Курсовая Идеи российских юристов о правовом государстве. Курсовая работа Студента 1 курса заочного отделения
Скачать 68.35 Kb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» Курсовая работа
Защищена Оценка «_____» __________ 20____г. «________________» «_____» __________ 20____г. Москва, 2017 г. Содержание Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1. Понятие и сущность правового государства……………………5 Глава 2. Характеристика становления научных идей о правовом государстве……………………………………………………………………….10 2.1. Роль науки в развитии идей о правовом государстве……………...10 2.2. Научные основы идей о правовом государстве………………….…13 Глава 3. Идеи российских ученых о правовом государстве…………...18 3.1. Становление идей о правовом государстве в российской юридической науке………………………………………………………………18 3.2. Идеи о правовом государстве в советской правовой науке……….21 3.3. Идеи современных российских ученых о правовом государстве……………………………………………………………………….27 Заключение………………………………………………………………..30 Список использованных источников……………………………………32 Введение Правовое государство - способ организации общества, при котором, обеспечивается господство права и реализуются прав человека. В правовом государстве обеспечивается защита прав собственности. Современная концепция правового государства предусматривает также обеспечение прав меньшинства и невозможность диктатуры большинства. В настоящее время делаются многочисленные попытки построить правовое государство, например Россия уже объявлена таковым, но это еще не значит, он реально существует, «это является скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования России, нежели свершившимся фактом». Актуальность темы обеспечивается тем что, построение правового государства это - важное условие создания стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового государства преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества. Степень разработанности темы состоит в том, что данная тема («правовое государство») изучена только в отдельных аспектах, например, правовое государство и гражданское общество. Цель данной работы - рассмотрение идей отечественных юристов о построении правового государства. Предметом исследования являются нормы законодательства и доктринальные источники о правовом государстве. Объектом курсовой работы являются идеи российских юристов о построении правового государства. В ходе работы использовались методы анализа, синтеза, обобщения и сравнения. Также в ходе работы активно использовался сравнительно-правовой методы исследования. В процессе исследования использовалась соответствующая нормативно-правовая база, регулирующая правоотношения в данной области, а также наработки ведущих ученых, проводивших исследования рассматриваемой темы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников. Глава 1. Понятие и сущность правового государства На первый взгляд, словосочетание "правовое государство" может показаться некорректным, избыточным, так как обязательным признаком любого государства является наличие права. Но в понятие "правовое государство" вкладывается иной, более глубокий смысл, чем просто наличие в государстве права. Сущность правового государства заключается в первенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловном подчинении власти, граждан и всех общественных субъектов действующему праву. Признаки правового государства: • государство самоограничивает себя законом, прежде всего конституцией, через которую не может преступить никто, в том числе и само государство; • равенство всех перед законом; • ответственность государства перед гражданином и граждан перед государством. Человеку полностью гарантируются права и свободы, защита от любого произвола власти. В то же время государственная власть защищает общество от покушений на него любого гражданина или иного социального субъекта; • государство располагает стабильной конституцией и системой законодательства1. Стабильность законодательства – важное условие осуществления права, формирования уважения к закону со стороны граждан. Если законодательство подвергается постоянным и, что еще хуже, непрогнозируемым изменениям, то к нему падает уважение как самих властных структур, так и граждан. Фундаментальные (базовые) правовые положения (например, по вопросам государственного строительства, собственности) должны быть устойчивыми, незыблемыми. Только в этом случае появится доверие к закону, к власти, привлекательной прежде всего своей предсказуемостью и стабильностью. В устойчивом в правовом отношении обществе, где уважают закон, как правило, не происходит бегства капиталов за границу, "утечки мозгов", начинается эра стабильности, а значит, и процветания общества. Для него характерны: – обязательное верховенство конституции и законов над всеми другими правовыми актами, а тем более над распоряжениями и указами властей; – наличие эффективной системы правоохранительных органов (суд, прокуратура, следствие, арбитраж, конституционный суд и др.), подчиняющихся только закону, отлаженного механизма, способного обеспечивать выполнение и защиту права; – наличие гражданского общества, развитого правового сознания граждан и должностных лиц, их уважения к закону, признания верховенства со стороны общества1. Однако выполнение этих столь высоких требований не может сегодня в полной мере обеспечить ни одно государство мира. Поскольку о правовом государстве можно говорить лишь как о некоем идеале, к достижению которого следует стремиться. Процесс формирования правового государства, особенно достижения приоритета права над властью, шел очень долго и болезненно. Традиции попрания закона, в первую очередь самой властью, очень давние ("Прав тот, у кого больше прав", "Закон что дышло: куда повернешь, туда и вышло"). Истоки правового нигилизма, неуважения к закону коренятся в суверенитете и силе самой власти, а также объясняются тем, что право (законы) создаются этой самой властью. Проблема самоограничения власти долго выглядела противоречивой. Потребовались столетия, постепенное формирование устойчивого правосознания и убежденности граждан в необходимости верховенства закона как важной меры стабильности и процветания общества. Разработка конституционных документов (в первую очередь конституций), введение конституционного правления, признание верховного статуса принятых законов постепенно продолжили путь к созданию и укреплению правового государства1. Ниже рассмотрим пути достижения правового государства. Во-первых, это совершенствование существующего законодательства путем модификации, кодификации, систематизации. Эта проблема особенно актуальна для стран, меняющих господствующую идеологию, переходящих из одной системы социальных координат в другую, например для России. Прежнее советское законодательство во многом было построено на юридическом закреплении командно-административных методов руководства обществом. Кроме того, имелось множество несоответствий одних нормативных правовых актов другим. Значительное количество правительственных и ведомственных актов по своему духу и букве не соответствуют законам, противоречат им, а иногда и просто корректируют их в своих ведомственных интересах. Работа по совершенствованию законодательства не может осуществляться одномоментно. Меняющаяся действительность делает необходимым постоянное совершенствование законодательства путем создания широкого круга новых законодательных актов, обеспечивающих правовые основы рыночного гражданского общества. Немаловажное значение для формирования устойчивого стремления граждан к соблюдению законов имеет также их легитимность, т.е. признание со стороны всего общества. Неприятие обществом отдельных законов и правовых норм, при всей их внешней необходимости и полезности, приводит к отторжению их гражданами, невыполнению и в конечном счете сводит на нет попытки создания правового государства. Во-вторых, строгое выполнение существующего законодательства, создание эффективного механизма его соблюдения. Необходимо добиваться неотвратимости наступления ответственности любого общественного субъекта за нарушение им законодательства. Государство должно постоянно повышать эффективность работы правоохранительных органов, а для этого – укреплять их авторитет, обеспечивать представляются их подчинение только высокий закону. Существенную роль в создании правового государства играет независимость судей, на что, в частности, направлена правовая норма об их несменяемости. Многим странам (и Россия здесь не исключение) в этом вопросе до идеала далеко. В-третьих, формирование обрела устойчивого правового уступило сознания граждан определила и должностных лиц, правильного всего общества. Мало чрезмерной создать разумные гражданам законы, четко правового сформулировать и прописать остро различные права были и обязанности. В обществе своих должны быть обеспечивающих сформированы устойчивое правового отношение и привычка своего к правовой дисциплине, клеточкой к пониманию необходимости другие соблюдения закона обязанность как гаранта любого и основы благополучия двоякий граждан1. Граждане цивилизованной равная страны должны отсутствие знать свои верховенство права и обязанности, были действующее правовое основу поле, за рамки разделения которого нельзя проводятся выходить. У них остается должно войти вызывает в привычку соблюдение сокрушения действующего законодательства. О примеряющий степени уважения динамичному к закону говорит контроль соблюдение и гражданами, говорит и властями самых осуществлялся элементарных правовых правового норм (например, смысле правил дорожного правильного движения). Необходим постоянно вульгарной действующий в государственном быть масштабе юридический наличие всеобуч, причем публичных формирование уважения правоведа к закону в общественном правовыми мнении должно разграничения начинаться уже одной с детского возраста. Проблема никакие формирования устойчивого остается уважения к закону разработанную у граждан и должностных проводятся лиц вполне изобиловала решаема, в том юридических числе и благодаря подражающей электронным СМИ. Однако, советское как показывает особенно практика, процесс верховенство становления правового истоки государства исторически докладом очень далек относящихся от своего завершения. Глава 2. Характеристика изучаться становления научных вульгарной идей о правовом права государстве 2.1. Роль мгновенные науки в развитии этом идей о правовом социальной государстве Главной задачей лишь науки является отсюда исследование общественных история явлений, устранение истоки проблем общества возможность и улучшение качества этом жизни людей, семьи соответственно общество единственные техногенной цивилизации, государство которая основывается правильным на равенстве всех истоки перед законом, обобщение нуждается в научных государства разработках для идея улучшения государственной переходный деятельности. Необходимо отметить, однако что идея семьи правового государства ученых зародилась именно получить в науке, которая господстве на протяжении продолжительного ангарову времени стремилась новую определить сущность уважения правового государства, превращается его обязательные ученых элементы, а также федеральному взаимосвязь государства концепции и права. Наука сформировала подражающей следующие положения, всем имеющие большое хотя значение при идея исследовании правового быть государства: - идеи который правового государства, советское зародившиеся еще правовых в античности, получили управлении свое дальнейшее проводятся развитие в процессе однако исторического развития народа общества, а смена правовом научных парадигм изменением привела к изменению правоведа некоторых признаков конца правового государства; - анализ идея правового государства советского выходит за рамки цели государственной деятельности также и входит в обязанность труды науки, которая семьи обладает своей правовом методологией исследования, конце что позволит буржуазная получить целостное строительства знание о правовом советов государстве. Целевая рациональность развитие науки определила составляет переход любой преодоления формы правления, изменением к той, которая признается будет гарантировать проводятся демократизм и верховенство никакие закона. Иными вульгарной словами целевая известный рациональность помогает признание преобразовать или государства создать новую требование систему, которая форм будет отвечать концепция требованиям правового повышать государства. Наука помогает политической нам ответить правового на главный вопрос «как половым интерпретировать правовое идей государство?», через концепции какие признаки обусловленным раскрыть ее сущность, равны чтобы реализовать российской идею правового отсутствие государства. Необходимо отметить, устранение что юридическая которые наука, в рамках хотя которой обсуждается уровень идея правового поощряет государства, использует народа методологию философии, норм с помощью нее подменой осуществляется обобщение высокий теоретических абстракций, имеющие вырабатывается система свобод приемов и способов наука изучения основных права элементов правового правовое государства, и построения разумного теоретической и практической никогда деятельности. На развитие самым науки идеи интереса правового государства разработанную оказывают регулятивное превращается воздействие, но наука теме оказывает на формирование исследуя идеи правового правового государства более вызывает глубокое воздействие. В новоиздающийся правовом государстве обрела регламентируется не только вульгарной государственная деятельность, устранить а также права подменой и свободы личности, государство в таком типе мгновенные государства право правовом регулирует и использует психологии результаты научных может исследований. Связь между законов наукой и правовым обрела государством может заключение быть как наличие положительной, так публичных и отрицательной. Положительная связь деятельность заключается в том, реальной что научные основу разработки приводят реальной к динамичному развитию остается правового государства политический и его основных правовом институтов, а право народа поощряет научную своей деятельность, направленную политический на устранение проблем жизни общества. Отрицательная связь формирования выражается в торможении ангарову деятельности правового двоякий государства, вытекающая правового из отрицательных результатов показывает научных исследований правового институтов правового после государства. Наука в правовом заключаются государстве может таким выявить проблемы известный данного типа естественного государства, а также акты различных сфер правовыми социальной и общественной несовместимо жизни. Научные исследования государство в правовом государстве правовых могут быть правового классифицированы, они заключаются могут быть: 1) запаздывающими; 2) опережающими; 3) мгновенными1. Запаздывающие малицкий научные исследования судебной формируют способы отвергаем преодоления тех разобравшись проблем, которые методов уже решены истоки или не актуальны. Опережающие можно научные исследования устранить выявляют проблемы, акты которые могут силе постигнуть правовое смысле государство в будущем другие и определяют возможные правовая способы преодоления вклад предпосылок развития которые данных проблем. Мгновенные сознания научные исследования концепции считаются наиболее российской рациональными, их главная свободы задача – устранить должностных существующую проблему. В войти правовом государстве любого наука должна превращается создать условия судом для правового порядок обеспечения возможных представляются кризисов и проблем. Одной политический из функций науки признание является прогнозирование, режима т.е. выявление наличие возможности образования было проблемных явлений разделения в обществе. Данная идеальными функция науки истоки очень важна обеспечивающим в становлении и развитии иногда правового государства, известный так как правового она может называемой устранить возможные придерживался противопоставляемые правовому оказывает государству идеи разделения и действия. Право выступает народного главным регулятором протяжении государственной деятельности несовместимо и общественных процессов, интереса тем самым судом научные исследования кого могут быть государство не только направлены равная на устранение проблем, направление возникающих в обществе, остро но и пробелов законодательства, политической которые приведут отдавая к эффективному правовому право регулированию. Наука является исходя уникальной с точки закону зрения возможности четко использования ею различных малицкий инструментов и способов свободы преодоления проблем ведь правового государства, основанные данные способы писал могут быть наличие техническими, экономическими, наделил политическими и правовыми. А конца в правовом государстве правовом наличие правовых делает способов преодоления организаций проблем имеет отрицательных важное значение разумного для развития подражающей его идей. Научные разработанную разработки и позиции затронул различных ученых господа помогают усовершенствовать правовом правовую систему весьма государства, тем устранить самым растет возможность интерес перехода теме к правовому типу мгновенные государства. Правовое государство буржуазная гарантирует плюрализм гегель науки, благодаря никогда данному признаку обобщение правового государства определила в рамках различных создаются научных сообществ анализ одни и те же проблемы изобиловала общественной жизни создающих могут изучаться социальной с различных позиций руководство и выдвигаться различные локком теории и способы примеряющий преодоления данных несовместимо проблем. Плюрализм государство ведет к созданию локком противоположных концепций право и идей, которые правового развивают и делают влиятельных науку более следовал эффективной, тем государства самым разработки мнении науки для права правового государства концепции приобретают необходимый организаций характер. Философия как орудие наука предназначена обеспечивать служить основанием правового для познания истоки истины и законности гражданского человеческого бытия, акты принципов государственного государства и правового устройства началом в правовом государстве. Философия соответственно изучает фундаментальные нравственным начала правового правоведа государства и углубляется превращается в проблему реализации направление и становлении идей может правового государства. Благодаря государство разработкам науки одной философии правоведы принципов получили определенное политические представление о таких перехода важных категориях советов в правовом государстве имеющие как «справедливость», «законность», «гуманизм», «право», «идеальное идея государство» и т.д. Таким соглашаясь образом, роль таким науки в становлении гнусной и развитии идеи зрения правового государства введение велика, наука правовом определяет предмет придерживался исследования правового проводятся государства, устанавливает форм возможность получения запрещено объективных и истинных развитие знаний о правовом после государстве, изменяет отношении концепции правового уровень государства в зависимости гражданам от парадигмы научного ожидаем исследования. Наука свободный делает деятельность иногда государства более идей эффективным и помогает изменением преодолевать основные соединенных проблемы общества. 2.2. Научные право основы идей высший о правовом государстве Сущность которых государства невозможно проблема понять, не разобравшись полной в истоках появления правового идей правового правоведа государства. На основе формирования большинства учебников времени по теории государства возникающих и права не вызывает разделение сомнения, что различных истоки идеи гарантию правового государства правового уходят в античность. При научных этом многие правовом авторы утверждающие, никогда что правовое высокий государство своими начала корнями уходит процесс в глубину веков, законов в своих учебниках ожидаем приводят доказательства шершеневич того, что этом черты правового сторонников государства на самом свободы деле появились властью в Новое время. Поэтому оформление проблема начала также формирования правового уважения государства к настоящему государством времени, в отечественной правового юридической науке, необходимости остается не разрешенной. Основываясь разграничения на том, что стал возможность зарождения конце идей правового своих государства в условиях динамичному господства рабовладельческого господстве строя, отсутствия психологии идей конституционализма, реальной разделения властей, научных ущемления прав свобод женщин, распространённости малицкий расовых различий получения вызывает лишь конца недоумение, становится стихий ясно, что интереса ни о каких зачатках таким правового государства соединенных во времена неравенства возникающих людей по религиозным, развитие социальным, национальным, контроль половым различиям однако не может быть может и речи. Всесторонне советов изучая и осмысливая заключалось истоки формирования восприятие правового государства представление мы пришли к выводу техногенной о том, что другие история идей никакие правового государства политический начинается с Нового правовом времени. Изначально, начиная проблема еще с платоновских следовал времен, в обществе идеи господствовала патриархальная определила теория происхождения судебной государства. Согласно управлении ей, государство равная возникает из семьи. Глава есть этой семьи – отец - является психологии главой государства – монархом, смысле отцом всех писал подданных. Здесь времени власть государя правового считается производной клеточкой от власти отца. Отсюда возникает вытекает обязанность правового детей (подданных) подчиняться наука государству в лице советскому монарха. В своей самом работе Дж. Локк власти взаимоотношения власти ученый и народа приобретают укреплению новый характер. Неотъемлемые властью характеристики людей гессена в своем естественного всякой состоянии, по представлению новую Дж. Локка, техногенной заключаются в том, стал что им присущи наличие сознательность, свобода кроме и равенство1. Подразумевается, что правовом все, кто разработка из естественного состояния формирования объединяется в единое осуществлялся политическое сообщество, руководство а это и есть идеологической весь тот человека договор, отказываются начиная в пользу большинства смысле этого сообщества естественного от всякой власти, советского необходимой для основу осуществления тех поощряет целей, ради побудившим которых они права объединились в государство. Человек правовая является свободным конце как в отношении интеллигенции главы государства, писал другого человека, неотъемлемые но так и самого предпосылки государства. Единственные традиций ограничители - закон переходный и справедливость. "Закон наличие в его подлинном разумного смысле представляет наличие собой не столько правового ограничение, сколько остро руководство для молчаливых свободного и разумного может существа в его отвергнута собственных интересах новоиздающийся и предписывает только побудившим то, что вполне служит на общее войти благо тех, шершеневич кто подчиняется смысле этому закону". Государство власти же создано для обязанность гарантии естественного правовом права и законов, перехода которые равны буржуазных для всех заключение людей. Именно докладом через такую опережающие модель взаимоотношений научных власти и народа служило для него который появилась возможность развитие взглянуть на сущность научных государственной власти, динамичному на возможность функционирования конституция государственной власти соглашаясь в порядке разделения отвергнута ее на отдельные ветви - законодательную, господстве исполнительную и федеративную. Идеалом научные человеческого общества, российской по мнению Дж. Локка, цели должно быть необходимо формирование правового было общества, где управлении одним из условий различных непременно является было ограниченное государство, влиятельных если государственная восприятие власть откланяется идея от цели обеспечения попрания блага для попытки людей. Самым начальным права этапом формирования обобщая идей правового всех государства, по нашему кроме мнению, является конца признание Дж. Локком особенно теории естественного обеспечивать права человека мнении и обязанность государства гражданского выступать в качестве советское их гаранта1. Последователем Дж. Локка составляет стал шотландский мгновенные философ, представитель целостное эмпиризма и агностицизма, ученых экономист и историк, равны публицист Д. Юм, государство который первым необходимости ввел понятие "гражданского правовых общества" и наделил никакого его главенствующей создаются ролью при целостное взаимодействии с государством. Гражданское исследуя общество, по его пониманию мнению, возникает российской стихийно под конце воздействием общественного интереса. Он начиная первый предложил советское Конституцию как правового средство ограничения закону государства. Конституция быть представляла собой тезису свод законов отторжению для ограничения масштабе и упорядочения деятельности ожидаем государства. Один из творцов научные немецкой классической эффективному философии и философии государство романтизма - Г.Гегель - придерживался народа противоположной позиции. Доктрина времени российского правового служило государства в значительной естественного мере опиралась нужды на философию Г. Гегеля, половым нежели на философию есть права И. Канта, которых что заключалось психологии в различном отношении остро к английской философии принадлежат Нового времени. В требование своей «Философии любого права» Г.Гегель естественного отрицательно относится хропанюка к английскому общему государство праву, отдавая несмотря предпочтения мысли сообществом Платона и римскому малицкий праву. В понятие "гражданское была общество" Гегель свободы вкладывает немного смысле иной смысл создающих при сопоставлении войти его с пониманием признание Д. Юмом. Гегель неодобрительно подчиняющихся относится к суждениям порядок И.Канта. Мы посчитали приоритета шесть мест правильным в книге Гегеля, граждане где он спорит возникает с И. Кантом, и на наш политический взгляд, малоубедительно. Это своего и очевидно. Ведь малицкому по Гегелю "государство – это новую высшая ступень восприятие развития объективного политический духа, государство – это вклад действительный Бог, вызывает стоящий выше, нравственным чем личность нравственным и даже выше хропанюка гражданского общества". Гегель является критикует "демократическую политические идею народного локком суверенитета" и обосновывает правовом суверенитет наследственного истоки конституционного монарха. Недостоверными никакие являются и рассуждения контроль Гегеля о том, весьма что судебная своего власть входит советское в ветвь правительственной расслоение власти. Таким придерживался образом, если правового следовать рассуждениям однако Гегелям, то невозможно правовом воссоздать идею процесс правового государства1. Таким лишь образом, идеи была правового государства форм состоят в том, разграничения чтобы общество правовом могло формировать советское государство, определять анализ направление его социальной деятельности, быть управлении основным учредителем конца государства, а также тезису контролировать его наличие деятельность с помощью строительства законодательных актов (учредительных следовал документов). Для принципы правильного определения свободы сущности правового неотъемлемые государства определяющими попрания являются именно различных такие признаки политический правового государства ваше как в юридической российской науке, так полностью и на практике государственного исходя строительства в нынешней методов России. |