, то нельзя будет реализовать цели и задачи обучения.

    О значимости и важности методов обучения писал А. В. Луначарский: «От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятия, как на каторгу, и противопоставлять им свою детскую живость в виде шалостей и каверз, или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благодарной дружбой к своему руководителю. Нечувствительно методы преподавания переходят в методы воспитания. Одно и другое связано теснейшим образом. А воспитание еще более, чем преподавание, должно базироваться на знании психологии ребенка, на живом усвоении новейших методов. Вот почему педагогическое самовоспитание учителя является его долгом необычайной важности. Но этого мало. Учитель–воспитатель в нашу эпоху есть еще и лицо, вносящее, прежде всего в душу нового поколения — а при этом и вообще в нашу довольно таки темную массу — начало социально–политического просвещения. Должно как процесс к ним присоединиться еще один – книга, а в последнее можно скорее быть отброшен тот взгляд на вещи, что политика есть, во–первых, дело, чуждое школе, а во–вторых, только одна из сторон многогранной жизни, а стало быть, и воспитания» [15].

    Методы обучения – это сложное явление. То, какими будут они, зависит напрямую от целей и задач. Методы определяются, в основном, результативностью приемов обучения и преподавания. Методом называется способ, или система приемов, при помощи которых достигается та или иная цель при выполнении каких-то заданных операций. Успех осуществления метода обучения в практической деятельности и степень её эффективности и результативности непосредственно зависит не только от усилий учителя, но и от самих учащихся.

    Что же такое метод обучения? Метод обучения (от греч. «путь к чему-либо») - это упорядоченная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение поставленной цели [17, с.178]. Метод – сердцевина учебного процесса. Связующее звено между запланированной целью и предполагаемым конечным результатом.

    На данный момент существуют различные виды классификаций методов обучения с учетом их практических функций и возможностей в организации учебного взаимодействия педагога и учащихся. Разные авторы классификаций методов обучения закладывают в основу разные признаки, поэтому нет ни одной точной точки зрения по этому вопросу. Целостный процесс обучения в конкретном образовательном процессе обеспечивается единой классификацией методов, отлично подходящей для использования в конкретном образовательном процессе. Каждый из авторов приводит аргументы для обоснования своей классификационной модели. Рассмотрим несколько из них:

    1. Классификация методов по источнику знаний (Е.Я. Голант, Е.И. Перовский). Так она называется потому, что в качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний, базирующийся на практике, наглядности, слове. В ходе культурного время все сильнее заявляет о себе видео в сочетании с новейшими компьютерными системами.

    2. Классификация методов по назначению, или по основной дидактической цели, для достижения которой они служат (М. Д. Данилов, Б. П. Осипов). В качестве общих признаков здесь выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке, и цели, которые достигаются на каждом из них: приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческая деятельность, закрепление, проверка знаний, умений, навыков.

    3. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). Тип познавательной деятельности (ТПД) – это уровень самостоятельности, которого достигают ученики, работая по предложенной учителем схеме обучения. В данной классификации выделяются методы: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемное изложение, частично поисковый (эвристический), исследовательский [18, с. 179-180].

    Приведенные выше методы говорят о том, что при их использовании в учебной деятельности учитель занимает активную позицию, показывая и объясняя материал, а дети его воспроизводят.

    К методам обучения непосредственно относится и игра. С помощью игр учителю, особенно в первом и во втором классах, лучше объяснить материал, а учащиеся с легкость его усвоят. Учитель с первого класса использует разные дидактические игры. Они помогают интересно провести урок. Игры можно применять на разных этапах урока, например, для мотивации, объяснении новой темы или же на этапе закрепления знаний.

    На уроке музыки учителя тоже используют игры. Но на этом уроке игры используют немного не так, как, например, на математике или русском языке. На уроке музыки используются музыкально-дидактические игры.

    С помощью музыкально-дидактических игр, дети знакомятся со сложными законами музыкальной грамоты на уроках. Их педагогическая ценность в том, что они открывают перед ребенком пути применения полученных знаний в жизни.

    Музыкально-дидактическая игра – это сенсорная деятельность учащихся, в процессе которой они учатся различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры. Музыкально-дидактическая игра, как игровая форма обучения, явление очень сложное. В ней действуют одновременно два начала – учебное, познавательное, и игровое, занимательное. «Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью» - так писал современный исследователь детской игры Джованни Колоцца.

    Целью таких игр является помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, таких как, высота, длительность, тембр.

    Музыкально-дидактические игры помогают упорядоченному и систематическому развитию музыкального слуха, выработке умения не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них. Так же они позволяют детям самостоятельно упражняться в совершенствовании своих музыкальных способностей.

    Для применения музыкально-дидактических игр на уроке для начала нужно удостовериться, что у детей есть опыт общения с музыкой и есть какие-либо умения, иначе тогда учащимся будет сложно обучаться с их помощью. В реализации этих игр непременно должно быть пересечение и отражение единства музыки и движения.

    Как считает Наталья Григорьевна Кононова: «Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса» [9, с. 96].

    Игра в восприятии ребенка самый «легкий» из всех видов деятельности. Дети получают удовольствие от игры, считают, что это делать совсем не трудно. Поэтому вступают в игру без опасений, увлекаются музыкальными звуками, не обращая внимания на время, и может, даже на трудности игры.

    У данного вида деятельности есть немало особенностей, поскольку музыкальная игра это:

    -Фактор развития ребенка,

    -Способ приобщения ребенка к миру музыкальной и общей культуры,

    -Щадящая форма обучения важным умениям и навыкам,

    -Способ ознакомления с различными видами человеческой деятельности,

    -Мягкая коррекция воспитанности ребенка и незаметное его вовлечение в новые отношения,

    -Деликатное диагностирование его музыкального развития,

    -Способ формирования гуманистической атмосферы в детском коллективе,

    -Способ подарить ребенку радость и наслаждение от игры

    Введение игры в педагогический процесс музыкального образования предъявляет особые требования к педагогу. Прежде всего, он должен хорошо знать музыку и осознавать принципы игры, содержащиеся в ней, он должен овладеть различными подходами и приемами, которые составляют основу педагогической игры, и что самое главное, как указывали многие исследования, учитель должен уметь играть. Чтобы организовать дидактическую игру в музыкальном классе, нужна не только предварительная подготовка в виде игровой модели и игрового материала. Роль педагога в игровой ситуации гораздо шире и сложнее: он должен быть инициатором и лидером в игре, уметь брать на себя все предложенные задачи, а также тактично корректировать ее ход, т. е. педагогу доверено руководить инициированием дидактической игры, целенаправленно развивать и контролировать ее ход.

    Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают» [22, с.29].

    Говоря о значении игр в музыкальном обучении учащихся начальных классов, следует отметить, что их личностная значимость значительно шире конкретно-дидактических целей. Это связано с тем, что в процессе игры развиваются самостоятельность музыкального мышления – «способность к оценочным суждениям, критическим сопоставлениям, обобщениям, выводам, умению обосновать собственное мнение».

    «Игра, игровая деятельность, один из видов деятельности, характерных для животных и человека» – отмечается в Педагогической энциклопедии [23, с.74]

    Исследователи детской игры Д.Б. Эльконин, Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова пишут, для того, чтобы овладеть искусством игры, необходимо уметь: организовывать начало игры, использовать косвенные методы его педагогического руководства, создавать проблемные ситуации внутри игры, активизируя участников применить свои знания и опыт на практике.
      1   2   3


    написать администратору сайта