КУРСОВАЯ РАБОТА (Теоретические и методические Основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного образования). Курсовая работа 1. Курсовая работа (Теоретические и методические Основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного образования) на тему Развитие воображения детей дошкольного возраста на занятиях сюжетного рисования (лепки, аппликации)
Скачать 62.41 Kb.
|
КУРСОВАЯ РАБОТА (Теоретические и методические Основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного образования) на тему «Развитие воображения детей дошкольного возраста на занятиях сюжетного рисования (лепки, аппликации)» Выполнил: студентки 3 курса гр.ДО ПО – 31, ДО-31, специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………………………………….…3 Глава 1. Развитие творческой деятельности в дошкольном возрасте…………...6 Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста……………………………………….9 Глава 2. Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста 2.1. Понятие «воображение» в психолого-педагогической науке………………15 2.2. Анализ состояния проблемы в практике дошкольного воспитания……….20 2.3. Развитие воображения посредством сюжетного рисования………………..25 Заключение…………………………………………………………………………34 Информационные источники……………………………………………………...36 Приложения………………………………………………………………………...38 ВВЕДЕНИЕ. В современном обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности, обладающей способностью нестандартно и эффективно мыслить, решать сложные жизненные проблемы. Для того, чтобы выжить в современных условиях постоянных изменений и научиться адекватно реагировать на них, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого и является воображение. Актуальность. Тема развития воображения у детей дошкольного возраста актуальна тем, что этот процесс является неотъемлемой составляющей частью любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Воображение – великая сила. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или даже заглянуть в будущее. Именно благодаря воображению существует религия, в науке совершаются важные открытия, а в искусстве создаются подлинные шедевры. Но воображение, как и любая другая психическая функция человека, подразумевает наличие постоянной работы, если у нас есть желание его развить. С раннего детства жизнь требует от нас достаточно сформированного уровня воображения. Так, уже в дошкольном возрасте ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов, знаков и символов, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности. Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Когда в семье, в детском учреждении уделялось значительное внимание специальным развивающим занятиям по изобразительной деятельности с включением заданий, требующих от детей самостоятельного воссоздания и создания новых образов и ситуаций, их воображение, согласно практике, оказывалось на более высоком уровне развития. Психологи доказали, что воображение довольно широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, закладываются основы развития данного процесса, как указывал Л.С. Выготский. На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (например, В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого; С.Л. Рубинштейн указывал на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов. Изобразительная деятельность, в частности, детское сюжетное рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Григорьева Г.Г.), она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. И.В. Дубровина рассматривает фантазию (мечтательность) в качестве одного из видов творческого воображения. Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его дальнейшей деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Цель данной работы заключается в рассмотрении вопроса развития воображения детей на занятиях по сюжетному рисованию. Задачи исследования: 1. Рассмотреть специфику и психологические механизмы творческой деятельности. 2. Рассмотреть особенности творческого развития в детском возрасте. 3. Рассмотреть и определить основные условия, факторы, причины, влияющие на развитие воображения. 4. На основе теоретического анализа литературы разработать тезаурус - ключевые понятия по теме. (см. Приложение А) Гипотеза– может ли сюжетное рисование быть эффективным средством развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Объектомданной работы является изобразительная деятельность дошкольников (сюжетное рисование) Предмет исследования – процесс развития воображения у детей дошкольного возраста. В работе использованы аналитический метод; сравнительный метод; метод индукции; метод наблюдения. Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, заключение, список информационных источников, тезаурус, приложение. ГЛАВА 1. Развитие творческой деятельности в дошкольном возрасте. Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира, или известным построением ума, или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Если взглянуть на поведение человека, на всю его деятельность, то легко можно увидеть, что существуют два основных вида творческой деятельности: -Комбинирующий (творческий). Итогом такой творческой деятельности становится некий новый продукт (вещь, рисунок, аппликация и т.п.) -Воспроизводящий, или репродуктивный. Он бывает связан теснейшим образом с нашей памятью; его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений, то есть деятельность человека не создает ничего нового, а основой ее является более или менее точное повторение того, что уже было. В целом, творчество— создание нового из старых элементов во внутреннем мире. Создание нового продукта вызывает положительную эмоциональную реакцию. И это положительное эмоциональное состояние служит наградой творческому процессу и стимулирует человека действовать в том же направлении. Творчество связано с развитием потребности в познании, в получении новой информации, которая достигается в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности. Последнюю можно рассматривать как цепь ориентировочных рефлексов, каждый из которых обеспечивает получение определенной порции информации. Творческое мышление — это ориентировочно-исследовательская деятельность, обращенная к следам памяти в сочетании с поступающей актуальной информацией. Выделяют три основных этапа творческого процесса: -замысел, рождение догадки; -генерацию различных гипотез, включая самые фантастические, для объяснения данного явления; -критический анализ и отбор наиболее правдоподобных объяснений, которые протекают на уровне сознания. Особенности любой творческой деятельности. 1. Усталость, будь то умственная или физическая, не позволит родиться идее, как гениальной, так и простой. 2. Существуют различные барьеры для творческой деятельности, препятствующие и мешающие творчеству; одни из них — активное противодействие привычной обстановки, ассоциирующейся с тяжелой умственной работой, а самый высокий барьер — инерция собственного мышления. 3. Доскональное изучение предмета исследования загружает подсознательную деятельность мозга, именно это дает основу для «озарения» и вдохновения — когда легко и свободно могут всплыть в памяти решения и ответы. 4. Утром или перед засыпанием, когда человек расслаблен, но еще не спит, в пограничных состояниях между сном и бодрствованием особенно легко и просто происходят переходы образов и символов из подкорковых образований в кору больших полушарий головного мозга (четко осознанные мыслительные процессы), то есть от неосознанного к активной работе сознания. 5. Физическая нагрузка крайне необходима для творческой работы, так как мышечная деятельность активирует ЦНС. Отчасти ритмическую мышечную активность малой интенсивности (ходьбу) можно заменить активацией температурным воздействием. Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает особое значение. Кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства выдвигают новые задачи по воспитанию всесторонне развитой личности, способной усваивать научные знания, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и активно влиять на ход общественных, экономических и культурных процессов. Н.А. Ветлугина отмечает, что творческие способности у детей могут проявляться в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности. Следовательно, можно выделить следующие виды детского творчества: изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное. Развитие творческой деятельности - одна из важных задач, которую необходимо решать, обучая дошкольников рисованию, лепке, аппликации. И начинать это нужно с младшего возраста, так как именно в младшем дошкольном возрасте формируется первичная форма творческой деятельности. Дети овладевают изобразительными умениями в результате их введения в определённую ситуацию. В 2-3 года они не просто рисуют мазки, штрихи, различные очертания форм, а передают ими окружающие явления (например, «Дождик идёт», «Насыплем цыплятам зёрен»). Старшие дошкольники уже изображают явления, передача которых вызывает у них эмоциональное отношение к образу. Это могут быть явления, поражающие детей своими цветовыми сочетаниями (например, изображение вечера или тумана в деревне) или неожиданностью (например, появление первой травы или первого снега). Детское творчество имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать, развивая творческие способности детей. Оно обычно не имеет большой художественной ценности для окружающих людей по качеству, по масштабности охвата событий, по решению проблем, а является важным для самого ребёнка. Творчество детей значимо в мире детской игры. Как отмечает О.П. Радынова, критериями успешности детского творчества следует считать не художественную ценность образа, созданного ребёнком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, оригинальности и вариативности. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Третье условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых — это и есть Пятое условие успешного развития творческих способностей. И главное - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. 1.1. Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей. Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. Дети рисуют, лепят то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование — это не только забава, но и творческий труд. По мнению А.В. Запорожца, по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний, идеальный план деятельности, который отсутствует в раннем детстве. Рисунок выступает в роли материальной опоры данной деятельности. В.С. Мухина отмечает, что изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребенку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже - по принятым изобразительным законам. Использование цвета постепенно начинает влиять на развитие непосредственно восприятия и, что еще более важно, эстетических чувств ребенка. Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и педагогов. Существуют разные направления исследования детского рисунка. Современные исследователи акцентируют свое внимание на изучении возрастной эволюции рисунка ребенка, т.е. как рисунок меняется с возрастом ребенка; на психологическом анализе самого процесса рисования; на измерения одаренности посредством результатов изобразительной деятельности детей. Рисунок ребенка - всегда загадка. В нем отражаются его знания об окружающем мире: что он видит, слышит, все его чувства и переживания. Педагоги и психологи отмечают, что дошкольный возраст - уникальный в своем роде период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению различных сфер окружающей действительности, в познании их, и сложно не согласится с тем, что умения нужно развивать именно в период дошкольного детства. Особенно важным для развития психики ребенка является овладение движениями рук. Они развиваются в процессе деятельности, путем систематического обучения и постоянных упражнений. Определяя способность к рисованию, отечественные исследователи В.И. Киреенко, А.Г. Ковалев, Н.П. Сакулина подчеркивают необходимость развития умений, координированности действий глаз и руки ребёнка. Таким образом, единство зрительной и моторной координации для осуществления процесса изображения и выработки технических умений и навыков необходимо. Занятия изобразительной деятельностью способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. При создании образов дети используют прием антропоморфизации - одушевления предметов; поскольку часто встречается с ним при слушании сказок. Более сложным приемом, который используют дошкольники, выступает агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяет в нем, казалось бы, несоединимые стороны разных объектов. Смещение величины, приводящее к преуменьшению или преувеличению величины персонажей, приводит также к созданию оригинальных образов. В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов - изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными. Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными, личностным смыслом. «Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно- осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период до изобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. Вначале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это круго подобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет. Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения - произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений. Выводы по ГЛАВЕ 1. Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Деятельность воображения формируется в детстве наиболее активно и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, в рисовании и других видах творчества. Вместе с тем было бы ошибкой утверждать, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого. Как отмечает Л.С. Выготский, чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта [4]. Отсюда следует важный педагогический вывод: для того, чтобы создать благоприятные условия для развития воображения и творческих способностей детей, необходимо расширять их реальный жизненный опыт. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения. Для развития воображения важно «…приобщение ребенка к эстетическому опыту человечества, включить психику ребенка в ту общую мировую работу, которую предлагало человечество в течение тысячелетий.» Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка. декоративное рисование творческое воображение |