Главная страница
Навигация по странице:

  • Конституционное становление Китайской Народной Республики .

  • Дата сдачи: Дата рецензирования: Дата защиты: Оценка: Москва2019

  • курсовая игпзс. Курсовая работа Студентки 4 группы, 1 курса Института прокуратуры (очной) формы обучения


    Скачать 136 Kb.
    НазваниеКурсовая работа Студентки 4 группы, 1 курса Института прокуратуры (очной) формы обучения
    Анкоркурсовая игпзс
    Дата09.02.2022
    Размер136 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаKNR_kursovaya.doc
    ТипКурсовая
    #356475




    Министерство образования и науки РФ
    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
    образования
    «Московский государственный юридический университет
    имени О. Е. Кутафина (МГЮА)
    »

    Кафедра истории

    Замбатова Аида Заурбековна

    Конституционное становление Китайской Народной Республики.
    Курсовая работа

    Студентки 4 группы, 1 курса

    Института прокуратуры

    (очной) формы обучения

    Научный руководитель
    к.и.н., доцент, Берзина А.А.

    Дата сдачи:

    Дата рецензирования:

    Дата защиты:

    Оценка:

    Москва
    2019

    ОГЛАВЛЕНИЕ


    ОГЛАВЛЕНИЕ 2

    ВВЕДЕНИЕ 3

    Глава 1. ПАДЕНИЕ МОНАРХИИ 5

    Подглава 1. Синьхайская революция 1911 - 1912 гг. 5

    Подглава 2. Диктатура Юань Шикая 11

    Подглава 3. Бэйянское правительство 12

    Глава 2. КИТАЙ В ГОДЫ «НАНКИНСКОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ» (1928 –1937) 16

    Глава 3. НАЦИОНАЛЬНО–ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА КИТАЙСКОГО НАРОДА ПРОТИВ ЯПОНСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ 17

    Глава 4. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ 20

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

    ЛИТЕРАТУРА 29


    ВВЕДЕНИЕ


    Китай принадлежит к числу стран с древней историей и уникальной культурой. При этом огромное воздействие на развитие Китая оказал институт монархии, просуществовавший около 2300 лет, вплоть до начала XX в., т.е. намного дольше всех прочих известных в мире монархий. Существование империи во многом предопределило такую особенность, как непрерывность социально-экономического, политического и культурного развития китайской цивилизации.

    Последовательность развития китайской культуры, его народных и государственных традиций – отличительная черта истории Китая. Невзирая на обособленность Китая, в ходе своего становления и развития, общество Китая не только повлияло на соседние государства, но и переняло от них множество достижений культуры и науки, адаптировало различные народные традиции.

    В наши дни Китай – это государство, преодолевшее разрушительные последствия «культурной революции», трагических событий, не имевших ничего общего с революцией или культурой. Китай – это крепкий сплав старого и нового, древнего и ультрасовременного. Все эти факторы сегодня приводят в движение и создают атмосферу современного Китая. Целью моего исследования является анализ развития государства и права Китая.

    В то же время я поставила следующие задачи исследования: выявить основные периоды конституционного становления Китайской Народной Республики; рассмотреть Конституции Китая на разных этапах развития государства и их структуру; рассмотреть различные этапов развития государства Китай. Структура работы состоит из введения, четырех глав, заключения.

    Глава 1. ПАДЕНИЕ МОНАРХИИ

    Подглава 1. Синьхайская революция 1911 - 1912 гг.


    Особенностью Китая было то, что тысячелетиями он развивался как замкнутая цивилизация. Но это не означало его полной изоляции от окружающего мира. Китайским императорам, чьи владения считались «срединным государством», доминирующим во всей «Поднебесной», приходилось постоянно взаимодействовать с самыми разными «варварскими» племенами и народами, которые временами захватывали Китай, основывали в нём иноземные «завоевательные династии», и даже сажали на китайский трон своих императоров некитайских кровей. Противостояние «китайских» и «завоевательных» династий, неоднократно менявшиеся отношения господства и подчинения между китайцами и иноземцами составляли сложную проблему с древности по новейшее время.

    Правившие в Китае монголы (империя Юань, 1271­–1368), а затем маньчжуры (империя Цин, 1644–1912) всегда чётко различали «собственно Китай» и «варварские» окраины созданных ими империй. К примеру, основатель династии Мин, император Чжу Юань-чжан выразил эту мысль предельно кратко и недвусмысленно: «В недавнем прошлом варвары-ху (монголы) воровски захватили земли хуася и господствовали над ними более 100 лет…».

    В начале ХХ в., через пять с лишним веков, эта мысль императора Мин нашла прямой отклик в словах будущего первого президента Китайской республики Сун Ятсена: «Китай должен быть государством китайцев, и управлять им должны китайцы…»1.

    Как справедливо считают современные исследователи, несмотря на то, что официальная конфуцианская историография признавала легитимность династий Юань и Цин, ни монголы, ни маньчжуры не отождествлялись с китайцами – в отличие от этносов, стоявших у историков формирования китайской нации в эпоху Чжоу. Впрочем, Китай не боялся пришлых завоевателей и всегда находил возможности переварить их в своем культурном «котле». А «дикие» жители окраин Поднебесной имели возможность стать подданными китайского императора после выражения покорности и надлежащего «окультуривания». Таким образом, китайская монархия обнаруживала поразительную устойчивость, оставаясь несокрушимой.

    Причина столь долгого существования в Китае монархического режима коренилась в неизменности, в незыблемости его идеологических, конфуцианско-традиционалистских основ. Регулярные династийные кризисы обычно завершались падением утратившего «мандат Неба» и появлением нового, «правильного» монарха. «Упадок» сменялся «расцветом». Но вплоть до начала ХХ в. все эти процессы происходили циклично, без каких-либо системных изменений в китайском монархическом строе.

    Замкнутость внутренне незыблемой монархической системы Китая нарушило вторжение Запада, открывшего новую эпоху взаимодействия двух совершенно разных миров – конфуцианско-традиционалистской китайской цивилизации и западные капиталистически-модернизаторской. Вторжение Запада означало вынужденное включение Китая в мировые, политические, социально-экономические и культурные процессы. Запад навязывал новую, более динамичную, современную и прогрессивную модель развития, которую Китай был вынужден принимать, пытаясь вписать их в догмы своих традиционалистских концепций. Открытие Китая положило начало сложному процессу сближения, взаимодействия и синтеза китайских и западных начал, выражавшийся в смешении принципов западного техницизма и конфуцианской духовности.

    Этот процесс неизбежно затронул монархический режим в Китае, который был ликвидирован в 1912 г. Уже с середины XIX в. Цинская империя оказалась как бы в двух измерениях – китаецентричном «феодальном» и в «глобальном» западном. А к началу XX в. мир тысячелетних имперских традиций окончательно рухнул под напором новой эпохи крутых перемен. Синьхайская революция оказалась следствием кризиса цинской монархии.

    О кризисе империи Цин свидетельствует «восстание ихэтуаней» 1898 – 1901 гг. В результате двух Опиумный войн (1839 – 1842 гг., 1856 – 1860 гг.), которые Китай проиграл из-за чрезвычайной технологической отсталости и неспособности реально оценить мощь западной цивилизации, некогда величественная Поднебесная империя была опутана сетью унизительных договоров с иностранными державами. Китай потерял Гонконг, часть Маньчжурии, западные сеттльменты создавались по всему Китаю, крупнейшие порты были открыты для иностранной торговли, причем иностранцы пользовались правами экстерриториальности, платили крайне небольшую торговую пошлину или не платили вовсе. Это было страшным унижением национального достоинства Китая. Другой причиной восстания стал кризис 1896–98 гг. – неудачная попытка экономических и социальных реформ в Китае (политика «самоусиления»), которая провалилась из-за неготовности Китая к преобразованиям и коррупции чиновников на местном уровне.

    На этой волне поднимается одно из крупнейших восстаний не только в истории Китая, но и всей Азии, которое получило название ихэтуань. Изначально это восстание имело лозунг «Долой Цин, восстановим Мин», что буквально значило «долой маньчжурскую династию, восстановим правление традиционной китайской». Основная идея восстания – ненависть к иностранцам и всему иностранному, в том числе и к технологическим нововведениям.

    После подавления восстания ихэтуаней количество подпольных революционных организаций продолжало расти, не прекращались и стихийные выступления крестьян.

    В 1902–1904 гг. в ряде провинций произошли стихийные выступления крестьян и ремесленников. В 1905–1906 гг. по всему Китаю прокатилась волна бойкота американских товаров. Повсеместно возникали пока еще разрозненные революционные организации, усиливалась антиправительственная агитация. Создание новых революционных организаций осуществлялось под руководством Союза возрождения Китая. В 1905 г. произошло объединение революционных организаций страны в революционную партию — Китайский революционный объединенный союз. Программой партии стали «три народных принципа» Сун Ятсена: национализм (свержение Цинской династии и восстановление независимости Китая), народовластие (учреждение республики) и народное благоденствие (осуществление уравнения прав на землю).

    1906—1908 гг. были периодом революционного подъема, в ходе которого Союзная лига усилила свое влияние среди народных масс. Чтобы сдержать революцию, правительство Китая в лице династии Цин дало обещание народу провести в скором времени переход к конституционной монархии, и уже к 1906 г. был издан императорский Указ о проведении подготовительных мер к установлению в Китае конституционного правления. Вскоре была опубликована программа предварительных мероприятий по созыву парламента, рассчитанная на девять лет. В 1910 г. маньчжурский двор разрешил созыв общекитайской конституционной палаты для обсуждения проектов будущей Конституции. Но это не ослабило недовольство в стране.

    Революция началась восстанием солдат и офицеров в Учане в октябре 1911 г. Оно быстро перекинулось во все провинции Южного и Центрального Китая. На севере страны, менее развитом в промышленном отношении, власть осталась в руках цинского правительства. Так, 10 октября 1911 г., в год синьхай по китайскому лунному календарю, началась Синьхайская революция.

    Цины обратились за помощью к генералу Юань Шикаю, бывшему губернатору столичной провинции Чжили, находившемуся в то время не у дел. Он был назначен главнокомандующим императорскими вооруженными силами и премьер-министром.

    В то же время на юге сформировалось временное революционное правительство, а 25 декабря 1911 г. на конференции представителей 17 революционных провинций временным президентом республики был избран Сун Ятсен. Новое республиканское правительство представляло собой блок буржуазных революционеров со старой бюрократией и либералами. Вскоре был достигнут компромисс, финалом которого было отречение Цинов. Но Сун Ятсен был вынужден уступить Юань Шикаю президентский пост.

    Была разработана временная Конституция, вошедшая в историю как «Конституция пяти властей». Как писал Сун Ятсен: «Ни в одной из конституций никогда не предусматривалось существование пяти властей. Конституция пяти властей впервые разработана мною»2. Помимо законодательной, судебной и исполнительной властей, Сун выделил экзаменационную и контрольную власти. Введение этих ветвей власти он связывал не только с китайской традицией – системой экзаменов для поступления на государственную службу и институтом цензората. Он считал, что экзаменационная система «восполняет пробелы, свойственные избирательной системе» для отбора наиболее достойных кандидатов на государственные посты. Эти ветви должны были осуществлять контроль народа через своих представителей за деятельностью первых трех властей. Вместе с тем Сун полагал, что народ необходимо наделить и прямой властью через «четыре права народа»: право избирать, право отзывать, право инициативы и право референдума. В основу Конституции вошла «триада», которую Сун Ятсен выдвинул в качестве программы еще в начале XX в.: национализм, народовластие и народное благоденствие.

    Под влиянием социалистической революции в России Сун Ятсен закреплял принцип равенства всех наций Китая вплоть до права на самоопределение. Справедливости ради необходимо отметить, что великоханьский шовинизм не удалось преодолеть ни ему, ни его преемникам. Это выразилось в недооценке федерализма как одного из принципов построения большого и многонационального государства.

    Сун Ятсен считал необходимым установить в Китае республику и демократию. Для патриархального китайского общества, не выработавшего понятия прав человека (в том числе и права определять свою судьбу) и не знавшего иной формы правления, кроме монархии, этот принцип был новеллой. Для полуфеодального Китая эта конституция в общем была прогрессивным документом.

    10 марта 1912 г. Национальное собрание приняло временную Конституцию, в соответствии с которой Китай представлял собой республику во главе с президентом. Законодательную власть осуществлял парламент, состоявший из двух палат: сената и палаты представителей. Выборы в парламент были двухступенчатыми. Сохранялся ценз оседлости, возрастной и имущественный ценз.

    Сун Ятсен полагал, что конституция будет ограничивать диктаторские поползновения Юань Шикая. Но этот расчет не оправдался. Опираясь на помощь международный империализма и китайской реакции, используя поддержку либеральных кругов и слабость буржуазной демократии, Юань Шикай начал готовиться к установлению единоличной военной диктатуры.

    Тем не менее, временной Конституцией Сун Ятсена в Китае впервые провозглашались равные права всех граждан, свобода слова и печати, организаций, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий, неприкосновенность личности и имущества, создание ответственного перед парламентом Кабинета министров. Однако коренные социально-экономические преобразования, которые покончили бы с феодализмом и ослабили влияние иностранного капитала, не последовали.

    Революция способствовала усилению политической активности китайского народа, его подготовке к дальнейшей борьбе. В таких условиях Сун Ятсен организовал политическую партию – Гоминьдан.

    Подглава 2. Диктатура Юань Шикая


    На выборах в парламент в декабре 1912 – феврале 1913 гг. большинство мест получил Гоминьдан. Ее новый лидер Сун Цзяожэнь готовился стать премьер-министром. Однако по распоряжению Юань Шикая за три недели до открытия парламента он был убит.

    Юань Шикай игнорировал мнение парламента по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики. В то же время он добивался поддержки со стороны иностранных держав, даже ценой национального предательства. Поэтому в мае 1913 г. Сун Ятсен призвал народ и войска южных провинций свергнуть диктатуру Юань Шикая. Восстание началось в том же году, но потерпело поражение.

    Юань Шикай, подавив восстание, принял меры для укрепления личной власти. Путем угроз и подкупов он провел через парламент свою кандидатуру в качестве постоянного президента. Он издал указы о роспуске обеих палат парламента, всех провинциальных собраний и органов местного самоуправления. 14 мая 1914 г. была объявлена новая Временная конституция, предоставившая президенту диктаторские полномочия. Кабинет министров становился ответственным уже не перед парламентом, а перед президентом. Отменялись многие демократические институты.

    Уже в конце 1915 г. было официально объявлено о восстановлении монархии. Накануне этого акта диктатор принял «21 требование» Японии, направленное на превращение Китая в японскую колонию. Все это усилило оппозицию диктатуре Юань Шикая. На юге началось новое антиюаньшикайское восстание.

    Подглава 3. Бэйянское правительство


    Диктатор был вынужден сделать заявление об отказе от монархии, но это не остановило восстания. Вскоре после его смерти власть оказалась в руках северокитайских милитаристов – генералов, установивших военную диктатуру на подвластных им территориях. Но революционный Юг не признал их власти. Противостояние Бэйянскому правительству (так в общем называли ряд режимов в «эру милитаристов» в Китае 1912 – 1928 гг.) получило название «Движение в защиту конституции». Но в сентябре 1917 г. в Гуанчжоу все же сформировалось военное правительство защиты республик.

    После окончания Первой мировой войны общественность ожидала освобождение от чужеземного господства, однако этого не произошло, что стало причиной массовых волнений. Октябрьская революция в России придала новый импульс борьбе китайского народа за национальное освобождение и социальную справедливость.

    Все это отозвалось «движением 4 мая», ставшим началом нового этапа освободительной борьбы. 4 мая 1919 г. в Пекине состоялись многолюдные демонстрации против политики капиталистических держав в отношении Китая и, в частности, против решения Парижской мирной конференции, санкционировавшей захват Японией провинции Шаньдун. «Движение 4 мая» можно характеризовать как переход к буржуазно-демократической революции, положившее начало активной борьбе китайского рабочего класса. Впоследствии стачки под экономическими и политическими лозунгами участились.

    В 1921 году с помощью Коминтерна была создана Коммунистическая партия Китая. С целью объединения всех антиимпериалистических сил страны коммунисты в 1923 г. приняли решение о вступлении в партию Сун Ятсена (т.е. возродить Гоминьдан) при условии сохранения организационной и идейной самостоятельности. Это вступление было оформлено в январе 1924 г. на I съезде Гоминьдана, ставшего, таким образом, организационной формой единого национального антиимпериалистического фронта. Борьба с иностранным капиталом приняла форму гражданской революционной войны, в ходе которой решались задачи буржуазно-демократической революции.

    Под влиянием идей революции в России взгляды Сун Ятсена претерпели значительные изменения, получили яркую антиимпериалистическую направленность. В этих условиях новой трактовке подверглись и «три народных принципа» Сун Ятсена. Так, принцип национализма стал выражать идею борьбы за свержение иностранного господства в Китае и за равноправие всех национальностей страны. Принцип народовластия содержал критику демократии западного типа, провозглашал народовластие всего народа, а не только меньшинства. В принцип народного благосостояния кроме уравнивания прав на землю были включены требования государственной помощи безработным, улучшения условий труда, защиты рабочих организаций и ограничения власти капитала. «Три народных принципа» в их новой трактовке были положены в основу политической программы Гоминьдана, принятой I съездом.

    В апреле 1924 г. Сун Ятсен выступил с «Общей программой строительства государства», в которой изложил свои конституционные взгляды, выразившиеся в идеях о «трех периодах» и «пяти властях». Строительство государства он разделил на три периода: военное правление, политическая опека и конституционное правление. В первый из этих периодов, по мысли Сун Ятсена, все государственные учреждения должны контролироваться военной администрацией, одновременно военную силу намечалось использовать для объединения страны. В период политической опеки население под руководством правительства организует самоуправление. Конституционное правление наступает с организацией самоуправления во всех уездах страны созданием правительства «пяти властей», после чего следует созыв Национального собрания.

    Между тем Китай оставался политически раздробленным, а большая часть его территории находилась под властью военщины. Центральным правительством Китая считалось пекинское, с которым поддерживали дипломатические отношения иностранные государства. Время от времени они созывали (сепаратно от Юга) парламенты, осуществляли различные конституционные маневры. Например, чжилийская клика, образовавшаяся в результате распада группировки бэйянских милитаристов после смерти Юань Шикая, в 1922 г. восстановила действие отмененной еще Юань Шикаем Конституции 1912 г., а в 1923 г. была даже принята первая Постоянная конституция Китайской республики, отмененная уже в 1924 г.

    К году смерти Сун Ятсена (1925 г.) относится первая попытка воплощения в жизнь разработанного им плана государственного строительства на сравнительно ограниченной территории страны, находившейся под властью гоминьдановского правительства в Гуанчжоу. Там был выработан и принят 1 июля 1925 г. «Органический закон национального правительства», опекаемого партией, которое по схеме Сун Ятсена должно было функционировать на двух этапах: военного правления и политической опеки.

    В 1926 году начался поход революционных сил Юга против северных милитаристов, который закончился победой южан и взятием Пекина. Однако в 1927 г. произошел разрыв Гоминьдана с компартией. Ставший после смерти Сун Ятсена фактическим лидером Гоминьдана Чан Кайши совершил антикоммунистический переворот. В одной провинции за другой происходят контрреволюционные перевороты. Коммунисты были вынуждены отступить в отдаленные сельские местности, где продолжили борьбу под своими. Но это уже была борьба против правительства Чан Кайши. После этих событий Гоминьдан стал партией крупной буржуазии и помещиков, революционные и прогрессивные элементы были изгнаны из партии.

    Таким образом началась гражданская война в Китае, с перерывами длившаяся с 1927 по 1950 гг. и ставшая самым продолжительным военным конфликтом XX века в истории. Гражданская война в Китае сопровождалась военной экспансией Японии. Поскольку Гоминьдан не сумел дать отпор агрессору, Япония оккупировала значительную часть Восточного Китая.

    Глава 2. КИТАЙ В ГОДЫ «НАНКИНСКОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ» (1928 –1937)


    В феврале 1928 г. на IV пленуме ЦИК Гоминьдана было образовано Национальное правительство. В основу государственного строительства был положен план Сун Ятсена. Поскольку формальное объединение страны под властью Гоминьдана было завершено, в соответствии с «Общей программой строительства государства» Китай с 1929 г. вступает в период политической опеки.

    В 1929 г. на III съезде Гоминьдана высшим органом власти в Китае объявлялся национальный съезд Гоминьдана, а в промежутках между его созывами — Центральный исполнительный комитет. Свои функции, связанные с определением деятельности правительства, ЦИК осуществлял через Центральный политический совет.

    В 1931 году функции политической опеки Гоминьдана были оформлены временной конституцией. В соответствии с ней национальному съезду Гоминьдана предоставлялось право осуществлять власть от имени Национального собрания, провозгласив таким образом партийный абсолютизм: Национальное собрание командовало армией, определяло бюджет, решало вопросы войны и мира, издавало распоряжения об амнистии. Все другие высшие органы государства были поставлены под контроль ЦИКа, которому было предоставлено право назначать национальное правительство.

    Конституция 1931 г. содержала некоторые декларации и обещания в отношении гражданских прав и народного благосостояния, но для проведения их в жизнь ничего не было сделано. Фактическую конституцию страны составили принятые в 1931 г. законы об организации центральных правительственных учреждений.

    Глава 3. НАЦИОНАЛЬНО–ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА КИТАЙСКОГО НАРОДА ПРОТИВ ЯПОНСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ


    Началось дальнейшее расширение японской агрессии (оккупация Северо-Восточного Китая). Правительство не организовало отпора агрессорам, занятое карательными экспедициями против созданных коммунистами революционных баз (освобожденных районов). К началу 1930-х гг. назрела необходимость политического объединения этих баз и создания центрального органа власти. 7 ноября 1930 г. открылся I съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов. Был принят проект временной Конституции, в котором указывалось, что на территории революционных баз «вся власть принадлежит советам рабочих, крестьян, красноармейцев и всех трудящихся». Были утверждены законы о земле, о труде, об основах экономической политики. Съезд избрал центральное правительство революционных районов Китая во главе с Мао Цзэдуном — руководителем Коммунистической партии Китая (КПК).

    Правительство революционных районов в апреле 1932 г. объявило войну Японии и предложило Гоминьдану прекратить гражданскую войну, объединив все силы для отпора агрессору.

    В марте 1932 г. японское правительство объявило о создании в границах Северо-Восточного Китая «независимого» государства Маньчжоуго во главе с Цин Пу И, что означало фактически превращение нескольких провинций Китая в японскую колонию. В 1937 г. Гоминьдан заключил соглашение о внутреннем мире. Наступление на освобожденные районы было прекращено, но в течение всей войны они подвергались блокаде.

    На освобождаемых территориях создавались антияпонские базы народного сопротивления. Там были выборные народно-политические советы, которые утверждали состав правительства каждого района, которые строились по принципу «трех третей»: одну треть занимали члены коммунистической партии, и по одной трети — представители мелкой буржуазии и патриотически настроенные помещики.

    Вторая мировая война близилась к завершению, но политическая обстановка в Китае обострялась. Гоминьдановская верхушка отказывалась от создания коалиционного правительства, на чем настаивали демократические организации. В 1944 г. Чан Кайши произвел изменения в составе правительства, которые говорили об усилении антикоммунизма в военно-политическом руководстве Гоминьдана и о его планах развертывания гражданской войны.

    В 1945 г., после поражения Квантунской армии и освобождения советскими войсками северо-востока Китая, соотношение сил изменилось в пользу Народной армии. Под контролем КПК оказались значительные территории. Гоминьдан понимал, что необходимо ослабить революционные настроения общества, и, так как введение конституционного правления было одним из важнейших требований различных слоев населения страны, 25 декабря 1946 г. Национальное собрание приняло Конституцию Китайской Республики.

    Эта конституция в отношении построения властных органов также исходила из идеи разделения пяти властей Сун Ятсена. В ней были отражены многие институты, сформировавшиеся в период политической опеки. Вводится пост президента страны, упраздняется должность председателя национального правительства. В качестве высшего представительного органа, стоящего над разделёнными властями, учреждалось Национальное собрание. Им избирались президент и вице-президент страны, принималась и изменялась конституция. Выборными органами становились Законодательная палата и Палата контроля. Предусматривалось и создание выборных органов самоуправления. Под влиянием американского права Основной закон Китайской республики 1947 г. содержит полный арсенал буржуазно-демократических прав и свобод граждан.

    В 1947 г. в контролируемых Гоминьданом районах страны прошли выборы депутатов Национального собрания, членов Законодательной и Контрольной палат, тогда же были назначены Экзаменационная палата и Палата юстиции.

    На первой сессии Национального собрания 19 апреля 1948 года ввиду коммунистической угрозы Национальной Ассамблеей были приняты Временные правила национальной мобилизации на период мятежа, которые предоставляли президенту чрезвычайные полномочия, срок которых определялся им самим. Президентом был избран Чан Кайши. Временные правила расширяли полномочия президента, например, он мог предпринимать чрезвычайные меры с тем, чтобы отразить угрозу национальной безопасности, подавить «коммунистический мятеж» и так далее. Кроме того, на президента и вице-президента не распространялось ограничение по двум срокам нахождения в должности, предусмотренное ст. 47 конституции.

    Принятие Конституции не смогло сдержать наступление Народной армии, и была развязана новая гражданская война, которая длилась с 1946 по 1949 гг. Гоминьдановский режим был уже накануне падения – не прошло и полутора лет после первой сессии Национального собрания, как Конституция 1947 г. осталась ограниченно действующим основным законом на территории лишь одной провинции Тайвань.

    В январе 1949 г. Чан Кайши обратился к руководству КПК с предложением начать мирные переговоры, что говорило о признании Гоминьданом своего поражения. В результате переговоров был выработан проект мирного соглашения.

    Глава 4. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


    Китайская Народная Республика образовалась в результате длительного революционного процесса, который первоначально развивался в отдаленных сельских местностях. Новое государство сначала объединило освобожденные районы, которые назывались Советскими. С первых лет своего существования они находились под руководством Компартии, но в течение ряда лет не имели общих органов власти, управления и суда. Лишь в 1931 г. такие органы были созданы на состоявшемся Всекитайском съезде Советов. Съезд образовал ЦИК и Совет народных комиссаров (СНК) Китайской Советской Республики (КСР). Оба эти органа могли издавать законы. Одновременно был образован Верховный суд. Местными органами власти провозглашались Советы депутатов, которые формировали исполнительные комитеты. Местными судебными органами в Советских районах являлись судебные отделы местных советских правительств (исполнительные комитеты). 

    На I Всекитайском съезде Советов был утвержден проект Основной конституционной программы КСР. В окончательном виде она была принята на II Всекитайском съезде Советов в 1934 г., провозгласив «демократические свободы для трудящихся», национальное равноправие, равноправие мужчин и женщин, а также право всех народов Китая на самоопределение вплоть до государственного отделения и создания самостоятельных государств. Была безоговорочно признана независимость Внешней Монголии. 

    В соответствии с Основной конституционной программой, Положением и Временным законом о выборах в Советы активным и пассивным избирательным правом пользовались только трудящиеся. Рабочим на выборах в Советы предоставлялись особые преимущества. Выборы депутатов проводились на специальных собраниях по производственно-территориальному принципу: рабочими — на предприятиях, а крестьянами, ремесленниками и др. — по месту жительства. Принципы работы Советов устанавливались специальными актами, принятыми на I и II съездах Советов.

    Неблагоприятная военная обстановка, сложившаяся для Красной Армии Китая в южной части страны, потребовала перебазирования вооруженных сил коммунистов в Северо-Западный Китай, которое завершилось в 1936 г. На границе провинций Шэньси, Ганьсу и Нинся, где власть коммунистов установилась до прихода основных сил Красной Армии, была создана главная революционная база — Пограничный район Шэньси-Ганьсу-Нинся. Наступил следующий этап китайской революционной войны против японских захватчиков. 

    В соответствии с условиями соглашения о внутреннем мире между Компартией и Гоминьданом Северо-Западная канцелярия Центрального Советского правительства Китая была преобразована в правительство Особого района Китайской Республики, а Красная Армия Китая — в Народно-революционную армию. На территории освобожденных районов провозглашался режим, основанный на всеобщем избирательном праве. На время войны в освобожденных районах — антияпонских революционных базах — была прекращена конфискация земель у помещиков, что не означало возвращения уже конфискованных земель: всякие попытки в этом направлении строго пресекались. Вместе с тем для крестьян проводилась политика снижения арендной платы и ссудного процента. 

    В Пограничном районе Шэньси-Ганьсу-Нинся и других освобожденных районах избирались местные представительные органы — Народно-политические советы. В перерывах между сессиями Советов их функции исполнялись постоянными комитетами. В качестве исполнительных органов формировались правительства, обладавшие необходимым административным аппаратом. 

    Правительственные органы антияпонских революционных баз принимали документы конституционного характера – политические программы. Они предусматривали меры по укреплению антияпонского единого фронта и улучшению жизни народа, охране его прав, развитию сельскохозяйственного и промышленного производства; провозглашали равноправие национальностей и полов, проведение политики ликвидации неграмотности, реформирование судебной системы и всего государственного аппарата. 

    В сентябре 1945 г. завершилась длившаяся восемь лет война китайского народа против японских захватчиков. Решающую помощь китайскому народу оказал Советский Союз. 

    Главной революционной базой коммунистов стал Северо-Восток Китая (Маньчжурия). Во вспыхнувшей вновь гражданской войне (1946—1949 гг.) Гоминьдан потерпел поражение. 

    В 1948—1949 гг. в важнейших экономических, политических и культурных центрах страны была установлена революционная власть, главной опорой которой стала Народно-освободительная армия Китая (НОАК). Главной формой революционной власти были военно-контрольные комитеты (ВКК) НОАК, которые назначались фронтовыми военными и политическими органами. ВКК были главными органами власти на местах. Им были подчинены все местные органы, при них формировались военные трибуналы. ВКК издали большое количество нормативных актов, регулировавших различные стороны жизни в освобожденных городах. 

    В процессе ликвидации гоминьдановской администрации ВКК создавали новую власть: местные народные правительства и массовые представительные органы — конференции народных представителей. От народно-политических советов периода антияпонской войны они отличались по социальному составу и по функциям. Делегатами конференций не могли быть помещики и представители бюрократической буржуазии. Функции конференций были скорее совещательными, полномочия местных собраний народных представителей они стали постепенно принимать позднее, в 50-е гг. 

    Весной-летом 1949 г. организационно оформился Народный политический консультативный совет Китая. К осени в руках Гоминьдана оставался только один крупный город – Гуанчжоу. Наступило время объединения освобожденных районов страны в единое государство.

    21 сентября 1949 г. открылась первая сессия Народной политической консультативной конференции, в работе которой участвовали представители всех демократических партий и групп. Сессия приняла Закон об организации Центрального народного правительства КНР и Общую программу, которая до принятия Конституции должна была выполнять роль Основного закона КНР. Конференция избрала Центральное народное правительство КНР во главе с Мао Цзэдуном. КНР была провозглашена 1 октября 1949 г.

    Также сессия приняла постановления о государственном флаге, гимне, новом летосчислении и перенесении столицы государства в Пекин с возвращением ему старого названия. 

    Общая программа провозгласила КНР «государством новой демократии». В качестве основы экономического развития страны программой провозглашался государственный сектор хозяйства. Вместе с тем определялись пути развития кооперативного, мелкотоварного, государственно-капиталистического и частнокапиталистического секторов. Прямо о переходе к социализму в Общей программе не говорилось. 

    Основными принципами организации и деятельности государственных органов провозглашались демократический централизм и участие в управлении делами государства широких народных масс, представляющих все национальности страны, и пр. Принцип национального самоопределения населяющих Китай народов в программе отсутствовал. Решение национального вопроса было осуществлено в форме создания территориальных автономий. 

    Общая программа являлась отправным пунктом законодательства КНР в период до принятия Конституции 1954 г. Все законы того времени издавались со ссылкой на эту программу. В соответствии сост. 17 Общей программы все прежнее китайское законодательство отменялось. 

    Сессия ВСНП избрала Центральный народный правительственный совет (ЦНПС), который был в восстановительный период высшим органом власти. Он представлял КНР вовне, а внутри страны осуществлял все полномочия высшего органа государственной власти. Пленарная сессия НПКСК, взявшая на себя функции ВСНП, никогда уже не созывалась, а избранный ею Всекитайский комитет НПКСК никакими государственными полномочиями наделен не был. Функции главы государства выполнял ЦНПС, реализовывались же они в основном через деятельность председателя Центрального народного правительства (ЦНП). Законодательство и политическая практика предконституционного периода 1949—1954 гг. создали председателю ЦНП особое положение в государственной структуре — выше обычной роли главы коллегиального органа власти. Председателем ЦНП и председателем Народно-революционного военного совета стал Председатель ЦК Компартии Мао Цзэдун.

    ЦНПС образовал ряд высших государственных органов, вместе составлявших ЦНП. В их число вошли Административный совет — высший орган государственного управления, Народно-революционный военный совет — орган руководства всеми вооруженными силами, Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура. 

    Административный совет в общем занимал в государственной структуре КНР положение правительства, однако он отличался от обычных органов такого рода по составу и компетенции. В него входили не все министры КНР, не было в нем и военного ведомства. Административный совет фактически осуществлял наряду с ЦНПС законодательную власть (например, в 1951 г. им был принят Временный закон о таможнях). В перерывах между сессиями ЦНПС Административный совет был ответственен перед председателем ЦНП. 

    В организации местных народных правительств была обобщена практика строительства органов власти в освобожденных районах. В качестве принципа устанавливалось, что народные правительства являются органами власти наряду с собраниями народных представителей. Однако, поскольку последние не созывались, народные правительства либо были единственными органами власти на местах, либо делили власть с конференциями представителей всех слоев народа, принявшими на себя функции собраний народных представителей. В течение всего восстановительного периода, а иногда и после его окончания на местах продолжали существовать военно-контрольные комитеты НОАК. 

    Первоначально представительные органы формировались ВКК и местными народными правительствами, которые назначались сверху. Затем они постепенно становились выборными органами. 

    Характерной чертой юстиции восстановительного периода было обилие чрезвычайных судов. Кроме военных трибуналов ВКК с 1950 г. стали создаваться народные трибуналы в районах проведения земельной реформы. В их компетенцию входили не только дела, связанные с проведением земельной реформы, но также и все дела о контрреволюционных преступлениях и бандитизме. Приговоры народных трибуналов подлежали утверждению народных правительств городов и уездов или вышестоящих правительств. 

    В марте 1952 г. Административным советом были учреждены народные трибуналы на период массовой кампании «сань фань» («против трех зол» — коррупции, расточительства и бюрократизма). Эти трибуналы создавались во всех учреждениях и в воинских частях. Они могли приговаривать к любым мерам наказания, включая смертную казнь, с последующим утверждением вышестоящими правительственными или военными инстанциями. Председателями трибуналов были руководители учреждений и военачальники. Народные трибуналы в городах создавались городскими народными правительствами и во время проведения в 1952—1953 гг. массовой кампании «у фань» («против пяти зол» — подкупа работников госаппарата, хищений, уклонения от уплаты налогов, махинаций с государственными заказами, выкрадывания секретной государственной экономической информации). Председателями трибуналов назначались, как правило, председатели городских народных судов. Приговоры этих трибуналов, если они предусматривали смертную казнь или длительное лишение свободы (от десяти лет и более), подлежали утверждению вышестоящими правительственными органами.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Обосновывая актуальность данной работы, следует отметить, что становление новой власти в КНР проходило под решающим влиянием советской экономической, политической и военной помощи. По сути, государственная администрация КНР была скопирована с советской модели, что во многом было оправданным: новые лидеры Китая не имели никакого опыта управления страной, но, не смотря на активное заимствование советского опыта, китайская революция 1949 г. безусловно, несла и своеобразные черты «национального коммунизма», фактически противоречащего традиционной советской трактовке марксизм. А потому изучение конституционного развития КНР, отражение различных положений конституций Китая является весьма интересным и актуальным особенно в свете сегодняшнего времени. Сегодня двусторонние отношения между Китаем и Россией, активно развивающиеся на принципах взаимного уважения, привлекают внимание экспертов и аналитиков во всем мире.

    К тому же правовая система КНР отличается значительным своеобразием, представляя собой сплав древних правовых традиций и современного законодательства, основанного на идеях «социализма с китайской спецификой». Эта самостоятельность и самобытность нашла себя в некоторых статьях конституций КНР. Именно это своеобразие я стремилась отобразить в данной работе.


    ЛИТЕРАТУРА


    1. История права Востока. Курс лекций / Крашенинникова Н.А. - М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1994 – 172 с.

    2. Всеобщая история государства и права под ред. Батыра К.И. «Манускрипт», М., 1993. - 54 с.

    3. Конституция пяти властей. Избранные произведения / Сунь Ятсен. М,, 1985. С. 637–640.

    4. Непомнин О.Е. // История Китая. XX век. М.: Крафт+. 2011 г. 736 с.

    5. Китайская Народная Республика // С. С. Разов. М.: Политиздат. 1989 г., 274 с.

    1 Введение к «Истории государства Тайпин» (1904)

    2 Сун Ятсен. Избранные произведения. М„ 1985. С. 637—640. КОНСТИТУЦИЯ ПЯТИ ВЛАСТЕЙ (1924 г.)



    написать администратору сайта