Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.3 Методические основы применения музыкально - дидактических игр в процессе обучения музыке младших школьников

  • Курсовая_ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТ. ИГР НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НА. Курсовая работа применение музыкальнодидактических игр на уроках музыки в начальных классах цыганкова Екатерина Сергеевна


    Скачать 85.38 Kb.
    НазваниеКурсовая работа применение музыкальнодидактических игр на уроках музыки в начальных классах цыганкова Екатерина Сергеевна
    Дата26.09.2022
    Размер85.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая_ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТ. ИГР НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НА.docx
    ТипКурсовая
    #697147
    страница2 из 3
    1   2   3

    1.2 Проблема классификации музыкально - дидактических игр в педагогической и методической литературе
    В методической литературе нет единого мнения на классификацию музыкально – дидактических игр.

    Зимина А.Н. считает, что музыкально-дидактические игры, имея разные обучающие задачи и сценарий проведения, условно делятся на три вида:

    1.  Спокойное музицирование.

    2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.

    3. Игры, построенные по типу хороводных.

    Как отмечает Зимина Ангелина Николаевна, в играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.

    Эти игры часто проводятся с игровыми пособиями. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов, карточки, соответствующие правилам игры и т. д.

    Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки – в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие – другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры – физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т. д.

    В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.

    А вот Наталия Ивановна Льговская предлагает классификацию музыкально-игровых игр на основании использования всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество), образующих понятие «музыкальность» в развитии музыкальных способностей детей. Это игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый, динамический) и чувство ритма; игры способствующие восприятию музыки посредством движений; – синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности (пение, движение); а также музыкально-игровые композиции.

    Разделение музыкальных игр по правилам звучания обусловливает развитие любознательности, воображения, фантазии ребенка. Восприятие музыки – составляющая основа этих игр – требует наблюдательности, сообразительности со стороны детей. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, обращает внимание на связь различных видов музыкальной игры с характером музыки и определяет этот ее характер. Ребенок учится эстетически оценивать музыкальные произведения.

    В процессе творческих музыкальных игр дети вовлекаются в деятельность, требующую фантазии: они оперируют звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игровых образов, опираясь на имеющийся опыт, дети сами формируют ход музыкальной игры и поведения в ней персонажей. В результате они могут оценить свои действия.

    Музыкально-игровые композиции представляют собой сочетание всех видов музыкально-игровой деятельности и элементов театрализации, что дает детям возможность соавторства, а, следовательно, безграничного личностного развития.

    Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических игр. Элеонора Павловна Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры, которые используются для развития музыкально-сенсорных способностей. Она разделяет их на 4 вида:

    1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух младших школьников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т.д.

    2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т.д.

    3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д.

    4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко-тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д. [11, с.37].

    Наталья Алексеевна Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры на - настольные, подвижные и хороводные. Эта классификация основана на различии игровых действий детей [3].

    В играх первой группы предусматривается статичное поведение детей, разделённых на подгруппы. Соревновательный элемент заключён в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение, музыкальный звук и т.д.

    Вторую группу игр характеризует динамика действий. Они похожи на подвижные игры. Дети, разделённые на подгруппы, вслушиваются в звучание музыкального произведения, реагируют на него соответствующими движениями. Например, под бодрый марш движется одна группа детей, маршируя, а под задорную плясовую - другая группа выполняет знакомые танцевальные движения.

    В третьей группе дидактических игр двигательная активность детей ограничена. Обычно соревнуются между собой два или три круга детей или круг (группа детей) и солист. Например, на звучание среднего регистра выполняют движение дети первого круга, на звучание высокого регистра - второго, на звучание низкого - третьего круга. Побеждает тот круг, чьи участники правильнее среагировали на смену звучания.

    Поскольку наша работа посвящена развитию музыкальных способностей, можно классифицировать музыкальные игры и пособия именно по этому основанию - их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально - слуховых представлений и чувства ритма. При этом развитие музыкально-сенсорных способностей (прежде всего различение звуков по высоте и длительности) играет важную роль. Осознание этих соотношений с помощью моделирования свойств музыкальных звуков помогает воспроизведению их детьми. Могут применяться все виды игр (настольные, подвижные, хороводные) (см. Приложение).

    Игры для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии. Это наглядные пособия и настольные игры на узнавание произведения. В них картинка или игрушка может выполнять подсказывающую роль, привносить игровые моменты. Часто используются настольные игры типа лото, в которых дети, слушая музыку, должны закрыть соответствующий рисунок маленькой карточкой на большой (например, с изображением разного состояния природы, созвучного настроению музыки). Эти игры предполагают различение характера музыки, частей произведения, определение жанра.

    Для развития ладового чувства могут использоваться и подвижные игры (сюжетные и несюжетные), в которых дети должны согласовывать движения (действия персонажей) с характером музыки, сменой жанров, частей произведения.

    Хороводные игры также могут быть средством развития этой способности. Дети прислушиваются к пению друг друга, оценивают правильность воспроизведения мелодии голосом.

    С большим желанием дети участвуют в работе с ребусами, шарадами, загадками, несложными кроссвордами. Это все не только закрепляет полученные детьми знания, но и расширяет их общий кругозор, ибо здесь дети знакомятся как с нотной терминологией, так и расширяют знания, пополняют их новыми сведениями из области музыки [10, c.57].

    Музыкально-дидактические игры всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть, музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.

    В настоящее время не существует единой точки зрения на классификации музыкально-дидактических игр и невозможно определить, какая классификация лучше. При подготовке к уроку невозможно основываться на какой-то конкретной классификации, ведь для каждой темы урока подходят разные музыкально-дидактические игры.

    Как показала практика, систематическое использование учебных пособий заставляет детей активно интересоваться музыкой и ролями и способствует быстрому усвоению детского музыкального репертуара.

    Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают их инициативу, самостоятельность, умение воспринимать и различать основные свойства музыкального звука.

     «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, - писал А. С. Макаренко. – Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля проходит, прежде всего, в игре…» [17, c.85].

    1.3 Методические основы применения музыкально - дидактических игр в процессе обучения музыке младших школьников
    Согласно высказыванию Д.В. Менджерицкой, именно в игре проявляются особенности воображения и мышления ребёнка, его активность, эмоциональность и потребность в общении [15].

    В совместных играх с правилами усваиваются многие социальные представления, в том числе представления о справедливости и несправедливости, формируется адекватная самооценка» [19, с.45].

    Игры, в которых дети принимают активное участие, становятся любимыми и желанными. Урок музыки значительно активизируется, если учитель использует различные приемы работы, основанные на игровых, соревновательных, проблемных принципах. Игры, предназначенные для младших школьников, должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они пробуждают у детей желание слушать, петь, музицировать и танцевать.

    Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

    Итак, по определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

    Функция игры – это разнообразная полезность.

    Большинству игр присущи четыре главные черты (по Сталю Анатольевичу Шмакову): 

    1. Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

    2. Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

    3. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

    4. Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

    В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. 

    В структуру игры как процесса входят:

    а) роли, взятые на себя играющими;

    б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

    в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

    г) реальные отношения между играющими;

    д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

    Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

    Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, в учебном процессе, игровая деятельность используется в следующих случаях:

    1. В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

    2. В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

    3. Как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок» и др.).

    Педагогический процесс организуется в форме различных педагогических игр.

    В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

    Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик, игра помогает ребёнку внимательно и сознательно слушать музыку. В игре обучающийся выполняет различные задания, связанные с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств, активизирует чувства, воображение, мышление [14, с.16].

    В соответствии с этим музыкальные игры имеют следующие задачи:

    1.​ Коррекционные:

    -развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, тембр, динамику, ритм), координация движений;

    -формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

    2.​ Оздоровительные:

    -развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

    -совершенствование способности снимать эмоциональное и физическое напряжение, укрепление «мышечного чувства»;

    -развитие быстроты двигательной реакции.

    3.​ Образовательные:

    -обучение речевым, певческим навыкам;

    -развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

    формирование умственных умений и действий.

    4.​ Воспитательные:

    воспитание общей музыкальной, речевой культуры;

    формирование эстетическому восприятию окружающего мира;

    развитие эмоциональной сферы.

    5​. Развивающие:

    развитие познавательной активности;

    поддержание устойчивого интереса;

    укрепление саморегуляции и контроля;

    развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

    Музыкальная игра дарит детям радость творческого преображения и самовыражения через различные практические действия.

    Приносить детям радость и удовольствие от музыкальных опытов-не менее важная и благородная задача для педагога, чем обучать их каким-либо конкретным музыкальным знаниям и навыкам.

    Игра на уроке музыки превращается из внешней формы развлечения в форму, обеспечивающую творческое самовыражение ребенка.

    Игра позволяет сделать интересными и увлекательными работу учащихся в педагогическом процессе. Занимательность мира игры положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что способствует использованию знаний в новой ситуации, то есть усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

    Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игра для детей, прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны, она доступна каждому ученику. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается материал, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения.

    Л.С. Выготский считает, что в игре сценарий не всегда является жестким каноном и может быть лишь канвой, в пределах которой разворачивается импровизация. «...Важно не то, что создадут дети, важно, то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощение» [2, с. 73].

    Урок музыки – это урок искусства. Музыкальное искусство – особая форма отражения действительности, в которой важнейшую роль играют чувства, эмоциональная сфера. Отличительной чертой музыкального занятия является обязательное единство эмоционального и сознательного, каждый элемент занятия должен вызывать активное, заинтересованное отношение детей.

    Музыка. В этом слове для каждого человека заключен огромный мир эмоций, чувств, переживаний, размышлений, идей. Музыка имеет свой язык, слова часто бессильны, где «говорит» музыка. Она способна выразить, раскрыть самые тонкие оттенки человеческих чувств, мыслей, настроений, переживаний, может унести в далекое прошлое, заглянуть в будущее. Музыка имеет особое предназначение духовного совершенствования человека, она активно формирует мироощущение, мировосприятие и мировоззрение человека.

    Повысить эффективность каждого урока музыки – прежде всего, означает сделать его событием для ученика. Яркие эмоциональные окраски, насыщенные творческой деятельностью самих учеников. Урок – ведь не сказка ли это? И разве не про такие уроки мечтают дети, когда идут в школу? Ученики чувствуют разочарование в обучении, если все уроки «на одно лицо», если сказка не произошла. А где живет сказка? Сказка живет в игре.

    Введение в учебный процесс игр позволяет:

    -создать благоприятную атмосферу на уроке;

    - повысить интеллектуальную и эмоциональную активность учащихся;

    - почувствовать успех в игровой ситуации;

    - развивать комплекс различных способностей.

    У игры и искусства общие корни. Это родство еще со времен Платона отличали многие философы, психологи, педагоги и художники. Крупнейшие философы Кант и Шиллер считали игру, как искусство, эстетической деятельностью. Психологи А. Выготский, Д. Узнадзе, эстетик Г. Рид трактуют игру как художественное творчество ребенка, а игровую деятельность – как механизм формирования его эстетической культуры.

    В начальных классах на уроках музыки почти любому дидактическому приему может быть огульно приписан игровой характер, лишь на том основании, что он связан с движением, ритмом, произведениями детского фольклора (дразнилками, считалками и т.д.), атрибутикой и символикой. Однако для самих детей такие приемы и формы работы никогда не будут казаться игрой, если не проявят главных компонентов игровой технологии: полной свободы и заинтересованности детей интригой, тайной, непредсказуемостью результата и возможностью самовыражения и успеха.

    Игровые правила никогда не сковывают творческую свободу ребенка, которая проявляется в импровизационности, соревновательности, фантазиях и т.д. Заставить заниматься игрой невозможно. Навязанная учителем с серьезными дидактическими целями игра – плохая, ненастоящая, «это скрытая форма принуждения». Поэтому очень важно воодушевить детей на игру, создать в классе игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства.

    Все это помогает учителю провести урок музыки на высоком уровне. После такого урока учащиеся с нетерпением ждут следующей встречи с музыкой. Такие уроки требуют от учителя артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.

    Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте. Развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения получаемых знаний в жизненной практике.

    Самым главным считаю, чтобы ребенок не только научился на уроке, но и чтобы урок затронул его душу. В процессе музыкально-дидактической игры у учащихся развивается память. Они запоминают композиторов, названия музыкальных произведений, музыкальные жанры, элементы музыкальной речи.

    Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [13, c.17]. В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» [13, c.24].
    1   2   3


    написать администратору сайта